Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие немецкой печати в XVII - XVIII веках





Мы лишены возможности проследить переход писанной газеты в печатную. В полном междоусобной борьбы и народных волнений XVII столетии погибла огромная часть культурных памятников того времени. Вследствие этого многие эволюционные процессы, представляющие значительный интерес для историков-социологов, здесь резко обрываются. К числу таких исчезнувших источников относятся и исторические данные о первых печатных газетах. Их происхождение от писанных газет не подлежит сомнению, но нам осталось совершенно неизвестным время, когда жил тот рассудительный и дальновидный издатель, который впервые решил систематизировать получаемые известия, печатать их и периодически выпускать в продажу, а также и то, кто был этот человек.

Тем не менее одна из промежуточных ступеней этого перехода может быть установлена с достаточной ясностью. Австрийский уроженец Михаил фон Айцинг, проведший свою молодость в Бельгии и после нескольких житейских неудач попавший в 1581 г. в Кельн, составил в 1583 г. сборник статей, в которых с большой эрудицией и талантом были изложены все перипетии сенсационного Кельнского спора. Хотя сведения об этом процессе время до времени и доставлялись через писанные газеты, но они не давали наглядного представления о деле, так как конфликт, приведший к объявлению архиепископа курфюрста Гебгарда вне закона, затягивался до бесконечности и сообщения газет страдали отрывочностью и неясностью. Вышеупомянутая брошюра была озаглавлена «Relatio Historica о происшествиях на Кельнском съезде»; изложение конфликта было доведено до осени 1583 г. Брошюра была отпечатана Айцингом в Кельне и поступила в продажу на Франкфуртской ярмарке, являвшейся одним из главных центров тогдашней книготорговли. Общественное значение конфликта, который при победе архиепископа привел бы к образованию протестантского большинства в совете курфюрстов, а также объективное и наглядное изложение его Айцингом обеспечили сборнику полный успех, побудивший его издателя продолжать начатое дело.

В последующих выпусках он уже не ограничивался отчетами о Кельнском съезде, он включил в 1588 г. в кругозор своих наблюдений события общеполитического характера. Благодаря тому что выход в свет этих отчетов (relatio) совпадал со временем Франкфуртской ярмарки, их называли «ярмарочными ведомостями», но иногда и Relationes Lemestrales, хотя они издавались всегда на немецком языке. Появляясь периодически правильно, они заключали уже в себе несомненные признаки современной газеты и могут быть рассматриваемы как непосредственные ее предшественники, а за издателем их, Михаилом фон Айцингом, должна быть признана заслуга основателя современной германской прессы.

Но его усердная и трудная работа вознаграждалась весьма незначительно вследствие того, что отчеты его перепечатывались во множестве экземпляров любителями легкой наживы. Ему пришлось удалиться от дела и принять предложенную ему курфюрстом должность при Боннском университете, где он прослужил до конца своей жизни (1598 г.). Его отчеты послужили образцом для многочисленных подражаний. Уже в 1591 г. священник Конрад Лаутенбах под псевдонимом Якобуса Франкуса выпустил в свет печатную ведомость, к чему вскоре примкнул Маурер, издавший во Франкфурте целый ряд «Ярмарочных отчетов», пользовавшихся столь крупным успехом, что преемники Маурера, опасавшиеся охлаждения публики к изданию после его смерти, стали выпускать эти отчеты под именем покойного. «Ярмарочные реляции», основанные Маурером, просуществовали до 1806 г. Многочисленные ведомости наподобие «реляций», выходившие в средней Германии, имели весьма кратковременное существование.

Содержание отчетов во многих отношениях неудовлетворительно: изложение тяжеловесно, многие известия неточны, а нередко и совершенно неверны. К тому же многое приходилось замалчивать вследствие строгих цензурных запретов. Составитель одного из отчетов Яков Фрей замечает в свое оправдание, «что не обо всем можно писать беспрепятственно, в особенности же о том, что касается князей и господ и их междоусобий и распрей». Несмотря на эти недостатки, отчеты-ведомости содержат множество важнейших сообщений и являются неоцененным историческим материалом.

Со времени первой ведомости Айцинга до появления первых германских печатных газет прошло не менее 20 лет. Но ни одна из газет того времени не дошла до нас и вследствие этого при исследовании первых шагов германской прессы нам приходится опираться на отрывочные предположения, не выходящие в большинстве случаев из области догадок. Тем не менее можно указать на две газеты, которые следует признать старейшими, хотя первые номера их до сих пор не найдены. Одна из них выходила в Страсбурге, другая, по всей вероятности, в Аугсбурге. Которой из них принадлежит старшинство – остается неизвестным. Первые номера обеих газет относятся к 1609 г., но не подлежит сомнению, что как та, так и другая возникли гораздо раньше.

Страсбургская газета, хранящаяся в библиотеке Гейдельбергского университета, имеет следующее заглавие:

 

«Ведомость (Relation) о всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершившихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Валахии, Молдавии и Турции за нынешний 1609 год. Все сведения отпечатаны в том виде, в каком были доставлены».

 

Это заглавие, занимающее всю первую страницу, окаймлено изящным рисунком и приложено к первому номеру газеты. В следующем за ним предисловии, принадлежащем перу известного книгоиздателя, Иоанна Каролуса, дается весьма ценное указание на то, что «составление ordinarii avisa будет продолжаться по примеру прошлых лет»; комплект 1609 г. является таким образом лишь продолжением старого издания.

Другая газета, выходившая, вероятно, в Аугсбурге, была найдена в 1903 г. почтовым советником Гримме в королевской библиотеке в Ганновере. Она не имеет заглавного листа и содержит на верхнем краю первой страницы следующие строки:

«Avisa – Ведомость или Газета о том, что произошло в Германии, Испании, Нидерландах, Англии, Франции, Венгрии, Австрии, Швеции, Польше и во всех провинциях, в Ост-Индии и пр. Доставлена 15 января. Напечатана в 1609 году».

 

К годовому комплекту 1609 г. приложен комплект и за следующий год. Но ни в том, ни в другом не помечена фамилия издателя и место издания, хотя целый ряд соображений говорит в пользу того, что последним был Аугсбург. Некоторые из статей газеты отмечены той же датой, к которой относится выход в свет соответствующего номера. Из сравнения этой даты с датами других статей вытекает, что доставка их до места издания всегда занимала время, необходимое на проезд из места составления, помеченного в конце каждой статьи, до Аугсбурга. Так, например, на проезд от Регенсбурга до Аугсбурга требовалось три дня; тот же приблизительно срок и на проезд от Инсбрука и Галле в Тироль; и эти промежутки времени соответствуют указанной выше разнице при сопоставлении дат отправления статей с датами напечатания их в газетах.

В подтверждение этого мнения говорит еще следующее обстоятельство: в 1625 г. прекратился выход газеты, что можно заключить по отсутствию дальнейших выпусков; но год спустя в Эттингене в издании Шультеса появляется листок под заглавием «Продолжение Аугсбургской газеты», схожий с газетой 1609 г. по внешнему виду: формату, бумаге, шрифту, способу составления известий, а также и по протестантской тенденции, характерной для первой. Аугсбургская газета несомненно выходила и до 1609 г., это явствует из того, что в это время она уже имеет весьма солидную организацию, содержит корреспонденции из Праги (107), Вены (59), Кельна (48), Антверпена (46), Венеции (40), Рима (10) и из других мест и заявляет себя, как давнишний орган, хорошо знакомый со вкусами своих читателей. Но, к сожалению, совершенно не может быть доказано предположение Гримма о том, что она служит непосредственным продолжением писанных ведомостей Фуггеров.

Содержание первых газет составлялось исключительно из корреспонденции, помещаемых без всякой связи между собой и написанных по большей части сухим, тяжелым языком. Автор всегда почти ограничивается изложением фактической стороны дела. В редких случаях он высказывает свое личное мнение или выясняет свою политическую платформу. Строгая цензура, тяготевшая над всей умственной жизнью Германии, не разрешала свободного обмена мнений. Партийная полемика находила себе приют лишь на страницах памфлетной литературы. Сухой, повествовательный тон продержался в германской прессе в течение всего XVII столетия; даже события, волновавшие в свое время всю Германию, как, например, разрушение Магдебурга, битва при Лютцене, убиение Валленштейна, трактуются с чисто эпическим безучастием и индифферентизмом.

Общественное значение прессы сразу было оценено во всем объеме выдающимися политическими деятелями. При взятии городов Густав Адольф и Валленштейн первым делом прибирали в свои руки местную газету, чтобы воспрепятствовать распространению в стране невыгодных для победителей сведений. Польский король Иоанн Собесский жертвовал своим ночным покоем для корреспонденции на имя королевы о военных делах, точно отмечая места, предназначавшиеся к печати. При этом он просил супругу не скупиться на оплату издателей, чтобы они не печатали враждебных ему известий.

По внешнему виду газета еще напоминала книгу; объем страниц равнялся четверти листа. Печатание, уже тогда производившееся с большой поспешностью, имело крупные недостатки: текст был полон опечаток, бумага – обыкновенно невысокого качества. Газета по общему правилу выходила один раз в неделю.

Успех первых газет во многих местностях Германии и преимущественно там, куда постоянно стекались новейшие известия, вызвал появление составленных по их образцу печатных ведомостей. Раньше всего это случилось во Франкфурте-на-Майне, служившем, по словам Энэя Сильвия, еще в XV столетии «центром культурного взаимодействия верхней и нижней Германии». Владелец книгопечатни Эгенольф Эммель в 1615 г. основал здесь газету, успех которой побудил полицмейстера графства Таксис Иоганна фон ден Биргдена выпустить два года спустя «Почтовые ведомости». В 1619 г. в издании книготорговца Шёнветтера вышла третья франкфуртская газета. Но всем этим изданиям судьба готовила тяжкие испытания в эпоху злосчастной Тридцатилетней войны: два из них вскоре перестали выходить, одни «Почтовые ведомости», находившиеся в тесной связи с таксистским почтамтом, пережили войну и фигурировали впоследствии, под названием «Oberpost-anitszeitung», в роли консервативного органа австрийских империалистов. Гораздо позднее, в 1665 г., к ним присоединился основанный книготорговцем Вильгельмом Серлином «Журнал» («Journal»), явившийся органом либералов. Из городов, где в эту эпоху печатные газеты получили наибольшее распространение, наряду с Франкфуртом, следует назвать еще Штутгарт, Нюрнберг и Вену, но о них сохранились лишь весьма скудные известия, далеко не достаточные для более или менее точных выводов. Наиболее бедны содержанием и бесцветны венские газеты: «Венские почтовые ведомости» и «Венские известия». Это указывает на особенно тяжелые цензурные условия, с которыми им приходилось считаться.

На севере Германии газетное дело развивалось не менее успешно, чем на юге. Сохранились известия о печатных газетах в Лейпциге, Иене, Бреславле, Гильдесгейме, Брауншвейге, Берлине, Гамбурге, Ростоке, Кенигсберге и других, но из этих многочисленных изданий до нас дошли лишь единичные и разрозненные номера; остальные погибли во время разрушительных войн того времени. Значительная часть уцелевших экземпляров составляет собственность Королевской библиотеки в Стокгольме; эти номера высылались шведскими генералами, участниками Тридцатилетней войны, их родным в Швеции. Важнейшими газетами северной Германии в XVII столетии были лейпцигские и гамбургские газеты. В Лейпциге уже в двадцатых годах того столетия газеты приближались к типу современных.

После битвы при Брейтенфельде в 1631 г. победители-шведы во время своего пребывания, по-видимому, совсем задушили германскую печать. Шведский фельдпочтмейстер Андреас Вахель вскоре приступил к изданию собственной шведофильской газеты под заглавием:

 

«Ординарная почта и ведомость шведского почтамта в Лейпциге, выходящая еженедельно...

Печатано в Лейпциге Юстусом Янсониюсом в 1632 году».

 

С уходом шведов в городе снова появились мелкие издания, но при возвращении неприятеля в 1642 г. им пришлось разделить участь своих предшественников, так как распоряжением генерала Торстенсона право выпуска газет было монополизировано шведским почтамтом. Господство шведов в Лейпциге продолжалось до 1650 г.; трудно сказать, в какой мере шведский почтмейстер Иоганн Дикпаул воспользовался за это время своей привилегией; и известны лишь отдельные номера «Еженедельной ведомости» 1644–1647 гг., изданные, по всей вероятности, шведским почтамтом в Лейпциге. Они находятся ныне в Королевской Библиотеке в Ганновере и имеют на заглавном листе сбоку приписку «Лейпциг». Когда шведы окончательно покинули город, книготорговец Тимофей Рицш получил от саксонского правительства концессию на издание газеты, которая и стала выходить с 1 января 1660 г. ежедневно, за исключением воскресных дней, под названием «Neu-eingelaufene Nachrichten von Kriegs und Welthändeln». Эта первая большая политическая газета Лейпцига преобразовалась в существующую ныне «Leipziger Zeitung».

Появление газет в Гамбурге относится к 1616 г.; оно ознаменовалось выходом в свет «Еженедельных ведомостей» Иоганна Мейера, с которыми в 1630 г. вступили в ожесточенное соперничество «Почтовые известия» таксистского почтмейстера Клейнгауза. В результате этого соперничества первое издание должно было сойти со сцены. Но и «Почтовые известия» не могли похвалиться особым успехом у публики; то же можно сказать и о «Новой еженедельной гамбургской газете», просуществовавшей около года, в 1640–1641 гг. Крупный успех выпал на долю «Курьера», основанного в 1673 г. Фомой фон Вирингеном по образцу французских и английских «интеллигентских листков». «Курьер» имел широко поставленный справочный отдел и многочисленные публикации. Он выходил потом под названием «Газета Вирингена» вплоть до 1813 г., когда в Германии настал период всеобщего экономического упадка.

Мы видим, таким образом, что периодическая печать в XVII в. зародилась во всех частях Германии, но непрерывные войны препятствовали ее дальнейшему процветанию. При недостатке просвещения в массах, при всеобщем разорении и упадке духа запуганного и отягченного податями населения печать не могла перерасти первой ступени своего развития: стать более, чем простым распространителем новостей. Но и в этой элементарной форме она оказала немалые услуги просвещению в эти тяжелые времена. Заслуги печати были оценены и отмечены современниками. В 1697 г. в Гамбурге появилась книжка: «О пользе газетного чтения», которое горячо рекомендуется публике. «Кто желает вести осмысленный образ жизни, – читаем мы в этой книжке, – кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное; должен уметь приложить его на деле».

 

Глубокие раны, нанесенные Германии Тридцатилетней войной, заживали весьма медленно. В продолжение первой четверти XVIII в. всем слоям населения приходилось напрягать силы в борьбе с тяжелыми экономическими условиями, правительства не оказывали им никакой поддержки; они утратили всякое понятие о здравой государственной политике. Целая армия мелких суверенов расточала денежные средства государства в погоне за роскошью и увеселениями, пример которых давал версальский двор. Народным массам были отрезаны все пути к улучшению их благосостояния; у них было отнято чувство политического единства, заглушено народное самосознание. Лишь с появлением на исторической сцене Фридриха II национальное самосознание немцев стало медленно пробуждаться и крепнуть. Это возрождение национального духа сразу отразилось на идейном содержании периодической литературы, принявшей более серьезный характер. Но новые течения нашли себе место лишь в журналах; в политической прессе цензура по-прежнему налагала свое veto на каждое проявление свободной мысли. Еще в середине XVIII столетия один из владетельных князей воспретил обсуждение политических событий в повседневной печати, мотивируя это нежеланием «иметь своими подданными праздных говорунов и хулителей». Проницательный ум Фридриха Великого сразу понял значение прессы для национальной жизни. Непосредственно вслед за своим вступлением на престол король, через министра Подевильса, дал понять военному министру фон Тулемейеру свое желание, чтобы «берлинским газетным писателям» была предоставлена «неограниченная свобода» писать без предварительной цензуры обо всех столичных происшествиях. В отношении Подевильса на имя военного министра сообщается, между прочим, что «его величество желает, чтобы интересным газетам впредь не чинились препятствия». Но когда впоследствии во время шлезвигских войн король потерпел ряд крупных неудач, которые не должны были получать огласки, цензура была восстановлена в своих правах (1749 г.) и периодическая печать сделалась послушным орудием в руках короля. Его перу принадлежит множество статей и заметок, в которых он старается склонить общественное мнение в пользу своей внешней политики и выставляет в выгодном освещении свои военные предприятия. По королевскому приказу видным сановникам также нередко приходилось составлять для газет статьи, которые предварительно просматривались королем и собственноручно исправлялись им. Не довольствуясь этим, король приказывал газетам печатать инспирированные им корреспонденции, шедшие якобы из провинции; задача этих корреспонденции состояла в том, чтобы оправдать перед обществом военные приготовления короля ввиду «надвигающейся опасности со стороны имперского (австрийского) правительства». Берлинским газетам строго приказывалось «не показывать виду, что корреспонденции официозно инспирированы».

Сохраняя полное инкогнито, король весьма подробно описывал свои походы на столбцах берлинских газет. Его корреспонденции появлялись здесь под заглавием «Письма очевидца». Лишь сто лет спустя исследования Дройзена обнаружили, что автором их был сам король. Но Фридрих не избегал и открытых выступлений. Когда летом 1761 г. его положение значительно пошатнулось и под влиянием тревожных слухов настроение в Берлине сильно упало, неожиданно для всех появился королевский эдикт, в котором «досужие люди, забавляющиеся распространением вымышленных сообщений», получили весьма энергическую отповедь. В случае продолжения их деятельности, им напоминалось заключение в шпандауской крепости. Весьма оригинальным способом были приостановлены королем ходившие весной 1767 г. толки о новых военных операциях. В самый разгар этих толков берлинские газеты получают известие о небывалом граде в провинции, разрушившем все озимые посевы. В Берлине – всеобщая паника, сменившаяся всеобщим удивлением, когда на следующий день приезжие сообщили, что это известие – сплошной вымысел. Это происшествие на целую неделю заняло внимание газет и их читателей, и разговоры о войне приостановились.

При преемнике Фридриха II, короле Фридрихе-Вильгельме II, репрессии против печати были значительно усилены цензурным эдиктом министра Велльнера 19 декабря 1788 г., направленном не только против политической, но и против научной литературы. Эти суровые правила, державшие в железных тисках всю литературу, сохранили свою силу и в начале правления Фридриха-Вильгельма III. Таким образом, ни малейшего просвета в положении германской прессы не было заметно даже на исходе XVIII столетия. Умственные запросы интеллигенции в Германии могли поэтому находить себе удовлетворение лишь в иностранной прессе, преимущественно в голландской, пользовавшейся наибольшей свободой обращения в Германии. Голландские газеты поспешили пойти навстречу желаниям своих иностранных подписчиков и, имея крупный спрос, быстро разрослись до значительных размеров, сделавшись главным источником новостей не только для Германии, но и для всей Европы. «Нидерландская республика, – пишет Дройзен, – являлась центральной биржей политических известий, слухов и тенденциозных измышлений, но она, вместе с тем, была и тем пунктом, откуда общественное мнение Европы получало свою пищу, а в значительной мере и направление». В большинстве случаев эти голландские газеты тяготели к Австрии, от которой многие из них получали субсидии, тогда как в отношении Пруссии они были настроены враждебно, постоянно подозревая ее в скрытых замыслах и интригах.

Наиболее распространенными в Германии голландскими газетами, выходившими на французском языке, были: «Gazette de Leyde», «Nonvean Journal Universel», «Gazette d'Amstardam», «Gazette Uirecht», и заслуживший печальную известность гаагский еженедельник «Mercure historique et politique», представлявший собой орган, оппозиционный правительству Фридриха II.

В XVIII в. внешнее и внутреннее развитие германской политической прессы сделало лишь весьма скромные успехи. Наибольший интерес вызывали берлинские газеты, на которых не мог не отразиться бодрый и предприимчивый дух молодой Пруссии. После того как в продолжение первых двух десятилетий единственным политическим органом была одинокая и незначительная «Berlinische ordinäre Zeitung» книготорговца Иоганна Лоренца, в 1721 г. его собратом по профессии, Иоганном Андреасом Рюдигером (родился в 1683 г.), была основана «Berlinische Priveligierte Zeitung», которая впоследствии, с переменой владельца, преобразовалась в «Vossische Zeitung» B 1710 г. появились «Berlinische Nachrichten von Staats und Gelehrtensachen», основанные Амброзио Гауде и выходившие с 1748 г. под названием «Spenereche Zeitung». В провинции пользовалась особым успехом «Magdeburgische Zeitung», приобретенная в 1730 г. Фабером, «Schlesische Zeitung», основанная в 1742 г. в Бреславле И. И. Корном, нынешняя «Königsberger Hartungsche Zeitung», в то время называвшаяся «Königliche Preussisch-Staats-Krieg und Friedenszeitung» и с 1751 r. Составляющая собственность фамилии Гартунгов.

Благодаря своим торговым и политическим корреспонденциям, широкое распространение получил «Hamburgische Unparteische Korrespondent». Он составляет продолжение «Schifibeeker Posthorn», еженедельной газеты, основанной в 1710 г. в гольштинской деревушке Шифбек близ Гамбурга. В 1731 г. редакция его была переведена в Гамбург, где под умелым руководством опытных редакторов, в лучах «высочайше дарованной свободы», газета завоевала себе всеобщие симпатии; она выходила чуть ли не в 30000 экземплярах ежедневно.

В Вандсбеке, недалеко от Гамбурга, с 1771 по 1775 г. издавался под редакцией писателя Матфея Клаудиуса «Wandsbeeker Bothe», в котором были напечатаны его известные народные чтения, вышедшие впоследствии отдельным сборником под заглавием «Werke des Wandsbeeker Bothen» и имевшие весьма продолжительный успех.

К обеим франкфуртским газетам «Oberpostamtszeitung» и «Journal» во время французской революции присоединился инспирированный французскими эмигрантами «Journal de Francfort», прекрасно осведомленный о французских делах.

В Кельне, Эрлангене, Готе и Клеве уже долгое время выходили французские издания. Особенно замечателен кельнский листок «Gazette de Cologue». Основанный в 1734 г. талантливым и высокообразованным Иоганном Игнацом Родериком, который, будучи ярым приверженцем Австрии, во время шлезвигских войн наделал немало хлопот Фридриху II, печатая всегда лишь те сообщения, которые так или иначе вредили делу прусского короля. В минуту гнева последний однажды объявил премию в сто дукатов тому, кто заставит редакцию газеты переменить тон, хотя бы, как гласит официальное выражение, «ценой порки ее руководителей». После смерти Родерика (1756) газета мало-помалу утрачивала свое влияние, и в конце столетия издание ее прекратилось. Еще более ожесточенным противником прусской политики, оставившим в этом отношении далеко позади себя и кельнскую газету, была «Gazette d'Eirlangen», выходившая в 1741–1768 гг. под редакцией профессора Иоганна Фридриха Гросса. Но влияние ее не могло идти в сравнение с влиянием кельнского листка. Многочисленные жалобы Фридриха II его сестре, маркграфине Байрейтской (Эрланген в то время принадлежал к Байренту), оставались без всяких последствий. Столь же безуспешными оказались попытки короля заткнуть рот незначительной пруссофобской «Gazette de Gotha». Поддержку своей политики прусский король находил в «Courrier du Bas-Rhin», выходившем в Клеве с 1769 г. под редакцией Нанцона. Занятая этим органом позиция давала повод некоторым европейским дворам, задетым в той или другой статье, заваливать короля жалобами, которые удовлетворялись им с видимой готовностью наложением денежных штрафов на редакцию, никогда не взыскивавшихся, так как прусское министерство, по высочайшему повелению, довело до сведения клевишских властей, что сохранение газеты «Courrier», имеющей свои «бесспорные достоинства», ему «в высокой степени желательно». После смерти Фридриха «Courrier» утратил свое значение, но выходил еще вплоть до 1803 г.

На юге и юго-востоке Германии развитие журнализма в XVIII в. подвигалось вперед черепашьим шагом. В 1785 г. в Штутгарте возник «Schwäbische Mercur», основанный Христианом Готфридом Эль-беном, но крупную роль он стал играть лишь в XIX столетии. В Аугсбурге выходили: основанная еще в 1690 г. протестантская «Augsburgische Ordinari-Zeitung», ныне «Augsburger Abendzeitung», и получившая привилегию от императора католическая «Augsburgische Ordinari-Post-Zeitung», ныне «Augsburger Postzeitung», но обе газеты были столь бедны содержанием и располагали столь незначительным идейным багажом, что долгое время служили лишь мишенью для насмешек и издевательств современников. В баварской столице за рассматриваемый период не возникало ни одного сколько-нибудь значительного издания. В Вене, после того как в продолжение нескольких десятилетий имперская столица оставалась без газет, в 1703 г. появились одновременно «Posttäglicher Mercurius» и «Wienerisches Diarium», выходившие до 1724 г. порознь и соединившиеся в этом году в официальный правительственный орган, существующий и поныне. С 1780 г. он принял название «Wiener Zeitung». На протяжении всего XVIII столетия австрийское правительство ничего не сделало для поднятия идейного содержания своего официоза, напротив того, оно всеми силами старалось обесцветить его политический текст; благодаря этому идейное убожество долгое время было хроническим недостатком официальной венской газеты.

Такое насильственное подавление политической мысли в ежедневной прессе и вызванное им понижение идейного уровня газет повело к тому, что обсуждение крупных вопросов современности перешло в журналы. Одной из наиболее неотложных задач общественной мысли являлась выработка новых форм государственных и социальных отношений. Для успешного осуществления этой задачи необходимо было прежде всего подвергнуть предварительной переоценке принципы воспитания юношества, начала личной и семейной жизни.

Первой попыткой развития журнальной литературы на немецком языке было издание Христиана Томания «Monabgespräche». Это издание выходило, к сожалению, лишь в 1685–1689 гг. В нем впервые раздались речи о необходимости умственного оздоровления общества путем возвращения к «естественным» условиям жизни. Этот журнал послужил символом к возникновению целого ряда периодических изданий, которыми в исторической литературе упрочилось название «моральных еженедельников» («Die moralischen Wochenschniten»). Эти издания были составлены по образцу английских еженедельников «The Tatler», «The Spectator» и др. Первый «моральный еженедельник» «Der Vernunitler» возник в 1713 г., в Гамбурге в 1718 г. вышел «Die lustige Fatna», успех которого вызвал значительное оживление этого рода литературы. После всестороннего освещения недостатков воспитания юношества, «первой и главнейшей причины современной неурядицы», и детального обсуждения необходимых реформ, как выразился один из тогдашних журналов, — журналы сосредоточивали свое внимание на взрослом поколении, бичуя его тщеславие, любовь к роскоши, невежество и тщательно вскрывая все его заблуждения и промахи. Наиболее содержательными из этих еженедельников следует признать: «Die Discourse der Mahlern», издававшийся Бидмером и Преитингером в Цюрихе в 1721–1723 гг., «Der Patriot», лейб-орган кружка писателей, выходивший в 1724–1726 гг. в Гамбурге, «Die vernünftigen Tadlerinen» под редакцией Готшеда, выходивший в 1725–1726 гг., «Der Mann ohne Vorurteil» Иосифа фон Зонненфельса (Вена, 1765–1767) и «Berlinische Monatsschrift» Гедике и Бистера (Берлин, 1783–1811), имевший 58 выпусков и замыкающий собою длинную вереницу этих изданий. В начале своего существования «моральные еженедельники» принесли немало пользы делу просвещения, но впоследствии они сильно понизили тон и совершенно закоснели в апатичной вялости и рутине.

За первыми шагами, сделанными для развития духовной жизни «моральными еженедельниками», последовала вскоре дальнейшая ступень. Немецкая журналистика вышла за пределы семейных отношений и домашних дрязг: она стала затрагивать весь цивилизованный мир. Общественный интерес сосредоточился преимущественно на французской и английской литературе – первая распространилась на севере, вторая – на юге Германии. Во главе поклонников французских писателей находился Готшед, приверженцем англичан выступил Бодмер. Вскоре произошло столкновение обоих этих направлений; каждое старалось убедить противников в правоте своих взглядов, благодаря чему германская литература разделилась на два враждебных лагеря. В 1741 г. возникло два полемических журнала: «Belustigungen des Verstandes und Witzes», выходивший в Лейпциге под редакцией И.И. Швабе при ближайшем участии многих выдающихся сторонников Готшеда, и «Sammlung kritischer Schriften zur Verbesserung des Urteils und des Witzes», издававшийся в Цюрихе и ставший на сторону Бодмера. В страстном тоне, характеризующем полемику обоих журналов, Готшед упрекал швейцарцев в беспочвенности; последние, в свою очередь, нападали на педантизм лейпцигского профессора, не видящего дальше своих очков. Для примирения враждующих сторон К.X. Гертнером был основан журнал «Neue Beiträge zum Vergnügen des Verstandes und Witzes», часто называемый просто «Bremer Beiträge» по месту его издания. Но все старания этого журнала разбивались о непримиримость Готшеда, так что ему вскоре пришлось отказаться от своей посреднической роли. Выступление «Bremer Beiträge» все же косвенным образом сильно повредило влиянию Готшеда, который в конце концов уронил себя в общественном мнении своим упрямством и нетерпимостью.

Хотя литературный спор Готшеда со швейцарцами – вопреки прекрасной французской поговорке об истине, рождающейся из столкновения мнений, не привел к разъяснению выдвинутых вопросов, но все же он настолько повысил общественный интерес к литературе, что разносторонне образованный берлинский книготорговец Фридрих Николаи (родился в 1733 г., умер в 1811 г.) в 1757 г. решился основать первый крупный журнал в Германии «Bibliothek der schönen Wissenschaften und der freien Künste», в котором наряду с беллетристикой и диалектикой нашли себе место живопись, архитектура и музыка. Но несмотря на это многообразие в содержании, журнал не получил руководящего влияния вследствие неудовлетворительности своих литературных мнений, в которых элементы морализирующего доктринерства выставлялись «единственной и высшей целью поэзии и искусства». Обманутый в своих ожиданиях, Николаи уже в 1759 г. передал журнал видному лейпцигскому журналисту X.Ф. Вейсе, под редакцией которого издание выходило до 1801 г. За все это время журнал оставался в задних рядах, что, впрочем, не отразилось на его объеме и на качестве его материала. Николаи между тем основал второй журнал: «Briefe die neueste Literatur betreibend» (1759–1765). Журнал этот замечателен тем, что на его столбцах Лессинг впервые высказал и обосновал свою знаменитую мысль о том, что литература должна опираться на национальную почву. В 1765 г. Николаи приступил к изданию «Allgemeine deutsche Bibliothek» – первого руководящего журнала с универсальным характером. Наиболее значительные из германских ученых и писателей группировались вокруг этого издания. В соответствии с господствовавшими идейными тенденциями, он с точки зрения «здравого смысла» оспаривал все крайности католицизма и идейной нетерпимости. Деятельность Николаи долгое время была весьма плодотворной, но когда молодой Гёте провозгласил и распространил новые идеалы, он уже не был в состоянии последовать за ними и своей непримиримой враждой к новым течениям в искусстве и литературе навлек на себя насмешки и неприязнь молодого поколения. Его журнал утратил свою былую популярность, и, когда в 1806 г. издание его прекратилось, никто даже не упомянул его добрым словом.

С наступлением последней трети XVIII в. умственная жизнь германской нации значительно подвинулась вперед. Под влиянием геройской войны за освобождение в Северной Америке, благодаря новым воззрениям на государство и право, на личность и свободу – воззрениям, которые были выдвинуты французской «просветительной» литературой XVIII в., к литературным интересам вскоре присоединились и политические, которые в острые моменты получали перевес над всякими другими. Переход от литературных к политическим журналам выразился в «Deutscher Merkur» Виланда, основанном в Веймаре в 1773 г. и выходившем до 1810г. На страницах этого журнала появились два лучших произведения Виланда: «Oberon» и «Die Abderiten», благодаря которым журнал был принят весьма благосклонно читающей публикой. Когда же вслед за этим он с большим энтузиазмом объявил себя сторонником освободительных идей французской революции, он сразу же сделался любимым изданием всего образованного общества. Но сентябрьские убийства и казнь Людовика XVI заставили «Merkur'a» изменить свое отношение к французским делам; он объявил генерала Бонапарта единственным человеком, способным вывести страну из ее хаотического состояния. Последствия блестяще оправдали это предсказание Виланда. Недолгое время (1774–1777) существовала «Deutsche Chronik» Шубарта, редактор которой за целый ряд написанных с большим подъемом статей, навлекших на него гнев вюртембергского герцога Карла, в 1777 г. поплатился десятилетним заключением в Гогенаспергской крепости. Многочисленным преследованиям подвергались также журналы Векгерлинга «Chronologen», «Das grane Ungehener» и «Hyperboreische Briefe», предназначавшиеся для среднего читателя и пользовавшиеся большою популярностью в 1770-х и 1780-х гг. Та же участь постигла Шлецеровские «Staatsanzeigen», выходившие в Геттингене в 1783–1791 гг. Этот журнал принадлежал к наиболее выдающимся по своей идейности и глубокому пониманию событий изданиям журнальной литературы XVIII столетия. В нем Шлецер впервые высказал положение, гласившее, что в каждой стране воля государя должна осуществляться в согласии и совместно с волей народа. Но такие взгляды не встречали сочувствия со стороны властей, и ганноверское правительство сочло нужным прекратить дальнейший выход журнала.

Целый ряд других политических журналов, также имевших широкое распространение, но не оказавших существенного влияния на развитие умственной жизни, могут быть упомянуты здесь лишь вкратце, таковы: «Patriotisches Archiv» (1781–1790) Мозера, «Journal von und für Deutschland» (1776–1791) Гэкинка, «Deutsches Museum» (1776–1791) Дома и Буа Архенгольца, «Minerva (1792–1808) и «Hamburger politisches Journal» Шираха (с 1781 г.), отрицательно относившийся к освободительным течениям эпохи.

В 1790-х гг. политические интересы получили в обществе значительный перевес, и вскоре стали раздаваться отдельные голоса, требовавшие возвращения к чисто духовной жизни. Это течение мало-помалу охватывало все большие круги общества и вызвало в жизнь многочисленные попытки открытой борьбы против эксцессов политической идеологии. Молодой Шиллер, уже заставивший говорить о себе в бытность свою редактором «Reinische Thalia», основал «Hören» с прямым намерением «обновить оглушенные громом политических событий и затуманенные идейным разладом умы более высокими общечеловеческими идеалами». В своем журнале «Propyläen» Гёте желал «перенестись из неприглядной действительности в возвышенное царство поэзии». Но оба журнала не имели успеха: «Hören» появлялись лишь с начала 1795 г. до конца 1797 г., гётевский журнал «Propyläen» выходил не более года (1799–1800). Попытка братьев Шлегелей основать художественный журнал «Athenäum» (1798—1800) окончилась неудачей. Но изданная X.Г. Шютце «Allgemeine Literaturzeitung», выходившая в 1785–1804 гг. в Йене и потом до 1849 г. в Галле, наоборот, получила права гражданства в журнальной литературе. Наряду с ней с 1804 г. выходила «Jenaische Literatur-Zeitung» под редакцией X.К.А. Эйштеда. Широкие слои интеллигентных читателей обслуживались основанным в 1787 г. в Веймаре Юстусом Бертухом «Journal des Luxus und der Mode», статьи которого, написанные в легком, салонном стиле, имели огромный успех.

 

Date: 2015-09-05; view: 669; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию