Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как найти исцеление в кошмарах на тему суждения





 

Кошмары – самые яркие сны, подвигающие нас на изменения, поэтому мы обязаны знать, как продуктивнее всего с ними работать. Мы совершаем свое Путешествие в сердце своем, поэтому знания и обучение немного нам дадут. Но знание о том, как преобразовать страхи, действительно помогает от них избавиться.

Кошмары на тему суждения часто особенно потрясают, так как включают опыт погони или нападения. Но не позволяйте страху или отвращению помешать вам усвоить урок сочувствия, который предлагают такие сны. В грязи всегда, без исключения, есть жемчужина.

Это значит, что мужчина, который преследует вас в повторяющемся кошмаре, просит вашего внимания и хочет что-то предложить – некий опыт – настолько важный, что он просто от вас не отстанет.

 

Как вы уже знаете, центральный принцип осознанного сновидения – восприятие каждого наставника – не важно, насколько он пугает или отталкивает наше эго, – как носителя целительного дара.

 

Поэтому если наставник кажется вам слишком страшным или отталкивающим, спросите себя: «Если бы мне нужно было сказать под страхом смерти, что хорошего в этом страшном, отвратительном персонаже, что бы это было?» Или: «Чем замечателен опыт проживания жизни этого персонажа?»

Например, мой друг Сэм чувствовал, что задыхается под гнетом многочисленных правил, установленных его авторитарным отцом. Ему вновь и вновь снился кошмар, в котором за ним гонялся психопат и, как был уверен Сэм, хотел его убить. Сначала Сэм был слишком напуган видом своего наставника, чтобы попытаться посмотреть на мир его глазами. Поэтому он спросил себя, что хорошего может быть в жизни психопата (условно говоря). Ответ нашелся быстро: «Он делает все, что захочет». Ага! Преследовавший его наставник воплощал опыт свободы поступать так, как хочешь. Эта идея, казалось бы, прекрасно вписывается в контекст его отношений с отцом. Однако каким бы глубоким ни было прозрение само по себе, оно не могло сравниться с настоящим, полнокровным опытом.

Для того, чтобы углубить целительный опыт, предложенный наставником, Сэм использовал юнгианский метод активного воображения (см. указания по этой и подобным техникам в конце второй главы). Сначала он представил себя в теле наставника. Он дал ему слово, записав в своем дневнике вопрос: «Почему ты ко мне так относишься?» (Еще лучше было бы спросить: «Чему ты можешь меня научить?» Такая формулировка не содержит суждения.) Записав вопрос, он дал себе установку не оценивать и никак не редактировать то, что услышит.

Сэм закрыл глаза, сделал глубокий вдох и стал постепенно погружаться в опыт слияния и перемещения в тело наставника, и услышал, как тот сказал: «Наслаждайся жизнью и радуйся ей сейчас. Не теряй время в темнице с твоим отцом».

Услышав эти слова и ощутив энергию сопереживания своего наставника, Сэм почувствовал, как новый поток живительной энергии проходит сквозь его тело – энергии, которая была ему необходима для того, чтобы выбраться из-под гнета удушавших правил, управлявших каждым его поступком, и сделать то, что он хотел. Одно дело – думать, что свобода прекрасна, и совсем другое – ощутить ее! Конечно, его эго воспринимало свободу – и справедливо – как смертельную угрозу своим стратегиям и правилам. Так наши самые страшные наставники превращаются в ангелов.

Кто-то считает эти образы только метафорой, другие же думают, что наставник воплощает наши воспоминания. В данном случае это воспоминание об освобождении. Возвратиться в то время, которое подразумевается в вашем сне, когда жизнь ощущалась полнее, очень полезно. Например, если психопату в вашем сне двадцать лет, скорее всего, в двадцать лет вы в последний раз чувствовали себя настолько свободным. Либо это было двадцать лет назад. В любом случае вспомните себя в том возрасте и позвольте себе пережить тот опыт снова.

Занимаясь осознанным сновидением, важно не «воскрешать прежний опыт», а позволить себе быть своим наставником и заново пережить опыт того времени. Во снах на тему суждения, несмотря на свой пугающий облик, наставник всегда исполнен сочувствия к вам.

Большинство из нас знакомы с иглоукалыванием и знают, что это метод исцеления путем восстановления потока жизненной энергии ци. Осознанное сновидение имеет эффект, подобный иглоукалыванию или шаманским целительным практикам. Шаманы рассматривают отсутствие жизненной энергии как «потерю души» и, применяя свои умения, возвращают ее на место. Мы делаем то же самое, когда смотрим на мир глазами своих наставников из снов на тему суждения и переживаем опыт через их восприятие. Так мы из первых рук получаем сочувствие к самым глубоким душевным ранам.

Можно выделить два типа кошмаров на тему суждения: сны-погони и сны-нападения. Разберем сначала сны-погони.

 

Сны-погони

Вспомните сейчас своего страшного наставника и подумайте, как этот человек или животное мог бы изменить вашу жизнь к лучшему, если бы вы переняли его восприятие или энергию (условно говоря).

 

На этапе Призвания солнечное сознание усиливает страх и ужас пропорционально многочисленным возможностям, которые проявляются в его ярком свете (см. характеристики солнечного и лунного сознаний во втором разделе). Действительно, мне пришлось выслушать множество рассказов о кошмарах на тему суждения, когда рассказчик фокусировал внимание на очевидной, воспринятой солнечным сознанием угрозе. В этих снах солнечное сознание не дает различить те мощные целительные образы, которые появляются после угрозы в самом конце сна.

В качестве характерного примера приведу мой разговор с женщиной из группы по изучению сновидений о ее кошмаре. Во сне ее преследовала женщина, похожая на ведьму, и, как была уверена моя собеседница, хотела убить. «Все, что я помню, – сказала Анна, – это то, что я проснулась с колотящимся сердцем и ужасным чувством слабости».

Я спросил ее, какой последний образ она помнит. Я задаю этот вопрос при разборе всех снов, но при разборе кошмаров он особенно важен, потому что из-за страха мы часто не замечаем последний кадр. Ирония заключается в том, что последний образ в кошмарах, и, прежде всего, в кошмарах на тему суждения, содержит точное указание на лекарство, в котором мы нуждаемся в этот период нашей жизни. «Так, – сказала она, – я вбегаю на чердак и просыпаюсь». Я спросил Анну, напугал ли ее чердак.

«Нет, – сказала она, – это был чердак, на котором я играла в детстве. Я провела там одни из лучших минут в своей жизни. Я могла забраться туда и полностью расслабиться, я играла и придумывала, и никто надо мной не смеялся».

Аксиома осознанного сновидения – то, что наши наставники, действующие во снах на тему суждения, гонят или направляют нас к тому, в чем мы больше всего нуждаемся. Я спросил Анну, что ей больше всего нужно в жизни сейчас.

«Последние два или три года, – сказала она, – я только и делаю, что работаю. Я даже не могу расслабиться. Поэтому да, развлечься и снова вернуться к тем занятиям, которые приносили мне столько радости, было бы чудесно. Образ моего чердака напомнил мне обо всем этом, и теперь я понимаю, почему ведьма загнала меня туда. Думаю, она бы оставалась ведьмой до тех пор, пока не почувствовала, что живет!»

Затем Анна добавила: «Но я боюсь расслабиться. Я боюсь слишком увлечься – ну, знаете, заиграться, и тогда все выйдет из-под контроля, и, может быть, меня уволят, и я не смогу себя прокормить». Это часто происходит во время работы с кошмарами, потому что они не только подсказывают нам, в каком лекарстве мы нуждаемся (в случае Анны это была игра и творчество), но также вызывают к жизни страх, который мы испытываем по поводу изменений («Может быть, меня уволят»). Если подумать, зачем еще нужно нас запугивать и гнать к тому, в чем мы больше всего нуждаемся?

Вспомните свой сон, в котором вы убегаете от кого-то и оказываетесь в известном вам или неизвестном месте. Спросите себя, каким образом опыт пребывания в этом месте может быть вам полезен.

 

Сны-нападения

Мы только что разобрали один тип снов на тему суждения, сны-погони. Второй, чрезвычайно распространенный мотив таких снов – нападение. Оно может принять любую форму, и часто это нарушение границ вашего личного пространства. Часто нападающий не проявляет прямой агрессии. Мы воспринимаем его появление как нападение, потому что он переступает порог нашего дома или другого личного пространства.

Например, несколько лет назад мой друг Билл, спокойный, неторопливый человек, владелец небольшого бизнеса, задумал провести реорганизацию, ужесточить правила для сотрудников и более традиционно вести дела.

«А может быть, – сказал он мне, – я не буду этого делать, все-таки это не мое. Слишком много суеты, на мой вкус».

На следующий день он позвонил мне и рассказал кошмар, приснившийся ему в ту ночь. Сон был достаточно простой.

 

Я сижу в гостиной и слышу шум у входной двери. Я встаю, чтобы посмотреть, кто там, но вижу, что мужчина уже в доме. Только я его увидел, сразу понял, что добра от него не жди, и что он собирается меня ударить. Тут я понимаю, что не могу двинуться с места – как, знаешь, бывает в кошмарах?! Я пытаюсь крикнуть ему, чтоб убирался, но не могу произнести ни звука. Я в ужасе просыпаюсь.

 

Сны на тему нападения, как и все кошмары, пугают нас, так как включают угрозу нашей жизни. Проблема, однако, как вы уже знаете, состоит в том, что мы путаем наше эго с высшим «Я» – роль, исполняемую в дневной жизни с нашим подлинным существом. «Маска, которую какое-то время не снимают, – говорит автор Маргерит Юрсенар, – пристает к лицу».

Но что создает у нас ощущение такой смертельной опасности? Нечто новое, требующее осознания и воспринимаемое нашим эго как чуждое – как сказал Билл, «не мое». Во сне Билла это новое даже не стало дожидаться приглашения войти. Оно уже здесь и происходит сейчас. Я попросил Билла описать мужчину из сна.

– О, это забавно, – сказал он, – парень был в костюме от «Армани». Вообще одет был с иголочки.

– А если бы ты надел такой костюм, как бы ты описал этот опыт?

– Ха! Да я был бы законченным бизнесменом! – сказал он. – Это ужасно! Я говорил тебе, что я не хочу быть таким.

Как вы уже знаете, нужно помнить, что все персонажи в снах – наши наставники, и все они предлагают нам в дар целительный опыт. Помня о неприязни Билла к «дельцам», я спросил его:

– Если бы тебе нужно было сказать что-нибудь в защиту этого костюма от Армани, просто представь, что бы ты сказал?

Он немного помолчал.

– Ну, вообще надеть его приятно. Я удивлен. Я чувствую себя очень уверенно – нет, даже больше того – я чувствую себя компетентным. Думаю, это чувство может привести к большему уважению к себе.

Тут Билл понял, что сон не советовал ему обновить гардероб, и его наставник в «Армани» не был символом. Скорее это был образ опыта, пережитого Биллом во сне, – столь нужного ему опыта самоуважения и компетентности, который эго оценило как требующий «слишком много суеты». Хотя некоторые бизнесмены действительно неприятные люди, все, что нужно было Биллу, – это уверенность, компетентность и самоуважение. И для того, чтобы их обрести, ему нужно было с сочувствием отнестись к страданию, созданному ограниченным восприятием эго.

Обратите внимание, что сны не требуют от нас «заново изобретать велосипед». Биллу не нужно было придумывать, как почувствовать большую уверенность. Ему нужно было только поступить вопреки правилам, установленным эго, окунуться в опыт, вызванный обликом наставника, и впустить его в сознание, испытывая не страх, а благодарность за его целительный дар сочувствия.

Напоследок вспомните, что, когда наставник вошел в его дом, Билл хотел заставить его уйти криком, но «не мог произнести ни звука». Это очень распространенный опыт, знакомый многим из нас. Как вы знаете из шестой главы, когда мы пытаемся сделать что-нибудь во сне, и нам это не удается, это значит, что стремление контролировать ситуацию не в наших высших интересах. Обсуждение сна Билла прояснило это положение.

Однако беспомощность и неудовлетворенность Билла, его неспособность контролировать, потеря голоса и обездвиженность – не определяющий опыт в этом сне. Определяющий опыт – то, что он счел нападением, и ожидание, что нападающий причинит ему боль. «Только я его увидел, сразу понял, что добра от него не жди, и что он собирается меня ударить». В снах на тему суждения всегда есть ожидание чего-то нехорошего, и этого нет в снах на тему контроля.

В снах на тему контроля в фокусе – наше чувство неудовлетворенности и понимание бесполезности наших действий по достижению желаемого, а в снах на тему суждения в фокусе – ожидание зла, от которого мы не сможем себя защитить. В случае Билла он сначала видит человека, воплощающего для него чуждую энергию уверенности и компетентности – силу, которую он воспринимает как что-то плохое – угрозу его самоидентификации как спокойного, простого, милого парня. Это предположение об угрозе объясняет попытку Билла выгнать вошедшего из дома. Если бы в его дом вошел кто-нибудь, похожий на него, Билл не стал бы его выгонять. То, что он не может выгнать вошедшего и не способен контролировать ситуацию – еще одна подсказка, что несмотря на сопротивление, все происходящее во сне служит его высшим интересам.

Для того, чтобы определить, какому уроку ясного сознания вас учит наставник, определите главную эмоцию или настроение сна. Разберем еще один сон на тему нападения, приснившийся моему клиенту Чарльзу, интеллектуалу и преподавателю колледжа, слишком полагавшемуся на свой интеллект как на источник самоуважения и изнемогавшему под гнетом обязательств, возложенных им на себя. Ему приснился сон.

 

Я в кампусе, только что вышел из класса и несу все свои книги и бумаги. Вдруг откуда-то появляется огромный, похожий на иностранца мужчина, хватает меня, бросает на землю и пригибает к зеленой траве. Я вижу, что половина моих книг и бумаг пропали. Я напуган и расстроен.

 

Когда я спросил Чарльза, какой последний образ он помнит и какое значение у него есть для него, он сказал: «Это просто. Я увидел зеленую траву, на которой лежал. Это напомнило мне о детстве, когда я мог лежать летом на траве, смотреть на облака и просто отдыхать, не думая о сроках и обязанностях».

В этот момент Чарльз осознал, что его наставник схватил его не со злыми намерениями, но чтобы он мог получить необходимое ему лекарство – полежать на зеленой траве из своего детства. Но для того, чтобы этот опыт состоялся, ему нужно было освободить для него пространство, избавившись, образно выражаясь, от половины своих книг и бумаг.

 

Date: 2015-09-05; view: 245; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию