Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электроэнергетика





Электроэнергетика – комплексная отрасль хозяйства, включающая в свой состав отрасли по производству электроэнергии (на различных видах электростанций) и передаче ее до потребителя.Электроэнергетика является отраслью, которая обеспечивает развитие абсолютно всех отраслей народного хозяйства, определяет уровень развития научно-технического прогресса в стране, а также выступает как важнейший фактор территориальной организации хозяйственной деятельности.

Основная часть производимой электроэнергии в России используется промышленностью – 60%.9% электроэнергии потребляется в сельском хозяйстве 9,7% - транспортом. другими отраслями – сферой обслуживания и быта, рекламой и пр. – 13,5% Среди стран бывшего Союза на долю России приходится 62,5% выработки электроэнергии, Украины – 17%, Казахстана – 5%, Беларуси и Узбекистана – по 2-3%, остальных республик – до 1,4%.

Размещение электроэнергетики зависит от двух основных факторов:- наличия и качественного состояния топливно-энергетических ресурсов, запасов, условий добычи сырья и возможностей его транспортировки,-объемов потребления произведенной электроэнергии.

В структуре электроэнергетики за последнее время происходят значительные изменения: снижается доля производимой тепловой электроэнергии, зато возрастает роль АЭС.

Ведущую роль в производстве энергии занимает тепловая электроэнергетика. Эта отрасль электроэнергетики представлена следующими типами электростанций:

1. использующие традиционные виды топлива (уголь, газ, мазут, торф)- конденсационные- теплоэлектроцентрали (ТЭЦ)

2. использующие нетрадиционные виды энергетических ресурсов-геотермические электростанции- гелиоэлектростанции

Конденсационные электростанции представляют собой производство, при котором прошедший через турбину отработанный пар охлаждается, конденсируется и вновь поступает в котел. Этот тип электростанций способен обеспечивать энергией довольно обширные территории. На долю этих электростанций приходится до - вырабатываемой энергии в стране.

ТЭЦ – производство, при котором отработанный пар используется для отопления. ТЭЦ строят обычно в крупных городах, поскольку передача пара или горячей воды возможна на расстояния не более 20 км.

Геотермические электростанции используют в качестве сырья глубинную теплоту земных недр, а потому размещаются в непосредственной близости у источников энергии. В России существует в настоящее время только одна геотермальная станция на Камчатке (мощность 5 МВт).

Гелиоэлектростанции используют энергию солнечной радиации, а потому могут размещаться в районах с продолжительным световым днем.

Традиционные тепловые электростанции размещаются либо в районах добычи сырья, либо в районах потребления электроэнергии. К местам добычи топлива, как правило, приурочены наиболее мощные электростанции, т.к. чем крупнее электростанция, тем дальше она может передавать энергию.

К положительным качествам ТЭС относят их мобильность, способность производить электроэнергию без сезонных колебаний; эти электростанции имеют относительно невысокую фондоемкость и возводятся в сравнительно короткие сроки. К отрицательным сторонам можно отнести следующие обстоятельства: ТЭС используют в качестве сырья невозобновимые минеральные ресурсы и оказывают крайне неблагоприятное воздействие на экологию. Установлено, что ТЭС всего мира ежегодно выбрасывают в атмосферу 200-250 млн. т золы и около 60 млн. т сернистого ангидрида и поглощают огромное количество кислорода.

Несмотря на отмеченные недостатки, доля ТЭС в структуре электроэнергетики останется высокой. В ближайшей перспективе планируется увеличение доли газа в топливном балансе электростанций, поскольку ТЭС, работающие на природном газе, экологически существенно чище угольных, мазутных и сланцевых.

Гидроэлектроэнергетика находится на втором месте по количеству вырабатываемой энергии. Эта отрасль представлена следующими видами электростанций:- ГЭС (используют энергию падающей воды),- приливные электростанции.

Приливные электростанции используют энергию напора, который создается между морем и отсеченным от него заливом во время прилива волн и в обратном направлении при отливе их. Поэтому эти электростанции размещаются в морях с частыми приливами и отливами. В России сейчас действуют Кислогубская приливная электростанция у северного побережья Кольского полуострова мощностью в 1,2 тыс. кВт/ч.

Размещение ГЭС целиком зависит от природных условий: рельефа местности, режима рек, геоморфологии и т.д. Эти условия определяют и тип электростанции. Гидростроительство в равнинных условиях сложнее, чем в горах, из-за преобладания мягких оснований под плотинами, необходимости создания крупных водохранилищ. Сооружение ГЭС на равнинных реках влечет за собой и значительный материальный ущерб, вызываемый затоплением территорий.

Самые мощные ГЭС создаются на крупных реках (с большими запасами гидроэнергетических ресурсов) в системе гидроэнергетических каскадов. Каскад представляет собой группу ГЭС, расположенных ступенями по течению водного потока для последовательного и полного использования его энергии. Самые крупные ГЭС в нашей стране входят в состав Ангаро-Енисейского каскада: Саяно-Шушенская (6,4 млн. кВт), Красноярская (6,0 млн. кВт), Иркутская (4,0 млн. кВт), Братская (4,5 млн. кВт), Усть-Илимская (4,3 млн. кВт), сооружается Богучанксая ГЭС (4 млн. кВт). В европейской части страны создан крупнейший Волжско-Камский каскад ГЭС, в состав которого входят Иваньковская, Угличская, Рыбинская, Воткинская, Городецкая, Чебоксарская, две Волжские (возле Самары и Волгограда), Саратовская. Средняя мощность этих ГЭС около 2,4 млн. кВт.

ГЭС являются довольно эффективным источником энергии. Они опираются на бесплатные энергоносители (энергию падающей воды), используют возобновимые природные ресурсы, что позволяет экономить исчерпаемые минеральные ресурсы, просты в управлении (количество персонала на ГЭС в 20 раз ниже, чем на ТЭС), имеют высокий КПД – более 80%. В результате этого производимая на ГЭС энергия – самая дешевая. Однако строительство ГЭС требует длительных сроков и значительных капиталовложений (фондоемкая отрасль). Возведение ГЭС связано с потерями земель на равнинах и наносит ущерб рыбному хозяйству. ГЭС полностью зависят от климатических условий и режима рек, а потому полная мощность ГЭС реализуется лишь в короткий период, в многоводье.

В настоящее время самыми перспективными считаются атомные электростанции.

Доля АЭС в суммарной выработке электроэнергии в России составляет пока 12%, в США – 20%, Великобритании – 18.9%, Германии – 34%, Бельгии – 65%, Франции – свыше 76%.

Сейчас в России действуют девять АЭС общей мощностью 20,2 млн. кВт: в Северо-Западном районе – Ленинградская АЭС, в ЦЧР – Курская и Нововоронежская АЭС, в ЦЭР – Смоленская, Калининская АЭС, Поволжье – Балаковская АЭС, Северном – Кольская АЭС, Урале – Белоярская АЭС, Дальнем Востоке – Билибинская АЭС.

АЭС ориентируются на потребителей, расположенных в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом или в местах, где выявленные ресурсы минерального топлива ограничены. Кроме этого, атомная электроэнергетика относится к отраслям исключительно высокой наукоемкости. При надежной конструкции и правильной эксплуатации АЭС – наиболее экологически чистые источники энергии. Их функционирование не приводит к возникновению «парникового эффекта», который является результатом массового использования органического топлива (уголь, нефть, газ), особенно на ТЭС. Однако при нарушении эксплуатации АЭС представляет собой самую экологоопасную отрасль, поскольку при авариях наносится сильнейший ущерб для экологии территорий.

 

В-13 Черная металлургия – одна из базовых отраслей тяжелой промышленности России, продукция которой используется в ма­шиностроении, строительстве, транспорте.

По запасам основного вида сырья – железных руд – Россия занимает первое место в мире. Они представлены крупнейшим в стране железорудным бассейном Курская магнитная аномалия (КМА) в Центрально-Черноземном районе, месторожде­ниями Урала (Качканарское, Бакальское, Орско-Халиловское и др.), Северного района (Костомукша, Ковдорское, Оленегорское), Западной Сибири (Горная Шория), Восточной Сибири (Ангаро-Питский, Ангаро-Илимский бассейны) и др. Имеются также за­пасы марганцевых (Западная Сибирь) и хромовых (Урал) руд, но они не обеспечивают потребности страны.

По производству черных металлов Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Японии и США. Исторически на территории России сформировалось три металлургические базы – Уральская, Центральная и Сибирская. Металлургические предприятия Урала работают на собственных и привозных железных рудах и коксующем угле (Кузбасс и Караганда).

Центральная металлургическая база основывается на рудах КМА, где действуют мощные горнообогатительные комбинаты – Лебединский, Михайловский, Стойленский и Яковлевский. Уголь завозится из Печорского, Кузнецкого и Донецкого бассейнов. Здесь работают заводы полного цикла – Новолипецкий, Новотульский, Череповецкий (последний использует и железные руды Костомукшинского и Оленегорского месторождений). Развиты также электрометаллургия (Старый Оскол) и передельная метал­лургия (Электросталь и др.).

Сибирская база использует собственные железные руды (Гор­ной Шории, Восточной Сибири) и коксующий уголь Кузбасса. Производство металла представлено двумя комбинатами полно­го цикла в Новокузнецке и рядом передельных заводов (Новоси­бирск, Гурьев, Петровск-Забайкальский, Комсомольск-на-Амуре).

В-13 Цветная металлургия
Цветная металлургия России характеризуется сложной отрас­левой структурой, высокой обеспеченностью собственными сы­рьевыми ресурсами, выраженной экспортной направленностью и видным местом в мировом производстве основных видов цветных металлов. Добыча и выплавка меди представлены в старейшем районе – Урале, где выделяются заводы в Медногорске, Ревде, Кировграде, Красноуральске и др. Крупнейшим центром выплавки меди в стране является Норильск (Восточная Сибирь). Выплавляется медь также в Мончегорске (Мурманская область), а рафинируется – в Москве, Санкт-Петербурге и др. Свинцовоцинковая промышленность концентрируется преимущественно в районах залегания и добычи полиметаллических руд: Дальнегорске (Приморский край), Белово (Кемеровская область), Владикавказе (Северная Осетия), Нерчинске (Читинская область), Челябинске. Алюминиевая промышленность России использует как собственное (бокситы Тихвинского, Северо-Уральского, Южнотиманского месторождений, нефелины Хибин), так и импортируемое сырье. Производство глинозема находится на Урале (Краснотурьинск, Каменск-Уральский), в Восточной Сибири (Ачинск), на Северо-Западе (Бокситогорск, Волхов), Выплавка же алюминия приурочена к дешевой электроэнергии ГЭС (Красноярск, Братск, Шелехов, Саяногорск, Волгоград, Волхов), а также представлена в Новокузнецке, Надвоицах, Кандалакше, Краснотурьинске и Каменске-Уральском. Почти 80% всего алюминия дают пред­приятия Восточной Сибири. Добыча и обогащение олова сконцентрированы на Дальнем Востоке и в Читинской области, а выплавка – в Новосибирске, Подольске и Санкт-Петербурге. Никель выплавляется на Урале (Реж, Орск, Верхний Уфалей), титан и магний – в Пермской области (Березники, Соликамск). Добычей золота выделяются Дальний Восток и Восточная Сибирь.   В-14 Развитие машиностроительного комплекса характеризует уро­вень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей экономики. Струк­тура комплекса очень сложна. Выделяют следующие крупные от­расли: Энергетическое машиностроение. Металлургическое машиностроение. Горно-шахтное и горно-рудное машиностроение. Производство подъемно-транспортного оборудования. Электротехническое машиностроение. Химическое машиностроение. Производство нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования. Производство нефтегазодобывающего оборудования. Станкостроительная и инструментальная промышленность. Радиоэлектронная и приборостроительная промышлен­ность. Транспортное машиностроение. Тракторостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Машиностроение для животноводства и кормопроизвод­ства. Строительно-дорожное машиностроение. Производство оборудования для легкой и пищевой про­мышленности. Производство сантехнического и газового оборудования. Каждая из этих отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли (более 130). Европейский регион производит 94,6% всей продукции машиностроения России, азиатский — 5,4%. В зависимости от особенностей производства в машинострои­тельном комплексе выделяют тяжелое, общее и среднее машино­строение. Тяжелое машиностроение отличается высокой металлоемкос­тью, электроемкостью и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургичес­кого, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских судов, локомотивов, вагонов. Предприятия этой группы тяготеют к металлургическим базам (сырьевой фактор) и районам потреб­ления (потребительский фактор). Крупнейшие районы тяжелого машиностроения — Уральский (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (Санкт-Петербург). Круп­ные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, Вос­точно-Сибирском и других районах. Общее машиностроение — группа отраслей со средней металло- и энергоемкостью, невысокой трудоемкостью. Основной фактор размещения — потребительский. Ряд предприятий тяготеют к ме­таллургическим базам. Предприятия общего машиностроения производят оборудова­ние для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой промышленности, сельскохозяй­ственные машины. Для сельскохозяйственного машиностроения главным является потребительский фактор. В отрасли производят зерноуборочные комбайны — Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, картофеле­уборочные — Рязань, льноуборочные машины — Бежецк и др. Крупные предприятия этой отрасли находятся также в Воронеже, Кургане, Новосибирске и т. д. Среднее машиностроение объединяет предприятия малой метал­лоемкости и повышенной трудоемкости. Это приборостроение, производство вычислительной техники, электротехническая про­мышленность, автомобилестроение, производство оборудования для полиграфической и медицинской промышленности и т.д. Главные факторы размещения — трудовой и потребительский. Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие про­изводители грузовых автомобилей — заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (Нижний Новгород). Основ­ной центр производства легковых автомобилей — Волжский автоза­вод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия от­расли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе и т.д. в-16 Огромный аграрный потенциал России на протяжении многих лет реализовывался во всех отраслях сельского хозяйства. И немаловажная роль в этом процессе принадлежала сельскохозяйственному машиностроению как ключевому фактору развития народного хозяйства и экономики страны в целом. Территориально отечественное сельхозмашиностроение отличается многообразием предприятий, расположенных в различных экономических районах страны. Размещение их оправдано рациональными причинами — близостью к источникам сырья и материалов, специализацией и кооперированием с другими смежными отраслями хозяйства, потребительским спросом и особенностями продукции. Поскольку сельхозмашиностроение специализируется на производстве малотранспортабельной (громоздкой и габаритной) техники, то в целях сокращения и облегчения транспортировки комбайнов, тракторов и другой спецтехники предприятия расположены непосредственно в районах соответствующей сельхозспециализации. Так, производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено в главных зерновых центрах — Северном Кавказе (Ростове-на-Дону, Таганроге), Сибири (Новосибирске, Красноярске). Заводу «Ростсельмаш», ростовскому и красноярскому заводам и в настоящее время удается удерживать лидирующие позиции на рынке отечественной сельхозтехники и быть основным поставщиком качественного технического оснащения в сборе и переработке зерновых культур.Потребительским фактором размещения отличается и производство сельхозмашин различного назначения в Центральном районе, Уральском, Волго-Вятском,Центрально-Черноземном, Поволжском районах. В частности, выпуск льноуборочных (Бежецк), картофелеуборочных (Рязань), силосоуборочных (Люберцы) машин, комплектующих и деталей в Омске, Сызрани, Новосибирске.Производство тракторов происходит на заводах Владимира, Санкт-Петербурга, Волгограда, Липецка, Петрозаводска, Барнаула и Чебоксар. Такое расположение вызвано развитой транспортной сетью данных районов, близостью к основным металлургическим источникам, научным центрам, водным и энергетическим ресурсам, промышленным площадкам для масштабного строительства. Ряд крупных заводов обрели новое название, прошли этап консолидации и разделения. В частности, существенные структурные изменения претерпел «Ростсельмаш», переименованный в ОАО и переживший несколько этапов развития. Многие крупные заводы Красноярска, Тулы, Чебоксар, Алтая и других районов были объединены в единый холдинг. Подобные изменения направлены на повышение эффективности производства сельхозтехники, объемов и масштабов деятельности. Отечественное производство характеризуется высокими производственными издержками (около 80%), низкими показателями реализации и объемами выпуска. В итоге такое положение не позволяет предприятиям заинтересовать инвесторов, а инвестиции — это залог инновационного и устойчивого развития.Актуальная проблема практически всех субъектов сельхозмашиностроения — низкий уровень модернизации. Оборудование и структура производства нуждается в обновлении, что, в свою очередь, требует определенных капиталовложений. Поскольку на частные инвестиции в данном вопросе не приходится надеяться, то лидирующая роль отводится государственным дотациям. Проведение независимой продовольственной политики и стабильного показателя обеспеченности населения продуктами первой необходимости невозможно без устойчивого развития всех отраслей сельского хозяйства. Машиностроение в этом отношении служит основным индикатором и одновременно залогом прогрессивного хода процесса. Принятая в 2010 году стратегия развития сельского хозяйства преследует цель производства основных продуктов питания внутренними ресурсами на территории страны. Такой подход играет роль положительного импульса для развития соответствующих секторов сельхозмашиностроения — зернового и зерноперерабатывающего, мясомолочного, производства подсолнечного масла, рыбной продукции, картофеля. Таким способом планируется провести реформирование материально-технической базы растениеводства и кормозаготовки — постепенно сократить приоритет импортной машиностроительной продукции и создать мощную поддержку отечественным производителям сельхозтехники. Роли сельхозмашиностроения в стране придается заслуженное значение — эта отрасль ставится в основу развития рынка производства продуктов питания, эффективной их реализации, животноводства, легкой промышленности. Во внимание принимается также роль этой отрасли в качестве ключевого звена всего агропромышленного комплекса и потребителя металлургического производства. Ввиду исключительного значения, несмотря на плачевное состояние в этой сфере, и в настоящее время отечественное машиностроение сохраняет лидирующее положение по выпуску качественных машин в некоторых секторах. В частности, в сборе и переработке зерна. Признавая огромный вклад сельхозмашиностроения в отечественную экономику, Правительством была разработана и принята Стратегия развития данной отрасли на период до 2020 года. В рамках программы предусмотрены такие конструктивные решения, как субсидированная поддержка и рациональная кредитная политики отечественного производителя и основных категорий потребителей (фермеров, крестьянских хозяйств, владельцев личных подсобных хозяйств). В-18 Химико-лесной комплекс России Химико-лесной комплекс объединяет химическую и лесную промышленность. Химическая промышленность. В химической промышленности выделяют три крупные отрасли: горно-химическую, основную хи­мию и химию органического синтеза. Горно-химическая отрасль — это добыча химического сырья: серы, калийных солей, апатитов, фосфоритов и т.д. Основная (неорганическая) химия специализируется на производстве мине­ральных удобрений, кислот, соды и т.д. Химия органического синтеза объединяет производство синтетических смол и пласт­масс, синтетического каучука, химических волокон и других видов продукции. Помимо этого в состав химической промышленности входят фармацевтическая, микробиологическая, фотохимическая отрас­ли, бытовая химия и др. Основные факторы, влияющие на размещение отраслей хими­ческой промышленности, — сырьевой, топливно-энергетический, водный, потребительский. Под влиянием сырьевого фактора размещают предприятия горно-химической отрасли (главные районы ее развития — Уральский и Северный), а также многие отрасли основной хи­мии (производство калийных удобрений, кальцинированной соды и т.д.). Топливно-энергетический фактор влияет на раз­мещение предприятий по производству синтетического каучу­ка, химических волокон и т. д. Во многих отраслях химической промышленности велик расход воды. Этот фактор, например, является одним из определяющих при производстве химичес­ких волокон. В России выделяют четыре крупные базы химической про­мышленности. Североевропейская. Здесь сосредоточены богатые запасы апати­тов (Кольский полуостров, Хибины) — сырья для производства фосфорных удобрений, а также нефти, газа, угля и леса, которые создают возможность для развития органической химии. Центральная — перерабатывает в основном привозное сырье и производит фактически все виды химической продукции. Волго-Уфимская — сформировалась на собственных ресурсах калийных солей, серы, нефти, газа и т. д. Имеются крупные хими­ческие комплексы — Соликамско-Березниковский,Уфимско-Салаватский,Самарский и др. Сибирская — очень перспективна по запасам и разнообразию ресурсов. Значительное развитие получили нефтехимия (Ангарск, Томск, Омск, Тобольск), химический комплекс Кузбасса и т. д. Из субъектов Федерации, являющихся крупными производите­лями разнообразной химической продукции, следует назвать Та­тарстан, Башкортостан, Москву, Московскую, Самарскую, Перм­скую области. По объемам годового производства отдельных видов продук­ции химической промышленности Россия занимает весьма скромные позиции в мире. Так, производство химических воло­кон и нитей составляет 135 тыс. т (в США свыше 4 млн т, Ки­тае — более 3 млн т), синтетических смол и пластмасс — 2,2 млн т (в США — свыше 30 млн т, Японии — около 15 млн т) и т.д. Лесная промышленность. В состав лесной промышленности входят лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли. Лесозаготовительная отрасль осуществляет заготовку, пер­вичную обработку и вывоз леса. Основными районами заготов­ки леса являются Северный, Восточно-Сибирский и Уральс­кий. Деревообрабатывающая отрасль включает в себя лесопиление, производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнис­тых плит, производство мебели, стандартное домостроение, про­изводство спичек и т. д. Целлюлозно-бумажная отрасль производит целлюлозу, бумагу, картон и изделия из них. Лесохимическая отрасль осуществляет производство лаков, ка­нифоли, скипидара, этилового спирта, линолеума и т. д. Сырьевой фактор влияет на размещение лесозаготовительных предприятий и ряда деревообрабатывающих производств (напри­мер, производство фанеры). Водный фактор особенно влияет на размещение производства целлюлозы. На потребителя ориентируется в первую очередь мебельная промышленность. Развита лесная промышленность в Иркутской, Архангельской, Пермской областях, Красноярском крае, республиках Карелия, Коми. В основном объемы производства в лесной промышленности на протяжении 99-х годов сокращались и в последние годы со­ставляли: заготовка деловой древесины — 70-75 млн м3 в год (в США около 400 млн м3), производство пиломатериалов — 18-20 млн м3 (в США около 100 млн м3), производство бумаги и кар­тона — 3,5-4 млн(вСШАоколо80млнт). Туковая промышленность России осуществляет про­изводство всех видов минеральных удобрений - фосфор­ных, калийных, азотных Из общего количества выпуска­емых удобрений около половины приходится на азотные. Предприятия азотно-туковой промышленности в за­висимости от используемого сырья (кокс, коксовый газ, природный газ) размещаются в местах разработки угля (Кемерово в Кузбассе, Березники, Губаха в Пермской области — на угле Кизеловского бассейна на Урале; Ан­гарск в Иркутской области Восточной Сибири), добычи природного газа (Невинномысск на Северном Кавказе), вдоль трасс газопроводов (Новгород; Новомосковск и Щекино в Тульской области; Тольятти и др.) или ком­бинируются с металлургическими заводами (Череповец, Липецк, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк). Фосфатно-туковая промышленность в силу низкой материалоемкости производства (для производства 1 т простого суперфосфата требуется всего 0,5 апатитового концентрата) мало связана с источниками сырья и ори­ентирована в основном на потребителя. Почти все су­перфосфатные заводы России работают на апатитах Хибинского месторождения. Однако ряд заводов исполь­зует и местное сырье (фосфориты Егорьевского, Полпинского, Щигровского и Вятско-Камского месторож­дений). Большую часть фосфорных удобрений в стране производят Центральный (Воскресенск), Северо-Запад­ный (Санкт-Петербург, Волхов), Центрально-Чернозем­ный (Щигры; Уварове в Тамбовской области), Поволж­ский (Тольятти; Балаково в Саратовской области) и Уральский (Пермь, Красноуральск) районы. Калийная промышленность, отличающаяся высо­кой материалоемкостью производства (2 т исходного сырья на 1 т готовой продукции), сосредоточена в мес­тах добычи сырья — на Урале в Пермской области (Со­ликамск, Березники). Серно-кислотная промышленность, главным сырь­ем для производства продукции, которой служит само­родная сера и серный колчедан (их удельные расходы на 1 т серной кислоты составляют соответственно 0,35 и 0,85 т), размещается в основном в местах наиболь­шего потребления серной кислоты (районы и центры производства фосфорных удобрений, синтетических во­локон, пластмасс, тканей и др.). Основные районы ее производства — Урал (Березники, Пермь), Центральный (Воскресенск, Новомосковск, Щелково) и Волго-Вят­ский (Чернореченский завод в Дзержинске Нижегород­ской области). Содовая промышленность размещается у источни­ков сырья - в местах добычи поваренной соли: на Ура­ле (Березники, Стерлитамак), в Алтайском крае (Ми­хайловский содовый комбинат), в Прибайкалье (Усолье), в Поволжье (Волгоград). В-19 в-20 В лесопромышленном комплексе выделяются три основные подотрасли — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Роль лесохимической промышленности незначительна. С начала 1990-х годов в отрасли наблюдался заметный спад производства, существенно опережающий общероссийские темпы сокращения выпуска продукции. В нашей стране существует огромный потенциал для развития всех трех основных направлений лесопромышленного комплекса, вследствие богатейших запасов древесины, наличия необходимого энергетического потенциала для их обработки и т.д. Общий запас древесины на корню составляет чуть более 80 млрд м3. Среди субъектов Российской Федерации лидирующее положение занимают: Красноярский край — 14% от общероссийских запасов; Республика Саха (Якутия) и Иркутская область — по 11%; Хабаровский край — 6%; Республика Коми — 3,6%; Архангельская область — 3,1%; Забайкальский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Томская область — по 3–4%; Свердловская область — 2,5%; Пермский край и Вологодская область — по 2%; Кировская область — 1,4%. Однако в России преобладают сырьевые составляющие лесопромышленного комплекса, а деревообрабатывающие производства пока развиваются недостаточно эффективно. Поскольку механическая обработка древесины сопряжена с высокими удельными расходами сырья и огромными масштабами отходов, многие деревообрабатывающие предприятия тяготеют к сырью. На привозном сырье работают многие предприятия Алтайского края и Новгородской области. Производством деловой древесины и пиломатериалов занимается множество мелких и средних фирм. В российской целлюлозно-бумажной промышленности действует в основном крупный бизнес, основанный на функционировании больших комбинатов. Вследствие технических особенностей получения целлюлозы, предприятия размещаются вблизи крупных источников электроэнергии и воды. Важнейшие центры по производству целлюлозы: Архангельск, Коряжма (Архангельская область), Сыктывкар (Республика Коми), Светогорск, Сясьстрой (Ленинградская область), Кондопога, Сегежа, Питкяранта (Республика Карелия), Братск, Усть-Илимск (Иркутская область) и др. В отличие от производства целлюлозы, выпуск бумаги приурочен в большей мере к потребителю. Заводы: Балахна (Нижегородская область), Светогорск (Ленинградская область), Соликамск (Пермский край), Кондопога (Республика Карелия) и др. Производство картона имеет свою специфику размещения предприятий, т.к. для его производства широко используется вторичное сырье (макулатура). В отличие от других подотраслей лесопромышленного комплекса, картонная промышленность по объемам производства уже превысила дореформенные показатели. В последние десятилетия введено в строй несколько новых предприятий, в основном с участием иностранного капитала, в частности в Балабаново (Калужская область). Важнейшая проблема лесопромышленного комплекса — высокий уровень износа основных фондов. Хотя он соответствует средним цифрам по промышленности (около 50%), износ активной части основных фондов (оборудования) достигает 80%. Ввод в действие новых мощностей крайне незначителен. Коэффициент обновления основных фондов не превышает 1,5–1,7% в год. На долю предприятий с частной формой собственности приходится около половины объёма промышленного производства отрасли, на долю предприятий со смешанной формой собственности — менее 1/5 отраслевого объёма производства. Роль государственного сектора мало значима. В отрасли действует около 15% всех малых промышленных предприятий, что составляет 90% всех предприятий отрасли. Из всех работающих в отрасли 17–19% трудятся на малых предприятиях. Часть производимой в отрасли продукции экспортируется. Вывозится 2/3 выпускаемой газетной бумаги и клеёной фанеры, 1/3 заготовленных необработанных лесоматериалов и целлюлозы. Подавляющая часть (до 90%) экспортируемой продукции поступает в страны дальнего зарубежья. В-21 Агропромышленный комплекс, легкая и пищевая промышленность России Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохо­зяйственной продукции. В него входят отрасли по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной про­дукции, производству средств производства для АПК и его обслу­живанию. В комплексе выделяют три сферы. Отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средства­ми производства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленно­сти и т. д.), минеральными удобрениями и химическими средства­ми защиты растений, комбикормовая и микробиологическая промышленность и др. Сельское хозяйство (растениеводство и животноводство) — основное звено АПК. Отрасли, обеспечивающие заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья: пищевая, легкая промышленность, заготовительные организации и т.д. Важное место в агропромышленном комплексе занимает его инфраструктура. Это комплекс отраслей по обслуживанию основ­ных сфер АПК. В производственную инфраструктуру входят отрасли, обслужи­вающие агропромышленное производство: транспорт, связь, мате­риально-техническое снабжение, станции защиты растений и т. д. В социальную инфраструктуру включают отрасли, обеспечива­ющие нормальную трудовую деятельность работников, способ­ствующие воспроизводству рабочей силы. Это жилищно-комму­нальное хозяйство, медицинские и детские учреждения, организа­ции общественного питания и др. В России наибольший удельный вес в структуре АПК имеет сельское хозяйство (II сфера), в развитых странах — заготовка, пе­реработка и сбыт сельскохозяйственной продукции (III сфера). Размещение сельского хозяйства характеризуется объемом про­изводства определенного вида продукции в данном регионе и удельным весом региона в общем объеме валовой и товарной про­дукции. Оно базируется на следующих принципах: минимизация затрат труда и средств на производство единицы сельскохозяй­ственной продукции при увеличении его объемов; учет требова­ний рынка; участие в межрегиональном и международном разде­лении труда; оптимальное сочетание отраслей сельского хозяйства и промышленности; сокращение транспортных издержек; обеспе­чение продовольственной безопасности страны. Основные факторы, влияющие на размещение отраслей сельс­кого хозяйства в регионе: природный потенциал; землеобеспеченность (площадь сельскохозяйственных угодий на душу населения с выделением пашни, кормовых угодий); уровень потребления основных видов продовольствия на душу населения; местоположение хозяйств по отношению к рынкам сбыта; условия хранения и транспортировки сырья; трудообеспеченность; состояние материально-технической базы производ­ства; экономическая эффективность производства продукции. При оценке природного потенциала используют следующие основные характеристики: качество почв, продолжительность безморозного периода, сумма активных температур (обеспеченность теплом), суммарная солнечная радиация (обеспеченность светом), условия увлажнения, количество осадков, обеспеченность водны­ми ресурсами, вероятность повторяемости неблагоприятных ме­теорологических условий (засуха, заморозки, ветровая и водная эрозия), топографические условия местности и др. Важный фактор межрегионального территориального разделе­ния труда — соотношение между численностью населения страны или региона и площадью сельскохозяйственных земель в качестве основы обеспечения местных потребностей в продовольствии и вывоза продукции. Количественная характеристика этого факто­ра — землеобеспеченность, то есть площадь сельскохозяйствен­ных угодий на душу населения с выделением пашни, сенокосов и пастбищ, многолетних насаждений. К числу экономических райо­нов с повышенной землеобеспеченностыо относятся Поволж­ский, Северо-Кавказский, Западно-Сибирский, Уральский и Центрально-Черноземный; с пониженной — Центральный, Даль­невосточный, Северо-Западный и Северный. Экономическая эффективность размещения сельскохозяй­ственного производства определяется системой показателей: вы­ход продукции и валового дохода с единицы земельной площади, уровень материально-денежных и трудовых затрат на единицу продукции, прибыль, уровень рентабельности производства про­дукции в данном регионе и др. в-22 Инфраструктурный комплекс России Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на ком­муникационную систему и сферу обслуживания. Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь. Основные виды транспорта — железнодорожный, автомобиль­ный, речной, морской, воздушный и трубопроводный — образуют транспортную систему страны. Виды транспорта соединяются с помощью транспортных узлов, то есть пунктов, в которых сходят­ся несколько видов транспорта и осуществляетсяобмен грузами между ними. Единая транспортная система России — это около 160 тыс. км железнодорожных путей, 680 тыс. км автомобильных дорог с твер­дым покрытием, 100 тыс. км внутренних водных путей и более 210 тыс. км трубопроводов. В этой отрасли занято более 4,5 млн человек. Ведущее место по грузообороту (то есть произведению массы груза на расстояние перевозки, тонно-километры) принадлежит железнодорожному и трубопроводному транспорту, которые транспортируют большие объемы грузов на дальние расстояния. По объему перевозимых грузов (т) выделяются железнодорож­ный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быст­ро растет удельный вес автомобильного транспорта. В пассажирообороте (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки, пассажиро-километры) его удельный вес приближается к 60%, а в объеме перевозок пассажиров он пре­обладает (около 97%). Развитие транспортной системы России различно по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2 территории) отличается в 10 раз и более. Так, плотность автомобильных дорог в среднем по России 28 км (на 1000 км2), но по районам она колеблется от 5 (Дальневосточный) до 172 км (Центрально-Черноземный). Среди субъектов Федерации по плотности автомобильных дорог выделя­ются Московская, Владимирская, Тульская, Липецкая, Белгород­ская, Калининградская области, а также Адыгея и Кабардино-Балкария. Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказ­ском, Волго-Вятском и Поволжском районах. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны: широтное «восток — запад»; мери­диональное центральноевропейское «север -юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ; меридиональное Волго-Кавказское «север — юг» по реке Волге и около нее. Ведущим транспортом в России является железнодорожный. Это обусловлено прежде всего географическими особенностями нашей страны. Достоинства этого вида транспорта: большая грузоподъемность, невысокая себестоимость перевозок, незави­симость от погоды. В европейской части страны конфигурация железных дорог напоминает гигантское «колесо», центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спи­цы» — 11 железнодорожных магистралей. На восток от «колеса» протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябин­ску, Оренбургу). После распада СССР значительные участки крупнейших широтных магистралей-Транссибирской, Сред­несибирской и Южносибирской — оказались за пределами Рос­сии. Единственный собственно российский участок (Екатерин­бург — Тюмень — Омск) не в состоянии обеспечить надежную транспортную связь между западными и восточными районами страны. Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок один из самых дорогих. В то же время он обладает большой маневрен­ностью и скоростью движения, дает возможность доставлять гру­зы непосредственно потребителям. Эффективность работы авто­мобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Однако 1/10дорог у нас грунтовые, а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. Крупнейшие автодороги (12) расхо­дятся лучами от Москвы. В восточных районах их плотность резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток. Морской транспорт — один из самых дешевых благодаря ог­ромной грузоподъемности судов, относительно прямолинейным трассам движения. Но требуются значительные затраты на строи­тельство судов и портов. Кроме того, морской транспорт сильно зависит от природных условий. В России 39 портов, но только И относительно крупных. 60% портов мелководны и не могут при­нимать большие суда. Собственные морские порты обеспечивают потребности страны лишь наполовину. Первое место в грузообо­роте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна (Восточный, Ванино, Владивосток, Находка). Здесь сосредоточено около 25% российского флота. Балтийский бассейн (Санкт-Петербург, Вы­борг, Калининград) имеет очень выгодное географическое поло­жение, но портов здесь мало, невелика их суммарная мощность. Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск) в основном идет экспорт нефти. По морям Северного бассейна проходит Се­верный морской путь, имеющий огромное значение для жизне­обеспечения районов Крайнего Севера. Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где проте­кают многоводные реки (главным образом на Севере). По рекам выгодно перевозить грузы, не требующие быстрой доставки (лес, нефть, зерно). Основной судоходный бассейн — Волго-Камский. Это стержень единой глубоководной системы европейской части России. Наиболее крупные порты бассейна — три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. На втором месте по объему выполняемой работы Западно-Сибирский бассейн (Обь с притоками). Крупные порты есть также в Новосибирске, Омске, Томске, Тобольске, Тюмени, Сургуте, Уренгое, Лабытнанге. Тре­тьим по важности является воднотранспортный бассейн Европей­ского Севера (Северная Двина, Сухона, Вычегда). Воздушный транспорт дает большой временной выигрыш на средних и боль­ших расстояниях. В слабоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока это единственное средство сообщения. Наиболее массо­вые пассажиропотоки направляются из Москвы по пяти основ­ным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому, Западному. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом в России. Крупные авиатранспортные узлы — Санкт-Петербург, Уфа, Сама­ра, Екатеринбург, Минеральные Воды, Сочи, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. Важнейшие виды связи в России — почтовая и телефонная. Сеть почтовой связи достаточно развита (свыше 50 тыс. предприя­тий, в том числе 2/3 в сельской местности). По обеспеченности населения услугами телефонной связи Россия существенно усту­пает развитым странам. Быстро развивается сеть мобильной сотовой связи, что позволит смягчить остроту проблемы. Перспектив­но развитие спутниковой связи. в-23 Основные направления региональной политики государства Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Региональная политика охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил. Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Основные направления региональной политики: определение соотношения движущих сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства); определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой; подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов; решение национально-экономических вопросов; решение проблем урбанизации. К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах, проводящих активную региональную политику практически одинаково. Региональная политика играет значительную роль в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств. В развивающихся странах направления региональной политики следующие: интеграция всех районов страны в единый национальный рынок; смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов; смягчение противоречий между городом и деревней, регулирование процесса урбанизации; возможно более полное освоение природных и людски) ресурсов; рациональное размещение новых промышленных проектов. Цели региональной экономики Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики. Цель региональной политики: социальные цели — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов; экономические цели — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях; экологические цели — содействие восстановлению эколого-эконо- мического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий. Значение и содержание региональной политики В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает. Региональная политика призвана ослабить шутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики. Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие. В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однакополитическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки. Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений — регионализации и интеграции. Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития. Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве. Декларированный принцип стирания различий между городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами — путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений — «неперспективных деревень». Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются: реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки; преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий; стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах); продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов; стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса; переспециализация новых приграничных регионов; развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики; преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей. Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах. В качестве особо важных следует выделить следующие задачи региональной политики: нормализация экологической ситуации; адаптация беженцев и вынужденных переселенцев; создание новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах; нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда; решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов. Методы проведения региональной политики Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками. Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. Методы косвенного регулирования регионального развития включают: § создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; § привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; § компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; § предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; § установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; § применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.   Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. В частности, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике привел к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особенно уязвимыми оказались три группы регионов: § с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию; § удаленные от основных экономических центров — из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз; § получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их. В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большинство регионов России в настоящее время являются проблемными. Основные типы проблемных регионов — это слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные. К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов. К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье Каспийского моря). В отдельную группу, принимая во внимание новую геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь следует не только поднять экономику, но и создать принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям, в том числе уклада жизни. Региональная кризисная ситуация — это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития. Основные виды кризисных ситуаций в регионах: § изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов; § превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона; § падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50-60%; § рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения; § изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров; § появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности; § высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей; § низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона); § низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития. По следующим критериям субъекты Российской Федерации можно разделить накризисные и предкризисные. По показателям спада производства кризисными являются 9 субъектов Федерации (Чеченская Республика, Ингушетия, республики Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чувашская, Адыгея; Читинская и Ивановская области), а предкризисными является 31 субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республики Мордовия, Калмыкия, Алтай, Карачаево-Черкесская, Удмуртская и ряд национальных округов). По финансовому состоянию к кризисным можно отнести 19 субъектов Федерации: республики Дагестан, Северная Осетия, Горный Алтай, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Тыва, Адыгея, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия; Пензенская, Астраханская, Тамбовская, Ивановская, Псковская, Курская, Брянская, Орловская области и Алтайский край), к предкризисным — 16 субъектов (Курганская, Кировская, Тульская, Владимирская, Воронежская, Ростовская, Смоленская, Читинская, Саратовская, Калужская, Новгородская, Оренбургская и Тверская области, Ставропольский край, республики Чувашская и Бурятия). По показателям,характеризующим демографическую ситуацию, к кризисным территориям относятся 5, а к предкризисным — 12 субъектов Федерации; по уровню жизни — соответственно 5 и 19; По уровню безработицы — соответственно 12 и 17 субъектов Федерации. Характерно, что значительное число субъектов Федерации попадает в группу кризисных и предкризисных при использовании любой классификации. Последствия региональных кризисных ситуаций: § резкое превышение смертности над рождаемостью, вызывающее быстрое старение населения в регионе; § сокращение численности коренного населения, приводящее к утрате национальных традиций; § увеличение техногенной нагрузки на территорию со всеми вытекающими из этого последствиями; § падение производства, приводящее к росту безработицы, банкротству предприятий, снижению потенциальных источников финансирования региональных бюджетов, ограничивающее возможности формирования потребительского рынка, создающее условия для перенасыщения рынка некачественной импортной продукцией в ущерб отечественным производителям; § рост безработицы; § неустойчивое функционирование экономики региона, чрезмерная зависимость от ввоза и экспорта продукции и сырья как следствие невыполнения договорных обязательств; § увеличивающиеся объемы неплатежей и недоборы отчислений от налогов, приводящие к росту дефицита федерального бюджета и превышению предельно допустимой величины. В сложившейся ситуации, когда, большая часть субъектов Федерации не в состоянии выйти из кризиса собственными средствами, значимость разработки и последовательного осуществления региональной политики становится одним из решающих моментов сохранения целостности, экономической и политической независимости государства.   В-24 Общее экономическое районирование Процесс выделения экономических районов в соответствие с территориальным разделением труда принято называть экономическим районированием. Территориальные единицы, выделенные на основе экономического районирования достаточно разнообразны. Территория России разделена на 11 основных экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности и территориальному разделению труда. Вне экономических районов находится Калининградская область. Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками. Каждый из этих районов выполняет определенные функции в обшей системе территориального разделения труда внутри страны. Экономические районы — это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями. Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации, ведется экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития. Научно обоснованное экономическое районирование, осуществляемое для нужд территориального управления с учетом огромного разнообразия условий и ресурсов всех регионов, оказывает существенное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждой значительной по размерам страны. Экономические районы являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации. Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление РФ на макроэкономические зоны Запад и Восток или Европейскую, включающую Урал, и Восточную, включающую территории Сибири и Дальнего Востока. В состав крупных экономических зон входят промышленные районы — территории с однородными природными условиями и ресурсами, развитием производственных сил, материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктурой. Промышленные агломерации — территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов, научных учреждений, высокой плотностью населения. Промышленный узел — группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главный признак — территориальное разделение труда, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, производственной и социальной инфраструктуры. Промышленные центры — предприятия могут не иметь технологических связей, например областные центры. Проблемное экономическое районирование Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными районами (регионами). Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в типологии субъектов Федерации по уровню развития выделяют традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся. Особое значение имеют приграничные районы, конфликтные районы, районы Севера. На основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», принятой на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 г. Министерством регионального развития, разработана Типология регионов Российской Федерации. В Типологии все субъекты РФ объединены в семь групп (типов) по уровню развития, степени включенности в процессы глобализации, урбанизации и неоиндустриализации. Регионы «Локомотивы» (мировые города и центры федерального значения) характеризуются высоким социально-экономических!, научно-техническим, кадровым потенциалом. Эти регионы осуществляют существенный вклад в прирост ВВП страны. Сформированная стратегическая инициатива позволяет стать центром развития

Date: 2015-09-05; view: 665; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию