Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская империя в конце XVIII - первой половине XIXв. 5 page





канцелярии. Исполнительным органом III отделения был

Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась

на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими

генералами. В каждой губернии вопросами охраны

государственной безопасности ведал специально назначенный

штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая

численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в

его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс.

нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению

развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите

существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной

агентуры, организовывало секретный надзор за частными

лицами, правительственными учреждениями, литературой и

т.п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности

привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося

держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

 

Предметом особых забот Николая I были печать и

образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась

"революционная зараза". В 1826 г. был издан новый

цензурный устав, получивший у современников название

"чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами

он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов.

Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности

своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный

и жесткий надзор за печатью сохранялся.

 

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные

заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а

преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия,

вести в строгом православно-монархическом духе.

Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать

крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.

В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший

средние и низшие звенья народного образования. Между

существовавшими типами школ (одноклассное приходское

училище, трехклассное уездное училище, семиклассная

гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась,

поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из

соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась

для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные

учебные заведения находились под жестким надзором

Министерства народного просвещения. Пристальное внимание

правящие круги уделяли университетам, которые и высшая

бюрократия, и сам царь не без оснований считали

рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г.

лишил университеты значительной части их прав и внутренней

самостоятельности. Целям идеологической борьбы со

свободомыслием служила сформулированная в 1833 г.

министром народного просвещения С.С.Уваровым теория

официальной народности, базировавшейся на трех принципах:

православие, самодержавие и народность. В духе этой

теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков

русской национальной традиции, строилось преподавание в

учебных заведениях. Теория официальной народности активно

пропагандировалась в прессе и литературе.

 

Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию

официальной народности, Николай I решительно боролся с

любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры

принимались против старообрядцев, у которых отбирались

молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети

"раскольников" насильственно зачислялись в школы

кантонистов. Такая "защита" интересов официального

православия не шла, однако, последнему на пользу.

Православная церковь при Николае I окончательно

превратилась в составную часть бюрократической машины.

Синод все больше становился "ведомством православного

исповедания", управлявшимся светским должностным лицом -

обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета

церкви.

 

Добиваясь укрепления существующего строя, Николай I не был

уверен в его долговечности. Царь очень хорошо видел пороки

возглавлявшейся им системы управления. Часть высших

сановников полагала необходимым учитывать во

внутриполитическом курсе требования времени, пойти на

постепенное смягчение крепостного права и, не посягая на

прерогативы, короны, принять меры, обеспечивающие

законность в Стране. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал

специальный секретный комитет, призванный рассмотреть

ситуацию в государстве и разработать программу необходимых

реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение

трех лет. Им была намечена довольно обширная программа

преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое

ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку

центральной и местной администрации в духе принципа

разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги

выступили против этих планов. Восстание в Польше,

"холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили

большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения

законности известное значение должна была иметь

кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом

этой обширной работы по систематизации законов,

появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало

издание "Полного собрания законов Российской империи" и

"Свода законов Российской империи". Впрочем, значение,

которое имели все эти упорядочившие законодательство меры,

было небольшим, поскольку чиновничество действовало,

абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами.

 

В последующие годы своего царствования Николай I

неоднократно возвращался к мысли о необходимости

урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные

варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8

секретных комитетах, которые буквально один за другим

создавались императором. Позиция самого Николая I в

крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет

сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у

нас есть зло... - заявил царь однажды, - но прикасаться к

нему теперь было бы делом еще более гибельным". В этих

условиях практические результаты работы упомянутых

комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры,

сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных,

Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и

проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа

управления государственными крестьянами. Призванная

улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее

просвещенных и способных сановников николаевского

царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для

казенной деревни усилением административной опеки со

стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола

начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе

и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными

интересами. В конечном счете поэтому на реформу

П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных

волнений.

 

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления

позиций первого сословия империи - дворянства как

важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического

оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения

крепостнической системы. В этой связи самодержавие

стремилось упрочить положение высших и средних слоев

помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а

потому казавшихся и политически ненадежными представителей

дворянства. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию

в выборах на дворянские общественные должности только тех

помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100

душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для

того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду

выходцев из "податных состояний", в 1845 г. был издан

закон, в соответствии с которым на военной службе

потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении

старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не

VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную

преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание

соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы

институты "потомственных почетных граждан" (к ним

относились крупные предприниматели, ученые, дети личных

дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники,

выпускники высших учебных заведений). Все они получали

некоторую часть дворянских привилегий - свободу от

телесных наказаний и др. Это, по мысли правящих кругов,

должно было уменьшить желание "неблагородных" элементов

добиваться получения дворянства. Для укрепления

материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I

создал институт заповедных наследственных имений

(майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя

собственность дворянского рода, переходили по наследству к

старшему сыну.

 

В своей экономической политике Николай I в известной

степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии,

потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла

свое отражение в покровительственных таможенных тарифах,

организации промышленных выставок, железнодорожном

строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила

устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии

отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих

на предприятиях вынудили самодержавие в 30 - 4О-е годы XIX

в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в

промышленности и несколько ограничивавшие произвол

работодателей.

 

Охранительные начала в правительственной политике резко

усилились в последние годы царствования Николая I.

Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги

Российской империи. Начались гонения на печать и школу.

Для усиления действующей цензуры были образованы

специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова - для

наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина - для надзора за

"духом и направлением всех произведений...

книгопечатания"). На литераторов, чьи произведения

вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из

лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в

Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против

прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких

знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками

М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных

заведениях свертывалось преподавание философии,

ограничивался прием в университеты, которые Николай I

вообще был непрочь закрыть. Резко усилился надзор над

профессорами и студентами. Борьба с "революционной

заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общество

произвел разгром кружка петрашевцев.

 

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела

Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при

сохранении существующих порядков Россия не может

состязаться на равных с передовыми государствами Западной

Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость

обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны

требованиям времени. Николаевская система обанкротилась.

Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в

состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям

эпохи функционирование государственной машины. Обладавший

неограниченной властью монарх не мог справиться с

коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества

бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху,

несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого

эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г.

курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все

возможное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело,

всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной

оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная

польза. Сверху блеск, внизу гниль". В 1855 г. в обстановке

военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность

проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о

проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть

отставание России от ведущих держав.

 

Внешняя политика Николая I в 1825-1853 гг.

 

Охранительные начала были присущи и внешнеполитическому

курсу Николая I. Царь стремился бороться с революцией не

только внутри страны, но и в международном масштабе. Он

твердо придерживался принципов легитимизма, идеалов

Священного союза. Крайне болезненно Николай I реагировал

на революцию 1830 г. во Франции и последовавшее в связи с

этим низвержение династии Бурбонов. Нового французского

монарха Луи-Филиппа, представителя Орлеанской династии,

поддержанного крупной буржуазией, Николай I считал

узурпатором, "королем баррикад". Попытки царя организовать

интервенцию во Францию, однако, успехом не увенчались.

Монархи Австрии и Пруссии, на поддержку которых

рассчитывал император, нашли эту затею весьма рискованной

и, кроме того, чреватой усилением влияния России в Европе.

В результате Николай I вынужден был признать происшедшие

во Франции перемены. Безуспешной оказалась и попытка

Николая I организовать интервенцию в Бельгию, где также

вспыхнула революция. Восставшие провозгласили

независимость страны, которая входила в состав

Нидерландского королевства. Николай I был готов двинуть к

берегам Рейна 60-тысячную экспедиционную армию. Однако

восстание в Польше 1830-18Э1 гг. помешало и этим планам

царя.

 

Революции во Франции и Бельгии свидетельствовали о

крушении "Венской системы". Священный союз практически

развалился. Тем не менее Николай I не жалел усилий для его

возрождения. Восстановить Союз в качестве постоянного и

официального объединения монархов Николаю I, однако, не

удалось. Противоречия между Россией, Австрией, Пруссией,

сотрудничество которых должно было составить основу Союза,

оказались слишком острыми. Русско-австрийские интересы

сталкивались на Балканах. Австрия и Пруссия соперничали

друг с другом в деле объединения Германии. Негативную

реакцию идея возрождения Священного союэа вызывала в

Англии и во Франции.

 

Между тем приближалась новая волна революционного и

национально-освободительного движения в Европе. В 1848 г.

вспыхнула революция во Франции. Монархия Луи-Филиппа была

низвергнута. Франция стала республикой. Революция охватила

Пруссию, германские государства.

Национально-освободительное движение развернулось в

пределах Австрийской империи - в Италии. Почти вся Европа

была охвачена революционным пожаром, который явственно

приближался к границам России. Борьба венгерского народа

против австрийского гнета за национальную независимость

поставила под вопрос само существование империи

Габсбургов. Австрийское правительство умоляло Николая I о

помощи, и такая поддержка была оказана. Русская армия под

командованием И.Ф.Паскевича двинулась в Венгрию и подавила

революцию.

 

Успешная интервенция в Венгрию, казалось, упрочила позиции

самодержавия на международной арене. "Когда я был молод, -

писал в 1851 г. барон Штокмар, воспитатель принца

Альберта, мужа английской королевы Виктории, - то над

континентом Европы владычествовал Наполеон. Теперь дело

выглядит так, что место Наполеона заступил русский

император..." Сам Николай I все больше и больше ощущал

себя вершителем судеб Европы. В действительности же на

континенте к началу 50-х годов XIX в. складывались

ситуация, крайне опасная для России. Приверженность

Николая I явно отжившему свой век принципу легитимизма

ставила страну в весьма невыгодное для нее положение на

международной арене. Не только демократические, но и

умеренно либеральные круги Европы были недовольны

вмешательством царизма во внутренние дела других

государств. Даже близкие по духу самодержавию режимы

оказывались ненадежными партнерами. Стремление Николая I

помешать объединению германии восстанавливало против него

Пруссию. Спасенная царем от развала Австрийская империя с

тревогой наблюдала за политикой самодержавия в Восточном

вопросе. Не допустив распада монархии Габсбургов, Николай

I сохранил державу, никак не склонную поддерживать

стремление царя взять под контроль Черноморские проливы и

укрепить позиции России на Балканах, а потому являвшуюся

не союзником, а, скорее, потенциальным противником. Борьба

Николая I с революционным движением в Европе для страны

обернулась крайне тяжелыми последствиями, вызвав

дипломатическую изоляцию России во время Крымской войны.

 

Следует отметить, что в центре внимания Николая I

постоянно находились и ближневосточные проблемы.

Прогрессировавший упадок некогда могущественной Османской

империи стимулировал в этом регионе экспансию великих

держав, порождал борьбу между ними за "турецкое

наследство". Николай I вступил на трон в тот момент, когда

восточный кризис, вызванный греческим восстанием, достиг

предельной остроты. Николай I сразу же взял курс на

соглашение с Англией и Францией по Восточному вопросу. В

1826 г. в Петербурге был подписан англо-русский протокол.

Россия соглашалась на английское посредничество в

греко-турецких переговорах. В случае отказа султана

признать это посредничество Россия получала право

единолично выступать против Турции. В целом, этот протокол

был успехом русской дипломатии, поскольку развязывал ей

руки для самостоятельных действий.

 

Ситуация, однако, вскоре осложнилась. В 1826 г. началась

русско-персидская война. Побуждаемый английской

дипломатией иранский шах стремился восстановить свое

владычество к северу от реки Аракс, т.е. на территории

северного Азербайджана. Военные действия развивались

успешно для России. В 1828 г. в Туркманчае был подписан

мирный договор, в соответствии с которым Персия не только

отказалась от своих притязаний, но и уступила России

восточную часть Армении.

 

Между тем Англия, Франция и Россия, заключив в 1827 г.

конвенцию об "умиротворении Греции", предъявили Османской

империи ультиматум, в котором требовали прекращения

военных действий против повстанцев и предоставления Греции

автономии. После того как турецкое правительство отвергло

этот ультиматум, соединенная англо-русско-французская

эскадра вошла в Наваринскую бухту, где стоял турецкий

флот, и в завязавшемся сражении уничтожила его главные

силы. Считавший Россию основной виновницей происшедшего

султан расторг все ранее заключенные русско-турецкие

договоры и призвал мусульман к "священной войне". Николай

I некоторое время избегал вооруженного конфликта с

Османской империей, ожидая завершения русско-персидской

войны. После заключения Туркманчайского мирного договора

он принял вызов. В апреле 1828 г. началась русско-турецкая

война. Она оказалась довольно трудной для России. Тем не

менее летом 1829 г. русские войска перешли Балканский

хребет и оказались на расстоянии 60 км от турецкой

столицы. Османская империя вынуждена была просить мира. По

условиям Адрианопольского договора, заключенного в

сентябре 1829 г., Россия получили дельту Дуная, береговую

пололосу на Кавказе (от Анапы до Поти) и Ахалцихскую

область. Адрианопольский договор стал важной вехой на пути

балканских народов к национальной независимости. Он

предусматривал расширение автономии Дунайских княжеств и

Сербии. Право на автономию в составе Турецкой империи

получила и Греция, которая уже спустя полгода добилась

полной независимости.

 

Влияние России на Ближнем Востоке после заключения

Адрианопольского мирного договора значительно возросло.

Крупнейшим успехом политики Николая I в этом регионе стал

Ункиар-Искелесийский договор с Турцией (1833 г.).

Воспользовавшись затруднительным положением султана,

которому угрожал его египетский вассал Мухаммед-Али,

Николай I, в обмен на обещание оказывать военную помощь

Османской империи, добился согласия Турции закрыть проход

через Дарданеллы для всех иностранных военных судов. Тем

самым обеспечивалась безопасность южных рубежей России.

Правящие круги Англии и Франции весьма болезненно

реагировали на это соглашение, считая, что его следствием

будет полное подчинение Турции русскому влиянию. С

тревогой смотрела на укрепление позиций России на Ближнем

Востоке и Австрия.

 

Ункиар-Искелесийский договор был заключен срокомбыл

заключен сроком на 8 лет. Считая Турцию "умирающим

человеком", Николай I полагал необходимым готовиться к

распаду Османской империи. В этой связи царь взял курс на

соглашение с Англией, видя в ней наиболее подходящего

партнера по дележу турецкого наследства. Царь пошел на

замену раздражавшего британского правительство

Ункиар-Искелесийского договора Лондонскими конвенциями

1840 и 1841 гг., менее выгодными для России. Во время

своего визита в Англию в 1844 г. Николай I по сути дела

прямо предложил британскому правительству договориться о

разделе Турции. Надежду царя на соглашение с Англией по

Восточному вопросу не оправдались. Правящие круги Англии,

имея свои планы экспансии на Востоке, опасались, что

раздел Османской империи приведет к чрезмерному усилению

России. Английский капитал захватывал ключевые позиции в

турецкой экономике, и в перспективе вся страна могла

оказаться на положении полуколонии Британской империи.

Надеясь сыграть на англо-французских противоречиях,

Николай I преувеличил их остроту. Тревога, которую внушали

планы Николая I в отношении Турции и Англии и Франции,

видевших в намерениях царя угрозу собственной экспансии в

данном регионе, сделала наоборот реальной перспективу

совместного выступления этих держав против России. С

англо-французским союзом Николаю I и пришлось столкнуться

во время Крымской войны.

 

Еще в конце второго десятилетия XIX в. активизировалась

экспансия царизма на Северном Кавказе. Самодержавие вело

здесь многолетнюю изнурительную войну против горских

народов, упорно отстаивавших свою независимость. С 1834 г.

сопротивление горцев возглавил Шамиль. Талантливый

военачальник, он длительное время вел успешную

партизанскую борьбу. Лишь в 1859 г. Шамиль был осажден в

ауле Гуниб и после взятия аула царскими войсками пленен.

Последние очаги сопротивления кавказских горцев удалось

подавить только в начале 60-х годов XIX в. В Казахстане

русские войска систематически продвигались в глубь степей

и к середине 50-х годов XIX в. владения России вплотную

приблизились к рубежам среднеазиатских государств.

 

Крымская (Восточная) война (1853-1856)

 

В конце 40-х годов XIX в. в центре внешней политики России

находился Восточный вопрос - сложный конгломерат острейших

международных противоречий, от разрешения которых зависели

безопасность границ империи, дальнейшие перспективы

развития черноморской торговли и экономическое состояние

южных губерний. Речь шла, прежде всего, об установлении

преобладающего влияния на Османскую империю, пораженную к

этому времени глубоким внутренним кризисом.

 

Важным политическим фактором этого кризиса являлась

национально-освободительная борьба балканских народов

против турецкого ига. Это движение традиционно получало

поддержку России, выступавшей в качестве заступницы славян

христианского вероисповедания, преимущественно населявших

Балканы. Такая позиция, объективно способствовавшая

освобождению балканских народов, позволяла России

использовать движение на Балканском полуострове для

усиления собственного влияния в регионе, давала ей

дополнительную опору в борьбе с Турцией.

 

Интересы России на Ближнем Востоке и Балканах неизбежно

сталкивались с устремлениями крупнейших европейских держав

- Англии и Франции, доминировавших на ближневосточных

рынках сбыта, а также Австрии, преследовавшей на Балканах

свои цели.

 

Европейские революции 1848-1849 гг., вызвавшие сильные

политические потрясения на континенте, привели в то же

время к активизации русской внешней политики, в том числе

и в Восточном вопросе. Допуская возможность военного

конфликта с Францией (позиции которой явно шли вразрез с

устремлениями Николая I), Россия попыталась найти себе

сильного союзника. Полагая, что англо-французские

противоречия достаточно глубоки и создают хорошую основу

для договоренности с Англией, русские дипломаты и сам

император предприняли ряд шагов, направленных на сближение

с ней. Однако английские политики не только не желали

поддерживать Россию, но и были настроены явно антирусски.

Так, некоторые из них вынашивали откровенные планы

послевоенного расчленения России: Финляндию предполагалось

отдать Швеции, Прибалтику - Пруссии, Крым и Кавказ -

Турции. Польша должна была стать буферным государством,

отделяющим Россию от Западной Европы. Это совпадало и с

реваншистскими планами Турции, желавшей вернуть себе Крым

и территории Кавказа.

 

Английское правительство считало, что война с Россией

будет популярной в английском обществе (поскольку царизм

прочно стяжал себе славу "жандарма Европы"), и

рассчитывало поднять свой авторитет. Внутриполитическое

положение во Франции также заставляло Наполеона III

заботиться о своем престиже. В случае победоносной войны

он надеялся укрепить свои позиции в среде католического

духовенства (которое вело давний спор с православной

церковью из-за иерусалимских святынь) и снять внутреннюю

напряженность в стране.

 

Если учитывать, что в Петербурге также рассчитывали на

территориальные приобретения и беспокоились о судьбе

черноморских проливов, опасаясь, что из рук слабой Турции

они могут перейти к сильной европейской державе, то

становится очевидным, что грядущая война носила

захватнический характер со стороны всех ее участников.

 

Петербургский кабинет между тем недооценивал возможность

создания антирусской коалиции и переоценивал свои силы,

которые в первой половине 50-х годов казались весьма

внушительными. Россия обладала огромными людскими

ресурсами и имела армию численностью свыше 1,1 млн

человек. Однако армия эта была рассредоточена на огромной

территории и для безопасности страны с западного

направления крупные воинские силы не могли быть сняты.

Техническая оснащенность и армии, и флота оставляла желать

много лучшего. В войсках к началу войны практически не

было нарезного оружия, артиллерия уступала по своим

характеристикам западноевропейским образцам. Русский флот

имел прекрасные боевые традиции, экипажи были хорошо

обучены и готовы вести войну на море, однако паровых судов

было весьма мало, в то время как английский и французский

флоты располагали большим количеством паровых судов с

винтовыми двигателями. Кроме того, была расстроена

финансовая система страны. Все это делало успех в войне

весьма проблематичным.

 

Поводом для конфликта стал спор между католическим к

православным духовенством за право хранить ключи от

Вифлеемского храма и ремонтировать купол над гробом

господним в Иерусалиме. Царские дипломаты заняли в этом

Date: 2015-09-05; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию