Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы ведения спора





Можно выделить несколько принципов ведения спора (по В.И. Андрееву):

1. Принцип предварительной подготовки к ведению спора: предварительная подготовка к ведению спора позволяет не только мобилизоваться, но и многое обдумать, смоде­лировать наиболее вероятный ход спора, сделать заготов­ки, собрать и осмыслить исходную информацию.

2. Принцип терпимого отношения к инакомыслящим: противоположная сторона имеет право на свое мнение.

3. Принцип последовательного анализа альтернатив: любая проблема или задача имеют, как правило, несколь­ко возможных подходов, способов решения, но уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени.

4. Принцип корректного ведения спора: чем корректнее суждения и действия человека, тем больше у него шансов на достойную победу над оппонентом.

5. Принцип «отстранения» в процессе ведения спора: давно замечено, что спор выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, а тот, кто, как бы со стороны наблюдая за ходом спора, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи.

6. Принцип преодоления психологических барьеров в про­цессе ведения спора: например, преодоление установки на то, что противоположная сторона лучше подготовлена; страх выглядеть хуже, чем оппонент, уже сам по себе сдержи­вает и скрывает суждения и действия человека.

7. Принцип поэтапного продвижения к истине: эффек­тивность ведения спора и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обознача­ются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подхо­ды к решению проблемы и каждая из альтернатив отчет­ливо выдвигает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы.

8. Принцип уважения личности оппонента: мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедитель­ные, более доказательные суждения и мысли, и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

9. Принцип аргументированной конструктивной кри­тики: критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо выска­зать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы.

Очень часто люди неправильно трактуют понятие «спор», превращая его в полемику, демагогию и т. п., что нередко приводит не к истине, а к конфронтации, столк­новению, конфликту.

30. Понятие «конфликт», структура и типология конфликта

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодей­ствии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообраз­ных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разно­гласия нарушают нормальное взаимодействие людей, пре­пятствуют достижению поставленных целей. В этом слу­чае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликт­ное взаимодействие.

Конфликт (от лат. conflietus — столкновение) — столк­новение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликты — одна из распространенных форм соци­альных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие проти­воборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступают как объектив­ная ситуация конфликта.

В структуре конфликта выделяются: • конфликтующие стороны;

предмет противоборства;

конфликтное действие;

конфтиктное сознание;

средства и методы действия,

• поле конфликта. Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня,

выступают индивиды, группы, классы, национально-этни­ческие общности, организации, социальные институты и прочее.

Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние со­знания, специфика которого заключается в осознании про­тивоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотива­цию активности.


Материальный или духовный объект жизни, в отноше­нии которого формируется противоположная направлен­ность активности людей, составляет предмет конфликта. Предмет конфликта — это источник.

Типы конфликтов могут варьировать: когнитивный конфликт (борьба точек зрения людей) может переходит к борьбе личностей (межличностный конфликт), к конфлик­ту между личностью и группой, затем к межгрупповому конфликту, и далее к социальному конфликту-столкнове­нию различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов.

Можно выделить следующие основные типы конфликтов:

1. Мотивационные конфликты — возникают из-за ущемления значимых для субъекта мотивов (например, таких мотивов, как безопасность, принадлежность к опре­деленному сообществу, престиж, чувство собственного достоинства и самореализация).

2. Конфликты коммуникации — возникают, когда ник­то не решается на установление «обратных связей» с ру­ководителем, то есть никто не обращает внимание шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его при­знают и уважают. Кто никогда не слышит слов признания, тот становится неуверенным.

3. Конфликты власти и безвластия — возникают в случа­ет если рабочей группой руководит слабый начальник, который, имея цели, не справляется с препятствиями на пути к их достижению. Постоянное стремление к новому и невозможность реализовать свои цели постепенно ломают человека. Тем не менее, существует масса возможностей — затормозить развитие, ставить палки в колеса. Конфликт висит в воздухе. Чаще всего расплачивается за это произ­водство.

4. Внутриличностный конфликт — может принимать различные формы, например, форму ролевого конфлик­та, когда к одному человеку предъявляются противоречи­вые требования по поводу того, каким должен быть ре­зультат его работы.

5. Мелогичностный конфликт — самый распространен­ный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограни­ченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время ис­пользования оборудования или одобрение проекта.

6. Конфликт между личностью и группой — возникает тогда, когда личность не соблюдает принятые в группе нормы и игнорирует ее ценности. Например, кто-то захо­чет заработать побольше, то ли делая сверхурочную ра­боту, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматрива­ет такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

7. Межгрупповой конфликт — это очень часто конф­ликт между формальными и неформальными группами. Организации состоят из множества групп, как формаль­ных, так и неформальных. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним не­справедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рас­считаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может слу­жить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

8. Социальный конфликт — это «ситуация, когда сто­роны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга». Но, несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предель­ный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуа­ция взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общ­ностей — классов, наций, государств, социальных инсти­тутов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что про­тиводействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключа­ют друг друга. Таким образом, социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со свои­ми потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.







Date: 2015-09-05; view: 711; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию