Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология политической власти





 

¨ официальная, легальная власть с формализованной структурой
¨ неформальная, неофициальная, нелегализованная власть- власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер.
В зависимости от политического режима ¨ тоталитарная, ¨ авторитарная ¨ демократическая.

 

 


НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

 

1) Основная тенденция - демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения институтов гражданского общества;  
2) интернационализация власти рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на политическую власть законодательство отдельных стран.
3) разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти,
4) негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность,
5) высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию разных групп и индивидов.

 

 


IV

Функционирование политической власти осуществляется на основе двух основных принципов:

суверенности и ♦ легитимности.

 

Выделяют ТРИ ВИДА СУВЕРЕНИТЕТА (фр. souverainete - верховная власть) –

¨ государственный,

¨ народный и

¨ национальный

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - это политико-правовое свойство государственной власти, определяющее ее Ø верховенство (• полноту и неделимость власти внутри территории страны, • исключительное право на установление правовых норм, регулирующих всю систему общественных отношений, • определение правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления, • применение насилия, • определение прав и свобод человека и гражданина и пр.) и Ø независимость (самостоятельность и равноправие в международных отношениях).

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - полновластие народа (народ является носителем суверенитета и единственным источником власти).

Народ может осуществлять свою власть

непосредственно (на выборах и референдумах),

через органы государственной власти,

органы местного самоуправления.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - полновластие нации, возможность самостоятельного политического самоопределения.

В демократическом государстве исключительно народу принадлежит право определять и изменять установленный конституционный строй.

 


Принцип легитимности политической власти (лат. legitimus - законный, правомерный) отражает ее правомерность, что выражается в готовности людей добровольно ей подчиняться. Иначе говоря, легитимность - это убежденность людей в том, что обладающие властью обладают ею по праву.

Следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (лат. legalis - законный) (ее правовое закрепление).

 

ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ - степень соответствия политической власти ценностным представлениям индивидов, соц. групп, общества, убежденность в необходимости подчинения власти.

 

В зависимости от мотивов подчинения М.Вебер выделил три основных типа легитимности власти - традиционный, харизматический и рационально-легальный.

ТРАДИЦИОННАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ - обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. Традиционное общество, по Веберу, может быть · геронтократическим (власть старейшин), · патриархальным (власть вождя племени), · патримониальным (власть монарха). Традиционная легитимность отличается прочностью.

Патриархализм - полная зависимость властителей от традиции. Представляет собой “чистый” вид традиционной власти свойственный родовым отношениям.
Патримониализм - определенная свобода властителя от традиции. Появляется тогда, если возникла потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.
Султанизм - разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.
Феоданит отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функции обычно не нуждаются в оплате.

 

♦ Источником ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛЕГИТИМНОСТИ (греч. charisma - божий дар) выступает вера в исключительные (или даже сверхъестественные) качества лидера. Она возникает, как правило, в смутные времена, эпоху революционных перемен и поэтому оказывается крайне ненадежной. Ее могущество нередко подкрепляется искусственно - путем чрезмерного возвышения личности вождя, что приводит к т.н. культу личности (лат. cultus - поклонение) - прижизненному возвеличиванию, преувеличению вклада в государственную и общественную жизнь страны лидера государства или партии (культ личности Сталина, Гитлера, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена и пр.).

ЛЕГАЛЬНАЯ ИЛИРАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВАЯЛЕГИТИМНОСТЬ. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Этот тип легитимности характерен для демократических государств.

 

Существуют и другие типы легитимности

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ. Ее суть - в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть ♦ классовой (в странах командно-административного социализма) ♦ националистической (молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения);
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ соответствует волеизъявлению управляемых;
ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ - сообразуется со способностями управителей;
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ - это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия (Ж.Л. Шабо) и др.

Д. Истон выделил основные источники и объекты легитимности.

 

К источникам он отнес идеологию, структуру и личные качества. Идеологическая легитимность основывается на вере в основополагающие ценности общества и политического порядка. Структурная легитимность предполагает поддержку существующих основных политических институтов, веру в их эффективность и рациональность. Персональная легитимность характеризуется доверием граждан к лицам, исполняющим властные функции.
Объектами легитимности являются политический режим и авторитеты. В концентрированной форме концепция Истона представлена в табл.

ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ по Д. Истону

Источник легитимности Режим Авторитеты
Идеология Идеологическая легитимность
  Внутренняя убежденность в законности режима Внутренняя убежденность в законности авторитета
Структура Структурная легитимность
  Беспристрастная вера в законность структуры и нормы Перенесение веры в структуру на авторитеты
Персональные Персональная легитимность
качества Перенесение веры в авторитеты на структуры и нормы самого режима Беспристрастная вера в законность авторитетов на основе личных качеств

Источник: Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992. Ч. 1. С. 118.


 

Date: 2015-09-17; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию