Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональная регуляция мышления. Формирование общих и конкретных целей





Формирование общих и конкретных целей.

Бибрих. Виды целеобразования:

- Образование общей цели как некоторого неконкретизированного образа будущего результата.

- Возникновение конкретной цели – конкретизация данного образа.

В работах Бибриха проводилось равнение этих двух видов. Целостный процесс целеобразования: общие и конкретные цели – фазы.

Игра в калах. Для разных групп испытуемых – разная инструкция с разным смыслом. Группы:

1. Ориентация на максимальный выигрыш.

2. Поощрялось преобразование игровых ситуаций, построение эффективных комбинаций.

3. Подчеркивалось значение многоходовых комбинаций, что преобразует игровую ситуация Þ ведет к выигрышу.

Диагностика: испытуемый на шкалах указывает, сколько шариков он выиграет и с какой вероятностью.

Во время игры: общие цели – цели подготовки собственно действий (взятие, перемещение и проч.); конкретные цели – это цели реализации взятий, комбинаций и т.п.

Как показали себя группы:

1. Постановка конкретных целей.

2. Образование общих целей.

3. Формирование целевых структур, включающих как конкретные, так и общие цели.

Механизмы порождения целей.

ü Оценка наличных возможностей предметной ситуации.

ü Оценка перспектив преобразования предметной ситуации.

ü Комплексная оценка наличных возможностей и перспектив предметной ситуации.

Регулятором различных видов целеобразования является мотивация.

 

Эмоциональная регуляция мышления.

Функция интеллектуальных эмоций – внутренняя сигнализация о формировании смысла конечной цели на отдельных этапах ее конкретизации, о соответствии принятой конечной цели мотивам мыслительной Деятельности (прежде всего, познавательным). Эмоции предшествуют и подготавливают вербальные конкретизации конечной цели и окончательную ее формулировку. Исследование: анализ первичной инициации мыслит Д-ти, переход от немыслительной Д-ти к собственно мыслительной. В.Е. Клочко: методики по изучению роли эмоциональных оценок в этом процессе. 1. Дается текст «из художественного произведения» с противоречием в его содержании (река течет то вверх, то вниз – по вертикали…). Разные задачи: 1) проверить грамотность текстов, пересказ, 2) запомнить текст при однократном чтении вслух. Если испытуемый не замечал противоречия, то задавали вопрос, а не…. ли?; 3) найти противоречие. Результаты: повышение КГР при прочтении противоречивого места; существует барьер между эмоциональной оценкой противоречия и его вербализацией. 2. Модификация методики Элиава (о-ёл). Рез-ты: остановка чтения: репродуктивная Д-ть (чтение) превращается в поисковую (поиск значения слова): рост ЭКГ, КГР. 3. Картинки с противоречием (шарик скатывается в ямку и поднимается в горку еще выше начального уровня). Задача – рассказ по картинкам (3 шт). Рез-ты те же (рост показателей; репродуктивная Д-ть сменяется мыслительной – поиск гипотез: магнит, начальная скорость шарика). Итоги: 1) Процессы оценивания предметной ситуации (эмоционального и вербального) – необходимый компонент ЦО. 2) Эмоциональная оценка указывает на возможность постановки познавательной цели, направляя поиск и инициируя его до обнаружения логической структуры познавательного противоречия. 3) Эмоциональная оценка выделяет зону элементов, не указывая конкретный предметный состав противоречия. Актуализируется познавательная потребность, что ведет к перестройке репродуктивной Д-ти в поисковую мыслит Д-ть. 4) Переход от зарождающейся П-ти к конкретной цели есть переход от эмоциональных оценок к вербальным, от предвосхищения цели – к ее конкретизации. 5) Эмоциональная окраска Эл-тов, выражая смысл и ценность их для субъекта, в ряде случаев предопределяет формирование самостоятельно выдвигаемых субъектом целей.



 

 

14. Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.

Когнитивный стиль – индивидуальные психологические особенности познавательных процессов, предрасположенность субъекта к использованию специфических способов взаимодействия с информации, актуализация специфических особенностей познавательных структур человека. Когнитивный стиль устойчив, обобщён, независим от конкретной задачи.

Стилевой подход сформировался в качестве альтернативы в качестве тестологического подхода (оценочный). Когнитивный стиль характеристики индивидуальной деятельности не связанные с содержательными (результативными) аспектами работы интеллекта.

Основная функция – координация и регулирование базовых познавательных процессов. Становление стилевого подхода изменило предмет психологии познания:

Раньше – общие закономерности познавательной деятельности;

Теперь – механизмы индивидуальных различий между людьми в способах познания окружающей действительности.

Характеристика основных когнитивных стилей:

1. Полезависимость – поленезависимость. Был описан Уиткиным в связи с изучением эффекта «фигура-фон» и «часть-целое». Тенденция контролировать влияние зрительного поля за счёт опоры на внутренний опыт и легко выделять часть из сложной фигуры – поленезависимость. Тенденция полагаться на внешнее видимое поле и испытывать трудности при выделении части целого – полезависимость. Методика с помощью которой изучалась «стержень-рамка»: в темной когнате испытуемый видит светящуюся рамку, ему нужно расположить стержень вертикально. Если ориентируется на рамку, полезависим, если на собственные ощущения поленезависим.



2. Узость – широта категории. Широта категории отражает степень дифференцированности какой-либо одной категории (пример, степень различения разных оттенков красного цвета). Узкие категоризаторы – склонность специфировать свои впечатления и ограничивать область применения определенной категории. Широкие категоризаторы – подводят под одну категорию большое число подтверждающих её примеров. Методика синонимов: предъявляются 24 основных слова с различными синонимами, испытуемый выбирает наиболее сходные, по его мнению, синонимы с основным словом. Чем больше количество подобранных слов – тем шире категоризатор

3. Также: гибкость-ригидность, импульсивность-рефлексивность, аналитичность-синтетичность, склонность к риску-осторожность и т.п.)

 

Функции:

1. построение ментальных репрезентаций происходящего;

2. непроизвольный контроль процессов переработки информации;

Когнитивные стили влияют на продуктивность интеллектуальной деятельности, и на своеобразие личностных черт субъекта. Таким образом когнитивные стили выступают в качестве посредников между ментальным миром субъекта и миров реальности, обеспечивая уникальность интеллектуальных возможностей людей с разным складом ума.








Date: 2015-09-05; view: 171; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию