Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и функции философии





Споры по различным вопросам постепенно привели философов к осознанию того, что важным является не только высказывание тех или иных новых и интересных идей, но и не­противоречивость предложенных идей между собой, а также доказательство их истинности. В творчестве Сократа (V в. до н.э.) впервые было обращено пристальное внимание на сам путь философской мысли и закономерности процесса философствования. Сейчас уже всем очевидно, что философия не была бы теоретическим мировоззрением и особой наукой, если бы представляла собой лишь набор произвольно высказанных, недостаточно аргументиро­ванных и не связанных друг с другом положений. Поэтому для философских учений харак­терно наличие двух обязательных сторон — системы и метода. Под системой понимается со­вокупность взглядов мыслителя мировоззренческого характера, приведенных в определен­ный порядок и подчиненных некоторым наиболее важным, определяющим все остальное учение идеям. Метод (от греческого «методос» — путь исследования) представляет собой способ построения и обоснования выдвинутой системы философского знания. Исторически сложились два основных метода философского познания -диалектика и метафизика.

Под влиянием деятельности выдающегося древнегреческого мыслителя Сократа диа­лектика многие века понималась как искусство вести диалог и спорить с целью достижения истины путем столкновения мнений (отсюда ее название). Другой древнегреческий философ, Гераклит, исходил из всеобщей изменчивости не только познания, но и всего существующего в объективном мире. Большой вклад в становление диалектики внес Г.Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать взаимопроникновение противоположностей в движении понятий, то есть он признавал реальное развитие прежде всего в сфере духовного. К.Маркс и Ф.Энгельс разработали материалистическую диалектику, согласно которой структура, осо­бенности и развитие познающего мышления отражают объективные связи и изменения, имеющие место в окружающем мире. Как указывалось, в современной философии диалекти­ка рассматривается как теория развития. Вместе с тем, она представляет собой и такой метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии.

Понятие «метафизика» возникло случайно. Один из комментаторов Аристотеля назвал так группу работ мыслителя о «бытии самом по себе», следующих после сочинения «Физика» (по гречески «мета» означает «после»). Поэтому первоначально термин употреблялся как си­ноним философии. Метафизика как метод познания противоположна диалектике в том от­ношении, что она изучает все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные образы как отдельные, неизменные, вне их связи и развития, сами по себе. Классическое выражение метафизика получила в XVII столетии в трудах Р.Декарта и Б.Спинозы. Она имела серьезное значение как раз в этот период, когда наука постепенно собирала конкретный материал для последующих обобщений. Подвергать изучаемые предметы анализу было удобнее при рас­смотрении их в мысленном покое. Но со временем именно диалектика стала все больше от­вечать потребностям философского познания, так как ее принципы (всеобщей связи явлений и процессов, развития всего сущего и др.) точнее соответствуют объективно существующему миру — миру, не просто состоящему из отдельных предметов, но и наполненному многооб­разными противоречиями, проникнутому сложными взаимосвязями и бесконечно разви­вающемуся.

Философия имеет большое значение для людей, активно взаимодействуя не только с наукой, но и с другими сферами жизни общества. Ее исходные теоретические принципы и ис­следовательские подходы, выводы и ценностные ориентации оказывают влияние на искусст­во и литературу, религию и идеологию, экономику и политику, правовое и нравственное соз­нание. В свою очередь, на философию накладывают отпечаток самые различные обстоятель­ства жизни того или иного народа или особенности исторического периода. По выражению Г.Гегеля, философия является «духовной квинтэссенцией времени», самосознанием эпохи. Она концентрирует опыт осмысления людьми окружающего мира и самих себя, мудрость предшествующих поколений.

Выступая в качестве особой науки, философия выполняет познавательную функцию. Она вооружает людей знанием фундаментальных законов развития природы и общества, ак­тивно исследует бытие человека в мире, смысл и цель его жизни. Методологическая функция философии заключается в том, что она вырабатывает систему способов и приемов изучения мира, а также его изменения. Общие методы познавательной и практической деятельности людей применяются затем и в частных науках — естественных и общественных. Философия занимается выработкой универсальных, то есть применимых ко всем областям жизни поня­тий, которыми затем пользуются люди. Творчество философов вносит серьезный вклад в систематизаиию человеческого опыта, обобщение достижений национальной и мировой ду­ховной культуры. В последнее время все большее значение приобретает прогностическая функция, состоящая в предсказании наиболее общих тенденций мирового развития. В этой связи философия также критикует существующие социальные порядки. Будучи продуктом своей эпохи, ее конкретно-исторических условий, философские учения выполняют роль от­ражения интересов и представлений различных социальных групп, то есть идеологическую.

Наиболее важная функция философии — мировоззренческая. Особенностью человека как личности является то, что он желает знать общие законы существования и функционирова­ния мира в целом, стремится постичь зависимость частных проблем от этих общих законов Вселенной. Кроме того, для человека крайне важен выбор основополагающих принципов поведения, определяющих его жизненный путь. Естественно, что особенно остро эти про­блемы встают перед людьми в период становления осознанного научного или религиозного мировоззрения, то есть в молодые годы. Поэтому весьма важное значение философия имеет для молодежи, положительно влияя на расширение кругозора и обобщение имеющихся зна­ний, побуждая к размышлениям над «вечными» вопросами и формируя способность рацио­нально-критической (а не нигилистической) оценки действительности. Овладение философ­скими аргументами ведет к преобразованию стихийно сложившихся взглядов в более тща­тельно продуманное и обоснованное мировоззрение и формирует у человека теоретическое мышление.

Трудности в процессе изучения философии компенсируются ее пользой для интеллекту­ального развития личности. Поэтому многие мыслители советовали изучать философию. Так, Ф. Энгельс писал: «Пробным камнем для молодежи является философия».8 Древнегре­ческий мыслитель Эпикур призывал: «Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией».9 Французский же гуманист XVI века Мишель Монтень отмечал, что филосо­фия «утишает душевные бури, позволяет с улыбкой сносить болезни и голод,... опираясь на вполне осязательные, естественные доводы разума».10

 

Date: 2015-09-05; view: 665; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию