Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия французского Просвещения
Философия французского Просвещения и тесно связанный с ней французский механистический материализм стали важнейшим явлением духовной жизни Европы XVIII века. В это время потребности совершенствовавшегося капиталистического производства способствовали не только ускоренному развитию науки и техники, прогрессу культуры и изменению социальных отношений, но и повышению роли разума в общественном сознании. Заметно усилилась связь философии с точными науками, изучающими человека — физиологией и анатомией, биологией и медициной. Рационализм из области гносеологии был более последовательно, чем в предыдущем столетии, распространен на понимание человека и общества, устройства природы. В представлении французских философов XVIII века Вселенная законосообразна и самоупорядочена, не нуждается во внешней детерминации и обладает способностью к самовоспроизводству. Просветителей объединяли вера в особую силу человеческого разума и критика церкви (в ряде случаев перерастающая даже в осуждение принципов религии как таковой). Человек рассматривался ими как разумное по своей природе существо, обладающее безграничными возможностями в познании и практическом преобразовании мира. Люди потенциально свободны и равноправны, они активны и поэтому могут перестроить антигуманные общест- венные отношения на началах равенства и справедливости, установить «царство Разума». Важнейшую роль в деле такого преобразования играет «просвещение» народных масс и очищение сознания человека от всяческих, прежде всего религиозных предрассудков. Мыслители полагали, что улучшить жизнь в обществе можно также благодаря развитию наук, искусств и ремесел, строгому соблюдению законов и целесообразному государственному управлению. Для французских просветителей и материалистов характерно также весьма скептическое отношение к авторитетам. В их учениях «религия, понимание природы, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».48 Французские философы XVIII века выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. Они критиковали абсолютизм, сыграв большую роль в идеологической подготовке Великой французской буржуазной революции. Определяющую роль в становлении философии французского Просвещения сыграл Шарль Луи де Монтескье (1689—1755 гг.). Основное внимание этот мыслитель уделял социально-философским проблемам. Его заслуга заключается в том, что он попытался объяснить возникновение и развитие общества на основе естественных факторов. Ш.Монтескье не согласился с Т.Гоббсом в вопросе о причинах образования государства. Жизнь древних людей была вовсе не «войной всех против всех», а таким состоянием, в котором «естественными законами» являлись (из-за неспособности одинокого человека выжить) необходимость для людей жить в мире с себе подобными и обращаться к ним с просьбой о помощи. Борьба же началась тогда, когда люди объединились, и протекала она из-за стремления каждого человека извлечь выгоду за счет других. В конце концов острые конфликты и побудили установить общие для всех законы.49 Таким образом, по убеждению мыслителя, право обусловлено глубокими социальными противоречиями, и с ним неразрывно связано образование государства. Большое значение Ш.Монтескье придавал принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти должны сдерживать претензии друг друга на неограниченное влияние с тем, чтобы не мог возникнуть деспотизм. Одним из первых французский философ обосновал и возможность федеративного устройства государства, в рамках которого отдельные территориальные образования имели бы определенные права. В произведении «Персидские письма» Ш.Монтескье критиковал общественные порядки во Франции и выступал против деспотии, считая, вместе с тем, наилучшей формой государственного правления монархию. В ряде работ (прежде всего «О духе законов») развивалась мысль об объективности законов социальной жизни людей, которые не зависят от произвола отдельных лиц, пусть даже самых выдающихся. Так, согласно Ш.Монтескье, Рим пал не из-за ошибок правителей, а от установления деспотической императорской власти, которая подавила свободу. В результате пришла в упадок нравственность, и резко снизилась мотивация к труду. Попытку объяснить общество Ш.Монтескье предпринял в рамках концепции географического детерминизма. По его мнению, общественное устройство и законы страны обусловлены ее размерами и географическим положением, естественными границами и рельефом местности, климатом и характером почвы. Например, жаркий климат порождает лень и малодушие, усиливает страсти и не способствует проявлению гражданской доблести, и поэтому именно он является одной из причин возникновения деспотического правления. Напротив, холодный климат способствует развитию мужества и свободы. По мнению французского философа, важную роль в прогрессе общества играют также совершенствование земледелия, ремесел и орудий труда. Что касается объяснения природы, то Ш.Монтескье в этом вопросе стоял на позициях деизма. Виднейшим мыслителем французского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694—1778 гг.). Он подверг резкой критике идеалистические учения Д.Беркли и Г.Лейбница, заметив, что «современная наука в лице Ньютона и Бойля подтвердила древние философские предвидения Демокрита, Эпикура и Лукреция», показав, что «элементы мира материальны..., являются протяженной и непроницаемой субстанцией».50 Вместе с тем, Ф.Вольтер пытался доказать, что творцом мира является все же Бог, который придал мирозданию движение и установил законы природы, создал живые существа и даровал им активную силу. Однако Бог в понимании мыслителя — это «не жестокий тиран средневековой религии, а просвещенный деспот, философ на троне. Ему не нужно жертв и курений, их заменяет стоическая покорность судьбе. Спокойствие — молитва философа».51 Правда, в конце жизни под влиянием критики французских материалистов Ф.Вольтер стал считать, что движение неотъемлемо присуще материи, подобно протяженности и непроницаемости, а сам мир существовал всегда. Бога он теперь рассматривал как некий «принцип действия», внутренне присущий природе и «совечный» с ней. Таким образом, великий французский мыслитель эволюционировал от деизма к пантеизму.
Ф.Вольтер считал, что философия, наука и история всех религий указывают на бытие всемогущего существа. Но наибольшие надежды философ возлагал на так называемое моральное доказательство Бога. Для общего блага необходимо, по мнению мыслителя, чтобы существовал Бог, вознаграждающий и мстящий, служащий для нас одновременно уздой и утешением: «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Вера в высшее всемогущее существо полезна для порядка в обществе и особенно для соблюдения моральных норм. Ф.Вольтер замечал, что «если Бога вообще нет, то человек превращается в «чудовище», которое «оказывается самому себе Богом», принося для собственной особы в жертву все, что стоит на пути.52 Атеизм — это «благовидный предлог» для оправдания «неблаговидных деяний». В спокойных условиях к нему еще можно отнестись снисходительно (так, Эпикур был вполне достойным человеком), однако «среди бурь жизни общественной» он приводит ко всевозможным злодействам.53 Вместе с тем, Ф.Вольтер отрицал бессмертие души. Философ весьма критически относился к церкви и в полемике даже эмоционально призывал раздавить ее, как «гадину». Он осуждал религиозный фанатизм и нетерпимость, деспотический произвол. Согласно Ф.Вольтеру, стоящий над миром Бог не может опекать каждого человека и полностью определять его судьбу. Поэтому люди имеют свободу воли, понимаемую философом как «исключительную возможность действовать».54 В результате в истории не имеется никакой предопределенности событий, отсутствует всякий промысел. В произведении «Кандид» Ф.Вольтер подверг острой критике идею Г. Лейбница о сотворенном Всевышним «наисовершеннейшем из возможных миров», в котором человек по сути дела ничего не может изменить к лучшему. В работе «Философия истории» мыслитель исходил из того, что Бог создает природу, но историю люди все же делают только сами. Однако это вовсе не означает, что по прихоти правителей общество может развиваться в любом направлении. Помимо желаний правителей, в любом обществе есть огромное количество сталкивающихся между собой интересов. История предстает как борьба различных идей, «мнения правят миром». Вместе с тем, история общества — это и процесс совершенствования материального производства желающими благодаря этому жить лучше людьми. Поэтому совокупный результат действий людей в обществе не в силах определить ни один конкретный индивид. Таким образом, Ф.Вольтер приблизился к категории исторической закономерности и ввел понятие «дух времени». Правда, эта идея была им недостаточно разработана, однако ясно, что имелись в виду по сути дела сложившиеся объективные условия жизни людей (духовные и материальные). В этой связи великий французский мыслитель считал гораздо более важным изучать не деяния королей и их дворов, а историю искусств (то есть промышленности, сельского хозяйства и ремесел). Ф.Вольтер отмечал, что если люди действуют наперекор «духу времени», то достижение ими своих целей становится крайне затруднительным. Большое значение имело обоснование великим французским просветителем принципа толерантности, согласно которому общество должно быть терпимым к различиям в политических, религиозных и других воззрениях людей. Для развития общества необходимо, чтобы человек был вправе свободно высказывать свое мнение. При этом Ф.Вольтер выступал за политическое и юридическое, но вовсе не социальное (имущественное) равенство. На протяжении своей долгой жизни мыслитель постепенно разочаровывался в своих надеждах на просвещенного правителя. Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.) сравнительно мало интересовался проблемами природы, решая их в духе деизма. Для него отрицание Бога — это путь к подрыву основ общественной морали, поскольку «нравственное чувство есть чувство религиозное». В гносеологии Ж.-Ж.Руссо отстаивал позиции сенсуализма. Главное же внимание мыслитель уделял социальным проблемам. Он резко критиковал современное ему общество за подавление свободы человека и вопиющее неравенство людей, деспотизм и насилие, считая, что несправедливость существующего социального устройства явилась результатом противоречивости исторического процесса. Поэтому Ж.-Ж.Руссо идеализировал далекое прошлое человечества. По его мнению, люди тогда жили в естественном состоянии, потребности их были просты и не вредили здоровью и душам. Существовало реальное равенство в «естественных правах» (на жизнь, здоровье и т.п.), и никто не возвышался над другим. В то время как Т.Гоббс и многие другие исследователи рассматривали древнего человека как злобное и кровожадное, коварное и агрессивное существо, Жан-Жак Руссо видел в дикаре добродушие и справедливость, доверчивость и дружелюбие. Появление же «гражданского общества» и развитие культуры привело к весьма негативным последствиям, поскольку постепенно стали создаваться «искусственные потребности», удовлетворение которых носит спорный характер. Просветитель был убежден, что «наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства», и прогресс испортил людей, нарушив их естественную гармонию с природой. В этой связи «культуру» высших классов Ж-Ж. Руссо противопоставил «естественности» народной жизни, больше связанной с природой.
По мнению Жан-Жака Руссо, особенно большое число бед обрушилось на человечество с возникновением частной собственности (не являющейся естественным правом человека). Именно она породила неравенство и жажду наживы. В результате люди были ввергнуты в «ужасное состояние вражды». Для того, чтобы как-то преодолеть это состояние, понадобилось заключение общественного договора и появление государства и законов, которым подчинился народ. Однако государство из института, обеспечивающего свободу и безопасность граждан, со временем стало органом подавления и угнетения людей, их отчуждения от материальных и духовных благ. Неравенство между бедными и богатыми превратилось в неравенство между властвующими и подданными. Наконец, дальнейшее развитие базирующегося на частной собственности общества привело к сосредоточению власти в одних руках и появлению деспотизма. Имеющий неограниченную власть правитель стал обманывать и законы, и народ. По отношению к деспоту все остальные члены общества равны в своем бесправии. Но именно это напоминает людям о их потенциальном равенстве и утраченных когда-то одинаковых естественных правах. На основе такого понимания теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо критиковал феодально-абсолютистское государство и обосновал право народа на восстание против деспота. Потерявший когда-то естественную свободу человек может ее возвратить, но уже как свободу гражданскую. Вместе с тем, полного возврата к прошлому не произойдет, поскольку государство сохранится, однако оно станет построенной на разумных началах народной республикой. Только при таких условиях можно будет осуществить идеалы Свободы, Равенства и Братства. Единственным правителем общества мыслитель считал «объединенный народ», который сам осуществляет власть в собственных интересах и является гарантом достойного развития всех и каждого. Суверенитет народа неотчуждаем и неделим. Поэтому, по мнению Ж.-Ж. Руссо, в будущем обществе высшим органом власти должно быть народное собрание. Оно доверяет на определенное время исполнительную власть правителю (или правителям) и имеет право в любое время ее ограничить, изменить или отнять. Осуждая частную собственность, французский просветитель понимал, что она глубоко укоренилась в общественных традициях. Кроме того, именно собственность может гарантировать имеющему ее человеку независимость и свободу, только она может внести в его жизнь покой и уверенность в своих силах. Поэтому частную собственность следует сохранить и даже освятить законом, но ограничить, и не допускать существования ни богатых, ни нищих. По сути дела, философ идеализировал мелкую (прежде всего крестьянскую) собственность. Таким образом, в отличие от Ф.Вольтера, Жан-Жак Руссо выступал не только за юридическое, но и экономическое равенство в обществе. В противоположность Ж.-Ж. Руссо, творчество Жана Антхана Кондорсе (1743—1794 гг.) было проникнуто идеей прогресса и историческим оптимизмом. По-видимому, сказалось личное участие Ж. Кондорсе во французской буржуазной революции конца XVIII века. По его мнению, «природа не определила никаких границ совершенствованию человеческих способностей». Философ был убежден, что настанет время, «когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми». Движущей силой человеческого развития в его исторической концепции является разум. Ж.Кондорсе резко выступал против религии и «всяческих суеверий», являлся сторонником республиканской формы правления. При этом социальное неравенство французский мыслитель-революционер считал естественным и неизбежным, хотя и полагал, что его необходимо сгладить. Благодаря Ш.Монтескье и Ф.Вольтеру, Ж.-Ж. Руссо и Ж.А.Кондорсе в европейской философии XVIII века сформировался культ человеческого разума. Эти мыслители рассматривали разум как основное средство преобразования общества на началах равенства и справедливости. Вместе с тем, в объяснении природы они стояли на позициях деизма. Однако в середине XVIII столетия во французском Просвещении выделилось направление еще более последовательных сторонников рационального объяснения мира — французский материализм. Представители этой философской школы были просветителями в объяснении общества, однако они внесли заметный вклад и в развитие научно-философского подхода к миру в целом. Для обоснования своих философских концепций французские материалисты активно применяли научные данные, особенно достижения естествознания своего времени. Часть французских материалистов, как организаторов издания так называемой «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел», обычно называют энциклопедистами. Активное участие в «Энциклопедии» принимали и другие просветители. Мыслители считали, что если познакомить людей со всеми известными знаниями о мире и обществе, то их поведение станет более разумным и добродетельным. В 1751-1780 годах вышли в общей сложности 26 томов текста «Энциклопедии» и гравюр-иллюстраций к нему, а также дополнений и указателей. Французские материалисты являлись атеистами и пытались объяснить существование мира без привлечения каких-либо сверхъестественных сил, критиковали идеализм и религию. Согласно их учениям, в мире существует только движущаяся материя, и все во Вселенной определено исключительно материальными причинами. Сознание также объяснялось из материи. Последняя обычно рассматривалась как вечная, несотворимая и неуничтожимая, протяженная и структурно упорядоченная субстанция, состоящая из элементарных, далее неделимых частиц (молекул). Существование пустоты при этом отрицалось. Окружающий мир французские мыслители понимали как своеобразную «лестницу природы», результат постепенной эволюции и усложнения ее форм. Согласно взглядам французских материалистов, жизнь представляет собой результат концентрации некоего всегда имеющегося в природе «живого вещества». Накапливаясь в организмах существ, оно позволяет им совершенствоваться. Человек отличается от животных наличием разума и способностью к общественной жизни, он продукт двух начал — природного (благодаря биологическим предпосылкам, например, наличию мозга) и социального (воспитания). Особую роль в познании мира французские материалисты отводили ощущениям, однако при этом пытались дополнить чувства разумом. Первостепенное значение в объяснении бытия они придавали законам механики, и поэтому их материализм определяется как механистический. Идейным вдохновителем энциклопедистов являлся Депи Дидро (1713—1784 гг.). В молодости деист, он в дальнейшем перешел на позиции материализма. Мыслитель обосновал идеи о несотворимости и неуничтожимости материи, единстве и бесконечности мира, разработал концепцию его постоянного развития. Материя активна, причина ее существования и изменения содержится в ней самой. Поэтому не нужно никакого первоисточника движения, оно возникает в силу разнородности материи. Д.Дидро отвергал существование абсолютного покоя и считал, что любое тело постоянно меняется. Решая проблему происхождения сознания, философ полагал, что материя наделена всеобщим свойством — чувствительностью, которое в человеке развивается до мышления. Естественно, что с окончанием нашей жизни это свойство деградирует до исходного состояния, и поэтому душа смертна. В произведении «Племянник Рамо» Д.Дидро охарактеризовал противоречия сознания человека современной ему эпохи (переплетение в нем добра и зла, здравого смысла и безрассудства и т.п.), однако не поднялся до объяснения их причин. Исходным источником познания в учении Дени Дидро являются чувства, но знания достигаются именно мышлением и рациональной обработкой фактов. Французский материалист был сторонником теории общественного договора и высказывался за конституционную монархию, возлагая большие надежды на «просвещенного государя». Он также выступал за смягчение имущественного неравенства между людьми. Помощник Д.Дидро по подготовке «Энциклопедии» Жаи Батист Д'Аламбер (1717— 1783 гг.) также являлся последователем сенсуализма Д.Локка. Вместе с тем, пытаясь найти правильное решение проблемы взаимного соотношения материи и духа, он склонялся к дуализму. Из ряда французских материалистов также несколько выпадал еще один представитель сенсуализма — Этьенп Бошю де Кондильяк (1715—1780 гг.). Этот мыслитель держался в некотором отдалении от деятельности французских материалистов и подчеркивал лояльность по отношению к церкви и государству, поэтому не испытал никаких притеснений. Отвергая теорию «врожденных идей», он рассматривал память, мышление и суждение лишь как варианты ощущений. По его мнению, абстрактное мышление не вносит ничего принципиально нового по сравнению с чувственным познанием. Умственное же развитие индивида зависит от характера внешней среды и воспитания. Исходя из того, что «тонкость чувств» имеет предел, Э.Кондильяк отрицал познаваемость материи и ее свойств. Столкнувшись с трудностями при объяснении происхождения сознания из материи, французский мыслитель пришел к выводу о существовании особой субстанции — нематериальной души. Значительное влияние на дальнейшее развитие социальной философии оказали мысли Э.Кондильяка о первостепенном значении для развития общества материальной деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, и о том, что человеческая практика предшествует объясняющим ее теориям. Французский просветитель отметил взаимосвязь между политическим строем государства и «характером народа». Он считал, что поэтому все преобразования в обществе должны проводиться с учетом «духа народа». Жюльен Офре де Ламетри (1709—1751 гг.) выступал как открытый материалист. Правда, в своем раннем произведении «Трактат о душе» он еще придерживался деистических взглядов и не вступал в конфликт с теологией. Вместе с тем, Ж.Ламетри обосновал идею о том, что атрибутами материи являются не только протяженность, но и движение, а также потенциальная способность к ощущению. Результатом развития этой способности становится душа, то есть духовное мыслитель представил как свойство материи. Свои воззрения философ развил в работе «Человек-машина». По его мнению, строение и поведение людей можно объяснить исключительно с помощью законов механики. Человеческое тело — «это заводя- щая сама себя машина», правда, «настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а, следовательно, дать точное определение».55 В теле имеются различные взаимодействующие между собой части («пружины») и нет ничего более. Самостоятельно же существующее духовное, идеальное есть не что иное, как выдумки теологов. По мнению философа, материальная душа выступает как «двигатель» организма. Ж.Ламетри совершенно игнорировал тот факт, что индивид становится человеком не только в результате рождения, но и в процессе воспитания, находясь в обществе. Образование не смогло бы поменять натуру лишенной внутренней активности машины. Даже если по биологической природе считать человека весьма сложной машиной, как личность он законами механики не объясняется. Ж.Ламетри считал, что полностью познать сущность материи и движения невозможно. Вместе с тем, человек в определенных пределах может изучить мир, призвав на помощь чувства и «вооружась факелом опыта».56 При этом философ не видел различий между абстрактным познанием и чувственным восприятием, понимая мысль только как «способность чувствовать». По мнению Ж.Ламетри, главными движущими силами развития общества являются просвещение народа и деятельность выдающихся личностей. За свои взгляды французский философ-материалист подвергался гонениям и вынужден был эмигрировать. Поль Апри Гольбах (1723—1789 гг.) в работе «Система природы» сводил все явления природы и все природные силы к различным формам движения материальных частиц. По словам современников, это произведение стало настоящей «библией атеистического материализма», где автор обобщил его достижения. П.Гольбах определил материю как то, что может оказывать воздействие на наши органы чувств и вызывать в них ощущения. Материя является»причиной всего» и, вместе с тем, она представляет собой совокупность всех разнообразных предметов, явлений и процессов мира. Помимо протяженности, материи в качестве важнейшего атрибута присуще движение. Поскольку материя имеет собственную внутреннюю деятельную силу и внутреннюю обусловленность, то не нуждается ни в каком первотолчке извне. Все причины и следствия в природе естественны и вытекают друг из друга. П.Гольбах подразделял всю материю на неорганическую (существовавшую всегда) и органическую, возникшую в результате развития неживой природы. По его мнению, жизнь «есть совокупность движений, свойственных организованному существу, а движение может быть лишь свойством материи».57 Творчество П.Гольбаха базировалось на уровне естествознания своего времени, и он не знал никаких других форм движения, кроме механического. В результате мыслитель не смог удовлетворительно объяснить возникновение живой материи из неживой и определить специфику человека и общества. Именно поэтому люди для него только природные, физические существа, подчиняющиеся всеобщим мировым естественным законам. Поскольку космос — это бесконечный ряд однозначно связанных причин и следствий, то, по мнению П.Гольбаха, в движущейся материи отсутствуют случайности. Человек тоже включен в причинно-следственные связи Вселенной и поэтому у него нет свободы (а есть только ее иллюзия). Все поступки людей «никогда не бывают свободными: они всегда неизбежное следствие темперамента, приобретенных идей, верных или ложных понятий о счастье — одним словом, их точки зрения, опирающейся на воспитание, на примеры, на жизненный опыт».58 Однако П.Гольбах недооценивал социальную детерминацию человека и его активность как личности. Кроме того, он еще не знал об имеющихся не только в обществе, но и в природе статистических (проявляющихся через случайные события) законах и поэтому отождествлял причинность с необходимостью. П.Гольбах отстаивал тезис о возможности устройства общества на разумных и справедливых началах. Для этого необходимо преодолеть деспотизм власти и установить целесообразное просвещенное правление при участии ученых и философов. Следует также бороться с «религиозным дурманом», поскольку религия оправдывает власть деспотов и препятствует распространению знаний в обществе, формируя темных, «покорных и забитых рабов». Социальная гармония невозможна без гуманизма и человеколюбия, когда общество будет всемерно поощрять взаимопомощь и сострадание, доброту и милосердие, бескорыстие и снисходительность. По мысли П.Гольбаха, частную собственность как основу социального и индивидуального благополучия следует сохранить, но не допускать чрезмерного имущественного расслоения. В будущем обществе должны быть установлены справедливые законы, соблюдаться права и свободы граждан, в том числе право на сопротивление несправедливой власти. В центре внимания Клода Адриана Гельвеция (1715—1771 гг.) находилась проблема человека и общества. Он полагал, что человек подчинен исключительно закономерностям природы. К.