Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование в области массовой информации





Правовые нормы в области массовой информации на сегодня составляют

один из важнейших институтов информационного права. Им регулируются со-

вокупность общественных отношений, возникающих при организации и дея-

тельности средств массовой информации, а также при производстве и распро-

странении массовой информации. Как отмечает М.А. Федотов, правовое регу-

лирование в сфере массовой информации, прежде всего, направлено на обеспе-

чение, с одной стороны, благоприятных условий для функционирования СМИ

как института демократии, а с другой, – охраны интересов личности, общества

и государства1.

Основу правового регулирования массовой информации составляет часть 5

статья 29 Конституции РФ: «Гарантируется свобода массовой информации.

Цензура запрещается».

Базовым нормативно-правовым актом в данной сфере выступает Закон РФ

«О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (в ред.

ФЗ от 21.07.2005 № 93-ФЗ). Закон декларирует два принципа, на которых осно-

вывается свобода массовой информации – недопустимость цензуры (ст. 3) и не-

допустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4). С одной

стороны, запрещается наложение запрета на распространение сообщений и ма-

териалов, их отдельных частей со стороны должностных лиц, организаций и

общественных объединений, согласование с ними публикуемых материалов. С

другой стороны – Закон ограничивает злоупотребления со стороны СМИ, не

допуская их использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний,

для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специ-

ально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятель-

ности, для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ

насилия и жестокости. Отдельно указывается на запрещение применения скры-

тых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих

вредное влияние на их здоровье, распространения сведений о способах, мето-

дах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркоти-

ческих средств, психотропных веществ.

Субъектами права массовой информации выступают учредитель, редак-

ция (главный редактор), издатель, распространитель, информационные

агентства, журналист.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть

1 См.: Федотов М.А. Право массовой информации как институт информационного права //

Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. – СПб., 2001. – С.

289.

58

гражданин, объединение граждан, организация или государственный орган.

Единственное ограничение относится к иностранному юридическому лицу или

российскому юридическому лицу, доля иностранного участия, в уставном ка-

питале которого составляет 50 процентов и более, лицу с двойным граждан-

ством, которые не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм. Права

и обязанности учредителя оговорены в статье 18 Закона. Учредитель утвержда-

ет устав редакции и заключает договор с редакцией средства массовой инфор-

мации. Учредитель вправе передать свои права и обязанности третьему лицу с

согласия редакции и соучредителей. Но он не вправе вмешиваться в деятель-

ность средства массовой информации. В соответствии с Законом учредитель

может выступать также в качестве редакции, издателя, распространителя, соб-

ственника имущества редакции.

Редакция (ст. 19) может быть юридическим лицом, самостоятельным хо-

зяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом фор-

ме. Редакция осуществляет производство и выпуск средства массовой инфор-

мации. Она осуществляет свою деятельность на основе профессиональной са-

мостоятельности. Редакцией руководит главный редактор, который представ-

ляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, гражданами, объедине-

ниями граждан, государственными органами и другими субъектами, а также в

суде. Главный редактор несет ответственность за выполнение требований,

предъявляемых законодательством к деятельности средства массовой инфор-

мации.

Устав редакции средства массовой информации принимается на общем со-

брании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большин-

ством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается

учредителем.

Деятельность главного редактора осуществляется на основе устава редак-

ции, договора между учредителем и редакцией. В уставе редакции определяют-

ся:

– взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редакто-

ра;

– полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;

– порядок назначения или избрания главного редактора, редакционной

коллегии и иных органов управления редакцией;

– основания и порядок прекращения и приостановления деятельности

средства массовой информации;

– передача и сохранение права на название, иные юридические послед-

ствия смены учредителя или изменения состава соучредителей, прекращения

деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации

редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

– порядок утверждения и изменения устава редакции.

Издателем является издательство, иное учреждение, предприятие, осу-

ществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции

средства массовой информации.

Под распространителем понимается лицо, осуществляющее распростра-

59

нение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, из-

дателем или на иных законных основаниях.

Взаимоотношения указанных субъектов осуществляются на договорной

основе (ст. 22). Договором между соучредителями средства массовой информа-

ции определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок,

условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, проце-

дура разрешения споров между ними. Договором между учредителем и редак-

цией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и

финансовые отношения. Договором между редакцией и издателем определяют-

ся также производственные, имущественные и финансовые отношения, а также

взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по матери-

ально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой

информации и ответственность сторон. Предусмотрено и заключение иных до-

говоров.

Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, со-

зданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции сред-

ства массовой информации, связанное с с нейтрудовыми или иными договор-

ными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномо-

чию.

Права журналиста приведены в статье 47 Закона. Журналист имеет право

искать, запрашивать, получать и распространять информацию, распространять

подготовленные им материалы за своей подписью, под псевдонимом или без

подписи. Для этого он может посещать государственные органы и организации,

предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-

службы, быть принятым должностными лицами. Он имеет право получать до-

ступ к документам, за исключением тех их фрагментов, которые содержат

охраняемую законом тайну, копировать и публиковать их, проверять достовер-

ность сообщаемой ему информации. В его правах производить записи, в том

числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки.

Журналист может посещать специально охраняемые места (стихийных

бедствий, аварий, массовых беспорядков, местности, в которых объявлено

чрезвычайное положение), присутствовать на митингах и демонстрациях. Он

имеет право излагать за своей подписью, или наоборот, отказаться от подготов-

ки за своей подписью, сообщения и материалы, предназначенные для распро-

странения, а также снять свою подпись при искажении материала в процессе

редакционной подготовки.

Обязанности журналиста (ст. 49) также довольно обширны. Так, он обязан

проверять достоверность сообщаемой ему информации, сохранять конфиден-

циальность ее источника, получать согласие на распространение сведений о

личной жизни гражданина, ставить граждан и должностных лиц в известность о

проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки, удовлетворять просьбы

лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник. Журналист

обязан отказаться от данного ему главным редактором распоряжения, если его

выполнение связано с нарушением закона, ставить его в известность о возмож-

ных исках, предъявленных в связи с распространением подготовленного сооб-

60

щения. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан

уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организа-

ций.

Правоотношения в области массовой информации сгруппированы За-

коном в несколько групп: отношения при создании и деятельности средства

массовой информации, при ее распространении, потреблении (отношения с

гражданами и организациями), межгосударственные отношения в области мас-

совой информации.

Создание и деятельность средства массовой информации.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность

после его регистрации и выдачи свидетельства, выдаваемого по заявлению о

регистрации (за исключением случаев, приведенных в ст. 12 Закона). При смене

учредителя или изменении состава соучредителей, названия, языка, формы или

территории периодического распространения массовой информации требуется

перерегистрация средства массовой информации. Редакции может быть отказа-

но в регистрации, но только по чисто формальным основаниям, приведенным в

статье 13. Деятельность средства массовой информации может быть прекраще-

на или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке

гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.

Отношения при распространении средства массовой информации.

Под распространением продукции средства массовой информации пони-

мается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изда-

ний, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (ве-

щание), демонстрация кинохроникальных программ.

Не допускается воспрепятствование распространению продукции средств

массовой информации, а розничная продажа, в том числе с рук, тиража перио-

дических печатных изданий не подлежит ограничениям.

Распространение продукции средства массовой информации допускается

только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в

эфир). Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать

выходные данные, включающие название издания, учредителя, фамилию, ини-

циалы главного редактора, порядковый номер, а для газет также время подпи-

сания в печать, подписной индекс (при распространении через предприятия

связи), тираж, цену (либо одну из пометок "Свободная цена", "Бесплатно"), ад-

реса редакции, издателя, типографии.

Тираж периодического издания определяется главным редактором по со-

гласованию с издателем. Для эфирного, проводного или кабельного телерадио-

вещания выдаются лицензии уполномоченным на то федеральным органом ис-

полнительной власти. В выдаче лицензии на вещание должно быть отказано,

если отсутствует техническая возможность осуществлять вещание с заявлен-

ными характеристиками либо близкими к ним.

Отношения с гражданами и организациями урегулированы в отдельной

главе Закона. Государственные органы и организации, общественные объеди-

нения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности по

запросам редакций, путем проведения пресс-конференций, рассылки справоч-

61

ных и статистических материалов. Редакция имеет право запрашивать инфор-

мацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных

объединений, их должностных лиц, как в устной, так и в письменной форме.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если

она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или

иную тайну.

Редакция не вправе: – разглашать сведения, предоставленные с условием

сохранения их в тайне; – сохранять в тайне источник информации, представ-

ленной с условием неразглашения его имени (за исключением требования су-

да); – разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность

несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его

совершении, а также признанного потерпевшим без согласия самого несовер-

шеннолетнего или его законного представителя.

При распространении в средстве массовой информации не соответствую-

щих действительности и порочащих честь и достоинство гражданина или орга-

низации сведений, эти лица вправе потребовать от редакции опровержения и

имеют право на ответ в том же средстве массовой информации. В опроверже-

нии должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности,

когда и как они были распространены.

Межгосударственные отношения в области массовой информации. В ста-

тье 54 гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам

зарубежных средств массовой информации. Гражданам Российской Федерации

гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зару-

бежных средств массовой информации. Для распространения продукции не за-

регистрированного в России зарубежного периодического печатного издания

необходимо получить разрешение уполномоченного Правительством феде-

рального органа исполнительной власти. Зарубежные корреспонденты должны

пройти аккредитацию в Министерстве иностранных дел. На аккредитованных в

России иностранных корреспондентов распространяется профессиональный

статус журналиста, они обладают установленными законодательством правами

и обязанностями журналиста.

Ответственность за нарушение законодательства о СМИ. Закон преду-

сматривает уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответ-

ственность в соответствии с законодательством Российской Федерации как за

ущемление свободы массовой информации, так и за злоупотребление свободой

массовой информации. Ущемлением свободы массовой информации считается:

– осуществление цензуры, нарушение профессиональной самостоятельно-

сти редакции;

– незаконное прекращение либо приостановление деятельности СМИ, изъ-

ятие или уничтожение тиража или его части;

– нарушение права редакции на запрос и получение информации;

– принуждение журналиста к распространению или отказу от распростра-

нения информации, установление ограничений на его контакты и передачу ему

информации, за исключением государственной, коммерческой или иной тайны;

– нарушение прав журналиста.

62

Влечет ответственность злоупотребление свободой массовой информации,

злоупотребление правами либо несоблюдение обязанностей журналиста.

Закон (ст. 60) предусматривает ответственность и за иные нарушения за-

конодательства о средствах массовой информации, выражающиеся:

– в учреждении средства массовой информации через подставное лицо;

– в незаконном изготовлении продукции средства массовой информации и

его распространении без регистрации;

– в воспрепятствовании законному распространению продукции;

– в нарушении установленных правил проведения предвыборной агитации;

– в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рекла-

мы, эротических изданий и программ;

– в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обя-

зательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;

– в создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему

радио- и телепрограмм.

Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

наступает согласно статьи 59 Закона. Она наступает собственно за злоупотреб-

ление массовой информации, в понимании статьи 4 (см. выше), и злоупотреб-

ление правами либо несоблюдение обязанностей журналиста. Злоупотребление

правами поднимется как допустимость скрытой записи лишь в ограниченном

количестве случаев, согласно ст. 50. Журналисту разрешается использование

скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, если это не нарушает кон-

ституционных прав и свобод человека и гражданина или это необходимо для

защиты общественных интересов, но с принятием меры против возможной

идентификации посторонних лиц. Демонстрация скрытой записи может также

производиться по решению суда.

Кроме этого, злоупотреблением считается (ст. 51):

– использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации

общественно значимых сведений,

– распространение слухов под видом достоверных сообщений,

– сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не явля-

ющейся средством массовой информации,

– распространять информацию с целью опорочить гражданина или отдель-

ные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой

или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии,

места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Date: 2015-09-05; view: 1080; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию