Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Три главы из исторической поэтики 1 pageВпервые: ЖМНП. 1898. Март. № 4-5. Ч. 312. Отд. II. С. 62-131; Там же. Апрель. С. 223-289. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 226-481; ИЛ. С. 200-380; частично (извлеченияия из I и III глав) — в: Поэтика. С. 263-272; 467-508, Печатается с сокращениями по: ИП. Это большая работа, посвященная происхождению поэзии, ее внутренней и внешней дифференциации, формированию особого поэтического языка, фактически и хронологически завершает опубликованные исследования А.Н. Веселовского в области исторической поэтики, начало которым было положено в его университетских курсах 80-х годов, а последующее развитие отражено в публикациях 90-х годов. С. 155 1 A.H. Веселовский в согласии со многими учеными второй половины XIX в. считал, что 2 Понятие синкретизма, т.е. первоначальной нерасчлененности различных видов Теория первобытного синкретизма Веселовского в дальнейшем корректировалась учеными. Так, О.М. Фрейденберг указывала, что элементы синкретического праобрядового действа (пляска, пение и т. д.) “в том виде, в каком Веселовский принимал их за эмбрион литературы, — на самом деле имеют за собой долгие раздельные пути собственного развития, где они не были еще ни пляской, ни песней, ни культовым действом; данными такого псевдосинкретизма можно пользоваться при изучении позднейших стадий родового строя, но нельзя в них видеть генезиса литературы ни фактически, ни по методу” (Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, С. 17-18, 134; ср.: ее же. Миф и литература древности. С. 73-80). Как подчеркивает Н.В. Бра- - 344 - гинская, “для О.М. Фрейденберг не из синкретического обрядово-словесного комплекса по внешним “историческим” причинам выделяется тот или иной литературный жанр, но мышление тождеством, семантически приравнивающее речь, действие и вещь, создает возможность их “симбиоза”. Этот симбиоз и выглядит как нечто “синкретическое” там, где его наблюдает этнография” (Брагинская Н.В. От составителя // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 570-571: Примеч. 6). Абсолютизацию формального синкретизма родов поэзии и видов искусства, а вместе с тем недооценку идеологического синкретизма первобытной культуры, доминантой в которой был миф, усматривает в теории Веселовского и Е.М. Мелетинский. По его мнению, Веселовский недооценивал семантическое единство обряда и мифа, которое не нарушалось даже в тех случаях, когда мифы и обряды бытовали независимо друг от друга (См.: Мелетинский ЕМ. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. С. 6; ср.: его же: Поэтика мифа. С. 138). Вообще проблема мифа в теории Веселовского, где акцент делается “не на идеологическом, содержательном, а на художественном синкретизме видов искусств и родов поэзии”, остается в тени, и это прежде всего нуждается в коррективах, ибо формальный синкретизм (родов поэзии), на котором в первую очередь сосредоточено внимание Веселовского, соблюдался нестрого и не всегда распространим на эпос, в то время как идеологический и семантический синкретизм изначально был обязателен и его средоточием являлось мифическое повествование (см.: Мелетинский ЕМ. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор: Поэтическая система. С. 25-27). Однако Е.М. Мелетинский признает; что “в общем и целом теория первобытного синкретизма и сегодня должна быть признана правильной”, хотя в ней недооценивается “первобытный идеологический синкретизм, обнимающий в нерасчлененном единстве зачатки религии, искусства, положительных знаний. И не религиозная идеология как таковая, а именно этот синкретический комплекс является идейным источником формирующегося искусства” (Мелетинский Е.М. “Историческая поэтика” А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы. С. 30 — 31). Ср. отличный от Веселовского подход к этой проблематике у А.А, Потебни (см.: Потебня А,А. Эстетика и поэтика. С. 418, 426). В свете этнологических теорий XX в. развитие знаковых систем, используемых в человеческом обществе, и других систем обмена (включая экономические и социальные) осуществляется путем их дифференциации из первоначально единой синкретической знаковой системы. Таким образом, А.Н. Веселовский — на своем материале — выступил предшественником идеи “этнологического синкретизма”. См.: Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. С. 54-55. 3 Орхестических (от гр. ορχεισθαι — танцевать) — танцевальных. 4 Незначительность, случайность текстового элемента в первобытном синкретизме в С. 156 5 Понятие катарсиса (гр. κάθαρσις ), т.е. очищения посредством сострадания и страха, - 345 - жения. Однако это традиционное понимание не является единственным — ему противостоят трактовки, основанные на ином прочтении соответствующих мест у Аристотеля (в частности, предполагается, что в оригинальном тексте “Поэтики” читалось μαθηματων κάθαρσιν — “прояснение знаний”, так как у слова “катарсис” есть и значение уяснения, объяснения). — См. об этом: Брагинская Н.В. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / Сост. Л.Ш. Рожанский. М., 1988. С. 318-323, 328-329. В.М. Жирмунский считает, что А.Н. Веселовский, говоря о “психофизическом катарсисе”, опирается на выдвинутую Г. Спенсером теорию первобытного искусства как игры, служащей освобождению от избытка сил (см.: ИП. С. 625). Стремлением вскрыть психофизиологические начала, лежащие в основе искусства, указать на его биологическое значение (“Искусство, видимо, разрешает и перерабатывает какие-то в высшей степени сложные стремления организма”) отмечены работы Л.С. Выготского (см., например: Выготский Л.С. Психология искусства. С. 310). 6 Maoris, маори — туземное население Новой Зеландии. 7 См.: Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. С. 6; Богатырев П.Г., С. 157 8 Лабиринт — согласно легенде, греческий герой Тесей сумел (благодаря нити Ариадны — см. примеч. 55) найти выход из Лабиринта и победить чудовище — Минотавра; по преданию эти блуждания Тезея увековечены в играх, позднее введенных им на эгейском острове Дело с. 9 См. примеч. 20 к ст. 4. 10 Сицилийская буколика — один из лирических жанров итальянской литературы XIII в., 11 О рунах см. примеч. 43 к ст. 4. Сохранились произведения этого жанра, повествующие о 12 См. примеч. 32 к ст. 5. 13 Кафры — условное название части племен экваториальной Африки (главным образом, 14 Дамары — устарелое название двух различных народов — гереро и готтентатов С. 158 15 Бамбуковые трости, бамбуковые трубы или флейты — функции таких музыкальных 16 Минкопии — устарелое название андаманцев, жителей Андаманских островов. - 346 - 17 Ирокезы — американское индейское племя в США, по языку входит в семью хока-сиу. 18 Камчадалы — старое название, одновременно прилагавшееся и к ительменам — С. 159 19 Лопарский — саамский,, принадлежащий народу саами или лапландцам (финно- 20 Миклошич Франц (1813-1891) — филолог-славист, академик Венской Академии наук, С. 161 21 См. примеч. 5. 22 Йоруба — один из основных народов Нигерии. 23 Тупи — тупи-гуарани, группа индейских племен на территории Бразилии. 24 Фракийцы и мизийцы — древнебалканские народности. 25 Ксенофонт (ок. 430 — ок. 355 до н. э.) — древнегреческий писатель, ученик Сократа. С. 163 26 Sioux — сиу, американское индейское племя в США. 27 Обсценный — от лат. obscoena — половые органы, задняя часть тела, извержения; 28 См.: Eliade M. The Myth of the Eternal Return, or Cosmos and History. N.Y., 1971; об 29 По теме “символ-миф-ритуал” ср., например: Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930; его 30 См. примеч. 45 к ст. 2; об африканской религиозной драме см.: Тэрнер В. Символ и 31 Ср.: Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Белецкая Н.Н. Языческая 32 Роль рабочей песни в генезисе поэзии впервые была освещена в исследовании: Bьcher К. 33 “Яесня о мельнице Гротти” входит в состав прозаической “Эдды”. Фенья и Менья — - 347 - 34 См. примеч. 29 к ст. 4. 35 См. примеч. 11 к ст. 2. 36 С. 166 Лин — в греческой мифологии сын Аполлона, “божественный пастух”, 37 Афиней (А.Н. Веселовский употребляет старую форму написания этого имени — 38 См. примеч. 37 к ст. 5. 39 См. примеч. 3. 40 Гипорхема — в Древней Греции народная плясовая песня, жанр, отчетливо отражающий 41См. примеч. 8 к ст. 4. 42 Пэан (или пеан, пэон; гр. παιών, παιάν) — жанр древнегреческой хоровой лирики, гимн в 43 Вакхилид (или Бакхилид) — древнегреческий поэт V в. до н. э., представитель хоровой С. 167
44 Латона (или Лето, Лета) — в греческой мифологии богиня, родившая от Зевса Артемида — в греческой мифологии вечно девственная богиня-охотница. 6Имеется в виду следующее место из гимна “К Аполлону Делосскому”: После, Лето помянув пышнокудрую и Артемиду Стрелолюбивую, песни поют о мужах и о женах, В древности живших, и племя людей в восхищенье приводят. Дивно умеют они подражать голосам и напевам Всяких людей; и сказал бы, услышав их, каждый, что это Голос его, — до того хорошо их налажены песни. — Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С. 44. 47 Лукиан (ок. 120 — ок. 190) — древнегреческий писатель-сатирик, значительную часть жизни посвятивший занятиям риторикой и философией. Его диалог - 348 - “О пляске” см.: Лукиан, Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. и коммент. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935. Т. 2. С. 49-80: Пер. Н.П. Баранова. 48 Диоскуры — в греческой мифологии сыновья Зевса Кастор и Полидевк (в римской 49 Имеется в виду Аякс Теламонид, или “большой Аякс”, участник Троянской войны, 50 В греческой мифологии троянский царевич, разрешивший спор между тремя богинями 51 Гектор — в греческой мифологии главный защитник Трои, пользовавшийся 52 Геракл — в греческой мифологии герой, сын Зевса. Согласно мифу, богиня Гера, ревнуя 53 См. примеч. 25; см. также: Ксенофонт, Полн. собр. соч. 4-е изд. М., 1887. Ч. 1-5. 54 Дионис — в греческой мифологии бог плодородия, виноделия; связанный со 55 Ариадна — в греческой мифологии внучка солнца Гелиоса, дочь критского царя 56 Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ и писатель, 57 Аристотель указывал: “...только ритмом без гармонии совершается подражание в 58 Лесбонакс из Митилены — греческий ритор и филолог, живший в Митиленах (о. - 349 - 59 “...Пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их 60 См. примеч. 28 к ст. 3. Здесь имеется в виду сохранившийся отрывок (480 стихов) 61 См. примеч. 13 к ст. 4. 62 Плутарх, (ок. 46 — ок. 127) — древнегреческий писатель, историк, философ. Имеется в 63 Дихория (гр. σύο— два, χορός — хор) — двоехорие, перекличка двух хоров. 64 Ср. работу об обрядовой песне ученика А.Н. Веселовского Е.В. Аничкова (см. примеч. С. 168 65 Безразлично — в смысле: полагая отсутствие различия; высказанная здесь идея 66 См.: Чичеров В.И. Зимний период русского народного календаря XVI-XIX вв.: Очерки 67 См.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни С. 169 68 Сакс Ганс (1494-1576) — немецкий поэт-мейстерзингер и драматург, видный 69 Нэш (Нэсш) Томас (1567-ок. 1601) — английский писатель, публицист, драматург. 70 Упоминаемый диалог начинается песней Весны (“Когда фиалка голубая // И желтый - 350 - Речь идет об очень древнем жанре, имеющемся во всех традициях, в частности, в виде “диспутов” времен года. 71 Висенте Жиль (ок. 1470 — ок. 1536) — родоначальник португальского театра, автор 72 Каролингская пора — время правления династии Каролингов, названной по имени 73 Имеется в виду “Словопрение Весны с Зимой” англосаксонского ученого Флакка 74 А.Н. Веселовский полагал, что Алкуин подражает здесь диалогической IIIэклоге 75 См. примеч. 26 к ст. 4. 76 Обнаруженные и исследованные за последнее время многочисленные тексты восточных 77 См.: Эзоп. Зима и Весна // Басни Эзопа. С. 141 (№ 272). 78 Семик ~ реликт анимистических религиозных языческих представлений, народный 79 О мифологии умирающего и воскресающего бога см.: Мелетинский Е.М. Мифы 80 Миф о греческом боге Дионисе (см. примеч. 54) воплощает древние представления об - 351 - тература классического периода (V — IV вв. до н. э.): Поэзия // ИВЛ. Т. 1. С. 345-350; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 142-182; см. также примеч. 32 к ст. 1; Иванов Вяч. Вс. Возникновение трагедии // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. С. 237-293; Топоров В.Н. К происхождению древнегреческой драмы: вопрос об индоевропейских истоках // Balkano-Balto-Slavica. Симпозиум по структуре текста. М., 1979; его же. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы // Текст: Семантика и структура. М., 1983. 81 Триэтерии (от гр. τριετια— трехлетие) — праздники, отмечавшиеся раз в три года. 82 Эсхатологический миф — миф, повествующий о предстоящем конце мира. В отличие от большинства мифов, повествующих о прошлом, данный миф пророчествует о будущем, он известен многим народам и культурам. — См.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 670-671. 83 Бальдр — в скандинавской мифологии прекрасный юный бог, убитый слепым богом Хедом, о чем повествуется в “Старшей” и “Младшей Эдде”. Смерть Бальдра — начало скандинавского эсхатологического мифа, предвестие гибели мира в целом, за которой следует возрождение. — См.: Мелетинский ЕМ. “Эдда” и ранние формы эпоса. М., 1968; Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. С. 151. 84 Маны — в римской мифологии боги загробного мира, позже — обожествленные души 85 Керы — в греческой мифологии демонические существа, дети Ночи. Иногда их 86 Русалки — в славянской мифологии вредоносные существа, связанные с миром 87 Дикая охота — в германской мифологии призраки и духи, носящиеся по небу во время
|