Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональная регуляция мышления. Формирование общих и конкретных целей





Формирование общих и конкретных целей.

Бибрих. Виды целеобразования:

- Образование общей цели как некоторого неконкретизированного образа будущего результата.

- Возникновение конкретной цели – конкретизация данного образа.

В работах Бибриха проводилось равнение этих двух видов. Целостный процесс целеобразования: общие и конкретные цели – фазы.

Игра в калах. Для разных групп испытуемых – разная инструкция с разным смыслом. Группы:

1. Ориентация на максимальный выигрыш.

2. Поощрялось преобразование игровых ситуаций, построение эффективных комбинаций.

3. Подчеркивалось значение многоходовых комбинаций, что преобразует игровую ситуация Þ ведет к выигрышу.

Диагностика: испытуемый на шкалах указывает, сколько шариков он выиграет и с какой вероятностью.

Во время игры: общие цели – цели подготовки собственно действий (взятие, перемещение и проч.); конкретные цели – это цели реализации взятий, комбинаций и т.п.

Как показали себя группы:

1. Постановка конкретных целей.

2. Образование общих целей.

3. Формирование целевых структур, включающих как конкретные, так и общие цели.

Механизмы порождения целей.

ü Оценка наличных возможностей предметной ситуации.

ü Оценка перспектив преобразования предметной ситуации.

ü Комплексная оценка наличных возможностей и перспектив предметной ситуации.

Регулятором различных видов целеобразования является мотивация.

 

Эмоциональная регуляция мышления.

Функция интеллектуальных эмоций – внутренняя сигнализация о формировании смысла конечной цели на отдельных этапах ее конкретизации, о соответствии принятой конечной цели мотивам мыслительной Деятельности (прежде всего, познавательным). Эмоции предшествуют и подготавливают вербальные конкретизации конечной цели и окончательную ее формулировку. Исследование: анализ первичной инициации мыслит Д-ти, переход от немыслительной Д-ти к собственно мыслительной. В.Е. Клочко: методики по изучению роли эмоциональных оценок в этом процессе. 1. Дается текст «из художественного произведения» с противоречием в его содержании (река течет то вверх, то вниз – по вертикали…). Разные задачи: 1) проверить грамотность текстов, пересказ, 2) запомнить текст при однократном чтении вслух. Если испытуемый не замечал противоречия, то задавали вопрос, а не…. ли?; 3) найти противоречие. Результаты: повышение КГР при прочтении противоречивого места; существует барьер между эмоциональной оценкой противоречия и его вербализацией. 2. Модификация методики Элиава (о-ёл). Рез-ты: остановка чтения: репродуктивная Д-ть (чтение) превращается в поисковую (поиск значения слова): рост ЭКГ, КГР. 3. Картинки с противоречием (шарик скатывается в ямку и поднимается в горку еще выше начального уровня). Задача – рассказ по картинкам (3 шт). Рез-ты те же (рост показателей; репродуктивная Д-ть сменяется мыслительной – поиск гипотез: магнит, начальная скорость шарика). Итоги: 1) Процессы оценивания предметной ситуации (эмоционального и вербального) – необходимый компонент ЦО. 2) Эмоциональная оценка указывает на возможность постановки познавательной цели, направляя поиск и инициируя его до обнаружения логической структуры познавательного противоречия. 3) Эмоциональная оценка выделяет зону элементов, не указывая конкретный предметный состав противоречия. Актуализируется познавательная потребность, что ведет к перестройке репродуктивной Д-ти в поисковую мыслит Д-ть. 4) Переход от зарождающейся П-ти к конкретной цели есть переход от эмоциональных оценок к вербальным, от предвосхищения цели – к ее конкретизации. 5) Эмоциональная окраска Эл-тов, выражая смысл и ценность их для субъекта, в ряде случаев предопределяет формирование самостоятельно выдвигаемых субъектом целей.

 

 

14. Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.

Когнитивный стиль – индивидуальные психологические особенности познавательных процессов, предрасположенность субъекта к использованию специфических способов взаимодействия с информации, актуализация специфических особенностей познавательных структур человека. Когнитивный стиль устойчив, обобщён, независим от конкретной задачи.

Стилевой подход сформировался в качестве альтернативы в качестве тестологического подхода (оценочный). Когнитивный стиль характеристики индивидуальной деятельности не связанные с содержательными (результативными) аспектами работы интеллекта.

Основная функция – координация и регулирование базовых познавательных процессов. Становление стилевого подхода изменило предмет психологии познания:


Раньше – общие закономерности познавательной деятельности;

Теперь – механизмы индивидуальных различий между людьми в способах познания окружающей действительности.

Характеристика основных когнитивных стилей:

1. Полезависимость – поленезависимость. Был описан Уиткиным в связи с изучением эффекта «фигура-фон» и «часть-целое». Тенденция контролировать влияние зрительного поля за счёт опоры на внутренний опыт и легко выделять часть из сложной фигуры – поленезависимость. Тенденция полагаться на внешнее видимое поле и испытывать трудности при выделении части целого – полезависимость. Методика с помощью которой изучалась «стержень-рамка»: в темной когнате испытуемый видит светящуюся рамку, ему нужно расположить стержень вертикально. Если ориентируется на рамку, полезависим, если на собственные ощущения поленезависим.

2. Узость – широта категории. Широта категории отражает степень дифференцированности какой-либо одной категории (пример, степень различения разных оттенков красного цвета). Узкие категоризаторы – склонность специфировать свои впечатления и ограничивать область применения определенной категории. Широкие категоризаторы – подводят под одну категорию большое число подтверждающих её примеров. Методика синонимов: предъявляются 24 основных слова с различными синонимами, испытуемый выбирает наиболее сходные, по его мнению, синонимы с основным словом. Чем больше количество подобранных слов – тем шире категоризатор

3. Также: гибкость-ригидность, импульсивность-рефлексивность, аналитичность-синтетичность, склонность к риску-осторожность и т.п.)

 

Функции:

1. построение ментальных репрезентаций происходящего;

2. непроизвольный контроль процессов переработки информации;

Когнитивные стили влияют на продуктивность интеллектуальной деятельности, и на своеобразие личностных черт субъекта. Таким образом когнитивные стили выступают в качестве посредников между ментальным миром субъекта и миров реальности, обеспечивая уникальность интеллектуальных возможностей людей с разным складом ума.







Date: 2015-09-05; view: 687; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию