Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое мышление





Тихомиров: задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Особенности:

· Развертывание при дефиците времени.

· Ограничены возможности проверки гипотез.

Теплов.

Характеристика практического мышления:

· предметов нет перед глазами

· объекты – это отношения групп людей, способы руководства.

· объекты не поддаются физическому, моторному оперированию.

 

Работа «Ум полководца». Для военачальника важно, чтобы и ум и воля были в одинаковых пропорциях – в пропорциях «практического разума», по Аристотелю. В обстановке опасности, в отличие от др. людей, настоящий полководец полностью мобилизирует свои силы. Разные личности показывают это по-разному:

· Ровная и неизменная умственная работа во время опасности (Петр I, Наполеон)

· «Экономия умственных сил» для экстренной ситуации (Кутузов)

· Военный талант обнаруживается только на поле битвы.

Для военачальника важен конкретный ум. Для интеллектуальной работы полководца типичны: чрезвычайная сложность исходного материала и большая простота и ясность конечного результата. Для этого нужно обладать:

- Способностью к анализу

- Способностью видеть сразу и целое, и все детали (конкретный синтез).

Планирование на войне своеобразно. Полководец не должен планировать слишком подробно, но и не должен планировать слишком размыто.

Выводы: для военачальника не достаточно природной силы ума, нужны знания и работоспособность.

Теоретическое мышление -это познание законов, правил. Для научного мышления время не имеет такого значения как для практического. Научный характер обобщений.

Спор Дункера и Зельца по поводу продуктивного/репродуктивного мышления.

Дункер: мышление – постепенный кумулятивный (складывающийся из нескольких составляющих, двигающихся в одном направлении) процесс, в котором каждый новый продукт является результатом перекомбинации уже существующих задач и методов на основе прошлого опыта.

Зельц: мышление – ряд качественных трансформаций, каждый из которых требует переорганизации наличных знаний и не сводится к предыдущим.

Пример: обобщение научных фактов, научные открытия.

Конкретное и абстрактное мышление. Гольдштейн: различение абстрактной и конкретной «мыслительных установок», необходимое для анализа нарушений мышления у больных с мозговыми поражениями. Если окружение привычно – конкретное мышление, если нет – абстрактное. Абстрактное поведение – более активное; конкретное – более пассивное. В начале любого действия предполагается использования абстрактной установки. Абстрактная мыслительная установка является необходимым условием функционального обеспечения конкретнойи теоритическое мышление.

Петухов: Основой для построения типологий мышления может служить и характер задач, выполняемых человеком. Такого различение практического и теоретического интеллекта. Интересно, что в данном случае мышление человека представляется как единое, однако стоящие перед ним задачи, условия их решения определяют качественно разные способы мыслительной работы.

 

 

21. Наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятий­ное мышление.

 

По генезису развития:

· Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления;

· Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления;

· Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности;

· Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе;

 

22. Образное, визуальное и пространственное мышление.

 

Образное мышление – единая система форм отражения – наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления, - с переходами от означивания конкретных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними связи, обобщению и построению образно-концептуальной модели и выявлению на её основе категориальной структуры сущностной функции отражаемого.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления. Психолого-генетические исследования показали, что переход от Н.-д. м. к Н.-о. м. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представление в виде своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.

Когда предметы физически отсутствуют, они представлены косвенно нашей памятью и знаниями о них; опыт откладывается в образах и этими образами мы оперируем так же, как если бы они были самыми оригинальными.

Умственный образ – это образ фрагментарный, неполный, размытый («импрессионистский эскиз», по Титченеру). Он имеет своим фундаментом перцептивный, реально существовавший когда-то образ, который запечатлен в памяти. Но образное мышление работает не со следами памяти, а с глобальными умственными образами.

Если на ранней стадии ребенок создал перцептивный мир для себя, то на данной стадии он активно ищет пути более глубокого познания мира. Далее идёт освоение речи. Кульман считает, что основным орудием мышления у детей служат образы и манипулированием ими. Либо после усвоение речи все мышление строится на ней, либо образное мышление приспосабливается к решению сложных задач. На этих ранних стадиях развития мышления наиболее характерна фиксация поверхностных свойств предмета.

Арнхейм: «Элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям».

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.

Деятельность представления есть основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.

Визуальное мышление:

Арнхейм:

Это мышление посредством визуальных операций. Мышление неразрывно связано с восприятием.

Характеристика визуального образа:

· Объективен

· Широкое использование мысленных образов

· Наличие не осознанных компонентов

· Выделение существенной детали из образа

· Новые образы формируются за счет предшествующих

Функции образа:

1. Изображение объективной реальности; образ - изображение, он абстрактен и схематичен. Пр.: треугольник – изображение горы.

2. Символическое изображение отвлеченного существенного содержания; Образ – символ, конкретен, вещественен. Пр.: треугольник – символ упорядоченной иерархии.

Результат визуального мышления это формирование понятия.

 

 

23. Эгоцентрическое, аутистическое и реалистическое мышление

 

Date: 2015-09-05; view: 1589; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию