Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фитоферомоны





 

Интересная общность животного и растительного мира обнаруживается на примере деликатесных грибов трюфелей. Плодовые тела этих очень дорогих грибов не выступают над землей. Чтобы найти их в буковом или дубовом лесу, надо следить за поведением животных. Над местом, где растут трюфели, вьются так называемые трюфельные мухи. Их привлекают химические вещества, выделяемые грибами. Другими словами, трюфели имеют специфический запах. Он настолько силен, что у поваров, обрабатывающих свежие грибы, начинает болеть голова. Для поиска трюфелей иногда используют специально обученных собак, но эффективнее всего этим занимаются свиньи. Дело в том, что одним из компонентов запаха трюфелей является 5-альфа-андростенол, который служит и компонентом феромонов хряка. Какие функции выполняет этот стероид в организме трюфеля, неизвестно. Также неясно, увеличится ли привлекательность других, обычных грибов, если их обработать мужскими феромонами.

 

 

Заключение

 

Я набрался храбрости и ночью прекратил течение событий.

Михаил Булгаков

 

Книга о поведении и роли гормонов в организации этой жизненно важной функции завершена. Но далеко не исчерпана сама тема!

В последние десятилетия интересы подавляющего большинства исследователей поведения, да и биологов вообще, сосредоточены на молекулярных механизмах жизни. Это важнейшее направление в биологии и в науке о поведении. Получено огромное количество интереснейших и практически важных экспериментальных данных. Единственное, что смущает, это то, что, разглядывая отдельные деревья и изучая отдельные листья на некоторых из них, мы подчас теряем из виду общую картину леса. Взглянуть на поведение в целом, обратить внимание не на молекулярно-клеточные, а на системные механизмы поведения – такую задачу ставил перед собой автор.

Безусловно, многие аспекты поведения, например проблема памяти, оказались не затронуты, а другие, такие как проблема индивидуальных различий или соотношения врожденного и приобретенного, раскрыты лишь частично. Такая неполнота описания поведения связана с несколькими причинами. Во-первых, ограничиваясь влиянием на поведение гуморальных факторов, прежде всего гормонов, я вполне сознательно ограничил круг тем, входящих в колоссальный перечень наук о поведении. О памяти не написано почти ничего, потому что ее «молекула» так и не была найдена, несмотря на колоссальные усилия больших научных коллективов. Во-вторых, я старался писать о том, что знаю не только из научной литературы, но и в результате собственных исследований. Даже скрупулезнейшее изучение темы только по литературным источникам не даст представления о каком-то разделе науки, пока его не «потрогаешь» собственными руками.

В некоторые области я не углублялся потому, что книга все-таки научно-популярная. Иначе говоря, ориентирована она на читателя, не имеющего значительного навыка восприятия научного текста. Здесь, хотя и несколько запоздало, я должен попросить специалистов быть снисходительными к определенным неточностям и огрублениям. Многочисленные упрощения, которые могут быть предметом критики, сделаны сознательно, на основании моего преподавательского опыта. Например, глюкоза попадает в ЦНС не в чистом виде, а в виде фосфата (и это не единственная ее транспортируемая форма), но я не упоминал об этом. ГЛЮ – и все! Дело в том, что студенты, особенно младших курсов, не имеют еще достаточных навыков восприятия научной информации, они с трудом отделяют частное от общего, а второстепенное – от главного. Например, читая лекции первокурсникам, нельзя демонстрировать графики, на которых показаны не только точки, обозначающие среднее арифметическое значение, но и «шпалы» среднеквадратичного отклонения. Это вызывает серьезную умственную перегрузку аудитории, что проявляется в ропоте и тяжелых вздохах. Или, например, однажды во время лекции, когда я сказал о маскулинизации женщин-алкоголичек, у меня спросили: «Разве у взрослого человека растут кости?». Растерявшись от такого «детского» вопроса, я начал рассказывать о камбиальной ткани, расположенной в трубчатых костях между эпифизами и диафизом. Но эти объяснения совершенно не убеждали спрашивавшего – судя по его лицу. По счастью, я догадался выложить такой аргумент: «Сломанные кости ведь срастаются!» Таким образом, доброжелательные критики должны учитывать научно-популярный характер текста. Ну, а недоброжелательных это не остановит.

Все-таки я надеюсь, что главную мысль книги оценят читатели. Она заключается в том, что наше поведение описывается прежде всего теми же законами, что и поведение всех других животных (человек же относится к отряду приматов, класса млекопитающих). Что в основе нашего поведения лежат сложные взаимодействия нейронных сетей с гуморальными факторами. И, наконец, что нервно-гуморальные механизмы работают в тесном взаимодействии с той не вполне определенной сферой, которую принято называть психикой.

В заключение автор напоминает читателям, что их отзывы о прочитанном будут ему весьма интересны и полезны.

ВСЕМ СПАСИБО!

 

Рекомендуемая литература

 







Date: 2015-09-05; view: 382; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию