Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап III





Когда медитирующий узнает отличие между телесным процессом и психическим процессом, то если он простой человек, он так осмысляет свой прямой опыт: "Есть подъем и его познание; падение и его познание; и так далее и тому подобное. Нет ничего, кроме них. Слова “мужчина” или “женщина” относятся к тому же процессу; нет никакой “личности” или “души”". Если он хорошо информированный человек, то он так осмысляет прямой опыт отличия между материальным процессом как объектом и познающим его психическим процессом: "В действительности есть только тело и сознание. Кроме них, нет никаких объектов, таких как “мужчина” или “женщина”". При созерцании отслеживается материальный процесс как объект и психический процесс его познания; и только к этой паре относятся общепринятые термины "существо", "личность" или "душа", "мужчина" или "женщина". Но вне этого двойственного процесса нет никаких отдельных личностей или существ, себя или другого человека, мужчины или женщины. Когда происходят такие размышления, медитирующий должен заметить "думаю, думаю", и продолжить наблюдение за подъемом стенки живота, а также ее падением.

Созерцая обычные и самопроизвольные движения тела, например, подъем и падение стенки живота, он беспрерывно отслеживает их одно за другим. Он также отслеживает возникновение внутри себя подсознательных образов вместе с любыми возникающими в теле ощущениями (например, зудом, болью, жаром), – и направляет внимание на то место, где появилось ощущение. Еще не успело исчезнуть одно ощущение, как появляется другое, и он соответственно их всех отслеживает. Отслеживая появление каждого образа, он осознает, что психический процесс познания своего подсознательного зависит от этого образа.

При интенсивной практике сосредоточения клиент может переживать почти невыносимые ощущения, например, зуд, боли, жар, тяжесть и оцепенение. При прекращении осознанного отслеживания эти ощущения пропадают. Когда отслеживание возобновляется, они появляются снова. Эти ощущения появляются вследствие природной чувствительности тела, и не служат симптомами болезни. Если их отслеживать с энергичной настойчивостью, то они постепенно стихнут.

Опять же, клиент иногда видит всевозможные образы как будто собственными глазами. Например, перед ним любимые люди, деревья или леса, холмы или горы, сады, дома, он оказывается лицом к лицу с вздувшимися мертвыми телами или скелетами, видит распухание своего тела, покрытого кровью, распадающегося на куски, так что от тела остается один скелет, видит в своем теле внутренностей и жизненных органов, и даже бактерий, видит обитателей адов и небес. Это не что иное, как творения собственного воображения, обостренного сильным сосредоточением. Они похожи на то, что встречается в снах. Их не нужно приветствовать и наслаждаться ими, но не нужно и бояться их. Эти объекты, видимые в ходе созерцания, нереальны, это всего лишь образы воображения, тогда как реально сознание, видящее эти объекты. Этим техника трансоанализа отличается от холотропного дыхания С. Грофа. Но чисто психические процессы, не связанные с восприятиями пяти чувств, нелегко заметить достаточно ясно и детально. Поэтому главное внимание нужно обратить на чувственные образы, которые можно легко отслеживать, и на те психические процессы, которые возникают в связи с чувственными восприятиями. Так что, какой бы образ ни появлялся, клиент должен отследить его, говоря в уме "вижу, вижу", пока он не исчезнет. Он либо уйдет, либо угаснет, либо развалится на части. В начале практики для этого потребуется несколько отслеживаний, скажем, пять-десять, а когда техника трансоанализа разовьется, объект будет исчезать после пары отслеживаний. Но если клиенту хочется наслаждаться зрелищем, пристальнее его рассмотреть, или он пугается его, то оно, скорее всего, сохранится дольше. Некоторые люди не переживают никаких необычных объектов или чувств и, созерцая как обычно, чувствуют лень. Они должны отслеживать эту лень как "ленюсь ленится", пока не преодолеют ее. На этой стадии клиенты, независимо от того, встретились ли они с необычайными объектами и чувствами или нет, четко знают начальную, промежуточную и завершающую фазу каждого отслеживания. В начале практики при отслеживании образа им нужно было переключаться на другой появившийся образ, но они не отслеживали отчетливо исчезновение предыдущего образа. Теперь же они замечают появление нового образа, только осознав исчезновение предыдущего. Таким образом они обладают ясным знанием начальной, промежуточной и завершающей фазы отслеживаемого образа.

Увидев на собственном опыте эти три характеристики, клиент делает вывод из прямого опыта отслеживаемых образов – он понимает, что и все другие еще не отслеженные образы непостоянны, подвержены страданию и безличны. По отношению к объектам, не пережитым на собственном опыте, он делает вывод: "Они тоже конструированы таким же образом: непостоянные, болезненные и безличные". Это вывод из его личного прямого опыта. Такое понимание недостаточно ясно в случае человека с меньшими интеллектуальными способностями или ограниченными знаниями, который не обращает внимания на размышления, а просто продолжает отслеживать подсознательные образы. Такое понимание часто приходит к человеку, склонному к размышлениям, которые иногда происходят при каждом отслеживании. Но такое чрезмерное размышление мешает развитию техники трансоанализа. Даже если на этой стадии не происходит никаких подобных размышлений, понимание будет тем не менее все больше проясняться на более высоких стадиях. Поэтому размышлениям не нужно уделять никакого внимания. Обращая больше внимание на чистое отслеживание образов, клиент все же должен отслеживать появление размышлений, но не должен застревать на них.

Постигнув эти три характеристики, клиент больше не размышляет, а продолжает отслеживать те подсознательные образы, которые постоянно являются ему. Потом в тот момент, когда пять психических способностей, а именно вера, настойчивость, осознанность, сосредоточенность и знание, хорошо уравновешиваются, психический процесс отслеживания ускоряется, как бы охваченный подъемом, и подлежащие отслеживанию подсознательные образы тоже возникают гораздо быстрее. В момент вдоха подъем стенки живота представляется в виде быстрой последовательности, и падение тоже соответственно ускоряется. Быстрая последовательность заметна также в процессе сгибания и вытягивания. Чувствуется, как по всему телу распространяются слабые движения. В некоторых случаях появляются мгновенно следующие друг за другом колющие ощущения и зуд. Если возникает желание назвать их, достаточно собирательного обозначения. Клиенту нужно подробно следовать за ними, отслеживания каждый из его особенностей. Здесь важно ясно отслеживать и понимать то, что возникает. В некоторых случаях, если сложно сосредоточиться, можно отбросить обычное созерцание, сконцентрированное на нескольких выбранных образах, и направить осознанное отслеживание на каждый образ, возникающий в подсознании. Разве что если клиент не умеет так отслеживать, то ему нужно вернуться к обычному созерцанию.

Сознательные и подсознательные процессы протекают во много раз быстрее мигания глаза или вспышки молнии. Но если клиент будет просто продолжать осознавать эти процессы, он сможет полностью осознавать их появление. Тогда осознанность становится очень сильной. В результате осознанность как бы погружается в появляющийся образ. Образ тоже как бы приземляется на осознанность. Практикующий ясно осознает каждый образ по отдельности, поэтому он уверен в том, что: "Сознательные и подсознательные процессы действительно очень быстры. Они быстры, как машина или двигатель. И все же их всех можно отследить и осознать. Может быть, уже нечего познавать. То, что нужно познать, уже познано". Он считает так потому, что на непосредственном опыте узнал то, о чем он раньше даже и не мечтал.

Опять же в результате трансоанализа клиенту видится яркий свет. У него также возникает восторг, вызывающий "гусиную кожу", слезы, дрожание конечностей, тонкий трепет, опьянение радостью. Созерцающий чувствует себя как бы на качелях. Он даже задает себе вопрос, может быть, это просто головокружение. Затем возникает спокойствие сознание и вместе с ней живость сознания. Клиент чувствует полную легкость. И сознание действует с живостью и подвижностью, легко может направляться на любой желаемый подсознательный образ, послушно удерживаться на образе сколь угодно долго. Клиент свободен от оцепенения, жара или боли. Техника трансоанализа легко проникает в подсознательные образы. Сознание становится здоровым и прямым, и клиент желает избегать любого зла. Благодаря прочной вере, сознание очень светло. Иногда, когда нет никаких образов, которые нужно бы было отслеживать, сознание долгое время остается спокойным. У практикующего появляются такие мысли: "В самом деле, процесс сознания и подсознания непостоянен, полон боли и безличен". Отслеживая образы, созерцающий ясно осознает эти три характеристики. Свободная от вялости и лени, его энергия ни расслаблена, ни напряжена. В нем также возникает беспристрастие, связанное с прямым знанием. Его счастье превосходит весь его предыдущий опыт. Поэтому созерцающий хочет передать свои чувства и переживания другим. Кроме того, возникает тонкая привязанность, которая по своей природе спокойна; это наслаждение прямым знанием, связанным со сверкающим светом, осознанностью и восторгом. Он считает, что это просто блаженство.

Когда клиент ясно отслеживает образы, он думает, что его акты отслеживания недостаточно точны. На самом деле образы отслеживаются настолько быстро и ясно, что он даже не всегда может их успеть осознать.

Если клиент распространит свое созерцание на все подсознание, начав, как обычно, с отслеживания подъема и падения стенки живота, он вскоре наберет темп, и тогда ему нужно продолжать отслеживать "прикасаюсь" и "познаю", или "вижу" и "познаю", или "слышу" и "распознаю", и так далее по мере их появления. При этом если он чувствует беспокойство или усталость, он должен вернуться к отслеживанию подъема и падения стенки живота. Вскоре, когда он наберет темп, он должен отслеживать любые образы, возникающие в подсознании.

Когда созерцающий может успешно созерцать таким расширенным способом, то даже если он отслеживает образ без особой энергии, он знает, что то, что он слышит, угасает, то, что он видит, растворяется отдельными частями; и между ними нет никакой непрерывной связи. Это видение вещей такими, какими они есть на самом деле. Некоторые клиенты не видят происходящего с достаточной ясностью, потому что исчезновение протекает настолько быстро, что они считают, что у них ухудшилось способность созерцать подсознательные образы. Это не так. Просто им недостает силы познания, чтобы отследить, что происходит до и после; в результате они не видят черт или форм. Тогда им нужно отдохнуть и на время прекратить созерцание. Клиент может принять решение заснуть, но не засыпает; и все же он остается бодрым и бдительным. Ему не нужно беспокоиться о бессоннице, потому что у него не будет из-за нее недомогания или болезни. Ему нужно продолжать энергично отслеживать, и он обнаружит, что его ум вполне способен полно и ясно воспринимать подсознательные образы.

Занимаясь постоянным отслеживанием подсознательных образов, а также актов их познания, созерцающий размышляет: "Ничто не остается постоянным даже на мгновение, даже на время вспышки молнии. Я не осознавал этого раньше. Как оно прекращалось и исчезало в прошлом, так оно будет прекращаться и исчезать в будущем". Нужно отследить такое размышление.

Затем клиент видит, что нет никакой опоры, и как бы ослабевает сознанием и телом. Он охвачен унынием. Он уже не бодр и не воодушевлен. Но ему не стоит отчаиваться. Это его состояние – признак прогресса в трансоанализе, и всего лишь печаль из-за осознания ужаса бытия. Созерцающий должен отследить такое размышление, и по мере того как он будет продолжать отслеживать появление подсознательных образов, одного за другим, это чувство печали скоро пройдет. Но если он на некоторое время пропустит созерцание, то печаль может утвердиться, и его может одолеть страх. Страх такого типа не связан с прямым знанием. Поэтому нужно тщательно предупреждать появление нежелательного страха с помощью энергичного созерцания.

Опять же посреди процесса отслеживания образов созерцающий, вероятно, будет находить недостатки: "Этот процесс ума и тела непостоянен, и потому не приносит удовлетворения. Не было ничего хорошего в том, чтобы родиться. И нет ничего хорошего в том, чтобы продолжать существовать. Разочаровываешься, видя появление кажущихся определенными черт и форм объектов, тогда как фактически они нереальны. Напрасно прилагать усилия в поисках благополучия и счастья. Рождение нежелательно. Ужасны старость, смерть, плач, боль, горе и отчаяние". Такое размышление нужно тоже отследить. Затем практикующий обычно чувствует, что тело как образ и отслеживающее их сознание, очень грубы, низки, ничтожны. Отслеживая образы, возникновение и исчезновение, созерцающий испытывает к ним отвращение. Он может увидеть, как его собственное тело разрушается и разлагается, он видит, что оно очень непрочное. На этой стадии, когда клиент отслеживает все возникающее в теле и в сознании, он пропитывается отвращением к ним. Хотя он очень ясно осознает их растворение, последовательно и качественно их отслеживая, он перестает быть бодрым и энергичным. Его созерцание связано с отвращением, поэтому он становится ленивым. Тем не менее он не может отказаться от созерцания – как человек, идущий по грязной, слякотной дороге, чувствует отвращение к каждому шагу и все же не может остановиться. Волей-неволей ему приходится шагать дальше. В это время созерцающий отмечает, что человеческая обитель подвержена процессу распада, и его не прельщает перспектива повторного рождения в человеческом облике, будь то облик мужчины или женщины, король или мультимиллионер. Те же чувства созерцающий испытывает по отношению к небесным обителям.

Когда в силу этого знания созерцающий чувствует отвращение к каждой отслеживаемой конструкции, в нем возникает желание отбросить эти конструкции или освободиться от них. Он хочет избавиться от всех их – от видения, слышания, прикосновения, размышления, сгибания, вытягивания, отслеживания. Ему нужно отследить это желание. Теперь созерцающий стремится к освобождению от телесных и психических процессов, размышляя: "Каждый раз, когда я их отслеживаю, я встречаюсь с повторениями, и все они плохие. Лучше я перестану их отслеживать". Ему нужно отследить такое размышление.

Размышляя таким образом, некоторые клиенты действительно перестают отслеживать конструкции. Все же при этом конструкции не прекращаются, а именно подъем, падение, сгибание, вытягивание, намерение и так далее. Они продолжаются как всегда. Продолжается и отслеживание четко различимых конструкций. Размышляя об этом, он чувствует удовольствие: "Хотя я перестал отслеживать тело и сознание, конструкции все равно происходят. Они возникают сами по себе вместе с их осознанием. Так что нельзя освободиться от них, просто перестав их отслеживать. Их нельзя отбросить таким способом. При обычном их отслеживании будут полностью постигнуты три характеристики жизни. Тогда на них не будет обращаться никакого внимания, и будет приобретено беспристрастие. Будет достигнуто прекращение этих конструкций. Придут мир и блаженство". С радостью об этом подумав, он продолжает отслеживать конструкции. Те же клиенты, которые неспособны размышлять подобным образом, удовлетворяются объяснениями, полученными от трансоаналитика, и продолжают практику.

Вскоре после возобновления трансоанализа практикующие набирают темп; в это время у некоторых из них возникают разнообразные болезненные чувства. Это не должно вызывать отчаяния. Это всего лишь проявление характеристики, присущей этой массе страдания. Как говорится в "Комментарии": "Пять групп видны как вызывающие боль, как болезнь, как волдырь, как стрела, как катастрофа, как несчастье, и т. д.". Если же не ощущается таких болезненных чувств, то одна из сорока характеристик непостоянства, страдания или безличности будет очевидна при каждом отслеживании. Хотя клиент как следует проводит отслеживание, ему кажется, что оно не получается. Он думает, что сознание отслеживания и отслеживаемый объект недостаточно близки. Это происходит потому, что созерцающий слишком сильно стремится полностью постичь природу трех характеристик. Недовольный своим созерцанием, он часто меняет свою позу. Он хочет пойти в другое место, хочет лечь. Несмотря на все эти перемены, он не может долго оставаться в какой-то одной конкретной позе, и снова становится беспокойным. Но ему не нужно отчаиваться. Все это происходит потому, что он пришел к пониманию подлинной природы конструкций, а также потому, что он еще не приобрел "знания беспристрастия по отношению к конструкциям". Созерцающий хорошо выполняет практику. И все же чувствует, что что-то не так. Он должен постараться придерживаться одной позы, и клиент обнаружит, что ему в ней удобно. При дальнейшем энергичном отслеживании конструкций его сознание постепенно станет собранным и ясным. В конце концов чувства беспокойства полностью исчезнут.

Когда "знание беспристрастия по отношению к конструкциям" достигает зрелости, сознание становится совершенно ясным и способным очень четко отслеживать конструкции. Отслеживание проходит гладко, как будто без малейших усилий. Тонкие конструкции тоже отслеживаются без всяких усилий. Подлинные характеристики непостоянства, боли и безличности становятся очевидными без каких‑либо размышлений. Внимание направляется на конкретное место в теле, где появляется ощущение, но прикосновение ощущается мягким, как вата. Иногда образов, отслеживаемых во всем подсознании, так много, что отслеживание нужно ускорить. И подсознание, и сознание как бы тянутся вверх. Отслеживаемые образы становятся редкостью, и можно легко и спокойно их отслеживать. Тогда медитирующий испытывает в себе чувство восторга, как бы наслаждаясь дождем мелких капелек воды. Он полон безмятежности; кроме того, он может увидеть яркий свет, похожий на ясное небо. Но эти заметные явления не особенно на него влияют. Он не слишком радуется, но все же наслаждается ими. Ему нужно отследить это наслаждение, а также восторг, безмятежность и яркий свет. Если они не исчезают после отслеживания, созерцающий нужно игнорировать их и отслеживать любые другие появляющиеся образы.

На этой стадии практикующий испытывает удовлетворение, зная, что нет никакого "Я", "мое", "он", "его", и что возникают только конструкции; только одни конструкции познают другие. Он также радуется, отслеживая образы один за другим. Созерцающий не устает отслеживать образы один за другим. Он не устает долгое время их отслеживать. Созерцающий свободен от болезненных чувств. Так что, какую бы позу созерцающий ни принял, он может долго в ней оставаться. Созерцающий может продолжать созерцать два или три часа, не ощущая никакого неудобства, проводя время без утомления. Собравшись некоторое время созерцать, он может продолжать это два или три часа. Даже после этого его поза настолько же устойчива, как и вначале.

Иногда быстро возникают конструкции и созерцающий хорошо их отслеживает. Тогда созерцающий может забеспокоиться о том, что с ним будет. Ему нужно отследить такое беспокойство. Созерцающий чувствует, что у него все идет хорошо. Ему нужно отследить это ощущение. Он надеется на продвижение в трансоанализе; нужно отследить и это предвкушение. Созерцающий должен неуклонно отслеживать все, что появляется; не нужно прилагать особые усилия или расслабляться. В некоторых случаях из-за беспокойства, радости, привязанности или предвкушения отслеживание становится вялым и запаздывающим. Некоторые считают, что цель очень близко, и очень энергично созерцают. При этом отслеживание тоже становится слабым и запаздывающим, потому что беспокойное сознание не может хорошо сосредоточиться на конструкциях. Так что, когда отслеживание идет полным ходом, клиент должен неуклонно продолжать практику, то есть не расслабляться и не прилагать особых усилий. Если он будет неуклонно продолжать, он быстро получит продвижение в трансоанализе о прекращении всех конструкций. У некоторых клиентов на этой стадии может произойти несколько подъемов, чередующихся с падениями. Им нужно не поддаваться отчаянию, а сохранять твердую решимость. Нужно также обращать внимание на отслеживание всего, что появляется в подсознании. Однако такое расширенное созерцание невозможно, когда отслеживание идет гладко и спокойно. Поэтому расширенное отслеживание должно начинаться тогда, когда созерцание набрало темп, и заканчиваться, когда созерцание стало гладким и спокойным.

Если клиент начнет с падения и подъема стенки живота, или с любого другого подсознательного образа, он обнаружит, что набирает темп. И тогда отслеживание будет гладко и спокойно продолжаться само по себе. Созерцающему будет казаться, что он с легкостью ясно наблюдает прекращение и исчезновение конструкций. В этот момент ум совершенно свободен от всех загрязнений. Каким бы приятным и привлекательным ни был образ, для созерцающего это уже не так. И каким бы отвратительным ни был образ, для созерцающего это уже не так. Он просто видит, слышит, обоняет, различает вкус, ощущает прикосновение или познает. Созерцающего отслеживает все конструкции с шестью видами беспристрастия, описанными в "Текстах". Он даже не сознает, сколько времени он созерцает, и не занимается осознаванием времени. Но если в ближайшие два или три часа он не разовьет достаточного продвижения в трансоанализе, чтобы приобрести "знание пути и плода", то сосредоточение ослабнет и начнется размышление. С другой стороны, если созерцающий успешно продвигается, то он может предвкушать дальнейшие успехи. Если он будет слишком радоваться результатам, то клиент может испытать падение. В таком случае созерцающему нужно рассеять такое предвкушение или размышление, направив на него обнаженное отслеживание. Устойчивое созерцание снова приведет к плавному продвижению. Но если еще не достигнута достаточного опыта в трансоанализе, то сосредоточенность снова ослабнет. Таким образом, некоторые медитирующие продвигаются и отступают обратно несколько раз. Те, кто знаком со стадиями продвижения в трансоанализе, прочитав или услышав о них, встречаются с такими взлетами и падениями. Поэтому клиенту, который обучается под руководством трансоаналитика, не рекомендуется знакомиться с этими стадиями до начала трансоанализа. Но эти стадии указаны здесь ради тех, кому приходится практиковать без руководства опытного трансоаналитика.

Несмотря на такие колебания в продвижении медитирующий должен не позволять себе поддаваться разочарованию или отчаянию. Сейчас он, как и прежде, на пороге пути и плода. Как только пять способностей – вера, настойчивость, осознанность, сосредоточенность и мудрость – равномерно разовьются, он скоро достигнет решения своих проблем.

Некоторые клиенты проходят через стадии знания ужаса существования, ничтожества, отвращения, желания освобождения, не сохраняя ясного представления о них. Поэтому тот, кто желает пересмотреть эти стадии, должен в течение определенного периода времени пересматривать каждую из них. Например, полчаса или час нужно обращать внимание только на возникновение и исчезновение образов, приняв решение о знании возникновения и исчезновения. Во время этого периода знание возникновения и исчезновения остается неизменным, и не происходит дальнейшего продвижения в трансоанализе. Но когда этот период истекает, само собой возникает знание растворения. Если оно не возникает само собой, то нужно направить внимание на растворение, приняв решение, что знание растворения будет сохраняться определенный отрезок времени. Во время этого периода произойдет то, что было намечено. Когда назначенное время закончится, само собой возникнет следующее более высокое знание. Если оно не возникло, практикующий должен нацелиться на знание ужасности, связанное с вызывающими ужас подсознательными образами. Тогда вместе с ужасающими образами придет знание ужаса существования. Затем он должен обратить внимание на вызывающие жалость и презрение образы, и очень скоро возникнет знание ничтожности. Когда сознание направлено на отвратительные образы, появится знание отвращения. Когда при каждом отслеживании чувствуется отвращение, наступит знание отвращения.

Нужно подумать о следующей стадии: знание желания освобождения. Охваченный страстным желанием освободиться от конструкций, созерцающий должен стремиться к соответствующему знанию, и вскоре, после некоторых усилий, это знание придет. Когда он переходит на следующую, более высокую стадию, он испытывает боли, желание менять позу, его беспокоит неудовлетворенность, но он приобретает знание наблюдения. Затем клиент должен направить свое сознание на знание беспристрастия. Темп созерцания будет нарастать, и наконец плавно возникнет знание наблюдения. Таким образом практикующий обнаружит, что во время намеченного периода отслеживания возникает желаемое знание, а по истечении периода возникает, как показания барометра, следующее более высокое знание. Если пересмотр описанных выше знаний еще неудовлетворителен, то нужно повторять его до удовлетворительного результата. У тех, кто практикует с горячим энтузиазмом, продвижение настолько быстрое, что они могут за несколько мгновений достичь стадии знания беспристрастия по отношению к конструкциям.

Когда клиент вполне удовлетворяется результатами упражнений по быстрому достижению знания плода первого пути, а также по пребыванию в нем долгое время, он должен нацелиться на достижение более высокого пути. Тогда он должен страстно пожелать следующее, определив конкретный период своих стараний: "Во время этого периода я не хочу переживать новое знание. Пусть не будет возвращения этого знания! Пусть я достигну более высокого пути, пути, которого я еще не достиг! Пусть я достигну этой цели!" С таким страстным желанием он должен, как обычно, отслеживать подсознательные образы. Принятие решения о конкретном периоде имеет то преимущество, что при желании можно легко достичь знания плода уже достигнутого пути. Если задается такое ограничение времени, и практикующий постоянно прилагает усилия к достижению более высокого пути, то уже нельзя снова достичь знания плода более низкого пути. В таком случае, если практикующий обнаруживает, что он пока что не может ни достичь более высокого пути, ни вернуться к знанию плода более низкого пути, его беспокоит чувство неудовлетворенности и разочарования. Отказ от желания снова достичь уже приобретенное знание плода дает то преимущество, что в течение определенного времени это знание не достигается, и если практика трансоанализа достигло зрелости, то практикующий может достичь более высокого пути. Если же желание не полностью отброшено, то может снова наступить предыдущее знание плода. Поэтому нужно на определенный период полностью отказаться от этого желания. Когда практикующий начинает созерцание с целью достичь более высокого пути, то развитие трансоанализа начнется со знания возникновения и исчезновения. Затем развитие трансоанализа не похоже на то продвижение, которого практикующий добивается для повторения знания плода, а совпадает с продвижением при практике созерцания на более низком пути. Могут появляться сверкающие источники света или формы, как в случае предыдущей стадии знания возникновения и исчезновения. Практикующий может испытывать боль. Происходит отчетливое возникновение и прекращение телесных и психических процессов. Хотя при созерцании с целью повторения знания плода "знание беспристрастия по отношению к конструкциям" достигается довольно скоро, теперь, если практика трансоанализа не достигла зрелости, придется долго оставаться на стадиях более низких знаний. Однако клиент уже не встретится с такими трудностями, как при созерцании на более низком пути. Вполне возможно, что он за день достигнет одного за другим всех знаний, до "знания беспристрастия по отношению к конструкциям". Подсознательные образы становится гораздо яснее, отчетливее и шире. Переживания ужасности, ничтожности, отвращения, желания освободиться от бед земных сфер становятся гораздо острее. Хотя раньше было возможно достигать знания плода четыре или пять раз за час, теперь, если практика трансоанализа еще не созрела для более высокого пути, то продолжается "знание беспристрастия по отношению к конструкциям". Оно может продолжаться от одного дня до нескольких месяцев или лет. Затем к медитирующему приходит "знание пересмотра". Потом он возвращается на стадию "знания возникновения и исчезновения" с очень ясными подсознательными образами. На этом заканчивается описание продвижения в практике трансоанализа.

Опять же, если практикующий страстно желает достичь третьего пути, он должен снова принять решение об определенном периоде, на время которого он полностью отказывается от желания возвратиться к знанию плода предыдущего пути. Тогда он принимает такое решение: "Пусть придет только то развитие трансоанализа, которое относится к более высокому пути. Пусть я достигну этого более высокого пути и плода". И он должен начать созерцать подсознательные образы как обычно. Он начинает со "знания возникновения и исчезновения", но вскоре он достигает одного за другим более высоких знаний, вплоть до "знания беспристрастия по отношению к конструкциям". Если подсознание еще не достигло зрелости, то знание беспристрастия будет продолжаться. Когда видение подсознательных образов развивается, то оно достигает конструкций, и вместе с ним знания третьего пути и плода. На этом заканчивается описание достижения третьего пути, или не возвращающегося.

Тот, кто стремится к третьему и последнему этапу, должен определить период времени и отказаться от любого желания снова достичь знания плода третьего пути. Затем он должен начать как обычно созерцать подсознательные образы. Это единственный способ, как говорится, достичь третьего этапа. Он начнет со "знания возникновения и исчезновения", и вскоре будет достигнуто "знание беспристрастия по отношению к конструкциям". Если видение подсознательных образов еще не созрело, то знание беспристрастия продлится. Когда же оно созревает, клиент достигает конструкций вместе с осуществлением третьего этапа.

В предыдущих абзацах слова о том, что развитие трансоанализа завершится осуществлением знания третьего этапа, относятся только к тем практикующим, которые достигли зрелости в развитии всех двух первых этапов. Те, кто еще не полностью развил эти два этапа, зайдут в тупик на "знании беспристрастия по отношению к конструкциям". Здесь нужно отметить важный момент – хотя тот, кто достиг первого этапа, скорее всего, сравнительно легко вскоре достигнет второго этапа, ему будет долгое время трудно достичь третьего этапа. Причина здесь в том, что и достигшие первого этапа, и второго этапа, достигли высокого уровня совершенства в практике трансоанализа. В случае достижения третьего этапа, который подразумевает полное развитие сосредоточения, практикующий не может без труда достичь третьего этапа, потому что ему нужно усиленно работать над развитием сосредоточения. Как бы там ни было, не приложив предельных усилий для развития своих способностей, никто не может узнать, способен ли он достичь того или иного этапа. В некоторых случаях достижение этапа приходит только после долгого времени, и из того, что приходится так долго прилагать усилия, не нужно делать вывод, что у практикующего еще недостаточно развиты совершенства. Опять же, теперешние усилия могут привести к развитию видения образов, приближению их к зрелости. Поэтому не нужно тратить время на обдумывание вопроса, имеешь ли достаточно опыта или нет. Клиент должен помнить о следующем бесспорном моменте и прилагать предельные усилия для достижения своей цели. Даже развитие видения подсознательных образов невозможно без усилий. В том случае, когда практикующий обладает полностью развитыми видениями, он не может достичь любого из этапов совершенно без усилий. Такой человек может легко и быстро достичь этапа, если он приложит усилия. В случае если у него в большой степени развиты видения подсознательных образов, то его усилия приведут к их зрелости, и впоследствии он сможет достичь желаемого этапа. По крайней мере он засеял сильные семена, плоды которых в виде пути он получит в следующем существовании.

Тем, кто горячо и искренне стремится работать над своим освобождением от невзгод мира и достичь третьего этапа, наивысшей цели в практике трансоанализа, стоит посоветовать практиковать описанным выше способом созерцание подсознательных образов. На самом деле им это просто необходимо.

 

***

Описанная в этой работе техника трансоанализа вполне достаточна для людей с развитыми умственными способностями. Таким людям, прочитавшим эту работу, нужно практиковать эти созерцания с прочной верой, сильным желанием и большой тщательностью, методично, и тогда они могут быть уверены в прогрессе. Но нужно сказать о том, что в этой краткой работе невозможно полностью описать детали опыта и стадии развития видения подсознательных образов, через которые проходят клиенты. Остается еще многое, заслуживающее описания. С другой стороны, и то, что здесь описано, переживается целиком и полностью каждым клиентом. Неизбежны различия в соответствии со способностями и совершенствами человека. Опять же, вера, желание и старательность не остаются все время постоянными. Кроме того, клиент, не имея трансоаналитика и полностью опираясь на книжное знание, будет так же нерешителен и осторожен, как путешественник, впервые проходящий незнакомый маршрут. Поэтому такому человеку, очевидно, будет нелегко достичь этапов, плодов, если он будет продолжать прилагать усилия без руководства и поддержки трансоаналитика. Поскольку это так, тот, кто действительно желает практиковать трансоанализ до достижения своей цели, должен найти трансоаналитика, который вполне подготовлен благодаря своим собственным достижениям к тому, чтобы провести его по этапам с самой низкой ступени к величайшему знанию третьего этапа. Помнить в ходе созерцания, что нужно сделать все возможное, чтобы добиться цели.

 

 

Литература

1. Е. А. Файдыш. Мистический космос: Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам. М.: Международный институт ноосферы, 2002.

2. В. П. Дьячков. Встреча с непознанным: Полеты на планету Пикран возможны?! М.: «Рипол –Классик» 2005.

3. С. Гроф. Путешествие в поисках себя. М.: ООО «Издательство АСТ» 2004.

4. С. Гроф. За пределами мозга. М.: 2005.

5. С. Гроф. Области человеческого бессознательного, данные исследований ЛСД. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1991.

6. С. Гроф. Психология будущего. М.: ООО "Издательство АСТ" 2001.

7. Мэри Нэф. Личные мемуары Е. П. Блаватской. М.: «ЭКСМО» 2009.

8. Д. Н. Узнадзе. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.

9. З. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Издательский дом "Азбука - классика" 2007.

10. З. Фрейд. Психология бессознательного. – М., 2006.

11. К. Г. Юнг. Психология бессознательного. Изд. "Канон+" 2003.

12. К. Г Юнг. Психика: структура и динамика. - М.: АСТ; Мн.: Харвест 2005.

13. Роджера Уолш Френсис Воон. М.: Открытый мир 2006.

14. К. Уилбер. Око духа. М.: "Издательство АСТ" 2002.

15. А. Г. Лама. Психологическая установка. Философия раннего Буддизма. СПб.: Издательство "Андреев и сыновья", 1993.

16. ОШО Книга тайн Часть 4. Изд. "Весь" 2010 год.

17. Е. Г. Балагушкина. Аналитика мистицизма. Изд. "Канон+" 2011.

18. http://www.abhidharma.ru/A/Tantra/Kalachakra.htm

19. http://i-givu.ru/chelovek/shamanstvo/45-shamanizm.html

 


[1] Фраза взята с сайта с интригующим названием "Дух истины" (http://dux-istiny118.narod.ru/teksty/noy.htm), авторы сайта Анна Владимировна Огай (Ажажа) и Юрий Геннадьевич Григорьев.

[2] Спиритипы – это духовные образы, включающие мифологические и эзотерические символические образования.

[3] Фрейд выдвинул свою теорию сознания, представив ее как айсберг, торчавший верхушкой как внешний уровень сознания, и ту часть айсберга, которая находится под водой, внутренний уровень, З. Фрейд назвал бессознательное.

Потом С. Гроф говоря о своей теории выдвинул туже идею с айсбергом, а вслед за ним и другие трансперсональные психологи, при этом не делая ссылки на первоисточник.

[4] Известный исследователь измененных состояний сознания Станислав Гроф в основном создавал свою теорию холотропных состояний сознания на изучении ЛСД-25. При этом многие духовные лидеры отмечают, что состояния, вызванные галлюциногенами, такими как ЛСД, марихуана – являются ложными (ОШО Книга тайн. Часть 4. Изд. "Весь" 2010 год).

[5]Холотропное дыхание – уникальный метод в трансперсональной психологии, разработанный Станиславом Грофом и его женой Кристиной, основанный на исследованиях ЛСД. Гроф утверждает, что состояния, вызванные ЛСД и холотропным дыханием, почти идентичны. Однако есть данные, которые свидетельствуют об обратном.

[6]Мой личный опыт показал, что при технике холотропного дыхания надличностные переживания не проявляются в той полноте, о которой говорит Гроф, даже у тех, у которых большой практический опыт холотропного дыхания.

[7]Обсуждая Базовые перинатальные матрицы Грофа, появилась критика со стороны известного философа Кена Уилбера: "Гроф начал путаться в своих определениях. Он преднамеренно ввел термин перинатальный, поскольку он относится именно к переживаниям, окружающим реальный процесс биологического рождения. Но когда аспекты этих переживаний “ясно предполагают, что это более обширный феномен, нежели повторное проживание биологического рождения”, он открыто отвергает сведение этих переживаний к биологическому рождению, но сохраняет термин “перинатальный”".

Date: 2015-09-05; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию