Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоциональная регуляция мышления. Формирование общих и конкретных целейСтр 1 из 11Следующая ⇒
Формирование общих и конкретных целей. Бибрих. Виды целеобразования: - Образование общей цели как некоторого неконкретизированного образа будущего результата. - Возникновение конкретной цели – конкретизация данного образа. В работах Бибриха проводилось равнение этих двух видов. Целостный процесс целеобразования: общие и конкретные цели – фазы. Игра в калах. Для разных групп испытуемых – разная инструкция с разным смыслом. Группы: 1. Ориентация на максимальный выигрыш. 2. Поощрялось преобразование игровых ситуаций, построение эффективных комбинаций. 3. Подчеркивалось значение многоходовых комбинаций, что преобразует игровую ситуация Þ ведет к выигрышу. Диагностика: испытуемый на шкалах указывает, сколько шариков он выиграет и с какой вероятностью. Во время игры: общие цели – цели подготовки собственно действий (взятие, перемещение и проч.); конкретные цели – это цели реализации взятий, комбинаций и т.п. Как показали себя группы: 1. Постановка конкретных целей. 2. Образование общих целей. 3. Формирование целевых структур, включающих как конкретные, так и общие цели. Механизмы порождения целей. ü Оценка наличных возможностей предметной ситуации. ü Оценка перспектив преобразования предметной ситуации. ü Комплексная оценка наличных возможностей и перспектив предметной ситуации. Регулятором различных видов целеобразования является мотивация.
Эмоциональная регуляция мышления. Функция интеллектуальных эмоций – внутренняя сигнализация о формировании смысла конечной цели на отдельных этапах ее конкретизации, о соответствии принятой конечной цели мотивам мыслительной Деятельности (прежде всего, познавательным). Эмоции предшествуют и подготавливают вербальные конкретизации конечной цели и окончательную ее формулировку. Исследование: анализ первичной инициации мыслит Д-ти, переход от немыслительной Д-ти к собственно мыслительной. В.Е. Клочко: методики по изучению роли эмоциональных оценок в этом процессе. 1. Дается текст «из художественного произведения» с противоречием в его содержании (река течет то вверх, то вниз – по вертикали…). Разные задачи: 1) проверить грамотность текстов, пересказ, 2) запомнить текст при однократном чтении вслух. Если испытуемый не замечал противоречия, то задавали вопрос, а не…. ли?; 3) найти противоречие. Результаты: повышение КГР при прочтении противоречивого места; существует барьер между эмоциональной оценкой противоречия и его вербализацией. 2. Модификация методики Элиава (о-ёл). Рез-ты: остановка чтения: репродуктивная Д-ть (чтение) превращается в поисковую (поиск значения слова): рост ЭКГ, КГР. 3. Картинки с противоречием (шарик скатывается в ямку и поднимается в горку еще выше начального уровня). Задача – рассказ по картинкам (3 шт). Рез-ты те же (рост показателей; репродуктивная Д-ть сменяется мыслительной – поиск гипотез: магнит, начальная скорость шарика). Итоги: 1) Процессы оценивания предметной ситуации (эмоционального и вербального) – необходимый компонент ЦО. 2) Эмоциональная оценка указывает на возможность постановки познавательной цели, направляя поиск и инициируя его до обнаружения логической структуры познавательного противоречия. 3) Эмоциональная оценка выделяет зону элементов, не указывая конкретный предметный состав противоречия. Актуализируется познавательная потребность, что ведет к перестройке репродуктивной Д-ти в поисковую мыслит Д-ть. 4) Переход от зарождающейся П-ти к конкретной цели есть переход от эмоциональных оценок к вербальным, от предвосхищения цели – к ее конкретизации. 5) Эмоциональная окраска Эл-тов, выражая смысл и ценность их для субъекта, в ряде случаев предопределяет формирование самостоятельно выдвигаемых субъектом целей.
14. Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях. Когнитивный стиль – индивидуальные психологические особенности познавательных процессов, предрасположенность субъекта к использованию специфических способов взаимодействия с информации, актуализация специфических особенностей познавательных структур человека. Когнитивный стиль устойчив, обобщён, независим от конкретной задачи. Стилевой подход сформировался в качестве альтернативы в качестве тестологического подхода (оценочный). Когнитивный стиль характеристики индивидуальной деятельности не связанные с содержательными (результативными) аспектами работы интеллекта. Основная функция – координация и регулирование базовых познавательных процессов. Становление стилевого подхода изменило предмет психологии познания: Раньше – общие закономерности познавательной деятельности; Теперь – механизмы индивидуальных различий между людьми в способах познания окружающей действительности. Характеристика основных когнитивных стилей: 1. Полезависимость – поленезависимость. Был описан Уиткиным в связи с изучением эффекта «фигура-фон» и «часть-целое». Тенденция контролировать влияние зрительного поля за счёт опоры на внутренний опыт и легко выделять часть из сложной фигуры – поленезависимость. Тенденция полагаться на внешнее видимое поле и испытывать трудности при выделении части целого – полезависимость. Методика с помощью которой изучалась «стержень-рамка»: в темной когнате испытуемый видит светящуюся рамку, ему нужно расположить стержень вертикально. Если ориентируется на рамку, полезависим, если на собственные ощущения поленезависим. 2. Узость – широта категории. Широта категории отражает степень дифференцированности какой-либо одной категории (пример, степень различения разных оттенков красного цвета). Узкие категоризаторы – склонность специфировать свои впечатления и ограничивать область применения определенной категории. Широкие категоризаторы – подводят под одну категорию большое число подтверждающих её примеров. Методика синонимов: предъявляются 24 основных слова с различными синонимами, испытуемый выбирает наиболее сходные, по его мнению, синонимы с основным словом. Чем больше количество подобранных слов – тем шире категоризатор 3. Также: гибкость-ригидность, импульсивность-рефлексивность, аналитичность-синтетичность, склонность к риску-осторожность и т.п.)
Функции: 1. построение ментальных репрезентаций происходящего; 2. непроизвольный контроль процессов переработки информации; Когнитивные стили влияют на продуктивность интеллектуальной деятельности, и на своеобразие личностных черт субъекта. Таким образом когнитивные стили выступают в качестве посредников между ментальным миром субъекта и миров реальности, обеспечивая уникальность интеллектуальных возможностей людей с разным складом ума. Date: 2015-09-05; view: 687; Нарушение авторских прав |