Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Домашний театр





Заботясь о музыкально-эстетическом развитии ребенка, родители обязательно должны продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Конечно, речь идет о детях дошкольного возраста. Начиная с 4 — 5 лет, детей уже можно постепенно приобщать к различным театрализованным зрелищам. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых лежат сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений. Во многих городах нашей страны созданы профессиональные музыкальные, драматические, кукольные театры, в которых ставятся интересные спектакли для детей. Огромную радость, удовольствие испытывают дети и от посещения цирковых представлений.

Посещение театра дает огромный запас ярких, незабываемых впечатлений, которые накапливаются у ребенка и дают ему возможность, опираясь на них, передавать свое собственное отношение к окружающему в самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности. Домашний театр помогает в удовлетворении потребности ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный опыт. Поэтому важной задачей семейного воспитания является создание родителями домашнего театра — кукольного, драматического, в котором актерами сначала могут быть взрослые члены семьи, но постепенно в это волшебное действо нужно вовлекать и детей. Домашний театр — это не только средство развлечения. Он может быть и коррекционным, и терапевтическим средством для многих детей, |нуждающихся в снятии напряжения, стресса, в разрешении конфликтной ситуации, приобретении навыков поведения в социуме и т.п.

Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели имеющиеся в доме игрушки (зайца, кошку, медведя, петушка, белочку, кукол и др.) или изготовив кукол своими руками, например, из папье-маше, из картона (плоскостные изображения для настольного театра), сшить из ткани, сделать из соломы, связать из ниток и др. Можно сделать перчаточные куклы би-ба-бо, которые надеваются на руку ребенка или взрослого, и тогда он, двигая руками, пальцами, создает определенный сценический образ.



Когда это возможно, полезно привлекать к такой работе детей. Сделанные собственными руками куклы, декорации для кукольного театра доставят ребенку много радости, удовлетворения от того, что он смог это сделать, справился с этим, и в дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои сказки. Кукольные персонажи могут двигаться под соответствующую музыку: бегать, прыгать, плясать и т.д.

Спектакли могут быть не только кукольными. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюмы, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей.

Вместе с родителями дети могут заранее подготовить такие маленькие представления, а затем показать своим гостям во время семейных праздников.

Развлечения с использованием музыки

Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, такой как совместное пение или пение взрослым доступных для ребенка песен, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», игры-драматизации, в которых дети совместно с родителями представляют с помощью простых движений сюжеты знакомых песен, различные пантомимы под музыку, слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, радио- и телепередач и др.

Правильно организованные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо для ребенка

с проблемами в развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.

Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов, организацию музыкального общения взрослых с ребенком в процессе слушания музыки, совместную с ребенком музыкально-творческую деятельность в различных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации и др.).

Каждая семья, особенно та, в которой есть дети с проблемами в развитии, должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки, состоящей из подборки грампластинок, аудио- и видеокассет с записью музыки для детей. Само собой разумеется, что это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка.



В последние годы в нашей стране появились готовые комплекты аудиокассет с записями музыкальных произведений для детей. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музы- < кальным сопровождением.

Основной совет, который можно дать родителям: побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие правилом, семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка слушание музыки постепенно станет потребностью.

Для общения ребенка с музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль. Он выбирает музыкальное произведение в соответствии с желанием, настроением ребенка или ориентируется на развитие 1 его познавательной сферы, расширение музыкальных впечатлений и т.д. Во время слушания музыки ребенок может сидеть на своем любимом стульчике, на диване, на ковре в свободной, непринужденной позе и лучше вместе с кем-либо из взрослых. В этот момент его ничего не должно отвлекать. Вместе с тем важно и не переусердствовать. Слушание музыки не должно занимать много времени. Следует отвести для этого примерно 5—10 мин в зависимости от возраста детей, иначе ребенок начнет отвлекаться, потеряет интерес к воспринимаемому произведению.

Перед слушанием взрослый должен настроить ребенка, заинтересовать, направить его внимание на особенности звучания музыкального произведения. После прослушивания или перед ним можно побеседовать с ребенком о музыке, о характере ее звучания, о тех чувствах, которые в ней переданы. Например, можно задать ребенку вопросы: понравилась ли тебе музыка? Как она звучала (нежно, ласково или бодро, решительно, как марш, или похожа на танец; быстро или медленно, тихо или громко и т.д.)? Что она напомнила тебе?

Чтобы ребенок лучше почувствовал характерные особенности музыкального произведения, можно предложить ему подвигаться под музыку, подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру.

Если детям с проблемами в развитии бывает сразу сложно попять содержание музыкального произведения и адекватно отреагировать на него, то родители могут заранее продумать, как, с помощью каких дополнительных средств можно сделать более дступным восприятие музыкального произведения. Например, использование картинки, книжной иллюстрации, близкой по содержанию музыке, игрушки, мимических и пантонимических движений и др. может не только привлечь внимание ребенка, но и помочь ему почувствовать и понять музыку.

Необходимо исполнять детям несложные песенки про птичку, мишку, кошечку и др., поощряя ребенка к подпеванию взрослому, а затем и к самостоятельному их исполнению. Такие песенки можно сопровождать несложными игровыми движениями, что очень нравится детям. Дети приучаются выполнять движения в ритме песен, двигаться свободно, нескованно. У детей накапливается перноначальный музыкальный опыт, что дает им возможность в даль-11ейшем действовать более уверенно и самостоятельно. Так, например, родители могут, показав 2 — 3 несложных движения, предложить ребенку поплясать под музыку, а в следующий раз попросить придумать свой маленький танец. Можно предложить ребенку поиграть, например, инсценируя хорошо знакомую песенку.

Для инсценировок следует приготовить различные атрибуты, >лементы костюмов (шапочки зайчика, мишки, пушистый хвосгик кошки, лисы и др.), которые дети с удовольствием будут начевать. Так им легче перевоплощаться в соответствующий образ.

Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-либо из взрослых в семье владеет каким-1ибо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, исполняя на баяне, аккордеоне, i и таре, скрипке и любом другом инструменте музыкальный репертуар, доступный для их восприятия.

Но даже если в доме нет настоящих музыкальных инструментов и взрослые не владеют игрой на них, любой современный родитель хотя бы немного знаком с элементами нотной грамоты, поэтому может приобщать своих детей к игре на простейших муыкальных инструментах, представляющих ударную группу, — барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармонике и др. или на инструментах-самоделках, используя для этой цели некоторые предметы дома и него обихода, например деревянные или металлические ложки коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, футлры от киндерсюрпризов и т.д. (см. выше). Необходимо позволят самому ребенку экспериментировать с разными предметами, чая их возможности, в том числе звуковые.

Используя эти простейшие инструменты или самоделки, взрослые могут организовать своеобразный домашний «оркестр», привлекая детей к музицированию и сопровождая звучанием инстрментов исполнение знакомых песен или музыкальных ироизвсний в записи на пластинке или аудиокассете.

Все эти инструменты — ударные. Они не передают точной высоты звучания, но с их помощью можно развивать у детей чувст ритма, предлагая ребенку выполнять очень простые ритмического упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или ил отца, матери, брата и т.д.; отстучать ритм слов, например, м| ма, ма-моч-ка, па-па, па-поч-ка, пал-ка, па-лоч-ка; ритм знак< мых несложных попевок: Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-л( ко! ... и т.д. Затем сопровождать звучанием музыкальных инстр; ментов собственное исполнение песенки или музыки, 3amicat ной на аудиокассете.

Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одноврменно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских радио- и телепередач, форма сегодня доступна практически для каждой семьи, однак необходимо соблюдать умеренность, чтобы не навредить здоровью ребенка. Кроме того, необходимо, чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем-либо из родителей, чтобы взрослый мог объяснить что-то ребенку, привлеч его внимание к тем или иным важным моментам, используя как средство для воспитания ребенка или для расширения по навательной сферы, накопления разнообразных впечатлений.

В таких передачах часто звучат музыка, песни, исполняемые любимыми персонажами, поэтому дети с удовольствием подражая им, быстро запоминая и затем исполняя эти песни самостоятельно

Радио и телепередачи являются для детей источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своих играх, в музыкальной деятельности. Они предлапи ребенку различные модели поведения, что важно для социали:зации детей, для развития их взаимоотношений с окружающими Эти впечатления — мощный стимул и для творческих проявлвлений ребенка.

Итак, главной задачей музыкального воспитания в семье ребсч ка с проблемами в развитии являются накопление и обогащен средствами музыки опыта эмоциональных переживаний, развиги музыкальных способностей, приобщение к музыкальной культур

и житие интереса к разнообразной музыкальной деятельности и способностей к самостоятельному музицированию, коррекция средними музыки имеющихся у ребенка нарушений в развитии, со-1.шие условий для личностного развития, для социализации. Для того чтобы эта работа велась успешно, необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. С одной стороны, знание итогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общепозволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой — родители имеют возможность

наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их

снок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как

осуществляется его музыкально-эстетическое развитие.

работа детского сада и семьи должна строиться на принципах имодействия и взаимодополнения. Благодаря взаимодействию, сотрудничеству с педагогами дошкольного учреждения родители иащают свои собственные знания и представления о том, как, ими средствами и методами, в каких формах возможно осугце-1ять музыкально-эстетическое развитие ребенка в домашних

условиях

,детский сад должен быть открытой системой — родители должи меть возможность прийти в детский сад, чтобы понаблюдать своим ребенком, а педагоги дошкольного учреждения должны и. готовы к позитивному взаимодействию с родителями, оказывать им необходимую консультативную и другую помощь. Важно, чтобы родители, педагоги располагали как можно более полной формацией о ребенке, об особенностях его развития и поведения, учитывая, что только при условии такого взаимодействия возжен успех в осуществлении задач, связанных с коррекцией на пений в развитии средствами музыкального искусства.

Задания для самостоятельной работы

I. Раскройте содержание коррекционно-развивающего направления по музыкальному воспитанию в ДОУ компенсирующего вида. Охарактеризуйте виды музыкальной деятельности, используемые в коррекционной работе вне занятий с детьми с проблемами.

Дайте характеристику формам музыкально-досуговой деятельности 1ОУ компенсирующего вида.

I. Какое значение для развития личности ребенка с проблемами имеет различные формы музыкального досуга в семье?

Литература

; Алферова Т.Н., Воронова И.Н., Зарин А. П., Полутина Т.И. Музыка и [димжение в коррекционно-воспитательной работе в специальных дет-их садах для детей с нарушениями интеллекта. — СПб., 1994. Пасов М. Я. Движение под музыку // Избранные психологические про-я. — М., 1975.

Бочарова Н.И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье. — ML, 2001.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л. И. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.

Выготская И. Г., Пелингер Е. Л., Успенская А. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М., 1993.

Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000.

Играем и танцуем / Сост. С.И.Бекина, Э.В.Соболева. — М., 1984.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1979.

Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.

Комиссарова Л. Н. Формирование музыкальных знаний и активизации музыкального восприятия у старших дошкольников // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. — М., 1985.

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.

Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. — Л., 1988.

Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 1998. — № 4.

Носкова Л. П., Соколова Я. Д., Гаврилушкина О. П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Озерецкий Н. И. Шкала исследования моторной одаренности по методу профессора Н. И. Озерецкого. — М., 1938.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980.

Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха. — М., 1979.

Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста // Из опыта логопедической работы. — М., 1955.

Яшунская Г. И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. — M.J 1977.

 

Раздел V КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

Глава 1

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, жмузыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого — Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, перключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статичесзсой и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени диф-ференцированности движений, возможности действий с предметами).

Практика использования логопедической ритмики показилвает положительную динамику в коррекции речи у детей с разшыми речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фогнетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекциогнный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи

(ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Коррекционная работа в дошкольном учреждении с детьми с ФФНР проводится в двух направлениях: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов. В подготовительной к школе группе вводятся элементы обучения грамоте. У детей с фонетико-фонематической недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которого способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. Занятия логопедической ритмикой с дошкольниками с данной патологией развития речи проводятся 2 раза в неделю. Они включают такие средства, как упражнения на различные виды ходьбы и бега; на развитие речевого дыхания; на регуляцию мышечного тонуса голоса, дикции, артикуляции, статической и динамической координации движений, мелкой и мимической моторики; упражнения на переключаемость движений.

План-конспект логоритмического занятия для дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями речи

Тема: Звук [с]

Организационный момент. Загадка.

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое... {Самолет.)

1. Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на

носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки

на поясе (музыка Э.Парлова «Марш»).

2. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка

Ф. Надененко «В темпе марша»).

3. Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы»,

«Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка — латышская народная мелодия в обработке А.Донас).

4. Развитие фонематического восприятия. Произнесение логопедом ряда

слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон,

пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то

дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то

лети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений крыльев самолета.

5. Упражнение на развитие дикции и артикуляции — проговаривание

последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.

Укусила в нос оса — са, са, са, са. Стал мой нос как колесо — со, со, со, со. Не боюсь я злой осы — сы, сы, сы, сы. Я осу в руке несу — су, су, су, су.

6. «Звук заблудился» — замена слов по смыслу, определение позиции

шука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под

текст.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

1 Использованы материалы книг: Шашкина Г. Р., Лопухина И. С. Логопедия, шуки, буквы и слова. — СПб., 1998; Большакова С. С. Работа логопеда с дошкольниками. — М., 1966.

 

На пожелтевшую траву Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

7. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами.

Дети стоят полукругом напротив логопеда, который бросает мяч, произнося одновременно слово со звуком [с]. Ребенок, получивший мяч, возвращает его, изменяя это слово во множественном числе: сумка — сумки,

носок — носки, насос — насосы и т.п.

8. Упражнение на координацию речи с движением (музыка — чешекая народная мелодия «Отойди и подойди»).

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклоны головы вправо-влево.)

Покружиться мы не прочь. (Поворот вокруг себя.)

Мы снежинки, балеринки, (Наклоны туловища в стороны.)

Мы танцуем день и ночь. (Приседание с поочередным

Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.

выставлением ноги в сторону.) (Наклон вниз.)

(Приседание с разведением рук в стороны.)

В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он.

9. Упражнение для развития мелкой моторики «Слон».

(Разжимание и сжимание пальцев в кулаки.) (Поочередное выставление боль-

Головой своей кивает, Будто в гости приглашает.

ших пальцев, указательных пальцев потирание кистей.)

(Большие пальцы встречаются с другими пальцами рук, 4раза.)

(Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.)

10. Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе (аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) (третий уровень речевого развития)

У детей с третьим уровнем речевого развития недостаточно' сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования частей речи, неточное звуковое оформление слов и низкий уровень развития фонематических процессов. Основная задача логопеда — развитие всех компонентов речевой системы с акцентом на развитие связной речи. Развитие связной речи проводится по) периодам обучения от простого к сложному, от умений воспроизводить рассказы логопеда до самостоятельных рассказов по сю-

жетной картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества.

На логопедических занятиях максимально включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию моторики и речи, упражнения с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Примерная схема логоритмического занятия

для дошкольников с общим недоразвитием речи

(третий уровень речевого развития)

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнение для развития дыхания с речевым сопровождением.

Основная часть

Упражнение для развития дикции и артикуляции. Упражнение для развития мелкой моторики. Упражнение на развитие координации движений и речи. Упражнение с предметами и речевым сопровождением. Упражнение с элементами танца. Игра-драматизация.

Заключительная часть

Упражнение для развития мышечного тонуса.

Организация логоритмических занятий для дошкольников

с общим недоразвитием речи (второй уровень речевого развития)

У детей со вторым уровнем речевого развития отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-нолевой сферы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. У большинства детей с ОНР отмечается отсутствие чувства ритма и снижение звуковысотного слуха.

Содержание логоритмических занятий зависит от периода обучения и двигательно-речевых возможностей детей.

В первом периоде обучения детей с ОНР старшего возраста программа предусматривает формирование понимания устной речи, подготовку к диалогу, знания в области словообразования (уменьшительный суффикс и приставочные глаголы), употребление притяжательных местоимений с существительными и составление простых предложений. Данные задачи решаются на занятиях, посвященных следующим лексическим темам: «Овощи —

 

 

 

фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы», «Животные».

Во втором периоде основными задачами являются: формирование диалогических форм общения, употребление в речи относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, использование предлогов в, на, под, из, глаголов третьего лица единственного числа. Темы предлагаются в следующей последовательности: «Зима», «Новый год», «Семья», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Мебель», «Профессии», «Транспорт».

Третий период коррекционной работы предполагает развитие фразовой речи, образование глаголов с помощью приставок, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, антонимов и синонимов, употребление предлогов к, с, от. Темы могут быть следующими: «Лето», «Дом», «Части тела, лица», «Школа», «Спорт».

Схема логоритмического занятия

для дошкольников с общим недоразвитием речи

(второй уровень речевого развития)

Вводная часть

1. Организационный момент: сообщение темы, построение.

2. Упражнения на различные виды ходьбы и бега: ходьба коррекцион-

ная, с изменением положений рук.

3. Диафрагмальная дыхательная гимнастика.

Основная часть

1. Упражнения для развития мышечного тонуса.

2. Упражнения для развития артикуляции и дикции.

3. Упражнения для развития мимической моторики.

4. Речевая игра с мячом.

5. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

6. Упражнение на координацию движений с речью.

Заключительная часть

1. Упражнение для развития речевого внимания.

2. Упражнения с элементами релаксации.

План-конспект логоритмического занятия

для дошкольников с общим недоразвитием речи

(первый уровень речевого развития)1

Тема: «Птицы»

Цель занятия: развивать координацию движений, ориентацию в про-]

странстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук,

артикуляционный праксис; формировать понимание обращенной

вызывать естественные речевые реакции.

Составитель Г. Р. Шашкина.

 

В водная часть Организационный момент. Загадка.

1. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой! (Кто это? — Дятел).

2. Упражнения на различные виды ходьбы: по кругу, в колонне по

одному (по узкой тропинке), ходьба на пятках (по кочкам), ходьба на

носках (по лужам).

3. Упражнение на передачу разного темпа в движении. Чередование

легкого бега и спокойной ходьбы (музыка Т.Ломовой «На прогулке»).

Основная часть

Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке.

Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся кадки. Возле кадки блюдце, Все они напьются.

1. Упражнения для развития дыхания (по методике Т.Стрельниковой) «Ладошки», «Обними плечи», «Кошка», «Наездники».

2. Упражнение для развития голоса. Подражание птичьим голосам:

кукушка, ворона, воробей, журавль, дятел (с имитацией двигательной

активности — сидит, летает, стучит, прыгает, кружится).

3. Упражнение на согласованность речи с движением «Цыплята».

(Дети поднимают и опускают корпус с пола.) (Логопед-«курочка» ходит вокруг

и проговаривает стихотворение.) (Дети, лежа на полу, выполняют движение «велосипед».)

(Поднимаются и бегут к логопеду.)

4. Упражнение с мячом и речевым сопровождением «Поймай и повтори». Дети стоят в кругу, логопед в центре с мячом. Бросая мяч по кругу, называет птиц. Ребенок, поймав мяч, возвращает его и повторяет название птицы.

Заключительная часть

1. Упражнение на воображение. Рисование в воздухе кистью руки ту-

ювища, головы, клюва, крыльев, хвоста птицы.

2. Спокойная ходьба (музыка Е.Тиличеевой «Марш»).

Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками

У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, искоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда вхо-

дят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложным эмоциональным ситуациям.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2 — 3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь.

В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряженной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

Этапы формирования плавной речи

у заикающихся дошкольников средствами

логопедической ритмики

1.Этап ограничения речи

Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2.Этап сопряженной и отраженной речи

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 —5 слов,

 

произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.

На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

З.Этап диалогической речи

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

4. Этап самостоятельной речи

Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами ганца, с предметами и речевым сопровождением.

5. Этап спонтанной эмоциональной речи и общения

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации об-111,ения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во исех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Примерная схема логоритмического занятия с заикающимися дошкольниками

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

Основная часть

Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции. Пение. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений. Упражнения на

 

координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

Заключительная часть

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее.

Глава 2

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ритмика для детей данной категории является составной чатью системы коррекционной работы в дошкольном образователь ной учреждении. Ритмика оказывает положительное влияние психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики детей данной категории. Организация работы средствами коррекционной ритмики строится прежде всего на принципе единства диагностики и коррекции. Комплексное обследование ребенка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы средствами ритмики. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников перед использованием ритмики в коррекционной работы осуществляется обследование моторики детей с проблемами. С этой целью наиболее часто используется методика Н. И. Озерецкого — Г. Гельнитца, которая представляет собой набор двигательных тестов для исследования общей и мелкой моторики, отдельных компонентов движения: статистической координации, динамической координации, быстроты движений,) ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий), одновременности движений и их силы.

Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленять структуру поражения, а затем фор-1 мировать плохо развитые или отсутствующие «контингента движений» (Н. А. Бернштейн) того или иного церебрального уровня.! При этом принято строить коррекционную работу с детьми а умственной отсталостью с учетом выделения двух групп: возбудимых или заторможенных (К. К. Фольц). Двигательное беспокойство! нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость неустойчивость составляют клиническую картину возбудимых, 4 вялость, адинамичность, бедность движений характеризуют заЗ

торможенных детей. Наиболее адекватным методом коррекции раз-личных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.

Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты. Это отмечают в своих работах М. Р. Могендович, Л.И.Воеводина, Е.П.Шептулин, Э.Куду, В.Б.Полякова и др.

Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:

коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания (его переключаемое™, устойивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

На занятиях по ритмике используются Такие средства, как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Структура занятий может складываться из таких мастей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое прощание. Основным принципом построения коррекционной ритмики является тесная связь шижений и музыки, где организующим началом выступают му-1ыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом

 

 

 

т

 

представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс. Коррекция, сглаживание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных требуют от ребенка (и педагога на занятии) собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли, развития памяти — эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности выполнения движений под музыку), двигательно-моторной (двига-тельно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с сознательным самостоятельным выполнением упражнений). Занятия по коррекционной ритмике детей данной категории могут проводиться в подгрупповой и фронтальной формах (не более 15 человек). Организация занятий по ритмике предполагает календарное планирование, которое осуществляет педагог-ритмист с дефектологическим образованием. Занятия по ритмике должны иметь четкую коррекционную направленность и проводиться один-два раза в неделю дополнительно к музыкальным занятиям. В конце года осуществляется контрольное диагностическое обследование, показывающее динамику в развитии ребенка, в том числе обеспечивающуюся средствами ритмики.

План-конспект занятия по коррекционной ритмике

для старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Цель: проводить коррекционную работу средствами ритмических движений: обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, развивать чувствование экспрессии своего тела, произвольность психических процессов (внимания, памяти), движений, формировать навыки адекватного поведения, умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального произведения.

1. Ритмическое приветствие и разминка: поклон девочек, мальчиков

(музыка Ф.Шуберта «Вальс»), упражнение «Ритмическое эхо» (приветствие — прохлопывание ритмического рисунка педагогом — ответ, повторение его детьми как приветствие), упражнение на концентрацию внимания в движении: ходьба энергичная, мягкая, настороженная, с

высоким подниманием колена (музыка Ж. Люлли «Марш»);

2. Ритмическая гимнастика. Упражнения на регуляцию мышечного

тонуса, коррекцию моторики, организованности, собранности, произвольности действий в движении (музыка Ф.Шуберта «Марш», «Вальс»,

«Лендер», «Экосез»):

«Легкий ветерок» (мягкие движения руками);

«Цветы наклоняются» (наклоны туловища с поднятыми руками вправо, влево, сидя на коленях на полу, на ковриках);

Составители Е.А.Медведева, М.Л.Афанасьева.

 

«Крепкие веточки дерева» (движения «ножницы», лежа на ковриках);

«Одуванчик разлетается» (легкий бег врассыпную).

3. Ритмический калейдоскоп. Упражнения на коррекцию психических

функций (слухового восприятия, переключения внимания, воображения):

«Плавный хоровод» со сменой рук (русская народная мелодия «Травушка-муравушка»);

«Играем с водой», образная композиция (музыка П.И.Чайковского «Сладкая греза»).

4. Ритмическое прощание. Релаксация «Шум моря» (аудиокассета «Наедине с природой»), ритмическое эхо, поклон девочек, мальчиков (музыка Ф.Шуберта «Вальс»).

 

 

Глава 3

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Фонетическая ритмика как методический прием включена в работу по формированию произносительной стороны речи детей с нарушением слуха. В процессе проведения фонетической ритмики музыка может включаться в качестве музыкально-ритмической стимуляции движений и активизации речевой деятельности.

Основной целью фонетической ритмики является развитие у детей с нарушением слуха слухового восприятия, обогащение слухозрительными впечатлениями, активизация голосовых функций, формирование на слухокинестетической основе речевой деятельности, ее ритмоинтонационной и произносительной стороны. Работа с детьми организуется фронтально сурдопедагогом, а музыкальное сопровождение осуществляет музыкант или используется аудиозапись. Средствами фонетической ритмики являются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музыка, которая в совокупности с движениями способствует развитию и речи, и движений.

Решение задач, направленных на установление единства в работе речедвигательного и слухового анализаторов, формирование ритмоинтонационной, выразительной стороны речи, развитие слухового восприятия и коррекции произносительной стороны, нормализации речевого дыхания, укрепление речевой зоны голоса, развитие ритмодвигательных основ, обеспечивает компенсацию речевой функции.

Содержательная сторона фоноритмики включает в себя: работу над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями; работу над регуляцией дыхания и слит-

ности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предложениях, стихах и текстах); над голосом (силой, высотой, чередованием низкой и высокой тесситуры); над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражнениях, скороговорках, стихах); над интонацией (логическими ударениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, предложениях, коротких текстах, стихах, играх).

В структуре занятий могут быть упражнения, способствующие музыкально-ритмической стимуляции, которые состоят только из движений, а также и упражнения на речевое дыхание, развитие голоса, темпа, ритма, которые проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Музыкально-ритмическая стимуляция представляет собой сочетание двигательных упражнений с элементами танца, где присутствует четко выраженная ритмическая основа. Музыка является одним из средств развития слухового восприятия, формирования умения передавать в движении ритм, темп и другие средства выразительности. Характер движений, выполняемых под музыку, может быть различен. При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения, а работа над ритмом в движении включает танцевальные элементы, ритмическую ходьбу, сочетание ее с различными движениями рук. Комплекс упражнений, обеспечивающих нормализацию произносительной стороны речи, содержит разнообразные движения (головы, плечевого пояса, рук, туловища, наклоны, повороты ног, сгибание, разгибание), используемые без сопровождения музыки.

Движения на фоноритмике предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию. Они выполняются как с использованием звукоусиливающей аппаратуры, так и на основе только слухового восприятия без нее. Конечной целью фонетической ритмики является формирование правильно оформленной речи и психомоторики ребенка с нарушением слуха, обеспечивающих социальную адаптацию такого ребенка.

Игры и упражнения, используемые на фонетической ритмике1

1. Работа над голосом.

Дети сидят по кругу, имитируя игру на пианино и сопровождая движения произнесением текста.

(Говорят тихим голосом.) (Выделяют ударные слоги легким взмахом руки.) (Произносят громко.)

Пальчик о пальчик тихо бьем. Пальчик о пальчик тихо бьем.

См.: Власова Т.М., Пфанфенрот А. Н. Фонетическая ритмика. — М., 1996.

А потом в ладошки громко бьем.

 

 

Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

{Сопровождая сильным хлопком.)

2. Чередование низкой и высокой тесситуры. Дети стоят по кругу.

(Высоко.) (Низко.) (Высоко.) (Низко.)

Садись поближе, Нагнись пониже, Посмотри получше —-Вот так.

А. Произносят текст разным по высоте голосом, сопровождая прого-варивание естественными движениями или указательными жестами. Б. Повторение упражнения без движений.

3. Работа над ритмом.

Ритм: (Дети стоят по кругу и воспроизводят слоги, сопровождая

па-па каждый слог указательным движением пальца то вправо,

па-по то влево.)

па-пу

па-пи

па-пэ

4. Работа над темпом.

Слоговые скороговорки. Проговаривание считалки с движениями сначала в медленном темпе, затем в среднем и быстром.

Шли, шли, шли, Мы пирог нашли. Сели, поели И дальше пошли.

(Идут быстро: шаг — слово.)

(Правой рукой жест по кругу, вытянув ее вперед.)

(Сели на пол, «едят».)

(Встали и делают легкий взмах вперед — «пошли».)

Глава 4

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Ритмика для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории и представлена в программе самостоятельным разделом. Ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в систе-

 

му коррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде. Коррекционная ритмика проводится как самостоятельное фронтальное занятие и по времени может продолжаться 20 — 25 мин в зависимости от возраста детей.

Конспект занятия по коррекционной ритмике для старших дошкольников с нарушением зрения1

Цель: проводить коррекционную работу средствами движений под музыку, передавать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, форму), учить владеть телом, развивать координацию, произвольность движений, пространственную ориентировку, слуховое внимание, память, воображение, учить действовать в образной условно-воображаемой ситуации в игре.

1. Ритмическая разминка

Упражнение «Ритмическое эхо» (педагог прохлопывает ритмический рисунок, дети повторяют).

Упражнение «Собираем камешки», музыка Т.Ломовой «На берегу» (ходьба с остановками).

Упражнение «Ускоряя, замедляя», музыка Т.Ломовой (ходьба и легкий бег с ускорением и замедлением темпа).

2. Ритмическая гимнастика

Упражнение «Поющие руки», музыка П.И.Чайковского «Шарманщик поет» (мягкие движения руками, одновременное разведение в сто- I роны из положения перед грудью и сведение их перед грудью).

Упражнение «Ветер, ветерок», музыка Л.Бетховена «Лендер» (чередование мягких движений поднятыми руками с наклонами вправо и влево).

Упражнение «Тугая резинка», музыка Ф. Миллер «Этюд» (плавные полуприседания).

Упражнение «Петушок расплясался», вариации на тему русской на-1 родной мелодии «Петушок, петушок», музыка Т.Ломовой (знакомые танцевальные элементы по показу или словесной инструкции педагога). ]

3. Пространственная ориентировка

Игра «Выворачивание круга», музыка — венгерская народная мелодия.

 

(Активизация внимания при передаче ритма и темпа музыки, выделение ярких ритмических акцентов в движениях по кругу, перестроениях по сигналу всей группы детей одновременно за ведущими.)

4. Сюжетно-образные этюды или танцевальные миниатюры

Образная игра «Ау!», музыка Т.Ломовой «Игра в лесу».

5. Релаксация (лежа на ковре) «Волшебство леса», аудиозапись из серии «Звуки живой природы» (музыка для релаксации). Прощание, поклон мальчиков, девочек.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте определение коррекционной ритмики и покажите ее направления.

2. Раскройте особенности коррекционной ритмики для детей с нарушением речи.

3. Покажите специфику содержания и организации ритмики для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

4. Сравните понятия «музыкально-ритмические движения» и «фонетическая ритмика», покажите их сходство и различия.

 

5. Назовите компоненты коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения.

6. Сделайте сравнительный анализ конспектов по коррекционной ритмике для детей с разными отклонениями в развитии.

Литература

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.

Выготская И. Г., Пелингер Е.Л., Успенская А. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М., 1993.

Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1958.

Дресвянников В. И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками // Дефектология. - 1972. - № 3.

Кручинин В. А. Воспитывая чувство ритма // Физкультура в школе. — 1974. - № 12.

Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Программа спецкурса «Коррекционная ритмика» для специальных педагогических (дефектологических отделений средних и высших учебных заведений). — М., 1994.

Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под ред. А. П. Зарина, Е.Л.Ложко. - СПб., 1994.

Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых. — М., 1983.

Яхнина Е. 3. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. — М., 1991.

Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997.

 

1 Составитель Е.А.Медведева. Использовались материалы книг: Руднева С, Фиш Э. Ритмика и музыкальное движение. — М., 1972; Раевская Е., Руднева 3., Соболева О., Ушакова Э. Музыкально-ритмические упражнения в детском саду. — М., 1969.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методический материал к разделу IV «Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»

1. Музыкальные занятия

Фрагмент музыкального занятия

для старших дошкольников с нарушением речи

и с задержкой психического развития

(интеграция трех видов музыкальной деятельности — восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)'

Тема: «Кошка и кот»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить различать музыку разного характера, формировать воображение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизировать к поиску средств выразительности образа в динамике его проявлений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные состояния образа, согласовывать движения с характером музыки, структурой музыкального произведения, учить играть на детском музыкальном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре. 1. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, ] особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послу-1 шать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (му- J зыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).

После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.

2. Сюжетно-образные движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кошка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог ] дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение

стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или находя новые.

Кот проснулся рано-рано, Спрыгнул с мягкого дивана, Выгнул спинку, потянулся, С боку на бок перевернулся, И пошел совсем неслышно, Будто прятался от мышки. Увидал кот за окном — Птичка кружит с ветерком, И летает, и резвится, Никого здесь не боится!

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).

Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.

Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кошки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разлетаются.

Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: девочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свистульках.

Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.

4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас

плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).

Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девочка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (мальчики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соответствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.

Фрагмент музыкального занятия для старших дошкольников

с нарушением речи, задержкой психического развития,

умственной отсталостью

(интеграция двух видов музыкальной деятельности — пение, движения под музыку)

Танцевально-образная композиция «Дружба»1

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и двиений, учить передавать движениями средства музыкальной выразительности (форму, ритм), показывать разные эмоциональные состояния пан-

 

томимически в сюжетно-образной композиции, формировать навыки адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать, вставать на позицию другого.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу о дружбе, о том, что в общении бывают разные ситуации (ссоры, примирения), и важно научиться понимать сверстника, прощать ошибки, дружить. Детям предлагается поиграть и в танце передать, как однажды дети сначала поссорились, потом помирились и подружились навсегда.

1. Сюжетный танец «Поссорились-— помирились» (венгерская народная

мелодия).

2. Сюжетный танец «Пожалели» (1-я часть — «Жалоба», 2-я часть —

«Материнские ласки», музыка А.Гречанинова).

3. После танцев музыкальный руководитель предлагает детям спеть

знакомую песню «Дружат дети всей земли» (музыка М.Д.Льва-Компанейца, слова В. Викторова). Затем дети заводят дружный хоровод и исполняют песню с движениями.

Фрагмент музыкального занятия для детей с нарушением зрения

{интеграция двух видов музыкальной деятельности — восприятие музыки и музыкально-ритмические движения)

Тема: «Веселые клоуны»1

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, формировать музыкальное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку, оценочное отношение к ней, умение вербально выражать свои впечатления от услышанного, различать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, характер) и передавать образными движениями, развивать пространственную ориентацию при выполнении движений в кругу, врассыпную.

1. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит перед слушанием беседу, рассказывает о клоунах, которые всегда веселят зрителей, о том как они выступают в цирке, в разных театральных представлениях. Потом детям предлагает- I ся послушать музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны». В диалоге с педагогом после восприятия музыки акцентируется внимание детей на то, как в музыке передан этот образ, обсуждается, какие движения делают клоуны в музыкальном образе, какого характера музыка, темп и т.д.

2. Музыкально-ритмические движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в клоунов, сначала послушать две разные по характеру небольшие пьесы «Шагают клоуны» (французская народная мелодия «Полишинель»), «Клоуны подпрыгивают» (английская народная песня «Полли»). Педагог показывает движения, а затем предлагает детям передать образ веселых клоунов, j

Составитель Е.А.Медведева.

 

Фрагмент музыкального занятия для умственно отсталых старших дошкольников и детей с задержкой психического развития

(интеграция двух видов музыкальной деятельности — театрализованно-игровая деятельность, образно-ролевое пение)

Игровая миниатюра «Лениться не годится»1

Цель: проводить коррекционную работу средствами музыки и движений, формировать нравственно-этические основы поведения, уважение к труду, побуждать к поиску выразительных средств для передачи образа в сюжетной музыкальной композиции, согласовывать движения с текстом песни.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу об уважении к труду людей, объясняя, почему не любят лентяев, и предлагает исполнить всем вместе моравскую народную песню «Люди работают», которую начали учить на двух предыдущих занятиях. С детьми выясняется ее содержание, даются пояснения и предлагается поиграть в игру «Лениться не годится». Выбирают по считалке-попевке солиста-«лентяя» и инсценируют потешку о труде.

Ребенок, изображающий «лентяя», ложится на бок, подперев щеку рукой, согнутой в локте, опираясь об пол, и говорит: «Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону», встает и затем садится в стороне.

Дети под русскую народную мелодию речетативом исполняют потешку, инсценируя ее2:

Мы весной сажали сад, а Семен сидел у гряд,

Вот мы яблоки едим, а Семену не дадим,

Нам лентяев здесь не надо, выходи Семен из сада.

{Семен берет лопату и начинает копать землю в саду. Дети его прощают.)

Не ленись, не ленись и трудиться научись,

Чтоб тебя все уважали, дело делать торопись.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Раздел I. Введение в теорию и методику музыкального воспитания

детей с проблемами в развитии и коррекционную ритмику 7

Глава 1. Краткий исторический обзор использования музыки

и движений в лечении и коррекции 7

Глава 2. Основные понятия, цели и задачи методики музыкального

воспитания и коррекционной ритмики 14

Глава 3. Связь методики музыкального воспитания, коррекционной

ритмики с другими областями научного знания 18

Раздел П. Теоретические и дидактические основы музыкального

воспитания детей с проблемами в развитии 22

Глава 1. Музыка как одно из средств гармоничного развития

личности ребенка с проблемами в развитии 22

Глава 2. Клинико-психолого-педагогические основы музыкального

воспитания детей с проблемами в развитии 25

Глава 3. Методы исследования музыкального развития детей








Date: 2015-09-17; view: 718; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.153 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию