Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В сфере применения⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Общие принципы регулирования информационных систем и техно- Логий Правовое обеспечение информационных систем и технологий в юридиче- ской литературе принято рассматривать в двух аспектах. Первый связан с уре- гулированием отношений, определяемых созданием информационных систем и технологий. Второй аспект рассматривается в контексте их использования в си- стеме общественно-экономической жизни. При этом вокруг создания и эксплуатации информационных технологий возникает широкий круг общественных отношений, которые связаны: – с правом на разработку информационных систем и их отдельных объек- тов; – с правом авторства на объекты информационной системы и систему в целом; – с правом собственности в отношении объектов информационной систе- мы и системы в целом и ограничением этого права; – с ограничением права на разработку и применение информационных си- стем; – с обязанностями по созданию надежных и безопасных информационных систем; – с ответственностью за создание информационных систем, в том числе не удовлетворяющих стандартам и требованиям безопасности. В процессе функционирования и эксплуатации информационных систем возникают отношения, связанные: – с правом на применение информационных систем и его ограничением; – с правом собственности в отношении информационной системы и ее объектов, а также с ограничением этого права; – с правом авторства на объекты информационной системы и систему в целом; – с обязанностями по качественной и безопасной эксплуатации информа- ционных систем, обеспечением информационной безопасности, как для систем, так и для пользователей; – с ответственностью за функционирование и эксплуатацию информаци- онных систем, не удовлетворяющих стандартам и требованиям безопасности, а также за ненадлежащую эксплуатацию качественных информационных си- стем1. 1 См.: Бачило И.Л. Информационное право: Учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Фе- дотов / Под ред. акад. РНА Б.Н. Топорнина. – СПб.: Издательство "Юридический центр Пе- рес", 2001. – С. 272-273, 275 72 В настоящее время эти общественные отношения нашли отражение в раз- ных актах, но на законодательном уровне весь этот круг в полном объеме не урегулирован. Закон об информации определяет лишь отдельные положения, связанные с разработкой и эксплуатацией информационных технологий и систем, использо- ванием информационно-телекоммуникационных сетей, а также приводит осо- бенности правового регулирования государственных информационных систем. Немного конкретизируем указанные положения. Отношения, возникающие при разработке и внедрении информационных систем, технологий и средств их обеспечения, регулируются нормами граждан- ского законодательства, в первую очередь Гражданского кодекса РФ (гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и техноло- гических работ»). Работы, связанные с созданием и вводом в действие автома- тизированных информационных систем, технологий и средств их обеспечения, включая проведение научно-исследовательских работ, проектных работ по со- зданию таких объектов, выполняются на условиях договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК)1. Статья 13 Закона указывает, что информационные системы могут быть государственными, муниципальными и иными, подразумевая, что оператором иной системы могут выступать юридические и физические лица. Государствен- ными называются федеральные и региональные информационные системы, со- зданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных орга- нов. Муниципальные информационные системы создаются на основании реше- ния органа местного самоуправления. Закон об информации не устанавливает права собственности на информа- ционные системы, а лишь указывает на ее оператора. Оператором информаци- онной системы является собственник используемых для обработки содержа- щейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник за- ключил договор об эксплуатации информационной системы. Порядок создания и эксплуатации государственных или муниципальных информационных систем устанавливаться в соответствии с техническими ре- гламентами и нормативными правовыми актами государственных органов и ор- ганов местного самоуправления. В частности, они создаются и эксплуатируют- ся на основе статистической и иной документированной информации, предо- ставляемой гражданами, организациями, государственными органами и орга- нами местного самоуправления с учетом требований, предусмотренных Феде- ральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение ра- бот, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. 1 Копылов В.А. Указ. соч. – С. 198. 73 Функции оператора государственной информационной системы осуществ- ляются заказчиком, заключившим государственный контракт на ее создание. Заказчик же определяет порядок ее ввода в эксплуатацию. К порядку ввода в эксплуатацию отдельных систем требования могут быть установлены Прави- тельством России. Технические средства, предназначенные для обработки ин- формации, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, также должны соответствовать установленным для них требова- ниям. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющие- ся государственными или муниципальными, определяется их операторами на основании законодательства РФ. При разработке и использовании информационных систем следует соблю- дать авторские и иные права. Закон прямо указывает, что не допускается экс- плуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности. Кроме того, права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на саму базу данных. Таким образом, взаимоотношения оператора и обладателей авторских и иных прав на программные и аппаратные компоненты информационной систе- мы, базы данных и содержащуюся в них информацию, отвечающую требовани- ям авторского законодательства, регулируются законодательством об интеллек- туальной собственности. Компьютерные программы и базы данных выступают объектом авторских прав. Они охраняются Законом от 9 июля 1993 года № 5351-I «Об авторских правах» и специальным Законом от 23 сентября 1992 года № 3523-1 «О право- вой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Программам для ЭВМ предоставляется защита как произведениям науки, лите- ратуры и искусства, а базам данных – как сборникам. Техническое обеспечение информационных технологий может включать такие объекты, как топологии интегральных микросхем, защищаемые Феде- ральным Законом от 23 сентября 1992 года №3526-1"О правовой охране топо- логий интегральных микросхем". Технические решения, на которых основана реализация средств обеспечения технологий, могут содержать изобретения, по- лезные модели или промышленные образцы, то есть выступать объектами па- тентного права, регулируемого Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 го- да. Право авторства и право на использование информационных систем и тех- нологий могут принадлежать разным лицам. При этом оператор, эксплуатиру- ющий эти системы и технологии обязан соблюдать и защищать исключитель- ные права авторов. Автором считается лицо, творческим трудом которого создается объект интеллектуальной собственности. Если в создании объектов интеллектуальной собственности участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определя- 74 ется соглашением между ними. Личные права являются неотчуждаемыми и охраняются бессрочно. Имущественные права представляют собой права на использование объек- та интеллектуальной собственности. Они могут принадлежать как авторам, так и иным лицам, передаваться по договорам и т. д. Изначально они могут возни- кать у разных лиц. Это могут быть автор, который создал объект интеллекту- альной собственности, работодатель, если объект создан в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания и договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное. Патент, охраняющий права на изобретение, вообще может быть выдан любому лицу, которого укажет автор. Закон об информации в статье 15 содержит принципиальные положения, связанные с правовым регулированием эксплуатации информационно- телекоммуникационных сетей. Заложен принцип, что регулирование использо- вания информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа осу- ществляется в соответствии с общепринятой международной практики дея- тельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок же исполь- зования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется их владельцами. Передача информации в сетях должна осуществляется без ограничений, но с соблюдением требований законодательства по распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Но отдельно, на законода- тельном уровне и при осуществлении предпринимательской деятельности мо- жет быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть. При этом полу- чатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Фе- дерации, вправе, а в установленных случаях обязан, провести проверку, позво- ляющую установить отправителя электронного сообщения. Использование информационно-телекоммуникационных сетей в хозяй- ственной или иной деятельности не должно вызывать каких-либо дополнитель- ных ограничений в указанной деятельности. 2. Государственная автоматизированная система «Выборы» Применение новых информационных технологий является одним из путей повышения эффективности, достоверности и надежности процессов обеспече- ния выборов. Работа по автоматизации выборных технологий в России нача- лась с 90-х годов. Первый опыт показал преимущества компьютерных техноло- гий по сравнению с традиционными, что придало проблеме их внедрения госу- дарственный характер. Указ Президента РФ «О разработке и создании Государ- ственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"» от 23 августа 1994 года явился правовой основой для создания этой системы. Дальнейшему развитию правовой базы послужил Указ Президента РФ «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автома- тизированной системы Российской Федерации "Выборы"» от 28 февраля 1995 года. Он явился основой для разработки Федеральной целевой программы раз- вития ГАС «Выборы», получившей одобрение в постановлении Правительства 75 РФ от 18 декабря 1995 года. Функционирование системы обеспечивалось Ука- зом Президента «Об обеспечении деятельности Государственной автоматизи- рованной системы Российской Федерации "Выборы"» от 18 августа 1995 года.1 Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» предназначена для реализации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума. Особый статус данной ин- формационной системы подчеркивается принятием специального Федерально- го Закона «О государственной автоматизированной системе Российской Феде- рации "Выборы"» от 10 января 2003 года № 20-ФЗ, явившемся логическим за- вершением развития правовой базы. Закон (ст. 1 Закона) регулирует отношения, возникающие при использова- нии Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее – ГАС «Выборы»), применяемой для автоматизации инфор- мационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, при эксплуатации и развитии ГАС «Выборы», а также при решении с ее использо- ванием задач, не связанных с выборами и референдумом. ГАС «Выборы» явля- ется федеральной автоматизированной информационной системой, функциони- рующей на территории Российской Федерации. ГАС «Выборы» используется и развивается на основе следующих основ- ных принципов (ст. 4): 1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них; 2) обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комис- сий референдума при использовании ГАС «Выборы»; 3) оперативное информирование избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума; 4) недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС "Выборы" органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций; 5) сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС «Выборы»; 6) обязательное применение ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных техно- логий; 7) обеспечение безопасности информации в ГАС "Выборы" в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информа- ционных ресурсах ГАС «Выборы», в соответствии с федеральными законами; 8) обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»; 9) применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно – технических средств и средств связи ГАС «Выборы»; 1 Скоромников К.С. Указ. соч. – С. 155 – 156. 76 10) недопустимость подключения ГАС "Выборы" к сети «Интернет»; 11) недопустимость подключения ГАС "Выборы" при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы». Структурно ГАС «Выборы» соответствует системе избирательных комис- сий. В состав ГАС «Выборы» входят комплекс средств автоматизации Цен- тральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ и муниципальных, окружных, территориальных избирательных комиссий, а также возможно и средства участковых избирательных комиссий. Основные требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС «Выборы» определяет Центральная избирательная комиссия. Она устанавлива- ет порядок использования системы, принимает меры по организации единого порядка ее использования и эксплуатации, устанавливает порядок обеспечения безопасности информации. Избирательная комиссия субъекта РФ и избира- тельные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные избирательные комиссии обеспечивают использование и эксплуатацию ГАС «Выборы», обеспечивают безопасность информации, содействуют реализации ее программы развития соответственно на территории субъекта РФ или подве- домственных комплексов средств автоматизации. Отдельная глава Закона посвящена юридической силе и достоверности до- кументов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы». Определяется, что документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" приобретает юридическую силу после его обычного подписания, а электронный документ – после его подписания электронными цифровыми под- писями соответствующих должностных лиц. Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя (ст. 16): 1) персональные данные об избирателях, участниках референдума, о вы- двинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную долж- ность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума; 2) информацию о ходе и об итогах голосования; 3) картографическую информацию об административно - территориальном делении федерального и регионального уровней и др., используемую при под- готовке и проведении выборов и референдума; 4) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, ко- миссий референдума; 5) информацию о нормативных правовых актах, о выборах и референдуме; 6) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, норма- тивными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Правовой режим информационных ресурсов ГАС «Выборы» определяется через право собственности на них, право доступа к ним и обеспечение безопас- ности информации в системе. Информационные ресурсы ГАС «Выборы» независимо от уровня и спосо- ба их формирования и использования являются государственной собственно- 77 стью. В зависимости от источника и средств, на которые формируются инфор- мационные ресурсы (федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации), они могут быть соответственно федеральными, совместного веде- ния Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, ресурсами субъ- екта Российской Федерации. Персональные данные являются федеральными информационными ресурсами, независимо от уровня и способа их формирова- ния. Доступ к информационным ресурсам зависит от характера содержащихся сведений. Если они содержат персональные данные, то доступ к ним имеют: – члены Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, территориальных избирательных комиссий, комис- сий референдума, работники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечи- вающие использование ГАС «Выборы», если такая информация необходима для выполнения ими своих должностных или служебных обязанностей; – граждане, запрашивающие персональные данные о себе; – должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, которым доступ к такой информа- ции предусмотрен федеральными законами. Если информационные ресурсы не содержат персональных данных, то право доступа к ним имеют члены и работники аппарата Центральной избира- тельной комиссии Российской Федерации и работники Федерального центра информатизации. Безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты, а также осуществле- ния контроля за ее использованием. Основными из этих мер выступают (ст. 21): – сертификация системы, а также средств ее защиты; – применение сертифицированных специальных программных средств и лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных технических средств и средств связи; – исключение несанкционированного доступа к ГАС «Выборы»; – обеспечение подлинности и целостности информации в системе; – защита информации при ее передаче по сетям связи; – применение утвержденной в установленном порядке эксплуатационной документации; – установление ответственности за нарушение правил использования и эксплуатации системы в целом и ее фрагментов и т. д. Закон предусматривает дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность (ст. 24): – членов избирательных комиссий, работников аппаратов, иных лиц, не- правомерно вмешивающихся или предпринявших такую попытку в работу ГАС "Выборы" – за нарушения при функционировании ГАС «Выборы»; – лиц, имеющих право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выбо- ры», в том числе к персональным данным, получающих и использующих их – за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой ин- формации.
Date: 2015-09-05; view: 405; Нарушение авторских прав |