Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности





Выготский «Мышление и речь», хрестоматия 222-227.

Единица речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. В пределе значение является понятием. Исследование содержания понятий. Методы исследования понятий в Вюрцбургской школе: 1) определение понятий (ассоциативный эксперимент). 2) сравнение понятий (построение смысловых полей). Выготский: развитие понятий. Когда значение – не равно понятие, тогда можно изучать. Методики исследования искусственных понятий (1) Методика Ф. Аха. А) стимульная ситуация: набор специально созданных экспериментальных объектов, обладающих признаками, которые имеют несколько значений; набор специальных названий для этих объектов; искусственные понятия. Понятие – такой, обозначенный словом, набор объектов, в котором каждый объект обладает хотя бы одним общим признаком. Б) инструкция: построить внутреннее содержание искусственного понятия. Результаты: детерминирующая тенденция. Зависит ли построение понятий от задачи? Вопросы по сравнению искусственных понятий: 1) знакомство испытуемого с объектом. Размер бросается в глаза, а вес можно определить, поднимая объекты, чтобы прочесть их название снизу. 2) ответы. Вывод: процесс построения понятий направляется задачей. (2) Методика Выготского - Сахарова. А) стимульный материал: деревянные геометрические тела, отличающиеся по цвету, форме, размеру, плоскостному размеру (отношение высоты к ширине). Б) название – 3-буквенные бессмысленные слоги. В) ключевые признаки: размер и высота. Г) инструкция: игрушки чужого народа, в которые будем играть. На основании фигуры написаны названия, но нет подсказки (как у Аха). Задача ставится сразу, а средства ее решения вводятся постепенно. Нужно выбрать все фигуры, которые называются так, как первая (“бат”). Ребенок отбирает ряд фигурок. Показывают вторую – тоже “бат”. Выбор ребенка. Затем из выбранных – не “бат”. Продолжаем до образования стратегии.

Результаты эксперимента: стадии развития значений слов – функциональные эквиваленты понятий. (1) синкрет – такой набор объектов, между которыми нельзя проследить никакой объективной связи. (2) комплекс – такой набор объектов, между которыми существуют объективные связи, однако эти объекты не обладают ни одним общим признаком. Критерий 1: (а) ядерная структура. (б) цепная структура. Критерий 2: сохранение параметра. Генетическая цепочка: 1) ядерный, ассоциативный. 2) коллекция. 3) цепной комплекс. 4) диффузный. 5) испытуемый отбирает фигурки по объективным связям, но у них может оказаться общий признак. Внешний (фенотипический) – понятие. Внутренний (генотипический) – комплекс, псевдопонятие. Отличия комплекса и понятия. А) внешнее: объекты, входящие в понятия, обладают одним общим признаком. В комплекс – нет. Б) внутреннее: общий признак не осознается, нет поиска средств решения задачи (комплекс). У понятия есть объем и содержание (Аристотель). Объем – количество объектов, в него входящих. Содержание – существенный признак. Выготский. 2 Линии развития понятий: 1) набрать объем, составить класс объектов. 2) собственно понятийная – выделение содержания. (3) понятие: поиск общего признака. Осознание общего признака: 3.1) нет. Комплекс, псевдопонятие. 3.2) есть. Далее Выготский выходит за пределы методики. 3.2.1) Признак: конкретный, эмпирический, случайный, ситуативный. Понятие является потенциальным. 3.2.2) Признак: абстрактный, существенный. Истинное понятие.



Гипотеза лингвистической относительности (Сепир): различные языки оказывают различное влияние на мышление и опыт человека - лингвистический детерминированность.

В языки могут быть включены различные категории опыта:

1) отдельные слова лексикона

2) части слов, выделяющие грамматические функции (дом-дома).

3) различными грамматическими средствами – роль порядка слов.

2 гипотезы:

l Язык – почва для мышления и философии (Уорф).

l Некоторые аспекты языка предрасполагают к выбору человеком определенного мышления и поведения, но детерминизм не жесткий.

Слобин: Важно учитывать природу языковых явлений, природу поведенческих данных и каузальную природу существующих между ними связей.

Уровни анализа:

l Лексический (наличие слов, имеющих и не имеющих эквиваленты в других языках, наличие обобщенных категорий, разграничение семантических сфер.

l Грамматический уровень: выбор слов и словосочетаний, словообразование (камень падает – камнит).

l Семантический (тепло – существительное/ глагол)

Эксперимент по исследованию грамматического детерминизма в языке невахо (Кэррол, Касагранде): Если используются глаголы, связанные с манипуляцией, обязательно употреблять определенную глагольную форму, соответствующую форме предмета -> ребенок раньше учится различать формы.

Подобрать предметы более похожие: 2 характеристики – цвет и форма. Дети невахо чаще группируют по форме, чем английские дети.

Помимо родного языка надо учитывать окружающие условия.

 

Сейчас считается, что на глубинном уровне все языки обладают универсальными свойствами.

 






Date: 2015-09-05; view: 661; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию