Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н ео бо ри ма я с ил а





И ДЕ Й М АР КС ИЗ МАЛ ЕН ИН ИЗ МА Речь в Карловом университете

22 и юн я 1972 г од а

Прежде всего мы хотим поблагодарить за ту высокую

честь, которую оказали нам здесь, присвоив почетную степень

доктора юридических наук. Вместе с тем мы хотим сказать о тех

чувствах, которые вызвала у нас сегодняшняя церемония. Нас

особенно поразили традиции, формы, торжественность этого акта,

та торжественность, от которой захватывает дух, а также те слова,

в которых были высказаны мотивы этого вашего решения.

В красивых словах, в словах высоких и приятных вы напомнили

о целом этапе истории нашей страны, об этапе, с которым связана

жизнь товарищей, входящих, как и мы, в эту делегацию.

Вы говорили о нашей борьбе, вы напомнили кульминационные

моменты этой борьбы, напомнили о том, как начались вооруженные

бои за революцию, о том, как в речи на суде мы определили

основные принципы нашей борьбы. Вы в общих чертах рассказали

о всем процессе Кубинской революции до сегодняшнего дня. Вы

проявили исключительную любезность, приняв за основу для присвоения

нам почетной степени нашу защитительную речь на суде

после нападения на Монкаду.

Ценность этого документа, как мы считаем, в том, что он непосредственно

связан с нашей революцией, которая явилась

результатом усилий многих, то есть она началась с усилий небольшой

группы людей, а победила в результате усилий всего народа,

в результате его борьбы и принесенных им жертв. Именно народ

сделал ее идеи своими идеями и сделал возможным их претворение

в жизнь. И поэтому мы принимаем эту высокую почетную

степень от имени народа, от имени тех, кто приносил жертвы, и

тех, кто пал в борьбе, от имени тех, кто боролся и борется.

Быть может, уместно сказать здесь о том, что программа Мон-

кады еще не была социалистической программой.

Это была передовая программа, это было —как мы уже указывали

в других случаях —выражение тех максимальных целей,

которые мы могли поставить перед собой в ту эпоху и в тех объективных

и субъективных условиях. Но мы были социалистами, мы

еще раньше имели возможность изучить основные произведения

Маркса, Энгельса и Ленина.

Действительно, можно сказать, что революционный процесс на

Кубе —это подтверждение исключительной силы идей Маркса,

Энгельса и Ленина.

Я хочу заявить здесь о том, что осуществление Кубинской революции

было связано с огромными трудностями —многим она

представлялась невозможной, и она не могла бы осуществиться,

не могла бы стать реальностью, если бы не опиралась на основополагающие

идеи и принципы марксизма.

Прежде всего, в условиях нашей страны именно марксизм помог

нам со всей ясностью увидеть сущность наших экономических

проблем, наших социальных проблем и их самые глубокие причины;

он позволил нам понять время, в которое мы живем, позволил

нам понять историю и законы истории; а самое главное —он позволил

нам познать законы развития общества, понять, что мы

живем в классовом обществе и что все человечество до нашего столетия

всегда жило в условиях классового общества; мы смогли

понять, что такое классовое общество и кто является эксплуататором,

а кто —эксплуатируемым, кто обладает привилегиями, а

кто не имеет в этом обществе никаких прав, кто является паразитом

в обществе, а кто создает все богатства, кто является действительно

угнетенным, а кто —угнетателем.

Марксистское понимание классовой борьбы явилось тем лучом

света, который позволил нам правильно ориентироваться в

условиях сложной ситуации, в сложных условиях мира, общества,

страны, в которой мы живем. Никакая другая теория, никакое другое

политическое учение, никакая другая философия не открыли

бы нам путь к познанию того общества, в котором мы живем.

Ленинские принципы, изложенные в работе ≪Государство и революция

≫, позволили нам с абсолютной ясностью понять, в чем

суть революции, понять не только ее основу, но и ее формы, роль

партии, роль масс, роль государства в революции.

До тех пор на Кубе, в Латинской Америке и в значительной части

мира ≪революцией≫ называли государственные перевороты, военные

путчи, реакционные движения; в иных случаях реакционная

пресса, буржуазная пресса, империалистическая пресса даже фашистские

движения представляла как революционные движения.

Работа Ленина помогла нам понять, какова роль государственных

органов, помогла нам понять, что для совершения революции,

для уничтожения диктатуры эксплуататоров необходимо

захватить государственную власть, трансформировать орудия власти

и поставить их на службу эксплуатируемым.

Эти истины кажутся простыми, кажутся элементарными, однако

успех или поражение многих революционных усилий зависят

именно от их понимания. Эти идеи служили ориентиром в нашей

деятельности в вопросах организации, в вопросах, касающихся участия

масс и форм борьбы.

Тот факт, что последовательное применение этих принципов

привело к победе революции в такой стране, как Куба,—слаборазвитой,

полуколониальной, расположенной рядом с Соединенными

Штатами, находящейся под огромным экономическим, социальным,

политическим и культурным влиянием империализма, который

господствовал не только в экономической, но и в политической

структуре, господствовал в учреждениях культуры, в университетах,

господствовал в средствах массовой коммуникации, на телевидении,

на радио, в газетах, в печати, в кино, в литературе,—этот факт заставляет

задуматься.

Наш революционный процесс не опирался на социалистическое

сознание масс, как раз наоборот. В субъективном плане существовало

недовольство бедностью, безработицей, материальным и моральным

гнетом, но не было осознания причин этих проблем,

которые во многих случаях приписывались другим факторам — неспособности правительства, его коррумпированности, его привилегиям.

Широкие массы еще не осознавали сущность проблем и

основных причин своего положения.

Поэтому интересно отметить, что в ходе революционного процесса

на Кубе, когда на практике осуществлялись основные принципы

марксизма, не только развивалась классовая борьба, не только

шли бои, но и воспитывалось сознание масс. Именно в ходе этого

процесса в нашей стране достигнут высокий уровень политического

сознания, социалистического сознания, ясное понимание

основных проблем и решительное сопротивление культурному влиянию,

идеологическому влиянию, политическому влиянию империализма

янки, который не только ведет против нас подрывную деятельность,

организует высадки наемников, угрожает прямой агрессией,

но прежде всего использует против нас идеологическое

оружие.

Поэтому мы и утверждаем, что успешное применение марксистско-

ленинского учения в условиях такой страны, как Куба, то

есть в очень сложных, далеко не идеальных условиях, в весьма

сложных обстоятельствах подтверждает его огромную силу и объясняет

причину все более крепнущей убежденности в его правильности

не только как философского учения, не только как руководящей

идеи, но и как инструмента в революционной борьбе.

Если обратиться к истории не одной какой-либо страны, а к

истории человечества, начиная с тех времен, о которых имеется

достоверная информация, окажется, что с того момента, когда

человек стал способен производить своими руками больше того,

что было необходимо для поддержания его собственного существования,— с этого момента началось рабство, началось разделение

общества на классы, началась эксплуатация человека человеком.

Абсолютно невозможно объяснить всеобщую историю без понимания

этой реальности, без понимания этих истин. В основе всей

античной истории, истории Греции и Рима, в основе истории

9 Фидель К ас тр о 257

Римской империи, в основе всех последующих эпох, эпохи средневековья,

эпохи великих географических открытий, эпохи развития

товарного производства, капитализма, буржуазных революций до

возникновения пролетариата —в основе всех этих исторических

этапов лежало разделение общества на классы, эксплуатация человека

человеком. В основе войн Римской империи лежали те же

причины материального и классового характера, что и в основе первой

и второй мировых войн; в основе римских завоеваний лежали

те же самые принципы, которыми руководствовалась гитлеровская

империя в своих попытках завоевать мир, в основе войн той эпохи

были те же самые причины, что и в основе современных войн,

войн империалистических.

Такое положение продолжалось, можно сказать, в течение тысячелетий,

и мы могли бы указать на некоторые современные

факты, в основе которых лежат те же самые причины. В основе

раздела Чехословакии фашизмом были те же причины, что и в основе

интервенции Соединенных Штатов во Вьетнаме; преступления,

совершенные фашистами в Чехословакии, например в Лидице,— это кровопролитие, потрясшее мир,—имеют те же самые основы,

что и преступления империализма во Вьетнаме, что и кровопролитие

в Сонгми, также потрясшее мир, что и невероятные бомбардировки,

предпринимаемые против этой страны.

Иными словами, движущей силой всей истории человечества,

как доказал Маркс, были факторы, порожденные эксплуатацией

человека человеком, наличием антагонистических социальных классов

и классовой борьбой. Но человечество, в течение тысячелетий

жившее в этих условиях, было и свидетелем бесчисленных примеров

борьбы. Наряду с эксплуатацией, наряду с угнетением всегда

но законам диалектики существовала борьба против эксплуатации,

борьба против угнетения. Мы знаем о борьбе рабов в Греции,

о восстании рабов в Риме, о борьбе плебеев против патрициев, о

борьбе крепостных против господ, о борьбе буржуазии против абсолютной

монархии, о борьбе пролетариев против капиталистов, о

борьбе народов против империализма, за свое освобождение.

На протяжении тысячелетий люди боролись, движимые одними

и теми же социальными законами, одними и теми же законами

истории. Однако у них не было глубокого понимания причин происходивших

явлений, принципов, которые лежат в их основе.

О героической борьбе паписаны прекрасные и выдающиеся

произведения; в истории, в литературе, в поэзии, в живописи запечатлены

эти героические поступки, эта борьба за свободу.

Людям же нашей эпохи выпало счастье познать законы, которые

управляют историческими процессами, и действовать в соответствии

с этими законами.

Это великая истина, которой руководствуются современные

борцы, это их большое преимущество —знание глубинных законов,

которые управляют социальным процессом. Именно это лежит

в основе глубокой убежденности коммунистов, их исключи-

тельной силы. Именно это знание законов общественного развития

определило мировоззрение Ленина, его большую уверенность,

твердую убежденность в возможности осуществления социалистической

революции в царской России, а также в том, что, опираясь

на силу масс, силу пролетариата, на единство рабочих и крестьян,

можно преодолеть все трудности. Именно это придало силу и мужество

большевистским бойцам перед лицом иностранной интервенции.

Но еще раньше классовые бои в Европе, борьба во Франции

дали нам примеры героизма социалистических бойцов, коммунистических

бойцов; и хотя во время Парижской коммуны марксистские

идеи еще не стали господствующими —уже тогда во всем

величии проявилась сила массовой борьбы и способность пролетариев

к подвигам.

Современная история дала множество примеров огромных

жертв, примеров высокого героизма, черпающего силу в убежденности,

которую дает нам марксизм: это бойцы революции 1905 года

в России, предшествовавшей большевистской революции, венгерские

бойцы, немецкие рабочие-бойцы, испанские бойцы, герои

интернациональных бригад и прежде всего беспрецедентный героизм

в последней войне бойцов Ленинграда, Москвы, Сталинграда,

Севастополя, проявленный как при обороне, так и при наступлении;

исключительный героизм коммунистов во всех странах Европы,

которые сохранили верность знамени борьбы, знамени сопротивления;

коммунистов, выступивших с призывом к борьбе за

освобождение и погибавших, ведя борьбу в подполье, погибавших

в тюрьмах или в концентрационных лагерях.

Что определило, что обусловило геркулесову силу Юлиуса

Фучика? Чем объясняются его сила, могущество, величие, спокойствие,

которые позволили ему из тюремной камеры, куда он

был брошен нацистами, написать свой ≪Репортаж с петлей на

шее≫, потрясший современный мир и явившийся источником

вдохновения для революционеров, в том числе и для кубинских

бойцов, всех, кто, подобно нам, изучал этот ≪Репортаж≫ и рекомендовал

его как лучшее средство для укрепления духа перед лицом

опасностей борьбы?

Разве не глубокая убежденность в правильности философии и

принципов марксизма-ленинизма, разве не чувство человеческой

солидарности, которое лежит в основе этого учения, вдохновили

его на добровольное, героическое, осознанное самопожертвование?

Что поддерживало его веру в свое дело, убежденность в том,

что победа останется за социализмом, что никакие преступления,

никакие репрессии не смогут предотвратить окончательной победы

народов? И история еще раз подтвердила правоту его убежденности,

как сегодня подтверждают эту правоту своим беспримерным

героизмом вьетнамские бойцы. Сегодняшнее человечество,

нынешнее поколение имеют счастье жить в такую эпоху,

когда впервые человек борется за окончательное уничтожение

классового общества, за окончательную ликвидацию политических

систем, основанных на эксплуатации человека человеком.

Когда исчезнет философия эксплуатации, философия грабежа

вместе с породившей ее классовой системой, окончательно исчезнут

и войны и те причины, которые порождают войны и причиняют

человечеству огромные страдания. Качественные перемены

были связаны с исключительными, драматическими событиями.

Возьмем, например, Кубу, которая является сегодня социалистической

страной и борется за укрепление социализма. Меньше чем

сто лет назад на Кубе еще существовало рабство, такое же рабство,

как во времена римского права, когда мужчин, женщин и

детей покупали и продавали, избивали и даже лишали жизни

лишь на том основании, что существовало право собственности

одних людей на других. Меньше столетия назад право собственности,

господствовавшее в нашей стране, было подобно римскому

праву, а сегодня у нас, в нашей стране, существует социалистическая

собственность.

Исчезло не только право собственности одного человека на

другого человека, но и эксплуатация человека человеком, частная

собственность на средства производства. Создано новое общество,

и на базе этого нового общества без эксплуататоров и эксплуатируемых

создается новое сознание.

Никто не рассчитывал, что столь исключительные перемены,

которые начались в мире после Октябрьской революции, будут

легкими переменами, что столь исключительные роды, в результате

которых родилось новое человеческое общество, будут легкими

родами. Социализм возникает как новая система, как гигантская

и историческая победа над эксплуатацией, как надежда для

всего человечества.

Эти победы обязывают нас продолжать борьбу, потому что

только часть человечества живет при социализме, потому что

миллиарды людей еще страдают от эксплуатации, капиталистической

эксплуатации или империалистической эксплуатации, колониалистской

эксплуатации или неоколониалистской эксплуатации,

а во многих странах сохраняется даже феодальная эксплуатация.

И перед нашим поколением стоит задача, двойная задача:

продолжать борьбу за укрепление социализма, за совершенствование

социалистических институтов, оказывать поддержку остальному

миру, борющемуся за окончательное освобождение, оказывать

поддержку остальному миру, еще живущему в условиях эксплуатации.

Это —великая задача, это —великий вызов нашей эпохе. Человечество

еще переживает порой тягостные, тяжелые, ужасные,

несправедливые моменты, подобные тем, на которые мы указывали

выше в связи с империалистической агрессией против народа

Вьетнама.

Мы живем в эпоху, когда долг революционеров, долг мыслителей,

долг интеллигентов, вне всякого сомнения,—еще глубже

изучать принципы марксизма-ленинизма, еще глубже изучать законы

истории и еще больше укреплять убежденность революционеров,

рабочих, крестьян, эксплуатируемых. Долг революционеров

и интеллигентов: руководствуясь своими идеями, быть в первых

рядах борьбы. И здесь не может быть никаких колебаний.

Пока еще империализм продолжает существовать, пока еще

он обладает мощными экономическими ресурсами, и хотя соотношение

сил меняется и будет меняться все больше, борьба будет

еще долгой, и особенно в области идеологии; и в этой области мы

должны умножать свои усилия, должны дать империализму бой и

нанести ему поражение.

Сегодня, когда вы оказали нам столь высокую честь, когда вы

напомнили нашу историю, мы тоже хотим вновь высказать здесь

нашу абсолютную убежденность в том, что человечество будет

идти вперед и в противоположность эгоизму, индивидуализму,

шовинизму идеи социализма, идеи коммунизма, идеи, в основе

которых лежит солидарность между людьми и солидарность между

народами, будут распространяться и одержат победу.

Предыдущие поколения решали великие и исторические задачи,

но и нынешнему поколению молодежи, нынешнему поколению

революционеров предстоит осуществить великие задачи, великие

цели и предстоит великая борьба, которую оно должно развернуть

в области идеологии, в области революционной мысли, в

области революционной практики.

Мы, кубинские революционеры, представители кубинского народа,

которым вы оказываете исключительные почести, можем

сказать вам, что наш народ будет и впредь вносить свой скромный

вклад, будет и впредь отдавать всю свою энергию борьбе против

империализма; в тесном единстве с социалистическим лагерем, в

единстве с СССР, с освободительным движением, с народом Вьетнама

мы будем неустанно бороться, чтобы выполнить свой революционный

и интернациональный долг.

И мы подтверждаем здесь наши чувства симпатии к народу

Чехословакии, к ее партии, к их усилиям, направленным на преодоление

трудностей, на укрепление социализма в стране и на

упрочение авторитета Чехословацкой Социалистической Республики,

продемонстрировавшей перед всем миром, что это революционная

страна, боевая страна, героическая страна. И одновременно мы

выражаем вам нашу солидарность, нашу полную поддержку и наши

самые искренние пожелания успехов. Чехословацкие братья

могут рассчитывать на революционный народ Кубы.

К ас тр о Ф Будущее принадлежит

интернационализму. Материалы поездки

в страны Африки и социалистические

страны Европы. 3 мая — 5 июля 1972 года. М., 1973, с. 285— 293.

Date: 2015-09-05; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию