Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мириам Нович и ее свидетели
Сборник «Собибор: мученичество и восстание», вышедший под редакцией Мириам Нович в 1980 году, состоит из введения и воспроизведенных без всяких комментариев свидетельств двадцати пяти бывших узников лагеря, причем год, когда эти свидетельства были сделаны, в большинстве случаев не указан. Свидетельства эти, впрочем, удивительно коротки и обычно не превышают одной-двух страниц. Исключением является последняя глава книги – свидетельство Моше Бахира, в нем целых двадцать четыре страницы (стр. 139-163). Представление о правдивости высказываний этого суперсвидетеля дает, к примеру, следующий пассаж: «В феврале 1943 года Гиммлер во второй раз посетил Собибор. (…) Спустя два дня после его визита я услышал разговор Бекмана и Бредова. Один говорил другому, что целью посещения было празднование завершения уничтожения первого миллиона евреев в Собиборе». (стр. 155, 156 ) Как вы помните, до конца 1942 года в Собибор было депортировано ровно 101 370 евреев,85 а «депортированные» отнюдь не значит «уничтоженные». По словам М. Бахира, смертоносный газ подавался в газовую камеру по трубам душа, а в камере был раскрывающийся пол, который открывался после каждой «газации», чтобы тела погибших проваливались в стоявшие в подвале камеры вагонетки.86 Если госпожа Нович с совершенно серьезным видом предлагает такие россказни своим читателям уже в 1980 году, это доказывает лишь то, что она, похоже, не обладает и минимумом критического мышления. М. Нович совершенно не смущает и то, что свидетельства бывших узников Собибора в основных вопросах постоянно противоречат друг другу. Вот характерный пример. Несколько свидетелей утверждают, что местные поляки предупреждали евреев перед прибытием в Собибор о грозящей им там смертельной опасности. Ицхак Лихтман: «Мы шли из Жолквы до станции в Красныставе. Все могли видеть, что мы евреи. (…) Много детей бежало за нами, и пока мы проходили, поляки говорили: «Hey, Zydzi, idziecie na spalenie ( Эй, евреи, вы идете на сожжение )». (стр. 81) Айцик Роттенберг: «От Влодавы до Собибора было примерно восемь километров. Польские крестьяне, идущие на рынок, говорили нам: «Евреев, старых и молодых, сжигают в Собиборе». (стр. 103) Йехуда Лернер: «По дороге в Собибор поезд остановился в Хелме. Один поляк ходил от одного вагона к другому, чтобы записывать количество [людей в вагонах]. Мы спросили его, куда нас везут. Он ответил: «В Собибор, где заключенных сжигают». (стр. 112) А теперь сравните с этим рассказ Гершеля Цукермана: «Газовые камеры были так хорошо замаскированы, что я десять недель думал, что заключенные, приехавшие сюда вместе со мной, находились в другом рабочем лагере. На нашей кухне мы готовили еду для лагеря III, а украинцы-надзиратели забирали и приносили посуду. Однажды я засунул в одну из клецок записку на идиш: «Братья, дайте знать, что вы делаете». Ответ я нашел на дне кастрюли: «Ты не должен был спрашивать. Людей убивают газом, а мы должны их хоронить». Я сказал об этом моим двум друзьям – Леону Фельдхендлеру и Шломо Гольдштейну. Но мы решили молчать об этом, потому что не хотели, чтобы другие узнали правду». (стр. 107) Итак, по словам Ицхака Лихтмана, Айцика Роттенберга и Йехуды Лернера, местные поляки прекрасно знали об уничтожении евреев в Собиборе, тогда как по рассказу Гершеля Цукермана двое евреев-заключенных лишь спустя десять недель после попадания в лагерь, да и то случайно, узнают о массовых убийствах в соседнем лагере III. Составить представление об уровне этой книги помогают и глупые страшилки, которые свидетели рассказывали М. Нович. Вот парочка примеров для «дегустации». Бер Фрейберг: «Тогда нацисты придумали еще одно развлечение. Они зашивали снизу штанины узников и запускали туда крыс. Жертвы должны были сидеть неподвижно – стоило им пошевелиться, как их нещадно избивали до смерти». (стр. 75) Эда Лихтман: «Шауль Штарк ухаживал за гусями, он их ежедневно кормил и взвешивал. Однажды один гусь заболел и умер. Френцель, Бредов, Вагнер и Вайсс забили Штарка плетями до смерти. Последними словами его были: «Отомстите за меня, товарищи, отомстите за меня». (стр. 57) Моше Бахир: «Первым, кого я встретил в лагере после прибытия, был обершарфюрер Вагнер. (…) Он любил вырывать младенцев из рук их матерей и разрывать их на куски руками». (стр. 149) Моше Бахир: «Иногда Грот позволял себе пошутить: он хватал какого-нибудь еврея, давал ему бутылку вина и колбасу весом не меньше килограмма и приказывал ему проглотить все это за минуту. Если «счастливчику» удавалось выполнить этот приказ и он шатался под действием выпивки, Грот приказывал ему широко открыть рот и мочился прямо туда». (стр. 150, 151) Моше Бахир: «Обершарфюрер Пауль Бредов, сорокалетний берлинец, был настоящим зверем в человеческом обличье. Его прямая обязанность состояла в том, что он отвечал за лазарет, но у него была и другая работа в лагере. Его любимым хобби была стрельба. Его ежедневная квота составляла пятьдесят евреев, которых он расстреливал, – всех из автомата, с которым он не расставался ни на минуту за целый день». (стр. 153) Если уж «Энциклопедия Холокоста» называет этот «документальный труд» в числе четырех рекомендуемых книг о Собиборе, то задаешься вопросом, каков же уровень других опусов, которые «Энциклопедия» не включила в число рекомендованных! Date: 2015-09-05; view: 397; Нарушение авторских прав |