Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
возрождение во Франции
во Франции возрождение пришло чуть позже чем в Италии. оно начинается с конца 15 в и охватывает весь 16 век. эпоха возрождения во Франции была такой же как и в Италии. идея культивации. особенности: сильное влияние итальянского ренессанса (во Франции господствующим классом оставалось дворянство, поэтому все ведущие фигуры дворяне и это сказывается на творчестве. было укрепление королевской власти. страна в это время была на подбеме, победа Англии, она оживала и богатела). ввозились ткани и мебель, художники и т д из Италии. король Франциск 1 (1515-1547) с этим временем совпадает расцвет мысли. король рассчитывал чтоб в нем видели идеал гуманного и образованного монарха. приглашает Да Винчи, Челини. весь двор принимает поломничество в Авиньон чтобы поклониться могиле Лауры. 1530г открывает светский университет "Колеж де Франс", основано обучение на филологии. (латынь греческий и древнееврейский); особое отношение с Реформацией - религиозное движение, оформившееся в возрождение. вначале было созвучно с гуманизмом, а потом разошлись. это борьба с католической церковью за церковь более дешевую. реформаторы, протестанты, выступали за личное без посредников общение с Богом человека, за возврат к раннему христианству. на раннем этапе реформация и гуманизм совпадали. филологические штуки ранних гуманистов работали на развитие идей протестанства. итальянские гуманисты возвращали к жизни античные памятники. французским гуманистам пришло в голову ту же методику работы с текстом перенести на Библию. чтобы читать Библию как обычный текст. первым шагом должен был быть перевод на народный язык с языков оригинала. перевод сделал Лефевр де Тапль и его осудили за это и чуть не сожгли на костре - он не нашел постов и обета безбрачия духовенства в Библии когда перевел ее. однако в 1530х гг когда реформация превращается в агрессивную религиозную политическую доктрину. 1534г "Дело об афишах" - в листовках призывали свергнуть католиков. 1535г король выпускает эдикт - закон об отмене книгопечатания. 1540г утверждается инквизитор. становится очевидном что идеи о мудром гуманном толерантном монархе не сбылись. страна раскололась на 2 конфесиональных лагеря. католики и гогеноты. такая острая религиозная борьба приобретала во Франции политический характер и придала им особую публицистичность произведениям ранних франц гуманистов. ярким представителем стал Франсуа Рабле, его же можно назвать центральной фигурой франц ренессанса.
английское возрождение
конец 15 в нача 17 в. особенности: 1 феодалы в Англии не представляли реальной силы, они были обессилены и обескровлены 1445-1485 гг - война Красной и Белой розы; 2 реформация в Англии была проведена указом сверху, королевским указом, поэтому религиозного раздора не было. 1534 г король Генри объявил себя главой англиканской церкви. католическая церковь была поставлена вне закона и страна стала протестантской; 3 Англия была на подъеме, превращалась в мировую державу, владычицу морей; 4 английское возрождение были поздним поэтому художники и авторы могли опираться на уже сделанные произведения итальянцев, французов и испанцев. присутствует трагизм и пессимизм. уже становилось очевидным для гуманистов то что мир далек от совершенства, кот приходит на смену срвековью. англ писатели ярче всего заявили о себе в жанре драмы, в театре и сонетной лирической поэзии. жанр утопии возник в Англии. англ гуманист Томас Морс прославился совей утопией. писал сначала на латинском языке. он создал идеальную жизнь устройства.
драма - 16 в был рассветом англ драмы и популярность театров была связана с тем что театр был народным дешевым общедоступным зрелищем. театры были единств каналом с помощью кот простые люди могли приобщиться к искусству. искусство нужно всем, чтобы отвлечься от жизни. не было цензуры в театре. в Лондне к концу 16 в было 20 театров - очень много. в основном были бродячие труппы, мало стационарных театров. властью бродячие труппы приравнивались к бродягам. поэтому они приурочивали себя к какому-либо знатному чиновнику. все жен роли исполнялись мальчиками и юношами. женщин в театре не было. представления проходили очень часто в неких спец выделенных для этого местах овальной формы без крыши, следоват не было осветителей, звуковиков, декораций и т д. эта особенность театра в том, что драматург должен был заложить в реплики своих героев. Шекспир очень подробно описывает своих героев, из внешний вид. самой известной группой драматургов была группа университетских драматургов - Роберт Грин, Томас Кид, Кристофер Марло. Шекспир стоит особняком во многом-он не получал образования.
Вильям Шекспир (1564 - 1616)
он родился в Страдфорде-провинциальный гороок, в семье зажиточного перчаточника. в 17 лет женился на Энн Хетовэй, родили сына. после женитьбы покинул Страдфорд. предполагают, что он покинул город с одной из театральных трупп, поняв что театр манит его. в театре он начинал с того что подзывал экипажи после представления, потом был актером, но плохим. его призвание было написание пьес. 1590г начинают появл пьесы Шекспира. его творчество продлится 1590-1612гг. ежегодно он писал 1-2 пьесы, напишет 20 из 37 пьес, 2 поэмы и большую часть сонет в первое десятилетие своего творческого пути. 1612 успешный (имел свой театр "Глобус") драматург решает завершить свою карьеру драматурга и возвращается домой в Страдфорд где умирает ч/з 4 года. многие исследователи сомневаются в шекспировской карьере - думают что не он написал знаменитые пьесы. шекспировский вопрос - связан с проблемой авторства. кто же тогда писал? почему этот вопрос возник? противник считали что имя этой мелкой провинциальной фигуры взял некий гений кот не хотел называться, хотя это должен быть какой-нибудь аристократ. одна из версий философ Френсис Бэкон. другая версия - королева Елизавета. творчество Шекспира можно разделить на 3 периода: 1590-1600гг период самый оптимистический, он верит в разрешилось жизненных противоречий. творит в жанре: хроники (написал 10 шт; пьесы на исторический сюжет, назывались именем короля, в чье царствование развивались события. чисто мужские пьесы, не было жен ролей. автора волновала политическая тематика. все хроники Шекспира - феодальная раздробленность несет стране несчастья, власть должна быть централизованной. при таком устройстве все зависит от моральных качеств человека на троне); комедий и всего лишь 3 трагедии, сонеты.
комедии Шекспира - уникальны. критика давно обратила внимание, что у Шекспира нет ни одной сатирической комедии. Шекспир веселит, заставляет смеяться. хотя их фабула полностью или частично заимствована, восходит всегда к каким-то более древним сюжетам, но до Шекспира подобного типа комедий не было. т е в жанре комедии как и во всех других жанрах Шекспир как бы завершает процесс, начавшийся до него, и создает совершенно новый тип комедии. Шекспир практически все свои пьесы написал на материале заимствованных сюжетов. только в 3 периоде начал изобретать сюжеты. комедии Шекспир пишет на основе уже существовавших комедий. истоки комедий - в своем творчестве Шекспир объединяет традиции срвек фарса с его грубым комизмом; были ученые комедии итальянского ренессанса, восходящие к античным комедиям (новоаттической), на основе паллиата Шекспир строит свои комедии - берет сюжетную схему и добавляет много любовных пар, т е у Шекспира много влюбленных пар в комедиях (их может быть 2 или 3); современник Шекспира Джон Лили учился и заимствовал искусство словесных перепалок, именно он внес в англ комедию интеллектуальный юмор - состязание в остроумии; сюжет образован по принципу круга - герой влюблен в одного, а тот в другого и замыкается круг влюбленных.
"Укрощение строптивой" (1593-1594гг) - в этой комедии соединил срвек фарсовый сюжет о женской строптивости. к фарсу восходит сюжетная линия (Катарина и Петручио) и соединяет с сюжетной линии итальянской комедии (Пьянка и Люченцио). использует прием контоминации - женская строптивость излюбленная тема. Шекспир использовал сюжет комедии "Укрощение одной строптивой" и в этой комедии речь о том, как грубый супруг своей силой усмиряет строптивую девушку. смысл названия "укрощение" взорван новой трактовкой главных образов, гуманистической. в срвек лит-ре женщин усмиряли всеми возможными физическими способами (кроме куртуазной лит-ры). у Шекспира Петручио задумал умную игру для усмирения Катерины - он опаздывает на свадьбу, приезжает в лохмотьях на венчание, рвет все платья и приказывает убрать все угощения для свадебного пира,т к они не достаточно хороши для его жены. так обр Шекспир показывает как Катарина под психическим воздействием научилась вставать на позицию мужа. финал комедии основан на игровом приеме - пари - мужчины заключают пари кто из их жен послушнее. спорят Петручио, муж Пьянки и один молодой чел. все думают, Что проиграет Петручио, но первая приходит именно Катерина и мы видим перед собой совершенно другую женщину и произносит чевственный монолог как жена должна относится к мужу. и естественно Петручио выигрывает пари. Шекспир показывает, что строптивая укрощена. она приняла принцип игры, взаимных поступков и тем самым подчинилась мужу без физического насилия с его стороны. Шекспир предлагает совершенно новую трактовку старого сюжета о женской строптивости. автор дает понять что старая Катерина не в ее природной строптивости, а в том6 что ее отец хочет выдать замуж против ее воли, поэтому она бунтует, показывает что ее достоинство унижено, с ее мнением не считаются. мы видим у драматурга стремление понять персонажей, а не обвинять их. в этом Шекспир - выразитель гуманистических идеалов. в финале у Шекспира героиня укрощена, но Катарина с Петручио счастливы и довольны свои положением.
Ромео и Джульетта (1595г) - сюжет взят из новеллы итальянского писателя Банделло. новелла была опубликована в 1554г. именно там была рассказана история двух юных веронских любовников и об их любви, которая сильнее смерти. Шекспир создавал свою пьесу на основе этого сюжета. читал ли автор новеллы неизвестно, но он несомненно знал историю Ромеуса и Джульетты в 1562г. эта поэма и стала источником для Шекспира. причем эта история претерпела два важных изменения: 1 в поэме и в новелле действие разворачивается в течении нескольких месяцев, а у Шекспира всего 5 дней. автор смело разбрасывает хронологические рамки, а это значит что для автора было важно показать сколь долгий путь проходят, много перечувствовали и узнали, как сильно их изменила любовь; 2 в поэме Артура Брока дети наказаны за свою любовь. Шекспиру это неинтересно. ему интересно показать какой прекрасный мир вокруг героев. Лессинг в 18в писал:"Я знаю только одну трагедию, кот внушила любовь. Это "Ромео и Джульетта"." тема любви представлена очень многообразно. представлены все виды любви - грубоваты и комичны представления служанок, кормилицы, кот сводятся к плотским удовольствиям; с другой стороны представления о любви высокие. Ромео не зная Джульетты уже влюблен в некую Розалину, кот не отвечает взаимностью на его любовь. зритель так и не увидит Розалину, чем Шекспир подчеркивает надуманность любви Ромео, напускная меланхолия. в том как Шекспир показывает любовь Ромео звучит полемика Шекспира с Петраракой. Любовь должна быть разделенной и взаимной. у Шекспира любовь приземленная. истинная поэзия любви возникает после встречи с Джульеттой. для выражения страсти автор использует весь арсенал любовных средств, выработанных к этому моменту. впечатление Ромео от встречи с Джульетты выражено в законченном кансоне. монолог Джульетты, ожидающей на свидании Ромео, написан в форме эпиталамы - брачного гимна. для Шекспира и его сонетов характерно смешение и низкого и высокого. в поэтический монолог Джульетты входят бытовые и жизненные реалии наряду с высокими и возвышенными чувствами. использование лирических жанров в трагедии свойственно только Шекспиру. любовь в трагедии предстает ка могучая преобразующая сила. главные герои очень сильно меняются, попав в плен этой любви. Ром и Дж - первая комедия, где образы даются в развитии. Ромео из пылкого порывистого юноши становится мудрым рассудительным мужем. в 3 акте драчливый Тибальд оскорбил Ромео, он сдержан и прощает оскорбление на словах но это не значит что Ромео теряет твердость. Но за смерть его друга Меркуцио Ромео не может не отомстить и убивает Тибальда. смерть Тибальда становится причиной изгнания Ромео и началом цепочки трагических событий. Эрнесто Росси в 19 в играл Ромео все свою жизнь. Джульетта из юной 14летней девушки, не умеющей хитрить и совершенно детским поведением, становится мудрой, в ее душу входит сознание правоты, безоглядная веры Ромео. для Джульетты переломным моментом становится сцена с Тибальдом. она сначала ненавидит Ромео, но любимого хочет защитить и оправдывает его. здесь видно чью сторону она принимает - быть верной женой Ромео несмотря на вражду семей. изменения поразительны. Ромео и Джульетта как ранняя трагедии. в этой трагедии еще нет ощущения что зло неодолимо. у героев много друзей и союзников. силы добра более многочислены. как и в любой трагедии герои умирают, но их смерть не проходят бесследно, преподнося миру урок: "Какой для ненавистников урок, что все вы убиваетесь любовью". смерть героев меняет мир к лучшему и кладет конец вражде. в дальнейших трагедиях герои умирают, но мир не меняется. Франсуа Рабле (1494-1553)
воплотил собой идеал эпохи возрождения. был универсальным человеком своего времени. врач археолог юрист филолог натуралист поэт и гениальный комический писатель. знаменитая книга "Горгонтюа и Пантегрюэль" как "Божественная комедия" для Италии, "Евгений Онегин" - вобщем как энциклопедия жизни. жизнь Рабле полна превратностей. происходил из дворянской семьи, пошел в монахи. монахом оказался нечестивым. перешел в другой монастырь. был секретарем аббата. поступил в универ, выучился на юриста потом на медика. с 1530г уходит из церкви и практиковал как врач, используя новейшие знания. переезжает в Леон, где происходит рождение в Рабле писателя.
