Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система объективного идеализма и диалектический метод Г.Гегеля
Сложившиеся к началу XIX века внутренние тенденции дальнейшего развертывания историко-философского процесса проявились в творчестве выдающегося немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831 гг.). Он не только фундаментально развил и систематизировал диалектические идеи предшественников, но и одновременно довел до предельной степени теоретической обоснованности рационализм европейской философии Нового времени в форме панлогизма (от греческого «пан» — все и «логос» — мысль). Г.Гегель называл свое учение «абсолютным идеализмом» и ставил задачу охватить все сущее единым понятием. Таковым стала «Абсолютная идея» («абсолютное общее», «абсолютный дух»), составляющая первооснову всех вещей. Согласно Г.Гегелю, именно разум и «есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие», он есть «бесконечное содержание, вся суть и истина, и он является для самого себя тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность».17 Таким образом, основу мира составляет само «чистое» мышление. К сути Абсолютного духа относится внутреннее движение, способность и стремление к саморазвитию и самопознанию. Вместе с тем, в нем в виде тенденций и потенций содержатся все возможные определения природных, социальных и духовных явлений. Согласно Г.Гегелю, Абсолютный дух познает себя через создаваемый им мир, глядя в него, как в зеркало. В процессе саморазвития он проходит различные стадии, последовательно двигаясь от абстрактного (общих, простых понятий) к конкретному (сложным определениям, наполненным конкретным содержанием, то есть вещам). Понятие у Г.Гегеля превратилось в источник бытия всех вещей. Важно то, что Абсолютный дух находится не вне чувственно проявляющейся реальности, а внутренне присущ ей. В результате все то, для чего он является основой, имеет тенденцию к постоянному развитию, не нуждающемуся в источнике извне. Поскольку всякое бытие представляет собой проявление развивающегося Абсолютного духа, мировой процесс закономерен и целесообразен. Все то разумное, что в неразвернутом виде скрыто в Абсолютном духе, рано или поздно должно стать реально существующим («все действительное разумно, все разумное действительно»). По мнению Г.Гегеля, мышление включает в себя волю, энергию и способно изменять мир. Кроме традиционных доводов в пользу своих объективно-идеалистических воззрений, Г. Гегель указывал на то, что поскольку мы фиксируем мир с помощью мысли, первоначало реальности должно быть родственным характеру нашего мышления. Эта идея известна в философии как принцип тождества (слияния, совпадения) мышления и бытия. Свою философскую систему Г.Гегель обосновывал с помощью разработанного им диалектического метода, главная мысль которого была сформулирована еще в античности: «все в мире развивается». Но заслуга немецкого философа состоит в том, что он не ограничился констатацией факта изменения всего сущего, а постарался в каждой из исследуемых областей найти проходящую через нее линию развития, определить источники, механизм и направленность протекающих в мире процессов. Итогом большой работы мыслителя стала формулировка им трех законов диалектики, раскрывающих сущность развития. Г.Гегель переосмыслил имевшиеся у предшественников идеи о наличии в вещах и явлениях мира противоположностей и по-новому подошел к проблеме противоречий, которые раньше обычно рассматривались как тупик, непреодолимое препятствие для развития и познания. В результате немецкий философ сформулировал закон единства и взаимодействия противоположностей, раскрывающий внутренний источник развития всего сущего. При этом под противоположностями понимались стороны объекта, тенденции изменения которых диаметрально различны. Вместе с тем, противоположности являются таковыми лишь вместе, когда они не только противостоят, но и взаимопроникают друг в друга (например, северный полюс магнита не существует без южного, как и наоборот). Процесс взаимодействия противоположностей характеризуется как противоречие. Г.Гегель показал, что в любом предмете, представляющем тождество (равенство) самому себе, непременно имеются определенные различия. Будучи вначале несущественными, они приобретают со временем характер существенных. Далее различия развертываются до противоположностей и вступают в конфликт, то есть открытое противостояние сторон. В результате первоначальное состояние предмета преобразуется, и он переходит в иную форму, затем процесс повторяется снова и снова. В учении Г.Гегеля любое развитие предстало как процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Наряду с этим, единство противоположностей является основой существования относительно стабильных объектов мира. До Г.Гегеля была распространена точка зрения, что все качественные изменения сводятся к количественным, и новое представляет собой лишь простое количественное убавление или прибавление, соединение или разъединение чего-то всегда имеющегося. Немецкий мыслитель по-иному посмотрел на эту проблему и сформулировал закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (взаимосвязи количества и качества). Этот закон раскрывает внутренний механизм всякого развития. Качество при этом понималось философом как неотделимая от объекта его существенная определенность, внутреннее основание всех его свойств, характеризующее объект как таковой (именно в виде человека, стола, дерева). Количество рассматривалось им как внешняя для бытия вещи определенность, более легко изменяющаяся (например, дом остается домом будучи и большим, и маленьким). Количество отражает общее и однородное в качествах вещей, благодаря чему их можно сравнить. Немецкий философ показал, что количество и качество всегда связаны и определенным образом соответствуют друг другу; их единство выражается в понятии мера. Любой предмет или явление существуют в определенных границах меры (красное остается красным, будучи более или менее светлым или темным, но до некоторого предела; яблоко может быть и сладким, и кислым и т.д.). Выход за эти рамки ведет к исчезновению объекта (например, имеются пределы количественных характеристик живого организма). Г.Гегель сделал вывод, что переход от одной меры к другой всегда происходит в результате скачка, то есть перерыва постепенного количественного изменения и смены качества. В момент скачка новое борется со старым, и происходит непосредственный переход предмета в иное состояние. Таким образом, любое развитие протекает через постоянное взаимодействие количества и качества: накопление количественных изменений ведет к трансформации качества предмета, новое качество инициирует соответствующие ему количественные преобразования. Третьим законом диалектики является закон отрицания отрицания, отражающий общий результат и направленность процесса развития. Оно протекает сначала через отрицание исходного состояния объекта (то есть тезиса или первоначального утверждения) новым его качеством (антитезисом). На третьей ступени развития происходит слияние (синтез) положительных для бытия предмета элементов первого и второго этапов (тезиса и антитезиса). Таким образом, Г.Гегель различал отрицание простое (уничтожение) и отрицание диалектическое. Второе представляет собой не только разрушение старого с одновременным утверждением нового, но и сохранение в новом части положительных для дальнейшего бытия предмета качеств старого. Диалектическое отрицание — это одновременно и возврат к «якобы старому», но уже на принципиально новой качественной основе. Закон отрицания отрицания показывает, что в развитии органически сплетены элементы поступательности и повторяемости. Благодаря этому в развитии имеется преемственность, более того, на новых его этапах происходит восстановление некоторых ранее утраченных качеств и свойств, если они необходимы для дальнейшего существования объекта. Недаром, развитие можно представить в образе спирали, соединяющей в себе круг (символ возвращения к старому) и восхождение (движение к новому). Будучи объективным идеалистом, Г.Гегель относил действие этого закона диалектики (как, впрочем, и других) прежде всего к миру чистой логики, где новая мысль отрицает старую, затем происходит синтез и т.п. Вместе с тем, он иллюстрировал действие закона отрицания отрицания и на примерах из природы: так, зерно овса, отрицаемое выросшим из него зеленым растением, дает в конечном итоге новое зерно, но уже в десятикратном размере. Отражая разные стороны процесса развития, законы диалектики существуют и действуют в неразрывном единстве. С помощью диалектического метода Г.Гегель в своих важнейших работах «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» показал величественную картину саморазвития Абсолютной идеи. На первом этапе она развертывается в виде системы категорий, представляющих собой «чистые» мысли и не нуждающихся в каком бы то ни было материальном «наполнении». Категории чувственно невоспринимаемы и со ставляют внутреннюю сущность вещей, однако сами предметы еще не возникли. Развитие начинается с категории бытия, самой малонаполненной и простой, которая переходит в свою противоположность — «ничто». В результате возникает понятие становления, а затем так называемое «наличное бытие», присущее реальным предметам. Далее следуют количество и качество, мера, конечность, бесконечность и другие «чистые категории». Породив исходные категории, Абсолютная идея развертывается во все более конкретные понятия — механизм, химизм, биологизм, познание и т.п. Наконец, возникает царство чистой логики, но в нем Абсолютная идея пока еще не может себя познать. Г.Гегель детально проанализировал многие философские категории, показав, что они представляют собой целостную и развивающуюся систему. Характеризуя взаимопереход и взаимодополнение парных категорий (необходимость и случайность, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление) немецкий мыслитель отразил единство и противоречивость бытия. На втором этапе Абсолютная идея отчуждается от своей истинной сущности, дух превращается в свое «инобытие», в природу, то есть опредмечивает себя, предстает в виде ограниченных, конкретных, единичных вещей, находящихся в также возникающем пространстве и времени. По выражению немецкого философа, природа — это «внешняя реальность идеи», «окаменевший дух». Согласно Г.Гегелю, развивается не сама природа, а выступающая в качестве ее основы система категорий. Во Вселенной лишь повторяются изначально заданные Абсолютной идеей сочетания различных неорганических и органических структур и объектов. Поэтому природа хотя и выступает в качестве необходимого этапа развертывания Абсолютной идеи, но нужна, по сути дела, лишь для того, чтобы можно было перейти к третьей ступени, на которой возникают человек и общество. В результате мыслитель мало интересовался естественными проблемами и заблуждался по многим вопросам, которые решила или к решению которых вплотную приблизилась наука первой трети XIX века. Например, он отвергал атомистику и факт преломления света. Правда, великий философ предсказал периодическую систему элементов в химии.»18 На третьем этапе Абсолютная идея возвращается к самой себе — появляется общество, дающее духу возможность осознать пройденный им ранее путь. Сначала возникает «субъективный дух», то есть человеческое сознание. Затем оно опредмечивается, становясь явлениями культуры — «объективным духом». Вместе с тем, интеллектуальная деятельность людей превращается в государство и право, нравственность и мораль, искусство и религию, наконец, — в философию. Именно в ней Абсолютная идея, пройдя длительный путь исторического развития и выразившись в виде конкретных форм интеллектуальной деятельности людей, предстает в качестве Абсолютного духа и осознает себя. Принципиально новые идеи Г.Гегель выдвинул и в гносеологии. Он справедливо отметил, что родившийся человек постепенно усваивает способность мыслить, сначала практически, пользуясь предметами культуры, а затем и теоретически, то есть во внутреннем плане сознания. Иными словами, немецкий мыслитель пришел к выводу, что постижение мира осуществляется не только индивидом, но и человеческим родом. Осваивая достижения материальной и духовной культуры, мы постигаем замыслы их создателей и интеллектуально развиваемся. Действительно, в мире культуры воплощена логика развития человечества и его интеллектуальный потенциал. Однако философ мистифицировал культуру, считая ее проявлением Абсолютной идеи и следствием развертывания в конечном итоге «чистой мысли», то есть «объективным духом». В результате его гносеология базируется на предпосылке, что изучающий мир человек является всего лишь орудием стремящегося к самопостижению, однако не могущего осознать себя без опредмечивания Абсолютного духа. Г.Гегель отверг агностицизм И.Канта. Вместе с тем, он спорил и с Ф.Шеллингом, доказывая, что познание осуществляется не через интуицию или «чистое» созерцание, а лишь благодаря понятийному мышлению. Именно в понятиях человек в силах выразить самые существенные стороны окружающего мира. Г.Гегель не считал антиномии И.Канта свидетельством бессилия разума. Противоречия — это вовсе не тупик и не показатель заблуждения, ведь их природа совсем другая. Мыслитель доказывал, что поскольку в объективной действительности имеются противоречия, то они должны отражаться и в нашем разуме в форме логических противоположностей. Поэтому противоречия не являются препятствием для познания. Согласно Г.Гегелю, разум способен опираться на противоречия, отражать их в понятиях и успешно преодолевать. Противоречия представляют собой важное орудие истины, напротив, их отсутствие есть верный признак заблуждения. Например, в чувствах и созерцании нам дана непрерывность движения, отразить же единство прерывности и непрерывности в нем можно только в понятиях разума, которые не исключают, а предполагают противоречия. Г.Гегель сделал вывод о применимости законов и категорий диалектики к процессу постижения мира. Таким образом, диалектика стала рассматриваться не только как теория развития, но и как метод познания. Г.Гегель впервые ввел понятия абсолютной и относительной истины, отметив, что человек не может познать мир целиком и сразу. В результате истина предстала как процесс, движение мысли. На каждом этапе освоения действительности люди обладают недостаточно глубоким знанием, и все историческое развитие науки представляет собой процесс уточнения и дополнения относительных истин. По мысли Г.Гегеля, только философия открывает абсолютную истину. Науке же доступен лишь анализ природы, искусству — пусть и красочные, но неточные художественные образы, а религии — аллегорическое, а потому также неполное истолкование бытия. Заслуга немецкого философа в гносеологии состоит и в том, что он обосновал целый ряд важных для современной науки принципов познания — восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, всестороннего рассмотрения предмета исследования и др. Социально-философские воззрения Г.Гегеля основаны на той исходной предпосылке, что развитие общества происходит через активную деятельность людей, как более совершенную теоретическую (высшей формой которой является философия), так и менее совершенную практическую (труд). Мыслитель определял труд в качестве «педагога человечества», сыгравшего определяющую роль в «воспитании дисциплины сознательного существа». Человек является продуктом своего труда. Даже рабский труд сыграл большую роль в развитии человечества, подготовив людей к свободной и ответственной деятельности. Кроме того, Г.Гегель исходил из того, что сам Абсолютный дух не может ни работать, ни воевать, и поэтому он позволяет действовать за себя человеку. Таким образом, развитие Абсолютной идеи в форме Абсолютного духа происходит через деяния ничего не подозревающих об этом людей. Дух достигает собственных целей, неведомых отдельным индивидам, и в этом выражается так называемое «коварство разума». Все сферы общественной жизни, в том числе и материальная — это функции духа, проявляющиеся через деятельность людей. История человечества по Г.Гегелю есть одновременно и развитие Абсолютного духа. В этом своем выводе немецкий мыслитель, хотя и в мистической форме, но подошел к пониманию объективных (то есть не зависящих от сознания и воли людей) законов развития общества. Он писал: «преследуя свои частные интересы, люди делают гораздо больше, чем они задумали... Не сознавая этого, они реализуют закономерности истории...».19 Вместе с тем, история у Г.Гегеля все-таки не автоматический процесс, а люди — не марионетки. Они делают историю (и особенно «великие личности») благодаря собственной активности, желаниям и устремлениям, хотя и в рамках некоторых общих тенденций, определенных развитием Абсолютного духа. В лице человека дух осознает себя как субъекта, обладающего непредопреде-ленной волей и способностью самостоятельно действовать. В результате целью истории становится его стремление к свободе. Поэтому и степень проявления свободы человека является главным критерием общественного прогресса. Исторический процесс предстает у Г.Гегеля как шествие Абсолютного духа во времени, а также в пространстве (с Востока на Запад). В этом движении и внутреннем совершенствовании Абсолютный дух способствует через действия людей как все большему осознанию ими свободы, так и осуществлению ее в социальной жизни. На Древнем Востоке человек был настолько тесно связан с обществом, что у него практически не было индивидуальной жизни. Поэтому там был свободен лишь один человек — деспот, и то в значительной степени условно (он тоже являлся рабом традиций, хотя и мог творить в их рамках любой произвол). Там никто еще не знал, что такое свобода. В Античной Греции и Риме была свободна группа людей, однако условием демократии служило рабство. Вместе с тем, и свободные граждане еще не достигли полной самостоятельности, поскольку при принятии решений пользовались советами оракула и ждали знамения, гадали и т.п. В античном мире даже самые великие умы (например, Платон и Аристотель) еще не осознавали, что человек свободен как таковой, а не лишь некоторые люди. Наконец, в христианском мире развитие духа привело к тому, что человек стал внутренне свободным. Особенно большую роль в этом сыграла Реформация, непосредственно связавшая человека с Богом. Наивысшего развития в осознании и утверждении свободы, по мнению Г.Гегеля, достигли германские народы — они имеют право свободно выбирать занятия и продавать свою способность к труду, получили доступ к государственным учреждениям. У германских народов сформировалось так называемое гражданское общество, основой которого Г.Гегель считал повиновение законам, юридическое равенство и частную собственность. Немецкий философ отметил, что для того, чтобы личность была свободной, необходимо проявление ею своей воли через воздействие на внешние объекты, а это затруднительно без обладания собственностью. Заслуга Г.Гегеля состоит в том, что он показал мировую историю как единый и законо мерный процесс. Вместе с тем, его трактовка хода истории являлась европоцентристской, поскольку, в отличие от европейских народов, другие народы не рассматривались как «исторические» нации. Германия в начале XIX века вовсе не была самой передовой страной, где нашел свое законченное выражение Абсолютный дух. Только в 1807 году в Пруссии (на родине Г.Гегеля) было отменено крепостное право. Да и последующая история нашей цивилизации свидетельствовала, что развитие свободы не остановилось как в Германии, так и в других странах мира. Однако ошибки великого немецкого мыслителя, обусловленные особенностями эпохи и страны, в которых он жил, нисколько не умаляют ценность многих его идей. Так, Г.Гегель провозглашал свободу и равенство людей вообще, заявляя, что «человек имеет силу потому, что он является человеком, а не потому, что он еврей, католик, протестант, немец, итальянец и т.д.».20 Говоря о творчестве Г.Гегеля в целом, следует отметить, что самым его выдающимся вкладом в мировую философию является разработанный им диалектический метод, в соответствии с которым бытие рассматривается как развивающееся, единое и противоречивое целое. В идеалистической диалектике Г.Гегеля были глубоко проанализированы и приведены в систему важнейшие законы и категории, выражающие процесс развития мира (как движения Абсолютного духа). Вместе с тем, немецкий философ не смог провести разработанные им диалектические принципы через все свое философское учение. Между системой и методом у Г.Гегеля имеется противоречие. Его метод предполагает постоянное развитие всего сущего, отсутствие раз и навсегда данных состояний и любых пределов изменений. Однако выдающийся немецкий мыслитель считал, что всякая философская система должна быть завершена. Своему учению он тоже старался придать характер абсолютного знания. Поэтому в некоторых выводах философ противоречил собственному диалектическому методу. Во-первых, внутренним потенциалом развития у него обладает только дух, в природе же «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое». Во-вторых, Г.Гегель фактически подразумевал, что его учение является наивысшим результатом, достигнутым в мировой философии, и в принципе оно объясняет все сущее, осталось только заняться уточнениями. Иными словами, Абсолютная идея достигает вершины своего самопознания именно в системе самого Г.Гегеля. В-третьих, история человечества, по мнению немецкого философа, имеет свое завершение в Пруссии: здесь уже все якобы свободны. Таким образом, задача духа оказывается выполненной. Указанными выводами Г.Гегель ставил предел дальнейшему развитию. Вклад Г.Гегеля в мировую сокровищницу философской мысли огромен. Недаром, его учение имело многочисленных последователей, например, в рамках так называемого неогегельянства (вторая половина XIX — первая половина XX в.). Философская концепция Г.Гегеля подверглась и острой критике, в частности, К.Марксом и Ф.Энгельсом за идеализм и консервативный характер ряда выводов. Великий немецкий мыслитель разработал содержащую в себе «поражающее богатство мыслей» (Ф.Энгельс) всеобъемлющую систему объективного идеализма, служащую примером для новых представителей идеалистического направления. Однако самое большое значение для последующего духовного развития человечества имел диалектический метод Г.Гегеля, поднявший на новую ступень сам характер философствования.
Date: 2015-09-05; view: 945; Нарушение авторских прав |