Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примеры просветлённого настроя
Каждому, кто стремится развить в себе сострадание, нужны примеры для подражания. Это верно и для буддийской традиции. Я хотел бы рассказать вам о смелых людях, которые дают клятву заботиться не только об избранных, но обо всех существах без исключения. Эта клятва распространяется не только на тех людей, которых человек встречает лично; таким образом он выражает решимость заботиться обо всех живых существах. Иными словами, такой человек из сострадания к другим клянётся прийти к пробуждению. Такая решимость требует большой смелости. Подобного человека зовут «бодхисаттва», а его устремление называется «бодхичитта», что означает «просветлённое устремление». Бодхисаттва твёрдо намерен победить эгоистичные эмоции и довести до совершенства свои просветлённые качества. Бодхисаттва бесстрашен, его не пугает ни число существ, ни число эонов, которое может потребоваться на их освобождение, ни то, насколько трудным это может оказаться. Хороший пример истинной смелости, правда? Зародив в себе ясную решимость, такой человек начинает действовать, опираясь на неё. Такие действия называются «активностью бодхисаттвы». Бодхисаттва обладает всеобъемлющими добротой и состраданием. Может показаться, что этого трудно достичь, но на самом деле любой человек способен развить два благородных качества – любящую доброту и сострадание. Для этого понадобится потрудиться, но это вполне достижимо. Укрепиться в любви и сострадании можно, если мы будем постепенно распространять своё сострадание на всё большее число существ до тех пор, пока никто не останется без внимания. Наша цель – взрастить в себе сострадание без капли предубеждения или пристрастия. Достичь этого вполне реально. Мы можем пробудить нашу собственную бодхичитту и упражняться в развитии чистого настроя бодхисаттвы. Путь обучения бодхисаттвы основан на развитии шести основных добродетелей. Первая добродетель – это щедрость. Что означает щедрость в контексте прикладной медицины? Это готовность обеспечивать пациента всем необходимым, причём не только лекарствами и лечением. Врач оказывает больному человеку любую поддержку, которая потребуется, чтобы облегчить его состояние. При этом в своём сердце мы ощущаем желание сделать всё, что потребуется, и выражаем его в своём поведении и речи. Это щедрый способ вести себя не поверхностно, но честно и искренне. Именно это для врача значит быть щедрым. Вторая добродетель – это чистая этика. Что это может значить во врачебной практике? Здесь мы говорим о развитии в высшей степени сознательного настроя, который позволит правильно относиться к пациентам. Этическая чистота означает развитие интуитивной способности быстро принимать верное решение и делать то, что требуется. Это означает, что мы не откладываем выполнение дела на потом из‑за лени или усталости. Когда вы взрастите в себе искреннюю заботу о других, то сразу почувствуете, как усиливается желание им помогать. В таком контексте быть этичным означает быть осознанным и стремиться избегать небрежности и чувства разочарования. Третья добродетель бодхисаттвы – это терпимость. Терпение врачу просто необходимо, поскольку пациенты иногда раздражаются. Им может показаться, что их лечат недостаточно быстро, особенно если недуг или лечение особенно неприятны или болезненны. Такие пациенты возлагают на врача все свои надежды, и им начинает казаться, что врач неспособен облегчить их состояние так быстро, как им этого хотелось бы. Они думают, что больше не способны это выносить, и могут начать возмущаться. У некоторых пациентов это проявляется не только в эмоциях, но и в физической агрессии. Они могут внезапно напасть на врача или медсестру, или осыпать их бранью. В такие моменты можно услышать от пациентов действительно ужасные вещи, но вряд ли они имеют хоть какой‑то смысл. Это просто значит, что пациенты себя не контролируют. Пациент может стать настолько агрессивным и раздражающим, что вы перестанете понимать, что, собственно, вас здесь держит. Вы начинаете думать: «Я старался изо всех сил, но от этого человека благодарности не дождёшься. Я сдаюсь. Пусть им займётся кто‑нибудь другой». В этот момент ваше терпение лопается. Но совсем не обязательно доводить до этого. Достаточно понять, что происходящее не связано с вами лично. Поведение пациента вызвано отчаянием, не имеющим отношения к конкретному врачу или медсестре. Восприятие пациента искажено, и его отчаяние находит выражение в агрессии. Важно это понять, поскольку в противном случае вам захочется отправить пациента куда‑нибудь ещё – к другому врачу, в другое отделение или вообще в другую больницу. Вы готовы сделать всё, лишь бы вам не пришлось им заниматься. Вы думаете: «Я не хочу больше иметь дело с этим человеком. Он совершенно невыносим». Такие мысли не только указывают на недостаток терпения, они также демонстрируют отсутствие мудрости. Это значит, что вы не смогли взглянуть на происходящее глазами пациента. Я совсем не хочу сказать, что вам не следует направлять пациента к другому специалисту, когда это необходимо. В случае, если вы убеждены, что мнение другого врача или специализированный уход помогут, вашим решением руководит благая мотивация. Но если вы действуете под влиянием усталости, недовольства или гнева и просто не хотите больше ухаживать за этим конкретным человеком, ваша мотивация неблагая. Если вами руководит неблагая мотивация, это значит, что сначала исчезнут ваши терпение и сострадание, а затем уйдёт и пациент. Четвёртая добродетель – это усердие, готовность довести лечение до конца. Усердие может быть разным. Мы можем проявлять его нехотя, не из‑за желания помочь, но потому, что нам кажется: у нас нет выбора и это наша работа. Мы продолжаем действовать, смутно чувствуя: «Я обязан это сделать, так что я это сделаю». Но существует и альтернатива: усердие может быть наполнено радостью. Можно думать: «Я хочу, чтобы человек излечился», и действовать именно с таким настроем. Такое усердие называется радостным усердием. Радостное усердие проистекает из чистой мотивации – совершенного желания помогать. Чтобы её развить, стоит подумать о страдании, переживаемом пациентом: «Тот, кто страдает, испытывает боль. Когда я страдаю, мне очень больно. Если в этот момент кто‑то проявит заботу и поможет мне, я буду счастлив и благодарен. Сейчас пациент обращается ко мне, он страдает, он надеется на меня. Я сделаю всё возможное, чтобы ему помочь. Я выполню всё, что потребуется, и задействую для этого тело, речь и ум. Я использую все необходимые лекарства и медицинское оборудование. Я сверюсь с книгами, если потребуется; применю все свои навыки, с усердием и от чистого сердца». Такое усердие основано на радостном усилии. Важно понимать: если мы радуемся тому, что делаем, мы не устаём. Вы гораздо дольше сможете заниматься делом, которое приносит удовлетворение и радость. Врачевание действительно благое занятие – оно устраняет страдания. Вы можете предложить свою помощь и решить проблему, которая мучает пациента. Это чудесно. Поэтому стоит помнить о том, что мы можем испытывать удовольствие от лечения больных. Пятая и шестая добродетели обычно обсуждаются в контексте практики медитации, но это не означает, что мы не можем применять эти принципы во врачевании. Пятая добродетель – это развитие сосредоточенности. Здесь мы говорим о внимательности, которая не позволяет отвлекаться от того, что мы делаем. Это качество широко применимо в медицине. Если врачу нужно решать серьёзную проблему, не очень‑то разумно в этот момент думать о другом. Когда мы сосредоточены, то избегаем ошибок, допускаемых по небрежности. Чтобы стать хорошим врачом, нужно быть внимательным, осознанным и уметь сосредоточиваться на текущей ситуации. К примеру, если мы не проявляем должной внимательности и осознанности, то можем написать в медицинском заключении, что была повреждена правая нога, в то время как пострадала левая, либо по ошибке описать состояние пациента в чужой карточке. Таких примеров можно привести множество. Здесь нет злого умысла: ошибка становится результатом отвлечения в те моменты, когда нужно сохранять внимательность. Именно поэтому нам необходима пятая добродетель – сосредоточение.
Важно понимать: если мы радуемся тому, что делаем, мы не устаём. Вы гораздо дольше сможете заниматься делом, которое приносит удовлетворение и радость.
Шестая добродетель, на самом деле важнейшая из всех, – способность проявлять мудрость. Мудрость необходима для развития всех добродетелей. Нам необходимы мудрая щедрость, мудрая этика, мудрая терпимость, мудрое упорство и мудрое сосредоточение. В этом контексте мудрость указывает на пробуждённое качество – способность ясно видеть ситуацию. Эта мудрость основана на открытом восприятии явлений, не замутнённом предвзятостью. Одним из серьёзных препятствий к обретению мудрости может стать интеллектуальная или профессиональная гордость. Образованным людям, занимающим ответственное положение, – например профессорам, врачам или политикам, – полагается быть компетентными. Некоторые из них перед тем, как принять решение, прислушиваются к замечанию коллег – они спокойно относятся к обмену мнениями. В то время как другие люди, занимающие ответственные посты, неохотно слушают чужое мнение, потому что уверены в своей непогрешимости. Приняв решение, они уже не хотят ни с кем советоваться. Их поведение может быть связано с гордостью или чувством соперничества. В любом случае у подобных эмоциональных состояний может быть бессчётное множество причин. Но совсем не обязательно следовать этой склонности. Если мы замечаем в себе нечто подобное, стоит вместо того, чтобы следовать привычной схеме поведения, проявить бо́льшую открытость. Мы должны быть настроены найти лучшее решение, а не использовать только проверенные схемы.
Одним из серьёзных препятствий к обретению мудрости может стать интеллектуальная или профессиональная гордость.
Врачи начинают свой путь с обучения в мединституте – оно одинаково для всех. Однако со временем вы можете обнаружить, что ваш собственный опыт и приобретённые в результате медицинской практики знания сильно отличаются от опыта и знаний других врачей. Именно поэтому стоит обсуждать свои решения с коллегами. В результате может быть найдено решение проблемы, до сих пор казавшейся неразрешимой. Готовность врачей прислушиваться к мнению коллег может оказаться крайне полезной. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что «бодхичитта» означает просветлённый, или пробуждённый, настрой ума, опирающийся на искреннее желание помогать другим. Бодхичитта связана с естественным состоянием: когда мы покоимся в своём естественном состоянии, сострадание проявляется спонтанно, без каких‑либо концепций. Бодхичитта естественна в полноте своего присутствия, и ей не свойственны надуманные проявления. Прямое переживание естественного состояния называют «абсолютной», или «наивысшей», бодхичиттой. В свою очередь осознанное желание помочь другим называется «относительной» бодхичиттой. Взращивая относительную бодхичитту и упражняясь в ней, мы способны постичь состояние окончательной пробуждённости. Такова связь бодхичитты и естественного состояния. До тех пор пока мы не узнаем своё естественное состояние, наши доброта и сострадание будут относительными. Узнав естественное состояние, мы спонтанно проявляем доброту и переживаем абсолютную бодхичитту. Всё, что нам нужно, чтобы запустить этот процесс, – просветлённое устремление.
Date: 2015-09-05; view: 383; Нарушение авторских прав |