Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая теория права Л. И. Петражицкого





Петражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki) (13 апреля 1867, Колонтаево, Витебская губерния — 15 мая 1931, Варшава) — российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы.

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, Преподавал в петербургском университете, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в ее ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

 

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг

, РАБОТЫ:., «Введение в изучение права и нравственности», «Основы эмо­циональной психологии» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности.

Петражицкий понимает право как психический феномен, субъективное явление, коренящееся в психике индивидов, а не «где-то в пространстве, над или между людьми».

Петражицкий подразделяет элементы психической жизни

на односторонне-пассивные (сознание и действие),

односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы как чувства, так и воли (эмоции).

Жизнь управляется не сознательной волей, а незримыми пружинами - эмоциями, которые в подсознательной сфере руководят поведением человека.

Все эмоции подразделяются на первичные (эмоции голода, сна, страха, которые активны, носят специально направленный характер, автономны от социальной среды) и бланкетные (связаны с поведением человека в обществе и направлены на других людей или само общество, они пассивны, бледны, на их основе человек начинает действовать только в том случае, если он обща­ется, если к нему обращаются с просьбами, приказами, запретами).

Бланкетные эмоции, которые вызывают переживания, ведущие к осознанию нравственных и правовых обязанностей, являются этическими.

БЛАНКЕТНАЯ НОРМА - правовая норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать нормы поведения, запреты и т.п.

Этические эмоции Петражицкий подразделяет на нравственные и правовые. Нравственные эмоции — это переживания только нашего долга по отношению к другим без признания за другими права требовать исполнения этого долга (например, нищий не имеет права требовать от нас милостыни).

Правовые эмоции — переживания нашего дол­га по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга (работодатель при­знает за рабочими право требовать оплаты труда). По оп­ределению Петражицкого, «наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица».

Право неотделимо от обязанности.

Этим двум видам эмоций соответствуют два вида социальных норм.

Нормы, которые устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение, нравственные (чисто императивные). Те нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими права притязания, являются правовыми (им­перативно-атрибутивными).

Основным отличительным признаком правовых норм-эмоций является их атрибутивный характер.

Право существовало задолго до появления объективного права (так называемое «интуитивное право»), это первейший и древнейший вид права, очень удачная приспособительная реакция, которая позволила человеческому обществу выжить.

Интуитивное право — такой регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без каких-либо специальных внешних средств принуждения и сфор­мулированных норм.

Это право есть во всех сферах жизни людей, где возникают императивно-атрибутивные пере­живания, определяется условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образо­ванием, социальным положением и т.д. Каждый класс, социальная группа может иметь свое право.

Петражицкий признает существование особого «детского» права, складывающегося в психике детей, «разбойного» права, образующегося в психике разбойников и т.п.

Обилие существующих интуитивных прав, чревато конфликтами между людьми и социальными группами, отстаивающи­ми свое право. Отсюда возникает тенденция к позитива-ции интуитивного права, когда оно определяется «по однообразным для всех внешне распознаваемым призна­кам».

Позитивное право - это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, возникающих под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев.

К позитивному праву относятся писаные и неписаные нормы, действующие в человеческом обществе: и нормы, установленные государством; и нор­мы, действующие в социальных группах; и различные правила игр, этикета.

В соответствии с разнообразными нормами Петражиц­кий классифицировал виды позитивного права: преце­дентное право (правовые и неправовые обычаи);

игорное право (правила игр), «позитивное научное право» (правила, содержащиеся в научных сочинениях), «право преступного мира», право юридических поговорок, по­словиц; договорное право; право юридической экспер­тизы и др. (всего 15 видов).

Особо значимым из видов положительного права и самым эффективным являлось официальное право, возни­кающее под действием норм, созданных государством: «законное право» (нормативно-правовые акты) и «преюдициальное право» (судебные решения).

Чтобы способствовать развитию и процветанию общества, позитивное (официальное) право, по мнению Петражицкого, должно вобрать в себя ценные и прогрессивные положе­ния интуитивного (неофициального) права, прежде всего аксиомы справедливости. Справедливость как интуитив­ное право характеризуется индивидуальной изменчиво­стью, она неодинакова у разных классов и народов, при­способлена к конкретным обстоятельствам, «развивается постепенно и незаметно». Позитивное (официальное) право, нарушающее положения интуитивного (неофи­циального) права, утрачивает справедливый и действен­ный характер, подлежит отмене, не применяется.

Для смягчения социальной несправедливости и пре­дотвращения конфликтов Петражицкий хотел теснее увязать нормы права с их реализацией, создать новую юридическую дисциплину - политику права. Русский философ отстаивал концепцию правового государства, либеральные ценности.

Петражицкий содействовал обновлению правовой тео­рии, выступив с обоснованной критикой юридического позитивизма. Несомненной заслугой Петражицкого является исследование правосознания и его влияния на пра­вовую теорию и практику.

Date: 2015-09-05; view: 723; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию