Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сектантство





Одной из самых старых сект было хлыстовство или ересь людей Божиих. Появление ее относят к 1645 году. Основателем называют ко­стромича Данилу Филиппова, первого хлыстовского “Саваофа.” Назва­ние она получила или от одного из их обрядов, при совершении которого члены секты хлещут себя жгутами и прутьями, или от искаженного назва­ния “христовщина” (секта управляется “христами”).

Сектанты получали “вдохновение” плясками: вертелись, прыгали, махали руками, иные били себя палками. Хулили Евхаристию и тайну бра­ка: вместо причастия раздавали свой хлеб, а по ночам предавались раз­врату.

По решению Верховного Совета 116 сектантов были наказаны кну­том и разосланы в разные места Сибири. Наиболее активные распростра­нители — “пророчица и богородица Агафья Карпова,” “пророки” Феодор Муратин и Тимофей Струков — были казнены. Но секта продолжала су­ществовать. Не помогли и строгие меры, принятые в 1745-1752 годах. Ересь успела распространиться по внутренним губерниям, Волге, Дону, на Кавказе и в Сибири.

Из хлыстовства вышла секта скопцов. Оставив у себя почти все хлы­стовское учение и обрядность, они до крайности расширили учение об умерщвлении плоти, требуя от всех оскопления. Основателем этой секты был орловский крестьянин Кондратий Се­ливанов, возмущенный хлыстовским развратом. В середине XVIII века он объявил себя сыном божиим “искупителем” (оскопителем), пришедшим спасти род человеческий от “лепости” (сладострастия), крестить “огнен­ным крещением” и “сокрушать душепагубного змия” (т. е. оскоплять).

Самым исступленным помощником Селиванова был Александр Ши­лов. Их гнездом было село Сосновка в Тамбовской губернии. В короткий срок они оскопили здесь 200 человек. Селиванов, наказанный плетьми (1778), был сослан на Камчатку, Шилов с несколькими сектантами — в Рижскую крепость. Из Тамбовской и Рязанской губерний учение скопцов распространилось повсюду.

Особенно вредной сектой были духоборцы. Основателем ее считает­ся некий бродяга, выдававший себя в Харьковской губернии за прусского унтер-офицера. Позднее Силуан Колесников завел такую же секту в Екатеринославской губернии. Сыновья его, Кирилл и Петр, продолжали дело отца. Более других содействовал распространению секты беглый гварде­ец Капустин. В Тамбовской губернии богатый торговец шерстью Побирохин объявил себя “сыном божиим,” избрал 12 “апостолов,” названных им “архангелами,” и 12 “смертоносных ангелов,” преследовавших тех, кто покидал секту. Архиеп. Филарет называет эту секту “душителями.” Побирохин с детьми был сослан на поселение в Сибирь. В южных гу­берниях секта имела сильное распространение, даже поднимала бунты против правительства (1799 в Малороссии, например).

Архиеп. Филарет считает, что духоборство есть “чистое антихристи­анство, прикрывающее себя именем христианства.” Оно распространи­лось в Тамбовской, Харьковской и Екатеринославской губерниях, затем перешло на Волгу, на Дон и Сибирь.

До царствования Александра I духоборцев преследовали, отдавали в солдаты, ссылали в Колу и в Сибирь.

Из духоборства выделилась новая секта — молокан. Основателем ее был Семен Уклеин, крестьянин из Тамбовской губернии. Он был женат на дочери Побирохина, усвоил духоборческое учение. Через пять лет он разошелся с ней и основал новую секту. Окруженный 70 учениками, кото­рых он избрал из своих слушателей, он торжественно, с пением псалмов, вошел в Тамбов, думая открыто проповедовать свое учение. Полиция заключила его в тюрьму. После притворного раскаяния его выпустили, но он продолжал проповедовать свое учение, приобрел последователей в Саратовской, Астраханской, Воронежской и Екатеринославской губерниях. Молокане отвергают равенство лиц Святой Троицы и истинность Тела Христова, считая его рождение, страдания, смерть и воскресение мнимыми.

Молокане вскоре стали распадаться на новые толки. Признание обя­зательности ветхозаветных предписаний послужило основой для выде­ления из них сект субботников и жидовствующих. Правительство относи­ло молоканство к числу вредных сект. Распространено оно было в Там­бовской, Саратовской, Владимирской, Самарской, Екатеринославской гу­берниях и на Кавказе.

В царствование Александра I секта хлыстов действовала свободно. К ней примкнуло много лиц даже из образованных кругов, составивших “корабль” вокруг Е. Татариновой (урож. Буксгевен). На ее радениях быва­ли главные деятели Библейского общества, включая князя А. Голицына. Деятельность Татариновой, начавшаяся в 1817 году, продолжалась 12 лет. В 1829 году она была сослана в Кашинский Сретенский монастырь под надзор. В 1837 году была закрыта и основанная ею около московской заставы хлыстовская колония. Сектантов разослали по монастырям.

Основатель секты скопцов Кондратий Селиванов при Александре I был выпущен из сумасшедшего дома и совершенно спокойно жил в Петер­бурге. Время с 1801 года скопцы называли “счастливым временем.” К скопцам тоже примкнули несколько лиц из благородного общества. В 1819 году стало известно, что скопчество начало проникать в армию. Селиванов подвергся увещаниям и был сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Но скопчество продолжало свою деятельность. К 1832 году уже не было губернии, где не было бы скопческих сект. Николай I приказал принять строгие меры против этой изуверской секты. Она была признана самой опасной. Скопцы переселялись в Турцию, Румынию.

В 1801 году было возвращено на родину много духоборов, сосланных в свое время в Сибирь. Вожаком их по прежнему оставался Савелий Капу­стин.

Он организовал упорядоченный быт духоборческой общины. При нем состоялось переселение духоборцев на т. н. “Молочные воды” — незасе­ленную местность мелитопольского уезда Таврической губернии. Туда с 1820 года они были переселяемы и правительством с целью прекратить их совместное жительство с православными. При этом им давалась на подъем ссуда из казны, льгота от податей на 5 лет и земельный надел по 15 десятин на душу.

В царствование Николая I секта была объявлена вредной. Усилены взыскания за ее распространение. Переселение на Молочные воды, где уже в 1808 году было девять деревень, было прекращено. Духоборцев на­чали выселять в пограничную линию на Кавказ. В 1839 году туда же пере­вели их и из Молочных вод.

В Закавказье ими управлял Петр Калмыков, затем его жена Лукерья. Позднее из духоборчества выделилась партия т. н. постников во главе с Петром Веригиным, усвоившим некоторые воззрения Льва Толстого. В 1898 году постники переселились в Канаду. Остальные духоборцы, в том числе и сибирские, вскоре переселились в Соединенные Штаты Америки.

У молокан в 1835 году появилось учение о близком наступлении цар­ства Христова в Новом Иерусалиме, где-то близ Арарата. Мелитополь­ский молоканин Терентий Беловзоров в 1833 году провозгласил себя про­роком Илией и объявил, что в известный день вознесется на небо. Когда этого, естественно, не случилось, сами молокане отдали его в руки поли­ции. Другой “пророк” убеждал их переселяться на Кавказ, где начнется тысячелетнее царство. Были и другие подобные “пророки” и предложе­ния.

Упомянутые секты пользовались в своей среде различными мистико-протестантскими учениями, которых достаточно было на юге России сре­ди западных колонистов.

Во второй половине XIX столетия по всей Малороссии быстро стала распространяться новая секта штундистов (штунде — час). Благодаря крестьянину М. Ратушному, усвоившему свои воззрения от немцев, секта к 1870 году распространилась в Херсонской и Киевской губерниях. В 80-х годах она была распространена по всему югу России, затем появилась в Калужской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Са­ратовской, Тамбовской, Рязанской, Смоленской губерниях и в самой Мо­скве.

Штундисты отрицают таинства, обряды, посты, православную иерар­хию. Пользуются только Писанием, предоставляя право каждому толко­вать его на свое усмотрение.

В 1894 году правительство объявило секту вредной с запрещением ее общественных собраний.

Проникли в Россию и баптисты, протестантская секта, образовавша­яся в 1633 году в Англии и в 1639 году в Америке. До создания “Проповед­нического союза” (сер. XVIII в.) баптизм развивался слабо. Союз этот по­ставил себе задачей распространение христианства вообще без догматов и обрядов.

В 1814 году в Соединенных Штатах был образован “Баптистский союз,” который к концу XIX века содержал 35.000 миссионеров. В Россию он проник из Гамбурга.

Баптисты подготовили в России почву для иудействующей секты ад­вентистов седьмого дня. В 1901 году в России было 137 общин с 13 пропо­ведниками.

Были в России и ирвингиане — основатель этой секты англичанин Э. Ирвинг (30-е годы XIX), меннониты — протестантская секта, основанная католическим священником С. Менноном, преобразовавшим секту ана­баптистов, небольшие секты местного происхождения.

В 1874 году появилась еще секта пашковцев, во главе которой стоял полковник В. Пашков, из богатой дворянской семьи. Он проповедовал протестантско-мистическое учение некоего английского лорда Редстока, бывшего в 1874 году в Петербурге.

В июле 1908 года на Всероссийском Миссионерском Съезде в Киеве было установлено, что из всех многочисленных сект на территории Рос­сии самой воинственной, сильной своей организацией и духом прозелитиз­ма можно считать секту штундистов, которая со времени объявления ре­лигиозной свободы в 1905 году стала распространяться по всему государ­ству.

В 1907 году все так называемое евангельское движение в России на конференции в Петербурге объединилось во Всероссийский Евангельский Союз. Во главе другого движения штундизма, слившегося с пашковцами, стал просто Евангельский Союз. Усилилась деятельность и адвентистов.

Миссионерский Съезд обсуждал и вопрос о борьбе с поднимавшим голову атеизмом и социализмом, как мировоззрением атеистичным и ма­териалистичным. По предложению архиеп. Антония (Храповицкого) с на­чала 1910 года в курс преподаваемого в семинариях нравственного богос­ловия был введен особый раздел: разбора и опровержения социализма.

Вопрос о борьбе с сектантством обсуждался в на Сибирском обще­миссионерском Съезде в Иркутске (1910). Еще в 1842 году по запросу Министерства внутренних дел обер-про­курор гр. Протасов дал классификацию всех сект по группам.

1. Вреднейшие секты:

а) иудействующие, совершенно отпадающие от христианства,

б) молокане, секта разрушительная, как и

в) духоборы,

г) хлыстовщина и

д) скопцы, обе богохульные,

е) беспоповщинские секты, которые отвергают брак и молитву за царя: они пишут и произносят жестокие хулы на Церковь, таин­ства и всякую власть нынешнего времени почитают антихристо­вой.

2. Секты вредные:

а) те из беспоповцев, которые принимают брак и не отказываются молиться за царя (по этим качествам только они могли бы счи­таться менее вредными, но так как они отвергают священство и таинство евхаристии, то они решительно вредны),

3. Менее вредные:

а) поповщина (строго говоря, это не секта, не ересь, а раскол; она сохраняет в себе много церковного и оставляет более надежды на возвращение в Церковь.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию