Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГАМБИТ» СЛОНА
MKKKKKKKKN Ход чёрных 81. Постарайтесь найти в позиции скрытые комбинационные мотивы. Должны ли черные взять под защиту пешку а6? Хорошо ли расположен на f2 черный ферзь? Не мешает ли он своим присутствием на вертикали «f» действиям черных ладей? Какова роль слонов в этой напряженной позиции, кто из них в атаке, а кто в защите? Найдите в расположении белых пешек слабое место для прорыва. Какая роль при возможной атаке черных будет отводиться пешкам g7 и h7? Надежно ли убежище белого короля на краю доски? Предложите хороший ход за черных. Укажите примерные варианты, по возможности не менее чем на четыре хода вперед, дайте каждому своему варианту подробную оценку. Позиция черных на первый взгляд симпатичней: они владеют открытой линией «f», активно расположен ферзь, в надежном убежище король. К тому же очередь хода за ними. При более внимательном изучении позиции это впечатление сохраняется, хотя увидеть какие-либо комбинационные мотивы как за белых, так и за черных трудно. Нельзя же считать комбинацией возможную жертву белой ладьи путем Gd3:d6:с6, приобретая за качество одну-две пешки. И черные не должны надеяться на вариант 1...b5 2.cb E:b5 3.G:d6 Gс7 4.Iе3 I:е3 5.G:е3 Gс1+. Пешку d6, вероятно, защитить надо, поскольку ладья может ее спокойно взять даже в варианте 1...b5 2.G:d6 b4 3.Iе3. На f2 черный ферзь расположен превосходно, находясь в самой непосредственной близости от белого короля, но, конечно, на этом поле он мешает ладьям проявить активность по вертикали «f». О слонах спорить долго не приходится: белый слон защищает пешку е4, а черный ее атакует с хорошей позиции. Самая слабая белая пешка–h2, ее защищает только король, но реально ли черным мечтать о прорыве именно в этой точке? Пешки черных «g» и «h» в случае атаки останутся на месте и будут надежно охранять короля. Белый король, оттесненный в угол, конечно, чувствует определенную скованность в действиях, к тому же испытывает давление силовой линии слона сб. Пешки тоже могли бы расположиться иначе, например на g2 и h3 при слоне на f3. Тогда, кстати, черные ладьи не чувствовали бы себя так самоуверенно по вертикали «f». Хороший ход за черных? Надо поразмыслить, общая оценка тут не помогает. Скажем, 1... Iс5? Защитим пешку, расширим ладьям зону видимости, потом, наверное, успеем сыграть а5–а4 (чтобы пешка b2 не тревожила ферзя), а может быть, пойдем ладьей на f2. Хороший ли это ход – 1... Iс5? Вероятно, хороший: ходы ферзем часто хорошие, особенно если ферзь благоразумно возвращается на свою территорию. Можно было бы и не трогать ферзя, а сыграть 1... а4 в надежде на вариант 2.Gf1? I:f1+ 3.E:f1 E:е4+! Но белые так могут и не пойти, скорее всего они возьмут ладьей пешку d6, жаль зря отдавать пешку. А быть может, пойти 1... Gd8? Нет, уводить ладью с открытой вертикали не хочется, к тому же есть 2.I:а5! Неужели и впрямь остается только один разумный ход 1... Iс5? Зачем только мы так внимательно разбирали другие ходы, можно было играть не думая... Впрочем, думать надо все равно – как белые будут реагировать на ход ферзем, сыграют спокойно или резко? Они могут использовать пешку «b», чтобы потревожить ферзя, ему тогда придется уйти на е5. Значит, мы играем 1... Iс5, белые 2.b4, мы 2... Ie5, вот и получаем четырехходовый вариант: 3.I:е5 de 4.b5 Ee8, можно предположить и пятый ход–5.Gd6 Gс7. В общем, надо сказать откровенно, ничего интересного, а как много счетной работы. Неужели шахматисты так мыслят на каждом ходу? Им не позавидуешь. Есть игры гораздо более динамичные. В партии, из которой мы взяли наш пример, черные и в самом деле сыграли 1... Iс5. Но если комплексная оценка позиции, которую мы старались провести как можно лучше, в общих чертах верна, то комбинационное содержание позиции мы с вами обнаружить не сумели. Но большой вины чувствовать за собой мы не должны, так как даже великий А. Рубинштейн не разгадал коварный замысел «короля интуитивной жертвы» Р. Шпильмана и добродушно ответил 2.b4? (2.Iа4!). Случилось это на турнире в Сан-Себастьяне (1912). Для того чтобы на достойном эмоциональном уровне рассказать о том, что произошло здесь с фигурами и пешками, мне понадобилось бы не меньше печатного листа... Поэтому послушаем «песню без слов»: 2...E:е4!! (82) MKKKKKKKKN 3.G:е4 (3.bс Gf1+!) 3... Gf1+ 4.E:f1 G:f1+ 5.Kg2 If2+ 6.Kb3 Gh1 7.Gf3 I:b2+ 8.Kg4 Ih5+ 9.Kf4 Ih6+ 10.Kg4 g5, и черные точной игрой реализовали свой фантастический замысел. А теперь вернемся к нашей оценке позиции. Мы тоже все это видели, но не в целых числах, а в разрозненных дробных частях... Умение из ускользающих деталей выстроить стройное логическое целое – это и есть самое большое отличие шахматного таланта. Но не зазорно и нам с вами учиться у мастеров старшего поколения, они умели многое. MKKKKKKKKN Ход белых Какие фигуры, обеих сторон занимают активные позиции, в чем конкретно выражается их активность? Определите слабые места в пешечных цепочках. Найдите фигуры в лагере белых, которые могли бы без длительной перестройки начать атаку королевской крепости черных. Какова роль пешки d5, является ли она слабостью или силой, надо ли ее дополнительно защищать? Должны ли белые спешить с развитием слона с1 и ладьи а1? Куда было бы полезно перебросить белого ферзя и какая фигура может поддержать его активные действия? На диаграмме позиция из партии Бронштейн – Керес (Гётеборг, 1955), возникшая после ходов 1.d4 Cf6 2.с4 е6 3.Cс3 Eb4 4.е3 с5 5.Ed3 b6 6.Cе2 Eb7 7.0–0 cd 8.ed 0–0 9.d5 h6 10.Ec2 Cа6. Позиция белых предпочтительней, их передовая пешка только что перешла экваториальную линию и заняла важный пункт, с которого оказывает воздействие на расположение черных: лишила их возможности сыграть d7–d5, помешала коню выйти на с6, грозит при случае пройти дальше – на d6. Кроме того, пешка увеличила пространство для маневров белых фигур, освободила для них поле d4 и включила ферзя в игру по линии «d». В лагере черных активно расположены оба слона, но ни один из них для белых не опасен: слона b7 «отключила» пешка d5, а слон b4 сам не станет без необходимости меняться на с3. Конь f6 занимает оборонительную позицию, а у второго коня пока только один путь: Cа6–с7. В то же время фигуры белых уже присматриваются к позиции черного короля: оба слона, ферзь (Id1–h5), конь е2 (Ce2–g3–f5). Помешав черным активизировать пешку «d», белые получили большую свободу передвижений для своей сильнейшей фигуры – ферзя, который может теперь ходами Id1 – d4–h4 или Id1–d3–h3 подойти поближе к черным пешкам, прикрывающим позицию рокировки (пример зависимости между белым ферзем и черной пешкой, а не только зависимости фигур и пешек одного лагеря друг от друга). В позициях открытого типа, а разбираемая позиция приближается к ним по своим внешним параметрам, весьма желательно участие в атаке всех фигур. Но одновременно надо помнить, что в открытых позициях крайне трудно изыскать ход для подключения в игру запоздавшей фигуры. Обычно, чтобы успеть подготовить условия для внезапной атаки, приходится жертвовать пешку или фигуру, экономя тем самым время для развивающих ходов. Поэтому ни слона с1, ни ладью а1 трогать с места не надо: слон отлично расположен, а когда он уйдет (скорее всего на h6), то и у ладьи появятся хорошие перспективы для действий в центре. Труднее ответить на вопрос, какова роль слона с2–для него вроде бы нет видимой цели? Но разве его силовая линия с2–h7 не является для белого ферзя гарантией надежной поддержки в районе пункта h7? Такие рассуждения сами по себе всегда доставляют шахматистам радость творческого труда, создают иллюзию решения задачи. В этом кроется тайна массового увлечения шахматной игрой, когда процесс размышлений заменяет процесс принятия решений. Часто бывает так, что, обдумав всесторонне позицию, мы принимаем решение... не принимать никаких решений, делаем нейтральный ход и передаем в безопасной для нас ситуации право выбора партнеру. Постепенно позиция становится для нас менее благоприятной, и мы уже бываем довольны, когда действуем по игровой воле соперника, и радуемся, если удается защититься единственными ходами. Поступая так, мы сознательно отдаем инициативу противнику, соглашаясь на роль ведомого. В шахматах тоже действует обывательская психология, о ней не принято говорить, но из-за страха потерять пол-очка или очко все мы (кроме, пожалуй, Фишера) подчиняемся порой внешним обстоятельствам, не находим в себе сил противостоять банальности, серости, собственной приспособленческой психологии. Бесспорные законы шахматной мысли требуют всегда от вас только действия, каким бы сложным, громоздким, трудновыполнимым ни было техническое воплощение вашего замысла. В позиции, где сверкают огни заманчивых комбинаций, не надо по-плюшкински подсчитывать свои и чужие слабые пункты, не надо калькулировать себестоимость пешечных и фигурных жертв, надо просто принимать творческое решение, надо видеть! Когда гроссмейстеры говорят надо видеть, то часто трудно понять, что скрыто за этой туманной формулой. Надеюсь, читатели на меня не будут в обиде (сколько раз приходилось слышать патетические восклицания типа: «Разве шахматы не являют собой обособленный мир интеллектуального творчества?»), если я отдам несколько строк композитору Р. Щедрину. В его предисловии к книге Г. Рождественского «Мысли о музыке» есть изумительные для слуха шахматистов слова: «Профессиональный, высоко профессиональный шахматист молниеносно рассчитывает все варианты. Так и композитор-профессионал в высоком смысле слова: создавая музыку, он молниеносно рассчитывает все варианты, сразу видит, куда ведет тот или иной ход, выбирает „сильнейший"». Как было бы славно, если бы шахматисты могли, как гениальные музыканты, сразу все видеть! Увы, шахматисты могут только создавать в мозгу иллюзию сквозного видения, а сказать, куда ведут те или иные ходы, выбрать из них лучший могут только в бесконфликтной позиции. Зато шахматист может «на глаз» определить, что какой-то участок позиции не отвечает требованиям задачи, что в каком-то месте прорвать оборону будет трудно, если... И вот это-то «если», которое всегда зависит не только от вашей оценки позиции, но и от оценки позиции партнером, и определяет степень риска при принятии решения действовать так или иначе, в этой манере или в другой, спешить с каким-то ходом или повременить? И если вам удается угадать развитие событий, если вы смело приняли вызов судьбы и решились бороться в непредсказуемой ситуации, то, осуществив свой замысел, вы вправе испытывать глубокую творческую радость. В день, когда игралась эта партия, мне удивительно везло. В ответ на дерзкий замысел белых: 11.Cb5! ed 12.a3 Ee7 13.Cg3 dc 14.E:h6! (84) MKKKKKKKKN gh 15.Id2 черные после 45-минутных размышлений сыграли 15...Ch7, и после 16.I:h6 f5 17.C:f5 G:f5 18.E:f5 Cf8 19. Gad1! атака белых стала неотразимой. Помню, что дня два после партии несколько любителей защиты от «некорректных комбинаций» старались найти выигрыш для черных после 15...Cс5, но безуспешно. MKKKKKKKKN Ход белых 85. Оцените позицию. Предложите ход за белых. Шахматная игра требует от партнеров внимания к каждому движению фигуры, каждому возможному ходу противника, даже к такому, которого ждать незачем, настолько он лишен смысла. Кроме того, надо вырабатывать привычку смотреть за развитием каждого варианта до предела своих возможностей. Обычно в очень длинных вариантах форсированная нить ходов связывает две фигуры, отчаянно враждующие друг с другом, такие варианты разглядеть не так уж и трудно. Позиция, которая сейчас перед нами, как принято говорить, обоюдоострая. Фигуры белых расположены более активно, пешка и слон проникли за линию экватора, но белые не успели рокировать, в то время как черные завершили развитие фигур и даже последним ходом, как можно догадаться, начали игру пешками в центре. Сыграв е7–е5, они не только напали на белого коня, но и освободили поле е7 для коня с8. Это всегда полезно–соединить ладьи, которые сейчас действуют разрозненно именно из-за неудачной позиции коня. Могут ли белые извлечь какую-то выгоду из этого сиюминутного обстоятельства? В таких случаях помогает пробный вариант. К примеру, после 1.C:с6 (линия наименьшего сопротивления: на коня напали, надо уходить, так лучше с.темпом) 1... E:с6 2.E:f7+ G:f7 появляется сильный ход 3.Gd8+. Конечно, мы сразу видим, что на 2.E:f7+ был ход 2...I:f7!, и затея белых лопнула. Если вы в самом деле хотите найти что-то необычное, не лежащее на поверхности, то все заманчивые ходы надо тасовать, как колоду игральных карт. Иногда удается найти нужное сочетание ходов. Так и здесь, переставив ходы, находим вариант 1.E:f7+! G:f7 2.C:с6, в котором у черных две возможности: либо 2... I:с6, либо 2.. E:с6. В обоих случаях у белых перевес, атака развивается сама собой, однако точный расчет вариантов вести не легко. После 2... I:с6 можно играть 3.Cg5 Ee8 4.C:f7 E:f7 5.Gd8+ Ef8 6.Eh6, хотя очень трудно проследить вариант 6 … Iе4+ 7.Iе3 Ib1+ 8.Kе2 Eс4+ 9.Kf3 Ed5+ 10.Kg4 Ee6+ 11.Kh4 Ce7 12.G:b8 (86) MKKKKKKKKN Cf5+ 13.Kg5 C:h6 14. G:f8+ K:f8 15.K:h6 If5 16.Ig5 Все же это не так трудно – известен путь короля и помехи. А в случае 2... E:с6 решает 3.Gd8+ Ef8 4 C:е5 bc 5.Eh6, что и случилось в партии Бронштейн–Лутиков (Ленинград, 1960). Date: 2015-09-17; view: 409; Нарушение авторских прав |