мир его книги шутливый фантастический гротескный, но ему и удалось отразить все слои французского общества современного Рабле. грандиозной и синтетической картине отражены все явления дух и соц жизни: искусство, философия, религия, естеств науки и, как видно, очень хорошо Рабле передал борьбу идей. основным персонаж явл Панург. его знакомство с пантегрюэлем начина с того, что Понург на 13 языках просить дать ему поесть (ученый и голодный). Понург студент цинник сквернослов бабник озорной бездельник. образованность его - хаотически навалены всевозможные знания. самый честный способ -кража- для жизни. понург откр в литературе галерею плутов или пикаро - это герои чье обояние состоит никак не в честности, но в находчивости, хитрости, бесшабашном жизнелюбии. понург становится центр героем последних 3х книг Рабле. 3я книга вышла ч/з 12 лет (1546) после 2 книги и совершенно не похожа на первые две. в ней нет глумления над церковью, над Сорбоной. сюжет третий книги определяет одно желание понурга жениться. понургу хочется быть женатым но не быть рогатым. возможно ли это? он задает такой вопрос различным авторитетным людям. начинает он с гадания (по руке, внутренности петухов и т д). обращается к ученым людям своего времени. причем среди этих людей есть реальные исторические лица - Гертриппа - астролог, алхимик. потом он обращается и к лекарю, и к философу, и к языковеду… это позволяет Рабле показать свою ученость. в этой книге изменяются временные и пространственные пропорции. горгонтюа и пантегрюэль больше не великаны, а нормальные правители и понург маленький человек со своими будними заботами. действие охватывает 30 дней. обращение к ученым ничего не дает понургу, чем Рабле говорит, что не нужно искать ответы на вопросы в книгах или у кого-то спрашивать, а нужно искать ответы в себе - начало философского романа. Понург решает поехать в путешествие. полседние 4 5 книги описывают путешествие Понура и его друзей в фантастическую страну Китай и к оракулу в божественной бутылке. в книгах описываются острова, куда выходят по пути. остров прокурации или земля прокуроров и ябедников - карикатура на судейское сословие; остров папамамов и папифигов - поклонялись портрету большого папы пока один не показал портрету фигу и произошел раскол на 2 части - папаманы и папафиги - карикатура на раскол церкви; остров гастер (желудок) - первый в мире магистр наук и искусств, вся магия родилась в желудке, в желании поесть по Рабле мнению. в 5 книге (1562). эпизод на острове звонком. там живут птицы разных оперений и там постоянно звенят колокола. по цвету оперения свои названия, птицы живут по двое в клетке. одна птица с белым оперением - папец. налетчики-птицы назывались ханжецы. остров пушистых котов - судьи. путешественников сажают в тюрьму по приказу эрцгерцога Цап-царапа. вся его речь: "давай-ка". в финале книги путешеств добираются до Китая. и ответ на вопрос звучит звон бутылки: "пей". книга пронизана глубокой несокрушимой жизнерадостностью. комическое у Рабле - смех - основа миросозерцания Рабле. природу смеха хорошо исследовал Бахтин. он написал о творчестве Рабле, где убедительно показывает что корни смеха Рабле уходят в корень народной культуры. Бахтин утверждает что смех Рабле неповторим, уникален, связан с народным сознанием, носит карнавальный характер. карнавал - отмена всех норм общества и позволялось все. специфика такого смеха - смех не сатиричен, он и отрицает и утверждает, и хоронит и возрождает. народ смеется нетолько над кем-то, но и над самим собой. в этом отличие от сатирического у Рабле. смех Рабле сочетает в себе откровенную насмешку и восхищение, иронию и восхваление, Рабле не чистый сатирик, смех Рабле очищает сознании от страхов, ложной серьезности. смех готовит замутненный разум к современной истине. смех создает атмосферу духовного плюрализма, когда человек волен сам выбирать. плутовской роман, философский роман, роман воспитания, восприятие новой системы.
ПЛЕЯДА - 1540 гг возник литературный жанр "плеяда". 1549 г объединилсиь для изучения Грет и латин авторов7 мечта объединявшая этих литераторов-дворян состояла в реформе французского языка и о создание новой гуманистич поэзии на франц языке. назвали себя ПЛЕЯДА. плеяда из 7 звезд - и входило 7 поэтов, и одноименная школа англ поэтов в 3 веке. лидеры - Пьер де РОНСАР и Жоашен дю Белле. Жоашен - автор манифеста "Защита и прославление французского языка". в то время название звучало полемично. манифест вызвал скандал. первая часть манифеста была посвящена проблеме поэтического языка. вторая часть - теории поэзии. поэт язык - главный исходный пункт - язык понимался как искусство и создается людьми, значит нельзя франц язык считать варварским. ведь некогда Греч и латин языки были грубыми и необработанными, и эти языки стали совершенными из-за работы над ними поэтов. писатели должны сознательно работать над языком, чтобы франц язык ничем не уступал античным. это возможно с помощью неологизмов. но создаваться должны по Греч образцу. еще можно за счет архаизмов, но с осторжностью. еще речь простонародья. заканчивается первая часть манифеста риторическим вопросом. вторая часть - здесь пропагандируется высокое предназначение поэтов с оглядкой на античность. поэт - пророк, ученый. для этого требуется талант и труд, т к стихи нуждаются в обработке. путь обновления, путь истинного поэта через подражание древним. но этот путь подражания временный, т к нет образцов, примеров с кото можно учиться. превзойти древних - девиз плеяды. система жанров опиралась на античность. плеяда отрицала срвек литературу. ода, эпическая поэма, эпиграмма, эклога, сонет. учителя - Овидий, Гораций, Катулл, Петрарка.
Пьер Ронсар (1524 - 1585 гг)
поэзия Ронсара производила огромное впечатление на современников. поэт равен королю. любовная лирика - "любовь к Кассандре" (1551 - 1552) - цикл напоминает сонеты Петрараки. подражает ему. 21 пар 1546 г увидел девушку Кассатору. ему 21 ей 15. через год Кассандра выходит замуж не Ронсара. описывает свою любовь как платоническую. внутр мир Ронсара отлич от Петрараки. у Ронсара бурный внутр мир, он внсе в поэзию эмоциональную мощь, эротические мотивы. показывает виртуозное владение ритмом и музыкальностью франц языка. в этом цикле много мифологических образов. "любовь к Мари" (1553- 1560гг) - написан низким стилем. не найдем ни мифологических образов, ни идеал красоты. Мари - девушка простая, дочь фермера.тема природы входит в любовную лирику. Мари не единств в цикле. наряду с ней есть стихи, адресованны нескольким девушкам. "любовь к Елене" - писал 7 лет, написал целую "Илиаду". в этом цикле на первом плане бесмертие поэзии. пишет о том, что будет после его смерти, когда Елена будет старушкой, как он ее восхвалял. призыв был радоваться жизни, любви. ловить каждый момент. гуманизм Ронсара состоял не в политической страстности, а состоял в том, что он неустанно воспевал все светлое и радостное в жизни. идея - плоть не греховна, счастье искать в земной жизни, а не ждать снисхождения.
Данте "Божественная комедия"
вся жизнь Данте и есть вся история написания "Комедии". Данте был активным политическим деятелем. "Комедия" написана в изгнании и закончил он ее в 1321г год смерти. Любовь к Беатриче - сильная, она для него ангел, чистая, светлая, символ веры и всего самого лучшего для человека. она была для него только вдохновением, как в рыцарском романе. Вергилий для Данте - авторитет, он предсказал появление нового человека и с ним новой эпохи. Не называется имена из Рая, есть слова заменяющие. золотая середина для Данте - те, кто ни хорошего ни плохого не сделал за свою жизнь - хуже чем грешники.
Боккаччо Декамерон
земная жизнь перестает считаться чем-то нехорошим. земная жизнь - подготовка к жизни духовной. в земной жизни в эпоху возрождения человеку допускается быть счастливым, не греша. эпоха возрождения зародилась в Италии, тк центр торговых отношений, Италия наход на терр Римской империи (исторические памятники). второй гуманист после Петрарки Боккаччо. развил новеллы. в 14 лет отправлен в Неаполь, где познакомился со своей возлюбленной. многие произведения Боккаччо Петрарака перевел на латынь. писал Джованни и на мифологические и на исторические сюжеты. большой вклад внес в изучение творчества Данте. Боккаччо больше любил произведения с юмором, легкие, забавные. после Декамерона стал писать более серьезные произведения, занялся наукой. изучал Данте и его комедию, кот назвал Божественной, читал лекции по Данте.
Декамерон - десятидневник. сборник новелл с обрамлением. похож на 1001 ночь. создавался во время чумы, пришедшей с востока. автор рассказывает об осбтановке "пира во время чумы". во время чумы люди ведут себя непредсказуемо в том плане, что кто-то отказывается от своей семьи во имя спасения, кто-то запирается дома, кто-то бежит прочь и т д. в общем, разруха и хаос. Боккаччо не поддается этой панике и пишет свой Декамерон. композиция - обрамление. в книге описывается побег людей, кот бегут от морального разложения общества из-за чумы. 7 девушек и 3 юношей. король и королева определяют историю рассказа. выбирают правителя, есть свой распорядок строгий, есть свои удовольствия невинные. Боккаччо показывает
утопию - жанр лит-ры как роман. создает модель идеального мира, каким мир видит автор. новелла развивается из срвек легенд и рассказов, восточных сказаний, фаблио - городской лит-ры. Боккаччо взял новеллу из новеллин - беспорядочные и неоформленные новеллы, без логики. многие сюжеты в Декамероне взяты из новеллин. (новеллы-рассказ или повесть в нашей лит-ре). новеллины краткие, нет религиозных подоплек, нейтральный стиль, нет описаний, все новеллы похожи друг на друга, необычное событие, язык не выразительный, нет изобраз-выраз средств, есть мораль. новеллы больше, обрастают описанием (королб ленивый, дама деятельная, знатная, решительная), объяснением новеллины, прямая речь больше, видим результат - чтобы появился интерес к чтению и похож на правдоподобный рассказ. в новеллах Боккаччо есть авторские слова, рассказ в рассказе и кусочек обрамления. герой постулирует мысль и в конце приводится пример. берет сюжет из новеллины, расширяет его, строит с определенным принципом - делает интересным. свобода личности, человек сам хозяин своей судьбы, женщина - идеи возрождения у Боккаччо в Декамероне. автор выступает за человека, этот человек женщина. проблема веры - религия (как человек может оценить чужие грехи если сам не грешил); церковь (церковные служители проповедуют одно, а живут по-другому; церковь сильна); вера (осн веры в то время - христианство, ислам и иудаизм) - равны веры м/у собой, Боккаччо признает право каждого человека верить в того бога, ту религию, кот нравится лишь бы соблюдать постулаты и не предавать веру.
Сервантес "Дон Кихот"
полит ситуация - зарождается буржуазия, капиталлистическое общества. постоянные войны,из-за кот разоряется император Филипп, феодальная раздробленность - Испания оказывается разоренной. аристократия была раздробленной прослойкой - высшее и низшее (идальго) дворянство. семья была очень бедная, не могла выкупить его из алжирского плена. косвенно участвовал в "непобедимой армаде" - собирал зерно; писал на заказ для императора, городскую литературу, чтоб заработать денег для новой семьи своей.
"Дон Кихот" - пародия на рыцарский роман. автор не любил рыцарских романов, т к они были слишком идеальны, пафосны, возвышены, запутанные сюжеты, массовые. разрыв идеала и реальной жизни - причина написания Дон Кихота: в протест. Сам герой Алонсо Кихана - немолодой разорившийся идальго, начитавшийся рыцарских романов, странностей в нем больше, чем человечности. называет себя Дон Кихотом (на голове таз цирюльника, ржавый меч, деревяшка вместо щита), клячу Росинантой (больше чем кляча, бывшая кляча, хромая на все 4 ноги), крестьянку Альдонсу Лоренсо делает своей прекрасной дамой. весь образ Дона - пародия на рыцаря. первое приключение - ветренные мельница. они для него великаны, с кот он хочет сразиться. все заканчивается печально. люди кот его окружают пытаются помочь ему и всю его библиотеку пытаются сжечь массовую литературу, но некоторые книги все же остаются, кот были написаны изначально. они сказали что прилетел дракон и все уничтожил, на что Кихот только распаляется и вместе с Санчо Пансо отправляется в путешествие. Санчо - хитрый лукавый нищий, корыстный. говорит простым народным языком. он и есть сам народ. представлен как воплощение народной мудрости. живет настоящим и пытается вернуть прошлое. в окнце романа Санчо плачет над умирающим Дон Кихотом, что показывает стирание социальной перегородки. Санчо помогает Кихоту хитростью, что показывает черты пасторального романа (пастушество). Дон Кихот высказывает серьезные и нормальные мысли, когда произведение перестает быть рыцарским романом. встречает каторжников и освободил на свою беду. встречает студентов - бакалавров. они сочли его сумасшедшим и возвращают его домой. герцог и герцогиня - жизнь их скучна, однообразна. это высшая аристократия. они берут Дона чтобы развлечься. оказавшись у герцога Санчо раскрывается по-новому. прежде чем попасть на остров Санчо общается с Кихотом. Дон дает ему разумные советы, чему все удивляются. попадая на остров Санчо начинает разрешать различные дела, запрещает называть себя доном. мы можем сравнить Санчо с Соломоном (мифы о царе Соломоне). он мудрый. издает закон о запрещение распевания песен о волшебстве. Санчо - реальный человек, несмотря на то что он следует за Кихотом, верит ему, ждет остров, Санчо твердо стоит на земле и понимает реализм ситуации. Кихот, поняв, что над ним смеются, он возвращается домой, написав завещание племяннице (чтобы она не вышла замуж за читающего рыцарские романы), умирает. перед смертью отказывается от своего сумасшествия.
новаторство - смешение разных жанров (авантюра - плутовской роман, рыцарский роман, пасторальный роман). Санчо - авантюры, пастухи - пасторальный роман, Кихот - пародия на рыцарский роман. смешение разных языковых стилей, использует разные диалекты.
первая часть не учит ничему Кихота, а во второй части он понимает что-то происходит не то. над ним смеются. можно сказать, что два разных героя - разумный и сумасшедший. когда он рассуждает о свободе (6 гл ч 2), о военном поприще (7 гл 1 ч), советы, кот он давал Санчо - все это разумный, а в подвигах своих и путешествиях - сумасшедший
значение - связь с реальностью-худ реализм, смешение жанров и языков (каждый говорит так, как должен), жалость по прочтении романа - идеалы возрождения терпят крах и верят в них только ненормальные люди. нужно жить, как Санчо, реальной жизнью.
2 КУРС
1 семестр
С Р Артамонов - История зарубежной литературы Лавксин П А Хрестоматия под ред Пуришева
17век - меняется доминирующий взгляд человека, наука торжествует, поиск ответа на вопрос как же мир устроен, зачем создан человек, в чем его предназначение. человек не ощущает себя центром и хозяином этого мира. неверие в разум, разум ограничен т к он не отвечает на вопросы.
направления: барокко классицизм **ренессансный реализм
БАРОККО - Рубенс - живопись, Вивальди - музыка. в основе барочного искусства особое мироощущение - мир - хаос, непонятный для человека и должен быть выстроен так, как кем-то было задумано. мир - что-то таинственное. человек- раб своей судьбы, подчинен року, недоверие к разуму. отсюда иррационально постижение мира. задача барокко - проникнуть в таинственный путь бытия. охватывает искусство всех стран. до сих пор спорят откуда термин "барокко"(жемчужина неправильной формы) барокко всегда будет уходить от прямого смысла, правильных форм прециозная литература барочные кружки: в Англии - эвфуизм, Италия - маринизм, Испания - гонгаризм (Гонора - писатель) или культурализм, культизм; концептизм. изобрести язык кот проникнет в таинственные глубины бытия считали своим долгом художники и писатели. мир- постоянная динамика, постоянно изменяется.
2 семестр
1 треть 19в (романтизм)
вцелом - 19 представляет собой золотой век в литературы. век, кот прославился Бофман, Байрон, Бальзак, Теккерей и т д. Гете вводит мировая лит-ра, кот стала достоянием всех народов. появл понятие к началу 19в, т к развитие тов-денежных отношений, интесивность интеллектуальных связей и развитие переводческой науки. в истории лит-ры начинается не календарного 1891 года, а с конца 18в. среди событий принято отмечать американскую революцию 1776-1783гг - время борьбы англ колоний за независимость. 1776г принята декларация независимости Томас Джефферсона. отстаивались права чел на свободу, жизнь и стремление к счастью. 1787г узаконено рабство. 1789г избрание первого президента. в Европе 1789-1784гг великая французская революция. она была основана на идеях просветительства, кот выдвигают идею равенства людей - люди равны от природы в качествах, устремлениях. от природы +, от общества -. на этих идеях была основана великая французская революция. изначальные идеалы вскоре были сведены на нет, 1792г Францию объявили республикой, 1793г Якобинская диктатура Робеспьер, Морах, кот расправилась с пережитками королевской власти, были убиты король и его жена. 1794г - контрреволюционный переворот - власть к трем консулам, один Наполеон провозгласил себя императором, республика пала, демократия ликвидирована. личность Наполеона очень трудно переоценить, т к притягательная личность. к 24 годам он был уже генералом. сделал сам себя - авантюризм, дерзость, непредсказуемость. поэтому перед ним преклонялись, что было дока-ом чет сословные перегородки не имели значения, все хотели быть как Наполеон. Наполеон открыл карьеру многим молодым людям. было много войн с Наполеоном. он ради себя одного жертвовал жизнями 1000 солдат. Наполеон - герой своего времени. 1815г - битва при Ватерлоо, конец Наполеоновских завоеваний. духовная атмосфера - франц просвещение ставило разум во главе, совершенствование всего общества, развитие наук. когда все было воплощено в жизнь, оказалось что оборотная сторона - террор. за этим следует грандиозное разочарование. понятно стало, что порядки не чуть не лучше тех, что были раньше. представление о челов природе весьма и весьма далеко от действительности, нельзя человека воспитать и перевоспитать. понятие природы тоже не такое радужное. если следовало разочарование в разуме, то делалась ставка на страсть и на чувства. именно в это время происходит отриц реакция на революцию и на связанную с ней философию разума. это явилось глубинной основой романтизма. чел чувствует себя выбитым из колеи, на переломе исторического развития. ощущение надорванности мира было связано с крушением надежд. события были восприняты как гибель выс идеалов просвещения, как победа мрака над светом. сама жизнь показала, что все это не имеет отношение к действительности. в этих условиях и формируется романтизм - такой вид творчества, в кот главную роль играет субъективное отношение автора к изображаемому. писатели стрел к пересозданную действительности, а не к ее воспроизведению. пересоздание при помощи фантазий и воображения. писатели чувствует себя свободно, в это время осознается ценность личности и ее внутр мира. на 1 план выходят исключительные характеры, как того требовало время - искл характеры в искл время.
романтизм очень ярко заявляет о себе в первой половине 19в: 1795-1830гг - развитие романтизма; 1830-1870гг - лит-ра реализма. особенности романтизма - 1 была важна идея свободы личности, свобода от феодализма и засилия церкви и внимание к жизни отдельно взятой личности, ее духовной жизни. поэтому в романтизме преобладали поэтические жанры. 2 в лит-ре возникает новый герой - народ рассматривается как активное начало в истории. 3 рождение духа историзма, это было обусловлено событиями история творилась на глазах, общество интересно в развитии, чел меняется с обществом. возникает исторический роман 4 для романтизма характерна тема утраченных иллюзий, потом перейдет в реалистическую лит-ру 5 возникает новая концепция искусства, согласно кот не сущ вечных канонов красоты, как это было в классицизме. нормативные жанры распадаются. создаются новые теории - теория Шелли, Гюго. главным для понимания явл то, ч о искусство - высшая ценность, особенно музыка занимала романтиков. идея синтеза искусств.
происхождение термина Романтизм - связан с появлением в романских языках повествовательного произведение на вымышленный сюжет на одном из романских языков. 17в в Англии появл эпитет "романтический", кот значит вымышленный причудливый фантастический. т е со словом романтический соотносится все воображение фантастика. 1790г выдвигается идея романтического мечтания как особого рода чтения, при кот текст служит лишь намеком пробуждающим воображение. соотношение просвещение и романтизма - на рубеже 18-19в Р приходит на смену просвещению. они не соотносятся как 2 разных понятия. Р - философия идеалистическая, литературное направление. П - на идеях просветительских.
структура романтического сознания - в основе романтического мировоззрения понятие о действительности как о явлении дисгармоничном уродливом, но с в то же время исполненное внутр динамики и борьбы. романтики отрицали реальную действительность - показывали как явление негативное. реальности противопоставляли романтический идеал. вытекает понятие как романтическое двоемирие, т е резкое противопоставление реального мира, в кот господствует зло, и мира идеального, в кот царило бы добро и согласие. тонкое отличие - реалисты и романтики негативно относились к действ, но реалисты делали акцент на критике действ, романтики на утверждении высокого идеал, кот не было в жизнь. Р это демонстративное искусство идеала. все земное изгоняется. отказ от просвет реализма, и именно изображение действительности в бытовых формах. писатели-романтики воплощают свой идеал ч/з историю фантазию сказку.
новый герой Р - личность, представляющая собой последнее прибежище духовности в мире порока. романтическую систему можно назвать гениоцентрической - в центре гений (исключит уникальная единств в своем роде личность). это герой кот нах в конфликте с обществом, он не находит себе счастья и покоя в мире, это герой с трагически раздвоенной душой. в Р было 2 типа личности - личность индивидуалистическая (байронический герой) - это исключ личность диктующая свои законы, в своем одиночестве ищет самоутверждения, его благая цель борьба со злом, что приводит к преступлению. ему свойственно свое особое понимание. высшая степень эгоцентризма и индивидуализма. боремся со злом тем же злом; гармоническая личность - эпоха возрождение человек универсальный в 17 в отказались от этой идеи, а эпоха Р возрождает эту идею, идея гармонической личности реализуется в образе творцов трагически одиноких.
НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ
экономически и политическая отсталая Германия не была единым гос-вом. дух атмосфера была сложная, т к жители пользовались дух лит-рой, что обусловило успех нем просвет лит-ры. не была сильна традиция классицизма - не было канонов для разрушения. образовалось движение "бури и натиска". яркий представитель Гете скептически относился к романтизму. успехи нем Р были обусловлены развитием дух свободой и развитием нем идеалистической философии. в Германии не было полит переворот, страна была ослаблена, не был сил для каких-либо изменений (главный протест - волна самоубийств).
предпосылки развития Р в Германии - вспоминают Фридриха Шлегель "наукаучение" Фихте "великая франц революция" и "Вильгельм Мейстер" Гете. учитывая специфику ситуации в Германии, можно указать дух настроения в стране. говоря о Фихте, кот был ученик Канта, один из оснполож идеалист философии. романтиком он не был, но его открытия повлияли на развитие Енской школы. осн положения - в центре мироздания субъект кот носит в себе весь мир, властвует нажд этим миром потому что он его создал. под этим субъектом Фихте подрос не конкретного индивида, а некое абсолютное человеческое Я, т е челов дух и воля. в зависимости от этого субъекта Фихте ставит сущ-е всего мира. это философия субъективная и идеалистическая. поэты-романтики переносили свойства на романтического героя, художника-творца, Я было поставлено в центре мироздания у Фихте.
"Вильгельм Мейстера" роман Гете, кот вызывал особую реакцию у критиков. Шлегель восхищался этим романом и считал эталоном романа, т к Гете ломал все каноны, эта книга кот не только оценивает сама себя но и сама себя изображает, огромную играет в ней ирония. бесконечное увидеть бесконечным.
периодизация: 1 ранний нем Р 1795-1802гг - Гельдермин; Йенский кружок или школа (от названия города Йен) - Август и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Навалис; 2 поздний нем Р 1805-конец '10 гг - Гейдельбергскую школу - Климент Брентано, Ахим фон Арним, братья Гримм Якоб и Вильгельм; Берлинская школа - Генрих фон Клейст, Адельберт фон Шамисса, Гофман.
ранний нем Р
Йенская школа или кружок - Р носил эстетический и умозрительный характер. по мнению ранних романтиков мир явл отражением внутр духа личности. личность творит мир и познание мира есть самопознание. сложился кружок в Йене, славился своим универом студентами были молодые люди заинтересованные одним вопросом "что есть истина?" Август Шлегель и его брат Фридрих преподавали в универе, и дом Августа стал местом встречи. в кружок входили Тик, Вакин Роберт и Навалис. Фридрих Шлегель 1772-1829гг. свою концепцию разрабатывает в своих фрагментах, кот были опубликованы 1798г в журнале "Атеней". "ром поэзия - новый этап в развитие лит-ры, хар черта Р постоянное развитие, при этом он указывал и на историзм, ром поэзия Шлегель считал поэзией универсальное, т е она все вбирает в себя все лит жанры, а также философию и риторику. ром поэзия пересоздает дейст-ть, она бесконечна и свободна, единст закон - воля поэта, кот не подчиняется никаким законам". ром поэт должен соед поэзию и музыку, т е это своеобразный синкретизм искусства. лит-ра должна уподобиться музыке по мн Шлегеля, т к музыка - самая рациональная. стремление к бесконечному, томление по неизвестному - осн чувство. слово не должно выражать мысль, оно должно создавать ром настроение. Шлегель призывает отказаться от логического развития действия и важными свойствами считает немотивированность, загадочность в поступках героя и его характера. Шлегель прославился как теоретик ром иронии. истоки ром иронии находят источник в саркастической иронии Фихте. Шлегель "ром ирония - самая свободная из всех вольностей". по мн Шлегеля худ-к стремится раскрыть себя в идеале но понимает невозможность этого, и осознание неосущ-ми идеала влечет за собой иронию и самоиронию, самопародирование и т д. ирония - скрытая насмешка. ром ирония - постоянное критическое возвышение худ-ка над собств высказыванием, т е ром ирония это ирония по отношение к ром герою и к ром идеалу соответственно. она может принимать самые разные формы в произведении. в драматической постановке ирония принимает форму разрушения театральной иллюзии. в прозе ирония - двойственная композиция, чтобы показать высокие идеалы, в то же время идеал опускается путем вклинивания другого жизнеописания; либо архаика и современность совмещаются в одном произведении. первые опыты принадлежат Фридриху Шлегелю, кот написал "Луцинда". любовь - путь самопознания и путь к идеалу, герои - худ-ки кот живут для себя для самореализации. соц план полностью отсутсвует, показана исключ жизнь души героев. автор намерено отказыв от завершенности, логичности, ясности. основа - письма 2х влюбл где идет речь об искусстве, идеале, снах эстетич переживаниях.
Людвиг Тик 1773-1853гг - не занимался теорией, был талантливым новеллистом. 1798 "Странствия Франса Штернбальда", это рман о художнике. герой - мол худ Альфред Дюрер, идеальный худ связанный с народом, конфликт с бюргерством. в жанре комедийном Людвиг проявил себя, это пьесы ром ирония нарушает структуру пронзи, самое извест "Кот в сапогах" 1797г. сюжет - повод к разговору, Тик использ театр-в-театре. зрители на сцене смотрят дет сказку и обсуждают ее, задают вопросы на кот отвечает сам автор. критикуются мещане, феод порядки. Тик защищает право писателя на раскрытие любой темы. новаторство не прошло незамеченным.
Брехт "Белокурый Экберт" 1798г. Людвиг Тик показывает лесное уединение. реал план условен, происходит в ср века. герои живут уединенно, их навещает только некий Вальтер. он просит жену рассказать о своем прошлом. мотив кровосмешения вводится, что говорит о том что новеллы о стремлении человека к идеалу, и автор показывает как этот идеал может принимать обманчивые форму. показано двоемирие - реальный мир - мир корыстных отношений, мир порока; мир идеальный - мир лесного уединения. эти миры пугающее похожи друг на друга. мир порока маскируется под мир идеальный. есть символы - птица символиз мир искусства, драг камни символиз красоту и порок и зло. мир Тика в этой новелле мир искаженной красоты, мир безперспективный, страшный, мир в кот создается ощущения колодца стены сужаются и давят на тебя.
Навались () - Йенская школа, прожил коротокую жизнь, конец 90х гг. в нем уживались аоэт, философ, романтик и ученый-испытатель. разбирался в математике физике геологии. интересовали конкретные законы природы и философское устроение человека. повлияла сильно философия Шеленга. любил Софи Кюн, любовь юношеская, в 13 лет познакомились, а в 15 лет она умерла, что сильно отразилось на творчестве Навалисса в образе божественной высшей мудрости. цикл "Гимны к ночи", философская повесть "Ученики в Саисе", "Генрих фон Офтердинген" 1798-1799гг. 1881 году автор умер и не закончил свое произведение. лирический цикл "Гимны к ночи" в кот поэт обращается к потустороннему миру - миру ночи и смерти. ночь в этом цикле образ в кот воплощается идея вечного бытия в потустороннем мире. в этом мире ночи пребывает божественная мудрость София, мистическое соед-е с ней возможно только в мире ночи. образ смерти как переход в иную вечную жизнь.
незаконченный роман "Генрих …" начат 1899г и не закончен. в романе 2 части ожидание и свершение. тема произведения - изменение мира властью воли и мысли поэта. познание мира одновр явл самопознанием для героя произведения Генриха. это полулегендарный поэт, канонизированный, еги считали автором "Песни о Нибелунгах". молодой человек кот не знает о том что он поэт, не знает мира, действительности и в романе рассказывается как он познает мир, осознает себя поэтом и происходит оригинальным образом без бытовых подробностей. время действия - средние века. отправной точки служит сон Генриха - взгляд изнутри на мир. сон героя - волшебное путешествие, погружение в себя, его мечты, слияние с природой. картины сна многозначны и не имеют начала и конца. все ощущения достигают огромной напряженности. во время сна успевает умереть и родиться, любит с безмерной страстью и затем вечная разлука. сон Генриха - это вневременное бытие. герой романа - человек вцелом. в этом проявл магический идеализм Навалисса. сон представляет образ человека в бесконечном движении и предвосхищает все в романе. центр образ романа- голубой цветок. этот сон помогает определится с своим призванием в этой жизни. образы сна побуждают его к путешествию. с матерью он отправляется в Аутсбург. путешествия составляют 1 часть романа - ожидание. вставные новеллы, рассказы людей - аллигория разных сфер жизни поэта. история человечества для Навалисса - это история развития духа. 2 пути постижения истории: путь опыта, далекий и извилистый; другой путь совершается одним прыжком - это путь внутр интуитивного созерцания. т е поэт говорит о поэтическом постижении истории, историк должен быть поэтом. в сказках больше исторической истины чем в летописях. путешествия представляют собой путешествие в свой собственный мир, познание Генрихом законов природы. мир сущ в сознании героя, мир творится самим героем, познанием мира есть самопознание. по прибытии в Ахсбург поэт знакомится с мудрым поэтом и его дочерью Матильдой. в образе Матильды Генрих узнает голубой цветок. в романе проводится мысль о переселении душ. ему страшной сон снится что Матильда гибнет на прогулке на лодках и оказывается вещим. на этом роман обрывается. Генрих и Матильд переживают целый ряд метаморфоз, изменяются их физические тела, но не душа - смивол бесконечного подвижного Я. все телесное и материальное начало призрачно. мир - продукт сознания человека. челов бытие вечно и в нем уничтож все границы. человек у Навалисса находится в центре мира и обладает творящей силой. голубой цветок - символ поэтического томления по идеалу. это центр символ всего нем Р. это некая точка отсчета, абсолют, скрытая сущность мира. он же воплощает наибольшие ценности: искусство, любовь, слияние с природой. главной герой утопичен ак и окружающая его среда, путь его бесконфликтен, здесь нет столкновения с реальностью, потому что ее нет.
Эрнест Теодор Амадей Гофман (1776-1822) - третье имя было Вильгельм, Амадей появился в честь Моцарта. музыка составляла смысл жизни Гофмана. он хотел достичь вершин Моцарта и даже посоревноваться с ним. "феномен Гофмана". в музыке: мессы, Ундина, романтические произведения. как художник тоже не выдался. как писатель лучшее наследие были созданы в последние 10-15 лет жизни. многие его произведения не столь гениальны по сравнению с произведения последних 10-15 лет. родился в семье чиновника, родители были в разводе, в Кенигсберге. двоемирие Гофмана происходит из самой жизни. жизнь его выстраивалась в 2х измерениях: нужно было вести жизнь бюргера, получать образование, завести семью, а с др стороны он хотел посвятить себя искусству, что плохо удавалось, т к тут же следовали финансовые трудности. его возлюбленная была его ученица, кот он давал уроки музыки. у Гофмана есть высокое представление о романтическом идеале. понять душу мира могут только особые люди, отрешенные от реальности мира. конфликт с бытом проявляется в бытовых формах, вещи мстят за невнимание к ним. романтический герой Гофмана - художник, музыкант, писатель. страдает от того талант его слишком велик, чтобы отразить его в произведениях, муки творчества, трудно донести до людей те звуки кот поэт слышит. с др стороны конфликт с обществом, Гофман понимает что его стихи не нужны обществу. народ хочет слышать хорошенькую музыку понятную филистерам для придворных праздненств. в лит-ру Гофман приходит через музыку, будучи чиновником, отцом семейства. 1809г "Кавалер Глюк" - муз очерк в жанре лит-ного портрета. это австрийский композитор 18в. Гофман сип прием мистификации. необычно начало "воспоминания 1809г", но опубликовано 15 февраля, что показывает отнесенность в будущее. герой Глюк - герой из прошлого, а действие в будущем. Гофман сопоставляет прошлое, наст, будущее. герой - оторвавшийся дух, страдающий за предательство музыки, вынужден общаться с филистерами. дух открывается рассказчику. 1813г был написан "Дон Жуан" - произведение как музыкальная критика. разбор оперы Моцарта "Дон Жуан". мотив раздвоения человеческой природы. идеал худ-ка и творца Иоганнос Крейслер - сквозной герой творчества Гофмана, появл в цикле новелл "Креслериана". этот же герой в "коте Мурре". 1810г возникает образ впервые когда создаются страдания Крейсера, это второе Я Гофмана, воплощает жизненный опыт Гофмана, страдания от избытка эмоций, неудачная любовь Юлии Марр. искусство он понимает как священное искусство, только причастность к искусству дает право на индивидуальность. худ-к для Гофмана священник а публика община верующих. страдает от избытка фантазий, кот он не может выразить адекватно. страдает и от непонимания- утилитарный подход обывателей к искусству. его удел всегда быть непонятым. особенность двоемирия - фантаст сказочный мир представляет собой поэтический мир худ-ка, реальность сводится к филистерскому бытию, кот чуждо поэтическое начало. 1814-1815 гг "фантазии в манере калло" в 4 томах. калло - франц худ-к 18в, автор гротескно-фантаст гравюр, у кот все образы проходят ч/з фантаст мир. разнообразие жанров новелла сказка диалог очерк о музыке фрагмент. в 3 томе "Золотой горшок" 1814г. Гофман был поздним романтиком. фантастика обыденной жизни. романтик фантастического реализма - Гофман. реализм - представлен быт, но ведут себя волшебным образом. в Горшке Гофман прибегает к романтической иронии. новелла "Сказка из новых времен". четко обозначены время и пространство. место д-я Дрезден, р. Эльба. День Вознесения - праздник. в реальность вторгается фантастика.
мир филистеров у Гофмана - мир расчета, не имеет значения ни музыка, ни нравы и т д. студент Ансельм довольно меркантилен. финал - романтическая ирония. со стороны студент выглядит странно, но мелочи явл признаками положительного начала в человеке не имеющим отношения к бытовой жизни. в финале на свадьбу дарят золотой горшок. горшок связан с прекрасной Лилией кот любил Саламандр. золотой горшок - романтическая ирония. с одной стороны горшок волшебный предмет, а с другой стороны это ночной горшок еще и золотой. достаточно четкая система образов, 12 вигилий (ночное бдение) - четкая композиция, гротескные изображения действительности. Гофман через все систему образов пытается показать что истинное предназначение человека закл в духовном сущности, обрести эту свою сущность непросто. за обретение этой сущности борются низкие образы: зло и т д. но истинную сущность вещей нужно увидеть. Гофман как поздний романтик понимает утопичность идеи воплощения романтического идеала действительности, проявляет мистику вещей, вещи мстят людям за оторванность от духовного начала.
ряд произведений кот обладают готической окраской, где Гофман рассуждает о темном начале в человеке, появл образ двойника: незак роман "Эликсиры Сатаны" с детективном сюжетом; цикл 1817г "Ночные этюды", произведения объединены темой ночи. символ омраченного сознания героя - "Песочный человек", "Мадемуазель Скюдери".
"Песочный человек" - здесь встреч с еще одним студентом Натанаэлем, в его жизнь вторгаются темные страшные силы. новелла нач с двух писем: Натанаэль пишет Отару, девушка Натанаэля Клара отвечает ему вместо друга. Адвокат Капелиус ассоциируется с образом песочного человека, о кот Натанаэлю рассказывала няня. здесь метафора - песочный человек сыплет песок в глазки маленьким детками чтоб они засыпали. малыш становится свидетелем смерти своего отца в мастерской. влюбляется в дочку препода Олимпию, но она кажется слишком неживой студенту Натанаэлю. идет в дом к преподу просить выдать замуж Олимпию, видит как отец и ученый спорят о том кому принадлежит кукла - дочка препода. в конце погибает бросаясь с башни. Гофман здесь подходит к новой теме Р - подсознание человека, какие глубинные страхи, эмоции обитает в подсознании человека. темное начало в чел не подчиняется разуму. Натанаэль и Клара представлены как два оппонента: Клара это воплощение разума, Натанаэль прислушивается к голосу внутри себя и сам же его боится. страхи персонифицируются в образе адвокат Кополла. глаза не просто взяты за ключевой момент. через глаза мы видим душу чел, мотив жизни и духовности. мотив атомата также присутствует у Гофмана - признака бездуховного механического сущ-я чел в современной цивилизации. угловатые движения, механические - все это символизирует о механическом начале в чел. человек буз души - романтическая ирония - автомат, искусный механизм. Натанаэль не может отличить куклу от живого человека. ему нужно восхищение кот дает кукла, а не живая девушка высказывающая критику и вяжет носки. не все в чел объясняется разумом.
"глаза - это зеркало души" - Карамзин
"Житейские воззрения кота Мурра" 1820-1822гг - дуализм мировоззрения Гофмана, его двоемирие и особенности романтической иронии. композиция двуплановая, в ней противопоставлены два плана повествования, есть персонажи действующие и в том и в другом плане. роману предшествуют предисловия издателя в кот он пишет о некой рукописи попавшей ему в руки, был удивлен что автор - ученый кот. в текст кота вклинивается рукопись жизнеописаний Иоганоса Клейстера. хозяин кота - прототипом послужил учитель музыки Гофмана. у хозяина был друг чья рукопись хранилась у хозяина, и в качестве промокательных Листов кот использовал его рукопись. чередуется биография композитора и жизнеописания кота. причем рукопись кота можно восстановить, а композитора - нет. механич соединение двух разных сюжетных планов. имеет место сопоставление и противопоставление героев и в том и в другом плане. ситуация выглядит сложной. образ кота - существо гармоничное, самодостаточное, своя кошачья философия, аппетит руководит котом. кот представляет собой филистерское сущ-е в чем упрекает кота Мурра один из его друзей. у кота метущаяся душа художника и музыканта, пародия на романтического героя. Гофман совмещает высокое и низкое, вкладывает в уста своего героя романтические позиции и идеалы - клише. кот тянется к знаниям, ученостям, учится писать, читать, обладает возвышенной душой, не чужды романтические любовные порывы. есть история любви к замечательной кошке, с кот исполняет любовные дуэты. Гофман использ Музык терминологию. Мру дружит с пуделем Понто, кот поражает его своим подходом к жизни. Иоганос Крейслер - настоящий художник, романтический герой. Гофман воплотил в образе Крейсера свои переживания. причины страданий двоякого свойства: с одной стороны он страдает от мук творчества, от того что не может выразить свое творчества, с другой стороны конфликт художника и общества. К оказывается при дворе некоего князя и этот придворный мир выписан в сатирическом ключе, пародии на карликовое гос-во, горькая ирония - правитель не явл правителем в результате войн, но от продолжает считать себя правителем, устраивает придворные пышные праздненства, придворные интриги и тд дочка князя любит Крейсера, Юлия - дочка советницы - романтическая возлюбленная Крейсера. он чувствует себя некомфортно, вынужден приносить свое искусство в жертву профану, пишет музыку для придворных праздненств. он не приспособлен к дворцовому миру, не может защитить себя и Юлию и сходить с ума. 2 часть - Крейслер попадает в монастырь и чувствует себя спокойно там. отказывается принять постриг. история Крейсера не дописана, роман незавершен. финал его судьбы - сумасшествие. есть вставная новелла о придворном художнике кот влюблен в мать принцессы и сходит с ума. он двойник Клейстера.
АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ
середина 18в, развитие набирало обороты, в 1760е гг 18в произошла промышленная революция, кот имела значение как великая французская революция для Франции. Революция обеспечивала экономич рост, 1780-1790 - Англия центр духовных и соц противоречий. лит развитие опережает другие страны, в Англии раньше же наступил лит кризис. преромантическое течение развивается - готический роман Анна Радклиф, Гораций Уол Пол. это жанр в кот развивается поэтика тайны, ужаса в конце получают рациональное объяснение. следы влияния гот романа в тв-ве Сэмюэля Тейлор Кольридж, Диккенса. Джейн Осин высмеивала гот романы, пародия на гот роман. Англия принимала участие в Наполеоновских войнах и успешно. развитие экон и дух жизни - промыл застой не коснулся Англия, кроме того она крепила полит и экон позиции, расширила свои колонии и закрепила свое господство на море. в конце 18в была утрачена Американская колония. Нед Луд - движение луддиты 1810г. рабочий Нед Луд был первый кто сломал станок. ввелись смертные казни. Англ Р - направление кот отражает дух кризис общества. был движением разнообразным, развивалась эстетика и философия разных течений. все это объединилось под общим названием. 2 периода - 1) 1790гг - "Озерная школа" англ Р; 2) Шелли и Байрон. первые 10 19в, яркий их расцвет. советское направление называло периоды англ Р рекреационный и прогрессивный. романтический исторический роман - Вальтер Скотт, с 1814гг начинает публиковать свои ист романы. лит-ра раззевается в Ирландии - Томас Мурр; Джон Китс. 20гг после смерти Шелли и Байрон наступает постепенно упадок Р кот с 30гг уступает свое место реализму. Диккенс Теккерей сестры Бронте в своем тво-ве продолжают традиции Р. в конце 19в развиваются романтические традиции в новом течении - неоромантизм - Конан Доел и др. была характерна тяга к необычному, оригинальному.
родоначальником считают Уильяма Блейка 1757-1827гг. родился в семье шляпника, учился в худ школе, ученик гравюра, был известен как художник-график. выполнял гравюры к Библии, Данте. 2 сферы тв-ва: поэзию и графику, не разделял. появлялась сначала картинка а после стих как стих-е "Тигр". во втор пол 19в стал известен. был близок просветительской традиции - утверждал права человека на счастье и считал что на сознание чел можно воздействовать с помощью идей. Блейк выступал против классицизма, симпатии франц револ, вслед за ней последовало разочарование. сборники "Песни невинности" 1789г; 1793г "Песни опыта". в первом сборнике Блейк изображает царство детской радости, вещи откр впервые, главные герои - дети. вступает в права поэтик утопия и здесь ярко звучит тема золотого века. дети наивны и доверчивы существа, жизнерадостны и счастливы, их опекают небесные силы кот имеют свое земное воплощение. "Дитя-радость" - просит назвать себя Радостью ребенок 2х дневного рождения, он радуется всему. счастье показано как естественное состояние людей. традиция прсвещения- счастье это естественный закон природы. мир изображен сквозь призму детс сознания кот не испорчен реалиями. предстает ретроспективная утопия кот находит выражение в "Счастливой песни". идеал счастья - смеющийся ребенок вместе с кот радуется весь мир. во втором сборнике автор пишет прямопротивоположные настроения, резко нарушается гармония, то что утверждалось в 1 сборнике - опровергается во 2. стих-е "Ягненок" соотв "Тигр"; "Детская радость" сменяется "Детской скорбью"; "Больная роза", " Ядовитое дерево", "Сад любви". эмоц вершиной явл "Лондон" перед нами улицы Лондона, воды Темзы, образы-символы стон солдата проклятия уличной девки превращаются в аккомпонемент свадебной процессии. героем сборника становится сам поэт. большое значение образ поэтич личности. романтики считали Блейка своим духовным отцом. в нем видели эстетическую доминанту поэтич Р. в стиха своих он говорил в малом и повседневном увидеть всеобщее и бесконечное.
"Озерная школа" - озерным краем наз живописный район на сев-зап стране графство Кемберлэнд, по другому "лейкисты". Уильям Вордсворт 1770-1850; Сэмьюэл Тейлор Колледж 1772-1834; Роберт Саутсен 1774-1843. зимой 1796г познакомились, вместе изучали философию, издали сборник "Лирические баллады" 1798г. эти поэты были совершено разные, Вордсворт спокойный, Кольридж импульсивный. по-разному воплощаются идеи. предисловие было написано Вордсвортом кот стало манифестом. одухотворенность - основное качество англ Р. особая роль поэта и поэзии в чувств познании мира. только поэту дано понять и постичь тайны мировой души. он считает что нужно изобр обыденную жизнь но в поэтич свете. лучше в поэзии показывать деревенскую простую жизнь - поэтический идеал Вордсворта. поэзия должна воспроизвоить язык простых людей. выступал против рационализма и культа разума но в его взглядах сохр идея естеств чел и руссаистики идеалов природы. центр место в поэзии - любовь к природе. стихи просты и благозвучны, его сильно критиковали т к он писал простым языком а англ Р - искусство высокое и ничто приземленное не должно касаться. в Англии ценят больше Вордсворта6 как в России Пушкина. согласно Вордсварту природа - воплощение мудрости красоты добра источник нравст возрождения. мир природы и дух мир чел переплетаются и сливаются в единый живой организм. поэзии свойственны антропоморфизм. природу считает дух наставником чел. мастер пейзажной лирики "Кукушка" "Золотые Нарциссы" "Написанное ранней весной" "Маргаритка" "Бабочка". лирич герой воспевает не только что виит и слышит, в центре нах ам процесс переживания, как ему слышится видится думается. не только стаичная картина.лир герою свойствено уход от общества в прекр мир природы, тема любви не характерна, идеалом он считал покой самоотречение. только сборник "о Люси" 1799г - ром рассказ о власти любви. любовь это загадка тайна, Люси воплощение красоты природы, а ее смерть это слияние с природой.
Кольридж 1792г в семье провинциального священника. отец привил любовь ко всему сказоч и фантастик, образование получил в Лондоне, полступил в Кембридж, готовился к сану священника но быстро разочаровался учебе. знакомится с Саути. мечтали от отъезде в Америку и создать свое движение. подробно разрабатывали и называли Panti Socrati. 1795 женился на Саре Фрикер брак поспешный и принес позже разочарование. Сара Ачисон возлюбленная, поэтик имя Азера. 1800гг были самые продуктивные. известность принесли ему стих-я где изображаются лица и характеры сверхъестественные или по крайней мере романтические. вымышленный сюжет основан на народном творчестве, готические мотивы.главный пафос - счастье и спасение для человека приобщение к природе. он создае Date: 2015-09-05; view: 963; Нарушение авторских прав |