Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия противодействия кризису и развития предпринимательства: опыт Национальной палаты предпринимателей Казахстана





Развитие Казахстана во многом базируется на его сырьевых возможностях. Мировая нефтяная отрасль переживает фундаментальные изменения, которые, безусловно, коснутся и Казахстана. В настоящее время три четверти месторождений мира прошли «пик добычи». Крупнейшие месторождения Республики – «Карачаганак» и «Тенгиз» – преодолеют пик добычи в 2025 и 2031 годах, соответственно, после чего производство на них станет снижаться при одновременном росте затрат на поддержание добычи. Будущее мировой и казахстанской нефтяной отрасли – труднодоступная нефть на шельфе, добыча которой требует колоссальных инвестиций и технологических решений.

В настоящее время нефтегазовая отрасль обеспечивает порядка 99 % поступлений в национальный фонд, свыше 70 % экспорта страны и формирует около четверти ВВП [1]. Согласно ежегодному отчету BP Statistical Review

of World Energy по объему доказанных запасов нефти Казахстан занимает 12-е место в мире с показателем в 30 млрд баррелей (1,8 % от мировых запасов

на конец 2013 г.) [2]. По показателям добычи нефти и газоконденсата страна занимает 17-е место в мире – 81,8 млн тонн в 2013 году (1,79 млн баррелей

в сутки – 2 % от мировой добычи), по товарному газу – 33-е место

(18,5 млрд куб. м, 0,5 % от мирового показателя добычи). По объему производства нефти и газоконденсата в 2013 году Казахстан превзошел такие страны, как Алжир, Оман и Индия, при этом незначительно уступая Норвегии

и Катару.

При текущем уровне добычи запасов природного газа хватит на 83 года (мировых запасов – на 55 лет), нефти – на 46 лет (мировых запасов –

на 53 года).

Уже в ближайшие 5–10 лет нефтегазовая отрасль Казахстана может столкнуться с серьезными вызовами, которые способны повлиять на многие аспекты развития страны. К числу ключевых рисков относятся:

§ мировые цены на энергоносители, которые подвержены высокой волатильности;

§ рост мировой добычи, в т. ч. и с помощью нетрадиционных источников, вкупе с замедлением роста и/или возможным снижением мирового потребления;

§ изменение структуры и географии мирового спроса;

§ предстоящее снижение добычи углеводородов в Республике после прохождения «пика добычи» (Peak oil) на казахстанских месторождениях.

Однако такой показатель состояния экономики, как развитие малого

и среднего бизнеса, по-прежнему остается на невысоком уровне. За последние восемь лет доля предпринимательства в ВВП остается на стабильно низком уровне в пределах 17–20 %. Достижение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны на уровне 40 %, о которых говорится в Стратегии развития Казахстана до 2050 [3], на основе действующих инструментов государственного управления и темпов роста экономики мало вероятно. Показатель 18 % держится почти десятилетие и отражает наличие ряда серьезных сдерживающих факторов для роста.

Таблица

Доля малого и среднего предпринимательства Казахстана [1]

Показатель                  
Доля МСБ в ВВП %, в т.ч. 17,8 17,5 20,4 18,6 20,4 20,2 17,5 17,3 16,9
малый бизнес 8,2 7,6 8,5 6,4 6,6 7,0 6,2 6,0 6,5
средний 9,6 9,9 11,9 12,2 13,8 13,2 11,3 11,3 9,4

 

Ключевым сдерживающим фактором, на наш взгляд, является сочетание

в казахстанской модели высокой социальной ориентированности государства

и большой доли государственного регулирования. Все годы развития рыночных отношений Казахстан проводит социально ориентированную политику, которая не порождает внутри делового сообщества пересмотра внутренних правил деятельности. Президент Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивал, что ключевой ценностью, которой должны руководствоваться предприниматели

в принятии решений, является сохранение рабочих мест и затрат на заработную плату [4]. Такая модель реализуется и в текущих условиях нарастания кризисных явлений в экономике страны.

Кризис с социально-психологической точки зрения это всегда переоценка ценностей экономического поведения [5]. Шоковые состояния бизнеса

в условиях кризиса обусловливают пересмотр ценностей, что ведет к новому осмыслению экономической и социальной реальности и меняет подходы прежде всего управленческих и профессиональных элит в сторону повышения внутренней эффективности [6].

Однако казахстанская экономическая политика не предполагает шоковой терапий, удерживая в качестве основного приоритета социальный ориентир. Наряду с безусловными преимуществами в виде социальной, политической

и макроэкономической стабильности такой подход порождает некоторые иждивенческие настроения. В результате бизнес не стимулирован к развитию

в силу того, что нет необходимости перестраиваться, повышать эффективность, сокращать издержки, конкурировать в полном объеме, и в этом выражается негативное следствие подобной политики. В этой связи поиск новых подходов приводит нас к мысли о возможности соединить необходимость эволюционного и цикличного развития экономики через управление кризисом при сохранении мягкой, социально ориентированной политики.

Оригинальность такого подхода заключантся в том, что необходимо инициировать преобразования не путем шоковой терапии для экономики, а путем управляемого запуска внутренних процессов изменения, которые будут контролироваться государством, но наряду с этим создадут существенные преобразования в структуре экономики. Таким образом, не глобальный кризис выступит катализатором развития, а целенаправленная стратегия разрешения внутренних локальных кризисов. В этой связи, учитывая специфику развития страны и осознавая безусловную ценность стабильности в экономике

и согласия в обществе, мы поддерживаем государственную доминанту – развитие экономики без социальных потрясений.

Вместе с тем нам видится целесообразным переход экономической доктрины от социально–ориентированной политики к политике локального шокового развития экономики. Этот подход отличается тем, что он отказывается от тотального сдерживания, предотвращения последствий масштабного экономического кризиса и предполагает стратегию, основанную на разворачивании локальных институциональных кризисов. Каждая критическая точка в экономике будет иметь локальный характер, критическое развитие в ней можно будет контролировать, кризис можно будет формировать и управлять им. При этом комплекс таких «управляемых локальных кризисов», подобно управляемому взрыву, позволит обеспечить прорыв в экономике, минимизируя и смягчая потери социальной политики государства.

Мы считаем, что кризисы как определенные локальные точки напряжения в экономике Казахстана уже различимы, поскольку в них наблюдается низкая эффективность и социальная неопределенность. В этой связи казахстанскими институтами развития и организациями по поддержке бизнеса проводится масштабная работа. В частности, можно выделить деятельность Национальной палаты предпринимателей, которая направлена на построение сильного

и эффективного бизнес-сообщества. В этой работе можно выделить несколько локальных точек, которые направлены на модернизацию. Мы разделили их на две группы: социально-политические (управленческие), которые способны улучшить взаимодействие государства и бизнеса в вопросах управления экономическим ростом и экономические, которые способны обеспечить поступательный экономический рост МСБ. В совокупности те и другие позволят заложить основу противодействия кризисным воздействиям, обеспечить локальное развитие и при этом не допустить ущерба для социальной политики правительства РК.

Итак, мы выделяем следующие точки, которые позволят реализовать локальную шоковую терапию в условиях кризиса.

Социально-политическая (управленческая) группа локальных точек шоковой терапии

1. движение политики государственного администрирования к политике государственного управления изменениями.

2. формирование объективных правил игры – основа успешного бизнеса.

3. строить диалог по-новому – вызов и требование времени.

4. развитие человеческого капитала как решающий фактор конкурентоспособности экономики.

Экономическая группа локальных точек шоковой терапии.

1. закупки как фактор роста МСБ.

2. институты развития: разворот к интересам бизнеса.

3. внедрение новых инструментов финансирования.

 

Социально-политические точки шоковой терапии выделены нами в силу того, что они позволяют изменить конструкцию отношений власти и бизнеса в части взаимодействия по развитию экономики. Не секрет, что государственное регулирование в условиях ускорения экономических процессов просто

не успевает за темпами изменений, т. к. работа государственного аппарата медлительна. Именно поэтому переход от политики государственного администрирования к управлению изменениями и дальнейшей открытости государственных органов с опорой его решений на бизнес-инициативу станет эффективной моделью по ускоренной модернизации экономики в условиях кризиса.

Date: 2015-09-17; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию