Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Политические отношения между Россией и Кубой 1 page






    1. Ослабление политических отношений между двумя странами после распада СССР

 

Россия и Куба имеют прочную связь на протяжении более полувека. Еще во времена СССР зародились отношения между этими странами. В мае 1961 Фидель Кастро открыто провозгласил, что Куба пойдет по социалистическому пути развития261, и, вставшая на этот путь, Куба получала большую поддержку со стороны Советского Союза, а также начала предоставлять свою помощь и вносить свой вклад в развитие соцлагеря. Отношения наших стран прошли ряд испытаний, но, все-таки, достигли стабильности.

Состоявшийся в ноябре 2008 года визит Дмитрия Медведева в Гавану и январский визит Рауля Кастро в Москву дали понять, что Россия и Куба стремительно налаживают политический диалог. Несомненно, им есть о чем поговорить: отношения в постсоветский период характеризовались молчанием, и лишь во второй половине 90-ых годов контакты начали возобновляться.

После распада Советского Союза российская внешняя политика резко сузила советско-кубинские отношения. Это было обусловлено избранием Россией нового рыночного пути развития и пути строительства демократического правового государства. В этот переломный для обеих сторон момент до середины 90-ых годов связи обрели радикально иной характер.

С 90-х годов в российских СМИ редко можно было встретить хоть одно теплое слово о Кубе - сплошное злорадство. Даже тот факт,что в самое тяжелое для себя время блокадная Куба продолжала принимать на лечение и проведение дорогостоящих операций по пересадке костного мозга тысячи детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, обходился молчанием.

По мнению российского исследователя В.П. Сударева, «политика в отношении Кубы в начале 1990-х гг. вновь, хотя на этот раз с разворотом на 180 градусов, была продиктована политико-идеологическими мотивами, стремлением продемонстрировать новое «демократическое» лицо российской внешней политики».

В 1989 году, со 2 по 5 апреля, в Республике Куба по приглашению первого секретаря ЦК КП Кубы, председателя Государственного совета и Совета министров Республики Куба с официальным визитом находился генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачев. 4 апреля был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Республикой Куба, в котором говорилось, что «настоящий договор заключается сроком на 25 лет»262. Но, несмотря на подписание этого договора сроком на 25 лет, Москва стала сворачивать отношения с Гаваной, что было вызвано «новым политическим мышлением». Ярким примером смены приоритетов послужило одностороннее решение Горбачева о выводе российских бригад из Кубы, также переход СССР в торговле с Кубой на цены мирового рынка начиная с 1991 года. Все эти действия поставили окончательную точку в прежней модели взаимоотношений двух государств. Куба не ожидала подобных методов прекращения сотрудничества, к которым прибегнул Советский Союз, – большинство решений принималось в одностороннем порядке и кубинское руководство узнавало о них уже после введения их в жизнь. Данное событие как нельзя точно показывает, насколько резкий поворот приобрело развитие наших отношений с Кубой в начале 90-х годов. Позже, в соответствии

с Указом президента Ельцина от 4 марта 1992 г необходимо было перевести «воинские части, соединения, объединения, учреждения, предприятия, организации, другие органы военного управления, временно находящиеся на территории указанных государств под юрисдикцию Российской Федерации»263. К 1993 году Россия завершила вывод учебной бригады, были отозваны российские военные советники. Таким образом, в первой половине 90-ых было покончено с оказанием военной помощи Кубе. Как пишет в своей книге известный исследователь К.А. Хачатуров, министр иностранных дел России А.В. Козырев, занимавший свой пост с 11 октября 1990 года по 5 января 1996 года, «дружески принимал в Москве лидеров кубинской оппозиции, в том числе отпетых «ястребов»»264, активно игнорируя официальных представителей Кубы. Так, Хорхе Мас Каносса, который возглавлял Кубинско-Американский фонд, крайне реакционную организацию, лоббирующую за продолжение и ужесточение американского эмбарго против Кубы, приезжал в 1991 г. в Москву. Визит Бориса Ельцина

в 1989 году в США, который был профинансирован Национальным кубино-американским фондом с подачи лидера фонда, все того же Мас Каносса, имеет очень важное значение, ведь именно тогда и была достигнута договорённость об одностороннем прекращении Россией торгово-экономических связей с Кубой (Фонд более чем активен в проведении всех международных антикубинских акций и имеет огромное влияние на Конгресс США). В Москве даже было открыто представительство антикубинского фонда265.


Еще одним доказательством резкого поворота российской политики в отношениях с Кубой начале 90-ых годов стала активизация контактов российского руководства с американским. Быстрое сближение СССР с США в последующие два года еще больше подорвало советско-кубинские отношения. Визит Ельцина в 1992 г в США и подписание «Декларации президентов России и США», а позже «Хартии российско-американского партнерства и дружбы» дают основания полагать, что Россия следовала в тот период своим интересам обеспечения национальной безопасности, быстро меняя приоритеты внешней политики. А события августа 1991 года окончательно их прервали. 24 августа 1991 года было принято решение о приостановке деятельности КПСС на всей территории СССР, а 6 ноября - о ее запрете на территории Российской Федерации. Этими двумя мерами была ликвидирована идеологическая составляющая двустороннего сотрудничества, которая изначально являлась ключевой в отношениях СССР и Кубы.

Разногласия между Кубой и Россией становились все более явными, и Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный в апреле 1989 г., едва ли освещал будущее российско-кубинских отношений, он, наоборот, остался в тени уходящей эпохи.

20 января 1992 г. в послании министра иностранных дел Республики Куба Исидоро Мальмиерки Пеоли министру иностранных дел Российскй Федерации А.В. Козыреву официально заявлялось, что «Правительство Республики Куба приняло решение о признании Российской Федерации

в качестве независимого суверенного государства»266, и выражалась «уверенность в том, что мы и впредь будем развивать и укреплять наши отношения во всех сферах»267. Искренность Министерства иностранных дел Кубы не была взаимной, и дружественные намерения кубинской стороны наткнулись на незнакомый ранее холодный и категоричный настрой российского МИДа. В официальной ноте МИД Российской Федерации посольству Республики Куба в Российской Федерации подчеркивалось, что «демократическая Россия намерена наращивать все позитивное, что было достигнуто за минувшие годы в области отношений с Республикой Куба»268, однако «Российская Федерация более радикально и решительно пойдет по пути демократизации, построения рыночной экономики и вхождения в семью цивилизованных народов»269. Что касается необходимых шагов для того, чтобы стать частью «цивилизованного народа», то в ноте пояснялось, что это требует «демонтажа военно-конфронтационных структур и кардинальной деидеологизации международных связей»270. Россия пошла по новому пути развития, абсолютно коренным образом поменяв свои внешнеполитические приоритеты, изменив свой подход к политике, которую она проводила раньше, резко оборвав долголетние связи с Республикой Куба.

Таким образом, Россия в сотрудничестве с Кубой в течение рассматриваемого периода придерживалась политики, основой которой были глубокие геополитические интересы нашей страны. Россия резко переориентировала свою политику на тесное взаимодействие с США, в связи с чем отказалась от стратегического партнерства с Островом Свободы. Период дипломатии Козырева характеризуется не только разрывом тесных отношений с Кубой, но и более того, «подливанием масла в огонь» - намеренным обострением политической ситуации между двумя странами. Более того, Козырев А. считал, что нужно не только свернуть сотрудничество с Кубой, но и разорвать с ней все отношения и присоединиться к американскому эмбарго. Надо отдать должное честности и высокому профессионализму множества российских специалистов и руководителей из самых разных ведомств, в том числе и из «козыревского» МИДа, благодаря активной позиции которых эти планы удалось нейтрализовать. Политика нашего правительства имела в то время главную цель - войти


в цивилизованный мир, что требовало отказа от прошлого пути. На период 1992- 1993 гг. контакты между нашими государствами сводились к встречам заместителя председателя Государственного совета Республики Куба Л. Сото с заместителем министра иностранных дел РФ Г.Э. Мамедовым (14 сентября 1992г.), с заместителем министра внешне-экономических связей РФ В.Д. Шибаевым (21 октября 1992г.). В мае 1993г. в Республике Куба находилась правительственная делегация РФ во главе с первым заместителем председателя Совета министров Правительства РФ В.Ф. Шумейко. В 1994 году встреч на высшем уровне не было, как с российской, так и с кубинской стороны. Таким образом, политические отношения сузились до уровня дипломатических контактов, а сотрудничество, будучи когда-то тесным и стратегически важным, утратило свою значимость прежде всего для России, для которой Куба стала занимать все менее важное значение в сравнении с западными странами.


1.2 Возобновление политических отношений РФ с Кубой в к. XX- нач. XXI веков


С середины 90-х гг. активизировались межпарламентский обмен и межведомственные контакты. В рамках обновленной после 1991

г. договорно-правовой базы отношений между двумя странами действует более 50 документов.

С 21 по 26 мая 1995 г. в России находился министр иностранных дел Республики Куба Р. Робайна Гонсалес, который встречался с председателем Правительства РФ В.С. Черномырдиным, председателем Совета Федерации В.Ф. Шумейко, председателем Государственной Думы Федерального Собрания РФ И.П. Рыбкиным и патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. В ходе этой встречи состоялись переговоры с министром иностранных дел РФ А.В. Козыревым, по результатам которых стороны подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими. Считается, что российская сторона пошла на этот шаг, так как он вписывался в стратегию внешнеполитической деятельности США по борьбе с международным наркобизнесом.

Важное значение сыграл визит правительственной делегации РФ


во главе с первым заместителем председателя Правительства РФ

О.Н. Сосковцом на Кубу. В ее планах было восстановить сотрудничество

с Кубой, обеспечить функционирование построенных при содействии СССР хозяйственных объектов, изучить возможность создания международных финансово-промышленных групп с участием российских и кубинских предприятий. В политическом плане важность этого визита подтверждается установлением в двухсторонних отношениях приоритета национальных интересов при их полной деидеологизации. По мнению исследователей ИЛА РАН, этот визит положил начало новому сотрудничеству «основанному на «стратегическом взаимопонимании» и совпадении интересов двух стран»271.

Таким образом, это событие обозначило начало качественно новых отношений между Москвой и Гаваной.

В истории российско-кубинских отношений началась новая эпоха, ознаменованная не только улучшением отношений, но и выходом их на новый уровень. Еще одним,и на мой взгляд самым переломным моментом в сторону улучшения двусторонних отношений следует считать начало 1996 года, когда новым министром иностранных дел РФ становится Е. Примаков, выдвинувший в качестве основного приоритета российской внешней политики ее многовекторность.

Примаков в мае 1996 г. отправился с официальным визитом на Кубу. Состоялись его переговоры с председателем Государственного совета и Совета министров Республики Куба Фиделем Кастро, с первым заместителем председателя Государственного совета и Совета министров, министром Революционных вооруженных сил Республики Куба Раулем Кастро, председателем Национальной ассамблеи народной власти Республики Куба Р. Аларконом де Кесадой, заместителем председателя Государственного совета, секретарем Исполнительного комитета Совета министров Республики Куба К. Лахе, министром иностранных дел Р. Робайной Гонсалесом, министром внешней торговли Р. Кабрисасом. В ходе данного визита были подтверждены предшествующие договоренности в двусторонних отношениях, а так же намечены контуры будущего сотрудничества, которые были закреплены в Декларации о принципах взаимоотношений. Исключительное и особое значение этому визиту придавал и Б.Н. Ельцин, о чем он заявил в своем послании председателю Государственного совета и Совета министров Республики Куба Фиделю Кастро: «Мы придаем важное значение прямому диалогу и личным контактам с кубинскими руководителями и в этом контексте рассматриваем визит нашего министра как имеющий особое значение для дальнейшего продвижения вперед всего комплекса двусторонних отношений»272. Важнейшим документом, принятым обеими сторонами в ходе этой встречи, как я говорила ранее, стала Декларация о принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Куба, подписанная 22 мая 1996 г. в Гаване. Документ закреплял принципы взаимодействия двух стран: «стороны будут взаимодействовать в целях укрепления мира и международной безопасности…активно содействовать процессу ядерного, химического и биологического разоружения…будут развивать сотрудничество в области экологии… способствовать развитию сотрудничества между общественными, политическими и религиозными учреждениями и организациями…способствовать установлению и развитию прямых связей между регионами…выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты прав человека»273.

Так, в целях укрепления связей между регионами и Республикой Куба,

8 мая 1996г. было подписано соглашение между Правительством Республики Татарстан и Правительством Республики Куба о торгово-экономическом сотрудничестве.

Необходимо отметить, что декларация заложила юридическую основу развития российско-кубинских связей в новых условиях. Отношения между двумя странами приобрели устойчивую поступательную динамику, так как

с 1996 г. контакты между кубинским и российским министром иностранных дел стали регулярными. Эпоха Примакова характеризовалась поворотом к активизации внешнеполитической деятельности РФ в Карибском направлении. Более того, визит Примакова на Кубу положил начало кубинско-американсому диалогу, в котором Россия выступила посредником. Как отмечал сам Евгений Максимович, «с учетом новых реалий мы заинтересованы в нормализации отношений этой свободной Кубы

с США… при нормализации и развитии ваших отношений с США у Российской Федерации появляются новые возможности и в сложившихся условиях развивать свои связи с Республикой Куба»274. И Фидель Кастро

в своем разговоре с Е. Примаковым «попросил, чтобы российское руководство в своих контактах с американским довело до него готовность и желание Кубы улучшить отношения с Соединенными Штатами. «Мы вам будем очень признательны за это»»275.

Большое значение имеет осуждение Россией закона «О свободе и демократической солидарности с Кубой» (т.н. закона Хелмса-Бэртона), который предусматривал эмбарго против Кубы. В заявлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи

с принятием в США закона "О свободе и демократической солидарности

с Кубой" от 19.03.1996г. говорилось: «Россия и впредь намерена строить свои отношения с Кубой исходя из своих национальных интересов»276.

За период 1997 года состоялось 2 визита кубинской делегации в Россию и 2 визита российской делегации на Кубу. Были заключены важные торгово-экономические соглашения.

По приглашению Правительства РФ в марте 1998г. в Россию прибыл

с официальным визитом министр иностранных дел Кубы Р. Робайна Гонсалес. Важнейшим итогом его визита стало подписание Консульской конвенции между РФ и Республикой Куба, согласно которой стороны будут «содействовать проведению регулярных консультаций между министерствами иностранных дел в соответствии с имеющимися на этот счет договоренностями»277.

После этого визита был заложен договорно-правовой фундамент сотрудничества между Москвой и Гаваной. Выделяются основные черты новых отношений:


  1. Деидеологизация межгосударственных отношений

  2. Приоритет национальных интересов России и Кубы без ущемления третьих стран

  3. Налаживание диалога между Вашингтоном и Гаваной


1999 год ознаменовался несколькими встречами на уровне министров иностранных дел. Так, в сентябре министр иностранных дел России И.С. Иванов встречался с Фиделем Кастро в Гаване.

Центральным событием в российско-кубинских отношениях стал несомненно официальный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Гавану в декабре 2000 года. Еще в январе 2000 г.

с президентом Путиным встретился в Москве министр иностранных дел Кубы Фелипе Перес Роке. В апреле того же года состоялся обмен посланиями между И. Ивановым и Ф. Перес Роке. 9 сентября 2000 г. Фидель Кастро и В. Путин встретились в Нью-Йорке, а в декабре В. Путин

по приглашению Ф. Кастро прибыл в Гавану. Это была не просто ознакомительная поездка президента Российской Федерации с коллегами и журналистами, а именно серьёзное геополитическое решение. Это событие придало видимый импульс в поиске путей реализации двустороннего сотрудничества, однако не решило всех проблем. Хотя визит В. Путина действительно стал этапным событием в истории российско-кубинских отношений, тем не менее, не стоит и преувеличивать его значение. Несомненно, данным визитом российская сторона дала понять Кубе, что она продолжает рассматриваться в качестве перспективного партнера России в латиноамериканском регионе. Но, в то же время, визит имел и другую цель – продемонстрировать Западу, и в первую очередь США, самостоятельность внешней политики России и ее независимость в выборе партнеров для сотрудничества на международной арене. Россия подтвердила курс на налаживание взаимовыгодного партнерства в экономической и политической областях, но далеко не все принятые решения были в последующем реализованы. В первую очередь это касалось торгово-экономических отношений.

По итогам официальных переговоров В. Путина с Фиделем Кастро было принято совместное заявление, в котором с российской стороны подчеркивалось «стремление к повышению уровня политического диалога и расширению взаимодействия со странами Латинской Америки и Карибского бассейна»278.

Визит В. Путина придал российско-кубинскому сотрудничеству еще более тесный характер. Связи уплотнялись, и в 2001 году в Гаване состоялись российско-кубинские консультации по латиноамериканской проблематике в рамках практики регулярного обмена мнениями между внешнеполитическими ведомствами двух стран. Такие консультации были продолжены и в 2002, и в последующих годах.

Диалог на высоком уровне был продолжен в ходе визита на Кубу Председателя Правительства России М.Е.Фрадкова (28-29 сентября 2006 г.). Встречи и беседы М.Е.Фрадкова с и.о. Председателя Государственного Совета и Совета Министров Кубы Р. Кастро, Председателем Национальной ассамблеи народной власти (парламент) Р.Аларконом, другими кубинскими руководителями позволили закрепить положительную динамику российско-кубинских отношений, а подписанные в Гаване межправительственные соглашения по урегулированию задолженности Кубы по ранее предоставленным Россией кредитам, о предоставлении кубинскому правительству нового государственного кредита и о военно-техническом сотрудничестве создали благоприятные условия для наращивания российско-кубинского сотрудничества в торгово-экономической сфере.

В 2003 г. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронов встретился в Гаване с Председателем Национальной ассамблеи народной власти Кубы Р.Аларконом. В 2005 г. состоялись визиты на Кубу делегации Государственной Думы во главе

с Первым заместителем Председателя Л.К.Слиска, приуроченный

к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, и

в Россию делегации Группы дружбы кубинского парламента во главе с ее руководителем, первым латиноамериканским космонавтом А.Тамайо.

В ноябре 2006 г. Россию по приглашению Госдумы посетила делегация Национальной ассамблеи народной власти во главе с Р.Аларконом. В ходе визита состоялись встречи с Председателем Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадковым, Председателем Госдумы Б.В.Грызловым, Патриархом Алексием II. Р.Аларкон выступил на пленарном заседании Госдумы, после которого депутатами единогласно было принято обращение к парламентам государств – членов ООН в связи с продолжающейся экономической блокадой Кубы, в котором предлагалось осудить указанную политику США, и содержался призыв к Вашингтону отменить ее. 29 октября 2008 в рамках 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялось пленарное заседание, посвященное рассмотрению пункта повестки дня «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной США против Кубы». За данную резолюцию ГА ООН проголосовало 185 государств, против – три (США, Израиль и Палау). Российская делегация выступила в общей дискуссии по данному вопросу, заявив о своей безусловной поддержке представленной резолюции, подчеркнув, что продолжение блокады является реликтом «холодной войны», тормозящим формирование нового, справедливого мирового порядка. Ситуация с экономической блокадой Кубы со стороны США всегда использовалась Российской Федерацией не только как вопрос взаимодействия в международной организации, но и как способ для выражения своего отношения к Кубе в глазах западного мира.

В 2002-2007 гг. Кубу посетили Председатель Верховного Суда России В.М.Лебедев, Председатель ЦИК А.А.Вешняков, Председатель Счетной палаты С.В.Степашин, Директор ФСБ Н.П.Патрушев, Директор СВР С.Н.Лебедев, Министр по налогам и сборам Г.И. Букаев, Министр транспорта И.Е.Левитин начальник Генерального Штаба Министерства обороны Ю.Н. Балуевский, Генеральный директор ИТАР-ТАСС В.Н.Игнатенко. Итак, сотрудничество осуществляется на многоступенчатом уровне, затрагивает все аспекты не только политической, экономической, но и культурной, гуманитарной и социальной жизни обеих стран. Осуществляются обмен визитами и практическое сотрудничество между Счетной палатой России и Министерством аудита и контроля Кубы.

С.В. Лавров побывал с официальным визитом на Кубе в 2004 г., Министр иностранных дел Кубы Ф.Перес находился в Москве с рабочим визитом в 2005 году.

В центре нашего пристального внимания визит президента России Д.А. Медведева на Кубу в ноябре 2008 года и визит Председателя Государственного совета Кубы Рауля Кастро в Россию в конце января 2009 года. По оценке министра иностранных дел России С. Лаврова, этот визит «…был, пожалуй, наиболее насыщенным не только среди встреч такого уровня с нашими кубинскими коллегами, но и среди многих других международных контактов российского руководства»279.Важнейшим итогом встречи стало подписание меморандума о принципах стратегического партнёрства между Российской Федерацией с Республикой Куба, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о предоставлении Республике Куба государственного кредита, а также Генеральное соглашение о взаимодействии между открытым акционерным обществом «КАМАЗ» и кубинской фирмой «Традэкс». Контракт предполагает создание «Камазом» автосборочного предприятия на Кубе, а также «поставки на Кубу грузовиков "КамАЗ", запчастей к ним, организацию сервиса машин, а в перспективе, возможно, и их сборки»280. Документы, подписанные по итогам российско-кубинских переговоров 30 января 2009 года, подчеркивают приоритетность внешнеполитических связей России с Кубы, указывают важные направления международного сотрудничества двух стран, показывают достигнутый прогресс в отношениях Гаваны с Москвой, а также закрепляют права Российской Федерации на реализацию своих национальных интересов в Карибском регионе и договоренность о мощной экономической помощи Кубе. Кубинская сторона выразила свое мнение по поводу последних событий в рамках российско-американских отношений. Как утверждал Рауль Кастро в своем интервью Михаилу Гусману: «Куба осуждает приближение НАТО к западным границам России. Несмотря на обещание Запада, дававшееся во время распада Варшавского Договора, что такого приближения не будет. Оно ведет к изменению соотношения сил в Европе. Также Куба осуждает попытки установить элементы ПРО ближе к российской границе и попытки усложнить ситуацию и возродить элементы «холодной войны». Куба была одной из первых стран, поддержавших Россию в конфликте с Грузией и теми, кто стоит за Грузией»281. Важным считается заострить внимание на встречи Фиделя Кастро с Дмитрием Медведевым, которая состоялась 28 ноября 2009г. В своих размышлениях

Ф. Кастро дал высокую оценку президенту Медведеву, а также отметил, что Россия является самым важным союзником Кубы: «Я подтвердил ему нашу терпеливую и мирную политику, но при этом и то, что мы никогда

не пренебрегаем нашей обороноспособностью перед лицом потенциального агрессора. Ни одна страна не могла бы понять этой политики лучше России, которой постоянно угрожает тот же противник мира в мире»282.

Развиваются связи по линии регионов, с 1998 г. в Гаване функционирует представительство Агентства по развитию международного сотрудничества при Кабинете Министров Татарстана. В 2004 г. состоялись поездки на Кубу чувашской делегации во главе с мэром Чебоксар Н.И.Емельяновым, делегации Нижнего Новгорода во главе с мэром В.Е.Булавиновым, в 2005 г. – губернатора Таймырского автономного округа О.М.Бударгина. Подписаны соглашения об установлении побратимских отношений между городами Чебоксары и Санта-Клара, Нижним Новгородом и кубинской провинцией Матансас (в 2005 г. Нижний Новгород посетила делегация этой провинции). В 2001 г. в Саратове начал работать центр по лечению кожных заболеваний с использованием кубинских препаратов. В 2004 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Ярославской области и Торговой палатой Республики Куба.

На основе протокола о намерениях в области гражданской обороны, подписанного в 1997 г. между МЧС России и Национальным штабом гражданской обороны Кубы, осуществляется двустороннее сотрудничество по линии чрезвычайных служб. За прошедший период МЧС России неоднократно по запросам правительства Кубы оказывало гуманитарную помощь для восстановления этой страны после очередных стихийных бедствий.

Не стоит забывать о гуманитарной помощи, оказанной Россией Кубе для устранения последствий ураганов «Густав» и «Айк» в августе 2008 года.

17 декабря 2008 г. салют из корабельных орудий “Адмирала Чебаненко” возвестил о начале делового визита в порт кубинской столицы отряда военных кораблей Северного флота ВМФ России. Береговая батарея также приветствовала прибытие российских судов, которые посетили Кубу впервые после распада Советского Союза.

Для местных жителей и туристов это стало событием сезона.

На знаменитой набережной Гаваны Малекон многие фотографировались на фоне судов с Андреевским флагом. “Адмирала Чебаненко” сопровождали два корабля обеспечения. Они прибыли в Гавану из Венесуэлы, где принимали участие в совместных военно-морских учениях. Стоянка в Гаванской бухте продлилась до 23 декабря 2008 г. За эти дни корабли посетили как представители кубинских властей, так и местные жители.

Эти события вызвали у мировой общественности вопрос по поводу начала новой «Холодной войны». Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что улучшение российско-кубинских отношений – это ответ на политику Америки в странах бывшего СССР (таких как Грузия, Украина, Киргизия). Так, например политолог Александр Пикаев полагает, что последние события в рамках российско-кубинских отношений продемонстрировали политическую составляющую наших отношений.

В рамках визита российской делегации на Кубу в 2008 году было решено восстановить военную систему страны, так как советское вооружение, которым обладает Куба, уже устарело. Этот факт явился «…ответом на ПРО и, между прочим, на Грузию, потому что после войны грузинская радиолокационная система была подключена к системе НАТО. В НАТО видят то, что видят грузинские радары»283. Однако, Сергей Лавров в своем недавнем интервью заявил, что «рассуждения на тему борьбы за сферы влияния, на наш взгляд, основаны на представлениях и категориях прошлой эпохи и не отражают реалий современного глобализирующегося мира»284. Куба обладает влиянием на большую группу развивающихся стран, что

в своем интервью подчеркивает Лавров: «сейчас Куба возглавляет Движение неприсоединения. И в этом, кстати, проявляется растущий международный авторитет Кубы»285. В рамках Движения Неприсоединения Гавана поддерживает с этими странами разносторонние политические, военные, экономические связи. Думается, что именно Куба может способствовать укреплению наших позиций в Латинской Америке, где Россия свободно сотрудничает со странами региона и налаживает дипломатические связи.

За последние восемь лет было подписано свыше 150 совместных документов, охватывающих самые разные сферы взаимодействия России

с латиноамериканскими лидерами. Например, за последнее время

в Латиноамериканском регионе открылись два новых посольства России-







Date: 2015-09-05; view: 725; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию