Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Система подготовки и проведения художественно-досуговой деятельности включает несколько этапов





Первый этап — информационно-познавательный (знакомство с основным содержанием праздника, его особенностями).

Второй этап — подготовительный, включающий разучивание стихов, песен, закличек, сценок, изготовление подарков, атрибутов, оформление помещения.

Третий этап проведения праздника, досуга, предполагающий активное участие детей и взрослых, — это этап последующего проживания праздника, досуга, на котором ребенок делится впечатлениями от праздника со взрослым, может изобразить свои впечатления в рисунках, рассмотреть подарки, проигрывать фрагменты праздника в игре.

Все виды художественно-досуговой деятельности, в каких бы формах она ни осуществлялась, приводят к определенному педагогическому результату. Степень социальной значимости результата различна. В одних случаях среда досугового общения обеспе-

 

чивает создание общего настроения и эмоциональной приподнятости, в других — приобщение к общественным ценностям и духовному обогащению, формированию активности, инициативы, самостоятельности и творческих проявлений детей с проблемами. При этом наибольший педагогический эффект достигается там, где досуговая деятельность носит групповой, совместный характер и формирует праздничную общность. Все праздники и развлечения, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, способствуют воспроизводству и закреплению общественно одобряемых взаимоотношений между ребенком и окружающей его социальной и природной средой.

Праздничная обстановка раскрепощает поведение ребенка, рождает общие эмоции, переживания, делает общение мотивированным, создает радостное, веселое, жизнеутверждающее настроение.

Фактором, оказывающим положительное влияние на формирование радостного, жизнеутверждающего настроения, является не только, а чаще всего не столько сам праздник, сколько его ожидание. Здесь включается психологический механизм, который Л. И. Макаренко определял как «завтрашняя радость». Это влияние тем сильнее, чем шире круг людей, вовлеченных в подготовку праздника, чем больше степень совместности деятельности ее участников.



В связи с этим важна роль педагогического коллектива в подготовке и проведении художественно-досуговой деятельности. Такая деятельность детей организуется не только воспитателями и музыкальным руководителем, но и всем коллективом. Подготовка праздника начинается с составления сценария или программы. Она строится таким образом, чтобы все дети имели возможность виють праздничное выступление целиком, участвовать в общем веселье, быть активными исполнителями.

Организация и содержание художественно-досуговой деятельности с детьми с разными проблемами требуют учета их особенностей развития.

Праздники не должны быть длительными, так как ребенок с проблемами быстро утомляется, возбуждается. На досугах и праздниках должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности. В сценарий торжества может вво-шться как выученный материал, так и свободная игровая импровизация в движениях под музыку. Главное для ребенка с проблемами — активное участие в общем торжестве. К сожалению, в практике дошкольных специализированных учреждений часто можно встретиться с неправильными организацией и проведением праздников и развлечений, где основными целями ставится воздействие на взрослого зрителя, погоня за показной стороной, использование сложного материала, обилие номеров, на-

 

 

таскивание детей на преимущественное участие только способных. Недопустимы на празднике для детей с проблемами заорганизованность, чтение стихов, пение, пляски до изнеможения, результате чего дети уходят с праздника утомленными или чрезмерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка и, конечно, не является коррекционно-направленным. Важным фактором, обеспечивающим развитие коммуникации детей на празднике, выступает включенность в него родителей не только как зрителей, но и как активных участников сценок, хороводов, аттракционов.

Музыкальное оформление праздников и развлечений предполагает как «живую музыку» на фортепиано, баяне, аккордеоне,, так и использование звукозаписей, фонограмм. Желательно, что бы звуковой фон не утомлял ребенка с проблемами, а создавал радостное, приподнятое настроение, соответствовал тематике и содержанию музыкально-досуговой деятельности. В досуговой деятельности всегда звучит художественное слово и взрослого, и детей, придающее торжеству цельность и гармоничность. Однако, используя этот вид искусства, нужно помнить, что обилие сти-; хов, многословие ведущего делают детский праздник скучным, утомляют детей. Если словесного материала будет меньше, но он будет понятен по содержанию и выразителен по исполнению, он будет для них интересен.

В организации и проведении музыкально-досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении активно задействован весь педагогический коллектив (музыкальный руководитель, дефектологи, воспитатели, педагоги дополнительного об-разования), привлекается медицинский и технический персонал.) Участие педагогов в детском торжестве многопланово: от непосредственной подготовки детей, разучивания стихов, песен, игр, движений под музыку, оформления помещения, изготовления атрибутов до исполнения взрослыми отдельных ролей в театрализованном действии. Планировать праздники и досуги следует заранее, исходя из общего плана всей коррекционно-направленной работы с детьми, учитывать их возможности, степень подготовленности, условия проведения. Содержание конкретных праздников и досугов отражается в сценариях, которые составляет музыкальный руководитель и обсуждает с коллективом педагогов. В течение года виды музыкально-досуговой деятельности следует чередовать (зрелищные или с участием детей), начинать с более легких, не требующих большой подготовки и сложного оформления. Очень важно, чтобы в каждом специализированном дошкольном учреждении развлечения занимали должное место в системе коррекционно-развивающей работы и проводились систематически.



 

Глава 4

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Возможности для приобщения ребенка с проблемами в развитии к музыке имеются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Известно, что социальная ориентация таких детей напрямую зависит от того микроклимата, который складывается в семье, от общения ребенка с родителями, от тех чувств, которые испытывают родители к ребенку, от стремления взрослых понять своего ребенка, помочь ему и восприятия его как личности. Любовь родителей к ребенку служит, как считают многие специалисты, гарантией эмоционального благополучия человека.

В семье, по мнению О.Л.Зверевой, А.Н.Ганичевой, происходит разностороннее познание ребенком окружающей социальной действительности, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Именно в семье, в уютной домашней обстановке при доверительном общении ребенок с проблемами в развитии получает сочувствие, сопереживание, что может обеспечить ему необходимую поддержку и подготовить к достаточно сложным социально-экономическим условиям современной жизни.

Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Познавая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими — со взрослыми, сверстниками. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей социокультурной среды, в которой бы ребенок с проблемами в развитии чувствовал себя не только востребованным, но и защищенным.

Установление адекватных способов взаимодействия между взрослыми и ребенком, использование разнообразных средств воспитания и обучения, позволяющих создать комфортную для ребенка обстановку и в детском саду, и в семье, будет способствовать более успешному формированию личности.

В интеллектуальном и духовном развитии ребенка с проблемами огромную роль играет искусство. Разные его виды — музыка,

 

литература, изобразительное искусство, театр — дают возможность приобщать ребенка к основам художественной культуры, воспитывать у него эстетический вкус, расширять умственный кругозор, активизировать творческие проявления.

Свои первые шаги в мире искусства ребенок делает в семье. Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка, начиная с самого раннего возраста и даже раньше — с пренатального периода, когда он уже способен слышать музыкальные звуки, интонации, мелодии. Эта информация приходит к ребенку из окружающего мира, и он начинает познавать его. У него уже в этот период могут возникать предпочтения, связанные с восприятием музыки разного характера. Так, по наблюдениям беременных женщин, их будущий ребенок очень бурно реагировал на звучание динамичной, современной музыки, совершая характерные движения, и, наоборот, успокаивался в ответ на звучание тихой, спокойной скрипичной музыки.

Музыка является той прочнейшей нитью, которая соединяет ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ему ощутить себя как личность. С ранних лет ребенок способен воспринимать и впитывать ритмы и мелодии народных попевок, потешек, особенности родного языка и по-разному реагировать на изменяющийся характер музыки.

Восприятие музыкальных произведений для детей означает постижение ими богатейшего и разнообразнейшего мира человеческих переживаний, переданных посредством музыки. Оно является средством релаксации, высвобождения негативных эмоций у детей, средством профилактики и коррекции личностных нарушений.

Музыка — один из важных компонентов развивающей среды, которая должна окружать ребенка в течение всего периода детства. Взрослея, ребенок начинает более осознанно воспринимать окружающее, приобщается к разным видам музыкальной деятельности. У него развиваются активные способы музыкальных действий. Являясь по своей сути творческим процессом, музыка побуждает к творчеству и ребенка, активизируя его воображение, фантазию. Простейшие творческие проявления ребенка в доступной для него музыкальной деятельности являются залогом его будущего успеха в последующей жизни.

От того, насколько комфортна окружающая ребенка среда, будет во многом зависеть его собственное поведение по отношению к окружающим, к обществу, в котором он живет. И если ребенок будет воспитываться в атмосфере душевной теплоты, понимания, эмоционального комфорта, то у него не будут возникать негативные проявления, чувство отторжения, ощущение собственной неполноценности и ненужности. Задача родителей — содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, под-

 

держивая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их.

Музыка, пение, игры должны занимать важное место в условиях специально организованной коррекционной работы в семье. Они сопровождают ребенка с самого рождения, побуждая его к эмоциональной реакции на веселую или грустную музыку, к простейшим движениям (приседаниям, хлопкам, покачиваниям туловищем и т.д.). Музыка постепенно входит в жизнь ребенка, делая ее более яркой, содержательной. Задача родителей — развивать у ребенка интерес к музыке, вызывать эмоциональный отклик на нее, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр и т.д.

В этом случае у ребенка, который с малых лет приобщается к традициям семьи, к общению с близкими, постепенно формируется «образ семьи». Семейный досуг занимает важное место в приобщении ребенка к искусству, к культуре. В процессе семейного досуга удовлетворяются духовные потребности семьи.

Для ребенка с проблемами в развитии музыка одновременно является и средством эстетического воздействия, и средством познания, и средством общения, и средством релаксации и коррекции. Формы приобщения к музыке в семейном воспитании могут быть самыми разнообразными: семейные праздники, экскурсии в музеи, посещение профессионального театра и создание домашнего театра, различные виды развлечений (игры-забавы, веселые конкурсы и др.).








Date: 2015-09-17; view: 610; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию