Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Элементы справочно-информационного аппарата книги
Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи. Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения. Может присутствовать информация об авторе и предполагаемый адресат (на какой круг читателей рассчитана книга). Цель аннотации - помочь читателю быстро ознакомиться с содержанием книги. Объем аннотации обычно 50-60 слов. Образец аннотации: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 9-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002, – 315с. Справочник представляет собой сборник нормативных сведений, касающихся трудных случаев произношения, словоупотребления, использования грамматических форм современного русского литературного языка, а также орфографии, пунктуации, правил оформления письменного текста и деловых бумаг. Задания, направленные на усвоение и практическое применение представленных в «Справочнике» сведений, содержатся в «Практикуме». Пособие предназначено для самообразования, факультативных и индивидуальных занятий с преподавателем. 2.4.3. Композиционно-смысловая структура параграфа учебника. Это двуплановое образование, включающее: 1. План развернутого общего содержания; 2. План свернутого, сжатого содержания. План развернутого содержания реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение; основная, центральная часть; выводы и заключение. Перечисленные части дополняются списком использованной литературы, иногда приложениями и иллюстрациями (если иллюстрации вынесены за текст). План развернутого содержания формально выражает развитие логики мысли (развертывание темы). Введение – это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения. На фоне известного знания автор формулирует новое, что определяет дальнейшее восприятие адресатом содержания текста. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству, аргументации основных положений работы, выраженных во введении тезисно. Причем в начальных разделах содержится или методологичекая информация, или обзорного характера, в центральной же части помещается главная информация, отвечающая требованиям новизны, полноты и достоверности (тезис, концептографическая информация – раскрыты ключевые понятия темы). Освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение, иллюстрирующие факты, свидетельства и ссылки). Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных выводов. Поскольку все изложение в тексте подчинено решению одной научной проблемы, самостоятельность и отдельность каждого композиционного элемента являются относительными: любой раздел научного текста выполняет свою задачу только в единстве с другими, будучи связан с ними целой системой отношений (сопоставлений, противопоставлений, дополнений и т.п.). Второй этап повторения основных мыслей научного текста осуществляется в заключении, когда автор вновь обобщенно на более высоком уровне (уровне синтеза научного знания) еще раз повторяет основные концептуальные положения, содержащиеся в произведении. Плансвернутого, сжатого содержания представлен заглавием работы (текста). Заглавие работы впервые акцентирует внимание читателя на предмете речи, авторской концепции, это высший уровень обобщения содержания текста. Результат осмысления вводной части текста не обязательно фиксировать, но можно составить предварительный конспект, записать вопросы к основной части текста. Осмысление основной части содержания состоит из четырех основных операций: составление плана, составление тезисов, классификация видов информации, выделение главного и суммирование. Составление плана текста заключается в выделении его тематической структуры (темы, подтемы). Любую часть содержания можно считать логическим суждением: и отдельную фразу, и текст в целом. В каждом суждении выделяются логический субъект (о чем говорится) и логический предикат (что говорится о субъекте). В предложении роль логического субъекта обычно выполняет подлежащее, а роль предиката – сказуемое с второстепенными членами (например, в предложении "Мир познаваем" подлежащее "мир" – субъект, сказуемое "познаваем" – предикат). В целом тексте субъектом является заголовок, а предикатом – сам текст. План не раскрывает содержания, а только называет его части. Логичность плана является основным его отличием от интуитивного выделения ключевых слов в абзацах, основывается на структурировании объекта /предмета речи. Универсальное средство, на которое следует опираться при тематическом членении знаний, – общая типология объектов рассмотрения. В любом тексте говорится о предметах и протекающих в них процессах, о состояниях и явлениях в окружающем мире. В научном тексте одним из основных приемов для достижения ясности изложения является композиционная организация текста. Все разделы и подразделы, как правило, пронумерованы. Однако употребление различного рода шрифтов делает цифровое обозначение не обязательным: иерархия шрифтов наглядно отражает иерархию частей, т.е. их отношение друг к другу (их самостоятельность и равноценность или их соподчинение, в том числе и многократное, ступенчатое). Шрифтовое выделение играет большую роль в донесении до читателя мысли автора и способствует ясности изложения. В современных научно-технических статьях преобладает дробное членение на отдельные мелкие разделы, которые иногда состоят всего из одного или нескольких абзацев. В печатном научном тексте существует графический способ отделения главного от второстепенного: второстепенное может печататься петитом (мелким шрифтом), особое – курсивом (с наклоном вправо). 2.4.4. Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы чтения, максимально усваивать прочитанное, бережно обращаться с произведениями печати. Чтение-сканирование – быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, факта. Ознакомительное (просмотровое) чтение предполагает следующее: · внимательно прочитать титульный лист (не обложку!) где напечатаны фамилия автора, название книги, место и год издания, заполнить карточку для тематической картотеки (выписать общее количество страниц!); · познакомиться с «Оглавлением» («Содержанием»), выяснить логический план текста; · прочитать «Введение» («Предисловие»), чтобы представить назачение и цель, источники и характер изложенных сведений; · прочитать «Заключение» («Послесловие», «Резюме»), где повторяются основные тезисы произведения; · изучить библиографический список. Углубленное чтение (аналитическое, смысловое) критическое и творческое осмысление всех видов информации в тексте (метаинформации, концептографической, фактографической, библиографической информации); поиск сильных и слабых сторон в объяснении. В процессе чтения вести записи прочитанного с определением степени важности информации. 2.4.5. Ведение записей прочитанного. 1. Выписки (на отдельных листках, карточках) – запись наиболее важных, сложных для запоминания или наиболее интересных фрагментов текста. Как правило, в научном тексте первичный вид выписок – понятийный аппарат текста (тезаурус). Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов, т.е. мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Определение понятия (дефиниция) – это способ познания посредством раскрытия содержания понятий. Признаки – компоненты, отношения между ними, свойства объекта и его отношения к другим объектам, по которым его можно узнать, определить, описать. Существенные признаки – признаки, без которых данный объект существовать не может (если существенный признак исключить, то объект перестанет существовать). Таким образом, содержание понятия – совокупность существенных признаков определяемых объектов. При вычленении понятийной базы важно выделить объект и предмет исследования. 2. Цитаты ( лат. «призываю в свидетели») – дословная запись выдержек, извлечений, сведений из текста с учетом всех графических авторских выделений (курсив, жирный шрифт, разрядка), с указанием источника и номера страницы. Вводить цитату в текст исследования необходимо с учетом правил в виде ссылки, сноски, примечания. 3. Тезисы (греч. «утверждаю») – свободная или текстуальная запись утверждений или развернутых рассуждений (тезис, подкрепленный аргументами) автора текста. Как правило, в научном тексте тезис открывает микротему. 4. Конспекты (лат. «обзор, изложение») – наиболее сложная форма записи прочитанного, объединяющая все виды записей – пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспекты бывают текстуальными, свободными, смешанными. На полях записей необходимо указывать степень текстуальной точности фрагментов с указанием страницы в первоисточнике. К смысловым опорам конспекта научного текста относятся такие фрагменты текста, как определения понятий, правила, формулировки законов и закономерностей, которые обычо фиксируются дословно. Переформулировка печатного текста происходит по законам языка: максимально используются заимствованная лексика (в том числе терминология) и синтаксические конструкции. Для сокращения во время конспектирования надо иметь в виду следующее: 1. В письменной речи наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. 2. В связи с флективностью (флективность – лингвист. термин – окончание, часто изменяющееся при склонении, спряжении – использование окончаний для установления связей между словами) русского языка нельзя сокращать те окончания, с помощью которых обозначаются признаки предметных отношений. 3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для восстановления этого слова в данном контексте (корневая морфема и значащий суффикс). 4. Если перед отсекаемой частью стоит буква й, требуется сохранитьследующую за ней согласную: многослойный – многослойн. 5. Если перед отсекаемой частью стоит мягкий знак или удвоенная согласная, то при сокращении они отсекаются: сельский – сел., металлический – метал. Несмотря на различия изучаемых дисциплин, можно и нужно отрабатывать единые приемы сокращений. Сокращать слова можно не только при помощи аббревиатуры, но и используя знания по математике, физике, химии. Слова: больше, меньше, равно, не равно, приближенно, примерно, перпендикулярно, бесконечность, минута, секунда, градус и другие – можно писать с помощью математических символов. Слова: длина, масса, время, температура, площадь, объем, скорость, частота, плотность, сила, давление, энергия, мощность, яркость, теплота и другие - можно писать с помощью физических символов. Не следует сокращать цитаты из художественной литературы, фамилии, географические и исторические названия, специальные термины. В сокращении записи не следует забывать о предлогах, так как, выполняя функцию управления, предлоги помогают раскрыть и уточнить значение падежей, что позволяет легко читать сокращенную запись. Важно помнить следующие правила конспектирования: 1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные. 2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его. 3. Составить план – основу конспекта. 4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. 5. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста, т.е. записывать своими словами то, что непонятно. 6. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений. 7. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы. 8. Пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – заголовки подтем, параграфов, и т.д. зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д.; коричневым – ставьте на полях значки:!!!, NВ и другие. Date: 2015-09-17; view: 477; Нарушение авторских прав |