Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология политической власти
¨ официальная, легальная власть с формализованной структурой
| ¨ неформальная, неофициальная, нелегализованная власть- власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов.
В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер.
| В зависимости от политического режима
¨ тоталитарная,
¨ авторитарная
¨ демократическая.
|
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
1) Основная тенденция - демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения институтов гражданского общества;
| 2) интернационализация власти рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на политическую власть законодательство отдельных стран.
| 3) разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти,
| 4) негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность,
| 5) высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию разных групп и индивидов.
|
IV
Функционирование политической власти осуществляется на основе двух основных принципов:
♦ суверенности и ♦ легитимности.
Выделяют ТРИ ВИДА СУВЕРЕНИТЕТА (фр. souverainete - верховная власть) –
¨ государственный,
¨ народный и
¨ национальный
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - это политико-правовое свойство государственной власти, определяющее ее
Ø верховенство (• полноту и неделимость власти внутри территории страны, • исключительное право на установление правовых норм, регулирующих всю систему общественных отношений, • определение правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления, • применение насилия, • определение прав и свобод человека и гражданина и пр.) и
Ø независимость (самостоятельность и равноправие в международных отношениях).
| НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - полновластие народа (народ является носителем суверенитета и единственным источником власти).
Народ может осуществлять свою власть
♦ непосредственно (на выборах и референдумах),
♦ через органы государственной власти,
♦ органы местного самоуправления.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - полновластие нации, возможность самостоятельного политического самоопределения.
В демократическом государстве исключительно народу принадлежит право определять и изменять установленный конституционный строй.
Принцип легитимности политической власти (лат. legitimus - законный, правомерный) отражает ее правомерность, что выражается в готовности людей добровольно ей подчиняться. Иначе говоря, легитимность - это убежденность людей в том, что обладающие властью обладают ею по праву.
Следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (лат. legalis - законный) (ее правовое закрепление).
ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ - степень соответствия политической власти ценностным представлениям индивидов, соц. групп, общества, убежденность в необходимости подчинения власти.
|
В зависимости от мотивов подчинения М.Вебер выделил три основных типа легитимности власти - традиционный, харизматический и рационально-легальный.
♦ ТРАДИЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ - обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.
Традиционное господство характерно для монархий. Традиционное общество, по Веберу, может быть
· геронтократическим (власть старейшин),
· патриархальным (власть вождя племени),
· патримониальным (власть монарха).
Традиционная легитимность отличается прочностью.
| Патриархализм - полная зависимость властителей от традиции. Представляет собой “чистый” вид традиционной власти свойственный родовым отношениям.
| Патримониализм - определенная свобода властителя от традиции. Появляется тогда, если возникла потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.
| Султанизм - разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.
| Феоданит отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функции обычно не нуждаются в оплате.
|
♦ Источником ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛЕГИТИМНОСТИ (греч. charisma - божий дар) выступает вера в исключительные (или даже сверхъестественные) качества лидера.
Она возникает, как правило, в смутные времена, эпоху революционных перемен и поэтому оказывается крайне ненадежной. Ее могущество нередко подкрепляется искусственно - путем чрезмерного возвышения личности вождя, что приводит к т.н. культу личности (лат. cultus - поклонение) - прижизненному возвеличиванию, преувеличению вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства или партии (культ личности Сталина, Гитлера, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена и пр.).
| ♦ ЛЕГАЛЬНАЯ ИЛИРАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯЛЕГИТИМНОСТЬ. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур.
В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Этот тип легитимности характерен для демократических государств.
|
Существуют и другие типы легитимности
♦ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ. Ее суть - в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения.
В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть
♦ классовой (в странах командно-административного социализма)
♦ националистической (молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения);
| ♦ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ соответствует волеизъявлению управляемых;
| ♦ ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ - сообразуется со способностями управителей;
| ♦ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия (Ж.Л. Шабо) и др.
| Д. Истон выделил основные источники и объекты легитимности.
К источникам он отнес
идеологию,
структуру и
личные качества.
Идеологическая легитимность основывается на вере в основополагающие ценности общества и политического порядка.
Структурная легитимность предполагает поддержку существующих основных политических институтов, веру в их эффективность и рациональность.
Персональная легитимность характеризуется доверием граждан к лицам, исполняющим властные функции.
| Объектами легитимности являются политический режим и авторитеты. В концентрированной форме концепция Истона представлена в табл.
| ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ по Д. Истону
Источник
легитимности
| Режим
| Авторитеты
| Идеология
| Идеологическая легитимность
| | Внутренняя убежденность в законности режима
| Внутренняя убежденность в законности авторитета
| Структура
| Структурная легитимность
| | Беспристрастная вера в законность структуры и нормы
| Перенесение веры в структуру на авторитеты
| Персональные
| Персональная легитимность
| качества
| Перенесение веры в авторитеты на структуры и нормы самого режима
| Беспристрастная вера в законность авторитетов на основе личных качеств
| Источник: Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992. Ч. 1. С. 118.
|