Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Путинята
«Путинята» – это название сборника патриотических стихов для детей, изданного Саратовским издательство «Научная книга» в 2014 году. Автором стихов является Ирина Кононова. По мнению автора, «малышей теперь в России многие путинятами зовут». В книге также предлагается вступать в ряды "путинят" – защитников отечества и "дяди Путина", а ещё «нужно создавать по всей стране детские кружки любителей Путина наподобие советских кружков детей-октябрят». Собственно, само слово «путинята» и есть калька с ленинских октябрят (Путин + уменьшительно-ласкательный суффикс –ат/ят). То есть, по сути, это снова проявление «вождизма» и пропаганды, где начиная с юных лет должно воспитываться «правильное» отношение в правящей власти (вспомним дедушку Ленина). Книга вызвала огромный резонанс и обсуждение в социальных сетях, блогах, на сайтах газет, где было опубликовано сообщение и прокомментировано: через сравнение России с Северной Кореей, Путин с Лениным, а путинят с гитлерюгендом. Собственно, само слово «путинята» никак, казалось бы, эмоционально не окрашено, в то время как подоплёка, пробуждающая языковую экспрессию, кроется не столько за словом, сколько за самим появлением подобной книги как таковой.
Выводы Проанализировав отобранные нами неологизмы как по словообразовательным моделям, так и по их эмоционально-стилистической окраске, мы пришли к следующим выводам: 1. основными способами образования политических неологизмов от имён собственных являются: - суффиксальный способ (16 лексических единиц из 20): лениниана, сталиниана, брежневиана, путиниана, путинизмы, гайдаризм, ельцинизм, зюганизм, явлинизм, путинизм, жирировщина, милоновщина, сердюковщина, путиноид путинята, путинец; - префиксально-суффиксальный способ (1 лексическая единица из 20): запутинец; - способ сложения (2 лексические единицы из 20): путинг, путиниада; - лексико – семантический, переосмысление уже известных фразеологизмов (1 лексическая единица из 20): слёзы Путина; 2. большинство рассмотренных слов образовано по продуктивным моделям: - сущ.+ суф. – иан(а) - сущ.+ суф. – изм - сущ.+ суф. – щин(а) - сущ.+ суф. – ец - преф. за- +сущ.+ суф. – ец и используются как в политической, так и в далеких от политики сферах – касаются общественно-бытовой сферы, биологии, литература и искусство и т.д.; 3. спектр стилистической окраски отобранных единиц лежит, в основном, в диапазоне от нейтрального (лениниана, сталиниана) до презрительного (сердюковщина, гайдаризм,путинец, и т.д.), реже, оскорбительного (путиноид, запутинец); 4. прослеживая оттенки экспрессивности у той или иной единицы мы отметили: а) личность политика задаёт тот или иной вектор эмотивности, но чаще в отрицательную сторону; б) переосмысление личности политика в истории страны, его деятельности также влияет на стилистическую окраску слова(ср. брежнивиана, путинизм); в) политические события, происходящие как в стране, так и в мире, могут либо наделить неологизм новым смыслом, либо изменить его стилистическую окраску с положительной на негативную (ср.путиниана);
Заключение
Проведенное исследование позволило осознать многообразие и интенсивность процессов словообразования в языке современных СМИ и в блог-сфере; насколько сильно изменился язык СМИ, с течением времени и со сменой политических режимов произошла демократизация языка, а это значит, что речевые обороты всё чаще стали употребляться в публицистике. Таким образом, СМИ хотят усилить степень воздействия на читателя, ведь теперь можно прибегнуть к помощи блогов, выйти на более «личностный контакт» со своей аудиторией. Эта тенденция проникает и в политику: ведь таким «неформальным» образом гораздо проще консолидировать своих сторонников, координировать их действия, проводить «обкатку» своих идей или проводить контрпропаганду. В связи с тем, что СМИ требуется привлекать внимание обширной аудитории, то время от времени в языке СМИ появляются новые средства воздействия на общественность: «персонификация общения», диалогизация сообщения, стилевая контаминация, использование слов только с негативной окраской, жаргона, просторечий, а также порождение неологизмов. Развитие и общедоступность Интернета дало огромное значение для процесса словотворчества и вхождения в общественно-политическую жизнь, это становится особенно актуальным на фоне ярких политических явлений, тогда Интернет-сообщество и статьи переполнятся новообразованиями негативной эмоциональной окраски. Было отмечено, что существуют наиболее продуктивные модели образования неологизмов: аффиксация, лексико-семантическое словообразование, способ сложения. Проведенный анализ отобранных лексических единиц помог установить, что смена стилистической окраски слова может меняться как с течением времени и переосмыслением личности политика в истории, так и политические события накладывают свой отпечаток. Чем активнее идут политические изменения, тем больше меняется оттеночность слова. Тем самых подтверждается положение, высказанное в качестве гипотезы – о неологизмах блог-сферы и СМИ, как об особом классе языковых новообразований, с тяготением к экспрессивности, выразительности, оценочности. Был выявлен большой потенциал использования материалов СМИ в процессе обучения студентов-инофонов, ведь здесь студент может получить значительные лингвокультурологические и фоновые знания. Однако сложный, экспрессивный язык СМИ создаёт много трудностей в понимании текстов. Для облегчения процесса ознакомления студентов-инофонов с актуальными аналитическими статьями, требуется создание словников, которые бы могли отображать закономерности словообразования языка и концентрировать в себе новый материал, что, несомненно, поможет в обогащении лексикона студентов и поспособствует развитию у них языковой догадки.
Приложение 1: Модель словарной статьи словника
Модель словарной статьи лексической единицы 1. Заголовочная единица с указанием на частеречную принадлежность, приводится в исходной форме: имена существительные – в именительном падеже, глаголы – в инфинитиве. 2. Грамматические сведения 3. Словообразовательная модель 4. Толкование 5. Стилистическая помета 6. Пример контекстуального употребления, с указанием источника 7. Отсылка к страноведческому комментарию Модель страноведческого комментария
1. Заглавное слово: указание фамилии, имени, отчества политика полностью. 2. Краткие биографические сведения, с указанием наиболее выдающихся заслуг в политической сфере.
Пример словарной статьи и страноведческого комментария:
§ ПУТИНИ´ЗМ, сущ., ед. ч., м.р.; мн. ч.- ПУТИНИЗМА´ (сущ. + суф. – изм) – идеология и форма правления в Российской Федерации, сложившаяся за время правления Владимира Путина. иронич., неодобр. «Словом, В.Путина не было бы, если бы к моменту его появления на полити- ческой арене России в стране не развивался "путинизм". [Печенев Вадим. Путин – последний шанс России? // Труд-7, 2000.10.20] см. статью Путин.
Список литературы
Беглова Е.П. Неузуальная лексика как текстовая доминанта (на материале газетных текстов рубежа XX–XXI вв.) // Языковая игра. Детская речь. – Екатеринбург, 2006. Беглова Е.П. Семантико‑прагматический потенциал некодифицированного слова в публицистике постсоветской эпохи: Автореф… д‑ра филол. наук. – М., 2007. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М., 1973. Волгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2001. Вепрева П.Т., Мустайоки А. Детабуизация в современном русском языке и тревожная лексика // Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте словесности: Коллективная монография. – Труды Уральского МИОНа. Вып. 20. – Екатеринбург: Изд‑во Урал, ун‑та, 2006. Володина М.Н. Язык СМИ как отражение языковой действительности // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. – М., 2007. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно‑дискурсивный подход: Автореф. дис… д‑ра филол. наук. – Челябинск, 2006. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиасеть. – М., 2008. Земская Е.А. Словообразования как деятельность. М., 1992.- С. 59-93. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). – М., 1996. Ильясова C.B., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламе. – М., 2009. Котина Г.А. Этическая норма и проблема речевого манипулирования//Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции. (Москва, 8–10 июня 2002 г.). – М., 2003. Кормилицына М.А. Метатекстовые конструкции и узуальные стилистические нормы современных газет // Русский язык сегодня. – Вып. 4. Проблема языковой нормы. –М., 2006. КормилицынаМ.А. Некоторые итоги исследования процессов, происходящих в языке современных газет //Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Изд‑во Сарат. ун‑та, 2008. –Вып. 8. Кормилицына М.А. О некоторых активных процессах в языке современной публицистики //Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции. – М.: ИРЯ РАН, 2003. Кормилицына М.А. Усиление личностного начала в русской речи последних лет // Русский язык сегодня. – Вып. 3. – М., 2008. Коряковцева Е.И. Языковой образ российской провинции в столичной прессе // Жизнь провинции как феномен духовности. –Н. Новгород, 2008. Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость. Л., 1975. Лейчик В.М. Интеллектуализация и демократизация – противоположные тенденции в развитии современного русского языка // Русский язык на рубеже веков: активные процессы. –М., 2003. Лопатин В.В. Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования. Л., 1978.-. С. 54-201 Лысакова //.77. Революция в языке или язык революции? // Современная русская речь: состояние и функционирование. Вып II. – СПб., 2006. Плотникова Л.П. Словотворчество как феномен языковой личности. – Белгород, 2003. Покровская Е.В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. – 2006. – № 3. Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугупава Д.В. Неология и неография современного русского языка. – М., 2005. Поцепня Д.М. Изменения в словарном составе языка и новые лексикографические идеи // Современные языковые процессы. – СПб., 2003. Ржанова С.А. Оценочный характер узуса в СМИ //Язык, литература, культура: диалог поколений: Сб. науч. ст. – М.; Чебоксары, 2004. Свешникова Н.В., Ягубова М.А. Жаргонное слово в языке СМИ // Проблемы речевой коммуникации. – Вып. 6. – Саратов, 2006. Сиротинина О.Б. Положительные и негативные следствия двадцатилетней «свободы» русской речи // Проблемы речевой коммуникации. – Вып. 8. – Саратов, 2008. Сиротинина О.Б. Структурно‑функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Второй международной научной конференции, г. Волгоград, 24–26 апр. 2007 г.: в 2 т. Т. 1. –Волгоград: Изд‑во ВолГУ, 2007. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Экспрессивные средства в языке современных газет: тенденции и их культурно‑речевая оценка // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Ч. 2. –М., 2004. Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно‑методический бюллетень. – Вып. 2. –Красноярск; Ачинск, 1997. Стернин Л.A. Социальные факторы и публицистический дискурс // Массовая культура на рубеже XX–XXI веков: Человек и его дискурс. – М., 2003. Трошкииа Т.П. Тенденции в современном русском словообразовании и их реализация в языке средств массовой информации // Вопросы лингвистики и лингводидактики. – Познань, 2004. Химик В.В. Болезнь языка или язык болезни? // Современная русская речь: состояние и функционирование. – Вып. II. – СПб., 2006. Хромов С.С. Русский язык и современное российское общество: регуляция и саморегуляция? // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Второй междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24–26 апр. 2007 г.: в 2 т. Т. 1. – Волгоград: Изд‑во ВолГУ, 2007. Шаховский В.П. Эмоционально‑смысловая доминанта в естественной и художественной коммуникации // Язык и эмоции: личностные смыслы и доминанты в речевой деятельности. – Волгоград, 2004. URL http://tverlingua.ru/archive/038/01_38.pdf Дата обращения: 22.06.2015г. Шапошников В.П. Русская речь 1990‑х годов. Современная Россия в языковом отображении. –М., 1998. Date: 2015-09-17; view: 720; Нарушение авторских прав |