Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Половое воспитание 1 page
Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология. Но не только из-за этого родители не могут передать своим детям стереотипы интимного поведения, а ещё и потому, что интимная жизнь предполагает уединённость. Однако половую роль в обществе и в быту родители передают стопроцентно: как должен вести себя мужчина, как - женщина. Интимное поведение, которое мы и имеем в виду, говоря о половом воспитании, не всегда было связано с тайной и греховностью, нередко оно регламентировалось обществом открыто и передавалось в виде запретов (чаще – религиозных) и неграмотных, в основном, советов. К счастью, в наши дни наблюдается серьёзный сдвиг в лучшую сторону в связи со сравнительной открытостью этого вопроса в обществе. Правда, не обходится без перегибов. Но это закономерно: без “качаний” невозможно уравновесить маятник. Трудно подсчитать, сколько миллионов исковерканных судеб стало результатом замалчивания вопросов пола. Можете в свободное время проанализировать классическую художественную литературу - на каждом шагу половая безграмотность и неверные стереотипы полового поведения приводят к трагедиям. А вот современная художественная литература, а чаще - кино, всё больше углубляясь в вопросы секса и психологии интимных отношений, ведут, можно сказать, просветительскую работу. Правда, большинство произведений (чаще - низкосортных) отражает не истину, а эротические фантазии авторов (что ещё мягко сказано), что после многолетнего замалчивания ещё больше дезориентирует людей. Но есть и ценные работы, и не только в литературе и кино, но и на телевидении. А о пользе научно-популярных книг и говорить не стоит, хотя у людей на чтение остаётся всё меньше времени. Но мы всё же надеемся, что приводимая информация о том, что и как влияет на половое воспитание детей от рождения до подросткового возраста, поможет родителям лучше сориентироваться в этом вопросе и заняться половым воспитанием своих детей осознанно и целенаправленно. Иначе из-за недостатка истинной информации, а также от неудовлетворённости своим половым воспитанием, некоторые родители пускаются на такие эксперименты, результаты которых оказываются даже хуже, чем при обычном замалчивании этой темы. “Погружение” в вопросы полового воспитания начнём с истории, но не с древней, так как в древности половое воспитание, будучи частью культуры, ограничивалось небольшим количеством табу и рекомендаций, что, однако, не говорит об их истинности. Заглянем на несколько веков назад, в Европу. Но не потому, что другие уголки Земли прошли тот же путь, а лишь из-за достаточного количества достоверной информации. В Средние века образ ребёнка был неоднозначным. С одной стороны, ребёнок считался воплощением чистоты и невинности, а с другой - из-за деревенского уклада и повседневного участия детей в жизни взрослых, их нельзя было уберечь от сексуальных впечатлений. Да никто, за исключением, разве что, монахов, и не пытался этого делать. К примеру, к проявлению сексуальности у мальчиков взрослые относились снисходительно. Самомастурбация считалась безвредным детским грехом, а юность - возрастом, когда физически невозможно подавить свои сексуальные желания. В Европе резкой границей понимания сущности полового воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строжайшего контроля над поведением и чувствами ребёнка, родители старались полностью оградить его от вопросов пола, даже от возможности видеть собственное обнажённое тело. В обиходе стали появляться такие “творения” человеческой мысли, как противомастурбационные замки, что-то вроде “поясов верности”. И если в начале семнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали при детях вопросы пола, но и не видели ничего дурного в том, чтобы “поиграть” с половым членом мальчика, вызывая у него эрекцию, то уже в середине века нравы стали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, стали отделять детей от взрослых, что привело к отчуждённости между родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям. К тому же разделение детей на мальчиков и девочек стало более жёстким, и появился запрет на детскую наготу. Даже спать детям предписывалось так, чтобы подошедший к постели не смог разглядеть формы тела и распознать пол ребёнка. В восемнадцатом веке утвердилось мнение, что онанизм (самомастурбация у мальчиков) - опасная болезнь. Считалось, что онанизм порождает безумие и моральную деградацию. В доказательство своей теории врачи приводили неверно истолкованную самомастурбацию душевнобольных, путая, как это часто бывает, причину и следствие. На самом же деле не самомастурбация являлась причиной душевной болезни, а душевная болезнь “стирает” нормы общественной морали и делает допустимой самомастурбацию в присутствии посторонних людей. Интересно, а какой бы вывод сделали тогдашние психиатры, если бы совместно содержались душевнобольные двух полов и занялись бы сексом? Сказали бы они, что секс тоже приводит к безумию? В принципе, отрицательное отношение к половому акту тоже имело место в разные времена. Несколько отвлекаясь от темы, можно сказать, что запреты на физиологические акты были сравнительно распространены. К примеру, библейский запрет “мочиться к стене”. И наоборот - половой акт в присутствии или при помощи слуг и рабов считался вполне естественным в различных культурах. Не говоря уже о религиозных публичных совокуплениях. Короли же и прочие высокие сановники в эпоху “мушкетёров и придворных дам” считали вполне приличным не только кушать в присутствии стоящих рядом верноподданных, но и сидеть на горшке при них, да и насиловать кого-то... Возвращаясь к теме, напомним, что люди в то время были настолько запуганы последствиями онанизма, что в борьбе с “детским грехом” применяли даже кастрацию. Да и что далеко ходить: в романе М.Горького “Дело Артамоновых” есть эпизод из начала прошлого века, где самомастурбирующий чужой мальчик был убит ударом сапога, чтобы “эта зараза не распространилась на наших детей”. В то же время, по свидетельству другого известного писателя - Марка Твена, церковь не только активно выступала против подростковой самомастурбации, вынуждая регулярно исповедоваться в этом “грехе”, но и сама становилась невольным инициатором детской самомастурбации. Мальчики специально искали и находили в библии места с сексуальным смыслом, отчего возбуждались и мастурбировали. Современные дети живут в условиях либерального отношения к вопросам пола, однако, вековые запреты этой темы и отсутствие “цензурных” терминов не дают родителям прививать детям интимные навыки по своему усмотрению. Недостаток же истинной информации не способствует правильному половому воспитанию, как мы уже убедились на опыте прошлых поколений. Но в последнее время произошли существенные сдвиги к лучшему в общественной оценке вопросов пола. Теперь у детей больше информации, а при желании они могут получить и своевременную истинную информацию из издающихся в настоящее время энциклопедий для подростков. То, что неловко узнавать у родителей, можно прочесть в книге или узнать у сверстников, которые читали. Правда, сверстники и раньше делились “нужной” информацией, но чаще всего это была искажённая, и поэтому вредная информация. “Усвояемость” же вне семейной интимной информации всё-таки зависит от полученных в детстве “азов” полового воспитания. Поэтому родителям нужно иметь в виду, что основная ответственность за половое воспитание детей лежит на них. Ведь это их отношение к противоположному полу (в быту, а не в интимной жизни) и к обнажённому телу незаметно перенимают дети. К тому же излишняя стеснительность и замалчивание “щекотливых” вопросов вынуждает ребёнка искать ответы на интересующие его вопросы у сверстников, то есть - в источниках искажённой информации. А здорового и полноценного ребёнка не может не интересовать одна из существенных сторон человеческой жизни. Значит, родители должны знать, когда и в какой форме информировать своего ребёнка, чтобы не получилось как в анекдоте. Школьница спрашивает у отца: “Что такое аборт?” Отец, конечно, начинает пространно рассказывать о прерывании беременности, а потом спрашивает, откуда у неё такой интерес к этому. На что девочка показывает предложение в книжке: “Волны бились о борт корабля”. Теперь таких вопросов не задают, так как в некоторых городах можно увидеть бестактные плакаты, разъясняющие (детям?), что аборт - это когда мама убивает своего ребёнка... Но не только из-за этого. Многочисленные телесериалы нередко “смакуют” и роды, и аборты, и зачатие, в том числе и искусственное осеменение, так что детям хватает информации. Если в Средние века - да и раньше - в половое воспитание детей вмешивалась религия с перегибами в сторону воздержания и всевозможных запретов, а до последнего времени – ханжеское общественное мнение, то к концу ХХ-го века в половое воспитание активно вмешиваются литература и кино. Но мы не будем останавливаться на познавательной литературе для младших школьников и подростков, несмотря даже на то, что это очень полезное и благодарное начинание. Попробуем лишь проанализировать поток “мутной” информации, льющейся на подростков с киноэкранов и со страниц книг, которые также трудно назвать литературой (просто - чтиво), как и некоторые фильмы с сексуальными сценами - киноискусством. В условиях постепенной самоликвидации цензуры, вернее - в условиях, когда она всё больше подчиняется законам рыночной экономики и подстраивается под спрос, воспитательная роль искусства как-то отходит на второй план, а может и дальше. А ведь массовый спрос редко требует настоящего искусства, всё больше - массового. Да и потребность видеть сцены насилия и секса, судя по всему, никогда не спадёт. Но это объясняется не “порочностью” человеческой природы или “низменностью” желаний большинства, а скорее - подсознательной потребностью подобных переживаний. Дело, видимо, в том, что подсознание постоянно накапливает информацию о драках и сексе для того, чтобы обеспечить выживание и продолжение рода. Это древний инстинкт, и не только мужской. И это он поддерживает спрос. А раз есть спрос, то будет и предложение. В результате этого, а также технического прогресса, с каждым годом родителям всё труднее оградить детей от подобного рода информации, которая теперь уже сама проникает в дом через запертые двери. Речь идёт о видеоканалах для взрослых и об интернете. Но ограждать и запрещать - это не метод. Родители просто должны быть сами “подкованы” в этих вопросах, чтобы ребёнок смог скопировать их твёрдую жизненную позицию. Это поможет ему противодействовать не только “сексуальной агрессии рыночного искусства”, но и “подпольным” предложениям нездоровых утех. Позиция же общества, которому хватает рассудительности лишь на запреты, преследования и штрафы, не может помочь в воспитании у подростков здорового образа жизни. Ведь запретами нельзя нейтрализовать ни жёсткую порнографию, ни алкоголизм, ни наркоманию, ни токсикоманию, но это – другая тема. Хотя стоит упомянуть, что в странах, где вместо запретов на порнографию, проституцию и наркоманию попробовали всё это легализовать, взяв под контроль и разработав соответствующее законодательство (не такое, как раньше: за гомосексуальную связь с обоюдного согласия - в тюрьму), там результаты довольно ощутимы. А в принципе, кто имеет право указывать взрослому человеку, как ему вести себя, если его поведение не мешает окружающим? Да и запреты, разве они разрешают проблемы? Они могут лишь “загнать вглубь” проблему, что приводит к росту преступности и усилению мафии. Вспомните о временах расцвета американской мафии – “сухой” закон. Так как многие родители сами плохо информированы и не разбираются в моральных аспектах интимной жизни, то понятно, что они не только не в состоянии помочь своим детям, ставшим подростками, конкретными советами касательно полового поведения, но даже не могут оценить последствий их поведения. Впрочем, и своего поведения тоже. Взять даже одежду: молодые мамы нередко одеваются вызывающе сексуально лишь потому, что отдают дань моде, но им и в голову не приходит, что они выглядят сексуально и провоцируют окружающих мужчин на ухаживание и знакомство с “сексуальной” целью. Правда, некоторые и сами не прочь пойти “налево”. Но если даже дети этого не видят, то достаточно только подозрений и мыслей о естественности любовников и любовниц у родителей, чтобы это закрепилось у них в мозгу как допустимое поведение, не говоря уже о закреплении вызывающего поведения с другим полом. Ведь если родителям так можно себя вести, то почему подросткам, которые чувствуют себя уже взрослыми, нельзя? Тем более что они не связаны брачными узами. Правильное поведение родителей, в том числе и интимное, и понимание морального вреда, наносимого бездушным сексом, позволяет родителям уберечь детей от многих ошибок, связанных с ранней половой жизнью. Но родителям нужны знания, для того чтобы противостоять массовому искусству, как бы парадоксально это ни звучало. Родители не смогут правильно воспитать своих детей, если “примут за чистую монету” пропаганду свободного и бездушного секса. Впрочем, как тут не поверить в истинность и естественность сексуальной свободы, когда газеты, адресованные школьникам-подросткам, пестрят советами, как заниматься сексом в отсутствие родителей. Причём советы даются на жаргоне подростков и выглядят примерно так: “Как кекс должен вставить свой чумовой перец своей морковке, чтобы не поранить её киску”. Такие газеты приучают с детства к бездушному сексу, заменяя чистую юношескую влюблённость с налётом эротики сексом с “бойфрендами”. Кстати, в последнее время свободный секс рекламируется под “флагом” борьбы со СПИДом - чумой ХХ-го века. Большинство пропагандистских роликов против СПИДа, по недомыслию, вероятно, открыто рекламирует презервативы и случайные половые связи, называя их безопасным сексом, нередко даже - любовью. И пропаганда эта часто адресована непосредственно подросткам. Причём мораль довольно прозрачна: “Пользуйтесь презервативом и - никаких проблем!”, “Если у него в кармане презерватив, то ему можно доверять”. А кое-где – под тем же “флагом” - автоинспекция обязывает водителей иметь в аварийной аптечке презерватив, не понимая, что это может оскорбить семейных мужчин подозрением, что они “кидаются на всё, что движется”. Но это другая тема, и мы её рассмотрим в другой главе, а пока вернёмся к истокам полового воспитания. Грудные дети не разбираются в половой принадлежности окружающих людей, но уже в состоянии делать выводы, противопоставляя тембры голоса отца и матери. О своём поле дети тоже не знают и получают информацию об этом от родителей. Поэтому важно, чтобы родительское воспитание было характерным для пола ребёнка. Это поможет избежать неправильной половой ориентации. Известны случаи, когда родители, потеряв мальчика, воспитывали девочку в “мальчиковом” духе, чем калечили её судьбу, так как при таком воспитании, у девочки постепенно нарушалась половая ориентация. Ведь её с годами начинали притягивать мужские компании, хотелось быть похожей на парней, общаться с ними на равных и иметь мужские интересы. А это закрепляет в мозгу соответствующие стереотипы поведения, в том числе - мужское отношение к женщинам. Трудно сказать, насколько это может склонить к транссексуализму (желанию навсегда изменить свой пол), но гомосексуальные наклонности от этого вполне могут развиться. И они способны помешать созданию нормальной семьи. Понятно, что такая женщина не сможет стать настоящей женой, ведь ей самой нужна жена. Нарушения половой ориентации имеют, в основном, физиологические причины: врождённые хромосомные изменения или психосексуальные нарушения от лекарственных препаратов, принятых беременной матерью. Однако роль воспитания тоже довольно существенна. При несильных отклонениях правильное воспитание может восстановить половую ориентацию. Это значит, что в целях профилактики нарушений половой ориентации родителям нужно следить за тем, чтобы ребёнок больше общался со сверстниками своего пола и играл в характерные для своего пола игры: куклы или машинки. Конечно, обычно это происходит само собой, и родители даже не задумываются над этим. Однако в случаях, когда заметны отклонения, родителям нужно целенаправленно развивать интересы ребёнка, делая упор на увлечениях, характерных именно его полу. Кроме того, стоит подчеркнуть, что мальчику для правильной половой ориентации необходимо присутствие отца, в крайнем случае - близкого к семье мужчины. Про девочек не упоминаем, так как отцы-одиночки - редкость. В семьях близких и не стеснительных супругов, которые моются вдвоём и купают малышей вместе с собой, с половым воспитанием проблем не возникает. Конечно, не обязательно, чтобы совместное купание происходило каждый раз, достаточно лишь время от времени устраивать семейный банный день, так как нужна просто атмосфера естественности и отсутствия стыдливости за своё тело, а не навязчивая демонстрация анатомических подробностей. Такие банные дни помогают снять ореол греховности и стеснительности, возникающий вокруг обнажённого тела. Да и нездорового интереса, вызываемого скрытостью и запретностью темы, можно избежать, но вопросы будут, и должны быть. Самый “страшный” для большинства родителей вопрос: “Откуда берутся дети?”, в нормальных семьях разрешается легко, без лишней нервозности и, что самое главное - эта тема не порождает в дальнейшем у детей скрытности и недоверия к родителям. Просто супругам, умеющим вдвоём свободно обсуждать вопросы половой жизни, ничего не стоит удовлетворить детское любопытство в соответствующем его возрасту объёме. И тут важна, в общем-то, не столько сама информация, сколько форма изложения, эмоции, отношение родителей к интимным вопросам. Ведь если родители будут говорить с ребёнком на эту тему в стыдливо-брезгливой форме, то ребёнок и сам будет вести себя соответственно. А в дальнейшем родителям трудно будет наладить с ним контакт, так как “унаследованные” стыдливость и замкнутость не дадут ребёнку поделиться в трудную минуту с родителями своими проблемами (и не только сексуальными). Раньше, когда обманывали детей аистом или капустой, ребёнок, узнавая от сверстников “правду” о взаимоотношениях полов, чувствовал обман со стороны родителей и подозрение, что его родители занимаются “грязными” делами и скрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещё больше. Но это - не самое худшее, и со временем “уляжется”, а вот замкнутость и брезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущей супружеской жизни. Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями. Эта тема не должна чересчур отличаться от других. Хорошим подспорьем в половом воспитании дошкольников и младших школьников могут стать современные детские энциклопедии и книжки типа “Откуда я взялся?”, в которых не только текст, но и иллюстрации доступно и однозначно рассказывают как о деторождении, так и о половом акте родителей. А так как в этом возрасте у детей нет эротических ассоциаций, то новые знания - даже о сексе - особо не фиксируются в их мозгу, вернее - не выделяются из общего потока новых знаний. На первом году жизни ребёнку вполне достаточно для полового воспитания иметь возможность видеть своих родителей обнажёнными. Это может быть и в спальне, и в ванной комнате. К тому же, такое половое воспитание принесёт пользу не только ребёнку, но и самим родителям, так как обнажённость в естественных условиях поможет молодым родителям преодолеть излишнюю стеснительность и стыдливость, и ребёнку не перейдёт настороженное отношение родителей к наготе. И в дальнейшем, через несколько лет, ребёнку проще будет усвоить, что нормы морали в семье - между близкими людьми - иные, чем в обществе. Поэтому то, что стыдно в обществе, может быть естественным в семье. Но к подростковому возрасту отпадает необходимость видеть родителей обнажёнными. И постепенно вырабатывается стеснительность, характерная для интимно не близких личностей. Изживание излишней брезгливости родителей тоже может стать элементом полового воспитания ребёнка в первый год его жизни. Для того, чтобы малышу не передались брезгливость и ненормальное отношение к половым органам, родителям нельзя показывать свою брезгливость, меняя пелёнки и подтирая его половые органы. Также нельзя пресекать окриком или шлепком прикосновения малыша к своим половым органам, ведь это - нормальные шаги на пути к познанию своего тела. Заостряя же внимание на всём, что связано с областью половых органов, родители против своей воли могут зародить в ребёнке ненужную настороженность, даже страх, связанный с половыми органами (из-за неуместных наказаний, в основном). Не говоря уже об отвращении к выделениям своего тела. В дальнейшем эти чувства могут затруднить взаимоотношения ребёнка с родителями, так как брезгливость и настороженное отношение к половым органам создают дополнительные барьеры между близкими людьми. А позже такое “воспитание” может привести к дисгармонии в семье повзрослевшего ребёнка. На женщинах, например, это может отразиться в форме фригидности, вагинизма и т.п. Впрочем, об этом речь пойдёт в другой главе. В семьях, где родители тщательно скрывают своё тело от детей, ребёнок школьного возраста, случайно столкнувшийся с обнажёнными родителями (вместе или поодиночке) может испытать шок, приводящий к ещё большей замкнутости и к эмоциональной напряжённости в отношениях с родителями. Ведь застигнутые врасплох родители могут выразить негодование и порицание в адрес ребёнка. А ребёнок, до этого не видевший обнажённых взрослых, будет удивлён и может даже испытать смешанное чувство страха и брезгливости, он ведь, и не представлял, что папа или мама могут так выглядеть. Впрочем, подобных семей теперь гораздо меньше благодаря либеральной цензуре журналов, телепрограмм и видеофильмов. А вообще стеснительность и брезгливость супругов – результат перегибов городской жизни в изолированных квартирах. В деревенском доме, в окружении разновозрастных родственников и домашних животных, ребёнок может стать случайным свидетелем и обнажённых тел и половых актов между людьми, да и между животными тоже. И брезгливость труднее прививается, если приходится убирать за животными и удобрять почву навозом. Другое дело - изолированность городской квартиры. Естественность обнажённости в семье может привести и к противоречиям, если в среде общения обнажение находится под запретом и ассоциируется с распущенностью и аморальностью. Ребёнок, поделившийся при случае со сверстниками тем, что у него в семье не стесняются обнажённого тела, после “разглашения” этого в среде может испытать стыд за “аморальное” поведение своих родителей, что приведёт к скрытым конфликтам с родителями и со сверстниками. Ведь среда обычно отчуждением наказывает (но бывают и гонения) тех, кто отличается от её среднего уровня. Это нужно иметь в виду родителям, если они в каких-то вопросах не хотят “плыть по течению”. Нередко родители решают заняться половым воспитанием ребёнка лишь тогда, когда им кажется, что это необходимо, обычно - когда ребёнок достигает переходного возраста. Но если только тогда родители начинают задумываться о половом воспитании и начинают обнажаться перед ребёнком, чтобы он, якобы, приучился к виду обнажённого тела, или пускаются на откровенные разговоры, стремясь душевно сблизиться с ребёнком, то кроме ненужных переживаний, сильного стеснения и замкнутости, они ничего не добьются. К тому же, резкие перемены в половом воспитании могут привести к чрезмерной заострённости внимания на вопросах пола. А это нежелательно, так как ребёнок может сделать неправильные выводы. Много волнений и тревог возникает у родителей в связи с так называемыми “сексуальными” играми детей. Может, они успокоятся, если узнают, что это вполне обычное явление, и вреда детям не приносит. Наоборот - такие игры являются показателем нормального развития ребёнка, так как они содержат элементы познания окружающего мира, а также своего тела. Даже коитальные попытки детей младшего школьного возраста (в том числе и гомосексуальные) нужно рассматривать как поиски знаний вслепую и не паниковать. Вероятность серьёзных последствий крайне мала. Нежелательные же последствия от таких игр могут быть лишь тогда, когда “включается” способность испытать оргазм. В основном, это подростковый возраст, но бывают и редкие исключения. Детские игры в большинстве случаев невинны и безвредны. А своевременное половое воспитание - удовлетворение естественного интереса с малых лет - сводит на нет вероятность последствий. Правда, отрицательных последствий не избежать, если сексуальные игры связаны с насилием и жестокостью старших детей по отношению к младшим. Но ведь жестокость – результат общего воспитания: и родителей, и среды. Просто на неё накладывается сексуальность ситуации. Вместе эти факторы становятся причиной разнообразных психосексуальных отклонений. Но в основном, отрицательно сказывается на психике ребёнка вмешательство взрослых - жестокое наказание, упрёки “грязными играми” и т.п. И всё потому, что взрослые “со своей колокольни” оценивают невинные детские шалости и делают неадекватные мрачные выводы. Часто вмешиваясь в невинные детские игры, родители или тёти, дяди, бабушки и дедушки пытаются объяснить ребёнку “мерзость” его поступка, но ребёнок остаётся в недоумении (если, конечно, его жестоко не наказывают), ведь он ничего такого не имел в виду. А в результате наказания он вынужденно соглашается с “грязной” оценкой своего поступка, а заодно и всего, что связано с половыми органами. А это может изменить всю жизнь ребёнка, помешать его взрослой интимной жизни, но на этом мы остановимся в другой главе. Если для ребёнка нет секретов в различии полов, если интимные переживания подростка ассоциируются с любовью и супружеством, а не с бездушным сексом, то сексуальные эксперименты не нанесут ему особого вреда. Вернее, ребёнок не “зациклится” на безличном сексе, и в дальнейшем не сделает сексуальные “победы” смыслом своей жизни - не будет самоутверждаться при помощи случайных связей. А сексуальные игры пройдут как очередной этап развития, удовлетворив естественное любопытство и не оставив ненужных последствий. Наоборот – эта сторона человеческой не будет для него тайной, вызывающей нездоровый интерес. Ребёнок, своевременно получивший половое воспитание и перенявший примеры супружеского поведения родителей (имеются в виду взаимоуважение, любовь, нежность и отсутствие супружеских измен), уже будет иметь в подростковом возрасте определённые нравственные критерии, которые и помогут ему самостоятельно оценить ситуацию и избежать непоправимых ошибок. А у подростка, воспитывающегося в семье не любящих друг друга супругов, может выработаться снисходительное отношение к супружеским изменам, даже если у него нет точных сведений - лишь предположения. Отсутствие же, плюс к этому, своевременного полового воспитания, может закрепить в нём такие стереотипы мышления, из-за которых он не сможет правильно сориентироваться в альтернативной ситуации. Он с лёгкостью и непосредственностью сделает выбор, который отрицательно повлияет на его судьбу. Никто не может учесть всевозможные альтернативные ситуации и случайности, но ведь воспитание - это руководство, “записанное” в мозгу, и внутренний контроль, которые и заставляют человека (интуитивно, как принято говорить) поступить так, а не иначе. И именно руководствуясь соответствующей “записью”, человек (часто – подсознательно) ведёт себя согласно нормам воспитателей. Тут, конечно, могут появиться аналогии с зомби и роботами, может даже всплыть вопрос о свободе выбора и т.п., но, как бы ни было обидно, нужно признать, что человек руководствуется стереотипами, воспитанными в нём средой – родителями и обществом. И эти стереотипы не так легко “сбросить” с себя - стать свободным. Даже Маугли не был свободен от общественных законов, правда, для него это были законы волчьей стаи. Казалось бы, строгая опека должна предохранять ребёнка от ошибок, но это не так: рано или поздно появится “брешь” в “ежовых рукавицах” и ребёнок попадёт в ситуацию, в которой ему самостоятельно придётся принимать решение. А как поступит ребёнок, привыкший, что за него всегда всё решают родители? Освободившись от “гнёта” запретов (часто – необъяснённых) и почувствовав свободу, он лишь “наломает дров”, делая всё по-своему – наперекор надоевшим запретам. И при этом он не будет чувствовать ответственности за свои поступки. Но это - не его вина, так как именно строгая опека приводит к несамостоятельности ребёнка, обрекая его в дальнейшем на дополнительные трудности в собственной семье: как в интимной жизни, так и в повседневной. Родители, решающие всё за ребёнка, фактически сами провоцируют его на постоянные ошибки во взрослой жизни, так как лишают его навыков принимать ответственные решения и отвечать за свои поступки. Навыки же эти особенно важны в интимной жизни, ведь стереотипы сексуального поведения не перенимаются у родителей, а “сексуальные” ситуации возникают, в основном, вне поля зрения родителей, так что нет возможности переложить принятие решения на них, как, впрочем, и ответственность. Поэтому в таких ситуациях решения принимаются на основе общего воспитания, общего направления развития личности. К примеру, подросток, относящийся ко всему потребительски, и в сексе будет вести себя как потребитель, не учитывая интересов партнёра. Или, скажем, если человек не воспитан уважать окружающих, то и сексуального партнёра он не будет уважать. Date: 2015-09-17; view: 408; Нарушение авторских прав |