Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема сознания и бессознательного в клинической психологии. Психиатрический и психологический подходы к изучению сознания и бессознательного
Соотношение между сознанием и неосознаваемыми формами психической деятельности - один из основных теоретических вопросов, разрабатываемых клинической (наряду с проблемой нормы и пато и т. д.)
В клинической психологии используют два подхода к решению вопроса соотношения психики и сознания.
|
|
| Первый подход состоит в так называемый нейрофизиологической трактовке феномена сознания как оптимального уровня возбуждения нейрофизиологических процессов. В рамках этой концепции даже выделяют определенные мозговые структуры, ответственные за функционирование сознания - так называемую центр-энцефалическую систему во главе с ретикулярной формацией ствола мозга. Действительно, повреждение ствола приводит к однозначному выключению сознания. Данная концепция допускает существование сознания и у высших животных (млекопитающих), имеющих развитую ЦНС. Здесь сознание есть такие психические процессы, в которых участвует внимание, понимаемое как активная селекция отдельных элементов реальности. Другими словами, это определенная характеристика психических процессов, суть которой заключается в интеграции жизненного опыта организма. Как только организм перестает избирательно реагировать на отдельные признаки среды, считается, что он утратил функцию сознания. Такое понимание сознания доминирует в медицине (особенно в психиатрии, в которой речь может идти о "поле" сознания, "ясности" сознания, "уровне включенности" сознания и т. п.). Практическая проблема здесь заключается в том, что тогда любое нарушение психической деятельности следует трактовать как нарушение сознания, что противоречит клиническим традициям.
| Второй подход характеризует собственно психологическую трактовку сознания как высшего способа психического взаимодействия со средой, состоящего из вербальных (знаково-символических) образов реальности, возникающих в определенный момент времени и включающих в себя также вербальный образ самого человека - самосознание. Говоря словами С. Л. Рубинштейна, сознание есть знание о чем-то, что существует отдельно от нас. Здесь сознание нетождественно психике: оно является только одной из форм психической деятельности, свойственной исключительно человеку (у которого, соответственно, имеются и бессознательные психические процессы, в которых не участвуют вербальные способы взаимодействия со средой). При этом сознание является социальным продуктом, возникающим в системе отношений между людьми. Его формой является мышление, а содержанием - социальные характеристики среды и личности. Соответственно, нарушениями сознания являются нарушения восприятия человеком социальных характеристик среды и собственных личностных характеристик.
| В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существует два подхода и к пониманию бессознательного.
|
В случае отождествления сознания и психики бессознательное есть недостаточный уровень нейрофизиологического возбуждения, проявляющийся в виде комы, обморока, глубокого сна или общей анестезии.
| В случае разграничения сознания и психики бессознательным считаются невербализуемые или недоступные вербализации психические процессы и состояния. Причины, по которым психические процессы и состояния оказываются недоступными вербализации, могут быть различными. Для клинической психологии важными представляются те из них, которые связаны с процессами вытеснения из сферы осознания (вербализации) тревожащих физиологических импульсов, желаний, воспоминаний, образов, а также те, которые связаны с автоматическими, привычными действиями, текущая вербализация которых не нужна для их осуществления (более адекватный термин - предсознательное).
| | | | | |
В психиатрии сознание трактуется как способность ориентироваться в окружающем мире, во времени и в собственной личности.
К нарушением сознания относятся:
v - Нарушение ориентировки в месте и времени;
v -Неосознание своего собственного состояния – анозогнозия;
v -Бредовые суждения, не соответствующие действительности
v -Галлюцинации – модально-специфические и конфабуляции – ложные воспоминания.
v Сумеречные состояния сознания
Сознание – это ВПФ, отражающая совокупное знание человека о мире и о себе.
Выделяют:
- Предметное
- Чувственное (самоощущение)
- Самосознание
Сознание – это способность человека в концентрации внимания и ориентировке в месте, времени и собственной личности.
При всей сложности функции проверить его наличие достаточно легко. Как зовут, сколько лет, где находимся – задаются вопросы.
Помрачение сознания – особая форма нарушения, характеризующаяся нарушением отраженя внутреннихи и внешних связей (нарушение на уровне самосознания и предметного сознания)
Критерии помраченного сознания по Ясперсу
o Отрешенность – неотчетливое восприятие окружающего, его фрагментарность, воспринимаемые образы не фиксируются.
o -Дезориентация – во времени, месте, непосредственном окружении и собственной личности.
o -Нарушение связности и последовательности мышления
o Амнезия периода помрачения сознания (тотальная либо парциальная)
Нарушения сознания выражаются следующими синдромами:
1) Оглушение (обнибуляция ÞсомналентностьÞсопорÞкома)
2) делирий
3) онейроид
4) аменция (сочетанное нарушение мышления и сознания)
Существует патопсихологические синдромы, где нарушения сознания выходят на первый план:
- Делириозный синдром
- Корсаковский синдром
- Эпилептический синдром и ряд других.
| ознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.
Бессознательное начало, так или иначе, представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Бессознательные ощущения. К ним относятся ощущения движения и равновесия. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексы, реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существую и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память – это память, связанная с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени.
Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач.
Бессознательная речь – это внутренняя речь.
Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного. Большой вклад в их разработку внес З. Фрейд.
Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т п., которые человек не осознает, но которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. К их числу относятся:
Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.
Оговорки, например, представляют собой бессознательно детерминированные, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека с сознательно поставленной целью поведения. Когда подсознательное (бессознательное) побеждает сознательное, то возникает оговорка.
Непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.
Забывание имен, например, связано с какими-то неприятными чувствами по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, которые ассоциируются с этим именем. Такое забывание часто происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Представления, связанные с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Сновидения – это особая категория бессознательного. Их содержание, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
существуют различные виды бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Это, в частности, бессознательные ощущения, восприятия, память, мышление, установки.
В связи с характеристикой бессознательного важной представляется проблема соотношения сознания и бессознательного. Это соотношение можно продемонстрировать на примере структуры личности, предложенной Фрейдом.
| Уровни сознания: топографическая модель
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами.
Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.
Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд
использовал в своей работе с больными.
|
|