Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три главы из исторической поэтики 1 page





Впервые: ЖМНП. 1898. Март. № 4-5. Ч. 312. Отд. II. С. 62-131; Там же. Апрель. С. 223-289. Последующие публикации: Собр. соч. Т. 1. С. 226-481; ИЛ. С. 200-380; частично (извлеченияия из I и III глав) — в: Поэтика. С. 263-272; 467-508, Печатается с сокращениями по: ИП.

Это большая работа, посвященная происхождению поэзии, ее внутренней и внешней дифференциации, формированию особого поэтического языка, фактически и хронологически завершает опубликованные исследования А.Н. Веселовского в области исторической поэтики, начало которым было положено в его университетских курсах 80-х годов, а последующее развитие отражено в публикациях 90-х годов.

С. 155

1 A.H. Веселовский в согласии со многими учеными второй половины XIX в. считал, что
древние истоки поэзии можно искать на ранних этапах развития языка, тесно еще связанного
с мифологией. Позднейшее развитие сходных мыслей привело в XX в. к выделению особой
“мифопоэтической” эпохи в истории культуры. — См.: Франкфорт Г., Франкфорт Г.А.,
Уилсон Дж., Якобсен Т.
В преддверии философии. Духовные искания древнего человека /
Пер. Т.Н. Толстой. М., 1984. С. 24-44.

2 Понятие синкретизма, т.е. первоначальной нерасчлененности различных видов
искусства, относится к центральным в учении А.Н. Веселовского (ср.: Энгельгардт Б.М.
Александр Николаевич Веселовский. С. 88,134; Шишмарев В.Ф. Александр Николаевич
Веселовский Ц Шишмарев В.Ф. Избранные статьи. Л., 1972. С. 320-330). О значении для
современной науки этой теории Веселовского, а также об оценке ученого как одного из
предшественников современной семиотической этнологии и поэтики см.: Иванов Вяч. Вс.
Очерки по истории семиотики в СССР. С. 6-10.

Теория первобытного синкретизма Веселовского в дальнейшем корректировалась учеными. Так, О.М. Фрейденберг указывала, что элементы синкретического праобрядового действа (пляска, пение и т. д.) “в том виде, в каком Веселовский принимал их за эмбрион литературы, — на самом деле имеют за собой долгие раздельные пути собственного развития, где они не были еще ни пляской, ни песней, ни культовым действом; данными такого псевдосинкретизма можно пользоваться при изучении позднейших стадий родового строя, но нельзя в них видеть генезиса литературы ни фактически, ни по методу” (Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра, С. 17-18, 134; ср.: ее же. Миф и литература древности. С. 73-80). Как подчеркивает Н.В. Бра-

- 344 -


гинская, “для О.М. Фрейденберг не из синкретического обрядово-словесного комплекса по внешним “историческим” причинам выделяется тот или иной литературный жанр, но мышление тождеством, семантически приравнивающее речь, действие и вещь, создает возможность их “симбиоза”. Этот симбиоз и выглядит как нечто “синкретическое” там, где его наблюдает этнография” (Брагинская Н.В. От составителя // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 570-571: Примеч. 6). Абсолютизацию формального синкретизма родов поэзии и видов искусства, а вместе с тем недооценку идеологического синкретизма первобытной культуры, доминантой в которой был миф, усматривает в теории Веселовского и Е.М. Мелетинский. По его мнению, Веселовский недооценивал семантическое единство обряда и мифа, которое не нарушалось даже в тех случаях, когда мифы и обряды бытовали независимо друг от друга (См.: Мелетинский ЕМ. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. С. 6; ср.: его же: Поэтика мифа. С. 138). Вообще проблема мифа в теории Веселовского, где акцент делается “не на идеологическом, содержательном, а на художественном синкретизме видов искусств и родов поэзии”, остается в тени, и это прежде всего нуждается в коррективах, ибо формальный синкретизм (родов поэзии), на котором в первую очередь сосредоточено внимание Веселовского, соблюдался нестрого и не всегда распространим на эпос, в то время как идеологический и семантический синкретизм изначально был обязателен и его средоточием являлось мифическое повествование (см.: Мелетинский ЕМ. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор: Поэтическая система. С. 25-27). Однако Е.М. Мелетинский признает; что “в общем и целом теория первобытного синкретизма и сегодня должна быть признана правильной”, хотя в ней недооценивается “первобытный идеологический синкретизм, обнимающий в нерасчлененном единстве зачатки религии, искусства, положительных знаний. И не религиозная идеология как таковая, а именно этот синкретический комплекс является идейным источником формирующегося искусства” (Мелетинский Е.М. “Историческая поэтика” А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной литературы. С. 30 — 31). Ср. отличный от Веселовского подход к этой проблематике у А.А, Потебни (см.: Потебня А,А. Эстетика и поэтика. С. 418, 426). В свете этнологических теорий XX в. развитие знаковых систем, используемых в человеческом обществе, и других систем обмена (включая экономические и социальные) осуществляется путем их дифференциации из первоначально единой синкретической знаковой системы. Таким образом, А.Н. Веселовский — на своем материале — выступил предшественником идеи “этнологического синкретизма”. См.: Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. С. 54-55.

3 Орхестических (от гр. ορχεισθαι — танцевать) — танцевальных.

4 Незначительность, случайность текстового элемента в первобытном синкретизме в
трактовке А.Н. Веселовского сегодня признается преувеличенной (см.: Мелетинский ЕМ.
“Историческая поэтика” А.Н. Веселовского и проблема происхождения повествовательной
литературы. С. 33-34).

С. 156

5 Понятие катарсиса (гр. κάθαρσις ), т.е. очищения посредством сострадания и страха,
Аристотель формулирует в связи с трагедией (Аристотель. Поэтика. 1449 b 24 — 28 //
Аристотель и античная литература. С. 120). Традиционным пониманием этого места у
Аристотеля, читаемого как παθηματων κάθαρσιν — “очищение страстей”, является трактовка
катарсиса в психофизиологическом ключе, т.е. как облегчения, разрядки, связанных с
удовольствием, удовлетворением, снятием напря-

- 345 -


жения. Однако это традиционное понимание не является единственным — ему противостоят трактовки, основанные на ином прочтении соответствующих мест у Аристотеля (в частности, предполагается, что в оригинальном тексте “Поэтики” читалось μαθηματων κάθαρσιν “прояснение знаний”, так как у слова “катарсис” есть и значение уяснения, объяснения). — См. об этом: Брагинская Н.В. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / Сост. Л.Ш. Рожанский. М., 1988. С. 318-323, 328-329.

В.М. Жирмунский считает, что А.Н. Веселовский, говоря о “психофизическом катарсисе”, опирается на выдвинутую Г. Спенсером теорию первобытного искусства как игры, служащей освобождению от избытка сил (см.: ИП. С. 625). Стремлением вскрыть психофизиологические начала, лежащие в основе искусства, указать на его биологическое значение (“Искусство, видимо, разрешает и перерабатывает какие-то в высшей степени сложные стремления организма”) отмечены работы Л.С. Выготского (см., например: Выготский Л.С. Психология искусства. С. 310).

6 Maoris, маори — туземное население Новой Зеландии.

7 См.: Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. С. 6; Богатырев П.Г.,
Якобсон P.O.
Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории
народного искусства. С. 369-383; Типологические исследования по фольклору: Сборник
статей памяти В.Я. Проппа. М., 1975.

С. 157

8 Лабиринт — согласно легенде, греческий герой Тесей сумел (благодаря нити Ариадны — см. примеч. 55) найти выход из Лабиринта и победить чудовище — Минотавра; по преданию эти блуждания Тезея увековечены в играх, позднее введенных им на эгейском острове Дело с.

9 См. примеч. 20 к ст. 4.

10 Сицилийская буколика — один из лирических жанров итальянской литературы XIII в.,
тематической доминантой которого было воспевание красоты природы. Упоминаемая
гипотеза о культовом происхождении жанра содержится в: Reitzenstein R. Epigram und
Scholion. Ein Beitrag zur Geschichte der alexandrinischen Dichtung. Giessen, 1893.

11 О рунах см. примеч. 43 к ст. 4. Сохранились произведения этого жанра, повествующие о
волшебной мельнице Сампо (нечто вроде рога изобилия или скатерти-самобранки),
выкованной мифическим кузнецом Ильмариненом в качестве выкупа за невесту (например,
X руна “Калевалы”). — См.: Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. С. 125-
130.

12 См. примеч. 32 к ст. 5.

13 Кафры — условное название части племен экваториальной Африки (главным образом,
банту), широко применявшееся в европейской науке последней четверти XIX в.

14 Дамары — устарелое название двух различных народов — гереро и готтентатов
(койкоин) на территории Намибии (Южная Африка).

С. 158

15 Бамбуковые трости, бамбуковые трубы или флейты — функции таких музыкальных
инструментов в ритуально-мифологическом комплексе рассмотрены в монографии: Путилов
Б.Н.
Миф — обряд — песня Новой Гвинеи. М., 1980. С. 244-273.

16 Минкопии — устарелое название андаманцев, жителей Андаманских островов.

- 346 -


17 Ирокезы — американское индейское племя в США, по языку входит в семью хока-сиу.

18 Камчадалы — старое название, одновременно прилагавшееся и к ительменам —
коренным обитателям Камчатки — и к старожильческому русскому населению полуострова.

С. 159

19 Лопарский — саамский,, принадлежащий народу саами или лапландцам (финно-
угорского происхождения), обитающему в Мурманской области, на севере Финляндии и в
Норвегии.

20 Миклошич Франц (1813-1891) — филолог-славист, академик Венской Академии наук,
автор “Сравнительной грамматики славянских языков” (1852-1874), многих других трудов
по славянской филологии, этнографии и фольклору; в работе “Изобразительные средства
славянского эпоса” (см. примеч. 23 к ст. 3) описал основной набор приемов славянской
народной поэтики. См. также: Богатырев П.Г. Некоторые задачи сравнительного изучения
эпоса славянских народов. М., 1958.

С. 161

21 См. примеч. 5.

22 Йоруба — один из основных народов Нигерии.
С. 162

23 Тупи — тупи-гуарани, группа индейских племен на территории Бразилии.

24 Фракийцы и мизийцы — древнебалканские народности.

25 Ксенофонт (ок. 430 — ок. 355 до н. э.) — древнегреческий писатель, ученик Сократа.
А.Н. Веселовский здесь имел в виду его сочинение “Анабасис” (“Поход”) См.: Историки
Греции / Сост. и предисл. Т.Миллер; Примеч. М. Гаспарова, Т. Миллер; Пер. С. Ошерова. М.,
1976. С. 341-342.

С. 163

26 Sioux — сиу, американское индейское племя в США.
С. 164

27 Обсценный — от лат. obscoena — половые органы, задняя часть тела, извержения;
obscenus — непристойный, неприличный.

28 См.: Eliade M. The Myth of the Eternal Return, or Cosmos and History. N.Y., 1971; об
анимистическом миросозерцании см. примеч. 2 к ст. 5.

29 По теме “символ-миф-ритуал” ср., например: Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930; его
же.
Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976; Леви-Строс К. Структура
мифов // Вопр. философии. 1970. № 7; его же. Миф, ритуал и генетика // Природа. 1974. № 8;
Мелетинский ЕМ, Мифологические теории XX века на Западе // Вопр. философии. 1971. №
7; Лошак Ю.М., Успенский Б.А. Миф — имя -культура // Труды по знаковым системам.
Тарту, 1973. Т. 6; Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках / Со
ст. Л.Ш. Рожанский. М., 1988.

30 См. примеч. 45 к ст. 2; об африканской религиозной драме см.: Тэрнер В. Символ и
ритуал. М., 1983. С. 32-46; относительно песен о родовых преданиях ср.: Топоров В.Н. О
космологических источниках раннеисторических описаний // Труды по знаковым системам.
Т. 6. С. 106 — 150.

31 Ср.: Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Белецкая Н.Н. Языческая
символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

32 Роль рабочей песни в генезисе поэзии впервые была освещена в исследовании: Bьcher К.
Arbeit und Rhytmus. Leipzig, 1896 (рус. пер.: Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923), откуда
заимствуются приводимые ниже примеры.

33 “Яесня о мельнице Гротти” входит в состав прозаической “Эдды”. Фенья и Менья —
мифические персонажи этой песни, великанши, мелющие на волшебной мельнице золото. —
Младшая Эдда. С. 79-81.

- 347 -


34 См. примеч. 29 к ст. 4.

35 См. примеч. 11 к ст. 2.

36 С. 166 Лин — в греческой мифологии сын Аполлона, “божественный пастух”,
растерзанный псами, по другой версии — музыкант и певец, подобный Орфею, убитый
Аполлоном, по третьей — убитый Гераклом его учитель. Первоначально Лином называлась
скорбная песнь об умершем; песни о страданиях Лина распространились по всему миру,
выйдя за пределы Греции. — См.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 55-56.

37 Афиней (А.Н. Веселовский употребляет старую форму написания этого имени —
Атеней) из Навкратиса (11-Ш вв.) — греческий писатель, представитель так называемой
второй софистики, литературного направления H-IV вв., ориентированного прежде всего на
риторику. Здесь и далее А.Н. Веселовский ссылается на его сочинение в 15 книгах
“Пирующие софисты” (или “Пир мудрецов”), важный источник для изучения истории
греческой литературы, культуры, театра. — Рус. пер. см. в: Поздняя греческая проза / Сост.,
вступ. ст., примеч. С. Поляковой; №д. пер. М. Грабарь-Пассек. М., 1960. С. 449-470: Пер. С.
Ошерова; см. также: Тройский ИМ, История античной литературы. 5-е изд., испр. и доп. М.,
1988. С. 233.

38 См. примеч. 37 к ст. 5.

39 См. примеч. 3.

40 Гипорхема — в Древней Греции народная плясовая песня, жанр, отчетливо отражающий
синкретизм пения, танца и поэтического текста.

41См. примеч. 8 к ст. 4.

42 Пэан (или пеан, пэон; гр. παιών, παιάν) — жанр древнегреческой хоровой лирики, гимн в
честь Аполлона, благодарственная песнь богам за спасение или победная песнь.
Стихотворный размер этого жанра носит то же название.

43 Вакхилид (или Бакхилид) — древнегреческий поэт V в. до н. э., представитель хоровой
лирики. В течение многих веков были известны лишь отрывки из произведений Вакхилида,
пока в 1896 г. не был найден сборник его стихотворений. А.Н. Веселовский имеет в виду его
дифирамб “Тезей”, где отец героя, афинский царь Эгей, отвечает на вопрошания хора. —
См.: Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1980. С. 269-271.

С. 167

45 46

44 Латона (или Лето, Лета) — в греческой мифологии богиня, родившая от Зевса
Аполлона и Артемиду.

Артемида — в греческой мифологии вечно девственная богиня-охотница. 6Имеется в виду следующее место из гимна “К Аполлону Делосскому”:

После, Лето помянув пышнокудрую и Артемиду

Стрелолюбивую, песни поют о мужах и о женах,

В древности живших, и племя людей в восхищенье приводят.

Дивно умеют они подражать голосам и напевам

Всяких людей; и сказал бы, услышав их, каждый, что это

Голос его, — до того хорошо их налажены песни.

Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С. 44.

47 Лукиан (ок. 120 — ок. 190) — древнегреческий писатель-сатирик, значительную часть жизни посвятивший занятиям риторикой и философией. Его диалог

- 348 -


“О пляске” см.: Лукиан, Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. и коммент. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935. Т. 2. С. 49-80: Пер. Н.П. Баранова.

48 Диоскуры — в греческой мифологии сыновья Зевса Кастор и Полидевк (в римской
мифологии — Кастор и Поллукс), близнецы, прославившиеся многочисленными
приключениями (возвращение похищенной Елены, участие в походе аргонавтов, похищение
невест у соперников и др.).

49 Имеется в виду Аякс Теламонид, или “большой Аякс”, участник Троянской войны,
второй по силе после Ахиллеса, смерть которого стала косвенной причиной безумия Аякса.
Проиграв спор с Одиссеем за оружие погибшего Ахиллеса, Аякс впал в бешенство и решил
перебить ахейских вождей. Оберегающая их Афина насылает на Аякса безумие, и он
уничтожает скот ахейцев. Придя в себя, Аякс кончает жизнь самоубийством.

50 В греческой мифологии троянский царевич, разрешивший спор между тремя богинями
(Герой, Афиной и Афродитой) об их красоте в пользу Афродиты. При ее помощи Парис
похищает Елену, что стало причиной Троянской войны.

51 Гектор — в греческой мифологии главный защитник Трои, пользовавшийся
покровительством Аполлона. Убит в поединке с Ахиллесом, который провозит труп Гектора
вокруг Трои, привязав его к своей колеснице.

52 Геракл — в греческой мифологии герой, сын Зевса. Согласно мифу, богиня Гера, ревнуя
Зевса к матери Геракла Алкмене, насылает на Геракла безумие, в котором он убивает
собственных детей. Служа Эврисфею, Геракл совершает 12 подвигов добывает шкуру
немейского льва, убивает лернейскую гидру, ловит золоторогую лань, эриманфского вепря и
др.

53 См. примеч. 25; см. также: Ксенофонт, Полн. собр. соч. 4-е изд. М., 1887. Ч. 1-5.

54 Дионис — в греческой мифологии бог плодородия, виноделия; связанный со
стихийными силами земли, он всегда противопоставляется аристократическому богу
Аполлону. — См.: Лосев А.Ф. Дионис // Мифы народов мира. Т. 1. С. 380-382; см. также
примеч. 32 к ст. 1.

55 Ариадна — в греческой мифологии внучка солнца Гелиоса, дочь критского царя
Миноса, спасшая Тесея из Лабиринта (см. примеч. 8). Однако Тесей покинул спящую
Ариадну на острове Наксос по велению богов, ибо ей суждено было стать супругой бога
Диониса. Влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и вступил с нею в брак.

56 Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ и писатель,
ученик Сократа. В диалоге “Государство” Платон говорит о мимезисе подражании — в
связи с музыкой, которую он понимает как мусическое искусство, непременно включающее
в себя танец. — См.: Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.
Асмуса. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 130-199: Пер. А.Н. Егунова.

57 Аристотель указывал: “...только ритмом без гармонии совершается подражание в
искусстве плясунов, ибо они изобразительными ритмами достигают подражания и
характерам, и страстям, и действиям” (Аристотель. Поэтика. 1447 а 26 — 28 // Аристотель и
античная литература. С. 112).

58 Лесбонакс из Митилены — греческий ритор и филолог, живший в Митиленах (о.
Лесбос) во времена римского императора Августа (27-14 до н. э.).

- 349 -


59 “...Пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их
воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего <...>, являя
прекрасное единство душевной и телесной красоты” (Лукиан, О пляске. С. 52: Пер. Н.П.
Баранова). Общим местом в античности было понимание пляски как “философии без слов”.
Ср.: “...у танцоров руки их в непрерывном движении передают самую сущность явлений и
тем самым являют взгляду подлинную философию без слов” (Жизнеописание Эзопа // Басни
Эзопа / Пер., ст. и коммент. М.Л. Гаспарова. М., 1968. (ЛП).С. 16).

60 См. примеч. 28 к ст. 3. Здесь имеется в виду сохранившийся отрывок (480 стихов)
произведения, известного под названием “Щит Геракла”, отличающийся от других
произведений Гесиода (“Труды и дни”, “Теогония”), хотя иногда и приписываемый ему, —
См.: Радциг СМ. История древнегреческой литературы. С. 106.

61 См. примеч. 13 к ст. 4.

62 Плутарх, (ок. 46 — ок. 127) — древнегреческий писатель, историк, философ. Имеется в
виду глава из его основного сочинения “Сравнительные жизнеописания”, где даны
параллельные биографии знаменитых греков и римлян, — См.: Плутарх. Сравнительные
жизнеописания: В 3 т. / Изд. подгот. С.П. Маркиш, С.И. Соболевский. М., 1961. Т. I. С. 69-70:
Пер. С.П. Маркиша. Ср. также: Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

63 Дихория (гр. σύο— два, χορός — хор) — двоехорие, перекличка двух хоров.

64 Ср. работу об обрядовой песне ученика А.Н. Веселовского Е.В. Аничкова (см. примеч.
12 к ст. 4). Освещая связь календарного обряда и народного творчества, Аничков
выстраивает схему исторического развития поэзии от обряда к песне и от песни к поэзии.

С. 168

65 Безразлично — в смысле: полагая отсутствие различия; высказанная здесь идея
первичности обряда подтверждается последующими выводами представителей ритуальной
школы. — См. об этом подробнее: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. С. 97-98.

66 См.: Чичеров В.И. Зимний период русского народного календаря XVI-XIX вв.: Очерки
по истории народных верований. М., 1956; Соколова В.К. Весенне-летние календарные
обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979; см. также примеч. 31.

67 См.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни
и развитие обычаев. М., 1983; см. примеч. 12 к ст. 4.

С. 169

68 Сакс Ганс (1494-1576) — немецкий поэт-мейстерзингер и драматург, видный
представитель “неученой” бюргерской литературы. — См.: Пастернак Б.Л. Избранные
переводы. М., 1940.

69 Нэш (Нэсш) Томас (1567-ок. 1601) — английский писатель, публицист, драматург.
Упоминаемая А.Н. Веселовским комедия — единственная из сохранившихся его пьес (1592:
опубл. в 1600). — См.: Nash T. The works. London, 1966. V. 1-5.

70 Упоминаемый диалог начинается песней Весны (“Когда фиалка голубая // И желтый
дрок, и львиный зев, // И маргаритка полевая // Цветут, луга ковром одев...”), которой
отвечает Зима (“Когда свисают с крыши льдинки, // И дует Дик-пастух в кулак, // И леденеют
сливки в крынке, // И разжигает Том очаг...”). — См.: Шекспир. У. Бесплодные усилия любви
// Шекспир У. Поли. собр. соч.: В 8 т. / Под общ. ред. А. Смирнова, А. Аникста. М., 1958. Т.
2. С. 511: Пер. Ю. Корнеева.

- 350 -


Речь идет об очень древнем жанре, имеющемся во всех традициях, в частности, в виде “диспутов” времен года.

71 Висенте Жиль (ок. 1470 — ок. 1536) — родоначальник португальского театра, автор
около 40 комедий, фарсов, использовавших народную традицию.

72 Каролингская пора — время правления династии Каролингов, названной по имени
франкского короля (с 768) и императора (с 800) Карла Великого (742-814). Часто говорят о
“каролингском возрождении” — кулкгурном подъеме VIII-IX вв. в империи Карла и
королевствах династии Каролингов, центром которого стал привлеченный к королевскому
двору круг образованных людей эпохи — “Академия” под руководством Алкуина.

73 Имеется в виду “Словопрение Весны с Зимой” англосаксонского ученого Флакка
Альбина Алкуина (ок. 735-804), центральной фигуры каролингского возрождения, советника
Карла Великого. Алкуин способствовал сохранению и распространению античного наследия,
его собственные стихотворения отражают его начитанность, влияние творчества Вергилия.
— См.: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970. С. 262-264:
Пер. Б.И. Ярхо.

74 А.Н. Веселовский полагал, что Алкуин подражает здесь диалогической IIIэклоге
Вергилия из книги его “Буколик”. — См.: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. С. 44-49:
Пер. С. Шервинского.

75 См. примеч. 26 к ст. 4.
С. 170

76 Обнаруженные и исследованные за последнее время многочисленные тексты восточных
(в том числе древнейшей письменной шумерской традиции Месопотамии II тыс. до н. э. и
позднейших — сирийской, пехлевийской среднеперсидской и т. п.) и западных (особенно
латинской средневековой) литератур, относящиеся к жанру прений, позволяют
предположить, что наряду с предполагаемыми А.Н. Веселовским обрядовыми истоками
нужно учитывать и очень раннюю память этого жанра как собственно литературного. — См.:
Иванов Вяч. Вс. О некоторых принципах современной науки и их приложении к семиотике
малых (коротких) текстов // Этнолингвистика текста. I. С. 5 — 6,

77 См.: Эзоп. Зима и Весна // Басни Эзопа. С. 141 (№ 272).

78 Семик ~ реликт анимистических религиозных языческих представлений, народный
праздник поклонения душам умерших, справлявшийся в четверг на 7-й неделе после Пасхи и
сопровождавшийся плетением венков, гаданиями и проч.

79 О мифологии умирающего и воскресающего бога см.: Мелетинский Е.М. Мифы
древнего мира в сравнительном освещении // Типология и взаимосвязи литератур древнего
мира. М., 1971. С. 68-133; его же. Поэтика мифа. М., 1976; Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н.
Исследования в области славянских древностей. М., 1974; Гринцер П.А. Умирающий и
воскресающий бог / Мифы народов мира. Т. 2. С. 547 — 548; ср.: Тан-Богораз В.Г. Миф об
умирающем и воскресающем звере // Художественный фольклор. М., 1929. Т. 1.

80 Миф о греческом боге Дионисе (см. примеч. 54) воплощает древние представления об
исчезающем и возвращающемся божестве плодородия, что можно связать с зимним
умиранием и весенним пробуждением природы. Это сближает его с религией египетского
Озириса или финикийского Адониса (см. примеч. 90). Посвященные этому богу весенние
(март — апрель) праздники — Дионисии, религиозно-культовые обряды послужили
источником драмы. — См.: Ярхо В.Н. Греческая ли-

- 351 -


тература классического периода (V IV вв. до н. э.): Поэзия // ИВЛ. Т. 1. С. 345-350; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 142-182; см. также примеч. 32 к ст. 1; Иванов Вяч. Вс. Возникновение трагедии // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. С. 237-293; Топоров В.Н. К происхождению древнегреческой драмы: вопрос об индоевропейских истоках // Balkano-Balto-Slavica. Симпозиум по структуре текста. М., 1979; его же. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы // Текст: Семантика и структура. М., 1983.

81 Триэтерии (от гр. τριετια— трехлетие) — праздники, отмечавшиеся раз в три года.

82 Эсхатологический миф — миф, повествующий о предстоящем конце мира.

В отличие от большинства мифов, повествующих о прошлом, данный миф пророчествует о будущем, он известен многим народам и культурам. — См.: Мифы народов мира. Т. 2. С. 670-671.

83 Бальдр — в скандинавской мифологии прекрасный юный бог, убитый слепым богом Хедом, о чем повествуется в “Старшей” и “Младшей Эдде”. Смерть Бальдра — начало скандинавского эсхатологического мифа, предвестие гибели мира в целом, за которой следует возрождение. — См.: Мелетинский ЕМ. “Эдда” и ранние формы эпоса. М., 1968; Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. С. 151.

84 Маны — в римской мифологии боги загробного мира, позже — обожествленные души
умерших предков. С ними связана подземная богиня Мания, насылавшая на людей безумие.

85 Керы — в греческой мифологии демонические существа, дети Ночи. Иногда их
сближают с эринниями, иногда — со славянскими карами.

86 Русалки — в славянской мифологии вредоносные существа, связанные с миром
мертвых. — См. подробнее: Иванов Вяч. Вс. Русалки // Мифы народов мира. Т. 2. С. 390.

87 Дикая охота — в германской мифологии призраки и духи, носящиеся по небу во время
зимних бурь во главе с Диким охотником (он восходит к древне-германскому Одину,
предводительствовавшему воинством мертвецов, проносящемуся по небу). — См.:
Веселовский А.Н. Легенды о диком охотнике: Опыт генетического объяснения. J-H // ЖМНП.
1887. Июль. Ч. 251. С. 294-307.

Date: 2015-09-05; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию