Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Политические отношения между Россией и Кубой 2 page





в Гватемале и Парагвае.

Немаловажно уделить внимание российско-кубинскому сотрудничеству на Африканском континенте. Раньше и СССР, и Куба проводили активную политику на этом континенте, но в отличие от России, Куба сохранила свои позиции там (в этом смысле можно упомянуть прочные связи Кубы с ЮАР). Сотрудничество с Кубой во многом способствует продвижению российских интересов на африканский континент. Наиболее яркий пример – поставки отечественной военной техники.

Таким образом, Россия принимает меры по активизации сотрудничества в целях получения прибыли от вложенных в Кубу средств. Создаются благоприятные условия для решения геополитических задач России в регионе. Кубинское руководство «одним из первых поддержало действия России в связи с нападением на Грузии Южную Осетию»286, что позволяет заключить, что Куба не скрывает своей заинтересованности в развитии двухсторонних отношений и пресечении угрозы сепаратизма и международного терроризма.

За последнее время контакты Москвы и Гаваны все больше усиливаются. Как отметил С. Лавров в своем интервью: «Россия и латиноамериканские государства – естественные союзники в формировании нового, более безопасного и справедливого миропорядка»287, именно поэтому упрочение наших связей имеет особое значение.

20-21 февраля 2009 г. в Гаване находился заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябков. Были проведены двусторонние межмидовские консультации по региональной проблематике и вопросам реализации двумя странами программ содействия международному развитию.

Итак, мы проследили за ослаблением политических отношений между двумя странами после распада СССР и их возобновлением в к. XX-нач XXI веков. Изменения в структуре нашего взаимодействия обусловлены внутренней ситуацией нашей страны, а также расстановкой внешнеполитических приоритетов России. В отношении Кубы мы видим стабильную линию геополитического графика, сохранение своих позиций

в латиноамериканском регионе. Именно этот регион в последнее время приобретает свою важность для России, так как заключает в себе не только огромный резерв природных ресурсов, но и широких идейный потенциал, который объединяет большинство развивающихся стран. Развитие диалога «Москва-Гавана» способствует укреплению российско-кубинских связей и дает понять о том, что в перспективе наши отношения будут развиваться все интенсивнее. а 2 Российско-кубинское экономическое сотрудничество

2.1 Развитие российско-кубинских экономических отношений после распада

СССР

За последнее десятилетие российско-кубинские торгово-экономические отношения претерпели существенные изменения. Эти новые отношения

во многом явились следствием коренных изменений внешнеторговой политики России, а также тех перемен, которые были осуществлены Кубой

в экономической сфере после распада бывшего социалистического лагеря. Что же из себя представляют торгово-экономические отношения наших стран в настоящее время?

В целом, история экономических отношений Советского Союза

с Кубой является неотъемлемой частью российско-кубинских отношений. Нельзя забывать, какую важную роль играла наша страна для Кубы, осуществляя огромные капиталовложения в кубинскую экономику. Следует отметить, какие результаты наших экономических отношений существовали к моменту распада СССР.

В годы многостороннего сотрудничества с Советским Союзом Россия выступала не только основным торговым партнером Кубы, но и внесла решающий вклад в создание на острове современной производственной инфраструктуры. Практически не было ни одного крупного кубинского предприятия, построенного без участия наших специалистов, или

не работающего на советском оборудовании, либо по советской технологии. Большую роль Россия сыграла в подготовке квалифицированных кубинских специалистов для самых разных отраслей народного хозяйства Кубы. Прежде всего, имелся в виду крупномасштабный импорт кубинского сахара-сырца, превышавший порой 4 млн. тонн в год. С Кубы завозились также никель и кобальт, цитрусовые и другие тропические фрукты, свежий картофель, табачные изделия и ром, лекарственные препараты и биотехнологическая продукция. Более того, для Советского Союза, и прежде всего для России, Куба стала крупнейшим потребителем машинотехнической продукции, возможности сбыта которой на мировом рынке были ограничены.

Подводя итог, можно сказать, что при участии СССР с 1960 г. было построено боле 1100 промышленных предприятий.

Более того, в течение длительного времени между нашими странами осуществлялось тесное военное сотрудничество. Активно использовавшийся советскими военными радиоэлектронный центр в Лурдесе, военно-воздушная база в Сан-Антонио де лос Баньос, военно-морская база


в Сьенфуэгосе – все это свидетельствуют об активном взаимодействии СССР и Кубы на уровне военно-стратегического партнерства. Нельзя забывать и о новейшем советском оружии, которым была оснащена кубинская армия. Оружие и военная техника российского производства составляли основу запасов кубинской военно-технической составляющей. Однако, стоит подробнее остановиться на проблеме радиолокационной базы в Лурдесе. Этот Центр радиослежения и перехвата «Лурдес» на Кубе, сооруженный в самый разгар холодной войны и начавший функционировать в 1978 г, является примером, демонстрирующем эгоистическую позицию России по отношению к Кубе. Разведывательный объект "Лурдес" был предназначен для сбора военной информации, включая ту, которая касается проверки двухсторонних соглашений о контроле над вооружениями. Российский электронный центр в Лурдесе способен перехватывать практически все телефонные переговоры и электронные сообщения на большей части территории США. В контексте политической ситуации 90-х годов ХХ века, необходимость поддержки российского центра радиослежения была поставлена под сомнение. 17 октября 2001 года на совещании в Минобороны Владимир Путин сообщил о решении вывести военный контингент из центра «Лурдес»: «признано целесообразным вывести радиоэлектронный центр с Кубы»288. По заявлению Лаврова вопрос о возобновлении работы радиолокационного центра «не рассматривается»289. Закрытие центра повлекло за собой негативные последствия в двухсторонних отношениях. Во-первых, Куба лишилась поддержки России в финансовом, военно-техническом плане. Сотрудничество российских и кубинских специалистов прекратилось, а последние, в свою очередь, перестали обучаться и получать опыт. Во-вторых, прекратились инвестиции в развитие военной отрасли Кубы, прекратила осуществляться финансовая поддержка базы, что повлияло на развитие острова в целом. Но самое главное – это самовольное отношение Российских властей, которое почти не отличается от отношения времен Карибского кризиса. По оценке иностранных исследователей Россия проявляет эгоизм в отношении Кубы. Профессор Университета Сорбонны, Салим Ламрани винит Россию в тройном предательстве: в том, что был осуществлен вывод ракет после окончания Карибского кризиса без консультаций с кубинским правительством, в том, что российское правительство фактически прекратило развитие экономических отношений с Кубой в эпоху Бориса Ельцина и, наконец,

в том, что «в 2001 г. Владимир Путин в одностороннем порядке принял решение закрыть радиолокационную базу «Лурдес» на Кубе, также,

не проконсультировавшись с властями острова»290. Несмотря ни на что, экономические отношения России и Кубы имеют давнюю историю. Рассмотрим эволюцию экономических отношений после распада СССР.


Оставшись в начале 90-х годов без привычной советской «подпитки», кубинская экономика оказалась на грани катастрофы, под угрозу было поставлено само существование социалистического государства на Кубе. Республика оказалась перед сокращением импорта на 74%291, почти полной потерей рынка для своих основных экспортных товаров и без каких-либо источников внешнего финансирования, перед лицом усиливающейся блокады. Было законсервировано много важных строек, прекращены многообещающие программы, до предела урезано потребление. Скрепя сердце, приоткрыли рынок валюты, де-факто допустили черный рынок и неконтролируемый рост нетрудовых доходов. Появилась столь хорошо знакомая в России порода людей - богатые из спекулянтов и сутенеров.


Резкое изменение в развитии экономических связей было вызвано объявлением нового российского правительства о переходе к свободному рынку. Российская Федерация приняла решение перейти на рыночную основу в экономических отношениях с Кубой, о чем А. Козырев заявил

в своем послании И. Мальмиерке Пиоро:«Российская Федерация более радикально и решительно пойдет по пути демократизации, построения рыночной экономики…»292. Это предполагало построение отношений

на принципе взаимодополняемости и сбалансированности, а также переход на мировые цены. Взаиморасчеты между странами с этого момента стали осуществляться в долларах. Однако такая резкая смена условий сотрудничества отразилась на неспособности обеих сторон взаимодействовать по установленным РФ рамкам.

Вспомним, как обстояли дела в отношениях РФ с Кубой после 1991 г. Первый министр иностранных дел при Б. Ельцине А. Козырев считал, что нужно не только свернуть сотрудничество с Кубой, но и разорвать с ней все отношения и присоединиться к американскому эмбарго. Либерально-рыночные процессы, захлестнувшие Россию, начавшаяся приватизация побудили определенную часть команды Ельцина начать строить планы

в отношении Кубы. Считалось, что Куба обессилена, сопротивляться недавним «товарищам» не сможет, и будет нетрудно прибрать к рукам ее предприятия, особенно построенные с помощью СССР. В 1993 г. на Кубу отправился В. Шумейко – произвести инвентаризацию и прозондировать возможности проведения либеральных реформ на Кубе. Визит Шумейко показал, что положение на Кубе сложнее, чем представлялось нашим либералам, перспектив на скорое крушение правительства Ф. Кастро

не вырисовывалось. В 1995 г. на Кубу выехала делегация во главе

с О. Сосковцом. В ее планах было восстановить сотрудничество с Кубой, обеспечить функционирование построенных при содействии СССР хозяйственных объектов, изучить возможность создания международных финансово-промышленных групп с участием российских и кубинских предприятий. Кое-какие программы после визита делегации были оживлены, но уже к концу 1995 г. начались залоговые аукционы, распродажа самых лакомых кусков промышленности России, и стало не до Кубы.

Экономическое сотрудничество между СССР и Кубой прекратилось

в 1992 г. Россия перестала покупать кубинский сахар, торговля резко сократилась, что существенно повлияло на объемы импорта Кубы. Товарооборот между странами достиг своей самой низкой отметки в 1994 году и составлял 550 млн. дол., в отличие от 1991 года, когда он достигал отметки 3300 млн. дол.293.


О прекращении связей также свидетельствовало то, что почти полностью были остановлены поставки российских ресурсов для сооружаемых объектов. Остановилось их строительство, стала ощутима нехватка строительных материалов, электроэнергетики, автотранспорта. Среди замороженных проектов оказались: атомная электростанция Хурагуа, никелевый завод «Лас Камариокас», металлургический завод «Хосе Марти», теплоэлектростанция «Гавана».

Главными последствиями вышеперечисленных событий для России было то, что Россия потеряла все свои вложения в кубинскую экономику, свернув свое экономическое сотрудничество с островом; Россия лишилась поставок с Кубы важных для ее экономики товаров, надежного рынка сбыта продукции машиностроения, которая была как нельзя актуальны для Кубы, ведь наша продукция машиностроения не пользовалась спросом в других странах.

Разрушение ранее существовавшей системы хозяйственных связей вызвало значительное сокращение объемов торговли и технического содействия.

Однако после подписания пакета российско-кубинских межправительственных документов в конце 1992-1993 гг. были созданы предпосылки для оживления двусторонних связей на основе принципов взаимной выгоды и баланса интересов партнеров.

С 1997 г. возобновилась деятельность Российско-Кубинской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. А в период 1997- 1998 гг. проведены два заседания этой комиссии. Эти документы были приняты в ходе переговоров правительственных делегаций обеих стран в Москве. Главной целью новых документов была адаптация отношений Кубы и России к новым условиям. Остановимся на двух особенно важных документах того рассматриваемого периода. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 7 июля 1993 г предполагало взаимное стимулирование инвесторов другой страны на осуществление капиталовложений на своей территории. Это соглашение давало инвесторам гарантии, а именно «полная безопасность вкладов»294, а также «немедленная компенсация вкладов в СКВ в случае национализации собственности, которая может осуществляться лишь в исключительных случаях, предусмотренных законодательством»295.

Другой важный договор - соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о создании совместных российско-кубинских организаций и предприятий от 24 ноября 1993 г. Документ предусматривал создание «совместных производственных и научно-технических предприятий, коммерческих, сервисных, финансово-кредитных и страховых организаций»296. Этот документ содействовал проектам по осуществлению совместной деятельности предприятий и организаций обеих стран на своей территории. Немаловажную роль имеет и Декларация о принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Куба 1996 года. В ней подчеркивается, что для сторон важно «изучение путей разрешения существующих экономических проблем в контексте общего пересмотра их торгово-экономических и финансовых отношений»297.

Не менее важным событием в экономических взаимоотношениях наших стран в 1998 г. стало проведение второго заседания Межправительственной Российско-Кубинской Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое проходило в Гаване. В Заключительном Акте указанного заседания Комиссии, была отменена необходимость продолжать работу МПК по улучшению правовой базы, необходимой для развития торговых, кредитных и финансовых отношений, совместного участия в инвестиционной деятельности и других формах интеграции.

Таким образом, после краха социалистического блока экономические отношения России и Кубы на какой-то момент прекратились, пережили глубокий кризис, но начали постепенно восстанавливаться в период с 1992 по 1994 год. Это период, когда была заложена правовая основа наших экономических отношений с учетом новых реалий и нового политического и экономического курса России. Внешнеэкономические связи начали развиваться в соответствии с нормами мирового рынка, планово-регулирующая роль государств снизилась, а привлечение частных капиталовложений стало новой тенденцией в развитии отношений в сфере экономики.

Следующий этап наших взаимоотношений охватывает вторую половину 90-х годов. Как уже говорилось выше, в 1996 году блокада Острова Свободы усилилась с помощью выпущенного в США закона Хелмса-Бертона. Закон был направлен на «защиту прав собственности граждан США… усиление экономического эмбарго Кубы… протест США

на членство Кубы в международных финансовых организациях… противостояние США относительно участия Кубинского Правительства

в Организации Американских Государств»298. В таких условиях Куба переживала сильнейшее давление со стороны двух крупнейших держав мира. Вслед за призывом ООН к необходимости «прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной США против Кубы»299 произошло и переосмысление российским правительством значимости наших отношений с Кубой. В Заявлении Совета Федерации от 20 марта

1996 года подчеркивается, что «законопроект Хелмса - Бертона противоречит общепризнанным нормам международного права и правилам международной торговли»300. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в данном документе отметил, что «развернутая в США антикубинская кампания не способствует нормализации обстановки в этом регионе»301, и объявил, что «Россия и впредь намерена строить свои отношения с Кубой исходя из своих национальных интересов, в первую очередь экономического характера»302. И действительно, экономический интерес России стал заметен в связи с визитом на Кубу правительственной делегации РФ во главе с первым заместителем председателя Правительства РФ О.Н. Сосковцом. Переговоры, проходившие в октябре 1995 г., закончились подписанием пакета документов, среди которых максимально важное значение имеет Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о товарообороте и платежах на 1996-1998 годы, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области туризма, а также соглашение о создании совместного предприятия для оптовой торговли нефтепродуктами. В ходе переговоров был рассмотрен вопрос о кубинском долге. Стороны подчеркнули важность развития туризма для экономики, в связи с чем страны обязались «способствовать обмену сотрудниками, экспертами и другими специалистами в сфере туризма»303, а также рассмотреть «возможности развития предпринимательства и капиталовложений в туристической сфере»304. Решения этой встречи предусматривали поставки кубинского сахара в обмен на российскую нефть. Как можно заметить, Правительство Российской Федерации постановило «Осуществить закупку 3,25 млн. тонн сахара-сырца в Республике Куба …

на условиях встречной поставки из Российской Федерации

на эквивалентную стоимость 9,75 млн. тонн нефти на основе внебюджетного финансирования»305. Необычным нововведением явилось проведение тендера, так как Постановление гласило, что «организации, привлекаемые к осуществлению взаимных поставок нефти и сахара-сырца… определяются по результатам тендера (конкурса), проводимого

в порядке, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305»306.

Итак, мы видим, что новой тенденцией развития российско-кубинских экономических отношений стало внесение изменений в механизм сотрудничества.

Эти новые изменения привели к увеличению товарооборота между нашими странами. Мы можем увидеть динамику развития экономических связей наших стран на показателях товарооборота, который, как указывалось выше, в 1994 г. составил 550 млн. дол., а к 1997 году поднялся до 798,6 млн. дол.307. Возросла торговля между производителями России и внешнеторговыми организациями Кубы, интерес российских фирм

к сотрудничеству с Кубой значительно возрос, что привело к прямым контактам между производителями и потребителями разных категорий товаров.

Благодаря этому в отношениях двух стран стало прослеживаться стремление к взаимовыгодному, честному сотрудничеству на основе постепенного упрочения внешнеэкономических связей.

Подтверждением вышеупомянутых стремлений стало создание Межправительственной российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в 1997 г.

Её председатель, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу

в январе 1997г. встретился Раулем Кастро и другими членами Правительства Республики Куба в Гаване. Переговоры затрагивали такие важные вопросы, как механизмы контроля над реализацией имеющихся соглашений, продолжение консультаций по проблеме выполнения взаимных обязательств, относящихся к советскому периоду. Взаимодействие стран по этим вопросам продолжилось в июне 1997г, когда в Москве начала работу сама комиссия,

в которой свои государства представляли Шойгу и министр внешней торговли Кубы Р. Кабрисас. В ходе работы комиссии выяснилось, что соглашение по поставке на Кубу нефти в обмен на сахар не начало реализовываться эффективно из-за нерешенности организационных вопросов. Вследствие этого в 1997 году отмечено резкое снижение объема российских закупок кубинского сахара. Это в первую очередь отразилось

на российской экономике, так как РФ нуждалась на тот момент в больших закупках сахара, потому что на ее территории открывались заводы по изготовлению кондитерских изделий и напитков таких фирм, как «Nestle» и «Coca-cola». Россия начала прибегать к помощи посредников, в результате чего практически сошли на нет прямые связи между предприятиями России и Кубы к концу 1997- началу 1998 гг. Эксперты выделяют основную причину ослабления экономических связей между нашими странами в этот период, которая заключается в отсутствии финансирования. Министерство Финансов РФ отказывало в предоставлении каких-либо кредитов Кубе без начала выплаты кубинской задолженности308. Поставки российского машиностроения и нефти на Кубу оказались замороженными. Ситуацию

не спасала и схема финансирования через коммерческие банки. Несмотря

на перечисленные проблемы, во время заседания комиссии было уделено внимание будущим поставкам в Россию кубинских медикаментов и продуктов биотехнологии. Рост производства этой отрасли представлялся для России средством поддержания российской промышленности.

По данным Торговой Палаты РФ товарооборот между двумя странами

с 1998г значительно замедлился к концу 1999г: в 1998 он составлял 501,1 млн.долл., а к концу 1999 упал до показателя 385,1 млн.долл.309

По соглашению 1999 года о торгово-экономическом сотрудничестве цены на товары и услуги «будут устанавливаться на базе текущих цен основных мировых рынков товаров и услуг аналогичного качества и технического уровня»310. Следовательно, Россия выразила свое твердое намерение построить новые экономические отношения с Кубой, исходя из нового выбранного ей пути развития.

Таким образом, прослеживается неравномерное развитие торгово-экономических отношений России и Кубы на протяжении 90-х годов. Выбрав механизм рыночной экономики, Российская Федерация оборвала свои связи

с Кубой, однако благоразумие российского правительства выразилось в восстановлении экономических отношений и закладке первых кирпичиков нормативно-правовой базы взаимодействия в новых условиях. Обвал экономических связей отразился неблагоприятно как на отечественной, так и на кубинской экономике. Как показала практика, сложившаяся мировая, а также внутренняя экономическая ситуация не позволила России эффективно применить заключенные с Кубой соглашения по разным областям экономического сотрудничества. На момент 1999 года в силу экономического кризиса и нерешенности организационных вопросов Межправительственная российско-кубинская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству не оправдала надежд российских и кубинских предприятий на активное выгодное сотрудничество.


2.2 Современное торгово-экономическое сотрудничество и перспективы взаимодействия


Утверждения о невыгодности и бесперспективности торгово-экономических отношений с Кубой, о Кубе как о «черной дыре»,

в которой бесследно исчезали советские миллиарды, этот миф, запущенный американской пропагандой и подхваченный российскими псевдо-демократами, в 90-е годы 20 века и начале 21 столетия с блеском опроверг западный капитал. Даже самый заклятый враг Кубинской революции, США, не устояли перед искушением ринуться в острейшую конкурентную борьбу за свое место под кубинским «экономическим» солнцем.

На общее состояние экономики страны могло бы весьма позитивно повлиять существенное улучшение российско-кубинских торгово-экономических связей, к достижению чего оба государства прилагают большие усилия. Естественная потребность масштабных перемен в этой области диктуется целым рядом факторов объективного характера: огромным количеством советской техники и оборудования на предприятиях Кубы, наличием тысяч кубинских специалистов, получивших образование в СССР и владеющих русским языком, также значительным числом недостроенных на Кубе советских объектов важного народно-хозяйственного значения, которые Россия в состоянии ввести в строй в ближайшие годы и, наконец, огромный взаимной симпатией народов России и Кубы.


Необходимо отметить, что возникновение новых условий для экономического сотрудничества определило характер экономических отношений двух стран. В новых условиях сотрудничество стало более тесным, стало затрагивать разнообразные отрасли экономик наших стран, стало осуществляться на прочной основе.

Определенные надежды на активизацию двусторонних отношений поначалу вселил состоявшийся в декабре 2000 года официальный визит

В. Путина на Кубу. Как отметил сам российский президент, целью визита было определение приоритетов дальнейшего экономического сотрудничества, восстановление доверия, подорванного в начале девяностых годов. В.Путин и Ф.Кастро в подписанном ими Совместном заявлении подчеркнули, что “оба народа объединяют традиционные чувства дружбы”, выразили удовлетворение достигнутым уровнем политического диалога и двусторонних контактов и подтвердили намерение придать существенный импульс развитию торгово-экономических связей. В заявлении было подчеркнуто намерение продолжить сотрудничество в создании стабильной, справедливой, сбалансированной и демократической системы международных отношений, основанной на многополярности и многостороннем участии в решении современных проблем.311

Более того, в ходе переговоров в Гаване были подписаны шесть договоров и определены основные направления сотрудничества между странами.

Во время встречи Ф.Кастро и В.Путин подтвердили эффективность Декларации 1996 года, обменялись информацией о происходящих процессах в обеих странах. «Стороны вновь осудили продолжающуюся торгово-экономическую и финансовую блокаду Кубы со стороны США…выразили намерение придать существенный импульс развитию торгово-экономических связей…отметили, что сейчас сложились необходимые предпосылки для существенного развития этих отношений и увеличения товарообмена»312.

Из этих переговоров стало понятно, что отношения между нашими странами вышли на новый уровень. Но по мнению Владимира Путина

в экономических отношениях обе страны ждало немало трудностей, которые были вызваны тем, что раньше «экономические отношения между двумя странами развивались в течение длительного периода и были ориентированы на приоритеты, которые за последние годы перестали быть первоочередными как для Кубы, так и для России»313.

В первую очередь трудности возникали с незавершенными проектами на Кубе, в которые Россия вложила большие деньги, но осуществление которых было отложено на неопределенный срок. Но именно то, что «значительное количество предприятий, значительная часть экономики Кубы была создана при прямом экономическом и техническом содействии Советского Союза»314 и явилось одним из основных факторов сближения взаимоотношений двух стран. Были обозначены новые направления сотрудничества:

«в высокотехнологическом секторе, в частности, в сфере телекоммуникаций»315. По оценке Путина товарооборот России с Кубой на тот момент составлял 930 млн. дол.316 Стороны приняли Протокол

о товарообороте между двумя странами на 2001-2005 гг. Этот документ представляет собой договоренность двух стран о поставках различных товаров на будущие 5 лет, при этом оговаривалось, что списки товаров

«не являются ограниченными при заключении контрактов между участниками внешнеэкономических связей двух стран»317. В списке товаров для поставок из РФ числятся нефть сырая, минеральные удобрения, шины, запасные части для сельскохозяйственной техники. Из Республики Куба предполагалось поставлять в РФ сахар-сырец, никелекольбатную продукцию, медикаменты, свежие цитрусовые, сигары, ром. Экономические отношения стали обновляться довольно быстро.

Важно отметить, что в октябре 2001 г. в Республике Куба находилась делегация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во главе с заместителем председателя Комитета по вопросам экономической политике В.К. Гусевым. А в ноябре того же года министр иностранных дел РФ Иванов принял представителя кубинской части Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, министра Правительства Кубы Р. Кабрисаса. Эти встречи повлияли на развитие торговых отношений обеих стран. Диалог на высоком уровне был продолжен в 2002 году, когда активно проводились российско-кубинские консультации по латиноамериканской проблематике.

В апреле 2005 в Москве состоялось шестое заседание Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, на котором были созданы пять рабочих групп и обсуждены взаимовыгодные экономические проекты. По инициативе российских коммерческих структур в обеих странах в 2005 был создан деловой совет «Россия-Куба».

В 2006 г. кубинская авиакомпания Cubana получила два лайнера Ил-96-300 согласно контракту, подписанному в 2004 г318. Первый самолет был передан кубинской стороне в декабре 2005 г., второй – 7 марта 2006 г.

В апреле 2006 г. между компанией "Ильюшин Финанс Ко" и кубинским предприятием "Кубана-де-Авиасьон" был подписан контракт на поставку еще пяти самолетов российского производства. В конце сентября 2006 г. в Гаване прошло совместное заседание деловых советов "Россия - Куба" и "Куба - Россия". На Гаванской международной выставке транспорта была организована единая российская экспозиция. В период проведения выставки стороны подписали ряд контрактов на поставку транспортного оборудования и оказание услуг. В проработке находится предложение кубинцев о сотрудничестве в области биотехнологии.







Date: 2015-09-05; view: 841; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию