Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как действуют причина и следствие





Есть четыре первейшие характеристики и следствия: 1) карма определенна, то есть положительные действия обязательно приносят результаты, а отрицательные действия принесут результаты нежеланные; 2) карма может расти: малая причина может принести большой результат; 3) если не создана причина некоторого события, это событие не произойдет; 4) следы, которые наши действия оставляют в мыслепотоке, нельзя утратить.

Первая характеристика кармы — это то, что созидательные действия имеют своим результатом счастье, а разрушительные приносят неприятные переживания. Действия как таковые не являются по природе своей хорошими или плохими, но полагаются положительными или отрицательными в зависимости от того, приносят ли они в результате радость или боль. Если посажено семя яблока, то вырастет яблоня, а не помидор. Точно так же, если совершено положительное действие, последует счастье, и никогда — боль. Когда испытывается страдание, причиной тому отри- цательные действия, никогда — положительные.

Будда сказал:

Какое посажено семя,

Такой и плод ты пожнешь.

Творящий добро соберет плоды добрые,

Творящий зло соберет плохие плоды.

Если посадишь хорошее семя,

Хорошими и насладишься плодами.

Полезно помнить об этом в нашей повседневной жизни. Представим, к примеру, человека, искушаемого солгать с целью увеличить свою выгоду от сделки. Но он вспоминает, что это принесет плохие результаты. Понимая, что, хотя ложь и может принести временную пользу, но в долговременном плане проблем будет больше, он решает не лгать. Избегая лжи, он пожинает долгосрочное благо от созидательного действия, равно как и краткосрочную выгоду от того, что завоевывает доверие и уважение других.

Когда случается неудача, некоторые люди реагируют гневно, тогда как другие впадают в депрессию. Буддийская психология сосредоточивается на практических методах того, как выпутаться из подобных ситуаций растерянности и страдания. Так, когда мы терпим неудачу, полезно вспомнить, что карма определенна. Чем эмоционально расстраиваться, что лишь усложняет наше страдание, мы можем припомнить, что эта ситуация возникла по причине наших собственных прежних действий.

Например, наш дом ограбили, мы страдаем от того, что утратили свое имущество. Если сверх того мы впадаем в гнев, мы становимся еще более несчастны. Однако, если мы полагаем, что наше имущество было украдено в результате каких-то прежних неправильных действий с нашей стороны — например, воровства или обмана других, — нам легче будет без гнева принять то, что случилось. Распознавая нежелательные последствия, проистекающие от эгоистичных поступков, мы обретем более прочную решимость не воровать или не обманывать других в будущем.

Некоторые люди реагируют на неудачу тем, что погружаются в самосожаление: "Я ужасный человек. Я заслуживаю того, чтобы страдать". Умнее будет распознать, что мы испытываем несчастье в результате собственных прежних действий. Это не означает, что мы "плохие и нестоящие" люди. Это просто указывает на то, что в прошлом мы совершили ошибки, а теперь испытываем их последствия. Соглашаясь с тем, что совершили ошибки, и распознавая проистекающие отсюда проблемы, мы можем создать твердое намерение в будущем не создавать причин страдания.

Согласие с тем, что наши проблемы вызваны нашими же прежними разрушительными действиями, не означает, что мы остаемся в бездеятельности перед лицом вредоносной ситуации. Если мы можем сделать что-то, что предотвратит или исправит плохую ситуацию, то должны это сделать! Но, помня, что эта неудача вызвана нашими собственными разрушительными действиями, мы не станем гневаться или нападать на других, пытаясь разрешить проблему.

Второй характеристикой кармы является то, что малое действие может принести большой результат. Так же, как огромный урожай вырастает из горстки семян, большие результаты могут последовать за малым действием. Незначительная помощь, оказанная кому-то, может принести великое счастье, тогда как причинение другим небольшого вреда может принести годы несчастий.

Учитывая то, что малое действие может принести большие результаты, нам легче прекратить оправдывать собственные дурные поступки. Кто-то может думать: "Я обсчитал клиента на самую малость", или: "Я только немножко покричал на свою семью". Конечно же, вредить людям по чуть-чуть лучше, чем вредить им помногу. И все-таки мы не можем этим пренебречь, так как это действие принесет свои результаты. След действия созревает и приносит большой результат.


Сходным образом, хотя мы и можем быть не способны на великие созидательные дела, важно совершать и малые, так как даже малое положительное действие может принести великие благие плоды. В жизни важно и то, что кажется малым. Будда сказал в Дхаммападе:

Даже малый недобродетельный поступок

Может вызвать великие горести и разрушения

В мире ином —

Словно яд, проникающий в тело.

Даже малое добродетельное деяние

Приносит счастье в будущих жизнях,

Осуществляя великую цель,

Словно приносящие изобильный урожай семена.

Третьей чертой кармы является то, что, если причина не создана, то не будет испытан и результат. Это вполне логично: если не посажено семя, не вырастет и урожай. Почему в дорожной аварии один человек погибает, а другой нет? Почему один умирает в молодости от рака, а другой нет? Это происходит от того, что один человек создал тому причину в прошлых жизнях, а другой — нет.

Сходным образом, желая счастья, мы должны создать для него причину. Просто молиться о счастье, но не действовать позитивно — все равно, что молиться о том, чтобы знать математику, но не изучать ее. Если мы не создадим причину, не будет и результата. Осознание этого вдохновляет нас на то, чтобы избегать причинения вреда, и на то, чтобы действовать созидательно.

Наконец, следы наших действий не пропадают. То есть, пока негативный след не очищен или позитивный не разрушен гневом или ложными взглядами, то рано или поздно, когда соберутся надлежащие условия, он прорастет. Иногда мы лжем и думаем: "Это неважно. Никто об этом не знает. Ничего не случится". В действительности это неверно, так как следы могут оставаться в нашем мыслепотоке продолжительное время, прежде чем обстоятельства поспособствуют тому, чтобы они принесли результаты. Как говорит Будда в Дхаммападе:

Будь он хороший или плохой,

Сила любого поступка

Никогда не пропадает;

Соответствующие приходят и результаты.

Некоторые действия разрушительны и нежелательны по природе. В них входят убийство, воровство, неумное сексуальное поведение, ложь, сеяние раздоров, грубая речь, пустословие, жажда чужого, зложелательство и ложные взгляды. Эти десять разрушительных действий будут обсуждаться позже, в главе об этике. Избегать этих действий — уже значит действовать позитивно. Другие позитивные действия включают щедрость, уход за больными и нуждающимися, помощь своим родителям и учителям, утешение скорбящих и прочие способы служения другим.

Общее деление действий на те, которых следует избегать, и те, что нужно культивировать, можно установить в зависимости от побуждения к этому действию. Действия, побуждаемые привязанностью, гневом, узколобостью, завистью, гордыней и так далее, — отрицательны. Те же, что побуждаемы непривязанностью, терпением, состраданием и мудростью, — созидательны. Мы должны посмотреть на побуждение к действию с целью установить, является ли само действие созидательным или нет, так как мы не действуем и не говорим без некоторого определенного намерения.

Осознание значения побуждения для определения долговременных результатов наших действий хорошо помогает отсечь всякое лицемерие и самообман. Иногда мы искусно манипулируем ситуацией с тем, чтобы выглядеть хорошо, пусть даже наши побуждения эгоистичны. К примеру, мы может сделать одолжение другу не потому, что искренне заинтересованы в его благополучии, а потому, что хотим, чтобы он чувствовал себя обязанным нам. На самом деле нет никакого смысла обманывать себя, так как первейший отпечаток, оставленный в нашем мыслепотоке, — это эгоизм. Осознание результатов подобного лживого поведения помогает нам честно изучить свои побуждения и исправить те из них, которые нежелательны.

 







Date: 2015-09-05; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию