Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая теория права Л. И. ПетражицкогоПетражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki) (13 апреля 1867, Колонтаево, Витебская губерния — 15 мая 1931, Варшава) — российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, Преподавал в петербургском университете, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке. В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в ее ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав. В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета. Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931 гг , РАБОТЫ:., «Введение в изучение права и нравственности», «Основы эмоциональной психологии» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Петражицкий понимает право как психический феномен, субъективное явление, коренящееся в психике индивидов, а не «где-то в пространстве, над или между людьми». Петражицкий подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные (сознание и действие), односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы как чувства, так и воли (эмоции). Жизнь управляется не сознательной волей, а незримыми пружинами - эмоциями, которые в подсознательной сфере руководят поведением человека. Все эмоции подразделяются на первичные (эмоции голода, сна, страха, которые активны, носят специально направленный характер, автономны от социальной среды) и бланкетные (связаны с поведением человека в обществе и направлены на других людей или само общество, они пассивны, бледны, на их основе человек начинает действовать только в том случае, если он общается, если к нему обращаются с просьбами, приказами, запретами). Бланкетные эмоции, которые вызывают переживания, ведущие к осознанию нравственных и правовых обязанностей, являются этическими. БЛАНКЕТНАЯ НОРМА - правовая норма, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать нормы поведения, запреты и т.п. Этические эмоции Петражицкий подразделяет на нравственные и правовые. Нравственные эмоции — это переживания только нашего долга по отношению к другим без признания за другими права требовать исполнения этого долга (например, нищий не имеет права требовать от нас милостыни). Правовые эмоции — переживания нашего долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга (работодатель признает за рабочими право требовать оплаты труда). По определению Петражицкого, «наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица». Право неотделимо от обязанности. Этим двум видам эмоций соответствуют два вида социальных норм. Нормы, которые устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение, нравственные (чисто императивные). Те нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими права притязания, являются правовыми (императивно-атрибутивными). Основным отличительным признаком правовых норм-эмоций является их атрибутивный характер. Право существовало задолго до появления объективного права (так называемое «интуитивное право»), это первейший и древнейший вид права, очень удачная приспособительная реакция, которая позволила человеческому обществу выжить. Интуитивное право — такой регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без каких-либо специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм. Это право есть во всех сферах жизни людей, где возникают императивно-атрибутивные переживания, определяется условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением и т.д. Каждый класс, социальная группа может иметь свое право. Петражицкий признает существование особого «детского» права, складывающегося в психике детей, «разбойного» права, образующегося в психике разбойников и т.п. Обилие существующих интуитивных прав, чревато конфликтами между людьми и социальными группами, отстаивающими свое право. Отсюда возникает тенденция к позитива-ции интуитивного права, когда оно определяется «по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам». Позитивное право - это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, возникающих под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев. К позитивному праву относятся писаные и неписаные нормы, действующие в человеческом обществе: и нормы, установленные государством; и нормы, действующие в социальных группах; и различные правила игр, этикета. В соответствии с разнообразными нормами Петражицкий классифицировал виды позитивного права: прецедентное право (правовые и неправовые обычаи); игорное право (правила игр), «позитивное научное право» (правила, содержащиеся в научных сочинениях), «право преступного мира», право юридических поговорок, пословиц; договорное право; право юридической экспертизы и др. (всего 15 видов). Особо значимым из видов положительного права и самым эффективным являлось официальное право, возникающее под действием норм, созданных государством: «законное право» (нормативно-правовые акты) и «преюдициальное право» (судебные решения). Чтобы способствовать развитию и процветанию общества, позитивное (официальное) право, по мнению Петражицкого, должно вобрать в себя ценные и прогрессивные положения интуитивного (неофициального) права, прежде всего аксиомы справедливости. Справедливость как интуитивное право характеризуется индивидуальной изменчивостью, она неодинакова у разных классов и народов, приспособлена к конкретным обстоятельствам, «развивается постепенно и незаметно». Позитивное (официальное) право, нарушающее положения интуитивного (неофициального) права, утрачивает справедливый и действенный характер, подлежит отмене, не применяется. Для смягчения социальной несправедливости и предотвращения конфликтов Петражицкий хотел теснее увязать нормы права с их реализацией, создать новую юридическую дисциплину - политику права. Русский философ отстаивал концепцию правового государства, либеральные ценности. Петражицкий содействовал обновлению правовой теории, выступив с обоснованной критикой юридического позитивизма. Несомненной заслугой Петражицкого является исследование правосознания и его влияния на правовую теорию и практику.
|