Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек – это непознанная Вселенная!





 

Самый интересный и не до конца познанный феномен – человек! Изучая человеческий организм, мы познаем самые высшие биологические процессы, наблюдаемые в природе.

Человек как сложная интегрированная биоинформационная система является объективной реальностью в современном мире. Но до сих пор «феномен человека» до конца не познан и не разгадан. Возможно, по той причине, что человека невозможно выделить из общества, природы, реальности в отдельную сущность, не нарушив тем самым саму реальность.

Человек – это непознанная Вселенная! Она таит в себе бесчисленное множество загадок и тайн. Однако открытие генетического кода человека говорит о многом: несмотря ни на что – человек познаваем! Сделанное научное открытие во многом прояснило природу человеческого организма, открыло огромные возможности в дальнейшем изучении его внутренних резервов.

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, которая накладывает на него свой информационный и временной отпечаток. Развитие организма, формирование личности во многом обусловлено этими взаимосвязями и эволюционными процессами, наблюдаемыми в природе. Но в еще большей степени эволюционные процессы в самом человеке подчинены его разуму.

В различных руководствах по психологии отмечается, что человек строит свои взаимоотношения с окружающей средой под руководством головного мозга. Мозг формирует ответную реакцию организма, соизмеряя ее с поступающей извне информацией. Он способен воспринимать, хранить, анализировать и оценивать ее жизненную значимость. Вся деятельность головного мозга направлена на развитие и сохранение организма.

Велика роль головного мозга в решении вопросов психологического и физического здоровья. Все больше ученых склоняются к мысли, что без его участия невозможно излечить тяжелые заболевания. Многочисленные исследования подтверждают зависимость состояния организма от психофизической деятельности головного мозга. Особенно усиливается его роль при заболеваниях организма и психологических стрессах.



Как отмечают многие ученые, болезнь – это реакция организма на повреждающую информацию, поступающую из внешней среды. Поэтому, чтобы предупредить заболевание нужно выработать в организме устойчивую защитную реакцию на такую информацию.

Проблемы здоровья можно успешно решать с помощью внутренних резервов организма и, прежде всего, резервов головного мозга. При определенных условиях он способен усиливать компенсаторные возможности организма, активизировать его защитные и адаптационные свойства, способность к регенерации. Здоровый образ жизни немыслим без разумного взаимодействия человека с окружающей средой, которое происходит на биологическом, психическом, личностном и социальном уровнях. Многие процессы такого взаимодействия определены самой природой человеческого организма. В ней ученые условно выделяют саморегулируемые механизмы, которые даны от рождения каждому человеку. К ним относятся биологическая саморегуляция, рефлекторная саморегуляция и сознательно управляемая саморегуляция.

Биологическая саморегуляция – это генетически закодированные сложные внутренние процессы, лежащие в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма. Она протекает без участия сознания, например, сердце продолжает работать даже тогда, когда человек теряет сознание или когда находится под наркозом; у умерших наблюдается рост волос и ногтей и т. д.

Функции биологической саморегуляции могут меняться под воздействием информационного раздражения. То же сердце может изменить свой привычный ритм в результате физической нагрузки или внезапного резкого стука. А под воздействием зрительного образа и даже запаха нервные процессы могут угнетаться или возбуждаться. Это свойство организма, через органы чувств, рецепторы, влиять на биологическую саморегуляцию, лежит в основе рефлекторной саморегуляции, которая управляется сигналами из внешней среды.

Высшей формой саморегуляции всех без исключения регуляторных механизмов сознания на уровне психических процессов, психофизических состояний и действий является сознательно управляемая саморегуляция. К ней можно отнести психическую саморегуляцию, аутотренинг, внушение, гипноз и другие способы целенаправленного психологического воздействия на личность.

Все виды саморегуляции могут быть классифицированы по различным схемам и принципам. Определенный интерес представляют классификации русских ученых Рожнова В.Е., Александрова Ю.И., Кандыбы В.М., Горбунова Г.Д. и др. По их мнению, сознательная саморегуляция – это контроль и изменение содержания и направленности сознания, поэтому данному свойству человека мы уделим особое внимание.

Известно, что основной функцией сознания является отражение реальной действительности. В зависимости от того, что оно отражает, на что направлено, на чем сосредоточено, определяются качественные характеристики сознания. Сознание может отражать как внутренние, так и внешние объекты.



Внешние объекты – это все многообразие окружающего нас мира, через систему анализаторов проникающее в сознание человека и определяющее состояние психики в данный момент. Чаще всего это образы: зрительные, слуховые, тактильные и др., которые сопровождаются ощущениями и переживаниями. Испытываемые при этом положительные эмоции улучшают состояние психики в целом, а отрицательные – его ухудшают. Отсюда вывод – культивирование положительных эмоций способствует гармонии.

К внутренним объектам относится наше внутреннее «Я». Каждый человек вольно или невольно создает свою концепцию своего внутреннего мира, которая всегда тройственна: это физическое, интеллектуальное и нравственное «Я». Сложные переживания, возникающие в процессе отражения и управления каждой из этих составляющих, являются основной частью процесса сознательной саморегуляции.

С помощью своей психики человек сознательно контролирует, регулирует и изменяет все то, что воспринимается из внешней среды органами чувств. Все, что человек видит, слышит, ощущает в процессе восприятия окружающей реальности, определяет его чувствования и переживания. Причем он может просто менять обстановку, или отключаться от нее, или формировать ее по своему усмотрению.

Человек также способен контролировать, регулировать и изменять все, что он воспринимает из внутренней среды организма. Например, соматические и вегетативные проявления эмоций. Сюда также относятся способы контроля и регуляции тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения, психологическая разрядка и др.

Мышление – высшая регулятивная форма отражения сознанием реальности. Это контроль, изменение или регуляция образов, представлений, понятий, а также сопровождающих их переживаний и волевых усилий. Регулируются они с помощью воображения, сюжетных представлений, самовнушения, самоубеждения, внутренних установок, а, кроме того, внутренним стремлением к самосовершенствованию, к самопознанию и познанию реальности, к красоте и гармонии, к добру и осмыслению действительности, поиску целей и смысла жизни, а также влечением – инстинктами и рефлексами.

Понятие нравственного в человеке выступает как социальная категория. Контроль, регуляция и изменение своего отношения к природе, обществу, общественному сознанию определяются создаваемыми человеком ценностными ориентациями. Они формируют его социальный статус в обществе и место в природе. Могут формироваться в процессе воспитания и самовоспитания. Таким образом, сознательно управляемая саморегуляция позволяет любому человеку создавать себя как духовную, высоконравственную, интеллектуальную личность.

В то же время, человек устроен так, что любое влечение души, психологическое или физическое движение сопровождаются определенными реакциями в организме. Возникновение любого эмоционального состояния, даже вызванного незначительной физической нагрузкой, может изменить, к примеру, функции вегетативной нервной системы. Волнение, страх, тревога сопровождаются ускорением пульса, повышением артериального давления, изменением температуры тела и т. п.

В большинстве случаев физиологические процессы в организме регулируются его психофизическими режимами. Классификация их представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.







Date: 2015-09-05; view: 364; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию