Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Три главы из исторической поэтики 3 page- 360 - но органично смешение и взаимопроникновение объективного и лирического в драме. Ведь даже ни одно из действующих лиц не может описывать трагического героя, — ибо покажется, что поэт суфлирует душам <...>. Что присутствует здесь и лирика, об этом, кроме характеров, каждый из которых — сам объективный лирик, заявляют прежде всего хоры древних, эти праотцы драмы, пылающие лирическим огнем у Эсхила и Софокла; сентенции Шиллера и многих других — это маленькие хоры, это как бы народные пословицы на более высоком уровне” (Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. Ал. В. Михайлова. М., 1981. С. 243 244). 163 Каррьер Филипп Мориц (1817-1895) — немецкий философ и эстетик, испытавший 164 Carriиre M. Die Kunst im Zusammenhang dei Kulturentwicklung und die Ideale der 165 Ионийский, дорийский, эолийский — диалекты древнегреческого языка, каждый из 166 В лекциях В. Ваккернагеля по поэтике (Wackernagel W. Poetik, Rhetorik und Stilistik. 167 Benloew L. Les lois de 1'histoire. Paris, 1881. 168 Lacombe P. Introduction a 1'histoire litteraire. Paris, 1898. 169 “Лирика, по существу, предшествует всем поэтическим формам, потому что вообще 170 Переводчик эстетических трудов Г.В. Гегеля на французский язык сопроводил их С. 192 171 См.: Talvy. Versuch einer geschichtlichen Charakteristik der Volkslieder germanischer 172 Gautier L. Les йpopйes franзaises. Paris, 1878. 2. ed. V. 5. P. 3-5. 173 См. Mullenhof K. De antiquissima Germanorum poesi chorica. 1845; Wackernagel W. - 361 - С. 193 174См.: Lazarus M., Steinthal H. Einleitende Gedanken tiber Volkerpsychologie, als Einleitung zu einer Zeitschrift fur Vцlkerpsychologie und Sprachwissenscpaft // Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft. 1860. B. 1. S. 49. 175 См.: Paris G. Histoire poйtique de Charlemagne. Paris, 1865. P. l-2j 176 Краткий обзор существующих разногаасий см.: Маркевич Щ. Основные проблемы 177 См. примеч. 8 к ст. 1; примеч. 5 к ст. 2. 178 Речь идет о: Werner R.M. Lyrik und Lyriker. Hamburg u. Leipzig, 1890. 179 Имеется в виду акт. I, сцена 2. — См.: Шекспир У. Поли. собр. соч. М., 1960. Т. 6. С. 61: 180 Валентин В. (Valentin V. 1842-1900) — немецкий историк и теоретик литературы, автор C. 196 181 Проза Жан-Поля (см. примеч. 162) весьма своеобразна: обширные языковые периоды 182 Lacombe P. Introduction a l’histoire litteraire. P. 7, 318 след., 341. 183 См.: Jakobowski L. Die Anfдnge der Poesie. Grundlegung zu einer realistischen 184 См.: Letourneau Ch. L'evolution litteraire dans les diverses races humaines. Paris, 1894. 185 См.: Матов Д. Епосьть ли е най-старият родъ въ поезията? // Български Пръгледъ. С. 200 186 См.: Borinski K. Deutsche Poetik. Leipzig, 1895. 187 См.: Bruchmann К. Poetik. Naturlehre der Dichtung. Berlin, 1898. 188 См. примеч. 43. 189 См. примеч. 42. 190 Архилох (2-я пол. VII в. до н. э.) — древнегреческий поэт-лирик, зачинатель ямбической 191 Теренций Публий (ок. 195 — 159 до н. э.) — римский комедиограф, использовавший С. 202 192 Источником светской комедии во Франции XIII в. стало народное искусство жонглеров, выступавших с монологами-сказами, каков, например, упоминаемый А.Н. Веселовским “.Сказ о травах” Рютбёфа (см. примеч. 145), пародирующий речь торгующего травами на ярмарке. “Вольный стрелок из Баньоле” — анонимный комический монолог этого же типа. См. примеч. 47 к ст. 4. - 362- 194 Rote (фр.) — средневековый музыкальный инструмент типа арфы, сопровождавший С. 203 195 Понтано Джованни (ок. 1422 или 1426-1503) — итальянский писатель-гуманист, 196 Гиларод, симод, магод, дизиод — участники возникновения драмы, весельчаки, шуты, 197 Ливии Андроник из Тарента — римский поэт III в. до н. з. Дату первой постановки его 198 Агон (тр. αγων — борьба, соревнование) — состязание поэтов, жанр спора, в котором 199 Имеется в виду, в частности, миф о победе Аполлона (см. примеч. 101), игравшего на 200 Имеется в виду состязание шутов из 5-й сатиры I книги (ок. 35 — 34 до н. э.) Горация 201 Плавт Тит Макций (ок. 254 — ок. 184 до н. э.) — римский комедиограф, С. 204 202 См. примеч. 42 к ст. 4. 203 Бхарата — в индийской мифологии и эпической литературе племя, род, - 363 - к которому принадлежали герои “Махабхараты” — кауравы и пандавы. В их честь Индия в древности называлась “страной бхаратов”. Бхараты упоминаются в “Ригведе”, “Рамаяне”. — См.: Гринцер П.А. Бхарата // Мифы народов мира. Т.Д. С. 201. См. также литературу в примеч. 42 к ст. 4. 204 Пандавы — главные герои древнеиндийского эпоса “Махабхарата”, пять названных 205 “Махабхарата” — “Сказание о великих Бхарата” — древнеиндийский эпос. — См.: 206 Солон (между 640 и 635 — ок. 559 до н. э.) — древнегреческий государственный 207 Гиппарх — афинский тиран VI в. до н. э. (527-514 г. до н. э.), сын Писистрата, 208 О состязании Гомера и Гесиода см., например: Плутарх. Пир семи мудрецов // Адриан (76-138) — римский император (с 117) из династии Антонинов. С. 205 209 См. примеч. 49 к ст. 4. 210 Ном (гр. νόμος — мелодия, песня) — лирический жанр античной поэзии, песнь в честь 211 См. примеч. 24 к ст. 1. С. 207 212 См. примеч. 11. С. 209 С. 210 214 “Домострой” — древнерусский сборник начала XVI в., нормирующий отношение к 215 Commedia dell'arte, комедия дель арте, или комедия масок, — итальянская комедия 216 См. примеч. 29 к ст. 1. 217 Имеются в виду несоответствия, содержащиеся в “Песни о Роланде”: Карл Великий С. 211 218 Марсилий — правитель Сарагосы; Балаган — египетский эмир — персонажи “Песни о - 364 - дань первому крестовому походу — позднейшей вставкой в текст поэмы. — Мелетинский Е.М. Героический эпос // ИВЛ. М., 1984. Т. 2. С. 519. 219 См. примеч. 11 к ст. 2. 220 См. примеч. 33 к ст. 4. 221 См.: Voretsch С. Die franzцsische Heldensage. Heidelberg, 1894. S. 7. Ср. новейшие С. 214 222 См. примеч. 214. 223 См. примеч. 77 к ст. 5. Это утверждение А.Н. Веселовского В.Н. Перетц 224 Александрийская эпоха — период в развитии греческой литературы, охватывающий III- Прежде, бывало, в объятиях душил Археад меня. Нынче К бедной ко мне и шутя не обращается он. Но не всегда и медовый Эрот нам бывает приятен, Часто, лишь боль причинив, сладок становится бог. — Александрийская поэзия. С. 305: Пер. Л. Блуменау. 225 Гетера (гр. γεταιρα — подруга, любовница) — в Древней Греции образованные 226 См. примеч. 42. 227 Ксенофан (ок. 565 — после 478) — странствующий древнегреческий философ и поэт, С. 216 228 Комос — праздничное шествие, сопровождаемое пением, танцами, шутками, связанное - 365 - веселых процессий, связанной с культом Диониса, относят к VI в. до н. э. Вероятно, с комосом связано название комедии. 229 Алкей (конец VII — 1-я пол. VI в. до н. э.) — греческий поэт, создатель так 230 Стесихор (ок. 630 — 550 до н. э.; наст, имя — Тисий) — прозвище древнегреческого 231 Арион (VII — VI вв. до н. э.) — греческий поэт, считавшийся в древности создателем 232 Имеется в виду платоновское разделение лирики (как выступления поэта от 233 Здесь необходимо уточнение: Аристотель все виды искусства слова изначально сводил 234 Сеида (или Суда) — памятник византийской литературы приблизительно X в., 235 Эолийский — относящийся к греческому племени золийцев; монодизм — солирование, 236 А.Н. Веселовский цитирует здесь “Политику” (1286ЫО-14) Аристотеля; в новейшем 237 Панафинеи — основной афинский праздник, посвященный рождению Афины (июль- 238 Партийная — здесь и далее: от лат. pars — часть, т.е. отвечающая интересам не всего - 366 - 239 Феогнид — греческий поэт VI в. до н. э., автор многочисленных дошедших до нас Ни гиацинтов, ни роз не дождешься от лука морского; Также свободных детей не ожидай от рабынь. — Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С- 312. 240 Ср. иной пер.: “Войди: из благородных ты”. — Там же. С- 225. 241 Имеется в виду следующее место из Алкея (см. примеч. 229): Царь сказал: “Человек — богатство”. Нет бедному славы, чести — нищему. — Античная лирика. С. 54: Пер. Вяч. Иванова. Предоставь все божьей воле — боги часто горемык, После бед к земле приникших, ставят на ноги опять, А стоящих низвергают и лицом склоняют ниц. — Античная лирика. С. 118: Пер. Г. Церетели. Эти места в новейшем переводе: Как же, Кронид, допускает душа твоя, чтоб нечестивцы Участь имели одну с теми, кто правду блюдет, Чтобы равны тебе были разумный душой и надменный, В несправедливых делах жизнь проводящий свою? — Античная лирика. С. 149: Пер. В. Вересаева. Людям одно божество благое осталось — надежда. Прочие все на Олимп, смертных покинув, ушли. — Там же. С. 171: Пер. С. Апта. 244 Симонид Кеосский (ок. 556-468 до н. э.) — древнегреческий поэт, особенно 245 Деметра — в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. — См.: Тахо- С. 218 246 Симонид (или Семонид) Аморгский — древнегреческий поэт VII в. до н. э. Здесь — См.: Античная лирика. С. 122-124: Пер. Я. Голосовкера. 247 См. примеч. 13 к ст. 4. А.Н. Веселовский говорит здесь о сосуществовании в поэзии 248 Палинодия (гр. πάλι(v) — наоборот, ωδη — песнь) — песнь отречения. Имеется в виду - 367 - Не по правде гласит преданье: Не взошла ты на палубу судна, Не плыла ты в Пергам троянский. — Античная лирика. С. 86: Пер. Я. Голосовкера. Б предшествующем “Палинодии” произведении — “Елена”, о котором выше упоминает А.Н. Веселовский, Стесихор-Тисий излагал миф о Елене в том виде, в каком он отражен в эпосе, изображающем Елену преступницей. Однако в ряде греческих местностей Елена почиталась как богиня красоты. Разгневанная на Стесихора за его стихотворение, Елена, согласно преданию, ослепляет его, и, чтобы смягчить ее гнев и загладить свою вину, Стесихор пишет свою покаянную песнь — “Палинодию”, где Елена изображается уже в виде верной жены, в то время как в Трою увозится лишь ее призрак. 249 Речь идет о формальном усовершенствовании хоровой песни, введенном Стесихором и С. 219 250 Имеется в виду “Лето” Алкея: Сохнет, други, гортань — Дайте вина! Звездный ярится Пес. Пекла летнего жар Тяжек и лют; Жаждет, горит земля... — Античная лирика. С. 51-52: Пер. Вяч. Иванова. 251... как осла хребет, Заросший диким лесом, он вздымается. Невзрачный край, немилый и нерадостный, Не то, что край, где плещут волны Сириса. ... От страсти трепыхаясь, как ворона — Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С 210, 214. 252 “Музы мне почет принесли, к искусствам // Приобщив своим”; “И не забудут об нас, 253 См.: Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. С. 300, 307. 254 Алкей. “К Сапфо”: Сапфо фиалкокудрая, чистая, С улыбкой нежной! Очень мне хочется Сказать тебе кой-что тихонько, Только не смею: мне стыд мешает. — Античная лирика. С. 36: Пер. В. Вересаева. - 368 - Сапфо. “К Алкею”: Когда б твой тайный помысл невинен был, Язык не прятал слова постыдного, Тогда бы прямо с уст свободных Речь полилась о святом и правом. — Там же. С. 70: Пер. В. Вересаева. 256 См.: Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. С. 254; “Carmina Burana” — см. 257 Эпиталама (гр. επιταλαμιος — свадебный) — свадебная лирическая песня в Древней С. 220 Эй, потолок поднимайте, — О Гименей! — Выше, плотники, выше! О Гименей! Входит жених, подобный Арею, Выше самых высоких мужей! — Античная лирика. С. 68: Пер. В. Вересаева. “Невинность моя, невинность моя, Куда от меня уходишь?” “Теперь никогда, теперь никогда К тебе не вернусь обратно”. — Там же. С. 68: Пер. В. Вересаева. 260 Эфебы — в Древней Греции свободнорожденные юноши, обучавшиеся военному 261 Сократ (ок. 469-399 до н. э.) — древнегреческий философ, один из наиболее 262 См.: Античная лирика. С. 56: Пер. В. Вересаева. 263 Имеется в виду “Гимн Афродите”. См.: Античная лирика. С. 55-56: Пер. Вяч. Иванова. 264 См.: Античная лирика. С. 66: Пер. Вяч. Иванова. 265 См.: Koegel R. Geschichte der deutschen Literatur bis zum Ausgang des Mittelalters. 266 Согласно церковной легенде XI в. танцевавшая во время богослужения молодежь - 369 - 267 О пастурели — см. примеч. 25 к ст. 4: о тенцоне — примеч. 26 к ст. 4; jeu parti — 268 Лиро-эпический жанр баллады (от провале, ballar — плясать) возникает в 269 Нейдхарт фон Ройенталь (1180-1240) — немецкий поэт-миннезингер, зачинатель
|