Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология активности в западноевропейской философии





Исторический экскурс к истокам психологии активности будет далеко не полным, если обойти молчанием основные психологические концепции, которые складывались в недрах философской мысли Западной Европы. Здесь следует заметить, что западноевропейская философия, как правило, не ставила своей целью «психологическое обеспечение» повседневной жизненной практики человека. Эта функция нередко отдавалась на откуп религии. Философская же наука в основном пыталась найти решение коренных проблем бытия, вопросов социального устройства, морально-этической проблематики. В тех же случаях, когда от ответов на психологические вопросы уйти не удавалось, философы нередко представляли психику как обусловленную богом сущность, проявляющуюся «в наилучшем из всех возможных миров». Таковы, к примеру, взгляды немецкого философа-идеалиста Г. В. Лейбница (1646 – 1716).

Лейбниц одним из первых – и в этом его важная заслуга в истории психологического знания – занялся изучением бессознательного. «…Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, является величайшим источником заблуждений» [цит. по: Гримак, с. 61].

Лейбницем впервые было введено понятие о «малых перцепциях» (неосознаваемых или подпороговых восприятиях), что позволяло объяснить некоторые психологические эффекты суммацией подпороговых воздействий.

И тем не менее философское учение Лейбница о монадах – последних элементах вещей – оставляло совсем немного возможностей для собственной психической активности человека. Монады – это своеобразные неделимые атомы материи, замкнутые в себе центры жизненных сил, которым свойственно стремление к самоопределению, к действию, т.к. они построены по образу и подобию рефлектирующей души. Поэтому, по словам Лейбница, по всей материи рассеяны души.

Крупнейшей фигурой в ряду философов, занимавшихся проблемами человека, был И. Кант (1724 - 1804) – родоначальник немецкого классического идеализма. Большая часть его положений о возможностях психики человека, о формах ее активности содержится в лекциях по педагогике, которые он читал в Кенигсбергском университете, в таких работах, как «Антропология», «Пролегомены», в частных письмах и заметках.

«Два человеческих изобретения, - отмечал И. Кант, - можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» [Кант И. Трактаты и письма. М., 1980, с. 448]. Воспитание и «разумность» находятся в зависимости друг от друга, и поэтому уровень воспитания в историческом плане может повышаться лишь очень постепенно.

Особое значение Кант придавал высшим уровням активности личности: «Низшие способности одни сами по себе не имеют никакой ценности… Остроумие рождает лишь пошлости, если к нему не присоединяется способность рассуждать» [там же, с. 476]. При этом, рассуждал И. Кант, «душевные возможности воспитываются лучше всего тогда, когда человек сам делает все то, что хочет сделать…» [там же, с. 476].

Сущность культуры душевных способностей раскрыта И. Кантом в статье «О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения», имеющей непосредственное отношение к психологии активности человека. Правильный рассудок, сила суждения и основательный разум создают весь объем познавательной способности главным образом постольку, поскольку эта способность рассматривается как средство для содействия практическому началу, т.е. для достижения цели. Отрыв разума от чувственного мира и человека ведет, по Канту, к мистике.

В «Антропологии» Кант замечает, что ровный характер – «радостное и веселое расположение духа» - присущ тем, кому не в чем себя упрекать. «Постоянно упражняясь, можно достичь того, что будешь в состоянии заставить себя в любой момент быть веселым членом общества» [там же, с. 287].

Психическая активность человека, считал Кант, зависит от его моральной культуры, которая должна строиться не на внешней дисциплине, а на принципах характера данного человека. Чем больше привычек приобретает человек, тем меньше он свободен и зависим в своих действиях.

Вот что пишет Кант о работе и ее психологических аспектах: «Человек должен быть занят таким образом, чтобы его всецело поглощала та цель, которую он имеет перед глазами, чтобы он совсем не замечал себя…» [там же, с. 476].

Г. В. Ф. Гегель (1770 – 1831), руководствуясь разработанным им диалектическим методом, сумел внести богатейший вклад в самые различные области человеческого знания, в т.ч. и в психологию.

В работе «Философия духа» указывается, что «субъективный дух» включает в себя «антропологию», «феноменологию духа» и «психологию». Эти три части «субъективного духа» представляют три стадии его развития, а именно души, сознания и субъекта (личности).

Другие работы Гегеля, содержащие психологические идеи: «Феноменология духа», «Философия истории», «Лекции по эстетике».

Диалектическое развитие и историзм – основные идеи, позволяющие раскрыть проблемы активности человека. На этой основе Гегель раскрыл внутреннюю связь психических явлений и их взаимопереходы. В отличие от эмпирической психологии, он считал необходимым исследовать психику не как случайное скопление лишь внешне связанных явлений, а как живой целостный процесс становления и развития.

По Гегелю именно в личности дух осознает себя как конкретную целостность. Деятельность духа предполагает творчество. Преодолевая свою ограниченность, дух должен реализовать себя в двух формах – теоретической и практической. Теория призвана исправлять односторонность практической деятельности. Теоретический дух (или ум) и практических дух (или воля) взаимопроникают и взаимоопределяют друг друга, точнее одно определяет себя через другое.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию