Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собственное философское учение





ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В XX В.

Часть

План

1. Политические и правовые идеи С.Н. Булгакова.

2. Религиозно-философская концепция Н.А. Бердяева.

3. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.

4. Политико-правовая идеология большевизма.

5. Политико-правовая теория И.А. Ильина.

 

Политические и правовые идеи С. Н. Булгакова

Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944), (16 (28) июня 1871, Ливны, Орловская губерния, Российская империя — 13 июля 1944, Париж, Франция) — русский философ, богослов, православный священник,, был депутатом II Государственной думы, в 1922 г. был выслан из Советской России, жил в Праге, а затем Париже, где был избран деканом Православного богословского института

Собственное философское учение

В монографиях «Философия хозяйства» (1912) и главным образом «Свет Невечерний» (1917) он намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Владимира Соловьёва и Флоренского, однако вобравшего и заметное влияние позднего Шеллинга, а также ряд собственных идей, питаемых интуициями православной религиозности.

Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918).

С этим завершением Булгаков сразу же начинает играть видную роль также и в церковных кругах, активно участвуя в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничая с патриархом Тихоном.

Восприняв безусловно отрицательно Октябрьскую революцию, отец Сергий быстро откликнулся на него диалогами «На пиру богов», написанными в стиле и духе «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва; диалоги вошли в коллективном сборнике «Из глубины» (1918; 2-е изд. М., 1991).

В годы гражданской войны отец Сергий находился в Крыму и, будучи оторван как от иерейского служения, так и от общественно-публицистической деятельности, интенсивно работал в философии.

В написанных тогда сочинениях «Философия имени» (1920, изд. 1953) и «Трагедия философии» (1920, изд. в нём. пер. 1928) он подверг пересмотру свой взгляд на соотношение философии и догматики христианства, придя к выводу о том, что христианское умозрение способно выразиться без искажений исключительно в форме догматического богословия. Последнее и стало с тех пор основной сферою его творчества

Работы:«Два града. Исследования о природе общественных идеалов», «Свет невечерний. Созерцания и умозрения») — богослов, философ, представляет собой идеальные нормы, которые не существуют в действительности, но которые должны быть и во имя своего объективного долженствования отрицают действующее право и существующий уклад жизни.

История человечества — это процесс постепенно воз­вращения человечества к Богу, а цель развития — Богоче-ловечество. Достижение данной цели возможно только при помощи христианской церкви.

Булгаков рассматривает государство как временное яв­ление, которое сложилось исторически и должно следо­вать велениям христианской церкви.

Идеалом обществен­но-политического устройства является теократия. Государство рассматривается Булгаковым как надклассовый институт, выражающий интересы всей нации, формали­зующий ее мистическое единство.

В истолковании природы права Булгаков близок взгля­дам В. С. Соловьева: высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. «Примененное в качестве критерия социальной политики, это начало превращается в требование справедливости, признание за каждым его прав». Формула справедливости проста — воздаяние каждому своего.

Таким образом, за каждой личностью признается существование сферы ее «исключительного права и господства». Естественное право, по Бул-гакову, представляет собой идеальные нормы, которы не существуют в действительности, но которые должм быть и во имя своего объективного долженствовани отрицают действующее право и существующий уклад жизни

Положительное право оценивается с точки зрения права естественного по нескольким морально-правовым аксиомам. Прежде всего — это равенство людей: «Люди равны между собой как нравственные личности Человек для человека должен представлять собой абсо­лютную ценность; человеческая личность есть нечто не­проницаемое и самодовлеющее, микрокосм».

Идея ра­венства необходимо включает в себя идею свободы как норму человеческих отношений.

Право — синтез свободы и равенства. Идеал политической свободы заключаемся в преобразовании государства в соответствии с треббваниями нравственного сознания.

Булгаков убежден, что точно разграничить сферу, где кончается общество и государство и начинается сфера неприкосновенных прав личности, невозможно даже в теории.

В истории эта граница всегда подвижна, смещается то в одну, то в другую сторону в зависимости от изме­няющихся условий. Благодаря этому неустранимому анта­гонизму, существует постоянная борьба между личностью и обществом.

Поэтому даже самое идеальное обществен­ное устройство представляет собой лишь «неустойчивое равновесие».

Государство и право имеют греховную природу, носят временный характер и призваны обеспечить жизнь человека в период греховности. (Августин Блаженный «О Граде божием)

Булгаков создал религиозно-философскую систему, в наибольшей степени приближенную к ортодоксальному православию. Он пытался, исходя из библейских догматов, рационалистически обосновать связь Бога, мира и человека.

К области политической экономии в тесном смысле относятся главным образом следующие его работы:

«О рынках при капиталистическом производстве» (1896);

«Что такое трудовая ценность» («Сборник правоведения и общественных знаний», т. VI);

«Классическая школа и историческое направление в политической экономии» («Новое Слово», окт., 1897);

«К вопросу об эволюции земледелия» («Начало», I—III, 1899);

«Ралохойнский эксперимент» («Мир Божий», 1900, февраль).

Булгаков осуждает основное воззрение политической экономии начала XX века, по которому рост материальных потребностей является коренным принципом нормального экономического развития.

Он признаёт экономический прогресс необходимым условием духовного преуспеяния, но предостерегает от наклонности заменять прогресс общечеловеческий и общекультурный одним лишь прогрессом экономическим. Что и происходит сейчас в 21 Столетии.

Нравственный материализм и духовная буржуазность, погубившие некогда римскую цивилизацию, — болезнь современного европейского общества.

Неспособность удовлетвориться нарастанием внешних материальных благ и примириться с укоренившимися формами общественной неправды, стремление к общечеловеческим идеалам, ненасытную потребность сознательной и действенной религиозной веры Булгаков признаёт самыми характерными и самыми счастливыми особенностями русского духа. Это всё крепнущее убеждение его раскрывается во всех его публичных лекциях и в последней статье: «Карлейль и Толстой» («Новый Путь», декабрь, 1904). Являясь по своим философским убеждениям прямым учеником Владимира Соловьёва, Булгаков, однако, относится критически к его церковно-политической и экономической программе.

Булгаков прошёл длинный путь «от марксизма к идеализму» и с большою искренностью воспроизвёл перед читателями и слушателями все моменты своих философских исканий.

В обширной своей диссертации: «Капитализм и земледелие» он задался целью показать на истории аграрной эволюции всеобщую приложимость марксовского закона концентрации производства, но, не насилуя своих убеждений, пришёл к выводам прямо противоположным.

Экономическая схема Маркса оказалась не соответствующей исторической действительности, а связанная с нею позитивная теория общественного прогресса — не способной питать неискоренимую веру человека в историческое оправдание добра.

После безуспешных попыток использовать в интересах марксизма гносеологические заветы Канта, Булгаков остановился на мысли, что прочное обоснование руководящих начал личной и общественной жизни возможно только путём выработки безусловных мерил в вопросах блага, истины и красоты. (Дионисий Ареопагит).

Позитивная наука своей теорией прогресса хочет поглотить и метафизику, и религиозную веру, но, оставляя нас относительно будущих судеб человечества в полной неизвестности, даёт нам лишь догматическое богословие атеизма.

Миропонимание механическое, всё подчиняя фатальной необходимости, в конечной инстанции оказывается покоящимся на вере.

Марксизм, как самая яркая разновидность религии прогресса, воодушевлял своих сторонников верой в близкий и закономерный приход обновлённого общественного строя; он был силён не научными, а утопическими своими элементами и Булгаков пришёл к убеждению, что прогресс является не эмпирическим законом исторического развития, а задачей нравственной, абсолютным религиозным долженствованием. (Даниил Андреев философ ХХ столтьия).

Социальная борьба представляется ему не столкновением лишь враждебных классовых интересов, а осуществлением и развитием нравственной идеи.

Бытие не может обосновать долженствования; идеал не может вытекать из действительности. У чение о классовом эгоизме и классовой солидарности запечатлено, по убеждению Булгакова, характером поверхностного гедонизма.

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма является эвдемонизм, утилитаризм.

Гедонист — сторонник гедонизма. Гедонизм — направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни, стремление к удовольствиям, наслаждению

Эпикурейство, утилитаризм.

 

С нравственной точки зрения борющиеся из-за житейских благ партии вполне равноценны, поскольку ими руководит не религиозный энтузиазм, не искание безусловного и непреходящего смысла жизни, а обыденное себялюбие.

Эвдаймонистический идеал прогресса, в качестве масштаба при оценке исторического развития, приводит, по мнению Булгакова, к противонравственным выводам, к признанию страдающих поколений лишь мостом к грядущему блаженству потомков.

Date: 2015-09-05; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию