Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки совершенства -метапрограммы 4 page





Если вы видите что-то столь же малым, каким оно видится, принимаете за слабость то, в чем действительно мало силы, и считаете тусклым то, что и в самом деле дает мало света, то ка­кие у вас могут быть трудности? Это и назы­вается естественным поведением.

Лао цзы, древнекитайский мыслитель

Переконтекстуализация — самый простой способ из­менить негативное состояние на позитивное путем изменения контекста, в котором вы воспринимаете окружающую действительность и свой опыт. Существует два основных типа переконтекстуализации, т. е. способа изменить восприятие чего бы то ни было: ситуативный и содержательный. Оба способа направлены на изменение ваших внутренних представлений путем разрешения внутреннего противоречия явления, что переводит вас в более продуктивное состояние.

Ситуативная Переконтекстуализация заключается в том, чтобы явление, которое представляется вам негатив­ным, обескураживающим или нежелательным, перенести в другую ситуацию, в другой контекст, где оно может стать значительным преимуществом. Детская литерату­ра полна примеров такой переконтекстуализации. Нос



 

 

Рудольфа, над которым люди смеялись, оказался пре­имуществом и сделал его героем в контексте темной зим­ней ночи. Вспомните мучения гадкого утенка, столь не­похожего на окружавших его уток, но именно эта непохожесть стала ценным качеством, когда он попал в лебединую стаю. Ситуативная переконтекстуализация неоценима в бизнесе. Наш упомянутый выше партнер по бизнесу, типичный «расстыковшик», поначалу пред­ставлялся нам тяжким грузом, до тех пор, пока мы не поняли в контексте доработок наших проектов, что он является ценнейшим кадром, поскольку может указать на все возможные потери, которые могут возникнуть в будущем, если мы примем эти проекты в настоящем виде. Серьезные открытия совершаются теми, кто знает, как i переконтекстуализировать свою деятельность и взгляд | на проблемы, обратив их в потенциальные ресурсы, кото­рые срабатывают в другом контексте. Например, нефть когда-то считалась вредным продуктом, загрязняющим почву и снижающим урожайность сельскохозяйствен­ных культур. И посмотрите на ценность нефти сегодня. Всего несколько лет назад все лесопилки были буквально завалены древесными опилками. Деревообрабатывающие комбинаты не знали, куда их сбыть, и тратили боль­шие деньги, чтобы от них избавиться. Один умный парень решил использовать эти отходы в другом контексте: он смешал опилки с клеем, эпоксидной смолой и более легкими жидкостями, спрессовал и получил прекрасный материал, который сейчас называется ДСП! После того как он заключил контракты и выкупил у лесопилок все эти «бесполезные» опилки, за два года он стал мульти­миллионером, потому что сырье для его производства не стоило ему практически ничего! В этом вся суть пред­принимательства: наполнять старые ресурсы новыми про­изводственными возможностями. Другими словами, пред­приниматель — это опытный реформатор.


Содержательная переконтекстуализация берет точно, такую же ситуацию и изменяет ее значение. Например, вы можете сетовать, что ваш сын болтает без умолку. Он никогда не закрывает рот! Но после содержательной переконтекстуализации этого факта вы можете подумать, что он, наверное, чрезвычайно умный парень, если ему так много хочется сказать. Есть история об одном известном армейском генерале, который мгновенно перенастроил свои войска, оказавшиеся под давлением неприятеля, просто сказав: «Мы не отступаем, мы просто; наступаем в другом направлении». Когда умирает близ­кий человек, большинство людей, воспитанных в нашей культуре, предаются печали. Почему? Причин много — чувство утраты, например. Тем не менее, в некоторых других культурах люди радуются за близкого, когда он умирает. Почему? Они переконтекстуализируют смерь, полагая, что теперь усопший будет постоянно душой с ними, что ничего во вселенной не разрушается, просто вещи переходят из одной формы в другую. Некоторые рассматривают смерть, как переход на более высокий уровень существования, это дает им повод радоваться.

Другим видом содержательной переконтекстуализа-ции является мысленное изменение того, что мы видим, слышим или представляем себе. Если вы огорчены ска­занным кем-то, вы легко можете заставить себя мыслен­но улыбаться, если представите себе, что он сказал это нараспев, в тональности вашего любимого певца. Или вы можете снова вспомнить пережитый опыт, воссоздав его в сознании, только на этот раз обложив образ гово­рящего своими любимыми цветами. Или вы даже мо­жете радикально изменить суть сказанного вам и за­ставить его извиниться. Или представьте, что этот человек произносит свою тираду, стоя где-то внизу, а вы возвышаетесь над ним. Переконтекстуализировав ка­кое-то явление, вы изменяете его значение для себя. Те-



 

 

перь совсем иного качества стимул поступает в ваш мозг, изменяя и ваше психологическое состояние, и по­ведение. В этой книге полно примеров содержательной переконтекстуализации. Глава «Семь сомнительных представлений об успехе» полностью об этом.

Начальница официанту: «Десять салатов!»

1985 Воспроизводится с разрешения Артемаса Коула. Впер-|вые напечатан в журнале «Нью вуман».

Не так давно в газете «Балтимор сан» появилась очень трогательная и интересная статья. Перепечатанная из журнала «Ридерс дайджест», она была озаглавлена «Мальчик с необычным зрением». В ней рассказывалось о мальчике, которого звали Кэлвин Стэнли. На первый взгляд Кэлвин обычный мальчик, он катается на


велосипеде, играет в бейсбол, ходит в школу и делает практически все, что положено делать всякому одинна­дцатилетнему ребенку. Только он... ничего не видит.

Как же научился мальчик делать все это, когда мно­гие другие в такой ситуации отказываются от полноцен­ной жизни? Когда я прочел эту статью, мне стало ясно, что мать Кэлвина — профессионал в области контек-стуализации. Она сумела превратить жизненный опыт Кэлвина в преимущества в его сознании. Мать внушила ему, что все на свете именно такое, каким он это пред­ставляет. Вот несколько примеров их общения.

Мать Кэлвина вспоминает тот день, когда сын впер­вые спросил ее, почему он слепой. «Я объяснила ему, что он таким родился, и в этом нет ничьей вины». Тогда он спросил: «Почему именно я?» Я ответила: «Я не знаю почему, Кэлвин. Возможно, у Бога какие-то осо­бые планы насчет тебя». Затем она усадила сына рядом с собой и сказала ему: «Дело в том, что ты видишь, Кэл­вин. Только ты видишь руками, а не глазами, как дру­гие. И запомни, нет ничего на свете, чего бы ты не смог сделать».

Однажды Кэлвин очень огорчился, потому что вдруг понял, что никогда не увидит лица матери. «Однако мис­сис Стэнли знала, что сказать своему единственному ре­бенку, — пишет автор статьи. — Она сказала: "Кэл­вин, ты можешь увидеть мое лицо. Ты можешь увидеть его, прикасаясь своими пальцами и слушая мой голос, при этом ты сможешь рассказать обо мне гораздо боль­ше, чем те люди, которые видят меня глазами". В статье далее говорилось о том, что Кэлвин передвигается в ми­ре зрячих с непоколебимой уверенностью ребенка, кото­рый постоянно чувствует материнскую поддержку. Кэл­вин хочет стать программистом-компьютерщиком и заняться разработкой компьютерных программ для сле­пых.



 

 

Мир полон таких ребят. И он очень нуждается в людях, которые могли бы переконтекстуализировать си­туации так же эффективно, как миссис Стэнли. Мне повезло недавно встретить другого такого мастера. Его зовут Джерри Коффей. Это необыкновенный человек, который сохранил рассудок и здоровье, проведя семь лет в одиночной камере в лагере для военнопленных во Вьетнаме. Человек, который впервые слышит его рас­сказ, не может не содрогнуться. Однако ничего в этом мире не хорошо и не плохо само по себе, а только в нашем восприятии. Джерри решил воспринять случив­шееся с ним как испытание его природной стойкости и силы, как уникальную возможность лучше познать са­мого себя. Как возможность стать ближе к Богу. Как нечто такое, что однажды заставит его гордиться тем, как он прожил эти годы. В этом контексте он стал рас­сматривать все, что с ним происходило в лагере, как часть опыта по развитию его личности. Он вышел из лагеря другим человеком. Он не променял бы этот свой опыт и на миллион долларов, так он утверждает.

Вспомните о самой большой ошибке, которую вы со­вершили в прошлом году. На вас сразу же может найти грусть при одном воспоминании о ней. Но давайте рас­смотрим эту ошибку как часть приобретенного опыта. Ведь у вас в прошлом году было гораздо больше успе­хов, чем неудач. Если вы рассмотрите ее таким образом, вы поймете, что из этой ошибки вы извлекли большее, чем из многих положительных дел, которые совершили в прошлом году.

Итак, вы можете казнить себя за ошибки, а можете и переконтекстуализировать этот опыт таким образом, что сосредоточитесь на том новом, чему научились. Из лю­бого опыта можно извлечь очень много разных уроков. Все дело в том, что именно из этого опыта вы возьмете для себя в качестве содержания и на чем сосредоточи-


они согласились посмотреть на дело в таком контексте, на который указал он. Вся суть убеждения состоит в том, чтобы изменить чье-то восприятие.

В основном переконтекстуализации делаются не на­ми, а для нас. Кто-то другой изменяет контексты, а мы реагируем на это. Что такое, по сути, рекламная дея­тельность, как не громадная отрасль, единственная за­дача которой заключается в контекстуализации и пере­контекстуализации массового сознания? Разве вы действительно верите в то, что есть что-то очень мужест­венное в определенном сорте пива или что-то особо сек­суальное в определенном сорте сигарет? Если вы уго­стите какого-нибудь аборигена сигаретой «Вирджиния слимз», он не скажет: «Да, в этом есть что-то сексуаль­ное». Но рекламщики создали определенное мнение, на которое мы реагируем. Если они видят, что мы реагиру­ем недостаточно бурно, они придумывают новый кон­текст и следят за тем, как он срабатывает.

Одна из самых грандиозных рекламных переконтек­стуализации за всю историю была проведена компанией «Пепси-кола». С незапамятных времен кока-кола счи­талась самым популярным прохладительным напитком. Его история, традиции и положение на рынке казались незыблемыми. Не было ничего, что помогло бы «Пепси» победить «Кока-колу» на ее собственной территории. Ес­ли ты конкурируешь с классиком, глупо говорить: «Я еще больший классик, чем он». Люди просто не поверят.

Вместо этого компания «Пепси» сделала такой ход: она переконтекстуализировала те восприятия, которые уже существовали у людей. Заявив, что Новое Поколе­ние выбирает пепси, она превратила свою слабость в силу. Пепси заявляла: «Конечно, те ребята были коро­лями, но давайте посмотрим на сегодняшнее поколе­ние. Разве вам нужен вчерашний продукт или вы хоти­те сегодняшний, свой собственный?» Проводимая


фирмой «Пепси» реклама переконтекстуализировала традиционное превосходство кока-колы в недостаток (традиция принадлежит теперь прошлому, а не буду­щему). Рекламщики переконтекстуализировали статус пепси-колы как второй скрипки в преимущество.

Что же произошло потом? «Кока-кола» решила, что она должна играть на поле «Пепси». Она вышла в свет со своим новом продуктом под названием «новая кока-кола», Теперь остается ждать и следить, сработа­ет ли эта переконтекстуализация, совместившая в соз­нании людей классическую «коку» и новую — типа «пепси». Но эта конкуренция представляет собой ве­ликолепный пример переконтекстуализации, посколь­ку вся борьба велась всего-навсего за имидж. Весь вопрос сводился к тому, чья реклама прочнее укоре­нится в сознании людей. В этом газированном слад­ком напитке, который, кстати, разрушает зубы, не было никакого внутреннего социального содержания. Нет никакой особой принципиальной разницы между вку­сом пепси и кока-колы. Тем не менее, хитроумным способом изменив контекст, компании «Пепси» уда­лось добиться одного из самых замечательных рыноч­ных успехов в современной истории.

Переконтекстуализация была в основе отпора, кото­рый получил генерал Уильям Вестморленд от телеком­пании Си-би-эс, на которую генерал подал в суд за кле­вету, оценив свой моральный ущерб в 120 миллионов долларов. Когда Вестморленд обращался в суд, он был чрезвычайно популярен и его точка зрения относитель­но этого процесса вызывала симпатию населения. Жур­нал «Тиви гайд» поместил на своих страницах статью под заголовком «Анатомия клеветы». Си-би-эс, осозна­вая, как сложно будет выиграть процесс, обратилась к агенту по связям с общественностью Джону Скэнлону, который развернул кампанию в поддержку Вестмор-


ленда, отвлекая внимание людей от тех обвинений, ко­торые прозвучали в телесюжете передачи «60 минут» в адрес генерала и которые Си-би-эс надеялось доказать. В результате все закончилось тем, что Вестморленд за­брал свое дело из суда в обмен на устные извинения, а компания Си-би-эс осталась бесконечно благодарной Скэнлону за его искусство переконтекстуализации об­щественного мнения.

Или возьмите политику. По мере того как в эту область проникает все больше специалистов по марке­тингу и консультантов, борьба за переконтекстуализа-цию становится основной частью американской поли­тики. Временами кажется, что это ее единственная забота. После предвыборных дебатов между Рейга­ном и Мондейлом репортерам буквально не давали покоя преследования функционеров из обоих лагерей, заставлявших их придумывать для каждого слова и жеста их патронов самые выигрышные контексты. В чем причина? Очевидно, содержание оказалось гораз­до менее насыщенным, чем контекст, который они пы­тались навязать.

Именно Рейгану удалось добиться одной из самых искусных переконтекстуализации во время вторых де­батов. Еще во время первых дебатов был затронут во­прос о его возрасте. Само по себе это уже было элементом переконтекстуализации со стороны его противников. Ведь люди уже знали до того, сколько ему лет, не правда ли? Но его шаркающая походка и комментарии по этому поводу прессы переконтекстуализировали это из рядового факта в потенциальную профнепригодность. Во время вторых дебатов Мондейл выступил с комментариями, которые опять позволили считать возраст Рей­гана существенным недостатком. Люди ждали от Рей­гана ответа. В своей обычной шутливой манере он сказал, что, мол, нет, не собирается он обсуждать вопрос возрас-



 

 

та, щадя чувства своего оппонента, потому что это зна­чило бы выставить напоказ его молодость и неопыт­ность. Так одной фразой он полностью переконтекстуа-лизировал вопрос таким образом, что он был снят с повестки дня предвыборного марафона.

Многим из нас переконтекстуализация представля­ется более легкой, когда мы общаемся с другими людь­ми, чем при общении с самими собой. Когда мы пытаем­ся продать кому-то свою старую машину, то понимаем, что должны построить свою «рекламную кампанию» таким образом, чтобы подчеркнуть все хорошее, что есть в этом автомобиле, оставляя в тени все его недостатки. Если у вашего потенциального покупателя сложился иной подход, ваша задача заключается в том, чтобы за­ставить его изменить свое восприятие. Однако не мно­гие из нас задумывались о том, как переконтекстуализировать наше общение с самими собой. Предположим, что-то с нами произошло. Мы формируем свое собст­венное представление об этом факте. И считаем, что с этим представлением нам предстоит жить дальше. По­думайте, разве это не безумие?! Это как сесть за руль, включить зажигание, тронуться с места и только потом начать думать, куда же мы все-таки едем.

Нет, нам необходимо научиться вести диалог с сами­ми собой с такой же настойчивостью и убедительно­стью, как и в бизнесе. Вы должны уметь контекстуали-зировать и переконтекстуализировать свой опыт таким образом, чтобы он работал на вас. Это можно сделать даже просто путем детального размышления.

Нам всем встречались в жизни застенчивые молодые люди, которые стали такими робкими, пережив несчаст­ную любовь. Они чувствуют себя уязвленными или ущербными, стараясь сторониться подобных взаимоот­ношений. В действительности же, если разобраться, то любовь, пусть и несчастная, доставляла им гораздо боль-


ше радости, чем боли. Именно поэтому им было так трудно расстаться с любимым человеком. Но, отбросив прият­ные воспоминания и сосредоточившись только на пло­хих, они извлекли из этой истории только негативный опыт. Задача заключается в том, чтобы изменить контекст: вспомнить радостные моменты того эпизода, увидеть новые приобретения, ощутить, как обогатилась ваша душа. Ведь возникает возможность двигаться дальше, отталкиваясь от положительного, а не от отрицательного контекста, и получить новую энергию для создания бо­лее прочных взаимоотношений в будущем.

Вспомните три ситуации из вашей жизни, которые в
настоящее время требуют от вас напряжения всех сил.
Сколько различных подходов к каждой из этих ситуаций вы можете указать? Сколько контекстов можете
построить вокруг каждой из них? Что вы чувствуете,
когда смотрите на эти ситуации под другим углом? На
какие действия побуждает вас такой взгляд?

Я уже слышу, как кое-кто из вас говорит: «Это не так просто сделать. Иногда мы бываем в депрессии». Какая ерунда! Что такое депрессия? Это не более чем психологическое состояние. Помните, в предыдущих главах мы обсуждали ассоциацию и диссоциацию? Обязательным условием собственной переконтекстуализации является? способность диссоциироваться (отвлечься) от опыта подавленности и увидеть его в другой перспективе. Тогда вы сможете изменить свое внутреннее представление и свою физиологию. Если ранее вы находились в непро­дуктивном состоянии, то сейчас вы знаете, как изменить его. Если видите что-то в неблагоприятном контексте, то достаточно всего лишь сменить контекст.

Одним из способов переконтекстуализации являет­ся замена значения опыта или поведения. Представьте себе ситуацию, в которой кто-то делает то, что вам не нравится, при этом вы начинаете думать, что поведение


этого человека имеет определенное значение. Предста­вим себе супружескую пару, в которой муж любит гото­вить, при этом ему очень важно, чтобы результатами его кулинарной деятельности восхищались. Однако его су­пруга ничего не говорит за едой и этим очень расстраи­вает мужа, который думает, что если ей нравится приго­товленная им еда, она должна об этом сказать; если же она молчит, значит, она недовольна. Что бы вы стали делать, чтобы изменить контекст его восприятия пове­дения супруги?

Помните, самое главное для него — оценка его труда. Переконтекстуализация значений подразумевает изме­нение восприятия этим человеком важного для него мо­мента, причем изменение таким способом, который ранее не приходил ему в голову. Например, можно сказать этому повару-любителю, что его жене так нравится при­готовленная им еда, что она просто не хочет отвлекаться на разговоры, а хочет получать удовольствие от его стряп­ни. Действия часто красноречивее слов, не так ли?

Другим вариантом может стать попытка перекон­текстуализировать его собственное поведение. Мы мо­жем спросить: «А разве вы сами всегда хвалите стряп­ню жены, когда она вам нравится?» Поведение жены вызывало у него недоумение только в том контексте, который он применил. В подобных случаях необходи­ма лишь небольшая гибкость, чтобы изменить контекст.

Второй тип переконтекстуализации подразумевает из­менение чего-то, что вам не нравится в себе. Как прави­ло, вам оно не нравится по той причине, что окружаю­щие выказывают к этому негативное отношение или оно не приносит вам желанных результатов. Вариан­том переконтекстуализации в таком случае является представление для себя другой ситуации или другого контекста, в котором это же поведение может оказаться полезным и принести вам то, что вы хотите.


Предположим, вы продавец. Вы прилагаете колос­сальные усилия, чтобы изучить свой товар до мельчай­ших подробностей. Но, оказавшись за прилавком, об­рушиваете на своих покупателей лавину информации, перегружая их сознание и затормаживая их мотива­цию на покупку. В этом случае надо спросить себя: а где еще могут пригодиться мои энциклопедические зна­ния? А что, если вам сесть и написать вариант реклам­ного буклета? Или техническую справку об этом това­ре? Владея обширной информацией и имея к ней доступ, вы можете быть полезным в проведении испы­таний новых изделий или хотя бы в том, чтобы помочь собственным детям в выполнении домашнего задания. Как видите, проблема не в самом поведении, а в кон­тексте, в котором оно используется. Вы можете при­вести подобные примеры из своей собственной жизни? Всякое человеческое поведение в определенном кон­тексте может оказаться полезным. Замедленная реак­ция — не очень хорошее качество, верно? Но разве не прекрасно промедлить с проявлением злости или не­нависти, отложив их до лучших времен, а потом совсем забыть о них?

Переконтекстуализация может помочь вам отделать­ся от образов и опыта, которые докучают вам. Вспом­ните о ком-то или о чем-то, что давит на ваше сознание, вызывая беспокойство. Например, вы приходите домой после напряженного рабочего дня расстроенным, пото­му что все время думаете о совершенно нелепом проек­те, которым ваш начальник озадачил вас в самую по­следнюю минуту. Вместо того чтобы оставить мысли о нем на работе, вы принесли их с собой домой. Вы смот­рите телевизор с детьми, а из головы все не выходит ваш вздорный начальник и его дурацкий проект.

Вместо того чтобы «сушить» свои мозги в течение всех выходных, вы можете легко переконтекстуализи-



 

 

ровать этот свой негативный опыт таким образом, чтобы ваше настроение улучшилось. Начните с попытки дис­социироваться от этой ситуации. Представьте себе сво­его начальника, а теперь вообразите, что вы берете его в руку и зажимаете в кулаке. Мысленно наденьте не не­го смешную маску: большой нос, очки и пышные усы. Представьте себе, что он заговорил смешным «муль-тяшным» голосом. Или, наоборот, пусть он говорит с вами задушевным голосом, пусть потреплет по плечу и обратится к вам с просьбой помочь ему в этом проекте, при этом скажет, что вы ему очень нужны. После того как вы сочинили эту историю, возможно, вы поймете, что и на начальника оказывают давление, просто он не успел вам сказать, как вы ему нужны. Возможно, вы вспомни­те, что и сами тоже как-то поступили подобным образом со своим подчиненным. Спросите себя честно, стоит ли ситуация того, чтобы испортить себе выходные, и есть ли причина для беспокойства, когда вы дома.

Я не хочу сказать, что это несерьезная проблема. Возможно, вам вообще нужна новая работа или надо наладить взаимоотношения там, где вы сейчас работае­те. Но, если дело обстоит именно так, вам нужно взять­ся за решение проблемы, вместо того чтобы раздражать­ся по мелочам и срывать свою обиду на домашних. Поупражняйтесь в переконтекстуализации. В следую­щий раз, когда вы увидите своего начальника, вы увиди­те и ту смешную маску на его лице. Возможно, вы по­чувствуете себя совершенно по-другому, когда он будет разговаривать с вами. Таким образом вы создадите но­вую обратную связь и совершенно новую основу для вашего взаимодействия, освобожденную от прошлого не­гативного опыта контактов.

Мне доводилось пользоваться подобной переконтек-стуализацией небольшими порциями в отношении лю­дей, которым собственные проблемы казались чрезвы-


чайно большими. В сложных ситуациях вам тоже мо­жет понадобиться целая серия малых переконтекстуа-лизаций, чтобы постепенно, но основательно входить в желаемое состояние, благоприятное для решения основ­ной задачи.

В своем самом широком аспекте переконтекстуали-зация может быть использована для снятия отрица­тельных ощущений по отношению к чему бы то ни было или к кому бы то ни было. Один из наиболее эффектив­ных методов — представить себя зрителем в кино или театре. Взирайте на свой собственный негативный опыт, как на кинофильм, который демонстрируется на экра­не. Сначала вы можете запустить пленку на повышен­ной скорости, сделав движения персонажей судорож­ными. Можете попробовать наложить на него любую музыку, переписать звук. Затем можете прокрутить пленку назад, наблюдая за тем, как изображение стано­вится все более и более абсурдным. Попробуйте этот метод на чем-то, что особенно вас допекает. Вы почувст­вуете, что это событие или этот человек вскоре утратит свою негативную силу.

Этот же метод можно успешно применять и в отно­шении различных фобий (страхов), но здесь нужно не­сколько изменить подход. Сделать это нужно следую­щим образом. Дело в том, что фобия часто гнездится глубоко на кинестетическом уровне, поэтому вам нуж­но несколько удалиться от нее, чтобы подобрать эффек­тивный контекст. При фобии реакции настолько силь­ны, что люди могут прореагировать даже только на мысль о чем-то. Способ воздействия на таких людей заключается в том, чтобы диссоциировать их от их пред­ставлений, повторив эту процедуру несколько раз. Мы называем это двойной диссоциацией. Например, если у вас есть фобия относительно чего-нибудь, попробуйте следующее упражнение. Вернитесь мысленно в то вре-


мя, когда вы были полны жизненных сил и энергии. Вернитесь в то состояние и попробуйте ощутить те силь­ные чувства уверенности в себе, которые вами тогда владели. Представьте себя внутри сверкающей защит­ной оболочки. Обеспечив себе такую защиту, отправ­ляйтесь мысленно в свой любимый кинотеатр. Усажи­вайтесь в удобное кресло, откуда экран прекрасно виден. Затем представьте, что вы покидаете свое бренное тело, проникаете в будку киномеханика, при этом постоянно ощущая вокруг себя защитную оболочку. Посмотрите на себя из будки киномеханика. Вы видите себя сидя­щим в зрительном зале и смотрящим на экран.

После того как вы все это мысленно проделали, взгля­ните на экран. Там вы увидите стоп-кадр, черно-белое изображение своего страха или какого-то собственно­го ужасного опыта, который вас постоянно беспокоит. Из будки киномеханика вы смотрите на самого себя, сидящего в зрительном зале и наблюдающего за тем, что происходит на экране, то есть вы дважды диссоции­руетесь от всего происходящего. В этом состоянии нач­ните быстро отматывать черно-белый ролик назад, так чтобы все ваши фобии казались на экране дешевым домашним видеофильмом или старомодной комедией. Обратите внимание на забавную реакцию, которую в вас вызывает зрелище самого себя, наблюдающего за происходящим на экране.

Пойдем дальше. Я хочу, чтобы та ваша часть, кото­рая полна сил и энергии, та часть, которая сидит в будке киномеханика, вернулась туда, где сидит ваше тело, а потом вышла и стала перед экраном. Вы должны все это проделать с очень спокойным, уверенным видом. После этого скажите себе, сидящему в зале, что вы вни­мательно наблюдаете за ним и знаете два-три способа, чтобы избавиться от этого неудачного прошлого опыта, два-три способа изменить контекст, которые помогут


по-другому взглянуть на ситуацию сейчас и в буду­щем, — те пути, с которыми вы раньше не могли спра­виться, но по которым можете направиться теперь, ко­гда ваше восприятие окружающего мира стало более зрелым. Вам незачем больше страдать от этой боли и этого страха. Сейчас вы на более высоком энергетиче­ском уровне, чем тогда, когда вы были моложе, весь тот прошлый опыт уже история, не более того.

Помогите своему более молодому второму «я» на экране справиться с тем, что ранее казалось непобеди­мым, затем вернитесь на место в зрительном зале и про­должайте наблюдать за теми изменениями, которые про­исходят на экране. Прокрутите мысленно ту же самую сцену, но пусть на этот раз ваше более молодое второе «я» справляется с ситуацией по-другому, обогатившись новыми знаниями и опытом. После этого снова подой­дите к экрану и поздравьте себя более молодого с успе­хом и с освобождением от прежней фобии. Затем снова слейтесь со своим младшим «я», помня о том, что это теперь гораздо более энергичный и опытный человек, чем когда-либо еще в жизни. Поступите точно так же со всеми своими фобиями, которые вас преследуют, а затем помогите своим друзьям.

Это очень эффективная процедура. Мне удавалось освобождать людей от фобий, которые преследовали их всю жизнь, и делать это буквально за считанные мину­ты. Почему этот метод срабатывает? Потому что по­пасть под влияние фобий означает приобрести специ­фические внутренние представления. Изменив эти представления, мы изменяем само состояние, в которое впадает человек, вспомнив о том или ином пережива­нии или эпизоде.

Некоторым людям при выполнении этих упражне­ний требуется такой уровень внутренней дисциплины, такая сила воображения, к которым, возможно, ранее


у них никогда не было доступа. Поэтому некоторые из мыслительных стратегий, которые я здесь предлагаю, поначалу могут показаться вам необычными и стран­ными. Однако ваш мозг легко может с этим справить­ся, а если вы будете тщательно прорабатывать эти стра­тегии, вы постепенно привыкнете к такой методике.

Занимаясь преконтекстуализацией, необходимо пом­нить, что любое человеческое поведение вырабатывает­ся в определенном контексте и всегда преследует опре­деленную цель. Люди курят не потому, что им нравится наполнять легкие канцерогенными веществами. Они де­лают это потому, что курение дает им возможность чув­ствовать себя более комфортно в определенных соци­альных контекстах. Поэтому в некоторых случаях невозможно переконтекстуализировать поведение, не продумав заранее, что будет выполнять те полезные функции, которые выполняли эти формы поведения. Такая проблема может возникнуть, если, например, пы­таться лечить от курения методом электрошоковой те­рапии. Я не хочу сказать, что этот метод неэффективен. Но надо подумать и о том, что заменит вам сигарету в определенных контекстах. А то от курения вы избави­тесь, но можете приобрести что-нибудь похуже. Напри­мер, какой-нибудь невроз или привычку переедать.

Date: 2015-09-17; view: 312; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию