Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 48 О несерьёзном отношении к тому, в чём упоминается имя Аллаха, к Корану или к посланнику Аллаха





Всевышний Аллах сказал:

"А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы просто беседовали и шутили!" Скажи: "Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали..." ("Тауба" (9):65-66). Ибн Умар, Мухаммад ибн Ка'б, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: "Во время похода в Табук один человек сказал: "Не видывали мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана",- имея в виду посланника Аллаха и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: "Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха". После этого Ауф отправился к пророку, чтобы обо всём ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха, чтобы извиниться, пророк уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: "О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы..." Ибн Умар рассказывал: "Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: "Мы просто беседовали и шутили!.." Посланник Аллаха же сказал ему только: "Не над Аллахом ли, Его знамениями и Его посланником вы издевались?" Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному"[254]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Очень важный вопрос о том, что любой, позволяющий себе подобные шутки, является неверным. 2. Таково толкование аята в отношении совершившего это, кем бы он ни был. 3. Разница между доносом и благожелательностью по отношению к Аллаху и Его посланнику. 4. Разница между милосердием, которое угодно Аллаху, и беспощадностью по отношению к врагам Аллаха. 5. Вопрос о том, что не каждое извинение должно приниматься.  
[254] Ар-Рифа'и 2/350 от Ибн Исхака; достоверный хадис. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: "Всевышний Аллах приказал ему (пророку. - Ред.) сказать им: "Вы стали неверными после того, как уверовали..." ("Тауба" (9):66). Однако тот, кто говорит: "После того, как они уверовали, они проявили неверие на словах, до этого став неверными в сердцах",- неправ, потому что вера на языке и неверие в сердце равносильны неверию. Неверно также утверждать, что слова "Вы стали неверными после того, как уверовали..." означают, что они и не переставали быть неверными (лишь внешне приняв Ислам. - Ред.), а если они и проявили неверие после того, как проявили свою веру, то они проявляли его не всем людям, а только близким, которые также лицемерили. Однако такая речь Аллаха не указывает на то, что они были и остались лицемерами... Сообщено, что они стали неверными после того, как уверовали, сказав: "Мы произносили слова неверия без убежденности в них, мы просто беседовали и шутили!" Однако ясно, что высмеивание знамений Аллаха - это неверие, и произносить подобные слова может только тот, чьё сердце принимает их, ведь если бы в его сердце была вера, она обязательно помешала бы ему произнести эти слова. Таким образом, Коран разъясняет, что вера в сердце обязательно требует соответствующего поведения. Всевышний также сказал: "Они говорят: "Мы уверовали в Аллаха и в посланника и повинуемся!" Однако часть из них после этого отворачивается, и они не являются верующими. Когда же их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы они рассудили между ними, часть из них отвращается. Если бы у них была истина, то они пришли бы к нему с покорностью. Разве в сердцах их болезнь или они впали в сомнение? Или они будут несправедливы к ним? Нет! Они сами несправедливы! Ведь верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, говорят лишь: "Мы слышали и повинуемся!" Они - достигшие успеха!" ("Нур" (24):47-51). В этом аяте Аллах отверг веру тех, кто уклоняется от подчинения Его пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил, что верующие, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы тот рассудил их, слушаются и подчиняются. Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что вера обязательно требует этого". Человек может впасть в неверие, произнеся всего одно слово, либо совершив всего один поступок. Самым же опасным из них является влечение сердец к запрещённому Аллахом, которое подобно безбрежному океану. Поэтому раб Аллаха извлечёт для себя великую пользу, если будет испытывать страх перед проявлением лицемерия. Ибн Абу Мулейка сказал: "Я видел за свою жизнь тридцать сподвижников посланника Аллаха, каждый из которых боялся возможности проявления в себе лицемерия". Да сделает Аллах наши дела искренними пред Ним и дарует нам мир и благополучие как в этом мире, так и в ином!

 

Глава 49 О высказывании Всевышнего Аллаха Всевышний Аллах сказал: "А если Мы дадим ему вкусить милость Нашу после постигшей его нужды, он, конечно же, скажет: "Это - моё, и я не думаю, что наступит Час. А если я и буду возвращён к своему Господу, то, несомненно, для меня у Него - хороший удел". Истинно, Мы сообщим тем, которые не веровали, о том, что они совершили, и дадим им вкусить суровое наказание!"[255] ("Фуссилат" (41):50). Муджахид сказал, что это откровение ниспослано о тех, кто говорит: "Я заработал это собственным трудом, и я заслужил это". Ибн Аббас сказал: "То есть я сам себе сделал эту милость". Всевышний Аллах сказал: "Он сказал: "Всё, что мне даровано, - благодаря знанию"..." ("Касас" (28):78). Катада сказал: "3десь выражение "...благодаря знанию..."означает "благодаря приобретенному мною знанию". Некоторые другие комментаторы сказали: "Это благодаря тому, что Аллах знает меня как человека, достойного Его", - что по смыслу идентично высказыванию Муджахида: "Это было даровано мне в знак почёта". Абу Хурайра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха сказал: "Некогда жили трое из сынов Израилевых: прокажённый, плешивый и слепой. Желая подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Подойдя к прокажённому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Прокажённый ответил: "Чистой, приятного цвета кожи, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его телу и очистилась его кожа, став чистой и приятного цвета, После этого ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Верблюдов или коров". И была дарована ему жеребая верблюдица, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха". Придя к плешивому, ангел спросил его: "Чего бы тебе хотелось больше всего?" Плешивый ответил: "Красивых волос, и чтобы исчезло то отвращение, которое питают ко мне люди". Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Коров или верблюдов". И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: "Да будет тебе в ней благословение Аллаха". Придя к слепому, ангел спросил его: "А тебе чего хочется больше всего?" Слепой ответил: "Чтобы вернул мне Аллах зрение, и чтобы я мог видеть людей". Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: "А какое имущество тебе хотелось бы иметь?" Он ответил: "Овец". И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого - стадо коров, а у третьего - отара овец. Затем ангел в образе прокажённого явился к первому из них и сказал: "Я - бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Но ведь это принадлежит не только мне одному..." Тогда ангел сказал ему: "Я, кажется, узнал тебя! Разве не ты был прокажённым и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах, Всемогущ Он и Велик, даровал тебе это богатство?" Он ответил: "Нет, я унаследовал это по праву старшинства". Ангел сказал: "Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!" Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что говорил первому, но он ответил так же, как и предыдущий. Ангел сказал ему: "Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!" Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: "Я - бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить свой путь". Он ответил: "Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, я не собираюсь мешать тебе взять то, что угодно Аллаху". Тогда сказал ему ангел: "Оставь себе своё богатство, ибо было послано вам испытание. Аллах остался доволен тобой и разгневался на твоих двух товарищей"[256]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл аятов. 2. Смысл слов из суры "Фуссилат": "...Он, конечно же, говорит: "Это - мое..." 3. Смысл слов "Все, что мне даровано, - благодаря знанию"из суры "Касас" 4. Поразительный рассказ, содержащий много поучительных уроков.  
[255] Всевышний Аллах сказал: "Когда постигнет человека несчастье, он взывает к Нам; когда же Мы обратим его в милость от Нас, он говорит: "Мне это даровано благодаря знанию". Нет! Это - искушение, но большая часть из них не знает!" ("Зумар" (39):49). В своем комментарии к этому аяту Ибн Касир писал: "Он (Всевышний.- Ред.) сообщил, что в несчастье человек унижается пред Аллахом, раскаивается пред Ним и взывает к Нему. Если же затем Он обратит это несчастье в милость от Него, то человек переходит пределы дозволенного, распутствует и говорит: "Мне это даровано благодаря знанию". Это значит: "Потому что Аллах знает тех, кто достоин этого. Если бы я не был счастливым у Аллаха, то Он не одарил бы меня этим". Но Всевышний сказал: "Нет! Это - искушение..." Это значит: "Дела обстоят не так, как он предположил. Мы одарили его этими благами только для того, чтобы испытать тем, чем одарили: подчинится он или ослушается? Но Мы уже знали об этом заранее". Всевышний далее сказал: "Говорили это еще те, которые были до них, но не избавило их то, что они приобрели" ("Зумар" (39):50). Ибн Касир продолжил: "Это значит: "Не правдивы их слова, и не принесёт им пользы их богатство, и не преуспеют они". Как сказал Всевышний о Каруне, (которого Он облагодетельствовал в этом мире. - Ред.): "Вот сказал ему народ его: "Не ликуй, Аллах не любит ликующих! Стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью будущему! Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует к тебе Аллах, и не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!" Он сказал: "Все, что мне даровано, - благодаря знанию"..." ("Касас" (28):76-78). Мирские блага - это искушение, и в этом - напоминание для людей размышляющих!
[256] Аль-Бухари 2/(364 и 365), Муслим (2964).
Глава 50 О высказывании Всевышнего Аллаха Всевышний Аллах сказал: "Когда же Он даровал им здорового ребёнка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им..." ("А'раф" (7):190). Ибн Хазм сказал: "Они (салафы. - Ред.) единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха, как, например, Абд Умар ("раб Умара"), Абд аль-Ка'ба ("раб Ка'бы") и т.п., является запрещённым. Исключением является имя Абд аль-Мутталиб"[257]. Комментируя приведённый выше аят, Ибн Аббас сказал: "Адам овладел ею (Хаввой (библ. Ева). - Ред.) и она забеременела от него. Тогда пришёл к ним Иблис и сказал: "Я - ваш господин, который вывел вас из рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребёнка рогатым, и он разорвет тебе живот". Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом[258]. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мёртвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришёл к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребёнок опять родился мертвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришёл Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребёнку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: "...Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им". Этот хадис передал Ибн Абу Хатим. Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: "Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении". По поводу же высказывания Всевышнего (о словах Хаввы. - Ред.) "Если Ты даруешь нам здорового ребёнка, мы будем Тебе благодарны!"[259], Муджахид сказал: "Они боялись, что он не будет человеком". Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. - Ред.], Са'ид [ибн Джубейр. - Ред.] и другие. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, помимо Аллаха. 2. Смысл аята 190 из суры "А'раф". 3. Такие имена являются ширком, даже если он проявляется только на словах, а не в реальности. 4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом[260]. 5. Салафы подчёркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении.  
[257] Ибн Хазм сообщил, что мусульманские учёные единодушны в своём мнении по поводу запрещённости всего, что указывает на преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха. Причина этого заключается в том, что это является приобщением к Аллаху равных в господстве и поклонении, так как все творения принадлежат Одному Аллаху и являются только Его рабами. Он же предписал поклоняться только Ему. Однако среди Его рабов есть такие, которые признают Его единство в господстве и обладании прекрасными именами и качествами, но придают Ему сотоварищей в поклонении. Несмотря на это, на них также распространяется следующее предопределение Всевышнего: "Всякий, кто в небесах и на земле, приходится Милосердному не иначе, как рабом" ("Марйам" (19):93). В этом заключается всеобщее рабство пред Аллахом. Что же касается рабства особенного, то оно относится только к искренним и покорным рабам Аллаха. О них сказал Всевышний: "Разве же Аллах недостаточен для Своего раба?.." ("Зумар" (39):36). Исключением из этого правила является имя Абд аль-Мутталиб, в основе которого лежит отношение рабства перед человеком. Прадед посланника Аллаха женился на женщине из рода Бану ан-Наджжар племени аль-Хазрадж в Медине, и его сын Шейба рос там. Как-то брат Хашима, аль-Мутталиб, приехал в Медину и забрал мальчика с собой в Мекку. Они въехали в Мекку верхом, и Шейба сидел позади своего дяди. Цвет кожи мальчика изменился во время долгого путешествия. Когда жители Мекки увидели их, они приняли Шейбу за раба аль-Мутталиба и сказали: "Это - раб аль-Мутталиба (араб. "Абд аль-Мутталиб". - Ред.)". Это имя так закрепилось за ним, что люди звали его только так. Истинное значение этого имени не заключало в себе никакого иного смысла, поэтому даже пророк говорил: "Я - сын Абд аль-Мутталиба". Впоследствии Абд аль-Мутталиб стал вождём племени Курайш и являлся самым знатным из них в эпоху джахилии. Именно он раскопал источник Замзам, из которого ему и его потомкам принадлежало право поить паломников до Ислама.
[258] Аль-Харис (букв. "пахарь") - имя Иблиса. Таким образом, Абд аль-Харис означает "раб Иблиса" ("раб Сатаны". - Ред.).
[259] "А'раф" (7):189
[260] Доисламские язычники Аравии расценивали рождение девочки как несчастье и закапывали новорождённых девочек живыми, о чём сказал Всевышний: "...И когда зарытая живьём будет спрошена, за какой грех она была убита..." ("Таквир" (81):8-9).
Глава 51 О высказывании Всевышнего Аллаха Всевышний Аллах сказал: "У Аллаха - прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах. Им воздастся за то, что они делают!"[261]("А'раф" (7):180). Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса: "Тех, кто раскольничает о Его именах..." - это те, кто придаёт Ему сотоварищей". Ибн Аббас также сказал: "Имя ал-Лат произошло от [имени Всевышнего Аллаха. - Ред.] "аль-Илах" (Божество), а имя "аль-Узза" - от "аль-Азиз" (Могущественный)". Аль-А'маш сказал: "Они (раскольники) вносят в них (имена Аллаха. - Ред.) то, что к ним не относится". РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Утверждение наличия имён у Аллаха. 2. Утверждение того, что Его имена прекрасны. 3. Повеление взывать к Аллаху ими. 4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и раскольничают о них. 5. Разъяснение понятия "раскольничество" в отношении имён Аллаха.
[261] Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "У Аллаха - девяносто девять имен: сто без одного. Тот, кто перечислит их, войдет в рай. Он - Один и любит нечётное..." (Аль-Бухари 11/(186-192), Муслим (2277). Пророк сообщил, что нам известно только девяносто девять прекрасных имён Аллаха. По ним раб узнаёт своего Господа, и они указывают на Его совершенство. В данном аяте Аллах предостерёг нас от раскольничества о них. Ибн аль-Каййим сказал: "Раскольничество заключается в том, что имена и качества Аллаха не признают и отрицают, или не признают их значение и делают бессмысленными, или искажают их истинный смысл и изменяют его путем аллегорического толкования, или дают эти имена творениям". Необходимо знать, что Всевышний Аллах абсолютно не похож на Свои творения ни сущностью, ни качествами. Он сказал: "Нет ничего, подобного Ему" ("Шура" (42):11). Отрицание же или неверное толкование качеств Аллаха приводит к отклонению от дороги посланника Аллаха, что и постигло джахмитов, му'тазилитов и многих других. Ибн аль-Каййим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп: - относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд); - относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир), Всеслышащий (ас-Сами'), Всевидящий (аль-Басир); - относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак); - отрицающие Его недостатки и подчёркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-Куддус), Совершенный (ас-Салам); - объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маджид (Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный) объединяет несколько качеств совершенства и подчёркивает обширность, величие и изобилие. Аллах сказал: "...Владыка Трона, Славный..." (Зу-ль-Арш аль-Маджид: "Бурудж" (85):15). Он владыка Трона обширного, величественного, славного; - образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря добавлению второго к первому. Например, "Самодостаточный, Восхваляемый" (аль-Гани аль-Хамид). Самодостаточность - это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье совершенство. Это относится ко всем подобным именам Аллаха, упомянутым в Коране, таким как "Всепрощающий, Всемогущий" (аль-Гафур аль-Кадир); "Восхваляемый, Славный" (аль-Хамид аль-Маджид), "Могущественный, Мудрый" (аль-Азиз аль-Хаким). Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий хадис Ибн Мас'уда от посланника Аллаха: Если кого-либо из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: "О Аллах! Я - Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол (душа. - Ред.) - в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге, или научил им кого-либо из Своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного, - сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби", - тому Аллах обязательно развеет его тревогу и печаль, и их место займёт радость". Его спросили: "О посланник Аллаха! Разве не должны мы выучить это?" Он сказал сказал: "Конечно, каждому, кто услышит это, следует его выучить" (Ахмад 1/(391 и 452), Ибн Хиббан (2372); достоверный хадис).

 

 

Глава 52 О недопустимости выражения "Мир Аллаху" В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится следующий хадис Ибн Мас'уда: "Как-то мы были вместе с пророком на молитве и сказали: "Мир Аллаху от рабов Его, мир такому-то и такому-то..." Услышав это, пророк сказал нам: "Не говорите "мир Аллаху", ибо, поистине, Аллах Сам есть Источник мира...[262]"[263] РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл слова "мир". 2. Указание на то, что это является приветствием. 3. Это приветствие неприемлемо по отношению к Аллаху. 4. Указание на причину этого. 5. Обучение им (пророком. - Ред.) своих сподвижников приветствию, которое подобает Аллаху.  
[262] У аль-Бухари продолжение этого хадиса выглядит следующим образом: "...поистине, Аллах Сам есть Источник мира. Когда же кто-либо из вас совершает молитву, то пусть говорит: "Приветствия, мольбы и благие слова - Аллаху! Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и Его благословение! Мир нам и праведным рабам Аллаха!",- поистине, если вы скажете это, оно достигнет каждого праведного раба Аллаха в небесах и на земле, - "Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник". В первые годы распространения Ислама сподвижники посланника Аллаха говорили в молитве: "Мир Аллаху от рабов Его, мир Джибрилу и Мика'илу..." Пророк запретил им это, объяснив смысл слова "мир" (ас-Салам: см. Здравое слово о главе 52) и научив их подобающему Ему приветствию: "Приветствия, молитвы и благие слова - Аллаху..."
[263] Аль-Бухари 2/266, Муслим (402) и (58), Абу Дауд (968), Ибн Маджа (899) и ан-Наса'и 2/240. Посланник Аллаха, когда заканчивал молитву, трижды просил прощения у Аллаха и говорил: О Аллах! Ты свободен от всякого несовершенства, и от Тебя исходит Мир, Благословен Ты, о Обладатель величия и почёта!" (Муслим (591) от Саубана). Другой хадис гласит: "Поистине, это - приветствие обитателями рая своего Всевышнего и Благословенного Господа" ("ат-Таргиб ва-т-Тархиб" аль-Мунзири 4/271, однако он сказал, что это является не речью пророка, а словами Мухаммада ибн Али ибн аль-Хусейна). Книга Аллаха свидетельствует о том, что Аллах также будет приветствовать обитателей рая: "Мир!" в словах от Господа Милостивого" ("Йа Син" (36):58). Все мусульмане приветствуют друг друга словами: "Ас-саламу алейкум!" (Мир вам!). Отвечать на подобное приветствие, сказав хотя бы "Ва алейкум ас-салам" (И вам мир!), - является обязанностью мусульман друг перед другом (см. суру "Ниса'" (4):86). Существует два распространённых мнения о смысле слова "мир" (ас-салам) в этом выражении: - "ас-Салам" здесь: имя Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Само же выражение означает: "Да ниспошлёт Аллах на вас Свое благословение, безопасность и т.п."; - "ас-салам" здесь: благополучие, которого просит от Аллаха приветствующий. Ибн аль-Каййим сказал: "Окончательное же мнение состоит в том, что истина заключается в совокупности обоих мнений. Каждая из них является частью истины, сама же истина - в их совокупности. Объясняется это следующим правилом: "Тот, кто взывает к Аллаху Его прекрасными именами, может пожелать всё, что ему угодно, ища приближения к Нему (тавассуль) через имя, наиболее соответствующее его желанию и подходящее для его достижения". Таким образом, взывающий к Аллаху получает заступничество перед Ним и приближается к Нему. Когда он говорит: "Господи!, Прости меня и прими мое покаяние; поистине, Ты - Принимающий покаяния, Прощающий!", - то он просит две вещи и ищет близости через два Его имени, подходящих для достижения желаемого. Пророк сказал Абу Бакру, когда тот спросил его о том, как ему взывать к Аллаху: "Говори: "О Аллах! Поистине, я был сильно несправедлив к самому себе, но никто, кроме Тебя, не прощает грехи. Даруй мне Своё прощение и смилуйся надо мной, ведь Ты - Прощающий, Милостивый!" (аль-Бухари 13/317, Муслим (2705) от Абдуллаха ибн Амра). Когда же сущностью желаемого является благополучие, являющееся наиболее важным фактором для человека, то это излагается в форме пожелания с упоминанием одного из имён Всевышнего Аллаха - ас-Салам - через которое и просят от Него благополучия. Само же слово "ас-Салам" содержит в себе два значения: упоминание Аллаха и пожелание благополучия, являющиеся целью приветствующего. Поэтому "ас-саламу алейкум" содержит в себе одно из имён Аллаха и просьбу о ниспослании Им благополучия. Вдумайся в пользу этого. Сущностью его является освобождение и избавление от зла и пороков. Именно с этим смыслом данное приветствие и находится в обращении"

Глава 53
О выражении "О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!"

В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал: "Пусть ни один из вас не говорит: "О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!" или "О Аллах, помилуй меня, если это угодно Тебе!" Необходимо решительно просить желаемое, ибо [в любом случае. - Ред.] ничто не может принудить Аллаха к чему-либо" [264].

В ривайе у Муслима говорится, что пророк говорил: "Настойчиво просите желаемое, поскольку Аллах не станет гордиться тем, что даровано Им Самим".

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрещение исключающих условий при взывании к Аллаху.
2. Указание причины этого запрета.
3. Высказывание пророка: "Необходимо решительно просить желаемое..."
4. Указание на необходимость усиливать пожелание молящего.
5. Указание причины этого.

 

 

[264] Аль-Бухари 11/118, Муслим (2679).

 

Глава 54 О запрещённости выражения "мой раб" или "моя рабыня" В "ас-Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал: "Пусть никто из вас не говорит [своему слуге. - Ред.]: "Накорми своего господа", либо: "Соверши омовение своего господа". Следует говорить "...своего господина" или "...своего государя". Пусть никто из вас не говорит: "Мой раб" или "моя рабыня". Следует говорить "мой юноша", "моя девочка" или "мой мальчик"[265]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Запрещение выражений "мой раб" и "моя рабыня". 2. Слуга не должен обращаться к своему хозяину со словами "мой господь", а хозяину не следует говорить своему слуге "накорми своего господа". 3. Хозяину следует обращаться к слуге со словами: "мой юноша", "моя девочка" или "мой мальчик". 4. Слуге же следует обращаться к своему хозяину со словами: "мой господин" или "мой государь". 5. Цель этого заключается в соблюдении таухида даже в речи.  
[265] Аль-Бухари 5/129-131, Муслим (2249) и (15), Ахмад 2/316. Этого следует избегать, чтобы не приобщать к Аллаху равных в речи, даже если человек и не преследует подобной цели. Это будет являться отражением утвердившегося в душе полного таухида, ибо Всевышний Аллах сказал: "Всякий, кто в небесах и на земле, приходится Милосердному не иначе, как рабом" ("Марйам" (19):93).

 

Date: 2015-09-05; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию