Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
XIX и XX вв. в истории ТаиландаВ первые десятилетия правления династии Чакри конфликт между Сиамом и его соседями, в частности, вьетнамцами, продолжал усугубляться. В этот период под сиамское влияние подпала большая часть территории Западной Камбоджи, включая бывшую столицу Кхмерской империи - Ангкор. В эти же годы северное королевство Ланнатхай, в прежние времена бывшее попеременно то самостоятельным, то вассальным государством Сиама, полностью вошло в состав Сиама. К началу 1830-х гг. XIX в. появилась новая угроза сиамской независимости - европейские колонизаторы. Через несколько лет Сиаму были навязаны неравноправные договоры с Францией и Великобританией. По этим договорам сиамские владения в Камбодже и Лаосе отошли первой, а четыре южные малайские провинции - второй. Однако Сиаму удалось сохранить независимость большей части своей территории - во многом благодаря искусной дипломатии королей и чиновников. Сиамцы отнюдь не чурались европейских идей и воспринимали западные технологии с большим энтузиазмом, и уже к началу XX столетия Сиам имел все основания для того, чтобы претендовать на репутацию современной страны. На мировую сцену он вышел, поддержав во время Первой мировой войны страны Антанты и послав свои войска в Северную Францию. После войны Сиам стал одной из стран-учредителей Лиги Наций. 1932-й год стал последним для абсолютной монархии в Сиаме. Конец безграничному владычеству королей положил бескровный переворот - первый из 18 переворотов, происшедших в этом государстве в XX в. - осуществленный группой «», во главе которой стояли Приди Пханомионг и Пхрая Пхахон Пхонпайюхасена. Сиам был объявлен конституционной монархией. Однако вскоре демократические силы были оттеснены от власти военной группировкой, активно проводившей в жизнь откровенно националистическую политику. Во время Второй мировой войны Таиланд захватила Япония, и тайское правительство во главе с фельдмаршалом Пхибунсонгкрамом дошло в сговор с японскими властями, объявив об участии Таиланда в войне на стороне Японии - правда, другого выхода у него и не было. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что таиландский посол в Вашингтоне отказался объявлять войну США, и многие известные тайцы оказались в оппозиции японским инициативам, благодаря чему страна сохранила хорошие отношения с США в послевоенный период Недолгий период демократического правления, установившегося в стране по окончании войны, сменился военной диктатурой, вновь поставившей во главе государства Пхибунсонгкрама. Предпринятая военными моряками в 1949 г. попытка переворота против него потерпела крах. И только в 1957 г. Пхибунсонгкрам был наконец-таки отстранен от власти своим же министром обороны, генералом Саритом. Новое время Сарит умер в 1963 г. Его наследник - фельдмаршал Тханом Киттикачон - в конце 1960-х гг. восстановил ограниченную парламентскую демократию. Но в 1971 г. военные снова пришли к власти. Прошедшие в октябре 1973 г. продемократические студенческие демонстрации были безжалостно подавлены военным правительством. Правительственные лидеры призвали короля восстановить мир и согласие в стране - в результате премьер-министр и его заместитель оказались в ссылке. Король назначил временного премьер-министра, поручив ему подготовку новой конституции. На следующий год демократическое правительство подало в отставку. Но военные лидеры почувствовали, что очевидная нестабильность власти, особенно в момент, когда три соседа Таиланда провозгласили приверженность коммунизму (Северный Вьетнам, Лаос и Камбоджа), не сулит ничего хорошего стране и ее независимости, и ввели военное положение - на этот раз при негласном одобрении короля. За этими событиями последовали новые студенческие демонстрации, причем многие из них проходили уже под коммунистическими лозунгами, потому что коммунистическое движение при установившемся в стране крайне правом режиме становилось все более популярным. В 1977 г. те же военные лидеры, которые содействовали приходу этого правительства к власти, заменили его более демократичным кабинетом во главе с генералом Криангсаком Чомприандом. В 1980-е гг. премьер-министру Прему Тинсуланонде удалось обеспечить стране относительную стабильность, однако его преемники, погрязшие в коррупции и увлекшиеся непопулярными мерами, спровоцировали в 1991 г. очередной военный переворот, возглавленный генералом Сучиндой Крапраюном. В 1992 г. генерал Сучинда провозгласил себя премьер-министром Таиланда. Реакцией на это стали новые студенческие демонстрации. Апогеем противостояния армии и прогрессивного студенчества явилась кровавая бойня, учиненная над демонстрантами. Посредником между конфликтующими сторонами опять выступил король. Несмотря на политическую нестабильность, таиландская экономика в 1980-е и начале 1990-х гг. процветала. Страна считалась одним из азиатских «тигров». Однако в середине 1997 г. разразился экономический кризис, сопровождавшийся банкротствами фирм и банков, замораживанием строительных программ и падением курса национальной валюты. Схожая судьба постигла и другие экономики Юго-Восточной Азии. Выход из кризиса протекал достаточно болезненно, но сегодня уже очевидно, что Таиланд успешно восстанавливает утраченное положение. Таиланд, без сомнения, мог бы претендовать на мировой рекорд по количеству переворотов, имевших место в XX в. Одни перевороты были бескровными, другие - невероятно кровопролитными. Однако нынешняя обстановка в Таиланде дает все основания верить, что эти беспокойные дни канули в Лету и страна твердо встала на путь демократических преобразований. С 1992 г. в Таиланде больше не происходило военных переворотов, а новая конституция 1997 г., призванная преодолеть политическую коррупцию, вроде бы действительно действует. На выборах в Сенат в 2000 г. часть кандидатур была снята с голосования из-за обвинений в обмане и подтасовке данных. Похожая ситуация наблюдалась и на выборах в Палату представителей, состоявшихся в 2001 г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПОЛИТИКА Таиланд - конституционная монархия. Высшим законодательным органом является двухпалатное Национальное законодательное собрание, состоящее из Сената (Вутхи Саппха), в который входит 200 членов, и Палаты представителей (Саппха Путхэн Рассадорн), состоящей из 500 членов. Выборы в них проводятся на основе всеобщего голосования. Правом голоса обладает любой гражданин Таиланда, достигший 17 лет. Выборы проходят каждые четыре года, но до сих пор ни одно из правительств не удерживалось у власти полный срок Кандидаты в Палату представителей должны быть не моложе 25 лет и иметь степень бакалавра. 400 представителей выдвигаются от избирательных округов, а остальные сто избираются на основе партийных списков. Премьер-министр избирается большинством голосов в Палате представителей. Занять этот пост может лишь лицо, достигшее 35 лет. Кандидаты в Сенат должны быть не моложе 40 лет и иметь степень бакалавра. Партийная система Партии в Таиланде обычно представляют собой достаточно шаткие альянсы политических функционеров, объединяющихся вокруг какого-либо лидера, а вовсе не группировки лиц, связанных четкими идеологическими воззрениями. Партийные деятели отличаются непостоянством - члены партий готовы менять свои политические пристрастия, как перчатки. Все выборные правительства в Таиланде были коалиционными, не стало исключением и последнее, пришедшее к власти в 2003 г. Коалиционные правительства характеризуются относительной неустойчивостью, и в этом кроется одна из причин того, что ни одно из таиландских правительств не удерживалось у власти полный четырехлетний срок В нынешнем правительстве доминирует недавно основанная партия «Тай Рак Тай» («Тайцы любят тайцев»), возглавляемая бизнесменом-миллионером Таксином Шинаватрой и вобравшая две меньшие по значимости партии. Ее поддерживает более старая партия «Тярт Тай» («Тайская нация»). Демократическая партия («Пратятипат») в настоящее время является второй по величине партией в стране и состоит в оппозиции. Большую роль в Национальном законодательном собрании играет и Партия Национального Развития («Тярт Паттана»). СТОЛИЦА И ПРОВИНЦИИ Современный Бангкок - с его высокими зданиями, прекрасными магазинами, торгующими западными товарами, жителями, одетыми по последней моде, с его загрязненным воздухом и злополучными транспортными пробками - производит поначалу такое же впечатление, как и любой другой крупный город мира. Международные курорты практически ничем не отличаются от курортов в других странах. Но не стоит принимать на веру первые впечатления. Зайдите в любой из храмовых комплексов, которыми изобилует эта страна, сверните с главной улицы в переулок, наконец, совершите прогулку на длинной лодке по одному из каналов в сельские глубинки острова - и вам откроется иной Таиланд, предстающий полной противоположностью бойкой и шумной столице, настоящий, истинный Таиланд, что и поныне хранит верность своим уходящим в глубокую древность корням. Бангкок - это экономическое, культурное и политическое «лицо» страны. Любой амбициозный провинциал стремиться найти здесь работу, даже несмотря на то, что условия жизни в главном городе Таиланда уступают многим городам и селениям в провинции. В Бангкоке работают или имеют свои представительства большинство тайских промышленных предприятий и все крупные компании. В распоряжении бангкокцев - более половины общего количества телефонов в стране, а по улицам города ездит более половины всех тайских автомобилей - ют почему транспортные пробки в столице столь ужасны! Название «Бангкок», в переводе означающее «Селение Диких Слив» изначально носил весь регион. Став столицей, город получил новое имя - «Крунгтеп». Это сокращенная версия официального названия города, звучащего как «Город Сынов Неба (Бессмертных), Великий Город, Трон Изумрудного Будды, Неуязвимый Город Индры, Великая Столица Мира, Одаренная Девятью Бесценными Жемчужинами, Счастливый Город, изобилующий Королевскими Дворцами, напоминающими Небесную Обитель, где Пребывают Перевоплотившиеся Боги, Город, данный Индрой и Построенный Вишнукармой». В Бангкоке расположено несколько знаменитейших исторических памятников Таиланда, в числе которых -Комплекс Королевского дворца Чакри и ват Пхракэу с ботом Изумрудного Будды. Из-за опутывающей Бангкок сети каналов город в свое время прозвали «Венецией Востока». Как и Венеция, он испещрен искусственными водными артериями, но, в отличие от нее, некоторые каналы в Бангкоке впоследствии были замощены, уступив место наземным дорогам. Современный Бангкок -город грязный, с загрязненным воздухом, не справляющийся с проблемами крупных городов - его инфраструктура потихоньку разваливается. Попытки перенести столицу Таиланда из Бангкока в другой город предпринимались неоднократно, но все они заканчивались провалом: несмотря на все ухудшающиеся условия жизни, из него никто не хочет уезжать. Правда, в последнее время предпринимаются смелые попытки разрешить хронические транспортные проблемы. В 1999 г. было открыто наземное метро «Skytrain». Наконец, спустя сорок лет после зарождения идеи, осенью 2004 года открылось и подземное метро, состоящее пока из одной линии. Провинции Таиланда являют собой нечто совершенно противоположное Бангкоку. Ни одна провинциальная столица не может сравниться с ним в размерах. Численность населения крупнейшей провинциальной столицы Накхонратчасимы составляет 430 000 человек, а в Чиенгмае - и вовсе около 250 000. И все же 80% тайского населения проживает в сельской местности, обрабатывая поля, как то было испокон веков, хотя многие тайские крестьяне ездят в Бангкок на сезонные заработки. У сельских жителей сильно развито общинное чувство, а поскольку индустрия туризма еще не затронула их, здесь в гораздо меньшей степени ощущается влияние «иностранщины». И в то же время очень интересно наблюдать за неуклонным повышением уровня жизни в сельских общинах (включая и горные племена), отображающим общее благополучие страны.
ОСОЗНАНИЕ СВОЕГО МЕСТА Немногие общественные системы отличаются столь детальной проработкой, как та, что предложил в XV в. король Аюттхаи Траилок, введший в своем государстве строгую социальную иерархию, основанную Hi цифровой оценке подданных (сакди на). В соответствии с ней раб оценивался в 5 очков, крестьянин - в 25, ремесленник на государственной службе - в 50 и тд. Очки высших государственных чиновников достигали 10 000. Система сакди на обосновывала земельные пожалования соразмерно рангу и определяла всю экономическую, юридическую и социальную жизнь в стране на протяжении почти четырех столетий. Она была упразднена только в конце XIX в. - с восшествием на трон короля Чулалонгкона, но влияние этой системы прослеживается в поведении тайцев и по сей день. Социальную организацию современного Таиланда отличает большая гибкость, но, несмотря на это, многие тайцы до сих пор приемлют свое место в жизни обществе как неизменную данность - без вопросов сомнений. Низкий жизненный статус они склонны считать результатом ошибок и преступлений, совершенных в прошлой жизни. Согласно одному из основных положений буддизма о моральном законе кармы человек, живущий целомудренно и добродетельно имеет больше шансов на лучший статус в жизни последующей, после своей реинкарнации, нежели тот, кто предается пороку. Сетовать и негодовать на судьбу бессмысленно, поскольку подобную участь разделяют все. Вместе с тем, современные тайцы все большее и большеезначение придают образованию, видя в нем один из путей получения хорошей работы и, соответственно, улучшения своего социального статуса, что привело к своеобразному рекорду - 22% тайцев имеют высшее образование! СТАТУС И «ЛИЦО» Многие тайцы стремятся устроиться на государственную службу, хотя большинство должностей в госучреждениях низко оплачиваемые. И, тем не менее, быть государственным служащим, как бы мало ни платили, здесь очень престижно и служит гарантом социальной безопасности. Особенно высоко в Таиланде ценятся учителя, хотя до сих пор получают более чем скромные зарплаты. А вот заниматься торговлей, даже если вы преуспели на этом поприще, куда менее почетно. Хотя богатые люди пользуются всеобщим уважением. Работа в офисе или магазине считается более престижной, чем физический труд. Одно время девушки вгосучреждениях даже специально отращивали ногти на руках, чтобы показать окружающим, что они не занимаются грубой работой. Бледный цвет лица также считается у тайцев признаком высокого статуса, и многие тайские женщины готовы на все,чтобы только защитить свою кожу от солнца. Впрочем, это гораздо разумнее, нежели сознательно подвергать себя риску получить солнечные ожоги, а то и рак кожи вследствие злоупотребления солнечными ваннами, как это делают приезжающие в страну туристы. Как-то мне довелось разговориться с продавцом порнографических журналов в Китайском квартале Бангкока. Он признался, что, хотя его торговля идет очень бойко и приносит хороший доход; он совсем не удовлетворен своей работой, поскольку она сопряжена с низкимстатусом. Торговец искренне желал освоить какую-либо профессию, которая позволила бы ему подняться хотя бы на одну ступень по социальной лестнице. Тайцы очень ценят статус, который дает им их работа, даже если это и не работа как таковая. В таиландских госучреждениях можно встретить людей, чьи должности были упразднены за ненужностью, но продолжающих приходить на работу в свои замечательные офисы. Увольнение для них означало бы унижение и «потерю лица» - очень важной стороны статуса. Тайцы стыдятся всего, что другие могли бы счесть неблагородным и зазорным, и очень дорожат уважительным к себе отношением. Способами демонстрации окружающим своего статуса у тайцев служат одежда и личная автомашина, что отчасти объясняет тот факт, почему в 1990-е гг. Таиланд стал одним из крупнейших мировых импортеров автомобилей «Мерседес-Бенц». Многие тайцы предпочитают ездить на машине, невзирая на ужасные дорожные пробки, и даже мысли не допускают о том, чтобы воспользоваться метро. И все по одной простой причине: из боязни «потерять лицо».
УВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ И ВАЙ Тайцы отличаются почтительностью и вежливостью. Детей здесь воспитывают в духе почитания старших и уважения к власти и авторитетам. По бытующему среди тайцев мнению, человек, занимающий более высокое положение в обществе, уже достоин уважения, и хороший служащий беспрекословно приемлет превосходство своего начальника и никогда не противоречит ему. Студенты здесь уважают своих преподавателей и даже не помышляют о том, чтобы задавать им вопросы, а тем более вступать в спор. Одним из способов выражения уважения служит почти ритуальное приветствие вай. На первый взгляд, вай довольно прост - руки складываются над головой или у груди в молитвенном жесте, а голова склоняется вперед. Так здесь принято приветствовать человека, превосходящего тебя, но при этом последний должен обязательно ответить на приветствие таким же жестом. Чем значительнее разница в статусе, тем ниже приветствующему надлежит склонять голову, и тем более подчеркнут должен быть вай. Несмотря на кажущуюся простоту, исполнение вай требует особых навыков. Образованные тайцы и молодежь, знакомые с западными традициями, обычно при встрече с иностранцами приветствуют их пожатием рук и не ждут от зарубежных гостей соблюдения традиционного приветственного ритуала. Если жекто-либо все же поприветствует вас жестом вай, ответьте ему тем же - тайцы оценят ваш такт! Если вам эта идея придется по душе, потренируйтесь сначала исполнять вай правильно, а то, не дай Бог, выйдет большая неловкость. САМОУВАЖЕНИЕ История не обрекла Таиланд на пребывание под иностранным владычеством, и потому тайцы по праву высоко держат голову, считая себя равными другим народам. У тайцев необыкновенно развито чувство самоуважения и гордости за свою страну. Но при это самонадеянность и высокомерие им совершенно чужды. Им с детства внушается мысль, что Таиланд земля, принадлежащая Будде», сохранявшая независимость на протяжении столетий, и им есть за что быть благодарными. Самоуважение тайцев сквозит во всем их облик исполненном достоинства и элегантности. Здесь в почете чистоплотность, и тайцы не видят ничего не обычного в том, чтобы принимать душ по нескольку раз на день. Стремятся тайцы и хорошо одеваться. Их одежда всегда безукоризненно чиста и столь же безукоризненно отутюжена. Тайское слово сока прок,означающее в переводе «грязь», несет окраску отвращения. В особенности следят за собой горожанки, одевающиеся с необыкновенным изяществом и активно пользующиеся косметикой. И все танцы много улыбаются - просто потому, что улыбающийся человек выглядит намного привлекательнее хмурого. При общении с тайцами важно не задеть их достоинства. Сами тайцы могут свободно критиковать с правительство за ошибки и промахи, но если подобное начнет делать иностранец, его слова будут восприняты совершенно иначе. Тайцы очень чувствительны критике, и если вы позволите себе указать в разговоре с ними на недостатки какого-либо государственного института, они расценят это как упрек в свой личный адрес. Ну а если вы осмелитесь критиковать их монахиню или их религии - непопулярность вам гарантирована! САМОКОНТРОЛЬ В большинстве ситуаций тайцы демонстрируют завидный самоконтроль. Даже переживая личные невзгоды и проблемы, они стараются сдерживать и скрывать свои эмоции, а подчас еще и бравировать. Анна Леоновенс в фильме «Король и я», чувствуя себя подавленной, насвистывает веселый мотив. Таец в подобной ситуации будет даже улыбаться, сохраняя спокойное достоинство. Такое поведение отнюдь не означает, что тайцы лишены чувств и не испытывают таких же переживаний, какие испытаете вы, попав, например в жуткую бангкокскую пробку. Здесь не принято выказывать свой гнев и даже просто неудовольствие. Проявление отрицательных эмоций тайцы находят дурным тоном. Более того, несдержанность в поведении может, по мнению тайцев, навлечь на человека гнев духов и привести к «потере лица». Для ровной и благополучной жизни общества важно всегда сохранять спокойствие. У тайцев даже есть специальное выражение - джай йен, означающее дословно «холодное сердце». «Холодное сердце» тайцы проявляют по-разному. Они не переплетают своих рук и не держат их в карманах - и то, и другое относят к дурным манерам. Тайцы тихо говорят - повышать голос считается грубостью и признаком невоспитанности. Тайцы редко прикасаются друг к другу и не обнимаются на публике, а, разговаривая, встают на почтительном расстоянии друг от друга. Впрочем, обмен рукопожатием между лицами одного пола (что исключает всякий намек на двусмысленность) на глазах у других в порядке вещей. Времена меняются. И некоторые представители молодого поколения Таиланда - в особенности те, кто обучался за рубежом, - начинают следовать западным манерам поведения. Молодые пары ходят, держась за руки, и к ужасу родителей, прилюдно целуются и обнимаются. При этом все прекрасно понимают, что те же молодые люди, достигнув зрелости, обратятся к традициям и устоям своего народа и воспитают в себе «холодное сердце» (джай йен). Время от времени переизбыток сдерживаемых эмоций достигает критической точки. Выплеск их может даже у тайцев привести к проявлению таких форм агрессии, как словесные оскорбления, порча собственности, нанесение телесных увечий и даже убийство. Поэтому в общении с тайцами следует соблюдать осмотрительность и избегать действий, которые могут быть ими расценены как провокационные. Тайцы ничего не забывают, особенно оскорбления или уничижения.
СОХРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ Ради создания некоей видимости социальной сплоченности тайцы стараются сохранять «холодное сердце» во всех ситуациях и всеми способами избегать споров и дискуссий. По их мнению, конфликты, пусть даже словесные, могут посеять распри с самыми негативными последствиями. Членам гармоничного социума надлежит жить в ладу и согласии с соседям» и, следуя буддийскому «срединному пути», избегать крайностей. Гнев или брань вряд ли помогут разрешить возникшую проблему - а в Таиланде тем более! Гнев, по мнению тайцев, разрушителен. А людей, склонных поднимать шум или зачинать ссоры, тайцы считают «горячими», вспыльчивыми, дословно - людьми с «горячим сердцем» (джай рон). Так что наш вам» совет - всегда сохранять спокойствие и доброжелательно улыбаться, как бы взволнованы или раздосадованы вы не были. Идея социальной гармонии восходит к устройству жизни в сельских общинах, в которых люди вынужденыобъединяться, чтобы выжить, и совместными усилиями преодолевать тяготы жизни. Общинники вместе работают на рисовых полях, вместе убирают урожай, вместе отмечают традиционные праздники. В общине каждый все знает обо всех, и плохие взаимоотношения между членами могут пагубно отразиться на всей общине. Одним из путей укрепления межличностных связей тайцы считают доброжелательное отношение к другим и готовность помочь. Философия тайцев в этом вопросе сводится к известной формуле: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Если вы окажете кому-либо услугу, он будет благодарен вам и при случае возместит вашу доброту сторицей. Иными словами - если вы будете добры к другим, другие будут добры к вам. При соблюдении этогопринципа, по мнению тайцев, и происходит формирование сплоченного и крепкого общества, основанного на взаимопомощи и взаимовыручке... Свою концепцию межличностного общения тайцы кратко называют бункхун - «обязывающее добро». В понятие бункхун входят сдержанность в общении и наличие в словах и поступках подтекста, поэтому иностранцам подчас и бывает очень трудно понять, какую именно мысль хочет донести до них собеседник-таец. Иногда, правда, стремление соблюсти бункхун ставит самих тайцев в довольно затруднительное положение. Они могут оказаться в полном замешательстве, пытаясь организовать свое поведение сообразно желаниям других - тайцы называют подобное состояние кренгджан. Проявления его могут быть самыми разными. И одно из них - чрезмерная и потому нередко только вредящая деликатность. Так, например, таец, увидев кого-либо за работой, не решается отвлечь его, даже ради важного сообщения. Другой пример - воздержание от выражения собственного мнения из опасения нарушить социальную гармонию. Таец сознательно подавляет свои желания и стремления ради всеобщего блага. Поэтому, прося тайца о каком-либо одолжении, убедитесь прежде, что выполнение вашей просьбы не будет сопряжено для него с неудобствами. Некоторые тайцы считают необходимым делать гораздо больше, чем вам требуется, например, из-за вашего пустячного поручения, они способны пропустить важную встречу. ЛЮБОВЬ К РАЗВЛЕЧЕНИЯМ Не думайте, что тайцы в своем стремлении к социальной гармонии ведут жизнь, исполненную стрессов скрывая в себе эмоции и чувства, на самом деле они отлично находят выход своей кипучей энергии, радуясь и веселясь! Тайцы любят веселиться и развлекаться; им по душе вечеринки, совместные трапезы, похсды в кино, поездки на экскурсии и ужины вне дома. Когда бы вы ни приехали в Таиланд, вы часто будете слышать слово «санук», означающее «веселый». Было ли вам санукв Бангкоке? Был ли санук фильм, кеч торый вы смотрели? Было ли санук на вечеринке, где. вы были недавно? Даже такие события, как похороны», которые жителям Запада и в голову не придет назвать веселыми, по мнению тайцев, не должны быть скучны ми и тягостными. То же касается и работы. Тайцы не проводят столь резкого разграничения между работ и удовольствием, как это делают европейцы. Тайцы - исключительно общительный и умеющий ценить радости жизни народ. Они любят проводить досуг сообща и даже не представляют, как можно наслаждаться уединением В их представлении отдых сопряжен с беззаботным весельем и развлечениями -обычно под громкую музыку и в шумной многочисленной компании. Забудьте о привычной рабочей этике. Большинство тайцев отвергают отношение к труду как к цели жизни. Работа для них - лишь способ обеспечить средства к существованию, но никак не всепоглощающий процесс, которому должна быть подчинена вся жизнь. Такой взгляд на труд также восходит к устоям тайской деревенской общины. «Труд без удовольствияотупляет» - это изречение более-менее точно выражает философию труда тайцев. И, действительно, тайское слово «нган»,переводящееся как «работа, труд», и другое значение - «досуг, веселое времяпрепровождение». Означает ли это, что тайцы относятся к работе пренебрежительно? Конечно же, нет! Большинство тайцев трудятсястарательно и усердно, и произведенные в Таиланде продукты и товары отличаются превосходным качеством. Но вместе с тем труд - категория социальная, и если в рабочем процессе отсутствует элемент удовольствия, у людей будет меньше оснований трудиться прилежно и проявлять себя с лучшей стороны. Людей, посвятивших себя работе в ущерб другим сторонам жизни, здесь считают чудаками. Право же, жителям Запада, жалующимся на все возрастающее напряжение и усталость, есть, чему поучиться у тайцев. Одной из замечательнейших особенностей тайского характера является терпимость. Даже если вы допустите ужасную ошибку и начнете извиняться, тайцы попытаются смягчить ситуацию, вежливо улыбаясь и повторяя слова <шай пен рай», в переводе означающие «не беспокойтесь, все в порядке» или «ничего страшного». Правда, у иностранцев это тайское «май пен рай» подчас вызывает раздражение. Представьте себе, например, такую ситуацию. Тайский водитель врезался в ваш автомобиль. Вам нанесенный им ущерб, естественно, представляется важным. Таец же начинает, улыбаясь и пожимая плечами, повторять сакраментальную фразу. И все же постарайтесь не раздражаться - таец вовсе не издевается над вами, его поведение продиктовано только желанием погасить взрывоопасную ситуацию. ЩЕДРОСТЬ Тайцы - очень щедрые люди. Если у них есть деньги, они тратят их, причем зачастую больше, чем могут себе позволить. Они не понимают тех, кто откладывает: деньги на «черный день», как и тех, кто, приглашая вас, например в ресторан, рассчитывает, что вы поучаствуете в оплате счета. Таких людей тайцы считают ки ни-ав или нгок - оба термина непереводимы и несут сильную уничижительную окраску. Некоторые склонны усматривать в подобной щедрости тайцев проявление бункхун, направленное на то, чтобы человек, которому оказывается помощь или поддержка, чувствовал себя обязанным и стремился отплатить за добро сторицей. Но чаще всего за щедростью тайцев нет скрытых мотивов. Человека, имеющее го доброе, щедрое сердце (джан ди), здесь всегда ценят и уважают.
ВАЖНАЯ РОЛЬ ГОЛОВЫ Для тайцев макушка головы - самая важная часть тел так как именно там, по их верованиям, обитает душ человека(кван). По этой причине никогда нельзя дотрагиваться до головы другого человека, даже если вы с ним близкие друзья. Это табу нарушают только влюбленные. Если вы все же случайно дотронулись до чьей-нибудь головы, сразу же извинитесь. Парикмахеры в Таиланде также долго извиняются, прежде чем приступить к стрижке или укладке волос клиента. Но гладить по голове маленьких детей допускается. К головным уборам и любым другим предметам одежды, связанным с головой, следует относиться уважительно - не дай Бог вас угораздит сесть или наступить на чью-нибудь шляпу! Голова, опущенная ниже головы человека, превосходящего вас по статусу и достоинству, является одним из способов демонстрации уважения и смирения. Тайские короли, как правило, восседают на высоком троне - чтобы головы всех остальных находились ниже королевских ступней. Не случайно одним из титулов короля служит «Сомдех Пхра Тяо Ю Хуа» - «Королевская Ступня Небесного над моей головой». По той же причине тайские монахи садятся на возвышение, принимая пришедших к ним верующих; слуги ходят по комнате согнувшись, если хозяин сидит; а официанты склоняются в три погибели, обслуживая своих клиентов в ресторане. Если голову тайцы считают важнейшей частью тела, то ноги, наоборот, для них наименее значимы, и их следует, по возможности, скрывать от окружающих. Указывать на кого-либо ногой или класть ноги на стол совершенно недопустимо. Подобные действия расцениваются как верх грубости. Только в тайском боксе допускается касание ногой головы противника. ОТНОШЕНИЕ К СЕКСУ У тайцев нет никаких предубеждений в отношении секса; они считают секс удовольствием. Полигамия долгое время была отличительной чертой сиамского двора, и многие известные сановники и знатные вельможи демонстрировали свой высокий статус в обществе, обзаводясь любовницами или «младшими женами» {миа нон). Официальным женам (миа лыанг)оставалось только проявлять терпимость к многоженству супруга. Менее знатные тайцы довольствовались общением со «жрицами любви». Старые традиции подчас умирают долго, и в наши дни - несмотря на то, что ныне царствующий в Таиланде монарх соблюдает моногамию, - многие ведущие тайские политики и деловые люди имеют любовниц. Считается, что большинство тайцев, сохраняющих половую активность, регулярно посещают бордели и массажные кабинеты. И все-таки и в отношении секса тайцы соблюдают ряд условностей. Проституция в Таиланде официально запрещена с I960 г.; заведения, предлагающие посетителям интимные услуги, маскируются под бары и рестораны и гостиницы, а полицию подкупают, чтобы она закрывала глаза на истинную природу их деятельности. Тайский язык изобилует двусмысленными словами и выражениями, но все тайцы строго следят за тем, чтобы они не проскальзывали в вежливой беседе. Тайцы стараются не демонстрировать свои сексуальные пристрастия. Они придерживаются той позиции, что частная жизнь - личное дело человека, но он должен следить за тем, чтобы его поведение, выходящее за традиционные рамки, не становилось достоянием общественности. Физический контакт между людьми разного пола в присутственных местах не одобряется, но все, что происходит за закрытыми дверями, - позволительно. У иностранцев подчас бытует ошибочное мнение будто все тайские женщины легкодоступны. Это не так. Большинство таек скромны и добродетельны и будут шокированы, если их исполненную шарма манеру общения истолкуют как призыв к близкому знакомству. ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАНЦАМ Как мы уже отмечали, тайцы не выказывают предубеждения по отношению к жителям Запада, что свойственно многим другим народам, испытавшим колониальное рабство. Тайцы никогда не были под чужеземным владычеством и смотрят на европейцев как на равных себе. Тайское слово, означающее.европеец., звучит как фаранг, его вы услышите в любой части страны. Родители будут показывать вас своим детям, а дети стараться подойти к вам как можно ближе, чтобы лучше разглядеть. Некоторые даже попытаются дотронуться до вас - «на счастье». У тайцев фаранги часто вызывают удивление - они так странно себя ведут! Тайцы пристально наблюдают за иностранцами в ожидании необычных слов или поступков. Правда, в большинстве известных курортов приезжих так много, что они уже давно перестали вызывать любопытство у местных жителей. Тайцев особенно привлекают зарубежные гости, ведущие себя вежливо и пытающиеся соблюдать обычаи страны. Как-то мы с приятелем пили пиво в придорожном кафе, когда к нам подошел с приветствием таец. Он сказал, что захотел познакомиться с нами, потому что мы одеты благородно (супарт). За разговором выяснилось, что же так поразило нашего нового знакомого - мы оба были в рубашках и брюках, а обычно все фаранги ходят в майках и шортах! Гораздо меньшее впечатление производят на тайцев иностранцы, одевающиеся в подражание местным традициям, - как тайские крестьяне. А в общем и целом тайцы ценят и принимают нас такими, какие мы есть. Тайцы иной раз обезоруживающе непосредственны и задают очень личные вопросы едва знакомым людям. Они могут поинтересоваться, откуда вы приехали, нравится ли вам в Таиланде, женаты ли вы, а, если нет, то когда планируете связать себя узами брака, и даже спросить, сколько вы зарабатываете. При этом от вас не будут ждать точных и обстоятельных ответов - подобная ничего не значащая беседа служит лишь способом выказать вам дружеское расположение. Тайцы восхищаются людьми с бледным цветом лица. В то же время многие из них суеверно побаиваются темнокожих, по-тайски керк. Поэтому темнокожим иностранцам стоит гораздо больших усилий завоевать их уважение и дружбу. Существуют ли какие-нибудь признаки того, что дружелюбию тайцев по отношению к иностранцам может, прийти конец? Массовый туризм, конечно же, благотворно влияет на экономику государства. Но у него; есть и отрицательные стороны. Многие тайцы не испытывают радости от появления международных «гетто» вдоль побережья. К тому же они опасаются, что поведение туристов, а также тех иностранцев, кто решил поселиться в Таиланде, окажет вредное влияние на тайскую молодежь. Остается только надеяться, что традиционная тайская терпимость к иностранцам не перерастет в обиду и негодование.
|