Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы и виды общения
Существует несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке. По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение. Повествование - это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение о развивающихся действиях и состояниях. Описание - это констатирующая речь, которая дает понятие о характере, составе и свойствах объекта. Рассуждение - тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения. Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться друг с другом в рамках одного текста.
- Лингвист А.А. Холодович, характеризуя речевое поведение человека, устанавливает следующие пять признаков речевого акта:
- средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест);
- степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности);
- ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа);
- количество участников речевого акта;
- контактность речевого акта.
(Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. К 70-летию академика Н.И. Конрада. М., 1967). На основании первого из перечисленных признаков выделяют устное и письменное общение. На основании четвертого признака выделяют такие типы общения, как диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников). В зависимости от социального статуса и личных отношений участников общения выделяют формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.
- При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:
- "Контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;
- примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;
- формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;
- деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;
- духовное межличностное общение друзей;
- манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;
- светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.
(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. С. 178-179).
- При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:
- формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания, и низкими - по параметрам содержательности;
- многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объемом и большой наполненностью фраз;
- информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.
(Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. М.: Изд-во РУДН, 1998. С. 14).
Знание типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых действий собеседника.
Date: 2015-09-17; view: 455; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|