Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три главы из исторической поэтики 3 page





- 360 -


но органично смешение и взаимопроникновение объективного и лирического в драме. Ведь даже ни одно из действующих лиц не может описывать трагического героя, — ибо покажется, что поэт суфлирует душам <...>. Что присутствует здесь и лирика, об этом, кроме характеров, каждый из которых — сам объективный лирик, заявляют прежде всего хоры древних, эти праотцы драмы, пылающие лирическим огнем у Эсхила и Софокла; сентенции Шиллера и многих других — это маленькие хоры, это как бы народные пословицы на более высоком уровне” (Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. Ал. В. Михайлова. М., 1981. С. 243 244).

163 Каррьер Филипп Мориц (1817-1895) — немецкий философ и эстетик, испытавший
влияние Гегеля. Здесь А.Н. Веселовский упоминает и цитирует его труд: Carriиre М. Das
Wesen und die Formen der Poesie. Leipzig, 1894. S. 172, 225.

164 Carriиre M. Die Kunst im Zusammenhang dei Kulturentwicklung und die Ideale der
Menschheit. B. I-V. Leipzig, 1863-1873. B. II. S. 108, 227; Каррьер М. Искусство в связи с
культурным развитием и идеалы человечества / Пер. Е. Корша. М., 1874.

165 Ионийский, дорийский, эолийский — диалекты древнегреческого языка, каждый из
которых преимущественно соответствовал отдельным видам и родам поэзии.

166 В лекциях В. Ваккернагеля по поэтике (Wackernagel W. Poetik, Rhetorik und Stilistik.
Akademische Vorlesungen. Halle, 1873) система литературных жанров рассматривалась в
сравнительно-историческом аспекте.

167 Benloew L. Les lois de 1'histoire. Paris, 1881.

168 Lacombe P. Introduction a 1'histoire litteraire. Paris, 1898.

169 “Лирика, по существу, предшествует всем поэтическим формам, потому что вообще
чувство рождает поэзию, в нем искра, ее зажигающая; поэзия предшествует всем
поэтическим формам как лишенный облика огонь Прометея, членящий и одушевляющий
облики, фигуры, формы” (Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. С. 276).

170 Переводчик эстетических трудов Г.В. Гегеля на французский язык сопроводил их
издание (Hegel G.W. Esthetique / Trad. pax Benard. Paris, 1840-1841, 5 v.) своим аналитико-
критическим разбором курса эстетики немецкого философа, включенным позднее и в его
русское издание (М., 1859-1860).

С. 192

171 См.: Talvy. Versuch einer geschichtlichen Charakteristik der Volkslieder germanischer
Nation. Leipzig, 1840; Schipper J. Altenglische Metrik. Bonn, 1881; Westphal R., Rossbach A.
Metrik der Griechen. 2 Aufl. 1868. B. II; Croiset A. La poesie de Pindar et les lois du lyrisme grec.
Paris, 1895.

172 Gautier L. Les йpopйes franзaises. Paris, 1878. 2. ed. V. 5. P. 3-5.

173 См. Mullenhof K. De antiquissima Germanorum poesi chorica. 1845; Wackernagel W.
Altfranzцsische Lieder und Leiche. Basel, 1846. S. 180; Litiencron R. von. Die historische
Vцlkslieder der Deutschen vom XIII bis XVI Jahrhundert. Leipzig, 1865. B. I. S. 70-72; Uhland L.
Abhandlung ьber die deutschen Volkslieder // Uhlandsschriften zur Geschichte der Dichtung und
Sage. Stuttgart, 1866; Geijer E.G. Altschwedische Balladen, Mдrchen und Schwдnke samt einigen
dдnischen Volksliedern / Ьbers. von G. Monike. Stuttgart, 1836. Работы немецкого поэта и
одного из создателей германистики Людвига Уланда (1787-1862) сыграли значительную роль
в выработке концепции А.Н. Веселовского. См.: Жирмунский В.М. Историческая поэтика
А.Н. Веселовского и ее источники // Записки / ЛГУ. Сер. филол. науки. 1939. Вып. 3.

- 361 -


С. 193

174См.: Lazarus M., Steinthal H. Einleitende Gedanken tiber Volkerpsychologie, als Einleitung zu einer Zeitschrift fur Vцlkerpsychologie und Sprachwissenscpaft // Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie und Sprachwissenschaft. 1860. B. 1. S. 49.

175 См.: Paris G. Histoire poйtique de Charlemagne. Paris, 1865. P. l-2j

176 Краткий обзор существующих разногаасий см.: Маркевич Щ. Основные проблемы
науки о литературе. С. 169-201: Литературные роды и жанры (здесь же приведена
библиография).

177 См. примеч. 8 к ст. 1; примеч. 5 к ст. 2.
С. 195

178 Речь идет о: Werner R.M. Lyrik und Lyriker. Hamburg u. Leipzig, 1890.

179 Имеется в виду акт. I, сцена 2. — См.: Шекспир У. Поли. собр. соч. М., 1960. Т. 6. С. 61:
Пер. М. Лозинского.

180 Валентин В. (Valentin V. 1842-1900) — немецкий историк и теоретик литературы, автор
трудов: Rhytmus als Grundlage einer wissenschaftliche Poetik (1870), Ьber Kunst, Kьnstler und
Kunstwerke (1889).

C. 196

181 Проза Жан-Поля (см. примеч. 162) весьма своеобразна: обширные языковые периоды
совмещают в себе самый разнородный семантико-стилистический материал, жесткая
противоположность между языком прозы и поэзии как бы снимается.

182 Lacombe P. Introduction a l’histoire litteraire. P. 7, 318 след., 341.
С. 197

183 См.: Jakobowski L. Die Anfдnge der Poesie. Grundlegung zu einer realistischen
Entwicklungsgeschichte der Poesie. Dresden u. Leipzig, 1891. Представитель натуралистической
школы в поэзии, Якобовский был последователем Ч. Дарвина в науке, что отразилось в его
попытке объяснить происхождение поэзии биологическими потребностями и законами
(голод, половое влечение).

184 См.: Letourneau Ch. L'evolution litteraire dans les diverses races humaines. Paris, 1894.

185 См.: Матов Д. Епосьть ли е най-старият родъ въ поезията? // Български Пръгледъ.
София, 1895. Год II. Кн. 3. С. 77

С. 200

186 См.: Borinski K. Deutsche Poetik. Leipzig, 1895.

187 См.: Bruchmann К. Poetik. Naturlehre der Dichtung. Berlin, 1898.
С. 201

188 См. примеч. 43.

189 См. примеч. 42.

190 Архилох (2-я пол. VII в. до н. э.) — древнегреческий поэт-лирик, зачинатель ямбической
поэзии с присущей ей простотой языка и обличительным пафосом; до нас дошли лишь
фрагменты его произведений. — См.: Античная лирика. С. 114-120 (упоминаемый А.Н.
Веселовским “Гимн Гераклу” см.: С. 120: Пер. В. Нилендера); Эллинские поэты в переводах
В.В. Вересаева. С. 205-230.

191 Теренций Публий (ок. 195 — 159 до н. э.) — римский комедиограф, использовавший
традиции новоаттической комедии, создавший комедию масок. — См.: Теренций. Комедии /
Пер. В. Артюшкова; Вступ. ст. В. Ярхо. М., 1985.

С. 202 192 Источником светской комедии во Франции XIII в. стало народное искусство жонглеров, выступавших с монологами-сказами, каков, например, упоминаемый А.Н. Веселовским “.Сказ о травах” Рютбёфа (см. примеч. 145), пародирующий речь торгующего травами на ярмарке. “Вольный стрелок из Баньоле” — анонимный комический монолог этого же типа.

 

См. примеч. 47 к ст. 4.

- 362-


194 Rote (фр.) — средневековый музыкальный инструмент типа арфы, сопровождавший
исполнение лэ.

С. 203

195 Понтано Джованни (ок. 1422 или 1426-1503) — итальянский писатель-гуманист,
Основатель Понтановой Академии, одного из центров итальянского Возрождения. 1 Помимо
стихотворных произведений, он писал диалоги сатирического характера.

196 Гиларод, симод, магод, дизиод — участники возникновения драмы, весельчаки, шуты,
создатели гиларотрагедии (tkapoTpa7w6ta) — “веселой трагедии”, подобной фарсу, или
трагикомедии.

197 Ливии Андроник из Тарента — римский поэт III в. до н. з. Дату первой постановки его
пьесы на “Римских играх” (240 до н. э.) принято считать началом римской художественной
литературы. Его пьесы — вольный перевод греческих комедий и трагедий.

198 Агон (тр. αγων борьба, соревнование) — состязание поэтов, жанр спора, в котором
ощутимы отголоски переклички фольклорных хоров. Об агоне как споре героев трагедии
О.М. Фрейденберг, в частности, пишет в связи с трагедиями Эсхила: основной конфликт
“Прикованного Прометея” заключается в агоне Зевса и Прометея, сохранившем форму
борьбы “нового” и “старого” начал. В мифолого-образном плане, из которого возникает этот
понятийный план, “агон двух противников всегда носил характер единоборства старого года
с новым, старого солнца с новым, старой смерти с новой жизнью. В мире мифологических
образов такая семантика воплощалась в старцах, в старческих хорах, в старых отцах и
одряхлевших героях, в заклании детей и юношей, в конфликтах детей и отцов” (Фрейденберг
О.М.
Миф и литература древности. С. 351). Некоторые исследователи возводят к
“агоничности” основные черты древнегреческой культуры (см.: Зайцев А.И. Культурный
перевороте Древней Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985), при этом в современной науке
существует тенденция отодвигания “агонистичности” к более раннему,
общеиндоевропейскому этапу развития культуры (см.: Иванов Вяч. Вс. О возможности
реконструкции литературы как совокупности текстов // Исследования по структуре текста. С.
66).

199 Имеется в виду, в частности, миф о победе Аполлона (см. примеч. 101), игравшего на
кифаре, над сатиром Марсием, игравшим на флейте. Среди многочисленных функций
Аполлона есть и покровительство музыкантам и певцам; один из эпитетов Аполлона —
Мусагет, т.е. предводитель муз. — См.: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом
развитии. С. 295-299.

200 Имеется в виду состязание шутов из 5-й сатиры I книги (ок. 35 — 34 до н. э.) Горация
(см. примеч. 23 к ст. 4), где описывается его поездка в свите Мецената в Брундизий в 37 г. до
н. э. — См.: Квинт Гораций флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. С. 262-263: Пер. М.
Дмитриева.

201 Плавт Тит Макций (ок. 254 — ок. 184 до н. э.) — римский комедиограф,
обращавшийся к традиции греческой комедии, новой аттической комедии IV-III вв. до н. э.
Имеются в виду буффонадные перебранки таких комических персонажей Плавта, как
Палестрион и Скеледр (“Хвастливый воин”), Грумион и Транион (“Привидение”), Либан и
Леонид (“Ослы”). — См.: Тит Макций Плавт. Избранные комедии / Вступ. ст. и коммент. С.
Ошерова. М., 1967.

С. 204

202 См. примеч. 42 к ст. 4.

203 Бхарата — в индийской мифологии и эпической литературе племя, род,

- 363 -


к которому принадлежали герои “Махабхараты” — кауравы и пандавы. В их честь Индия в древности называлась “страной бхаратов”. Бхараты упоминаются в “Ригведе”, “Рамаяне”. — См.: Гринцер П.А. Бхарата // Мифы народов мира. Т.Д. С. 201. См. также литературу в примеч. 42 к ст. 4.

204 Пандавы — главные герои древнеиндийского эпоса “Махабхарата”, пять названных
сыновей царя Панду. — См.: Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975.
См. также литературу к примеч. 42 к ст. 4.

205 “Махабхарата” — “Сказание о великих Бхарата” — древнеиндийский эпос. — См.:
Махабхарата. М.; Л., 1950-1976. Кн. 1-2,4-5; Махабхарата. Рамаяна / Пер. С. Липкина, В.
Потаповой; Вступ. ст. П. Гринцера; Примеч. А. Ибрагимова и др. М., 1974.

206 Солон (между 640 и 635 — ок. 559 до н. э.) — древнегреческий государственный
деятель и поэт, первым установил порядок в исполнении поэм Гомера.

207 Гиппарх — афинский тиран VI в. до н. э. (527-514 г. до н. э.), сын Писистрата,
известный также как поэт. Уже при Писистрате поэмы Гомера вошли в обиход греческой
культуры и исполнялись рапсодами.

208 О состязании Гомера и Гесиода см., например: Плутарх. Пир семи мудрецов //
Плутарх. Сочинения / Сост. С. Аверинцева; Вступ. ст. А. Лосева; Коммент. А. Столярова. М.,
1983. С. 360-388.

Адриан (76-138) — римский император (с 117) из династии Антонинов. С. 205

209 См. примеч. 49 к ст. 4.

210 Ном (гр. νόμος — мелодия, песня) — лирический жанр античной поэзии, песнь в честь
Аполлона. Типичным представителем жанра был Тимофей Милетский (ум. в 357).

211 См. примеч. 24 к ст. 1. С. 207

212 См. примеч. 11. С. 209
213См. примеч. 151.

С. 210

214 “Домострой” — древнерусский сборник начала XVI в., нормирующий отношение к
религии, государству, семье, домашнему хозяйству, содержащий правила социального
поведения и жесткие бытовые нормы (здесь: строгий порядок).

215 Commedia dell'arte, комедия дель арте, или комедия масок, — итальянская комедия
XVT-XVTII вв., отличавшаяся импровизационным характером (причем в основе
импровизации лежала краткая сюжетная схема-сценарий, либретто), постоянным набором
персонажей-масок (господ, слуг, влюбленных), наделенных и неизменными именами. — См.:
Сценарии “Комедии дель арте” // Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Под
ред. С. С. Мокульского. М., 1953. Т. 1; Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. 2-е
изд. М., 1962.

216 См. примеч. 29 к ст. 1.

217 Имеются в виду несоответствия, содержащиеся в “Песни о Роланде”: Карл Великий
стал императором в 800 г., события же, описанные в “Песни”, относятся к 778 г., когда 36-
летний Карл был франкским королем; его войны с саксами и нападение на его войско в
Ронсевальском ущелье басков превращены в “Песни” в битвы с сарацинами.

С. 211

218 Марсилий — правитель Сарагосы; Балаган — египетский эмир — персонажи “Песни о
Роланде”, мусульмане, враги Карла. Современные ученые считают эпизод сражения Карла с
мусульманским воинством Балигана — идейно-художественную

- 364 -


дань первому крестовому походу — позднейшей вставкой в текст поэмы. — Мелетинский Е.М. Героический эпос // ИВЛ. М., 1984. Т. 2. С. 519.

219 См. примеч. 11 к ст. 2.

220 См. примеч. 33 к ст. 4.
С. 212

221 См.: Voretsch С. Die franzцsische Heldensage. Heidelberg, 1894. S. 7. Ср. новейшие
исследования в этой области: Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд. М.; Л., 1958;
Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.; Л.,
1962; Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса // Ранние формы и архаические
памятники. М., 1963; Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М, Вопросы литературы и
эстетики. М., 1975. С. 447-483; Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. М., 1988.

С. 214

222 См. примеч. 214.
С. 215

223 См. примеч. 77 к ст. 5. Это утверждение А.Н. Веселовского В.Н. Перетц
интерпретирует как свидетельство отхода ученого от “предвзятых идей юности” в сторону
признания поэта “исполнительным органом”, т.е. как его приход к пониманию, “что в
литературе, в поэзии, как и вообще в искусстве, важно не что, а как, и что история
литературы имеет своим предметом изучение не этого что (мысли, содержания), а как
(форм). С этого времени, с 1890-х годов, Веселовский выдвигает новые задачи истории
литературы — изучение эволюции стиля как поэтического приема, свидетельствующей об
эволюции поэтического сознания” (Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской
литературы. С. 265).

224 Александрийская эпоха — период в развитии греческой литературы, охватывающий III-
I вв. до н. э., в настоящее время чаще именуемый эллинистическим. Название связано с тем,
что в это время греческий язык и культура получили распространение в Египте, центром
которого была Александрия, где и сосредоточилась основная масса литераторов эпохи.
Возможно, А.Н. Веселовский имеет здесь в виду любовную эпиграмму Асклепиада:

Прежде, бывало, в объятиях душил Археад меня. Нынче К бедной ко мне и шутя не обращается он. Но не всегда и медовый Эрот нам бывает приятен, Часто, лишь боль причинив, сладок становится бог.

Александрийская поэзия. С. 305: Пер. Л. Блуменау.

225 Гетера (гр. γεταιρα подруга, любовница) — в Древней Греции образованные
женщины, искушенные в литературе, искусстве, философии, не состоящие в браке, и
ведущие свободный образ жизни. Существовала и иная разновидность гетер, сочетающих
эротическую свободу со свободой от высоких интеллектуальных притязаний. — Ср.: Лукиан
из Самосаты.
Разговоры гетер // Лукиан из Самосаты. Избранное / Сост. и коммент. И.
Нахова, Ю. Шульца; Вступ, ст. И. Нахова. М., 1962. С. 342-369.

226 См. примеч. 42.

227 Ксенофан (ок. 565 — после 478) — странствующий древнегреческий философ и поэт,
излагавший свои взгляды в эпических поэмах, один из родоначальников философской
поэзии, а также автор поэм исторического содержания, элегий и др.

С. 216

228 Комос — праздничное шествие, сопровождаемое пением, танцами, шутками, связанное
с греческой аграрной обрядностью. Распространение традиции этих

- 365 -


веселых процессий, связанной с культом Диониса, относят к VI в. до н. э. Вероятно, с комосом связано название комедии.

229 Алкей (конец VII — 1-я пол. VI в. до н. э.) — греческий поэт, создатель так
называемой алкеевой строфы; Анакреон (или Анакреонт; ок. 570-478 до н. э.) см. примеч.
47 к ст. 5.

230 Стесихор (ок. 630 — 550 до н. э.; наст, имя — Тисий) — прозвище древнегреческого
поэта, означающее “устроитель хоров”. Хоровые лиро-эпические поэмы Стесихора дошли до
нас лишь в нескольких отрывках. — См.: Античная лирика. С. 86-87.

231 Арион (VII — VI вв. до н. э.) — греческий поэт, считавшийся в древности создателем
трагедийного стиля, литературного жанра дифирамба, который до Ариона существовал
только в устной традиции. Его произведения не сохранились, одна из легенд об Арионе
отражена в стихотворении А.С. Пушкина “Арион”.

232 Имеется в виду платоновское разделение лирики (как выступления поэта от
собственного лица, в частности, в дифирамбе) и драматической поэзии (трагедии, комедии),
основанной на мимезисе, подражании, в его сочинении “Государство” (III 394 с.) — См.:
Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С. 89-454: Пер. А.Н. Егунова.

233 Здесь необходимо уточнение: Аристотель все виды искусства слова изначально сводил
к подражанию: “Сочинение эпоса, трагедий, а также комедий и дифирамбов, равно как и
большая часть авлетики с кифаристикой, — все это в целом не что иное, как подражания
(мимезис); различаются же они между собою трояко: или разными средствами подражания,
или разными его предметами, или разными, нетождественными способами” (“Поэтика”. 1447
а 13-17). Повествовательную поэзию, (т.е. не драматическую) Аристотель называет
“подражающей посредством метра”, хотя это и не совсем ясно (“Поэтика”. 1459а18-19). —
См.: Аристотель и античная литература. С. 112,152. О противоречиях концепции Аристотеля
см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С-
418-423.

234 Сеида (или Суда) — памятник византийской литературы приблизительно X в.,
толковый словарь, включающий статьи по истории античной литературы.

235 Эолийский — относящийся к греческому племени золийцев; монодизм — солирование,
в противоположность хоризму. См. примеч. 165-
С. 217

236 А.Н. Веселовский цитирует здесь “Политику” (1286ЫО-14) Аристотеля; в новейшем
русском переводе цитируемое место звучит так: “А когда нашлось много людей, одинаково
доблестных, то, отказавшись подчиняться власти одного человека, они стали изыскивать
какой-нибудь общий вид правления и установили политию” (Аристотель. Соч.: В 4 т. М.,
1984. Т. 4. С. 479: Пер. С.А. Жебелева).

237 Панафинеи — основной афинский праздник, посвященный рождению Афины (июль-
август), отмечавшийся либо ежегодно в течение двух дней (малые Панафинеи), либо раз в
четыре года (на третий год олимпиады) в течение четырех дней (большие Панафинеи), когда
к Акрополю двигалась торжественная процессия (помпа), старейшины несли оливковые
ветви, статуе Афины преподносилось новое платье.

238 Партийная — здесь и далее: от лат. pars — часть, т.е. отвечающая интересам не всего
общества в целом, как это было в эпоху архаической эпики, а какой-то его сословной части.

- 366 -


239 Феогнид — греческий поэт VI в. до н. э., автор многочисленных дошедших до нас
элегий назидательно-нравоучительного, автобиографического и любовного содержания. А.В.
Веселовский упоминает следующий его текст:

Ни гиацинтов, ни роз не дождешься от лука морского; Также свободных детей не ожидай от рабынь.

— Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С- 312.

240 Ср. иной пер.: “Войди: из благородных ты”. — Там же. С- 225.

241 Имеется в виду следующее место из Алкея (см. примеч. 229):

Царь сказал: “Человек — богатство”. Нет бедному славы, чести — нищему.

 

Античная лирика. С. 54: Пер. Вяч. Иванова.
Имеется в виду фрагмент:

Предоставь все божьей воле — боги часто горемык, После бед к земле приникших, ставят на ноги опять, А стоящих низвергают и лицом склоняют ниц.


 

— Античная лирика. С. 118: Пер. Г. Церетели. Эти места в новейшем переводе:


Как же, Кронид, допускает душа твоя, чтоб нечестивцы Участь имели одну с теми, кто правду блюдет, Чтобы равны тебе были разумный душой и надменный, В несправедливых делах жизнь проводящий свою?

Античная лирика. С. 149: Пер. В. Вересаева.

Людям одно божество благое осталось — надежда. Прочие все на Олимп, смертных покинув, ушли.

Там же. С. 171: Пер. С. Апта.

244 Симонид Кеосский (ок. 556-468 до н. э.) — древнегреческий поэт, особенно
прославившийся своими плачами — тренами (у древних выражение “симонидовы слезы”
вошло в поговорку). — См.: Поэты-лирики древней Эллады и Рима в переводах Я.
Голосовкера. М., 1955;.Античная лирика. С. 175-184.

245 Деметра — в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия. См.: Тахо-
Годи А А.
Деметра // Мифы народов мира. Т. 2. С. 364-366.

С. 218

246 Симонид (или Семонид) Аморгский — древнегреческий поэт VII в. до н. э. Здесь
имеется в виду его обширное произведение “Различно женщин нрав сложил вначале Зевс”.

— См.: Античная лирика. С. 122-124: Пер. Я. Голосовкера.

247 См. примеч. 13 к ст. 4. А.Н. Веселовский говорит здесь о сосуществовании в поэзии
одной и той же эпохи тенденций антифеминистического характера и пафоса прославления и
воспевания женщины, ее красоты, возвышенности и изысканности ее чувств, чем отмечена
поэзия Сапфо.

248 Палинодия (гр. πάλι(v) наоборот, ωδη — песнь) — песнь отречения. Имеется в виду
отрывок (целиком “Палинодия” не сохранилась):

- 367 -


Не по правде гласит преданье: Не взошла ты на палубу судна, Не плыла ты в Пергам троянский.

Античная лирика. С. 86: Пер. Я. Голосовкера.

Б предшествующем “Палинодии” произведении — “Елена”, о котором выше упоминает А.Н. Веселовский, Стесихор-Тисий излагал миф о Елене в том виде, в каком он отражен в эпосе, изображающем Елену преступницей. Однако в ряде греческих местностей Елена почиталась как богиня красоты. Разгневанная на Стесихора за его стихотворение, Елена, согласно преданию, ослепляет его, и, чтобы смягчить ее гнев и загладить свою вину, Стесихор пишет свою покаянную песнь — “Палинодию”, где Елена изображается уже в виде верной жены, в то время как в Трою увозится лишь ее призрак.

249 Речь идет о формальном усовершенствовании хоровой песни, введенном Стесихором и
подхваченном впоследствии другими поэтами, — о трехчастной композиции, или
триадической структуре: песня строилась не из одиночных строф, как ранее, а из двух
симметричных строф, замыкаемых третьей, именуемой эподом, или припевом. Поэмы
Стесихора “Герионеида” и “Фиваида” построены таким образом. -См.: Ярхо В.Н. Греческая
литература архаического периода // ИВЛ. Т. 1. С. 340.

С. 219

250 Имеется в виду “Лето” Алкея:

Сохнет, други, гортань Дайте вина! Звездный ярится Пес. Пекла летнего жар Тяжек и лют; Жаждет, горит земля...

Античная лирика. С. 51-52: Пер. Вяч. Иванова.

251... как осла хребет,

Заросший диким лесом, он вздымается. Невзрачный край, немилый и нерадостный, Не то, что край, где плещут волны Сириса.

... От страсти трепыхаясь, как ворона

— Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. С 210, 214.

252 “Музы мне почет принесли, к искусствам // Приобщив своим”; “И не забудут об нас,
говорю я, и в будущем” (См.: Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. С. 243). В
настоящее время принадлежность этих строк Сапфо отрицается.

253 См.: Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. С. 300, 307.

254 Алкей. “К Сапфо”:

Сапфо фиалкокудрая, чистая, С улыбкой нежной! Очень мне хочется Сказать тебе кой-что тихонько, Только не смею: мне стыд мешает.

Античная лирика. С. 36: Пер. В. Вересаева.

- 368 -



Сапфо. “К Алкею”:


Когда б твой тайный помысл невинен был, Язык не прятал слова постыдного, Тогда бы прямо с уст свободных Речь полилась о святом и правом.

Там же. С. 70: Пер. В. Вересаева.

256 См.: Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. С. 254; “Carmina Burana” — см.
примеч. 112.

257 Эпиталама (гр. επιταλαμιος свадебный) — свадебная лирическая песня в Древней
Греции, приветствие новобрачным.

С. 220

Эй, потолок поднимайте,

О Гименей!

Выше, плотники, выше!

О Гименей!

Входит жених, подобный Арею,

Выше самых высоких мужей!

Античная лирика. С. 68: Пер. В. Вересаева.

“Невинность моя, невинность моя, Куда от меня уходишь?” “Теперь никогда, теперь никогда К тебе не вернусь обратно”.

Там же. С. 68: Пер. В. Вересаева.

260 Эфебы — в Древней Греции свободнорожденные юноши, обучавшиеся военному
искусству и посещавшие школы риторов, философов.

261 Сократ (ок. 469-399 до н. э.) — древнегреческий философ, один из наиболее
выдающихся мыслителей древности. О его философии можно составить представление на
основании трудов его ученика Платона, изложившего идеи учителя в форме диалогов.

262 См.: Античная лирика. С. 56: Пер. В. Вересаева.
С. 221

263 Имеется в виду “Гимн Афродите”. См.: Античная лирика. С. 55-56: Пер. Вяч. Иванова.

264 См.: Античная лирика. С. 66: Пер. Вяч. Иванова.

265 См.: Koegel R. Geschichte der deutschen Literatur bis zum Ausgang des Mittelalters.
Strassburg, 1894. T. I. S. 55—51;Jeanroy A. Les origines de la poйsie lyrique en France au moyen
age. Paris, 1889.

266 Согласно церковной легенде XI в. танцевавшая во время богослужения молодежь
деревни Кёльбиг понесла наказание. Латинский стихотворный вариант этой легенды несет на
себе следы влияния немецкой игровой лиро-эпической песни. — См.: Schrцder E. Die Tanzer
von Kцlbigk. Ein Mirakel des XI. Jahrhundert // Zeitschrift fьr Kirchengeschichte. 1897. XVII. S.
94 passim.

- 369 -


267 О пастурели — см. примеч. 25 к ст. 4: о тенцоне — примеч. 26 к ст. 4; jeu parti —
французская разновидность провансальской тенцоны, диалог двух поэтов.

268 Лиро-эпический жанр баллады (от провале, ballar — плясать) возникает в
средневековых романских литературах первоначально как хороводная песня лирического
характера, претерпевая на протяжении своего существования заметные изменения. Романс
(исп. romanca) — жанр испанской народной поэзии, с XVI в. ставший литературным.

269 Нейдхарт фон Ройенталь (1180-1240) — немецкий поэт-миннезингер, зачинатель
сельской куртуазной поэзии, так называемого “деревенского миннезанга” (см. примеч. 37 к
ст. 5), заимствовавшего формы у “весенних” крестьянских песен. См.: Поэзия трубадуров.
Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. С. 350-355, 545.

Date: 2015-09-05; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию