Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная тайна и система ее защиты в Российской Феде-





Рации

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в

области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,

контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распростране-

ние которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон

РФ "О государственной тайне" от 21.07.93 г.).

Содержание государственной тайны составляют:

1. Сведения в военной области:

– о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого

управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оператив-

ному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Фе-

дерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных

Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готов-

ности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

– о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, дру-

гих войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и во-

енной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ,

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и мо-

дернизации образцов вооружения и военной техники;

– о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хра-

нении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся

ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических

средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционирован-

ного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физиче-

ских установках оборонного значения;

– о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого приме-

нения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или

технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых ве-

ществ военного назначения;

– о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режим-

ных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуа-

43

тации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

– о дислокации, действительных наименованиях, об организационной

структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспече-

ния, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

– о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных

регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях

промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники,

об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и

материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании

государственных материальных резервов;

– об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обес-

печения обороноспособности и безопасности государства;

– о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначе-

нии и степени защищенности объектов административного управления, о сте-

пени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и

связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

– об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о

выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения,

военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании

мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчи-

ках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой

оборонной продукции;

– о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-

конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное обо-

ронное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

– об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов

платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратеги-

ческих видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, опреде-

ляемому Правительством Российской Федерации).

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

– о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской

Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб

безопасности государства;

– о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исклю-

чением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финан-

совой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распростране-

ние которых может нанести ущерб безопасности государства.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и опера-

тивно-розыскной деятельности:

– о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах раз-

ведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,

а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскры-

вают перечисленные сведения;

– о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной

44

основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведыва-

тельную и оперативно-розыскную деятельность;

– об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности

объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой дея-

тельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

– о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе

кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении

шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных

средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических си-

стемах специального назначения;

– о методах и средствах защиты секретной информации;

– об организации и о фактическом состоянии защиты государственной

тайны;

– о защите Государственной границы Российской Федерации, исключи-

тельной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федера-

ции;

– о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны,

безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской

Федерации;

– о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях

обеспечения безопасности государства.

Конкретизация сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержда-

ется и пересматривается Президентом РФ. Такой перечень утвержден Указом

Президента РФ "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"

№ 1203 от 30 ноября 1995 года. Последние изменения в этот перечень внесены

Указом Президента России № 243 от 03 марта 2005 года.

В целях предотвращения несанкционированного доступа к сведениям, со-

ставляющим государственную тайну, и их распространения государство созда-

ет систему защиты. Система защиты государственной тайны — это совокуп-

ность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и

методов защиты государственных секретов и их носителей, а также мероприя-

тий, проводимых в этих целях.

В целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, приме-

няются следующие методы:

– отнесение сведений к государственной тайне, засекречивание этих све-

дений и их носителей;

– установление различных степеней секретности для отнесенных к госу-

дарственной тайне сведений;

– организация системы допуска к государственной тайне;

– особый порядок доступа к сведениям, составляющим государственную

тайну;

– установление обязательных правил работы с такими сведениями;

– установление различных видов ответственности за нарушение правил

45

работы со сведениями, составляющими государственную тайну1.

Рассмотрим содержание каждого из приведенных методов более подробно.

Принципами, на основе которых осуществляется отнесение сведений к

государственной тайне и проводится их засекречивание являются (ст. 6 Закона

РФ «О государственной тайне»):

– законность, то есть соответствие засекречиваемых сведений положениям

законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

– обоснованность, реализующаяся исходя из баланса жизненно важных

интересов государства, общества и граждан путем установления экспертной

оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных

экономических и иных последствий этого;

– своевременность, заключающаяся в установлении ограничений на рас-

пространение сведений, составляющих государственную тайну, с момента их

получения или заблаговременно.

Отнесение сведений к государственной тайне руководителями органов

государственной власти. Эти лица несут персональную ответственность за при-

нятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к гос-

ударственной тайне. Основанием для засекречивания сведений является их со-

ответствие в действующих в данных органах, на предприятиях, учреждениях и

организациях специальных перечнях.

Если засекречиванию подлежит информация, находящаяся в собственно-

сти предприятий, учреждений, организаций и граждан, то это действие осу-

ществляется по представлению собственников информации или соответствую-

щих органов государственной власти. Связанный с засекречиванием сведений

материальный ущерб, наносимый собственнику информации, возмещается гос-

ударством на основе договорных отношений между органом государственной

власти, в распоряжение которого переходит информация, и ее собственником.

При засекречивании сведений их носителям присваивается соответствую-

щий гриф секретности. Законом предусмотрено три степени секретности сведе-

ний, составляющих государственную тайну. Этим степеням соответствуют три

грифа секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "со-

вершенно секретно" и "секретно". Таким образом, процесс засекречивания ин-

формации, составляющей государственную тайну, включает два этапа: на пер-

вом производится отнесение сведений к государственной тайне, на втором –

отнесение этих сведений к различным степеням секретности.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществля-

ется в добровольном порядке в соответствии с требованиями Закона «О госу-

дарственной тайне» и Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граж-

дан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постанов-

лением Правительства РФ от 28 октября 1995 № 1050. Статья 21 Закона РФ «О

государственной тайне» предусматривает:

– принятие лицом обязательств перед государством по нераспространению

1 См.: Башарин С.М. Ограничение доступа к информации в России: Лекция. – Н. Новгород,

2001. – С. 25.

46

доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частичные, временные ограничения прав (ст. 24 Закона

предусматривает ограничение права выезда за границу, на распространение

сведений, составляющих государственную тайну, права на неприкосновенность

частной жизни при проведении проверочных мероприятий);

– письменное согласие на проведение в отношении их полномочными ор-

ганами проверочных мероприятий (объем проверочных мероприятий зависит

от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое

лицо);

– ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о гос-

ударственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

– принятие решения руководителем органа государственной власти, пред-

приятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведе-

ниям, составляющим государственную тайну;

– определение видов, размеров и порядка предоставления социальных га-

рантий (предусмотрены социальные гарантии в виде процентных надбавок к

заработной плате, преимущественное право на оставление на работе при прове-

дении организационных и штатных мероприятий).

В соответствии со степенями секретности для лиц предусмотрено три

формы допуска к государственной тайне.

Особый порядок допуска к государственной тайне (ст. 21.1. Закона) введен

в 1997 году и предусмотрен для членов Совета Федерации, депутатов Государ-

ственной Думы, судей на период исполнения ими своих полномочий, а также

адвокатов по делам, связанным со сведениями, составляющими государствен-

ную тайну. Эти лица допускаются без проведения проверочных мероприятий на

основании расписки о неразглашении государственной тайны, ставшей извест-

ной им в связи с исполнением своих полномочий.

Обязательные правила работы со сведениями, составляющими государ-

ственную тайну, определяются ведомственными нормативными актами.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства

РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, граждан-

ско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действу-

ющим законодательством.

Date: 2015-09-05; view: 587; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию