Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путинята





«Путинята» это название сборника патриотических стихов для детей, изданного Саратовским издательство «Научная книга» в 2014 году. Автором стихов является Ирина Кононова. По мнению автора, «малышей теперь в России многие путинятами зовут». В книге также предлагается вступать в ряды "путинят" защитников отечества и "дяди Путина", а ещё «нужно создавать по всей стране детские кружки любителей Путина наподобие советских кружков детей-октябрят».

Собственно, само слово «путинята» и есть калька с ленинских октябрят (Путин + уменьшительно-ласкательный суффикс –ат/ят). То есть, по сути, это снова проявление «вождизма» и пропаганды, где начиная с юных лет должно воспитываться «правильное» отношение в правящей власти (вспомним дедушку Ленина). Книга вызвала огромный резонанс и обсуждение в социальных сетях, блогах, на сайтах газет, где было опубликовано сообщение и прокомментировано: через сравнение России с Северной Кореей, Путин с Лениным, а путинят с гитлерюгендом. Собственно, само слово «путинята» никак, казалось бы, эмоционально не окрашено, в то время как подоплёка, пробуждающая языковую экспрессию, кроется не столько за словом, сколько за самим появлением подобной книги как таковой.

 

 

Выводы

Проанализировав отобранные нами неологизмы как по словообразовательным моделям, так и по их эмоционально-стилистической окраске, мы пришли к следующим выводам:

1. основными способами образования политических неологизмов от имён собственных являются:

- суффиксальный способ (16 лексических единиц из 20): лениниана, сталиниана, брежневиана, путиниана, путинизмы, гайдаризм, ельцинизм, зюганизм, явлинизм, путинизм, жирировщина, милоновщина, сердюковщина, путиноид путинята, путинец;

- префиксально-суффиксальный способ (1 лексическая единица из 20): запутинец;

- способ сложения (2 лексические единицы из 20): путинг, путиниада;

- лексико – семантический, переосмысление уже известных фразеологизмов (1 лексическая единица из 20): слёзы Путина;

2. большинство рассмотренных слов образовано по продуктивным моделям:

- сущ.+ суф. – иан(а)

- сущ.+ суф. – изм

- сущ.+ суф. – щин(а)

- сущ.+ суф. – ец

- преф. за- +сущ.+ суф. – ец

и используются как в политической, так и в далеких от политики сферах – касаются общественно-бытовой сферы, биологии, литература и искусство и т.д.;

3. спектр стилистической окраски отобранных единиц лежит, в основном, в диапазоне от нейтрального (лениниана, сталиниана) до презрительного (сердюковщина, гайдаризм,путинец, и т.д.), реже, оскорбительного (путиноид, запутинец);

4. прослеживая оттенки экспрессивности у той или иной единицы мы отметили: а) личность политика задаёт тот или иной вектор эмотивности, но чаще в отрицательную сторону; б) переосмысление личности политика в истории страны, его деятельности также влияет на стилистическую окраску слова(ср. брежнивиана, путинизм); в) политические события, происходящие как в стране, так и в мире, могут либо наделить неологизм новым смыслом, либо изменить его стилистическую окраску с положительной на негативную (ср.путиниана);

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволило осознать многообразие и интенсивность процессов словообразования в языке современных СМИ и в блог-сфере; насколько сильно изменился язык СМИ, с течением времени и со сменой политических режимов произошла демократизация языка, а это значит, что речевые обороты всё чаще стали употребляться в публицистике. Таким образом, СМИ хотят усилить степень воздействия на читателя, ведь теперь можно прибегнуть к помощи блогов, выйти на более «личностный контакт» со своей аудиторией. Эта тенденция проникает и в политику: ведь таким «неформальным» образом гораздо проще консолидировать своих сторонников, координировать их действия, проводить «обкатку» своих идей или проводить контрпропаганду.

В связи с тем, что СМИ требуется привлекать внимание обширной аудитории, то время от времени в языке СМИ появляются новые средства воздействия на общественность: «персонификация общения», диалогизация сообщения, стилевая контаминация, использование слов только с негативной окраской, жаргона, просторечий, а также порождение неологизмов.

Развитие и общедоступность Интернета дало огромное значение для процесса словотворчества и вхождения в общественно-политическую жизнь, это становится особенно актуальным на фоне ярких политических явлений, тогда Интернет-сообщество и статьи переполнятся новообразованиями негативной эмоциональной окраски.


Было отмечено, что существуют наиболее продуктивные модели образования неологизмов: аффиксация, лексико-семантическое словообразование, способ сложения. Проведенный анализ отобранных лексических единиц помог установить, что смена стилистической окраски слова может меняться как с течением времени и переосмыслением личности политика в истории, так и политические события накладывают свой отпечаток. Чем активнее идут политические изменения, тем больше меняется оттеночность слова. Тем самых подтверждается положение, высказанное в качестве гипотезы – о неологизмах блог-сферы и СМИ, как об особом классе языковых новообразований, с тяготением к экспрессивности, выразительности, оценочности.

Был выявлен большой потенциал использования материалов СМИ в процессе обучения студентов-инофонов, ведь здесь студент может получить значительные лингвокультурологические и фоновые знания. Однако сложный, экспрессивный язык СМИ создаёт много трудностей в понимании текстов. Для облегчения процесса ознакомления студентов-инофонов с актуальными аналитическими статьями, требуется создание словников, которые бы могли отображать закономерности словообразования языка и концентрировать в себе новый материал, что, несомненно, поможет в обогащении лексикона студентов и поспособствует развитию у них языковой догадки.

 

 

Приложение 1: Модель словарной статьи словника

 

Модель словарной статьи лексической единицы

1. Заголовочная единица с указанием на частеречную принадлежность, приводится в исходной форме: имена существительные – в именительном падеже, глаголы – в инфинитиве.

2. Грамматические сведения

3. Словообразовательная модель

4. Толкование

5. Стилистическая помета

6. Пример контекстуального употребления, с указанием источника

7. Отсылка к страноведческому комментарию

Модель страноведческого комментария

 

1. Заглавное слово: указание фамилии, имени, отчества политика полностью.

2. Краткие биографические сведения, с указанием наиболее выдающихся заслуг в политической сфере.

 

Пример словарной статьи и страноведческого комментария:

 

 

§ ПУТИНИ´ЗМ, сущ., ед. ч., м.р.; мн. ч.- ПУТИНИЗМА´

(сущ. + суф. – изм)

– идеология и форма правления в Российской Федерации, сложившаяся за время правления Владимира Путина. иронич., неодобр.

«Словом, В.Путина не было бы, если бы к моменту его появления на полити-

ческой арене России в стране не развивался "путинизм". [Печенев Вадим.

Путин – последний шанс России? // Труд-7, 2000.10.20] см. статью Путин.

  • ПУТИН Владимир Владимирович, российский государственный деятель, Пре­зидент Российской Федерации. Родился 7 октября 1952 г. в Ленинграде. В 1975 г окон­чил юридический факультет ЛГУ(сейчас СПБГУ). Был направлен на работу в органы государствен­ной безопасности. В 1976-1990 гг. служил в разведке, долгое время работал в Германии. В совершенстве владеет немецким языком. В августе 1999 г. кандидатура Путина была предложена президентом Б. Ельциным на пост Председателя Правительства для утверждения Государственной думой, которая после первого же голосования ут­вердила его кандидатуру. 31 декабря 1999 г. после добровольной досрочной отставки первого президента России Б. Н. Ельцина занял пост исполняющего обязанности Президента РФ. 26 марта 2000 г. Путин избран Президентом Российской Федерации, переизбран в 2004 г., 2012 г.

 


Список литературы

 

Беглова Е.П. Неузуальная лексика как текстовая доминанта (на материале газетных текстов рубежа XX–XXI вв.) // Языковая игра. Детская речь. – Екатеринбург, 2006.

Беглова Е.П. Семантико‑прагматический потенциал некодифицированного слова в публицистике постсоветской эпохи: Автореф… д‑ра филол. наук. – М., 2007.

Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М., 1973.

Волгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2001.

Вепрева П.Т., Мустайоки А. Детабуизация в современном русском языке и тревожная лексика // Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте словесности: Коллективная монография. – Труды Уральского МИОНа. Вып. 20. – Екатеринбург: Изд‑во Урал, ун‑та, 2006.

Володина М.Н. Язык СМИ как отражение языковой действительности // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. – М., 2007.

Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно‑дискурсивный подход: Автореф. дис… д‑ра филол. наук. – Челябинск, 2006.

Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиасеть. – М., 2008.

Земская Е.А. Словообразования как деятельность. М., 1992.- С. 59-93.

Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). – М., 1996.

Ильясова C.B., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламе. – М., 2009.

Котина Г.А. Этическая норма и проблема речевого манипулирования//Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции. (Москва, 8–10 июня 2002 г.). – М., 2003.

Кормилицына М.А. Метатекстовые конструкции и узуальные стилистические нормы современных газет // Русский язык сегодня. – Вып. 4. Проблема языковой нормы. –М., 2006.

КормилицынаМ.А. Некоторые итоги исследования процессов, происходящих в языке современных газет //Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Изд‑во Сарат. ун‑та, 2008. –Вып. 8.

Кормилицына М.А. О некоторых активных процессах в языке современной публицистики //Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции. – М.: ИРЯ РАН, 2003.

Кормилицына М.А. Усиление личностного начала в русской речи последних лет // Русский язык сегодня. – Вып. 3. – М., 2008. Коряковцева Е.И. Языковой образ российской провинции в столичной прессе // Жизнь провинции как феномен духовности. –Н. Новгород, 2008.


Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость. Л., 1975.

Лейчик В.М. Интеллектуализация и демократизация – противоположные тенденции в развитии современного русского языка // Русский язык на рубеже веков: активные процессы. –М., 2003.

Лопатин В.В. Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования. Л., 1978.-. С. 54-201

Лысакова //.77. Революция в языке или язык революции? // Современная русская речь: состояние и функционирование. Вып II. – СПб., 2006.

Плотникова Л.П. Словотворчество как феномен языковой личности. – Белгород, 2003.

Покровская Е.В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. – 2006. – № 3.

Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугупава Д.В. Неология и неография современного русского языка. – М., 2005.

Поцепня Д.М. Изменения в словарном составе языка и новые лексикографические идеи // Современные языковые процессы. – СПб., 2003.

Ржанова С.А. Оценочный характер узуса в СМИ //Язык, литература, культура: диалог поколений: Сб. науч. ст. – М.; Чебоксары, 2004.

Свешникова Н.В., Ягубова М.А. Жаргонное слово в языке СМИ // Проблемы речевой коммуникации. – Вып. 6. – Саратов, 2006.

Сиротинина О.Б. Положительные и негативные следствия двадцатилетней «свободы» русской речи // Проблемы речевой коммуникации. – Вып. 8. – Саратов, 2008.

Сиротинина О.Б. Структурно‑функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Второй международной научной конференции, г. Волгоград, 24–26 апр. 2007 г.: в 2 т. Т. 1. –Волгоград: Изд‑во ВолГУ, 2007.

Сковородников А.П., Копнина Г.А. Экспрессивные средства в языке современных газет: тенденции и их культурно‑речевая оценка // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Ч. 2. –М., 2004.

Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно‑методический бюллетень. – Вып. 2. –Красноярск; Ачинск, 1997.

Стернин Л.A. Социальные факторы и публицистический дискурс // Массовая культура на рубеже XX–XXI веков: Человек и его дискурс. – М., 2003.

Трошкииа Т.П. Тенденции в современном русском словообразовании и их реализация в языке средств массовой информации // Вопросы лингвистики и лингводидактики. – Познань, 2004.

Химик В.В. Болезнь языка или язык болезни? // Современная русская речь: состояние и функционирование. – Вып. II. – СПб., 2006.

Хромов С.С. Русский язык и современное российское общество: регуляция и саморегуляция? // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Второй междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24–26 апр. 2007 г.: в 2 т. Т. 1. – Волгоград: Изд‑во ВолГУ, 2007.

Шаховский В.П. Эмоционально‑смысловая доминанта в естественной и художественной коммуникации // Язык и эмоции: личностные смыслы и доминанты в речевой деятельности. – Волгоград, 2004. URL http://tverlingua.ru/archive/038/01_38.pdf Дата обращения: 22.06.2015г.

Шапошников В.П. Русская речь 1990‑х годов. Современная Россия в языковом отображении. –М., 1998.







Date: 2015-09-17; view: 720; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию