Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственная тайна и система ее защиты в Российской Феде-
Рации К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распростране- ние которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.93 г.). Содержание государственной тайны составляют: 1. Сведения в военной области: – о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оператив- ному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Фе- дерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готов- ности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; – о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, дру- гих войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и во- енной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и мо- дернизации образцов вооружения и военной техники; – о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хра- нении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционирован- ного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физиче- ских установках оборонного значения; – о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого приме- нения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых ве- ществ военного назначения; – о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режим- ных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуа- 43 тации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; – о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспече- ния, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке. 2. Сведения в области экономики, науки и техники: – о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; – об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обес- печения обороноспособности и безопасности государства; – о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначе- нии и степени защищенности объектов административного управления, о сте- пени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; – об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчи- ках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; – о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно- конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное обо- ронное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; – об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратеги- ческих видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, опреде- ляемому Правительством Российской Федерации). 3. Сведения в области внешней политики и экономики: – о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; – о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исклю- чением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финан- совой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распростране- ние которых может нанести ущерб безопасности государства. 4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и опера- тивно-розыскной деятельности: – о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах раз- ведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскры- вают перечисленные сведения; – о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной 44 основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведыва- тельную и оперативно-розыскную деятельность; – об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой дея- тельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; – о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических си- стемах специального назначения; – о методах и средствах защиты секретной информации; – об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; – о защите Государственной границы Российской Федерации, исключи- тельной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федера- ции; – о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; – о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства. Конкретизация сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержда- ется и пересматривается Президентом РФ. Такой перечень утвержден Указом Президента РФ "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" № 1203 от 30 ноября 1995 года. Последние изменения в этот перечень внесены Указом Президента России № 243 от 03 марта 2005 года. В целях предотвращения несанкционированного доступа к сведениям, со- ставляющим государственную тайну, и их распространения государство созда- ет систему защиты. Система защиты государственной тайны — это совокуп- ность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты государственных секретов и их носителей, а также мероприя- тий, проводимых в этих целях. В целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, приме- няются следующие методы: – отнесение сведений к государственной тайне, засекречивание этих све- дений и их носителей; – установление различных степеней секретности для отнесенных к госу- дарственной тайне сведений; – организация системы допуска к государственной тайне; – особый порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; – установление обязательных правил работы с такими сведениями; – установление различных видов ответственности за нарушение правил 45 работы со сведениями, составляющими государственную тайну1. Рассмотрим содержание каждого из приведенных методов более подробно. Принципами, на основе которых осуществляется отнесение сведений к государственной тайне и проводится их засекречивание являются (ст. 6 Закона РФ «О государственной тайне»): – законность, то есть соответствие засекречиваемых сведений положениям законодательства Российской Федерации о государственной тайне; – обоснованность, реализующаяся исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан путем установления экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого; – своевременность, заключающаяся в установлении ограничений на рас- пространение сведений, составляющих государственную тайну, с момента их получения или заблаговременно. Отнесение сведений к государственной тайне руководителями органов государственной власти. Эти лица несут персональную ответственность за при- нятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к гос- ударственной тайне. Основанием для засекречивания сведений является их со- ответствие в действующих в данных органах, на предприятиях, учреждениях и организациях специальных перечнях. Если засекречиванию подлежит информация, находящаяся в собственно- сти предприятий, учреждений, организаций и граждан, то это действие осу- ществляется по представлению собственников информации или соответствую- щих органов государственной власти. Связанный с засекречиванием сведений материальный ущерб, наносимый собственнику информации, возмещается гос- ударством на основе договорных отношений между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит информация, и ее собственником. При засекречивании сведений их носителям присваивается соответствую- щий гриф секретности. Законом предусмотрено три степени секретности сведе- ний, составляющих государственную тайну. Этим степеням соответствуют три грифа секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "со- вершенно секретно" и "секретно". Таким образом, процесс засекречивания ин- формации, составляющей государственную тайну, включает два этапа: на пер- вом производится отнесение сведений к государственной тайне, на втором – отнесение этих сведений к различным степеням секретности. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществля- ется в добровольном порядке в соответствии с требованиями Закона «О госу- дарственной тайне» и Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граж- дан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постанов- лением Правительства РФ от 28 октября 1995 № 1050. Статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» предусматривает: – принятие лицом обязательств перед государством по нераспространению 1 См.: Башарин С.М. Ограничение доступа к информации в России: Лекция. – Н. Новгород, 2001. – С. 25. 46 доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; – согласие на частичные, временные ограничения прав (ст. 24 Закона предусматривает ограничение права выезда за границу, на распространение сведений, составляющих государственную тайну, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий); – письменное согласие на проведение в отношении их полномочными ор- ганами проверочных мероприятий (объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо); – ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о гос- ударственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; – принятие решения руководителем органа государственной власти, пред- приятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведе- ниям, составляющим государственную тайну; – определение видов, размеров и порядка предоставления социальных га- рантий (предусмотрены социальные гарантии в виде процентных надбавок к заработной плате, преимущественное право на оставление на работе при прове- дении организационных и штатных мероприятий). В соответствии со степенями секретности для лиц предусмотрено три формы допуска к государственной тайне. Особый порядок допуска к государственной тайне (ст. 21.1. Закона) введен в 1997 году и предусмотрен для членов Совета Федерации, депутатов Государ- ственной Думы, судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов по делам, связанным со сведениями, составляющими государствен- ную тайну. Эти лица допускаются без проведения проверочных мероприятий на основании расписки о неразглашении государственной тайны, ставшей извест- ной им в связи с исполнением своих полномочий. Обязательные правила работы со сведениями, составляющими государ- ственную тайну, определяются ведомственными нормативными актами. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, граждан- ско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действу- ющим законодательством. Date: 2015-09-05; view: 625; Нарушение авторских прав |