Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление и знание. Роль прошлого опыта в решении задачи





Опыты Дункера, Майера, Секея.

Дункер: как из проблемной ситуации возникает решение? S M  P

M – получается в данной ситуации, а не содержится в опыте. Чтобы решить задачу субъект должен проникнуть в конфликтные условия ситуации. Задача решается путем перегештальтирования наличной ситуации. В прошлом опыте нет готовых решений. Их нужно синтезировать заново в каждой конкретной ситуации. Примеры задач:

1) Опухоль в здоровых клетках х-луч против опухоли.

2) Шарик падает и отскакивает; определить площадь деформации.

Вывод: опыт вреден и неактуален.

Майер: Группе студентов перед решением задачи давалась 12-тиминутная лекция, содержащая общие инструкции и указания. В течении часа экспериментальная и контрольная группы решали задачу. В результате: Экспериментальная группа – 49% правильных решений, контрольная – 37%.

Тестировали способность студентов к умозаключениям до и после лекции; результаты подобны.

Вывод: результаты обоих экспериментов показывают ,что когда испытуемые осторожно инструктируются остерегаться привычных и устойчивых направлений в своей деятельности, но быть внимательными к новым точкам зрения, наблюдается значительно улучшение их способности к умозаключению, проявляемое в увеличении числа правильных ответов.

Секей: задача: чашы весов уравновешены, на чашах разнородные предметы. Необходимо вывести чаши из равновесия ничего, не добавляя и не убирая. Решение: зажечь свечу, которая есть на одной из чаш.

Бывают разные виды функциональной фиксированности:

1) «общезначенческая»

2) ситуативная

5))В соответствии с критерием действенности мотивации были избраны три типа ситуации, различающиеся по характеру цели и особенностям деятельности, направленной на ее достижение. Они определили три серии экспериментального исследования процессов решения различного рода мыслительных задач. Для исследования процессов творческого мышления использовались задачи, специфика которых отражала их творческий характер - сложность и многозначность условий, неочевидность решения, возможность его нахождения в результате специальной деятельности, включающей многие безуспешные попытки решения, возникновением неадекватной направленности, которую требовалось преодолеть, неопределенностью цели.



Были использованы следующие задачи.

Задача Майера. В экспериментах Майера задача предъявлялась в реальной ситуации и посредством рисунка. Мы использовали второй вариант. Задача имеет четыре решения. Одно из них собственно творческое, описанное Майером как критическое [158].

Модифицированная задача Торренса "Заканчивание неполных фигур". Испытуемым предлагалось несколько фигур (рис. 2), которые нужно было дополнить таким образом, чтобы получились различные предметы, и дать названия полученным предметам. Задача имеет большое количество исходов. В оценке результатов этой задачи использовались предложенные Торренсом показатели: беглость (б) - количество законченных и названных фигур; гибкость (г) - количество категорий, использованных для заканчивания фигур; оригинальность (о) - количество фигур, названных не более чем 5% испытуемых [282].

Задачи Гилфорда "Три квадрата" и "Девять точек" [158].

Особенностью первых трех задач являлось то, что для анализа и оценки продуктивности их решения можно было использовать количественный метод, так как они имели различное количество решений. Задачи "Три квадрата" и "Девять точек" имеют только по одному решению, поэтому продуктивность их решения в группе испытуемых оценивалась по процентному показателю количества испытуемых, решивших задачу (по 20 испытуемым).

 

 

19. Факторы, влияющие на успешное решение задач.

Гиппенрейтер. Задачи “на догадку”. Исследование условий, при которых задачи-подсказки действительно помогали решать основные задачи. Выводы: для успешного решения
1) необходимо сохранение интереса к задаче;
2) необходимо предъявлять задачу-подсказку, когда испытуемый убедится в неэффективности своих первоначальных методов решения;
3) новизна или неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств;
4) в подсказке должен содержаться принцип решения основной задачи, а не результат решения.

Рубинштейн, анализируя эксперименты на задачи-подсказки, пришел к следующим выводам:
- нет однозначной связи между фактом предъявления задачи-подсказки (или временем ее предъявления относительно основной задачи) и решением основной задачи;
- возможность использования подсказки связана с внутренними условиями, а именно, со степенью проанализированности задач, абстрагированием существенных элементов от несущественных, что и позволяет осуществить обобщение принципов решения обеих задач.

Креч, Крачфилд и Ливсон выделяют следующие факторы, влияющие на процесс решения творческих задач:

1) ситуационные:
- способ предъявления задач , задачи-подсказки
- эффект установки
- эмоциональные и мотивационные состояния
(наиболее продуктивен оптимум мотивации, хронический успех, как и неудача, снижают эффективность)



2) личностные факторы:
- знания (могут как помогать, так и ограничивать при решении творческих задач)
- интеллект (в основном его сочетание с ситуационными факторами, напр., низкий интеллект усиливает фактор установки)
- личность (гибкость, инициатива, уверенность, независимость, самоконтроль)
- ценности (ради чего стоит мыслить)
- интеллектуальное “Я”
- мотивация:
• сила мотива - закон Йеркса-Додсона:
имеется оптиум мотивации (стимуляции) при котором научение проходит быстрее, и этот оптиум зависит от трудности задачи: чем труднее задача тем оптиум ближе к пороговому стимулу по величине. Следовательно при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой – сильная.
• 2 типа мотивации в мышлении, по Маслоу: мотивация защиты (потребность в безопасности) и мотивация самоактуализации. О типе мотивации можно судить по результатам мышления. Характеристики мышления, обусловленного защитой: попытка установить порядок в мире, упрощение мира, стереотипы и т.п. Характеристики мышления, обусловленного самоактуализацией: усложнение картины мира, процесс развитие, движет вперед мышление человечества.
- когнитивный стиль (его характеристики:
• гибкость-ригидность
• импульсивность-рефлексивность
• аналитичность-синтетичность
• полезависимость-поленезависимость
• склонность к риску-осторожность и т.п.)
- эмоции (регулируют возникновение, направленность мышления, существуют интеллектуальные эмоции
методы регистрации эмоций: ЭЭГ, ЭКГ, КГР.

 

20. Практическое и теоретическое мышление

 

Основа разделения – характер задачи.






Date: 2015-09-05; view: 689; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию