Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В сфере применения





ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Общие принципы регулирования информационных систем и техно-

Логий

Правовое обеспечение информационных систем и технологий в юридиче-

ской литературе принято рассматривать в двух аспектах. Первый связан с уре-

гулированием отношений, определяемых созданием информационных систем и

технологий. Второй аспект рассматривается в контексте их использования в си-

стеме общественно-экономической жизни.

При этом вокруг создания и эксплуатации информационных технологий

возникает широкий круг общественных отношений, которые связаны:

– с правом на разработку информационных систем и их отдельных объек-

тов;

– с правом авторства на объекты информационной системы и систему в

целом;

– с правом собственности в отношении объектов информационной систе-

мы и системы в целом и ограничением этого права;

– с ограничением права на разработку и применение информационных си-

стем;

– с обязанностями по созданию надежных и безопасных информационных

систем;

– с ответственностью за создание информационных систем, в том числе не

удовлетворяющих стандартам и требованиям безопасности.

В процессе функционирования и эксплуатации информационных систем

возникают отношения, связанные:

– с правом на применение информационных систем и его ограничением;

– с правом собственности в отношении информационной системы и ее

объектов, а также с ограничением этого права;

– с правом авторства на объекты информационной системы и систему в

целом;

– с обязанностями по качественной и безопасной эксплуатации информа-

ционных систем, обеспечением информационной безопасности, как для систем,

так и для пользователей;

– с ответственностью за функционирование и эксплуатацию информаци-

онных систем, не удовлетворяющих стандартам и требованиям безопасности, а

также за ненадлежащую эксплуатацию качественных информационных си-

стем1.

1 См.: Бачило И.Л. Информационное право: Учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Фе-

дотов / Под ред. акад. РНА Б.Н. Топорнина. – СПб.: Издательство "Юридический центр Пе-

рес", 2001. – С. 272-273, 275

72

В настоящее время эти общественные отношения нашли отражение в раз-

ных актах, но на законодательном уровне весь этот круг в полном объеме не

урегулирован.

Закон об информации определяет лишь отдельные положения, связанные с

разработкой и эксплуатацией информационных технологий и систем, использо-

ванием информационно-телекоммуникационных сетей, а также приводит осо-

бенности правового регулирования государственных информационных систем.

Немного конкретизируем указанные положения.

Отношения, возникающие при разработке и внедрении информационных

систем, технологий и средств их обеспечения, регулируются нормами граждан-

ского законодательства, в первую очередь Гражданского кодекса РФ (гл. 38

«Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и техноло-

гических работ»). Работы, связанные с созданием и вводом в действие автома-

тизированных информационных систем, технологий и средств их обеспечения,

включая проведение научно-исследовательских работ, проектных работ по со-

зданию таких объектов, выполняются на условиях договора на выполнение

научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических

работ (ст. 769 ГК)1.

Статья 13 Закона указывает, что информационные системы могут быть

государственными, муниципальными и иными, подразумевая, что оператором

иной системы могут выступать юридические и физические лица. Государствен-

ными называются федеральные и региональные информационные системы, со-

зданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов

Российской Федерации, на основании правовых актов государственных орга-

нов. Муниципальные информационные системы создаются на основании реше-

ния органа местного самоуправления.

Закон об информации не устанавливает права собственности на информа-

ционные системы, а лишь указывает на ее оператора. Оператором информаци-

онной системы является собственник используемых для обработки содержа-

щейся в базах данных информации технических средств, который правомерно

пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник за-

ключил договор об эксплуатации информационной системы.

Порядок создания и эксплуатации государственных или муниципальных

информационных систем устанавливаться в соответствии с техническими ре-

гламентами и нормативными правовыми актами государственных органов и ор-

ганов местного самоуправления. В частности, они создаются и эксплуатируют-

ся на основе статистической и иной документированной информации, предо-

ставляемой гражданами, организациями, государственными органами и орга-

нами местного самоуправления с учетом требований, предусмотренных Феде-

ральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение ра-

бот, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля

2005 года № 94-ФЗ.

1 Копылов В.А. Указ. соч. – С. 198.

73

Функции оператора государственной информационной системы осуществ-

ляются заказчиком, заключившим государственный контракт на ее создание.

Заказчик же определяет порядок ее ввода в эксплуатацию. К порядку ввода в

эксплуатацию отдельных систем требования могут быть установлены Прави-

тельством России. Технические средства, предназначенные для обработки ин-

формации, в том числе программно-технические средства и средства защиты

информации, также должны соответствовать установленным для них требова-

ниям.

Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющие-

ся государственными или муниципальными, определяется их операторами на

основании законодательства РФ.

При разработке и использовании информационных систем следует соблю-

дать авторские и иные права. Закон прямо указывает, что не допускается экс-

плуатация государственной информационной системы без надлежащего

оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами

интеллектуальной собственности. Кроме того, права обладателя информации,

содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране

независимо от авторских и иных прав на саму базу данных.

Таким образом, взаимоотношения оператора и обладателей авторских и

иных прав на программные и аппаратные компоненты информационной систе-

мы, базы данных и содержащуюся в них информацию, отвечающую требовани-

ям авторского законодательства, регулируются законодательством об интеллек-

туальной собственности.

Компьютерные программы и базы данных выступают объектом авторских

прав. Они охраняются Законом от 9 июля 1993 года № 5351-I «Об авторских

правах» и специальным Законом от 23 сентября 1992 года № 3523-1 «О право-

вой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Программам для ЭВМ предоставляется защита как произведениям науки, лите-

ратуры и искусства, а базам данных – как сборникам.

Техническое обеспечение информационных технологий может включать

такие объекты, как топологии интегральных микросхем, защищаемые Феде-

ральным Законом от 23 сентября 1992 года №3526-1"О правовой охране топо-

логий интегральных микросхем". Технические решения, на которых основана

реализация средств обеспечения технологий, могут содержать изобретения, по-

лезные модели или промышленные образцы, то есть выступать объектами па-

тентного права, регулируемого Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 го-

да.

Право авторства и право на использование информационных систем и тех-

нологий могут принадлежать разным лицам. При этом оператор, эксплуатиру-

ющий эти системы и технологии обязан соблюдать и защищать исключитель-

ные права авторов.

Автором считается лицо, творческим трудом которого создается объект

интеллектуальной собственности. Если в создании объектов интеллектуальной

собственности участвовало несколько физических лиц, все они считаются его

авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определя-

74

ется соглашением между ними. Личные права являются неотчуждаемыми и

охраняются бессрочно.

Имущественные права представляют собой права на использование объек-

та интеллектуальной собственности. Они могут принадлежать как авторам, так

и иным лицам, передаваться по договорам и т. д. Изначально они могут возни-

кать у разных лиц. Это могут быть автор, который создал объект интеллекту-

альной собственности, работодатель, если объект создан в порядке выполнения

служебных обязанностей или служебного задания и договором между ним и

работником (автором) не предусмотрено иное. Патент, охраняющий права на

изобретение, вообще может быть выдан любому лицу, которого укажет автор.

Закон об информации в статье 15 содержит принципиальные положения,

связанные с правовым регулированием эксплуатации информационно-

телекоммуникационных сетей. Заложен принцип, что регулирование использо-

вания информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа осу-

ществляется в соответствии с общепринятой международной практики дея-

тельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок же исполь-

зования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется их

владельцами.

Передача информации в сетях должна осуществляется без ограничений, но

с соблюдением требований законодательства по распространению информации

и охране объектов интеллектуальной собственности. Но отдельно, на законода-

тельном уровне и при осуществлении предпринимательской деятельности мо-

жет быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций,

использующих информационно-телекоммуникационную сеть. При этом полу-

чатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Фе-

дерации, вправе, а в установленных случаях обязан, провести проверку, позво-

ляющую установить отправителя электронного сообщения.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей в хозяй-

ственной или иной деятельности не должно вызывать каких-либо дополнитель-

ных ограничений в указанной деятельности.

2. Государственная автоматизированная система «Выборы»

Применение новых информационных технологий является одним из путей

повышения эффективности, достоверности и надежности процессов обеспече-

ния выборов. Работа по автоматизации выборных технологий в России нача-

лась с 90-х годов. Первый опыт показал преимущества компьютерных техноло-

гий по сравнению с традиционными, что придало проблеме их внедрения госу-

дарственный характер. Указ Президента РФ «О разработке и создании Государ-

ственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"»

от 23 августа 1994 года явился правовой основой для создания этой системы.

Дальнейшему развитию правовой базы послужил Указ Президента РФ «Об

обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автома-

тизированной системы Российской Федерации "Выборы"» от 28 февраля 1995

года. Он явился основой для разработки Федеральной целевой программы раз-

вития ГАС «Выборы», получившей одобрение в постановлении Правительства

75

РФ от 18 декабря 1995 года. Функционирование системы обеспечивалось Ука-

зом Президента «Об обеспечении деятельности Государственной автоматизи-

рованной системы Российской Федерации "Выборы"» от 18 августа 1995 года.1

Государственная автоматизированная система Российской Федерации

«Выборы» предназначена для реализации информационных процессов при

подготовке и проведении выборов и референдума. Особый статус данной ин-

формационной системы подчеркивается принятием специального Федерально-

го Закона «О государственной автоматизированной системе Российской Феде-

рации "Выборы"» от 10 января 2003 года № 20-ФЗ, явившемся логическим за-

вершением развития правовой базы.

Закон (ст. 1 Закона) регулирует отношения, возникающие при использова-

нии Государственной автоматизированной системы Российской Федерации

"Выборы" (далее – ГАС «Выборы»), применяемой для автоматизации инфор-

мационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, при

эксплуатации и развитии ГАС «Выборы», а также при решении с ее использо-

ванием задач, не связанных с выборами и референдумом. ГАС «Выборы» явля-

ется федеральной автоматизированной информационной системой, функциони-

рующей на территории Российской Федерации.

ГАС «Выборы» используется и развивается на основе следующих основ-

ных принципов (ст. 4):

1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной

обработке информации о них;

2) обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комис-

сий референдума при использовании ГАС «Выборы»;

3) оперативное информирование избирателей, участников референдума о

ходе и результатах выборов и референдума;

4) недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС

"Выборы" органов государственной власти, государственных органов, органов

местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций;

5) сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами

использования и эксплуатации ГАС «Выборы»;

6) обязательное применение ГАС "Выборы" при подготовке и проведении

выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо

ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных техно-

логий;

7) обеспечение безопасности информации в ГАС "Выборы" в сочетании с

открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информа-

ционных ресурсах ГАС «Выборы», в соответствии с федеральными законами;

8) обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием

ГАС «Выборы»;

9) применение лицензионных программных средств общего назначения,

сертифицированных специализированных программно – технических средств и

средств связи ГАС «Выборы»;

1 Скоромников К.С. Указ. соч. – С. 155 – 156.

76

10) недопустимость подключения ГАС "Выборы" к сети «Интернет»;

11) недопустимость подключения ГАС "Выборы" при ее использовании

при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и

сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы».

Структурно ГАС «Выборы» соответствует системе избирательных комис-

сий. В состав ГАС «Выборы» входят комплекс средств автоматизации Цен-

тральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ

и муниципальных, окружных, территориальных избирательных комиссий, а

также возможно и средства участковых избирательных комиссий.

Основные требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС

«Выборы» определяет Центральная избирательная комиссия. Она устанавлива-

ет порядок использования системы, принимает меры по организации единого

порядка ее использования и эксплуатации, устанавливает порядок обеспечения

безопасности информации. Избирательная комиссия субъекта РФ и избира-

тельные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные

избирательные комиссии обеспечивают использование и эксплуатацию ГАС

«Выборы», обеспечивают безопасность информации, содействуют реализации

ее программы развития соответственно на территории субъекта РФ или подве-

домственных комплексов средств автоматизации.

Отдельная глава Закона посвящена юридической силе и достоверности до-

кументов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы». Определяется,

что документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС

"Выборы" приобретает юридическую силу после его обычного подписания, а

электронный документ – после его подписания электронными цифровыми под-

писями соответствующих должностных лиц.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» включают в себя (ст. 16):

1) персональные данные об избирателях, участниках референдума, о вы-

двинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную долж-

ность, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, об уполномоченных

представителях, о членах избирательных комиссий, комиссий референдума;

2) информацию о ходе и об итогах голосования;

3) картографическую информацию об административно - территориальном

делении федерального и регионального уровней и др., используемую при под-

готовке и проведении выборов и референдума;

4) информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, ко-

миссий референдума;

5) информацию о нормативных правовых актах, о выборах и референдуме;

6) иную информацию, предусмотренную федеральными законами, норма-

тивными правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской

Федерации.

Правовой режим информационных ресурсов ГАС «Выборы» определяется

через право собственности на них, право доступа к ним и обеспечение безопас-

ности информации в системе.

Информационные ресурсы ГАС «Выборы» независимо от уровня и спосо-

ба их формирования и использования являются государственной собственно-

77

стью. В зависимости от источника и средств, на которые формируются инфор-

мационные ресурсы (федерального бюджета или бюджета субъекта Российской

Федерации), они могут быть соответственно федеральными, совместного веде-

ния Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, ресурсами субъ-

екта Российской Федерации. Персональные данные являются федеральными

информационными ресурсами, независимо от уровня и способа их формирова-

ния.

Доступ к информационным ресурсам зависит от характера содержащихся

сведений. Если они содержат персональные данные, то доступ к ним имеют:

– члены Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий

субъектов РФ, окружных, территориальных избирательных комиссий, комис-

сий референдума, работники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечи-

вающие использование ГАС «Выборы», если такая информация необходима

для выполнения ими своих должностных или служебных обязанностей;

– граждане, запрашивающие персональные данные о себе;

– должностные лица органов государственной власти, государственных

органов, органов местного самоуправления, которым доступ к такой информа-

ции предусмотрен федеральными законами.

Если информационные ресурсы не содержат персональных данных, то

право доступа к ним имеют члены и работники аппарата Центральной избира-

тельной комиссии Российской Федерации и работники Федерального центра

информатизации.

Безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством

применения организационных и технических мер защиты, а также осуществле-

ния контроля за ее использованием. Основными из этих мер выступают (ст. 21):

– сертификация системы, а также средств ее защиты;

– применение сертифицированных специальных программных средств и

лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных

технических средств и средств связи;

– исключение несанкционированного доступа к ГАС «Выборы»;

– обеспечение подлинности и целостности информации в системе;

– защита информации при ее передаче по сетям связи;

– применение утвержденной в установленном порядке эксплуатационной

документации;

– установление ответственности за нарушение правил использования и

эксплуатации системы в целом и ее фрагментов и т. д.

Закон предусматривает дисциплинарную, административную, уголовную

или материальную ответственность (ст. 24):

– членов избирательных комиссий, работников аппаратов, иных лиц, не-

правомерно вмешивающихся или предпринявших такую попытку в работу ГАС

"Выборы" – за нарушения при функционировании ГАС «Выборы»;

– лиц, имеющих право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выбо-

ры», в том числе к персональным данным, получающих и использующих их –

за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой ин-

формации.

 

Date: 2015-09-05; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию