Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава II
Условия для создания и описание планировки города Булгара.
Нам очень мало известно о Волжской Булгарии, а об ее архитектуре и подавно. Время стерло многие памятники, источники, по которым мы могли бы черпнуть хоть чуточку о ней. О прошлом величии архитектуры наших предков свидетельствуют лишь обширные городища с сотнями остатков каменных и деревянных сооружений да несколько монументальных руин в бывшей булгарской столице - городище Булгар. Какие же были условия для создания городов? Основной территорией булгарской, а позднее татарской народности было Среднее Поволжье в нижнем течении Камы. В целом это равнинная территория, благоприятствующая развитию земледелия и скотоводства. Мощные водные артерии - Волга, Кама, Вятка, Белая - служи ли прекрасными водными «дорогами» и способствовали развитию торговли с соседними народами. Булгарские пришельцы, осваиваясь в новых условиях, усваивая многие ремесла и местные типы жилищ, издревле приспособленные к климатическим условиям средней полосы, использовали их наряду с собственными, выработавшимися в условиях кочевого скотоводства в степях Приазовья. Известно, что и ранее, еще до прихода на Волгу в VIII в., булгары вели оседлый образ жизни, сочетая его с пережитками кочевого скотоводства и, следовательно, уже имели некоторые навыки в строительстве, используя в быту два типа жилища: постоянное и временное. Под влиянием местных климатических и историко-географических условий сложилось несколько типов построек, общих для всех оседлых народов Волго-Камья. Археологические исследования не дают пока данных, раскрывающих особенности планировки и принципы ансамблевых решений площадей, улиц булгарских городов рассматриваемого времени. Однако по застройке г. Булгара накоплен достаточный материал, позволяющий хотя бы в общих чертах выявить его планировочную структуру. Город был окружен глубоким рвом, заполненным водой и высоким земляным валом (протяженностью до 8 км), по которому шли дубовые крепостные стены и боевые башни. Территория города имела неправильную полуовальную форму, суживающуюся к южной половине, к которой примыкала небольшая укрепленная площадка с теми же стенами и башнями, получившая в литературе название Малого городка. В него вели белокаменные арочные проездные ворота,, которые являлись, вероятно, крепостной башней оборонного назначения. А. Ф. Риттих в своем описании Малого городка рисует весь комплекс оборонительных сооружений со стенами, бойницами, воротами, с подъемным или выдвижным через ров мостом. По своему характеру архитектура оборонных сооружений Булгара, как пишет О. С. Хованская, «не отличалась от старых домонгольских: те же крепостные стены, рубленные городнями, те же башни». Можно предполагать, что город не отличался регулярностью планировки, но имело место расселение по социальному и профессиональному делению. Были особые кварталы (махаллэ) гончаров, портных, сапожников, кузнецов, ювелиров, строителей и др. Эти кварталы имели свою сеть улиц и, возможно, свои мечети. Основным же центром в городском ансамбле Булгара являлась главная площадь с дворцами знати, пятничной (соборной) мечетью, мавзолеями, рядами торговых построек и другими сооружениями, представлявшими, по-видимому, палаты булгарской знати. Вокруг этой площади группировались усадьбы феодалов, кварталы купечества, служилых людей, от нее разветвлялась в разные стороны скученная застройка ремесленного люда. Как и в домонгольский период, основную массу застройки составляли жилые дома из деревянных рубленых построек — четырех-, пяти- и шестистенников. Существовали и отдельные кирпичные дома феодальной знати, в том числе двухэтажные с отоплением по-белому п. Высокого уровня в городе достигает система благоустройства: сети водопровода с различными водоемами, выразительно оформленными бассейнами, мощение улиц каменными плитами, устройство тротуаров и т. д. От некогда многочисленных монументальных сооружений Булгарии рассматриваемого времени до нас дошли в более или менее сохранившемся состоянии лишь несколько памятников г. Булгара, которые позволяют судить об особенностях архитектуры и ее монументально-декоративного убранства. Доминирующим принципом в декорировке экстерьеров являлось использование гладко тесаного, камня с забутовкой и облицовкой наружных стен, четко и ритмично подогнанного в рисунке швов кладки, и орнаментальная резьба в акцентирующих формах архитектуры: бордюры арок, обрамления оконных и дверных проемов, порталов, ниш и др. Пластически образная выразительность булгарских белокаменных зданий, сложенных из местного известняка, достигалась прежде всего за счет самих архитектурных форм — куполов, сводов, шатровых конструкций, конструктивно-декоративных систем в виде полусферических и пирамидальных тромпов, аркатуры на колоннах других. Для них характерны центрические приемы композиции и геометризм архитектурных масс: куб, переходящий через тромпы в восьмерик, шестнадцатигранник, завершается полусферическим куполом, пирамидальным шатром. Своеобразие архитектурного облика выразилось в системе соразмерных человеку пропорций, которая не нарушала впечатления величественности и монументальности зданий. По мнению большинства исследователей, монументальная архитектура Волжской Булгарии в XIII-XIV вв. характеризовалась тяготением к золотоордынской и так называемой "сельджукской " архитектуре. Деревянные же постройки несли отпечаток местных строительных традиций. Кирпичные дворцовые здания были близки но способам применения строительной техники - сред неазиатским. Мечети (Соборная и Малый минарет в г. Булгар) имели общность с постройками Закавказья, Крыма, Турции, арабских стран. Например, минарет Соборной мечети, представлял собой типичный образец сельджукскои архитектурной школы. Черная Палата в г. Булгар, по мнению исследователей, имела стилевую общность с памятниками Азербайджана, Крыма и некоторых других стран.
«Черная палата»
Среди сохранившихся памятников заслуживает внимания так называемая «Черная палата», датируемая серединой XIV в. Сооружение окутано романтическим ореолом легенд и преданий. Одно из них связано со взятием города Булгара золотоордынским ханом Булат Тимуром. О назначении «Черной палаты» также существует несколько различных мнений. Одни считают его «Судной палатой» (К. Кафтанников), другие — мавзолеем или мечетью. В то же время ряд исследователей вполне обоснованно отвергают назначение «Черной палаты» как судной (В. Ф. Смолин, А. А. Дмитриев, И. Н. Бе-резин и др.) и этого мнения придерживаются археологи. «Черная палата», вероятнее всего, представляла собой ханаку для странствующих дервишей с кельями по типу подобного рода построек, например, в Евпатории и Бухаре. Еще в сасанидском Иране ханаки строились с 4 входами и обходным коридором, имевшим вид кулуаров со сплошными стенами, или сводчатой галереи, или открытой террасы по основанию, представлявшей одноэтажный пристрой с кельями для дервишей. Этот коридор служил для религиозных церемоний. Сохранившийся до наших дней объем здания «Черной палаты» когда-то был окружен по периметру небольшими одноэтажными помещениями — худжрами (для пребывания дервишей) — и разделялся балочным перекрытием на два этажа с центральным молельным залом на втором этаже и довольно низким помещением на первом этаже. С внутренней стороны высокий купольный зал второго этажа разделен на 3 яруса с дверными проемами по сторонам света и глубокими нишами по сторонам дверных проемов на первом ярусе, стрельчатыми нишами и оконными проемами на втором и третьем ярусах. До нас дошли остатки оконных стекол круглых в плане (диаметра 20 см), с загнутыми краями и коническим выступом в центре. Такие стекла заполняли гипсовую оконную плиту. В верхней части первый ярус, в местах перехода от четверика основания к восьмерику второго яруса, имеет полусферические тромпы с остатками некогда существовавших сталактитов. В углах восьмигранного пояса над третьим ярусом расположены конструктивные сталактиты при переходе к круглому основанию купола. Очевидно, над куполом возвышался восьмигранный в основании шатер, ныне отсутствующий. Возможно, что пристрой вокруг основной залы представлял собою крытую галерею с четырьмя входными проемами. Внутренние стены памятника когда-то были оштукатурены в белый цвет. В архитектурно-декоративном решении интерьеров центрального зала зодчий добился исключительной пластичности и великолепного светотеневого эффекта. Членение интерьера сооружения вертикальными и горизонтальными профилированными тягами, выделение плоскостей ярусов неглубокими, хорошо вписанными нишами со стрельчатым завершением, лаконичная, но выразительная декорация тимпанов ниш рельефными шестиугольными и круглыми фестончатыми розетками, трехчетвертные декоративные колонки в углах расчлененных плоскостей третьего яруса — все это оставляет впечатление о продуманной системе архитектурно-декоративного решения интерьеров памятника, строгости и лаконичности декора. Интерьер «Черной палаты» как в целом, так и в отдельных архитектурных деталях, в частности, в тюльпанообразных завершениях капителей колонок в решении полусферических (а не малоазиатских-пирамидальных) тромпов, в характере трактовки сталактитов, в крупномасштабных мотивах шестиконечных звезд, фестончатых розетках обнаруживает стилевую близость к некоторым среднеазиатским и хорасанским памятникам домонгольского периода, что отмечалось и некоторыми исследователями. Однако объемно-пространственное решение «Черной палаты» обнаруживает в стилевом отношении связь с кругом памятников сельджукской Малой Азии, Крыма, Закавказья. Но и здесь проявляется лишь сходство. В отличие от памятников этих стран, насыщенных в архитектурном и декоративном отношениях явлениями так называемого сельджукизма, архитектурный образ «Черный палаты» выделяется особой строгостью, торжественной простотой, величием и монументальностью.
|