Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономические показатели и стратегические ориентиры развития Республики Ингушетии
Стратегия экономического развития Республики Ингушетии является основой реализации эффективной политики органов исполнительной власти, направленной на достижение целей долгосрочного экономического развития. Ключевые индикаторы экономического развития республики должны в полной мере соответствовать показателям, использующимся для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, а также качественно и количественно отражать основные и приоритетные направления деятельности. «Стратегия экономического развития Ингушской Республики, разработанная в соответствии с Распоряжением правительства республики Ингушетии № 49 от 16 февраля 2012 года, определяет базовые приоритеты развития региона до 2025 года, являясь механизмом их первичного согласования. Республика Ингушетия – аграрно-индустриальная республика. Она располагает запасами нефти и газа, стройматериалами (строительным камнем и известняком) и гидроресурсами. Ее экономическое положение характеризуется высоким уровнем безработицы и неразвитостью промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, а также низкой обеспеченностью объектами социальной сферы. Промышленность в Ингушетии развивающаяся. В основном это пищевая индустрия, использующая местные сельскохозяйственные ресурсы, и добывающая промышленность, базирующаяся на месторождениях нефти и газа. Цель данной работы заключается в рассмотрении экономической системы Ингушской Республики в разрезе комплексов (агропромышленного, промышленного, энергетического, строительного, торгово-транспортного и т. д.) как на этапе стратегической диагностики, так и на последующих этапах: стратегической доктрины и определения механизмов реализации стратегии в целом (системы мер). Для начала кратко рассмотрим и охарактеризуем типичную, наиболее часто встречаемую структуру стратегического плана развития. 1. Концептуальные основы стратегического плана. 1.1. Термины и определения. 1.2. Концептуальные положения. 2. Аналитика. 2.1. Миссия, цели, задачи. 2.2. Анализ внутренней среды. 2.3. Анализ внешней среды. 2.4. Оценка рисков деятельности. 2.5. Взаимодействие стратегического плана со стратегиями высшего порядка. 3. Стратегические направления и программы. 3.1. Стратегические направления. 3.2. Целевые показатели достижения ориентиров развития с указанием планируемых сроков их достижения и разбивкой по возможным сценариям. 3.2.1. Стратегические программы. 4. Механизм реализации стратегического плана. 4.1. Информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития. 4.2. Календарный план реализации стратегии развития. 4.3. Комплексная оценка потенциала развития. 4.4. Центры ответственности. 4.5. Лица, ответственные за пролонгацию и актуализацию стратегического плана. Разберем структуру стратегического плана более детально. В разделе «Концептуальные основы стратегического планирования» содержится информация о теоретических аспектах построения стратегического плана. В подразделе «Термины и определения» подробно описан весь терминологический аппарат, применяемый при формировании стратегического плана. Причем в данном подразделе представлены определения не только основных понятий, связанных с методикой стратегического планирования, таких как: «стратегия», «стратегический план», «стратегическое развитие» и пр., но и максимально широкого круга специфических терминов, характеризующих особенности функционирования планируемой системы. Подобная широта и диверсификация терминологического аппарата позволит сделать стратегический план максимально понятным и доступным для широкого круга заинтересованных лиц. Подраздел «Концептуальные положения» посвящен методологической основе и методическим приемам стратегического планирования, организационным, экономическим и социальным факторам роста. Адаптация методологии и методов происходит посредством проведения соответствующих исследований в соответствующих структурных подразделениях либо корпоративных вузах, НИИ либо в высших учебных заведениях при надлежащем научном руководстве ведущих профессоров. В разделе «Аналитика» находят место описания проводимых для целей стратегического планирования аналитических процедур, результаты реализации которых являются базисом для определения и формулировки в дальнейшем стратегических направлений и стратегических программ. Подраздел «Миссия, цели, задачи» содержит сведения о главном, целевом направлении деятельности – миссии, о целях, достижение которых позволит реализовать целевое направление, а так же о задачах, способствующих достижению поставленных целей. В подразделе «Анализ внутренней среды» производится комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования и/или анализ внутренних условий осуществления его деятельности. В подразделе «Анализ внешней среды» анализируется внешняя среда с учетом ее дифференциации на внешнюю микро-, мезо- и макросреду. Анализ внешней среды может осуществляться посредством следующих приемов: PEST-анализ, SWOT-анализ, GAP-анализ, LOTS-анализ, PIMS-анализ, профильный анализ, анализ матрицы McKinsey и прочих процедур, позволяющих максимально описать влияние внешней среды. В подразделе «Оценка рисков деятельности» целесообразно провести оценку рисков реализации стратегии, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения. Также в рамках оценки рисков целесообразно привести описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение. Для целей формирования данного подраздела целесообразно риски подразделить следующим образом: • отраслевые; • страновые и региональные; • политические и социальные; • финансовые; • валютные; • правовые; • прочие индивидуальные риски объекта исследования. Данные, содержащиеся в подразделе «Взаимодействие стратегического плана со стратегиями высшего порядка», теоретически обосновывают сонаправленность стратегических целей и задач рассматриваемого объекта направлениям и программам стратегических планов (стратегий развитий) высшего порядка. Необходимым условием стратегического развития объекта планирования является компланарность положений стратегического плана развития со стратегиями развития высшего порядка. В разделе «Стратегические направления и программы» отражены и подробно описаны конкретные стратегические направления и стратегические программы, реализация которых позволит решить поставленные стратегические задачи и достичь цели. В подразделе «Стратегические направления» находят отражение конкретные стратегические направления, с полным обоснованием целесообразности их реализации. Стратегические направления должны быть полностью адаптированы под условия внутренней и внешней среды хозяйствования рассматриваемого объекта и направлены на достижение конкретной стратегической цели либо ряда стратегических целей. В данном подразделе должна найти отражение следующая информация: • целевой вектор направления развития; • основные задачи, выполнение которых предполагается в рамках целевого направления развития; • стратегическое видение будущего; • методы решение стратегических задач; • ожидаемые результаты от реализации – описание основных хозяйственных явлений, возникновение которых предполагается после успешной реализации конкретного стратегического направления; • основные стратегические программы в рамках данного направления. Подраздел «Целевые показатели достижения ориентиров развития с указанием планируемых сроков их достижения и разбивкой по возможным сценариям» содержит информацию о планируемой динамике изменения результатов ключевых показателей эффективности и результативности с учетом аналитики по возможным сценариям развития. При выборе ключевых показателей эффективности и результативности развития необходимо руководствоваться следующими принципами: • показатели должны иметь существенное значение для всесторонней (комплексной) оценки эффективности и результативности деятельности; • максимум полезной информации при минимуме показателей; Комплексный (всесторонний) анализ эффективности и результативности развития должен учитывать особенности функционирования объекта исследования как с позиции отбора показателей оценки эффективности и результативности, так и с позиции прогнозирования значения этих показателей. В подразделе «Стратегические программы» формулируются и обосновываются конкретные стратегические программы, определенные в рамках стратегического направления. В данном подразделе кратко описываются положения стратегической программы, цель и основные ее задачи, предлагаются конкретные программные мероприятия, описываются ожидаемые результаты от реализации программных мероприятий, а так же перечисляются стратегические проекты, сформированные в рамках программы. В разделе «Механизм реализации стратегического плана» описываются основные организационно-административные процедуры реализации системы стратегического планирования и функционирования конкретного стратегического плана на конкретном объекте исследования с учетом его организационной и штатной специфики. В подразделе «Информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития» рекомендуется особое внимание уделить финансовому обеспечению стратегии развития. Для этого целесообразно обеспечить увязку стратегии развития с программами деятельности предприятия, программами инновационного развития (при их наличии) с инвестиционными программами (проектами), финансовыми планами объекта исследования в целях достижения утвержденных в стратегии развития целей и задач, а также заявленных финансово-экономических показателей. Все цели и мероприятия, предусмотренные стратегией развития, рекомендуется увязать с источниками финансирования (бюджетными и внебюджетными). Во внебюджетных источниках рекомендуется указывать объемы кредитных и заемных средств. Подраздел «Календарный план реализации стратегии развития» содержит информацию об основных положениях «дорожной карты» реализации стратегических направлений и программ с поквартальной детализацией. Более подробная детализация нецелесообразна из-за значительных сроков стратегического планирования (5 лет и более) и, как следствие, существенной неопределенности внешних и внутренних факторов развития конкретного объекта. В подразделе «Комплексная оценка потенциала» комплексно оценивается потенциал на основе системного анализа кадровых, финансовых и материальных ресурсов предприятия. Подраздел «Центры ответственности» содержит информацию об ответственных за реализацию конкретных стратегических направлений и программ (в основном это координационные, рабочие и экспертные группы, созданные из специалистов целевой направленности), а также о порядке взаимодействия между центрами ответственности и руководством рассматриваемого объекта [4]. Кратко рассмотрев структуру стратегического плана, обратимся к представлению и интерпретации экономических показателей развития Республики Ингушетии. Как было отмечено выше, показатели оценки структуры хозяйства Ингушской Республики целесообразно представить в разрезе следующих комплексов: агропромышленного, промышленного, энергетического, строительного и торгово-транспортного [1,2,3]. Так для оценки эффективности агропромышленного комплекса в Стратегии развития представлены следующие абсолютные показатели: · объем отгруженной сельскохозяйственной продукции (тыс. рублей на 1 человека); · сбор зерновых (тыс. тонн на 1 человека); · валовый сбор овощей (тыс. тонн на 1 тыс. человек); · производство скота и птицы в убойном весе (тыс. тонн на 1 тыс. человек); · производство молока (тыс. тонн); · производство яиц (тыс. штук). Для оценки эффективности промышленного комплекса Республики Ингушетии в Стратегии развития представлены следующие показатели. Абсолютные: объем отгруженной промышленной продукции (тыс. рублей на 1 человека). Относительные: · индекс промышленного производства; · индекс производства обрабатывающих производств; · индекс производства предприятий занятых добычей полезных ископаемых. Для оценки эффективности энергетического комплекса Республики Ингушетия в Стратегии развития представлены следующие показатели. Абсолютные: Объем реализованной энергетической продукции (тыс. рублей на 1 человека) Относительные: · индекса производства и распределения электроэнергии, газа и воды; · физический износ сетей коммунальных инфраструктуры (процентов). Для оценки эффективности строительного комплекса Республики Ингушетия в Стратегии развития представлены следующие показатели. Абсолютные: · объем реализованной строительной продукции (тыс. рублей на 1 человека); · объем жилищного строительства (тыс. кв. метров); · обеспеченность населения жильем (кв. метров на 1 человека). Для оценки эффективности торгово-транспортного комплекса Республики Ингушетия в Стратегии развития представлены следующие абсолютные показатели: · перевезено грузов, в том числе: железнодорожным, автомобильным, внутренним водным и воздушным (транспортная авиация) транспортном (тыс. тонн); · перевезено пассажиров, в том числе: автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортном (тыс. человек); · перевезено пассажиров автобусами (тыс. человек). Для оценки эффективности социальной сферы Республики Ингушетия в Стратегии развития представлены следующие показатели: Абсолютные: · численность безработных (тыс. человек); · обеспеченность больничными койками (коек на 10 человек); · обеспеченность телефонными аппаратами (единиц на 100 человек) Относительные: · удельный вес учащихся, занимающихся в 1 смену, к общему числу учащихся (процентов от общего числа учащихся); · доля вынужденных переселенцев, обеспеченных жильем (процентов). Оценка и интерпретация значений ключевых экономических и социальных показателей производится в сравнении с их плановыми целевыми нормативами и в динамике. По итогам анализа формулируются управленческие решения, направленные на достижение запланированного состояния республики. Таким образом, анализ экономических показателей и их значений выступает в качестве информационной основы для реализации эффективной политики органов исполнительной власти, направленной на достижение целей долгосрочного эконмического развития. Итак, в работе были рассмотрены экономические показатели и стратегические ориентиры развития Республики Ингушетии. В ходе подготовки публикации были достигнуты следующие результаты: · представлена общая структура Стратегического плана развития · кратко охарактеризованы включенные в него разделы; · представлены основные экономические показатели, характеризующие стратегический ориентир развития Республики Ингушетии в разрезе основных комплексов: агропромышленного, промышленного, энергетического, строительного, торгово-транспортного и социальной сферы.
Литература 1. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетии на 2010-2016 годы» утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1087. 2. Экономические показатели развития Республики Ингушетии [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/ 3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 309. 4. Баженов О. В., Богатырев Х. М. Идентификация экономических направлений развития методики оценки эффективности региональной исполнительной власти // Экономика и предпринимательство. № 12-2. 2014. С. 308 - 314.
Date: 2015-09-17; view: 515; Нарушение авторских прав |