Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задачи по алгоритмическому программированию⇐ ПредыдущаяСтр 97 из 97
Кафедра информационных технологий
Утверждаю Проректор по УР
________ Осипов В.В.
“____” _______ 2001г.
СТАНДАРТ к дисциплине Информатика для студентов технологических специальностей 2701, 2703, 2704, 2705, 2707, 2708, 2710, 2712, 3511, 3117, 0135 1 с.ф.о. и 2 курса п..ф.о.
Москва 2001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и нормативные материалы по дисциплине ИНФОРМАТИКА для студентов технологических специальностей 2701, 2703, 2704, 2705, 2707, 2708, 2710, 2712, 3511, 3117, 0135, 3202 1 с.ф.о. и 2 п.ф.о. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика является естественнонаучной дисциплиной для всех технологических специальностей. Целью изучения является изложение фундаментальных понятий об информации, методах ее получения, хранения, обработки и передачи. В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов студенты в результате изучения курса “Информатика” должны: знать и уметь использовать: - базовые понятия информатики и вычислительной техники; - методы информатики; - принципы и работу технических и программных средств; иметь опыт: - использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения. ЧАСЫ ПО УЧЕБНОМУ ГРАФИКУ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Информация и информатика: 1.1. Данные, файлы и файловые структуры. 1.2. Методы классификации компьютеров. 1.3. Состав вычислительной системы; устройство персональных компьютеров; системы, расположенные на материнской плате; периферийные устройства. 2. Функции операционной системы (ОС), основные приложения ОС Microsoft Windows, Интернет-приложения: 2.1. Обеспечение интерфейса пользователя; автоматического запуска; организация файловой системы; обслуживание файловой структуры; управление установкой, исполнением и удалением приложений; обеспечение взаимодействия с аппаратным обеспечением; обслуживание компьютера; прочие функции. 2.2. Операционные системы персональных компьютеров DOS, Windows ’95/98/2000/…, Unix / Linux (интерфейс Windows и базовые команды DOS изучаются в дисциплине ККП). 2.3. Основные приложения (начинают изучаться изучаются в дисциплине ККП): Microsoft Word (глубокое изучение в ККП), Microsoft Excel (ознакомление в ККП), Microsoft Access (ознакомление в ККП). 2.4. Интерфейс Интернет-приложений, получение и создание информации в Интернет: Word Wide Web, Internet Explorer, Email, HTML. 3. Элементы теории сигналов, передача и прием сигналов: 3.1. Непрерывные сигналы и их представления, свойства сигналов; дискретные сигналы (теорема Котельникова). 3.2. Модуляция сигналов; детектирование и демодуляция сигналов; случайные сигналы и их характеристики; помехи и шумы (отношение сигнал/шум). 3.3. Структура канала передачи информации; электрические и оптические каналы (основные свойства и характеристики); понятие оптимального/квазиоптитмального приема сигналов (решающие правила); понятие корреляционного различения сигналов. 4. Элементы теории информации: 4.1. Энтропийные меры информации (по Хартли и Шеннону). 4.2. Дискретный канал передачи без помех, кодирование информации (первая теорема Шеннона). 4.3. Дискретный и непрерывный каналы передачи с помехами (вторая теорема Шеннона). 4.4. Принципы оптимального кодирования с исправлением ошибок. 5. Системы счислений: 5.1. Двоичная система счислений. 5.2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. 5.3. Представление чисел в ВМ. 6. Основы программирования: 6.1. Понятие и принципы алгоритмизации. Понятие рекуррентных алгоритмов, рекурсивные вычисления. 6.2. Понятия языков программирования, систем программирования, алгоритмического (модульного) программирования, структурного программирования, объектно-ориентированного программирования, проектирования программ. 6.3. Программирование на алгоритмических языках Бейсик/Паскаль: 6.3.1. Данные и основные операторы языка; 6.3.2. Простые циклические программы; 6.3.3. Циклические программы со счетчиком циклов; 6.3.4. Циклические программы с разветвлением внутри цикла; 6.3.5. Циклические программы на накопление, вычисление сумм и произведения рядов; 6.3.6. Программы по работе с массивами данных. 7. Обработка данных средствами электронных таблиц Excel: 7.1. Создание электронных таблиц. 7.2. Применение электронных таблиц для расчетов, использование инструмента “Мастер функций”. 7.3. Построение графиков в электронных таблицах, работа с графиками (экстраполяция). 7.4. Моделирование функциональных, регрессионных и авторегрессионых зависимостей. 7.5. Основы имитационного моделирования в электронных таблицах. 7.6. Решение логических задач в электронных таблицах. 7.7. Решение уравнений (нелинейных, систем линейных) в электронных таблицах с помощью инструментов “Подбор параметров” и “Поиск решения”. 7.8. Решение оптимизационных задач, задач линейного программирования в электронных таблицах с помощью инструмента “Поиск решения”. 7.9. Интегрирование и дифференцирование в электронных таблицах. 8. Работа с системами управления базами данных (СУБД) Access: 8.1. Создание макета таблиц. 8.2. Определение связей между таблицами. 8.3. Запросы – выборки и запросы – обновления. 8.4. Вычисления в Access с помощью запросов. 8.5. Генерация форм и отчетов. 8.6. Создание макросов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Попов А.А. Роман О.В. Информатика. Лабораторный практикум. – М.: МГТА, 1997 (шифр – 284). 2. Попов А.А. Информатика. Учебное пособие. – М.: МГТА, 1998 (шифр – 341). 3. Бычков Л.В., Краснов А.Е., Красников С.А., Николаева С.В. Операционные системы персональных компьютеров. Методическое пособие. – М.: МГТА, 2000 (шифр – 3114). 4. Попов А.А. Информатика. Методические указания. – М.: МГТА, 2001 (шифр – 1963). 5. Попов А.А. Excel: Практическое руководство. Учебное пособие. – М.: МГТА, 2001 (шифр – 374). 6. Попов А.А. Excel: Практическое руководство. Учебное пособие. – М.: ДЕСС, 2001. – 300с. Дополнительная литература 1. Информатика. Базовый курс. Учебник. Под ред. Симановича С.В.– СПб.: “Питер”, 2000. – 640с 2. Евтихиев Н.Н., Евтихиева О.А., Компанец И.Н., Краснов А.Е., Кульчин Ю.Н., Одиноков С.Б., Ринкевичюс Б.С. Информационная оптика. Учебное пособие. – М.: Изд-во МЭИ, 2000. – 612 с. 3. Информатика. Учебник. Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Из-во “Финансы и статистика”, 2001. – 768с. 4. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Из-во: “Финансы и статистика”, 2001. – 254с. 5. Краснов А.Е., Красуля О.Н.,. Большаков О.В, Шленская Т.В. Информационные технологии пищевых производств в условиях неопределённости (системный анализ, управление и прогнозирование с элементами компьютерного моделирования). ‑ М.: ВНИИМПБ 2001. – 496 с. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ Теоретические вопросы 1. Понятия: информатика, информатизация, информационные технологии. 2. Понятие информации. Аналоговая и цифровая информация. 3. Структура, состав и принцип действия цифровой вычислительной машины. 4. Принцип построения позиционной системы счисления. Основание системы счисления. 5. Перевод чисел из 10-ой системы счисления в систему счисления с любым основанием и обратно. Перевод чисел из 80-ой и 16-ой систем счисления в двоичную систему и обратно. 6. Представление чисел в формате с фиксированной и с плавающей запятой. Понятие нормализации. 7. Выполнение арифметических действий в двоичной системе счисления над числами в форме с фиксированной и с плавающей запятой. 8. Алгебра логики. Основные логические операции. Основные законы алгебры логики. 9. Структура типичной информационной системы. Принцип действия. 10. Одноканальные и многоканальные информационные системы. Основные характеристики: уровень помех, чувствительность, избирательность, пропускная способность, информационная поглощательная способность. 11. Понятие сигнала и канала связи. Детерминированный и случайный сигнал. Непрерывный и дискретный. Квантование сигнала по уровню, по времени, по уровню и по времени одновременно. 12. Модуляция. Непрерывная модуляция: амплитудная, частотная и фазовая. 13. Импульсная модуляция: амплитудно-импульсная, широтно-импульсная и фазо-импульсная. 14. Кодирование информации. Наименьшие единицы представления, обработки (передачи) и хранения информации. Понятия: бит, байт, файл. Файловые структуры. 15. Оценки количества информации. Энтропийный подход. 16. Кодирование текстовой информации в ЭВМ. 17. Кодирование графической информации в ЭВМ. 18. Кодирование цветовой информации в ЭВМ. 19. Понятие и свойства алгоритма. 20. Основные режимы взаимодействия пользователя с ЭВМ: пакетные и интерактивные (запросные и диалоговые).
Задачи по алгоритмическому программированию 1. Составить блок-схему и программу решения задачи. Имеется четыре (А, В, С, D) произвольных числа. ЭВМ должна ответить на вопрос: правда ли, что все числа положительные?
Задачи по вычислениям в электронных таблицах (Excel) Задачи на вычисление значений выражений: а) , б) , в) ; г) , д) , е) , ж) , з) , и) , к) , л) , м) , н) ; о) , п) , р) , с) , т) , у) , ф) , х) , ц) . ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ Экзаменационные билеты состоят из одного теоретического вопроса и двух задач: алгоритмическое программирование (Basic, Pascal) и построение электронных таблиц в Excel. Теоретические вопросы 1. Информация непрерывная и дискретная. 2. Информация детерминированная и случайная. 3. Меры информации по Хартли и Шеннону. 4. Классификация вычислительных машин. 5. Принцип действия ВМ. Выполнение машинной команды по тактам. 6. Принцип построения позиционных систем счисления. 7. Перевод чисел из десятичной системы в систему с любым основанием. 8. Перевод чисел из системы с любым основанием в десятичную. 9. Перевод чисел из восьмеричной системы счисления в двоичную и обратно. 10. Представление чисел в ВМ. 11. Представление текстовой информации в ВМ. 12. Представление цветовой информации в ВМ. 13. Представление графической информации в ВМ.
Задачи по алгоритмическому программированию
16. В К -ю позицию массива Х ввести произвольное число А таким образом, чтобы элемент, ранее находившийся в этом месте и все элементы слева были бы подвинуты влево. Самый первый элемент массива утрачивается. Результат занести в массив Y. Задачи по построению электронных таблиц в Excel, вариант 1 (математические вычисления) 1. Задачи на решение систем линейных уравнений с использованием матричных функций: а) б) в) г) д) е) ж) з) и) к) 2. Задачи на нахождение значений выражений с использованием тригонометрических функций: а) , б) , в) , г) , д) ; е) , ж) , з) , и) , и) , к) . 3. Задачи на нахождение значений выражений с использованием логарифмических функций: а) , б) , в) , г) , д) , е) , ж) , з) , и) . 4. Точность представления чисел и численный диапазон в Excel. 5. Относительные ссылки на ячейки, абсолютные ссылки на ячейки, смешанные ссылки на ячейки. 6. В ячейке R34 содержится формула: =P34*3+$R$7*N34. а) Как изменится эта формула, если скопировать данную ячейку в ячейку F40? б) Как изменится эта формула, если данная ячейка будет вырезана и вставлена в ячейку F40? 7. В ячейке D3 содержится формула: =4*$C3+3*B$2. а) Какая формула будет в каждой из этих ячеек диапазона D4:D6, если данная ячейка будет скопирована в эти ячейки? б) Какая формула будет в каждой из этих ячеек, если скопировать данную ячейку в ячейки E3:G3? в) Какая формула будет находиться в этой ячейке, если скопировать данную ячейку в ячейку G6? 8. Задачи на построение графиков функций: а) y = ½x½-1, б) y = ½x-1½, в) y = ½x+1½, г) y = ½x2-1½, д) y = ½x2-2½, е) y = ½x2-3½, ж) y = ½x2-4½, з) y = sin x – 1, и) y = sin x + 1, к) y = 2 sin x, л) y = 0,5 sin x, м) y = cos x – 1, н) y = cos x – 1, о) y = 2 cos x. 9. Задачи на решение нелинейных стохастических уравнений:
Решить уравнение графически:
Задачи по построению электронных таблиц в Excel, вариант 2 (логические задачи даны в литературе 5, глава 7) Задачи по построению электронных таблиц в Excel, вариант 3 (вычисление регрессионных зависимостей и решение оптимизационных задач) 1. Вычисление регрессий. 1.1. Вычислить значения регрессионно-авторегрессионой зависимости Yk = Yk-1 + a * Xk + b для k = 1, 2, 3, 4, 5, если Xk = k, Y0 = 0, a и b – первые ненулевые числа в последних 6 цифрах индивидуального шифра зачетной книжки студента. 1.2. Вычислить значения регрессионно-авторегрессионой зависимости Yk = Yk-1 + a * Xk + b для k = 1, 2, 3, 4, 5, если a и b – первые ненулевые числа в последних 6 цифрах индивидуального шифра зачетной книжки студента, Y0 = 0, а { Xk } = {10, 15, 20, 25, 30}. 1.3. Вычислить значения авторегрессионой зависимости второго порядка Yk = a * Yk-1 + b * Yk-2 для k = 1, 2, 3, 4, 5, если a и b – первые ненулевые числа в последних 6 цифрах индивидуального шифра зачетной книжки студента, Y0 = 1, а Y-1 = 0. 1.4. Задачи по построению парных нелинейных регрессионных зависимостей:
1.5. Задачи по построению авторегрессионых зависимостей второго порядка:
2. Идентификация регрессионных зависимостей. 2.1. Построить систему линейных уравнений для нахождения коэффициентов a и b линейного уравнения регрессии: Yk = a * Xk + b + Hk, где Xk и Yk заданные значения рядов чисел, а Hk – нормально распределенные значения ряда некоррелированных случайных чисел для k = 1, … K. 2.2. Построить систему линейных уравнений для нахождения коэффициентов a и b нелинейного регрессионной зависимости: Yk = a * Xk2 + b + Hk, где Xk и Yk заданные значения рядов чисел, а Hk – нормально распределенные значения ряда некоррелированных случайных чисел для k = 1, … K. 2.3. Построить систему линейных уравнений для нахождения коэффициентов a и b регрессионно-авторегрессионной зависимости: Yk = a * Yk-1 + b * Xk + Hk, где Xk и Yk заданные значения рядов чисел, а Hk – нормально распределенные значения ряда некоррелированных случайных чисел для k = 1, … K. 2.4. Построить систему линейных уравнений для нахождения коэффициентов a и b авторегрессионой зависимости второго порядка: Yk = a * Yk-1 + b * Yk-2 + Hk, где Xk и Yk заданные значения рядов чисел, а Hk – нормально распределенные значения ряда некоррелированных случайных чисел для k = 1, … K. 2.5. Предприятие производит выпуск продукции, количество которой Q зависит от управления (привлеченных средств) С. Различные варианты эмпирической зависимости Q = Q (С) даны в таблице. Варианты эмпирической зависимости соответствует номеру столбца таблицы, содержащего данные Q. Выбор варианта для студента определяется последним номером его зачетной книжки.
Задайте вид математической модели зависимости Q = Q (С) в виде линейного уравнения регрессии, и определите его коэффициенты. 3. Линейное программирование. 3.1. Цех предприятия производит два вида продукции. Рассчитать оптимальные недельные объемы Q1 и Q2 производства этих продуктов с точки зрения максимизации прибыли (целевой функции) PROF å. Задача сформулирована в виде задачи линейного программирования (варианты условий приведены в таблице). Требуется построить необходимый график, найти решение, а затем проверить его, пользуясь средствами Excel. Здесь следует определить максимальное и минимальное значения целевой функции и значения аргументов, при которых они получены. Для всех предложенных вариантов: Q1 ³ 0, Q2 ³ 0.
Замечание. Если целевая функция параллельна какой-нибудь границе многоугольника решений, оптимальных решений может оказаться бесконечно много, и все они лежат на этой границе. 8 ЗАЧЁТНЫЕ ВОПРОСЫ Зачёт в курсе не предусмотрен. Date: 2015-09-05; view: 653; Нарушение авторских прав |