Гельвеций считал, что поскольку все в мире причинно обусловлено, то строго детерминированы и поступки людей. Вместе с тем, мыслитель являлся одним из первых представителей теории социальной среды, согласно которой люди представляют собой результат обстоятельств и воспитания, ведь самого совершенного тела и мозга еще недостаточно, чтобы индивид стал человеком. Иными словами, нельзя родиться с человеческими качествами, но можно стать добрым или злым. К.Гельвеций критиковал феодально-религиозную идеологию и церковь, отвергал идею бессмертия души. Он подверг сомнению устои религиозной морали и полагал, что критерием нравственности являются не какие-то вечные и неизменные установления, а «общественная польза». По мнению мыслителя, важную роль в процессе познания играют не только ощущения, но и практический интерес, направляющий наши суждения. Поскольку в обществе интересы каждого индивида также имеют большое значение, человеческие страсти философ предлагал направлять в такое русло, чтобы они служили благу всех. Как и многие другие французские мыслители этого периода, К.А.Гельвеций выступал за «равномерное разделение» частной собственности. Д.Дидро и Ж.Ламетри, П.Гольбах и К.Гельвеций придали значительный импульс развитию материализма. Они разработали довольно последовательное учение о материи и ее атрибутах, обосновали единство мира на основе естественных законов, предложили материалистическую трактовку сознания и проблем познания, решая последние в духе дополненного рационалистическими положениями сенсуализма. Радикальные мыслители Просвещения исходили из метафизического и механистического понимания природы, общество же объясняли идеалистически («мнения правят миром»). Задача философии виделась ими в борьбе с массовыми заблуждениями, иллюзиями и предрассудками. Заслуга французских материалистов состоит в том, что они развили идею об активности человека в деле преобразования социальных порядков на началах гуманизма и справедливости. * * *
Европейские мыслители XVII-XVIII веков продемонстрировали самые разнообразные подходы ко всем важнейшим философским вопросам и, прежде всего, — к проблемам субстанции, взаимосвязи материи и сознания, движения, соотношения веры и разума, познаваемости мира. Ими разрабатывались оригинальные идеалистические системы, предпринимались попытки соединить материю и дух в рамках дуализма. Все заметнее проявлялась тенденция к дальнейшему ограничению сферы деятельности Бога, и пантеизм постепенно сменялся деизмом, развивалось свободомыслие и, наконец, возникло значительное философское направление, объясняющее мир исходя только из естественных причин. Важнейший импульс развитию теории познания придало становление и взаимодействие двух альтернативных гносеологических концепций — сенсуализма и рационализма. В социальной философии складывались различные интерпретации теории общественного договора. Человек в учениях мыслителей Нового времени все больше приобретал характеристики самостоятельности и свободы. На духовном состоянии общества отразились успехи в развитии науки и техники. Поэтому философская мысль XVII—XVIII веков была в целом оптимистична, она исходила из того, что закономерно устроенный окружающий мир доступен человеческому разуму. Знание стало рассматриваться как сила, способная привести не только к преобразованию в интересах человека природы, но и к изменению общества на справедливых и гуманных началах. Проблематика и особенности европейской философии первых двух веков Нового времени во многом определили пути дальнейших мировоззренческих исканий в рамках философских школ XIX века.
Вопросы для самоконтроля к теме 6 1. Кто, по Вашему мнению, ближе к истине — рационалисты или сенсуалисты? В чем достоинства и недостатки этих трактовок процесса человеческого познания? 2. Почему на основе сенсуализма развился не только материализм, но и субъективный идеализм? 3. Имеет ли, на Ваш взгляд, агностицизм какое-либо положительное значение для развития философии? 4. Как отразилось ускорение развития науки в XVII-XVIII веках на европейской философии? 5. Можно ли, на Ваш взгляд, объяснить, почему французский материализм был метафизическим и механистическим? 6. Какие новые тенденции проявились в социальной философии XVII — XVIII веков? 7. Каково влияние идей французского Просвещения на развитие общества?
Date: 2015-09-05; view: 1135; Нарушение авторских прав |