Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уверенность в своих читательских навыках
Экспериментально было показано, что: 1) читатели, уверенно владеющие навыками и умениями рационального чтения, усваивали содержание текстов значительно лучше, чем читатели, отработавшие умения рационального чтения по полной программе, но применявшие умения неуверенно (им еще требуется время для закрепления умений); 2) читатели, четко распланировавшие время на чтение и свободно уложившиеся в выделенное для чтения время, усваивали содержания текстов лучше, чем те, кто читая (обычным для них темпом, не быстрее, чем первая группа), понимал, что время, выделенное для чтения уже вышло. Практически каждый читатель ловил себя на том, что вновь и вновь перечитывая одну и ту же строчку, один и тот же абзац или даже одну и ту же страницу, вдруг осознавал, что думает не о читаемом материале, а о чем-то своем. В итоге чтения проходило впустую и возникала необходимость вернуться к только что прочитанной, но не усвоенной из-за невнимательности части текста. Речь идет, конечно, только о непродуктивных возвратах, в отличие от возвратов к прочитанному с целью уточнения смысла или с целью более глубокого осмысления материала. Из-за частых возвратов к прочитанному, обусловленных невнимательностью, тратится много времени и сил. Но это не столь существенно. Хуже другое – частые мысленные отвлечения во время чтения постепенно становятся нормой для такого читателя, формируя рассеянность. Такой читатель начинает замечать, что стал невнимательным. Привычный уровень внимания читателя, который постоянно отвлекается, становится значительно ниже его потенциального уровня. В дальнейшем это приводит читателя к недоверию к своим способностям и к возможностям хорошо усваивать содержание текстов за одно прочтение. А недоверие к себе порождает привычку читать рассеянно. Возникает замкнутый круг: где 1 – невнимательность, 2 – потери в усвоении материала, 3 – неуверенность в себе (или привычка читать рассеянно), 4 – еще большая невнимательность. Таким образом, человек может искусственно занизить свои природные способности. К сожалению, занижают свои способности почти все читатели, и, возможно, занизили и вы. Следовательно, должна быть сформулирована задача раскрыть внутренние резервы читателя, научиться всегда работать с предельно высоким уровнем внимания. И тогда, увидев, на что вы способны, вы разорвете этот замкнутый круг, что позволит избавиться от непродуктивных возвратов в чтении. Вы станете внимательным читателем. Неуверенность в достаточном усвоении текста при первом чтении является одним из негативных факторов, снижающих эффективность чтения не только из-за низкого качества усвоения материала, связанного с неуверенностью в себе, но и из-за непродуктивных затрат времени и усилий на возвраты к только что прочитанному, но не усвоенному. Вы не просто будете устранять этот фактор, негативно влияющий на качество чтения, но постараетесь заменить его противоположным положительным фактором – уверенностью в глубоком усвоении материала при первом прочтении текста. Обобщая все рассмотренные выше три составные психологической подготовки, можно составить и простейшую общую картину проблемы подготовки к чтению для повышения его продуктивности.
Далее предлагается упражнение, обобщающее тему «Подготовка к чтению». Это упражнение в нашем курсе является очень важным и, как показывают результаты обучения в ШРЧ, принципиальным образом изменяет культуру чтения. Для получения хороших результатов при проведении психологической подготовки к чтению вам потребуется 1 – 2 месяца. Отрабатывайте упражнение сначала перед чтением текстов, схожих по материалу: советуем начать с определенных рубрик газет, которые вы обычно читаете. Объемы используемых при выполнении упражнения текстов должны быть не мене 2 – 3 тысяч знаков.
УПРАЖНЕНИЕ 20. Перед чтением бегло просмотрите текст. Технике просмотрового чтения мы будем учиться чуть позже, а пока сделайте это, как сможете. Если вы при этом усвоили лишь 1/10 часть просмотренного текста, не огорчайтесь, этого вполне достаточно, чтобы ответить, нужно ли вообще читать этот текст. Если текст нужно запомнить, то его необходимо прочитать дважды: впервые просмотровым чтением и повторно читать подробно. Не советуем читать этим способом лишь художественные и короткие тексты. Во время просмотрового чтения оцените каждую часть текста, решите, что нужно запомнить, что, где и как вы используете и в какой ситуации. Запомните название текста, автора, место и год издания, уясните для себя характер материала. Затем письменно ответьте на следующие вопросы: 1. Стоит ли читать этот текст или достаточно ограничиться его беглым просмотром? 2. ЧТО следует запомнить из данного материала? 3. Какова ЦЕЛЬ этой работы (где конкретно будут использоваться полученные знания, насколько они важны и интересны, каких конкретных результатов можно добиться применением этой информации и т.д.)? 4. НА КАКОЙ СРОК нужно запомнить информацию? 5. Какие факты по данной тематике уже вам известны? Письменные ответы должны быть краткими, но емкими, чтобы запись ответов не занимала много времени, но суть их была усвоена. Последовательность ответов значения не имеет. Важен сам процес поиска ответов на вопросы перед началом чтения, а также важно определить, соответствуют ли ваши предположительные ответы, составленные по беглому просмотру текста, окончательным ответам, полученным после прочтения текста. Вопросов может быть больше, т.к. предлагаемые вопросы можно дробить на более частные, можно ставить перед собой другие задачи, но здесь важно ДО НАЧАЛА ЧТЕНИЯ ОТВЕТИТЬ МЫСЛЕННО ИЛИ ПИСЬМЕННО НА РЯД ВОПРОСОВ, составив предполагаемую сущность текста. При чтении текста будет происходить одновременный поиск ответов на эти вопросы. Мыслительные процессы активизируются и в том случае, если ваши предположения о сущности текста подтвердились, и в том случае, если они оказались неверны. Чтение текста из пассивного превращается в процесс АКТИВНЫЙ, творческий, с глубоким критическим анализом. Известно, что активность мыслительных процессов во время чтения повышает продуктивность работы памяти. Давайте проанализируем суть предложенных вопросов. Ответ на первый вопрос даст вам ориентир в чтении, опуская несущественное, избегая тем самым перегрузки памяти незначительным материалом, экономя время для постижения необходимого и чтения произведений, обогащающих душу и разум. Со временем вы научитесь грамотно отбирать тексты для чтения, ограничившись лишь беглым просмотром или, наоборот, скрупулезным изучением, в зависимости от необходимости. Пользуясь нашей методикой, вы научитесь правильно ориентироваться и в тексте, опуская несущественное и твердо запоминая главное. Таких результатов вы непременно достигнете, если регулярно перед началом чтения будете бегла просматривать текст, отвечая на поставленные вопросы. Когда вы привыкните отвечать на вопросы, что следует запомнить из текста и для чего нужна эта информация, вы сформулируете ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ чтение. Ведь многие не имеют определенной цели чтения, они читают, чтобы узнать о чем текст, читают то, что попадается. Это порождает бессистемное чтение. Встречается много лишней, ненужной информации, при этом интерес к чтению ослабевает. Напротив, целенаправленное чтение вызывает особый интерес к материалу. Планируя на основе беглого просмотра, ЧТО из статьи или книги следует ЗАПОМНИТЬ, вы выделяете главное в тексте, интересное для вас, а читая текст, убеждаетесь в правильности избранного, работаете с текстом активно, анализируете его, в отличие от пассивного восприятия текста, когда вы просто фиксируете, что изложено автором. Определение информации для запоминания при беглом просмотре текста, как и определение цели чтения, представляют собой ПСИХИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, которые в процессе чтения воздействуют на мозг, активизируя восприятие текста. Потренировавшись определенное время, вы автоматически будете искать при чтении ответы на вопросы, одновремено анализируя текст. Формирование психической установки на вычленение основной информации и цели ее запоминания во многом обеспечивают высокое качество усвоения текста, повышают уровень культуры читателя. При этом формируется избирательный подход не только к подбору литературы для чтения, но и чтению каждого текста: не все читается одинаково быстро или даже с равным вниманием, производится выбор информации и метода чтения в соответствии с необходимостью для вас той или иной информации. Читать выборочно = одно из главных требований рационального чтения. Конечно, это не относиться к художественной литературе, где прочитывается весь текст. Здесь же речь идет об информативных текстах, о текстах по специальности, о периодике и т.п. Для осмысления и запоминания нужно тщательно отбирать информацию в соответствии с интересами, родом занятий и т.д., то есть в основе отбора запоминаемой информации должен лежать ПРИНЦИП ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ. Например, студенту высшего учебного заведения большая часть информации дается не для запоминания, а, главным образом, для развития специфических форм мышления, для получения специальных знаний, для расширения кругозора. Определив степень важности избранной для запоминания информации, обозначив цели запоминания, необходимо для себя решить, НА КАКОЙ СРОК нужно запомнить те или иные данные. Нет необходимости всю прочитанную информацию хранить в памяти длительное время или пытаться запомнить навсегда все, что хотелось бы запомнить.
Ограничив срок годности той или иной необходимой информации, Вы тем самым закрепляете в сознании, а затем и на подсознательном уровне психическую установку, команду запомнить определенные факты на неделю, до сессии, надолго, навсегда либо вообще запоминать не стоит. При этом создается дополнительные условия для образования в мозгу следов памяти, которые сохраняются именно на заданный срок. Школой рационального чтения был проведен эксперимент. Один и тот же материал был пройден в двух школьных классах одинакового общеобразовательного уровня. В одном классе предварительно сообщили, что собеседование по прочитанному материалу будет проведено через 2 дня, а в другом – через 2 недели. Через 2 дня провели собеседование с обоими классами. В первом ученики выдали около 60% информации, а во втором – около 55%. Но опрос, проведенный через 2 недели, показал, что первым классом удержано в памяти около 15% информации, а во втором – примерно 50%. Это показывает, как важна для деятельности мозга та или иная психическая установка, в данном случае – установка на определенное время запоминания. На этапе психологической подготовки к восприятию текста очень важно ВСПОМНИТЬ УЖЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ, имеющие к нему отношение. Этот вопрос о связывании и взаимодействии имеющейся в памяти информации мы будем подробно рассматривать позже. При вспоминании происходит психический процесс, в результате которого припоминается информация. Чтобы вспомнить главное, перед началом чтения нужно воскресить в памяти основополагающие знания по данной теме, а припомнив один факт, мы по связи фактов, имеющихся в резервах нашей памяти, вспомним остальные. Перед тем как прочитать следующий параграф или главу, надо вспомнить или просмотреть предыдущие. Это закон, улучшающий работу памяти. Это касается в чтении художественной литературы: эмоциональное восприятие текста значительно улучшается. Когда мы смотрим по телевизору многосерийный фильм, перед очередной серией, как правило, излагаются предыдущие. Это не только вводит непосвященных в курс дела, но и эмоционально настраивает зрителя на восприятие этого произведения, внимание тем самым активизируется. Проверено на практике, что запоминание при этом будет значительно лучше. Итак, перед тем как продолжить чтение текста, прерванное несколько дней назад, вернитесь к предыдущим частям текста (перечитав их или просто вспомнив их содержание) и только после этого можете продолжать чтение, как бы разогнавшись перед очередной частью.
В этом случае чтение всегда будет проводится продуктивно. Вы регулярно будете вспоминать то, что уже знаете на эту тему, если выработается психическая установка на повторение пройденного перед чтением текста. Это вселит в вас уверенность в том, что и будущее чтение принесет свои плоды, отобраный для запоминания материал в дальнейшем при работе над этой же темой будет приятно вспомнить, убеждая при этом в безотказной работе собственной памяти. Таким образом, перед чтением текста, бегло просмотрев его, нужно ответить на ряд вопросов, число которых может у каждого варьироваться, но количество вопросов должно быть всегда одно и то же, так же, как и сами вопросы, если они и будут в чем-то дополнять предложенные выше, должны всегда повторяться. В этих вопросах должна быть отражена суть текста, над которым вы работаете. Ответы на эти вопросы послужат основой психологической подготовки и усвоения текста. В процессе проведения такой предварительной работы с текстом у вас выработается устойчивая привычка отвечать именно на данный вопрос, т.е. ПСИХИЧЕКАЯ УСТАНОВКА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ЧТЕНИЮ ТЕКСТА. Психологи, исследующие проблемы чтения, полагают, что выполнением только этого упражнения можно достигнуть очень высоких результатов: на 80 – 90% активизировать внимание и память при чтении, достигнуть качественного и долговременного запоминания прочитанного. Не должно быть чтения без предварительной психологической подготовки, отработанной до подсознательного уровня! Чтение литературы при подготовки к экзаменам тоже должно предваряться психологической подготовкой к восприятию информации. Этот вид работы имеет свою специфику, но работа будет основана на тех же принципах: вызвать интерес к изучаемому материалу, эмоциональный подъем, следствием которого будет хорошее усвоение учебного материала. Если вы хотите хорошо изучить учебную литературу и получить высший балл на экзаменах, используйте ЭМОЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЙ МЕТОД. Суть его заключается в следующем. При подготовке к экзаменам старайтесь вызвать в себе те же эмоции, что вы испытываете на экзаменах, исполняйте ту же роль, что вы исполняли бы на экзамене. При этом учитывайте личность экзаменатора, проектируйте диалог с ним.
Постигнув суть эмоционально-ролевого метода чтения текста при подготовке к экзаменам, можно потренироваться в подобном чтении учебной литературы. Цель тренировок – научиться искусственно вызывать в себе определенные эмоции, следствием чего будет прочувствованное, заинтересованное чтение текста, а это, в свою очередь, приведет к хорошему его запоминанию. Недаром в некоторых странах делают чучела преподавателей и студент, готовясь к экзаменам, ведет воображаемую доверительную беседу со своим преподавателем, так что на экзамен он приходит к нему, как к старому знакомому. При использовании эмоционально-ролевого метода очень важна остро прочувствованная цель работы. А результатом такой работы будет гораздо более продуктивный процесс памяти, отличное запоминание материала. Хорошо тренированный читатель при помощи эмоционально-ролевого метода может научиться вызывать в себе нужное настроение, то эмоциональное состояние, в котором текст воспринимается наилучшим образом. Есть и еще один способ вызвать интерес к предстоящей работе с книгой – САМОВНУШЕНИЕ, что материал будет усвоен хорошо, УВЕРЕННОСТЬ в выполнении работы. Этого вы достигнете, проводя регулярные АУТОГЕННЫЕ ТРЕНИРОВКИ. С их помощью вы создадите те благоприятные условия при подготовке к чтению и непосредственно в процессе чтения, что приведет к хорошему усвоению материала, к качественному запоминанию прочитанного. Все эти способы нацелены на активную мыслительную работу во время чтения, которая будет достигнута возбуждением эмоций до начала чтения. Приучив себя четко формулировать ответы на вопросы упражнения, вы могли бы добиться еще больших результатов, достигнув хорошего настроения, определенного эмоционального накала конкретными действиями, проводимыми перед началом чтения. 1. Формулирование СТИМУЛА чтения: что заставляет читать этот текст? В нашей формулировке стимула обязательно должно содержаться то, что вызовет положительные эмоции, если вам это поначалу не удасться, то не жалейте времени на поиск, потому что тем самым читатель подготавливает себя к качественному усвоению текста. Конечно, стимул может вызвать и отрицательные эмоции, примером такого стимула может быть опасение получить неудовлетворительный балл или отрицательный отзыв. Но лучше не угрожать себе кнутом, а поманить пряником, т.е. вызвать в себе положительные эмоции в связи с предстоящими успехами в усвоении материала. 2. Вдохновит читателя и формулирование предполагаемого РЕЗУЛЬТАТА работы с книгой: чего вы добьетесь в результате чтения этого текста? Необходимо любыми средствами проникнуться осознанием пользы чтения конкретного материла, особенно в тех случаях, когда ни стимул, ни результат энтузиазма не вызывают, например, при подготовке к экзаменам по предмету, который не интересует. Для этого можно формулировать промежуточные цели, причем здесь желательна детализация. Например, так во время работы с этими книгами я обязательно найду интересную проблему, которую нужно разрешить (либо которую еще никто не исследовал). Поиск этой проблемы вынудит скрупулезно выискивать ее в тексте, анализируя по ходу дела изучаемый материал. Другой пример: во время изучения математического анализа при подготовке к экзаменам у меня будет развиваться аналитическое мышление. В итоге чтение станет заинтересованным. Специалисты, изучающие научную организацию труда, утверждают, что если постоянно внушать человеку, что он добьется конкретного результата, то это действительно произойдет. Если во время чтения вселять в себя уверенность в достижении конкретно поставленной цели, то это сбудется. 3. Эмоциональное напряжение во время чтения вызовет и ПРЕДУГАДЫВАНИЕ содержания, фактов, особенностей материала, который нужно будет прочитать. Если регулярно выполнять перед чтением эти три условия плодотворного чтения, то интерес при чтении книги, при изучении даже скучного материала вам обеспечен! Ведь этот интерес будет поддерживаться целесообразностью изучения материала, он будет стимулирован хорошим настроением, эмоциональным подъемом. Действия читателя, направленные на определение целесообразности изучения материала, удачно дополнит планирование действий читателя, которое создаст УВЕРЕННОСТЬ в своих силах и в полноценности предстоящей работы. Советуем также перед началом чтения выбрать конкретный объем текста, работа над которым (чтение, изучение, заучивание и т.п.) дала бы возможность решить поставленные задачи. Объем должен быть реальным – у вас не должно быть неприятного ощущения по поводу того, что вы не успели все прочитать или выучить, либо, пытаясь успеть в срок, вы вынуждены были читать поверхностно и т.п. Наоборот, вас должно радовать, что запланированное выполнено. 5. Распределяйте время на выполнение всей работы и каждой ее части в отдельности. Помните при этом, что нужно планировать лишь реально выполнимое. 6. Определение срока на который следует запомнить материал, освободит вас от перегрузки памяти ненужной информацией. Часто бывает, что в сентябре студент, читая текст, может позволить себе не усвоить материал, ведь до сессии еще далеко! Такое чтение не принесет результата. Но если каждый воспитает в себе иное отношение к процессу чтения, тогда даже в сентябре, читая материал, студент будет при чтении представлять, как через три месяца он ответит этот материал на экзамене, если он будет моделировать эту ситуацию, текст будет усваиваться на более высоком уровне. Умелое планирование времени работы с книгой и выполнение определенной работы за конкретное время даст возможность более четко организовать свою работу. 7. Перед началом чтения надо ПРИПОМНИТЬ, что вам уже известно на эту тему. Физико-химический процесс образования следов памяти может быть значительно активизирован при использовании уже имеющихся знаний. С одной стороны, на фоне старых знаний повышается актуальность новых, т.е. искусственно создается ИНТЕРЕС к новым знаниям. С другой стороны, образующиеся в памяти следы новых знаний сразу же оказываются связанными с уже имеющимися следами памяти, а следовательно, лучше закрепляются в памяти. Понимание этого придает УВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ предстоящей работы. Иными словами, мало создать до начала чтения благоприятные для запоминания условия, надо их корректировать. Для того, чтобы рассмотренные семь действий читателя по психологической подготовке к чтению могли создавать благоприятные условия для работы памяти, недостаточно их знать теоретически, и даже мало пытаться их применять. Необходимо отработать эти действия, довести их до автоматизма, а затем применять их на практике ПОСТОЯННО. Итак, если вы приучите себя проводить психологическую подготовку при чтении любого текста, вы намного повысите качество восприятия и усвоения материала при чтении, поднимитесь на новую ступень читательской культуры. Психологическая подготовка создает благоприятные условия для продуктивного запоминания. Вторым этапом процесса запоминания является ВОСПРИЯТИЕ текста, в процессе которого возникают нервные образования и связи между ними, т.е. создаются следы памяти. В процессе восприятия читатель осмысливает его и запоминает. Повышением качества усвоения вы будете заниматься на втором этапе овладения навыками рационального чтения. Третий этап процесса памяти – закрепление в долговременной памяти информации, проводимое путем различных повторений, мы рассмотрим сейчас, забегая вперед и пропустив рассмотрение второго этапа памяти. Мы должны это сделать, поскольку чем раньше вы научитесь сохранять в долговременной памяти информацию, тем больше с пользой вы прочитаете текстов, а до того, как вы ознакомитесь со вторым этапом памяти, вы прочитаете много текстов.
Date: 2015-09-17; view: 318; Нарушение авторских прав |