Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках комбинации





Шахматная комбинация всегда возникает слов­но из сказки, ее появление удивляет, восхищает, покоряет. Скрытая красота воплощенного за­мысла не сразу становится понятной и поначалу зрителям кажется чудом, бесплотным видением, которое должно растаять при столкновении с ре­альными силами. Такое же чувство охватывает шахматистов, когда они разыгрывают по сохра­нившимся записям знаменитые комбинации про­шлых лет.

Знаю, что сегодня, когда позиционная игра считается верхом шахматного искусства, все меньше и меньше говорят о таинственной, непо­стижимой красоте комбинаций. Но «Самоучи­тель» предполагает грамотного читателя, а гра­мотная игра в шахматы от первого до послед­него хода опирается на прочный фундамент комбинации. Всегда ли комбинация видима? Нет! Более того, самые красивые ее части всегда как бы за сценой, и надо обладать особым шахмат­ным слухом, чтобы услышать звучание оркестра.

Шахматная игра предполагает дружеское об­щение людей, увлеченных фантастическим ми­ром шахмат. Что это за мир? Исчерпывающего ответа я не знаю, потому что у каждого из нас свой взгляд на шахматы, каждый ищет и нахо­дит в игре способ приложить свои силы, испы­тать свой характер. И каждый верит, что именно его взгляд на шахматы самый верный. Мне все­гда казалось, что только игра смелая, с жерт­вами фигур и пешек, игра инициативная, дерз­кая, постоянно нацеленная на поиск яркой ком­бинации, только такая игра имеет будущее.

Инициативная игра с жертвами всегда осно­вана на вере в могучую силу шахматной комби­нации. Что такое комбинация? Есть ряд фор­мальных определений, но никто почему-то не сказал, что целью комбинации является осво­бождение фигур и пешек от рутины, перевод игры в автоматический режим, где ходы обеих сторон следуют в почти обязательном порядке. Шахматная комбинация в известной мере может считаться предшественницей столь популярного сегодня... школьного программирования. И тут и там после хорошо подготовленной программы самая важная часть работы проходит без твор­ческого участия человека. Подготовить такую комбинацию-программу–это и есть радость творческого труда.

УРОКИ БОЛЕСЛАВСКОГО

MKKKKKKKKN
I/@?@7,?0J
I$#@?@#$#J
I?4#@#(?@J
I@?@?@?@?J
I?@)@-@?@J
I@?@?@1@!J
I!"!*?"!@J
I@?6-@?@?J
PLLLLLLLLO

Ход белых

71. Оцените позицию. Своим последним ходом черные подготовили длинную рокировку. Как должны действовать белые? Можете ли вы оты­скать в позиции какую-нибудь комбинационную идею? Если да, то попробуйте рассчитать не­сколько примерных вариантов.

В таких случаях очень важно, чей ход. Преж­де всего надо определить, нет ли в лагере со­перника какой-либо точки, где с помощью жерт­вы можно было бы выиграть несколько темпов и использовать их для развития атаки. Как пра­вило, такие точки есть, но не всегда шахматист рискует обменять реальные материальные цен­ности на эфемерную перспективу атаки. Для принятия решения надо обладать хорошими спо­собностями абстрактного конструирования, уметь видеть возникающие варианты вне реально су­ществующей на доске позиции. На мой взгляд, тот, кто видит дальше, тот и играет лучше.

Какое же решение приняли белые в партии Болеславский – Флор (Москва, 1950)? Задача их была очень сложной. Несомненно, что элементарный ход 1.E:е6 черные предвидели, но считали для себя выгодным. Однако белым в условиях жестко ограниченного времени удалось найти возможность скорректировать вариант в свою пользу. Они нашли изъян в опорном вари­анте черных: 1.E:е6 fe 2.G:е6+ Eе7 3.Gdе1 0–0! 4.G:е7 Cd5–казалось бы, атака зашла в ту­пик? Нет, вновь помогает очередь хода: следует удар ладьи–5.G:g7+!!, и вариант 5... K:g7 6.Eс3+! C:c3 7.Gе7+! вынуждает капитуляцию.

В партии черные, поздно увидев этот вари­ант, решили укрыть короля на другом фланге – 3... Cd5 4.Eg5 0–0–0 5.E:е7 C:е7 6. G:е7 и про­заически остались без пешки в худшей позиции.

Даже если бы это было все, то и тогда было бы красиво. Но, как часто бывает, основная кра­сота открывается лишь при глубоком прочтении. Черные могли избрать вариант 1.E:е6 fe 2.G:е6+ Kf7 3.G:f6+ gf, но уклонились от него. Поче­му? Вероятно, просто из уважения к редкому комбинационному дарованию партнера. Не ду­маю, чтобы черные видели для себя проигрыш, хотя, конечно, понимали, что у короля нет кры­ши над головой. Читатель, конечно, может по­размышлять и о том, что было бы, если бы, де­лая ход 2... Eе7, черные предвидели ответ 5.G:g7+? Возможно, что тогда бы они сыграли 2...Kf7.

MKKKKKKKKN
I/@?@?,?0J
I$#@?@7$#J
I?4#@-(?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@1@!J
I!"!*?"!@J
I@?6-@?@?J
PLLLLLLLLO


Ход белых

72. Постарайтесь в уме взвесить последствия всевозможных шахов ферзем, может быть, вам удастся отыскать маневр, облегчающий вклю­чение в атаку слона и ладьи. В этом задании есть подсказка. Но кто, спрашивается, во время игры помогает гроссмейстеру? Здравый смысл, интуитивное чувство позиции и, конечно, боль­шие знания.

В случае 2...Kf7 3.G:f6+ gf белые до­бивались победы тонкими маневрами ферзя: 4.Ih5+ Kg8 5.Ig4+ Kf7 6.Iс4+ Kg6 7.Iе4+ Kf7 (теперь время войти в игру слону и ладье) 8.Eа5 Eh6+ (или более легкий вариант – 8... Iс5 9.Gd7+ Eе7 10.Eb4 Iе5 11.G:е7+) 9.Kb1 Gad8 10.Iс4+ (опять очередь ферзя) 10...Kg7 11.Ig4+ Kf7 12.E:b6 G:d1+ 13.I:d1.

Читатель вправе высказать сомнения: разве можно все эти варианты увидеть до хода 1.E:е6? Ведь расчеты так сложны, так туманны. Нет, и варианты простые, и увидеть их не трудно... при наличии комбинационного дара, что в дни юности И. Болеславского считалось главным от­личием шахматиста талантливого. Не было рань­ше такого количества справочников, но были сборники лучших партий великих шахматистов, и кто прошел эту школу, тот старался подра­жать своим кумирам. Временами, конечно, уче­ники поднимались выше учителей; этот закон действует и ныне, но не умаляет старых дости­жений.

Возьмем другой пример из творчества Боле­славского. Известно, что Исаак Ефремович счи­тал эту партию своим лучшим достижением.







Date: 2015-09-17; view: 326; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию