Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СУЩНОСТЬ. В Коране содержится множество упоминаний о сотворении джиннов из огня
В Коране содержится множество упоминаний о сотворении джиннов из огня. Однако, коранические выражения, упоминающие об этом, изменяются от аята к аяту, давая слегка отличные смысловые оттенки: И джиннов Мы сотворили раньше из огня знойного (нари-с-самум).[136] Коран, 15:27 ... и сотворил джиннов из чистого огня (мариджим-мин-нар).[137] Коран, 55:15 Такая же терминология используется в достоверных хадисах, описывающих происхождение джиннов из пламени. Айша (614-678 г. н. э.) сообщила, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Ангелы были сотворены из света и джинны из чистого огня (мариджим-мин-нар).[138] И взгляд большинства суннитских ученых, прошлого и настоящего, в том, что отношение джинна к огню — подобно отношению человека к земле. Хотя человек сотворен из элементов земли, он сам по себе не состоит из земли. Подобно этому джанн (предок джиннов)[139] был сотворен из элементов огня, но ни он, ни его потомки не состоят из огня. Согласно некоторым из этих ученых, доказательство этому можно найти в высказываниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Шайтан показался передо мной в молитве и я ударил его и почувствовал прохладность его слюны на своей руке...[140] Они доказывали, что если бы шайтан был сам по себе из огня, то как тогда его слюна могла быть холодной, или даже как у него вообще могла быть слюна?[141] В целом ясно, что джинны, также как и ангелы, были сотворены прежде человека. Это верование основывается на ясном значении следующего аята: И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облеченной в форму. И джиннов Мы сотворили раньше из огня знойного. Коран, 15:26,27 Это может быть также выведено из следующего коранического текста, в котором сотворение джиннов упоминается прежде сотворения человека: Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. Коран, 51:56 В дополнение, Ибн Кясир (1300-1373 г. н. э.) приводит повествование сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абдуллы ибн 'Умара (ум. 693 г. н. э.), в котором Пророк говорит, что джинны — потомки джанна, которые были на земле за 2000 лет до сотворения Адама.[142] СМЕРТЬ Джинны — сотворенные существа, следовательно они умирают также как и люди. Доказательство этого верования можно найти в общих текстах Корана, которые указывают, что все сотворенное прекратит свое существование: Всякая вещь гибнет, кроме Его (Аллаха) лика. Коран, 28:88 Всякий, кто на ней (земле) исчезнет... Коран, 55:26 Далее следует аят, который прямо указывает на вопрос: Это — те, на которых оправдалось слово относительно народов, прошедших до них из джиннов и людей; поистине, они остались в убытке. Коран, 46:18 Аль-Алуси[143] сказал: "Высказывание Великого и Славного: " ... народов, прошедших до них из джиннов и людей..." — доказывает, что джинны умирают, поколение за поколением, подобно людям".[144] Доказательства этому также можно найти в достоверных хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например, Ибн 'Аббас (ум. 688 г. н. э.) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Я ищу убежища у Твоей мощи. Нет божества, кроме Тебя, Который не умирает. А джинны и люди — умирают.[145] ШАЙТАН (Сатана) Слово шайтан (мн. число — шайатын) есть производное фай'ал, от корня глагола шатана, означающего "он был или стал, либо удален от истины и милости Аллаха". Этот термин эквивалентен по своему значению словам "дьявол" или "демон", когда используется в неопределенной форме или во множественном числе, но с определенным артиклем "аль", термин относится к Дьяволу, т. е. Сатане.[146] Из достоверных хадисов совершенно очевидно, что Шайтан — джинн, но не ангел. Когда некоторые аяты Корана рассматриваются по отдельности, то можно подумать, что он был ангелом. Однако, при изучении всей совокупности соответствующих аятов Корана следует непреложный вывод, что он был джинном. И на примере одного аята можно показать, что он был джинном: Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" — и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся. Коран, 7:11 Вышеприведенный аят указывает на то, что Иблис[147] (личное имя Шайтана)[148] был среди ангелов. Может показаться, что он был ангелом, иначе приказ пасть ниц не был бы обращен к нему, и он не был бы не прав в том, что не повиновался ему.[149] Некоторые ученые придерживаются взгляда, что Сатана — ангел. Аль-Куртуби[150] сказал: "Это мнение большинства ученых, таких как Ибн 'Аббас (ум. 688 г. н. э.) и Ибн Мас'уд (ум. 654 г. н. э.) (из сподвижников Пророка), Ибн Джурайдж[151], Саид ибн Аль-Мусайиб[152], Катада[153] и другие. Это был выбор Абу-ль-Хасана Аль-Аш'ари[154], Ибн Кудамы[155] и ведущих ученых маликитской школы. Ат-Табари[156] поддерживал его (предпочитая противоположному взгляду), и Аль-Багави[157] сказал, что это позиция большинства толкователей. Это также очевидный смысл аята: И пали ниц ангелы, кроме Иблиса, — он возгордился и оказался неверным. Коран, 38:73,74[158] Однако, когда Иблис был спрошен — почему он не поклонился, он ответил, что он лучше чем Адам: Он (Аллах) сказал: "Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?" Он сказал: "Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины". Коран, 7:12 Причина, по которой он предпочел себя была в том, что он был сотворен из огня. Так как ангелы сотворены из света, как передавалось от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а джинны — из огня, то это оправдание превосходства, со стороны Шайтана, подразумевает, что был джинном, а не ангелом. Ибн Кясир сказал: "Когда Всемогущий Аллах приказал ангелам пасть ниц перед Адамом, то повеление было обращено и к Иблису, хотя он и не был одного с ними происхождения, потому что он был среди них и участвовал в их делах. Поэтому повеление было также обращено и к нему и он был проклят за неповиновение этому приказу".[159] Аз-Замахшари[160] сказал: "Повеление относилось и к нему, хотя оно было обращено к ангелам, потому что Иблис был вместе с ними и он поклонялся Аллаху Всемогущему также, как поклонялись Ему они. Когда им было приказано пасть ниц перед Адамом и они склонились в его честь, то было даже более уместно, чтобы склонился джинн (Иблис)".[161] Кроме того, коранические тексты, приведенные в предыдущих главах показывают, что ангелы не имеют свободы воли, но делают то, что повелел им Аллах. Можно привести иной аят, который освещает вопрос в совершенно однозначных выражениях: И вот Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего. Неужели вы возьмете его и его потомство защитниками вместо Меня? Они для вас — враги". Коран, 18:50 Аш-Шанкити[162] сказал: "Очевидный смысл (аята) показывает, что причина его непокорности повелению своего Господа была в его сущности джинна. Ибо в основных правилах коранического толкования при обращении к ясному тексту установлен принцип, что фа (тогда, поэтому, потому что, так) — среди тех соединительных частиц, которые указывают "причину"... Например, в высказывании Всемогущего Аллаха: "Вору и воровке (фа) отсекайте их руки...". (5:38). То есть их руки должны быть отсечены из-за их воровства.[163]...Его (Иблиса) непокорность имела причиной его сущность джинна: "Был он из джиннов и (фа — потому) совратился с пути Господа своего". Это и есть та характеристика, которая отличает его от ангелов. Они все — покорны повелениям, а он — нет".[164] Мнение Ибн Хаджара Аль-Хайсами[165]: "Очевидно, что доказательство (того, что Иблис — джинн) основанное на фразе: "Был он из джиннов..." — сильнее, чем доказательство того, что он ангел, основанного на исключении [ "они (ангелы) пали ниц перед ним, КРОМЕ Иблиса" ], потому что (в арабском языке) исключение часто встречается в нарушенной (мункати) форме[166], как в высказывании Всемогущего: Сказал он (Ибрахим): "А присмотрелись ли вы к тому, чему вы поклоняетесь, вы и ваши древние отцы? Ведь они — враги мне, кроме Владыки миров, Который меня создал, и Он ведет меня по прямому пути...". Коран, 26:75-78 Здесь "Владыка миров" — не из тех, что упомянуты ранее (т. е. группа, из которой Он исключен)".[167] Также некоторые комментаторы указывали, что аят, приведенный выше (18:50) упоминает и потомство Шайтана, в то время как ангелы — существа бесполые, не порождающие потомства.[168] В отношении распространенного среди некоторых толкователей мнения, что Иблис был ангелом, Аш-Шанкити сказал: "То, что приписывается некоторыми толкователями многим из ранних ученых, таким как Ибн 'Аббас и другие, в отношении того, что он (Иблис) был из благороднейшей группы ангелов, хранителей рая, что он был назначен на ближайшее небо, и что его имя было Азазель[169], — все это происходит из иудейских источников (исра'илийа), которые ненадежны".[170] Таким образом, наиболее правильное мнение в том, что Иблис находился среди ангелов, но не был одним из них. Как случилось так, что он находился среди них — разъясняется во многих сомнительных повествованиях, приписываемых сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их ученикам.[171] Был или нет Шайтан предком всех джиннов, как Адам был предком всего человечества, также было предметом споров среди некоторых мусульманских ученых. Некоторые считали, что он — один из джиннов и не их предок. Кроме того, подобно Каину, бывшему первым злосчастным человеком, они рассматривали Шайтана — первым злосчастным джинном, из-за его неповиновения повелению Аллаха — поклониться Адаму.[172] Следующий аят приводился как доказательство в поддержку этого взгляда: И вот Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса. Был он из джиннов... Коран, 18:50 Очевидный смысл этого аята подразумевает, что Шайтан был только одним из них и не первым среди них.[173] Другой взгляд был выражен Аль-Хасаном Аль-Басри в его толковании фразы из вышеупомянутого аята: "Был он из джиннов...". Он сказал: "Иблис не был одним из ангелов, ни на мгновение ока. Он был предком джиннов, также как Адам был предком людей".[174] Этого взгляда также придерживался Ибн Таймийа.[175] Однако, в отношении вопроса — был или нет Шайтан в действительности, предком джиннов, — удовлетворительного доказательства в Коране и Сунне, чтобы предпочесть одно мнение другому, — нет. ФОРМА В своем естественном виде большинство джиннов — невидимы для человека, но видимы для некоторых животных. Это позиция большинства ученых, прошлого и настоящего. В отношении визуальности джиннов, Мухаммад Рашид Рида написал следующее: "Если ангелы или джинны принимают форму плоти, подобную человеческой или другой (т. е. животного), то становится возможным видеть их. Однако, в нормальных условиях, они — невидимы в своем натуральном виде".[176] Далее следует некоторые из достоверных повествований, поддерживающих эту позицию: Джабир ибн Абдулла сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Если вы слышите лай собак или крик осла ночью, то ищите убежища у Аллаха от шайтана, потому что они видят то, чего вы не видите.[177] В другом повествовании, Абу Хурайра сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Когда вы слышите крик осла, то ищите убежища у Аллаха от шайтана, потому что он видит шайтана.[178] В другом повествовании, Абу-д-Дарда' сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стоял (в молитве) и мы слышали, что он сказал: "Я ищу убежища у Аллаха от тебя". Затем он протянул руку, как если бы схватил что-то, и сказал трижды: "Я проклинаю тебя проклятием Аллаха". Когда мы закончили молитву, мы спросили его: "О, посланник Аллаха! Мы слышали, что ты сказал нечто в своей молитве, что мы никогда не слышали от тебя прежде. И ты протянул свою руку". Он ответил: "Поистине, враг Аллаха, Иблис, принес пылающий факел и пытался ткнуть им мне в лицо...".[179] Их невидимость также можно вывести из следующего аята: Ведь он видит вас, — он и его сонм — оттуда, откуда вы их не видите... Коран, 7:27 Некоторые ученые прошлого, такие как Аш-Шафи'и[180], Ан-Наххас[181] и Ибн Хазм[182] использовали этот аят как доказательство, что только пророки могли видеть джиннов. Аль-Байхаки[183] сообщил в своей книге Манакиб Аш-Шафи'и, от Ар-Раби', что Аш-Шафи'и сказал: "Мы не принимаем свидетельства любого, кто заявит, что видел джинна, если он не пророк". Ибн Хаджар[184], комментируя это высказывание, сказал: "Это установление должно относится к тому, кто заявил, что видел их в форме, в которой они были созданы. Тот, кто видел их в обличии животного не должен подвергаться недоверию, из-за большого числа повествований в отношении принятия ими видимой формы".[185] Имам Аш-Шафи'и подкрепил свое суждение о том, что только пророки могли видеть джиннов в их натуральном состоянии, — кораническим аятом, который прокомментировал Ибн Хаджар: "Высказывание Всемогущего: "Ведь он видит вас, — он и его сонм...", относится к тому, когда они в форме, в которой были сотворены".[186] Аль-Куртуби приводит высказывание Ан-Наххаса: "(Фраза:) "... оттуда, откуда вы их не видите..." указывает, что джинны — невидимы, за исключением миссии Пророка, так как это должно быть доказательством (истинности) его пророчества. Аллах, Величайший и Милостивый, сотворил их в невидимом мире, и они могут быть видимы только, если они изменят свою (первоначальную) форму, которая из чудес, происходящих только в эпоху пророков (мир им и благословение Аллаха).[187] Ибн Хазм Аз-Захири сказал: "Нет какого-либо достоверного сообщения о лицезрении джиннов, после кончины Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Есть только повествования с нарушенной цепочкой или повествования от отвергаемых (передатчиков)".[188] Ученые объясняли невидимость джиннов по-разному. Некоторые считали, что они невидимы потому что Аллах сотворил человеческие глаза — неспособными видеть их, в то время как другие придерживались взгляда, что они невидимы из-за тонкости их тел.[189] По причине недостаточности доказательств, поддерживающих эти мнения в Коране и Сунне, этот вопрос не разрешен окончательно. Date: 2015-09-17; view: 446; Нарушение авторских прав |